Кислоты в свете представлений об электрической диссоциации. Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.docx - План урока на тему: "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации". Химические свойства кислот

Как найти производную, как взять производную? На данном уроке мы научимся находить производные функций. Но перед изучением данной страницы я настоятельно рекомендую ознакомиться с методическим материалом Горячие формулы школьного курса математики . Справочное пособие можно открыть или закачать на странице Математические формулы и таблицы. Также оттуда нам потребуется Таблица производных , ее лучше распечатать, к ней часто придется обращаться, причем, не только сейчас, но и в оффлайне.

Есть? Приступим. У меня для Вас есть две новости: хорошая и очень хорошая. Хорошая новость состоит в следующем: чтобы научиться находить производные, совсем не обязательно знать и понимать, что такое производная. Более того, определение производной функции, математический, физический, геометрический смысл производной целесообразнее переварить позже, поскольку качественная проработка теории, по моему мнению, требует изучения ряда других тем, а также некоторого практического опыта.

И сейчас наша задача освоить эти самые производные технически. Очень хорошая новость состоит в том, что научиться брать производные не так сложно, существует довольно чёткий алгоритм решения (и объяснения) этого задания, интегралы или пределы, например, освоить труднее.

Советую следующий порядок изучения темы: во-первых, эта статья. Затем нужно прочитать важнейший урок Производная сложной функции. Эти два базовых занятия позволят поднять Ваши навыки с полного нуля. Далее можно будет ознакомиться с более сложными производными в статье Сложные производные.

Логарифмическая производная . Если планка окажется слишком высока, то сначала прочитайте вещьПростейшие типовые задачи с производной . Помимо нового материала, на уроке рассмотрены другие, более простые типы производных, и есть прекрасная возможность улучшить свою технику дифференцирования. Кроме того, в контрольных работах почти всегда встречаются задания на нахождение производных функций, которые заданы неявно или параметрически. Такой урок тоже есть:Производные неявных и параметрически заданных функций .

Я попытаюсь в доступной форме, шаг за шагом, научить Вас находить производные функций. Вся информация изложена подробно, простыми словами.

Собственно, сразу рассмотрим пример: Пример 1

Найти производную функции Решение:

Это простейший пример, пожалуйста, найдите его в таблице производных элементарных функций. Теперь посмотрим на решение и проанализируем, что же произошло? А произошла следующая вещь:

у нас была функция , которая в результате решения превратилась в функцию.

Говоря совсем просто, для того чтобы найти производную

функции, нужно по определенным правилам превратить её в другую функцию. Посмотрите еще раз на таблицу производных – там функции превращаются в другие функции. Единственным

исключением является экспоненциальная функция , которая

превращается сама в себя. Операция нахождения производной называется дифференцированием .

Обозначения : Производную обозначаютили.

ВНИМАНИЕ, ВАЖНО! Забыть поставить штрих (там, где надо), либо нарисовать лишний штрих (там, где не надо) –ГРУБАЯ ОШИБКА! Функция и её производная – это две разные функции!

Вернемся к нашей таблице производных. Из данной таблицы желательно запомнить наизусть : правила дифференцирования и производные некоторых элементарных функций, особенно:

производную константы:

Где– постоянное число; производную степенной функции:

В частности:,,.

Зачем запоминать? Данные знания являются элементарными знаниями о производных. И если Вы не сможете ответить преподавателю на вопрос «Чему равна производная числа?», то учеба в ВУЗе может для Вас закончиться (лично знаком с двумя реальными случаями из жизни). Кроме того, это наиболее распространенные формулы, которыми приходится пользоваться практически каждый раз, когда мы сталкиваемся с производными.

В реальности простые табличные примеры – редкость, обычно при нахождении производных сначала используются правила дифференцирования, а затем – таблица производных элементарных функций.

В этой связи переходим к рассмотрению правил дифференцирования :

1) Постоянное число можно (и нужно) вынести за знак производной

Где– постоянное число (константа)Пример 2

Найти производную функции

Смотрим в таблицу производных. Производная косинуса там есть, но у нас .

