Такт речи. Значение речевой такт в словаре лингвистических терминов. "речевой такт" в книгах

Тропа (от греч. tropos - оборот). Весьма многие слова и целые обороты речи часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым.

В выражениях: «человек улыбается, - плачет, - умывается», все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: «утро улыбается», «сердце плачет», «земля умывается», глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Следовательно, все слова и обороты, употребляемые в переносном значении, и называются тропами (изобразительными средствами речи). Разберем каждый более подробно.

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание) - это иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, рельефного образа. Общеизвестны старинные аллегории: крест - вера, весы - правосудие, обух - скупость, якорь - надежда, лев - сила. Аллегоричны персонажи сказок, басен: они выражают строго определенное свойство, лишены многозначности и загадочности. В аллегории внешний, предметный слой образа, как и в олицетворении, играет иллюстративную роль, смысл аллегории однозначен. Например: волк (в басне) - аллегория агрессивности, а лиса - воплощение хитрости, алчности и лживости.

Метафора (от греч. metaphora - перенесение) - один из основных тропов художественной (литературной) речи, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании сходства, наличия признака, позволяющего их сблизить. Например: «идет дождь», «мобильная сеть», «тяжелый характер», «напиток здоровья». Метафора, конечно, не простое сравнение: она уже требует от человека догадки, самостоятельного додумывания, работы воображения. Когда мы говорим, что «лодкарассекает поверхность зеркальной водной глади», - это наглядное сравнение. Но когда говорим более кратко «зеркало воды» - это уже метафора, а эпитет «зеркальная гладь» - метафорический эпитет, употребляемый в переносном значении.

Олицетворение (прозопопея, персонификация) - как и аллегория,

основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, условно выражаясь, оживляем предмет. Сообщение (передача) неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Например: «седая чародейка» - зима.

Метонимия (от греч. metonymia - переименование) - это троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, например, между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Примеры:

1. Причина вместо следствия: «огонь истребил деревню»;

2. Орудие вместо действия: «какое бойкое перо!»;

Владелец - собственность: «сосед горит!»;

5. Материал - вещь: «весь шкаф занят серебром»;

Литота (от греч. litotes - простота) - троп, изображающий намеренное преуменьшение. Например: «мальчик с пальчик». Второе название литоты - мейосис. Противоположность литоте - гипербола.

Г ипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении. Пример: «море любви», «океан счастья».

Синекдоха (от греч. synekdoche - соотнесение) - троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между: а) частью и целым; б) единственным и множественным числом; в) определенным и неопределенным понятиями; г) между родом и видом. Имеется также антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным. Пример: «он настоящий Чичиков (прохвост)» и т.п.

Перифраз (от греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп, сутью которого является замена одного слова описательным выражением, передающим смысл этого слова. Например: «светило науки» - Ньютон, «царь зверей» - лев.

Ирония (от греч. eironeia - притворство) - это троп, в основе которого заложено намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Например: глуповатому говорят: «умница!»;

шаловливому ребенку: «скромный мальчик!» В структуре иронии необходимо отдельно выделить сарказм (от греч. sarkazo - рвать мясо) - высшая степень иронии: язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. Пример: «хоть ты в душе и палач, но я вижу, что ты хороший человек!». Как это не покажется странным, в конструкции сарказма тоже выделяют особую часть, которая называется инвектива (от позднелат. invectiva oratio - бранная речь) - это резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; она, как было сказано выше, является разновидностью сатиры.

В данном пособии мы намеренно не затрагиваем тему стилистических фигур художественного языка, поскольку, во-первых, они изучаются в курсе литературы и литературоведения и являются необходимым атрибутом стихосложения, употребляясь в обыденной речи крайне редко, а во-вторых, их множественное число не позволило бы охватить всю широту существующих понятий в рамках представленного курса культуры речи.

° Контрольные вопросы!

1. Расскажите, что такое тропа в литературном языке?

2. Сколько на данный момент выделяют художественных троп? Перечислите их.

3. Что такое аллегория?

4. Как называется основной троп литературной речи? Подробно расскажите о нем.

5. Какой из тропов, наряду с аллегорией, основывается на метафоре?

6. Что такое метонимия?

7. Как вы скажите, что такое мейосис и какой троп ему противоположен?

8. Что такое синекдоха?

9. Расскажите о перифразе.

10. Дайте определение иронии и назовите все структурные единицы, содержащиеся в этом тропе.

Еще по теме §5. Художественные тропы, употребляемые в литературном языке.:

  1. Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи

Тропы — это такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.

К тропам относятся: метафоры, эпитеты, метонимия, синекдоха, сравнения, гипербола, литота, перифраз, олицетворение.

Метафора — прием, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения.

И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М. Ю. .Лермонтов)

Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение.

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак. (А С. Пушкин)

Метонимия — средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)

Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Сравнение — прием, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы.

Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной. (А.С. Пушкин).

Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу… (А. А. Ахматова).

Литота — прием, противоположный гиперболе, — художественное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка…(А.С. Грибоедов)

Олицетворение — средство, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин).

Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, в котором указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

«Царь зверей» вместо лев.

Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Так, в примере упомянут граф Хвостов, который современниками не был признан поэтом из-за бездарности своих стихов.

Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов. (А.С. Пушкин)

Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата

К таким фигурам относят:

А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.

И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец желанная заря? (А С. .Пушкин)

Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков.

