Что такое сложные числительные. Простые, сложные и составные числительные. Может ли числительное быть определением

Откуда появилась эта дата отмечать новый год зимой? Всеми любимый праздник новый год имеет весьма запутанную историю, начало которого ведет к глубокому прошлому.

Как мы с вами знаем, отсчет нового года начинается зимой в ночь с 1 января по 31 декабря. Но почему же именно эта дата, а не другая и почему зимой , когда все замерло и все спит?

Впервые праздновать новый год начали Римляне во времена правления императора Юлия Цезаря, он же назначил дату Нового года на 1 января. И с тех пор пошло и поехало.

После Римлян отмечать новый год начали Европейцы, а после получил распространение и на Руси.

Ранее наши предки славяне отмечали два праздника: первый в конце зимы и в начале весны, которая была похоже на нынешнюю Масленицу, второй праздник отмечался в конце декабря после зимнего солнцестояния. Собирался народ, и приносили в жертву своим богам. По домам ходил злой старик с бородой, с большим мешком, и собирал пожертвования с граждан, похожий на нынешнюю Деда Мороза.

После Крещения Руси под влиянием Византийцев Новый год на Руси отмечали 1 сентября, который был приурочен к уборке урожая. Это было изумительно придумано, так как злому старику с мешком было проще собирать податей сразу же после нового урожая.

Но вот пришел к власти Петр 1 и в 1699 году издал указ о том, что новый год будут отмечаться на Руси зимой в ночь 31 декабря по 1 января.

Елка к нам пришла из Германии с женой императора Николая I, императрицей Александра Федоровной, которая была немкой.

Злой старик с большим мешком превратился в Деда Мороза, который не собирал подати, а раздавал всем детям и желающим подарки.

1929 году в Советском Союзе было объявлено об отмене Нового года. И только в 1935 году праздник Нового года был возвращен. С начало детям а потом и взрослым, для жителей Советского Союза и новый год отмечался зимой в ночь 31 декабря по 1 января.

С тех пор, в наши дни, празднования Нового года стала традицией и одним из любимых праздников Россиян.

Правильно ли мы сейчас отмечаем новый год зимой в ночь 31 декабря по 1 января?

Ведь новый год на Руси отмечали из покон веков 1 марта, в день весеннего равноденствия. Все просыпается после зимней спячки, оживает все вокруг, прилетают птицы из дальних краев. Зима является символом смерти и концом года, только весна может быть символом жизни, оживления и начало.

Было бы логично праздновать новый год в день весеннего равноденствия. Когда солнце, закончив свой цикл круговорота, идет на новый круг, и все начинается заново.

Многие народы мира Новый год отмечают правильно, в марте месяце, у них она называется Навруз. Это страны как Афганистан, Узбекистан, Иран, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и другие. А мы славяне утратили свои корни. Вам любой астроном скажет, что отмечать новый год зимой в ночь 31 декабря по 1 января это не правильно . Эта дата не имеет ни какого отношения к Новому году. Так что думайте и размышляйте, правильно ли мы отмечаем новый год в середине зимы.

Новый год выпадает на 1 января: утверждение кажется очевидным, однако это не всегда было так. Почему его выбрали именно в этот день? В какие дни Новый год отмечался раньше? Давайте переместимся в прошлое и узнаем обо всех испытаниях, которые выпали на долю Нового года.


В 46 году до н.э. Юлий Цезарь решил заменить лунный календарь на солнечный, который назывался "Юлиан" (в честь императора). Также как и нынешний календарь, он делился на 12 месяцев и 365 дней. Дополнительный день добавлялся каждые четыре года (високосный год). Единственная разница: первый день Нового года начинался 1 марта, поскольку март считался очень важным месяцем в Риме, связанным с богом войны. Это распределение оставило следы и по сей день: наши последние месяцы в году также называются октябрь (octo - восьмой), ноябрь (novo - девятый) и декабрь (decem - десятый), несмотря на то, что отныне это десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы года.

Новый год, региональная специфика.

В 532 году церковь приняла решение начать год с 1 января - месяц, непосредственно следующий за рождением Христа, зафиксированного 25 декабря 753 римского года папы Либерия. Тем не менее, 1 января является не для всех первым днем Нового года. В некоторых регионах Франции это Пасха - день воскрешения Христа. Однако это создает дополнительные проблемы. Пасха является перемещаемым праздником, и всегда соответствует первому воскресенью после весеннего полнолуния (21 марта). Поэтому некоторые года длятся по-разному, что усложняет задачу.