Самое время использовать правило, выносим постоянный множитель за знак производной:

А теперь превращаем наш косинус по таблице:

Ну и результат желательно немного «причесать» – ставим минус на первое место, заодно избавляясь от скобок:

2) Производная суммы равна сумме производных

Найти производную функции

Решаем. Как Вы, наверное, уже заметили, первое действие, которое всегда выполняется при нахождении производной, состоит в том, что мы заключаем в скобки всё выражение и ставим штрих справа вверху:

Применяем второе правило:

Обратите внимание, что для дифференцирования все корни, степени нужно представить в виде , а если они находятся в знаменателе, то

переместить их вверх. Как это сделать – рассмотрено в моих методических материалах.

Теперь вспоминаем о первом правиле дифференцирования – постоянные множители (числа) выносим за знак производной:

Обычно в ходе решения эти два правила применяют одновременно (чтобы не переписывать лишний раз длинное выражение).

Все функции, находящиеся под штрихами, являются элементарными табличными функциями, с помощью таблицы осуществляем превращение:

Можно всё оставить в таком виде, так как штрихов больше нет, и производная найдена. Тем не менее, подобные выражения обычно упрощают:

Все степени вида желательно снова представить в виде корней,

степени с отрицательными показателями – сбросить в знаменатель. Хотя этого можно и не делать, ошибкой не будет.

Найти производную функции

Попробуйте решить данный пример самостоятельно (ответ в конце урока).

3) Производная произведения функций

Вроде бы по аналогии напрашивается формула …., но неожиданность состоит в том, что:

Эта необычное правило (как, собственно, и другие)следует из определения производной . Но с теорией мы пока повременим – сейчас важнее научиться решать:

Найти производную функции

Здесь у нас произведение двух функций, зависящих от . Сначала применяем наше странное правило, а затем превращаем функции по таблице производных:

Сложно? Вовсе нет, вполне доступно даже для чайника.

Найти производную функции

В данной функции содержится сумма и произведение двух функций – квадратного трехчленаи логарифма. Со школы мы помним, что умножение и деление имеют приоритет перед сложением и вычитанием.

Здесь всё так же. СНАЧАЛА мы используем правило дифференцирования произведения:

Теперь для скобки используем два первых правила:

В результате применения правил дифференцирования под штрихами у нас остались только элементарные функции, по таблице производных превращаем их в другие функции:

При определенном опыте нахождения производных, простые производные вроде не обязательно расписывать так подробно. Вообще, они обычно решаются устно, и сразу записывается, что.

Найти производную функции Это пример для самостоятельного решения (ответ в конце урока)

4) Производная частного функций

В потолке открылся люк, не пугайся, это глюк. А вот это вот суровая действительность:

Найти производную функции

Чего здесь только нет – сумма, разность, произведение, дробь…. С чего бы начать?! Есть сомнения, нет сомнений, но, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ для начала рисуем скобочки и справа вверху ставим штрих:

Теперь смотрим на выражение в скобках, как бы его упростить? В данном случае замечаем множитель, который согласно первому правилу целесообразно вынести за знак производной:

Заодно избавляемся от скобок в числителе, которые теперь не нужны. Вообще говоря, постоянные множители при нахождении производной

