Отделить овец от козлищ. Отделить от себя

Жизнеописание святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского

Жизнь и подвиги этого великого человека запечатлелись в истории не только нашей Церкви, но и в истории нашего Отечества. Его жизнь - для нас показатель того, что христианином может быть любой человек, независимо от его интеллектуальных дарований, места его рождения и образа жизни окружающего его общества. Ведь очень часто озираясь по сторонам, мы говорим сами себе «это невозможно в нынешних условиях», но жизненный пример святого постоянно нам доказывает обратное и сподвигает нас на совместный путь к Богу, путь Жертвы и Любви. Без этого человеку невозможно наследовать Жизнь с Богом. И понять это может только то сердце, которое понуждает себя на милость ради славы Божией, принося самую благоприятную жертву Богу «Ибо Я милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6).

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать - православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.

В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и избрал вместо живописи медицину.

Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин осуществляет свое горячее желание «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью», и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям. Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.

С 1905 года по 1917-й В. Ф. Войно-Ясенецкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1916 году В. Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию «Регионарная анестезия», о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.

С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. «Доктор, вам надо быть священником», - сказал он Войно-Ясенецкому. «У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Духовное руководство требует от пастыря истинной пастырской мудрости и полного самоотречения ради спасения своих ближних.

Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана. Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд

В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг. Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский, намеревался дать отцу Валентину при постриге имя целителя Пантелеимона, но, побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав его проповедь, остановился на имени апостола, Евангелиста, врача и художника св. Луки. 30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским. 10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии» В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (нынешний Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях.

В ссылках он по-прежнему был готов прийти на помощь всем нуждавшимся во врачебной помощи и пастырском благословении. Он лечил и оперировал иногда подручными средствами: с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом…

В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне.

В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск. По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.

6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.

В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял. Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года Владыка Лука Посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

8 сентября 1943 года он был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего Святейшего Патриарха Сергия. В списке участников Собора - 19 иерархов, и имя архиепископа Луки стоит там четвертым.

В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекдии при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов. 26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.

1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.

Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

За 38 лет священства Владыка Лука произнес тысячу двести пятьдесят проповедей, из которых не менее семисот пятидесяти были записаны и составили двенадцать толстых томов машинописи (4500 страниц). Совет Московской духовной академии назвал это собрание проповедей исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни и избрал автора почетным членом академии. Верующие, которые присутствовали на богослужениях, запоминали, как служил Владыка Лука, на всю жизнь. Это было предстояние перед Господом. Каждое слово он произносил ясно, чтобы запало вглубь. Особенно вдохновенно читал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя

В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя.

- У вас есть план, что делать с судами в «прекрасной новой России»?

Здесь как с любой реформой: прежде чем начинать, надо ответить на несколько вопросов.

Что именно нам не нравится? В России суды по уголовным делам почти всегда соглашаются со следствием, поэтому у нас ничтожный процент оправданий. Если твое дело дошло до суда - наверняка осудят. Мы в называем это .

Следующий вопрос: мы строим новое или перестраиваем старое? Бывает, надо делать с нуля - как полицию в Грузии: распустили старую - набрали новую. Но очевидно, что это не наш случай - Россия не сможет жить без судов, как Грузия полгода жила без полиции, да и не полгода тут надо.

И наконец: а реально ли провести перестройку? К сожалению, нет. Например, сейчас есть идея создать экстерриториальные суды , чтобы дела в апелляции и кассации не рассматривались в судах одного и того же региона, а по факту часто - в одном и том же суде. Чтобы на судью не давили власти, вышестоящие судьи. Хорошая идея, но бессмысленная. Система находится в таком состоянии, что и эта, и любая другая содержательная реформа будут быстро выхолощены. Если проводить аналогию, мы имеем человека в состоянии гипертонического криза. Можно, конечно, прописать ему здоровый образ жизни, пробежки по утрам, но, скорее всего, это его убьет. Сперва больного надо отправить в реанимацию, чтобы купировать криз. А потом уже лечить.

- Какая реанимация нужна российским судам?