В нескольких регионах Рождество является началом Нового года: например, в Лионе, Пуату, Анжу, Нормандии.

Указ Руссильона, Григорианский календарь.

9 августа 1564 по указу Руссильона, король Карл IX вводит 1 января в качестве ежегодной точки отсчета. Введение вступает в силу с 1 января 1567 года. В 1582 году зарождается новый календарь: календарь называют григорианским в честь папы Григория ХIII (папа римский с 1572 по 1582). Григорианский календарь по своей структуре похож на юлианский. По григорианскому календарю в году 365,2425 дней. Для получения целого числа дней в году, в соответствии с солнечной системой, мы регулярно добавляем (каждые четыре года) високосный день 29 февраля. Когда католические европейцы просыпаются в четверг 4 октября, на самом деле они просыпаются 15 октября, согласно новому календарю. 1582 год насчитывает на 10 дней меньше, чтобы догнать расхождение с солнцем. Юлианский календарь на самом деле не совпадал с солнечным годом. Он сдвигался примерно на 11 минут. Поэтому именно для восстановления этого несоответствия реформа папы вступила в силу. Однако не произошло никаких изменений в дате Нового года.

22 сентября 1792 Конвенция провозгласила республику. Как символ разрыва со старым порядком, был составлен республиканский календарь, для подготовки которого потребовалось более года дебатов с участием Давида, Шенье и Фабр д’Эглантина.

Окончательный проект был принят 24 октября 1793 года: начало новой эры провозглашено 22 сентября 1792 года, и этот же день становится первым годом Вандемьера I. Каждый год начинается в день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня соответствует продолжительности ночи, что соответствует 22, 23, 24 сентября. Год разделен на 12 месяцев по 30 дней, которые в свою очередь делятся на три декады по 10 дней (чтобы удалить библейские ссылки на 7 дней в неделю), далее идут «дополнительные» пять дней, которые также называются санкюлотидами. Високосный год называется «франсиадой», а день, добавляемый каждые четыре года, называется днем Революции.

В 1805 году окончательно пришло понимание о необходимости возвращения к древней системе: Франция должна иметь такой же календарь, как и другие европейские страны. С 1 января 1806 года Франция отказалась от революционного календаря и осуществила переход на григорианский календарь. С тех пор 1 января является первым днем года.

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.

Почему именно 1 января считается датой наступления Нового года? Не языческое ли это празднество? Можно ли христианам отмечать эту дату как начало новой вехи, нового исчисления года и откуда это пришло?

Алексей (Казахстан, Астана)

Летоисчисление является некой условностью, созданной людьми, и в различных культурах, религиях и цивилизациях год начинался не в одно и то же время.

Еврейский новый год празднуется в новолуние осеннего месяца тишрей и приходится на сентябрь – октябрь.

В исламе новый год является не праздником, а просто началом мусульманского лунного календаря. Это день начала месяца Муххарам, а календарь исчисляется от дня переезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году. Началом года по персидскому календарю является 21 марта. Эта дата является началом года в Иране и Афганистане, а также праздником в республиках Средней Азии. А европейцы в средние века днем начала года считали различные даты, включая 25 марта, 25 декабря, 1 марта, 1 сентября. Кстати, на Руси новый до 1492 года был 1 марта, с 1492 по 1699 – 1 сентября, и с 1700 года – 1 января. Также отличается день встречи нового года у китайцев, бенгальцев и ряде других народов.

Начало года с 1 января было впервые установлено в 46 году до нашей эры римским правителем Гаем Юлием Цезарем. (Римляне исчисляли свой календарь от основания Рима в 753 г. до н.э.)

Гай Юлий Цезарь утвердил календарь, ныне известный как юлианский, и первым месяцем был месяц януарий (ныне – январь). По латыни - Jānuārius mēnsis (переводится “Янусов месяц”). До этого, в староримском календаре, январь был одиннадцатым месяцем.

Свое название месяц получил от имени двуликого божества Януса (Ianuarius). Этот римский языческий бог был богом времени, ворот и дверей, а также начала и конца. Его имя образуется от латинского слова Ianua – “дверь”. Римский бог Янус изображался с двумя лицами – одно смотрело вперед, а другое назад. Таким образом, месяц Януса символизировал некую дверь между прошлым и будущим, между уходящим и наступающим годом.

Как я писал выше, в средневековой Европе началом года считали различные даты. При этом, в календарях они по-прежнему использовали римский способ деления на месяцы, которые располагались в 12 колонок с января по декабрь.