Поиск производной математической функции называется дифференцированием. Найти производную от математической функции – частая задача, встречающаяся в высшей математике. Говорить можно по-разному: найти производную, вычислить производную, продифференцировать функцию, взять производную, но все это одни и те же понятия. Бывают, конечно, и сложные задания, в которых нахождение производной всего лишь один из компонентов задачи. На нашем сервисе сайт у вас есть возможность вычислить производную онлайн как от элементарных, так и от сложных функций, не имеющих аналитического решения. Производная онлайн на нашем сервисе может быть найдена практически от любой математической функции, даже самой сложной, которую вам не смогли решить другие сервисы. А полученный ответ всегда верный на 100% и исключает ошибки. Посмотреть, как происходит процесс нахождения производной на нашем сайте можно на конкретных примерах. Примеры находятся справа от кнопки «Решение». Выберите любую функцию из списка примеров, она автоматически подставится в поле функции, а затем нажмите кнопку «Решение». Вы увидите пошаговое решение, ваша производная будет найдена аналогично. Преимущества решения производной онлайн. Даже если вы знаете, как находить производные, этот процесс может потребовать немало времени и сил. Сервис сайт призван избавить вас от утомительных и долгих вычислений, в которых к тому же вы можете допустить ошибку. Производная онлайн у нас вычисляется одним нажатием кнопки «Решение» после ввода заданной функции. Также сайт отлично подойдет тем, кто хочет проверить свои умения находить производную математической функции и убедиться в правильности самостоятельного решения или найти допущенную в нем ошибку. Для этого достаточно лишь сравнить свой ответ с результатом вычислений онлайн-сервиса. Если вы не хотите пользоваться таблицами производных, с которыми нахождение нужной функции забирает достаточно времени, то используйте наш сервис вместо таблиц производных, чтобы найти производную. Основные преимущества нашего сайта в сравнении с другими аналогичными сервисами состоят в том, что вычисление происходит у нас очень быстро (в среднем 5 секунд) и за него не нужно ничего платить, - сервис абсолютно бесплатный. От вас не потребуется никаких регистраций, вводов e-mail или своих персональных данных. Все, что необходимо – ввести заданную функцию и нажать кнопку «Решение». Что такое производная. Производная функции – основное понятие в математике и математическом анализе. Обратный этому процессу – интегрирование, то есть нахождение функции по известной производной. Говоря проще, дифференцирование является действием над функцией, а производная – это уже результат такого действия. Для вычисления производной функции в определенной точке, аргумент x заменяется численным значением и вычисляется выражение. Обозначается производная штрихом в правом верхнем углу над функцией. Также штрих может быть и обозначением конкретной функции. Для нахождения производной элементарной функции вам понадобится знать таблицу производной или иметь ее всегда под рукой, что может быть не очень удобно, а также знать правила дифференцирования, поэтому рекомендуем пользоваться нашим сервисом, где вычисляется производная онлайн, достаточно только ввести функцию в предназначенное для этого поле. Аргументом должна быть x переменная, так как дифференцирование совершается по нему. Если надо вычислить вторую производную, то можно продифференцировать полученный ответ. Как вычисляется производная онлайн. Уже давно созданы и можно легко встретить таблицы производных для элементарных функций, поэтому вычислить производную элементарной (простой) математической функции – довольно простое дело. Однако когда требуется найти производную сложной математической функции, то это уже не тривиальная задача и она потребует немало усилий и затрат времени. От бессмысленных и долгих расчетов вы можете избавиться, если воспользуетесь нашим онлайн сервисом. Благодаря ему производная будет вычислена за считанные секунды.

Определение. Пусть функция \(y = f(x) \) определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку \(x_0 \). Дадим аргументу приращение \(\Delta x \) такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции \(\Delta y \) (при переходе от точки \(x_0 \) к точке \(x_0 + \Delta x \)) и составим отношение \(\frac{\Delta y}{\Delta x} \). Если существует предел этого отношения при \(\Delta x \rightarrow 0 \), то указанный предел называют производной функции \(y=f(x) \) в точке \(x_0 \) и обозначают \(f"(x_0) \).

$$ \lim_{\Delta x \to 0} \frac{\Delta y}{\Delta x} = f"(x_0) $$

Для обозначения производной часто используют символ y". Отметим, что y" = f(x) - это новая функция, но, естественно, связанная с функцией y = f(x), определенная во всех точках x, в которых существует указанный выше предел. Эту функцию называют так: производная функции у = f(x) .

Геометрический смысл производной состоит в следующем. Если к графику функции у = f(x) в точке с абсциссой х=a можно провести касательную, непараллельную оси y, то f(a) выражает угловой коэффициент касательной:
\(k = f"(a) \)

Поскольку \(k = tg(a) \), то верно равенство \(f"(a) = tg(a) \) .

А теперь истолкуем определение производной с точки зрения приближенных равенств. Пусть функция \(y = f(x) \) имеет производную в конкретной точке \(x \):
$$ \lim_{\Delta x \to 0} \frac{\Delta y}{\Delta x} = f"(x) $$
Это означает, что около точки х выполняется приближенное равенство \(\frac{\Delta y}{\Delta x} \approx f"(x) \), т.е. \(\Delta y \approx f"(x) \cdot \Delta x \). Содержательный смысл полученного приближенного равенства заключается в следующем: приращение функции «почти пропорционально» приращению аргумента, причем коэффициентом пропорциональности является значение производной в заданной точке х. Например, для функции \(y = x^2 \) справедливо приближенное равенство \(\Delta y \approx 2x \cdot \Delta x \). Если внимательно проанализировать определение производной, то мы обнаружим, что в нем заложен алгоритм ее нахождения.

Сформулируем его.

Как найти производную функции у = f(x) ?