Мы ищем ответ на этот вопрос с 2010 года - опрашиваем судей по всей России, изучаем судебную статистику. Коротко говоря, начинать надо с решения проблем судейского корпуса - это и есть реанимация. А потом уже можно менять отношения этого корпуса с внешним миром, то есть проводить системную реформу.

Прежде всего, судей надо разгрузить - сейчас им некогда разбирать дела по существу, они слишком много сил и времени тратят на то, что уже готовые решения. На российского судью в среднем приходится около тысячи дел в год, а на мирового судью - больше двух с половиной тысяч. В основном, это очень маленькие гражданские и административные дела - недоимки по налогам, недоимки по платежам в пенсионный фонд, долги по квартплате. Есть, конечно, и крупные, поэтому средняя сумма выходит около 15 тысяч рублей.

Прибегает председатель райсуда, размахивает иском: «СМОТРИ, ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ - НАЛОГОВАЯ ПОДАЛА ИСК НА ОДНУ КОПЕЙКУ!»

Как это выглядит? Приходит представитель, допустим, налоговой, с пачкой исков и флэшкой, откуда можно быстро перенести данные. И начинается работа: фамилия-имя-отчество в иске и в судебном решении совпадают, паспортные данные совпадают, адрес совпадает, дата верная и т. д. Человек, который тратит себя на такую рутину, и ко всей остальной работе начинает относиться так же. Это убивает в суде судью.

Такие дела просто не должны попадать в суд. Нужно ввести минимальный размер иска о взыскании таких пенсионных и налоговых недоимок; мы считаем, что это 15 тысяч рублей. А чтобы коммунальщики не подавали в суд на всех подряд, надо повысить государственную пошлину за рассмотрение дела - примерно на порядок. Сейчас это 400 рублей - пусть будет четыре тысячи рублей. Тогда юрист из ЖЭКа не пойдет в суд с пачкой исков, а сперва посмотрит, реально ли взыскать что-нибудь с ответчика, - ведь в большинстве случаев взять с него нечего.

Говорят, что повышение пошлин ударит по гражданам: для пенсионера четыре тысячи рублей - громадная сумма. Но здесь не о чем беспокоиться - судья может освободить от уплаты пошлины или отсрочить ее, если видит, что дело выигрышное и платить в итоге придется ответчику. Этот механизм уже сейчас работает в отношении малообеспеченных граждан и даже в отношении организаций, скажем, с заблокированными счетами.

Минимальный размер недоимки и повышение пошлин позволят освободить судей от примерно 20% бессмысленных дел.

- А почему это до сих пор не сделано, раз все так очевидно?

А потому что изнутри системы этого не видно. Это мы пришли и говорим: а вы среднюю сумму иска посчитать не пробовали? Нет, не пробовали.

Прибегает председатель райсуда, размахивает иском: «Смотри, что они делают - налоговая подала иск на одну копейку!» После этого председатель областного суда звонит руководителю налоговой: «Вы что там, совсем?!» А тот ему: «Извините, нам нечего делать - задолженность есть, мы обязаны взыскать». И дальше все идет, как шло. Такие вещи запоминаются, а то, что каждый день через тот же суд проходят сотни исков, которые от этого копеечного принципиально ничем не отличаются, никто внутри не замечает. Знаете, как в судах хотели бороться с ростом нагрузки? Ввести нормативы нагрузки. Мы им говорим: есть же процессуальные сроки, вы все равно обязаны будете их выдерживать. Сейчас вы просто говорите о перегрузке, а будете говорить, что нормативы превышены втрое. Что изменится?

- Они в принципе не думают, что можно поменять входящий поток дел.

Да. Идем дальше: судьям нужно вернуть независимость. Согласно Конституции, цитирую: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Но это, к сожалению, не так. Судья является частью вертикально организованной судейской корпорации, в которой он подчиняется . Давление на судей осуществляется именно через председателей.

Председатель не должен участвовать в процедуре назначения судьи, как это происходит сейчас. Он не должен определять вознаграждение судьи - деньги можно привязать к стажу. Не должен распределять дела между судьями, так называемую нагрузку, - с этим прекрасно справится автоматизированная система. Все это дает председателю слишком много власти: по закону он всего лишь первый среди равных, а по факту превратился в начальника.