Словно клянете вы дни без просвета,

Словно пугают вас ноченьки хмурые…

(А. Апухтин)

Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня. (А.А. Блок)

Антитеза — художественное противопоставление.

И день, и час, и письменно, и устно, за правду да и нет … (М. Цветаева)

Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.

Ты — меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М. Цветаева)

Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости

Не жалею, не зову, не плачу… (С А. .Есенин)

Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.

Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена…(А.с. Пушкин)

Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.

И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие — такое построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы.

Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)

Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.

Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны..(В. В. Маяковский).

Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.

Автомедоны (кучер, возница — О.М.) наши бойки, неукротимы наши тройки… (А.С. Пушкин). Две части сложного предложения в примере по порядку расположения членов предложения находятся как бы в зеркальном отражении: Подлежащее — определение — сказуемое, сказуемое — определение- подлежащее.

Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.

На заре морозной под шестой березой, за углом, у церкви, ждите, Дон Жуан… (М.Цветаева).

В приведенном примере прилагательное морозной стоит в позиции после определяемого слова, что и является инверсией.

Для проверки или самоконтроля по теме можете попробовать отгадать наш кроссворд

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Важнейшую роль в художественной речи играют тропы – слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим.

В этом и состоит наиболее общая функция всех тропов – отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким образом единство и целостность окружающего нас мира. При этом художественный эффект тропа, как правило, тем сильнее, чем дальше отстоят друг от друга сближаемые явления: таково, например, тютчевское уподобление зарниц «глухонемым демонам». На примере этого тропа можно проследить и другую функцию иносказательной образности: выявлять сущность того или иного явления, обычно скрытую, потенциальный поэтический смысл, заключенный в нем. Так, в нашем примере Тютчев при помощи довольно сложного и неочевидного тропа заставляет читателя внимательнее вглядеться в такое ординарное явление, как зарница, увидеть его с неожиданной стороны. При всей сложности троп очень точен: действительно, отблески молнии без грома естественно обозначить эпитетом «глухонемые».

Для литературоведческого анализа (в отличие от анализа лингвистического) крайне важно различать тропы общеязыковые, то есть те, которые вошли в систему языка и употребляются всеми его носителями, и тропы авторские, которые однократно употреблены писателем или поэтом в данной конкретной ситуации. Только тропы второй группы способны создавать поэтическую образность, первая же группа – тропы общеязыковые – по вполне понятным причинам не должна учитываться в анализе. Дело в том, что общеязыковые тропы от частого и повсеместного употребления как бы «стираются», теряют свою образную выразительность, воспринимаются как штамп и в силу этого функционально тождественны лексике без всякого переносного значения.

Так, в строчке Пушкина «С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями» заключен общеязыковой троп – олицетворение «сбежали», но при чтении текста мы об этом даже не задумываемся, да такой задачи автор себе и не ставил, употребляя уже потерявшую свое выразительное значение конструкцию. Правда, надо заметить, что иногда общеязыковой, стершийся троп может быть «освежен» путем переосмысления, введения добавочных значений и т.п. Так, общеязыковая метафора «дождь – слезы» уже не впечатляет, но вот как переосмысляет этот образ Маяковский: «Слезы из глаз, из опущенных глаз водосточных труб». При помощи введения новых поэтических значений (олицетворяются дома, и водосточные трубы ассоциируются с глазами) образ приобретает новую изобразительную и выразительную силу.

Одним из самых распространенных приемов «освежения» общеязыкового тропа является прием его реализации; чаще всего реализуется метафора. При этом троп обрастает подробностями, которые как бы заставляют читателя воспринимать его не в переносном, а в прямом смысле. Приведем два примера из творчества Маяковского, который часто пользовался этим приемом. В поэме «Облако в штанах» реализована общеязыковая метафора «расходились нервы»:

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

Сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

маленькие,

скачут бешеные,

у нервов подкашиваются ноги!

Другой пример: реализация метафорического выражения «делать из мухи слона». Ясно, что в общеязыковом «слоне» не предполагается никакой конкретики: это не реальный, а метафорический слон, Маяковский же придает ему именно черты слона реального: «Из мухи делает слона и продает слоновую кость». У метафорического слона никакой слоновой кости быть не может, он просто обозначение, знак чего-то очень большого в противоположность чему-то очень маленькому – мухе. Маяковский придает слону конкретность, тем самым делая образ неожиданным, останавливающим внимание и производящим поэтическое впечатление.

В анализе конкретного произведения важно не только и даже не столько разобрать тот или иной троп (хотя и это бывает полезно для того, чтобы учащиеся уяснили себе механизм действия художественного микрообраза), сколько оценить, насколько иносказательная образность характерна для данного произведения или данного писателя, насколько важна она в общей образной системе, в складывании художественного стиля.

Так, для Лермонтова или Маяковского характерно частое и регулярное употребление тропов, а для Пушкина и Твардовского, например, – наоборот, редкое и скупое применение иносказательной образности; там образная система строится при помощи других средств.

Существует довольно большое количество разновидностей тропов; поскольку о них можно прочитать в учебных и справочных изданиях, мы просто перечислим здесь важнейшие без определений и примеров. Итак, к тропам относятся: сравнение, метафора, синекдоха, гипербола, литота, символ, ирония (не путать с типологической разновидностью пафоса!), оксиморон (или оксюморон), перифраз и др.