1. Зафиксировать значение \(x \), найти \(f(x) \)
2. Дать аргументу \(x \) приращение \(\Delta x \), перейти в новую точку \(x+ \Delta x \), найти \(f(x+ \Delta x) \)
3. Найти приращение функции: \(\Delta y = f(x + \Delta x) - f(x) \)
4. Составить отношение \(\frac{\Delta y}{\Delta x} \)
5. Вычислить $$ \lim_{\Delta x \to 0} \frac{\Delta y}{\Delta x} $$
Этот предел и есть производная функции в точке x.

Если функция у = f(x) имеет производную в точке х, то ее называют дифференцируемой в точке х. Процедуру нахождения производной функции у = f(x) называют дифференцированием функции у = f(x).

Обсудим такой вопрос: как связаны между собой непрерывность и дифференцируемость функции в точке.

Пусть функция у = f(x) дифференцируема в точке х. Тогда к графику функции в точке М(х; f(x)) можно провести касательную, причем, напомним, угловой коэффициент касательной равен f"(x). Такой график не может «разрываться» в точке М, т. е. функция обязана быть непрерывной в точке х.

Это были рассуждения «на пальцах». Приведем более строгое рассуждение. Если функция у = f(x) дифференцируема в точке х, то выполняется приближенное равенство \(\Delta y \approx f"(x) \cdot \Delta x \). Если в этом равенстве \(\Delta x \) устремить к нулю, то и \(\Delta y \) будет стремиться к нулю, а это и есть условие непрерывности функции в точке.

Итак, если функция дифференцируема в точке х, то она и непрерывна в этой точке .

Обратное утверждение неверно. Например: функция у = |х| непрерывна везде, в частности в точке х = 0, но касательная к графику функции в «точке стыка» (0; 0) не существует. Если в некоторой точке к графику функции нельзя провести касательную, то в этой точке не существует производная.

Еще один пример. Функция \(y=\sqrt{x} \) непрерывна на всей числовой прямой, в том числе в точке х = 0. И касательная к графику функции существует в любой точке, в том числе в точке х = 0. Но в этой точке касательная совпадает с осью у, т. е. перпендикулярна оси абсцисс, ее уравнение имеет вид х = 0. Углового коэффициента у такой прямой нет, значит, не существует и \(f"(0) \)

Итак, мы познакомились с новым свойством функции - дифференцируемостью. А как по графику функции можно сделать вывод о ее дифференцируемости?

Ответ фактически получен выше. Если в некоторой точке к графику функции можно провести касательную, не перпендикулярную оси абсцисс, то в этой точке функция дифференцируема. Если в некоторой точке касательная к графику функции не существует или она перпендикулярна оси абсцисс, то в этой точке функция не дифференцируема.

Правила дифференцирования

Операция нахождения производной называется дифференцированием . При выполнении этой операции часто приходится работать с частными, суммами, произведениями функций, а также с «функциями функций», то есть сложными функциями. Исходя из определения производной, можно вывести правила дифференцирования, облегчающие эту работу. Если C - постоянное число и f=f(x), g=g(x) - некоторые дифференцируемые функции, то справедливы следующие правила дифференцирования :

$$ C"=0 $$ $$ x"=1 $$ $$ (f+g)"=f"+g" $$ $$ (fg)"=f"g + fg" $$ $$ (Cf)"=Cf" $$ $$ \left(\frac{f}{g} \right) " = \frac{f"g-fg"}{g^2} $$ $$ \left(\frac{C}{g} \right) " = -\frac{Cg"}{g^2} $$ Производная сложной функции:
$$ f"_x(g(x)) = f"_g \cdot g"_x $$

Таблица производных некоторых функций

$$ \left(\frac{1}{x} \right) " = -\frac{1}{x^2} $$ $$ (\sqrt{x}) " = \frac{1}{2\sqrt{x}} $$ $$ \left(x^a \right) " = a x^{a-1} $$ $$ \left(a^x \right) " = a^x \cdot \ln a $$ $$ \left(e^x \right) " = e^x $$ $$ (\ln x)" = \frac{1}{x} $$ $$ (\log_a x)" = \frac{1}{x\ln a} $$ $$ (\sin x)" = \cos x $$ $$ (\cos x)" = -\sin x $$ $$ (\text{tg} x)" = \frac{1}{\cos^2 x} $$ $$ (\text{ctg} x)" = -\frac{1}{\sin^2 x} $$ $$ (\arcsin x)" = \frac{1}{\sqrt{1-x^2}} $$ $$ (\arccos x)" = \frac{-1}{\sqrt{1-x^2}} $$ $$ (\text{arctg} x)" = \frac{1}{1+x^2} $$ $$ (\text{arcctg} x)" = \frac{-1}{1+x^2} $$