Договориться с каждым судьей – это сложно. А так всегда есть председатель, и это удобный для всех инструмент давления на судью

Не нужно назначать председателя, как судью, президентским указом - пусть его избирают судьи. И нынешние два срока по шесть лет, которые разрешает закон, это слишком много. Это задает неправильную карьерную модель. Судья обычно приходит на должность с тремя-четырьмя годами стажа, потом работает пять-шесть лет, потом, если повезет, становится председателем. По истечении 20 лет, как известно, судья получает право на пенсию. Если срок - два по шесть, председатель при назначении знает, что никогда уже не вернется в рядовые судьи. Это создает расслоение среди судей на «рядовых» и «начальников». Следует сократить максимальный срок полномочий. Председатель должен стать первым среди равных. Попредседательствовал - вернись на место.

А не получится, что без председателей все развалится? Судьи станут судить кое-как, дела будут тянуться месяцами?

Регулярно слышу такие возражения от тех, кто не знаком с судейской работой. Председатель вообще не следит за сроками - за ними следит автоматизированная система «Правосудие». И если сроки проходят, то координатор оттуда звонит судье и говорит: «У вас там такое-то дело красным горит». И за злоупотреблениями председатель не следит. Когда вы жалуетесь ему на судью, председатель отвечает что? Он отвечает: «Если вы считаете, что судья нарушил что-то в процессе - пишите в апелляцию. Если вы считаете, что судья хам - в квалификационную коллегию». Председатель точно не является защитником обиженных граждан.

- Получается, от председателя вообще никакой пользы, кроме вреда?

Для граждан - вообще никакой.

- А для судей?

Ну и, конечно, для вышестоящих судей это незаменимая фигура. Когда нужно что-то довести до личного состава, тем более неофициально, это делается именно через совещания председателей. Например, была кампания за соблюдение процессуальных сроков. И была команда: выносите любое решение, лишь бы в срок, а мы будем возвращать сложное дело на новое рассмотрение и закроем глаза на отмены.

- А приговоры по политическим делам до судей тоже доводят через председателя?

Да, конечно. Договориться с каждым судьей - это сложно. А так всегда есть председатель, и это удобный для всех инструмент давления на судью. В силу кадровой политики судья оказывается полностью зависим от председателя.

Поэтому третья часть - изменение кадровой политики. Вот уже почти 20 лет в России растет доля судей, приходящих из . 10 лет назад этот источник кадров стал основным, сейчас почти 75% вновь назначаемых судей имеют опыт работы секретарем и/или помощником судьи, причем для 56% это единственный опыт. В целом в судебной системе сейчас около 55% таких аппаратчиков.

Между тем судья - это не просто юрист. Судья принимает решение, опираясь на внутреннее убеждение, поэтому у него должен быть реальный жизненный опыт. Чтобы понять обстоятельства другого человека - подсудимого, нужно знать, как устроена жизнь. Между прочим, во французской Высшей национальной школе магистратуры (École nationale de la magistrature), которая готовит судей и прокуроров, практически нет юридических предметов. Половина занятий связана со спецификой работы судов, а другая половина рассказывает студентам, как в их стране люди живут. Везде через суды проходят в основном люди малообеспеченные, будущий судья вряд ли много сталкивался с ними в жизни, поэтому ему нужно про это рассказать.

Чтобы российский судья не был просто секретарем-помощником, продвинувшимся по карьерной лестнице, нужно поменять три вещи.

Первое - отменить требование высшего юридического образования при приеме секретарей на работу, там вполне достаточно любого высшего образования. Вам только кажется, что это техническая вещь. Смотрите, сейчас обычный карьерный трек такой: секретарь, через три года работы по специальности (это установленный минимум) - помощник, потом когда-нибудь судья. Как только мы перестаем требовать юридическое образование, должность секретаря перестает давать юридический стаж. Значит, чтобы стать помощником, человек будет вынужден проработать по специальности три года где-то в другом месте - в государственных (пусть даже правоохранительных) органах, юрисконсультом, в частной практике. То есть первый форматирующий опыт он получит за пределами судебной системы. После этого он может пойти помощником, может наработать еще опыт и пойти сразу в судьи - в любом случае это будет лучше, чем то, как сегодня.