Но с XVI столетия, началом года в Европе стали считать 1 января . Порой эту датировку именуют “стилем Обрезания”, т.к. на 1 января выпадала дата Обрезания Христова, отсчитанная восьмым днём от даты Рождества, 25 декабря: “По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве” (Лук.2:21).

В России до реформы календаря новый год отмечали 1 сентября, согласно византийской системе летоисчисления. Ее отсчет производился “от сотворения мира”, по их убеждениям - от 1 сентября 5509 года до н.э..

Желая европеизировать Россию, 15 декабря 1699 года Петр I издал указ и установил начало года на Руси с 1 января и летоисчисление - от “Рождества Христова”.

Этот указ звучал так: “7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.…”.

Поэтому, после 31 декабря 7208 года “от сотворения мира” Российская империя встретила новый год 1 января 1700 года от “Рождества Христова”.

На сегодняшний день, говоря о январе, никто [даже христиане] не вспоминает о языческом боге Янусе, и не многие увязывают эту дату с обрезанием Христа, т.к. датировка Рождения Христа все же условна.

Христиане, на мой взгляд, не должны бросаться ни в одну из крайностей: не надо считать, что встреча Нового года – язычество, но и христианским праздником эту дату назвать нельзя.

Поэтому, поскольку в Писании нет ни повелений на данную тему, ни запретов, вопрос встречи нового года остается уделом каждого верующего в отдельности. Решайте сами, как поступать. Как написано: “Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает...” (Рим.14:6).

Делайте Рождество Христово более значимым, чем встреча Нового года.

На мой взгляд, с целью выражения благодарности Богу и проповеди Евангелия, все же христианам правильнее делать ударение на Рождестве – празднике, который выдавили из жизни миллионов во времена советской власти. Большинство светских людей бывшего советского союза, к сожалению, больше акцентируются на встрече Нового года.

Потому на христианах и на Церкви лежит ответственность напомнить миру, что современное летоисчисление традиционно ведется от Рождества Христова (хотя и датировка была, как признают исследователи, с небольшим смещением).

Встречайте Новый год в молитве!

С момента обращения ко Христу в 1989 году, я имею хорошую привычку заканчивать уходящий год и начинать новый в молитве. Это очень хорошая идея и добрая традиция!

С кем бы я ни встречал новый год (вместе с компанией верующих или в узком кругу семьи), я обнаружил, что молитва гораздо лучше всякого другого времяпровождения того часа, когда на циферблате стрелки пересекают полночь и начинается новый год.

В это время мы благодарим Бога за все, что Он делал в уходящем году, просим прощения за то, что было неправильным и неверным, молимся друг о друге, а затем молимся о наступающем годе, чтобы в течении его сделать все, к чему призывает нас Бог.

В полночь мы не бежим взрывать петарды и запускать салюты, не едим винегрет и оливье, не пьем шампанское (я не употребляю никакого алкоголя все годы, сколько иду за Христом) и не сидим перед телевизором. Я убежден, что год должен закончиться в Духе Божьем и начаться также. Такого повеления в Библии нет, но я верю, что если Господь – Альфа и Омега, Начало и Конец, то заканчивать год и начинать новый лучше всего с Ним!

После молитвы время можно проводить по своему выбору – кушайте, радуйтесь, общайтесь или идите спать. Ваше дело! Главное - храните свое сердце и пребывайте в святости.

Встреча Нового года это не повод для торжества греховной плоти.

Я видел много людей, которые весь год бодрствовали и жили свято, а в день наступления Нового года “срывались”, совершая много глупостей. Они полагали, что хотя бы в новогоднюю ночь можно “расслабиться”, и кто-то напивался, а другие попадали в блуд.

Бодрствовать надо во всякое время, а в новогодние праздники особенно. Если Вы и встречаете Новый год вместе с другими, то пусть Вас окружают правильные люди – те, кто не будет сталкивать в обочину греха и беззакония. А если Вы оказались среди людей слабых и падких ко греху, то помните, что сказано в Писании: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор.15:33). Не можете устоять в чистоте – быстрее дистанцируйтесь от компании! Даже в Новый год.

Грех, совершенный первого января такой же богопротивный, как и в любое время года. Так что, бодрствуйте!

Не унывайте, если встречаете Новый год в одиночестве – Господь с Вами!

Если Вы одиноки, и рядом нет никого, с кем можно встретить Новый год, то не впадайте в депрессию и не унывайте. Господь рядом с Вами! Насладитесь временем с Ним, и пусть год начнется в Его присутствии!

Мудрости Вам!

С уважением,

Денис Подорожный