Тема: Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи:
1. обобщить и систематизировать известный учащимся материал о кислотах;
2. сформировать представления о свойствах кислот в свете теории электролитической
диссоциации;
3. совершенствовать умения записи уравнений химических реакций;
4. развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение;
5. воспитывать у учащихся способность к адекватной самооценке.
Мотивация и целеполагание:
Она жжётся и кусается,
Если к нам на руки проливается.
Дырки в брюках оставляет
И бумагу прожигает.
Вот такая вот она –
Эта наша …!
Изучение нового материала:

Вспомните, кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в водных
растворах в качестве катионов образуются ионы водорода. Именно наличие ионов
водорода обуславливает общие свойства всех кислот.
Давайте рассмотрим свойства, характерные для всех кислот. Все растворы кислот

изменяют окраску индикаторов. Изменение окраски индикаторов связано с наличием у
кислот ионов водорода, образующихся при диссоциации кислот.
HCl = H + + Cl­
HNO3 = H + + NO3
­
­
HNO2 ⇆ H + + NO2

Если мы в раствор кислоты добавим несколько капель лакмуса, то раствор
окрасится в красный цвет, т.е. в кислотах лакмус изменяет окраску с фиолетовой на
красную, если мы в раствор кислоты добавим несколько капель метилового оранжевого, то
раствор кислоты станет тоже красного цвета, т.е. и метиловый оранжевый в кислотах
изменяет свою окраску с оранжевой на красную. Фенолфталеин не изменяет свою окраску в
присутствии кислот.

Кислоты реагируют с основаниями: как с растворимыми, так и с нерастворимыми.
При этом образуется соль и вода. Этот тип реакций относится к реакциям обмена (см. рис.
137).
Кислота + основание = соль + вода

Например, если мы в пробирку с гидроксидом натрия добавим несколько капель
фенолфталеина, то раствор щёлочи окрасится в малиновый цвет, а затем сюда же добавим
раствор соляной кислоты, то малиновая окраска исчезает. Окраска исчезает, т.к. в
результате этой реакции образуется соль и вода. Образование соли можно легко
подтвердить: если мы на предметное стекло капнем несколько капель раствора и выпарим,
то на стекле появятся кристаллы соли.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
ОН­ + Н+ = Н2О

Аналогично кислоты реагируют с нерастворимыми основаниями. Получим,
например, нерастворимое основание – гидроксид железа (III). Для этого, в раствор
сульфата железа (III) добавим несколько капель гидроксида калия, при этом образуется
осадок бурого цвета – это гидроксид железа (III). К этому нерастворимому основанию
добавим соляной кислоты, осадок растворяется, т.к. образуется соль и вода. Если мы этот
раствор соли поместим на предметное стекло и выпарим, то на стекле появятся кристаллы
жёлтого цвета – это кристаллы соли хлорида железа (III).
Fe2(SO4)3 + 6КOH = 2Fe(OH)3
Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
+ 3↓ К2SO4
Кислоты также вступают в реакцию обмена с оксидами металлов. В результате реакции
образуется соль и вода.
Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
Кислота + оксид металла = соль + вода
Поместим в пробирку оксид металла – оксид меди (II), он чёрного цвета, нальём в эту же
пробирку раствор серной кислоты и слегка нагреем содержимое пробирки. У нас протекает
реакция, в результате которой образуется соль – сульфат меди (II) и вода. Доказать, что в
реакции образовалась соль можно так же, как и в предыдущих опытах, для этого следует
несколько капель раствора поместить на предметное стекло и выпарить (см. рис. 138).
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O
Кислоты реагируют с металлами, эти реакции относятся к реакциям замещения, при этом
образуется соль и выделяется водород (см. рис. 139).
Кислота + металл = соль + водород
Для того чтобы реакция между кислотой и металлом прошла, необходимы следующие
условия:
1. Металл должен находиться в ряду напряжений до водорода;
2. Должна получиться растворимая соль;
3. Нерастворимые кислоты не вступают в реакцию с металлами;
4. Концентрированный раствор серной и растворы азотной кислоты иначе реагируют с
металлами.
Для этого подтверждения поместим в четыре пробирки металлы: в первую пробирку –
цинк, во вторую – алюминий, в третью – свинец, четвёртую – медь. В первую и третью
пробирку нальём раствора серной кислоты, во вторую и четвёртую – раствора соляной
кислоты. Понаблюдаем за изменениями. В первой и второй пробирке наблюдается
выделение водорода, в третьей и четвёртой – нет. В пробирке со свинцом и серной
кислотой реакция не пошла, т.к. в результате образуется нерастворимая соль, которая
покрывает всю поверхность металла защитной плёнкой. В четвёртой пробирке также
изменений нет, т.к. медь стоит в ряду напряжений металлов после водорода.
0
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
0
2Al0 + 6H+ = 2Al3+ + 3H2
Pb + H2SO4 ≠
Cu + HCl ≠
Реакция кислот с солями относится к реакциям обмена, при этом образуется новая кислота
и новая соль. Эти реакции протекают в том случае, если образуется осадок или газ (см. рис.
140).
Кислота + соль = новая кислота + новая соль