Мне рассказывали, что на президентской комиссии просто может прозвучать: есть информация определенного характера - и все: отказ

Вторая вещь - финансовая. Нужно поднять зарплату сотрудникам аппарата судов примерно вдвое. Сейчас средняя зарплата помощника - 20 тысяч рублей. Средняя - значит, что в провинциальном райсуде она ниже. У секретаря - еще ниже. Ясно, что для человека с юридическим образованием и стажем это не деньги. Поэтому туда идут те, кто сознательно выбирает судейскую карьеру и готов ради нее пожертвовать несколькими годами своей жизни. Это меньшинство. Или те, кто не может найти другую работу. Таких большинство. Но в судьи попадают и те, и другие. Таким образом, в судьи в России выходят, скажем так, не лучшие юристы.

Третье - ввести единый статус судьи. Сейчас при любом переназначении судья вынужден заново проходить всю процедуру - квалификационная коллегия, комиссия при президенте и т. д. А это означает, что он становится уязвим. Если судья хочет сделать карьеру - например, стать председателем или перейти в вышестоящий суд, он понимает, что непослушного могут и не утвердить. Тем более что кадровая комиссия при президенте регулярно отсеивает двузначный процент кандидатов по не вполне прозрачным основаниям. Кстати, представителей силовых органов - ФСБ, прокуратуры и других - в любом случае из этой комиссии надо вывести - это странная ситуация, когда на назначение судей де-факто влияет одна из сторон в процессе. Единый статус будет означать, что президент назначает судей только в первый раз, а все последующие перемещения осуществляются силами судейского сообщества.

- Вот уберете вы силовиков из президентской комиссии, и наши суды захватят враги…

Не захватят - там же еще до этого две проверки проводятся. Составляется «объективка»: судимость у судьи и близких родственников - есть или нет, административные нарушения - есть-нет, и т. д. Если брат сидел, если муж пьет и хулиганит, этого, скорее всего, уже хватит, чтобы судью не назначили. Это просто по базам пробивается. А вторая проверка - ФСБ и МВД готовят оперативную справку - что не вполне законно, кстати. И то и то передается в квалификационную коллегию.

- То есть президентская комиссия только на лояльность проверяет?

По рядовым судьям комиссия - точнее, ее аппарат - просто готовит решения. Президент назначает около трех тысяч судей в год, не сам же он бумаги заполняет. И в этом ничего плохого нет. А по более высоким - по судьям региональных судов, в особенности по председателям региональных судов - уже собираются большие начальники и решают, устраивает ли нас такой-то в качестве председателя суда такой-то области. Это политическое решение, никаким законом не предусмотренное. Вот это надо уничтожить. Там куча вещей, которые нельзя легализовать.

- Справки оперативные?

Справки это еще хорошо. Мне рассказывали, что там просто может прозвучать: есть информация определенного характера - и все: отказ.

- Вы облегчите судьям жизнь. А для людей хоть что-то изменится?

В гражданском и административном процессе - да. Там вырастет скорость судопроизводства. Когда одной из сторон надо донести какую-то бумажку, судья сейчас часто назначает заседание не на завтра, как можно было бы, а на через две недели - когда в его графике есть окно. И дело растягивается на месяцы, хотя могло бы быть рассмотрено за неделю. Кроме того, станет меньше хамства. Сейчас судье некогда слушать стороны, она гонит процесс: «Представитель, объясните клиенту, что озвучивать необходимо только юридически значимые факты!» Не будет гонки - будет меньше грубости. Если сама реанимация займет год, то эффект будет виден еще через год-два.

С уголовным процессом все хуже. Мы предполагаем, что часть оправдательных приговоров не постановляется, потому что у судьи просто нет времени их писать. Скачать с флэшки обвинительное заключение и переделать в приговор гораздо быстрее. Если разгрузить судью - ну, пусть 0,5% оправдательных приговоров добавится, будет по системе в целом почти 1%. Это, конечно, не решение. Но смотрите: есть нежелание судей оправдывать и есть невозможность оправдывать. Реанимация дает им возможность. Без нее никакое желание точно не разовьешь.

Честно говоря, вообще не верится, что вся эта реанимация заставит систему работать лучше. Люди-то те же останутся…

Не совсем. У нас за 12-14 лет почти полностью обновляется низовой судейский корпус. Кто-то уходит на пенсию, кто-то на повышение. Так что, если реанимация займет три года, а потом реформа уголовного правосудия еще три - к тому времени состав рядовых судей обновится наполовину, причем уже по новым правилам.

Я вообще считаю, что ужас связан не столько с людьми, сколько с правилами, по которым они работают. И потом, давайте посмотрим: громких неправосудных решений выносится, ну, несколько десятков в год. Судей, которые в этом замечены - пускай несколько сотен. При смене политического режима их можно лишить полномочий, но с остальными-то что делать? По какому принципу фильтровать? Они работали по закону, против совести особо не шли, хотя совесть, конечно, у них такая, немного специальная… Но она не фатально далека от общечеловеческой - не сотрудники концлагерей. Я думаю, чистка, как ее ни называй - люстрации, децимации, - принесет больше вреда, чем пользы. Слушайте, я не знаю, как отделить агнцев от козлищ в обычном райсуде.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25:31-46)

Истолкование притчи

Эта притча иллюстрирует условия Царства после того, как Церковь будет прославлена и будет установлено Царство. Она начнет исполняться, «... когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним.» Все народы, включая тех, которые ныне спят в духовной смерти, будут на испытании перед Судилищем Христа, чтобы открылось их желание или нежелание придти к полному согласию с Богом и чтобы они приняли Божественное благословение вечной жизни или, наоборот, были уничтожены во Второй Смерти.

Для праведников, то что они делали добро Христу, оказалось полной неожиданностью. Не зная о том, кто в конце концов окажется «меньшими братьями Христа», они сделали им добро, видимо потому, что всегда делали добро всем, кто их окружал.

Для тех, что «по левую сторону», слова Христа о меньших братьях, тоже оказались неожиданностью. И неожиданностью крайне неприятной. Определенно они не спешили делать добро ближним, или делали его с расчетливостью, но ошиблись в тех, кого считали «меньшими братьями» Христа, и ими оказались совсем другие.

Вроде бы не великий секрет, кого Иисус считал своими меньшими братьями (достаточно посмотреть в параллельные места своей Библии), однако для многих вердикт окажется неожиданностью. Те, которые будут вести себя непокорно (как козлы), окажутся в немилости у Мессии – найдутся, как показано, по Его левую руку. В конце Тысячелетия, разделение коснется всего человеческого рода и приведет всех в один из двух классов. Один класс получит в награду "дар Божий – жизнь вечную”. Другой класс, как недостойный, получит предусмотренное Богом наказание – уничтожение (гр. коласин – отсечение от жизни).
«Душа согрешающая, та умрет.» (Иез. 18:4)

Их уничтожение символически представлено в огне. Его иллюстрацией был огонь Долины Енномовой (ошибочно переведено на "ад”), в которой уничтожали мусор из Иерусалима. Долина Енномова (гр. Геенна) в свое время, была достаточно глубокой. В нее бросали только мертвые тела, в том числе тела, самых больших преступников. Она символизировала безысходность – полное уничтожение. Иисус использовал Иерусалим, как образ Нового Иерусалима. Долина Енномова, послужила прообразом Второй Смерти, от которой уже не будет искупления – не будет возвращения.

Долину Енномову раньше называли Тофет. Когда Израиль предался идолопоклонничеству, в ней соорудили подобие Молоха, на руках которого живьем сжигали детей – жертвенно, дьявольски. Богобоязненный царь Иосия, осквернил это место, превратив его в свалку. Наши набожные отцы, снабдили нас еще худшими идолами – идолами-вероучениями! Нас учили жертвовать для них миллионы язычников и неизбранных младенцев. Но их день миновал, Спасибо Богу! Мы имеем более здравое суждение о Боге и более истинное толкование Библии.