Проведём опыт: для этого в первую пробирку нальём соляной кислоты и силиката натрия,
во вторую – серной кислоты и карбоната калия, в третью – соляной кислоты и хлорида
бария. Посмотрим за изменениями: в первой пробирке мы наблюдаем образование
студенистого осадка, во второй – выделение газа, а в третьей – изменений нет. В двух
пробирках реакции прошли, т.к. выполнялись следующие условия: в первой – образование
осадка, во второй – выделение газа.
2­ = CO2
+ H
2­ = H2SiO3↓
2HCl + Na2SiO3 = 2NaCl + H2SiO3↓
2H+ + SiO3
H2SO4 + K2CO3 = K2SO4 + CO2
2H+ + CO3
HCl + BaCl2 ≠
Запомните, что кислоты изменяют окраску индикаторов, реагируют с основаниями,
оксидами металлов, при определённых условиях реагируют с металлами и солями.

Обобщение и систематизация знаний:
+ H
2O
2O
1. Фронтальный опрос:
­ С какими веществами реагируют кислоты и какие вещества при этом получаются?
­ К какому типу относятся протекающие реакции?
­ Какие новые свойства кислот вы теперь знаете?
­ Общие свойства кислот определяются наличием в их составе ионов водорода или
кислотного остатка?
­ Как вы думаете, имеют ли кислоты свойства, по которым они отличаются друг от друга?
Если да, то почему?
2. Лабораторный опыт.

Закрепление и контроль знаний:
1. Закончите схемы возможных реакций. Укажите их тип.
…;→
…;→
…;→
…;→
а) H2SO4 + NaOH
б) NaCl + H2SO4
в) CuO + HCl
г) Cu + HCl
д) Fe(OH)3 + HNO3
е) Ca + HCl
ж) SO3 + H2SO4
з) CaCO3 + HCl
и) Na2SO4 + H2CO3
…;→
…;→
…;→
…→
…;→
Ответ:
а) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O (реакция обмена)
( реакция обмена)
б) 2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + 2HCl
в) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O (реакция обмена)
г) Cu + HCl ≠
д) Fe(OH)3 + 3HNO3 = Fe(NO3)3 + 3H2O (реакция обмена)
е) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2
(реакция замещения)

ж) SO3 + H2S ≠
з) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2
и) Na2SO4 + H2CO3 ≠
+ H2O (реакция обмена)
2. Запишите уравнения химических реакций, согласно которым можно осуществить
данные превращения: Na2SO4
S
H2SO4 Na2SO4
SO2
SO3
Na2SO4
Na2SO4
Ответ:
1) S + O2 = SO2
2) 2SO2 + O2 = 2SO3
3) SO3 + H2O = H2SO4
4) H2SO4 + 2Na = Na2SO4 + H2
5) H2SO4 + Na2O = Na2SO4 + H2O
6) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
7) H2SO4 + 2NaCl = Na2SO4 + 2HCl
Рефлексия и подведение итогов:
1. Какие свойства кислот вызвали у вас наибольшее затруднение? Как вы думаете,
почему?
2. Какие задания вам выполнить не удалось? Почему?
3. Уходя, не забудьте поставить ваш кораблик к соответствующему острову в «Океане
настроений».
Домашнее задание:
I уровень: §39, упр. 4,6;
II уровень: тоже + упр. 5.