Иисус пришел первый раз, чтобы умереть как наш Спаситель. Он придет во славе снова, чтобы судить всех людей мира. Он разделит их, подобно тому, как пастух отделяет овец от козлов. Кто же благословенные овцы, которые наследуют Его Царство? Это те, кто живет с сердцем Иисуса - как брат и друг, всем алчущим, бездомным, больным, одиноким и тем, кто в темнице. Тот, кто служит нуждающимся с сердцем Иисуса и для Иисуса, наследует Его Царство.

Некоторые люди не верят в ад. Но Иисус научил, что тех, кто живет в этом, погибающем мире без Иисуса в сердце, ожидает вечное осуждение в огне, приготовленном для дьявола и его ангелов. Мы можем иметь сердце и мысли Иисуса, только если исповедуем наши грехи и принимаем Его, как нашего Спасителя и Господа.

Дорогие друзья давайте задумаемся над нашей жизнью. Наша жизнь очень коротка. Давайте будем же овцами Иисуса Христа. Прочтите пожалуйста псалом 22 - Псалом Давида.

1 Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: 2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, 3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. 4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. 5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. 6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Тайна Воланда Бузиновский Сергей Борисович

17. «КАК ПАСТЫРЬ ОТДЕЛЯЕТ АГНЦЕВ ОТ КОЗЛИЩ»

Одно из самых таинственных мест Ветхого Завета - шестая глава Бытия. Она рассказывает о том, как в глубокой древности «филиусы» сошли на Землю: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Кончилось животное блаженство земного первочеловечества и началась Игра. Об этом рассказывает и «Книга Еноха», найденная в Кумране:

«Когда люди размножились, и стали рождаться у них видные из себя и прекрасные лицом дочери, то ангелы, Сыны Неба, увидев их, воспылали к ним любовью и сказали: „Пойдем, выберем себе жен из дочерей человеческих и произведем с ними детей“. Они взяли себе жен, каждый по своему выбору, они вошли к ним и жили с ними и научили их волшебству, заклинаниям и употреблению корней и трав. Кроме того, Азазел научил людей делать мечи, щиты и панцири; он же научил их делать зеркала, браслеты и украшения, а также употреблению румян, подкрашиванию бровей, употреблению драгоценных камней изящного вида и цвета, так что мир совершенно преобразился…».

Все сходится: булгаковский Азазелло Воланд - обладатель «драгоценных камней изящного вида» - в следующей редакции романа передал свое имя телохранителю. Азазелло дарит Mapгарите волшебную косметику, пахнущую травами, а в последней главе мы видим его в стальных доспехах. Чтобы понятливый читатель обратил внимание на «Книгу Еноха», Булгаков дает приметы этого патриарха: иностранец появляется на Патриарших, подходит к писателям и составляет гороскоп Берлиоза. Именно Енох считался создателем письменности и астрологии. Он был взят на небо живым и получил особое перо - «борзописную трость» - для написания истории человечества. Сравните: «иностранный историк» «…нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя»!

«Пора, пора!» - так называется глава, в которой Маргарита и ее возлюбленный покидают свой подвал. «Сынам Неба» и «дочерям человеческим» пора возвращаться. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит», - говорит Воланд.

Иисус рассказывал притчи о зернах и плевелах, об агнцах и козлищах, о первых и последних… «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? - спрашивал Он учеников. И Сам отвечал: - Нет, говорю вам, но разделение». То же самое можно прочитать в одном из свитков Хирбет-Кумрана: «Иисус сказал: Возможно, люди думают, что Я пришел дать миру мир, и они не знают, что Я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну». Все просто и понятно: ужасы последних двадцати веков были чем-то вроде вибратора, выгоняющего из бетона пузырьки воздуха.

«Человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, - писали Стругацкие в „Волнах…“, - причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую». О расколе говорится и в «Отягощенных злом»: «Да ведь это же главное, неужели не ясно - оптимальный выбор! Максимум выживания козлищ при минимуме агнцев!» А в «Хромой судьбе» с Земли уходят сверхгениальные «мокрецы» - гадкие утята, ставшие лебедями… Откройте третью главу «Двенадцати стульев» - на той странице, где отец Федор посылает за утиным картузом и достает книги из дорожного сундучка. Между «Русским паломником» и «Русским в Италии» упомянута «История раскола»!

Человечество - живая лестница, по которой спускаются и поднимаются высшие существа - восстают из праха и в прах обращаются. Прогрессоры отличаются от Консерваторов только одним: они движутся в прошлое. В этом восхождении им помогают персональные Спасители - Воланд, Друд, Румата, Вечеровский, - но только правильно понятые, без литературного грима. «Мы вообще не люди, - говорит главный „люден“ Стругацких. - Пусть вас не сбивает с толку, что мы рождены людьми и от людей». Отважную попытку рассказать о воплощении «филиусов» предпринял Леонид Леонов. Он объясняет, что существа, подобные «ключарю» Дымкову «…при сошествии в нижние этажи стихийно меняют свою предельно разреженную каркасно-циклопическую структуру, построенную из шквальных ливней сверхкоротких излучений, исполинского натяженья темных космических масс, гравитирующих на запредельной скорости, вольных звездных ветров и еще не раскрытых учеными гормональных дуновений вообще откуда-то извне на местную, более скромную, всего лишь атомную инженерную конструкцию. Отсюда, концентрируясь в земные габариты, галактическое долгожительство приобретает видимость бессмертия, а сомасштабно уплотненный творческий потенциал становится даром чудотворенья. Но сама внешность пришельцев оттуда остается стандартно прежней - раз и навсегда проверенный ген, кодирующий их суть и форму, всюду будет один и тот же, отчего при переходе в земные параметры тамошние гиганты и становятся неотличимы от людей».

Иисус нашел того, кто пятнадцать веков назад был Моисеем и стал рыбаком Симоном. Учитель назвал его Петром, - и это имя начало пробуждать дремлющую память о каменных скрижалях, на которых были записаны простые и понятные условия Его договора с одним из человеческих племен. Пережив еще несколько воплощений, Моисей осознал, что означают слова Учителя о ключах к Царствию Небесному, и стал искать других «филиусов» - редкие жемчужины в горе устриц. При этом сам он должен возвращаться в прошлое - по ступеням жизней, каждая из которых сносит Игрока в будущее. Бежать наверх приходится быстрее, чем движется этот эскалатор, - и пробудившиеся «филиусы» ускоряют историю, насколько возможно. Именно поэтому бартиниевская киноповесть «Цепь» начинается в будущем, а продолжается в далеком прошлом - с чудесного рождения Ра-Мега. Он - луч звезды, воплотившийся в человека. Племя восхищалось силой и ловкостью великана, но боялось его. Чувствует свою чужеродность и сам Ра-Мег «Среди вас я был одинок, но я вас любил». Пришелец из будущего добывает руду, плавит металл, строит на реке свайное поселение и мечтает вернуться в прошлое - «встать в сторону, рядом с этим миром, чтобы пройтись вдоль него из края в край и собрать там свежие цветы минувших веков». Он говорит: «Возвращение во времени должно быть связано с возвращением к месту события».

«Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, - сказала Маленькому принцу змея. - Но ты чист и явился со звезды». К какому же «месту события» возвращаются Игроки?

Из книги Библия Раджниша. Том 3. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Роза Мира автора Андреев Даниил

Глава 3 Тёмный пастырь Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пищей многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жён Низвергнутый не защитит закон; . . . И станет глад сей бедный край терзать… Так

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

VII. Райа Мегемна – Верный Пастырь

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

56. Псалмы / Теѓилим. «Г-сподь – пастырь мой. Не будет у меня нужды» (Теѓилим, 23:1). «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука» (Теѓилим, 137:5) 150 псалмов – самые знаменитые из когда-либо написанных религиозных поэм. Они настолько вошли в мировую культуру, что