Эмоционально стабильный интроверт. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации? Специфические особенности ВНД человека

В своем творчестве многие поэты обращались к Ангелам-хранителям, при этом некоторые имели в виду не столько самого ангела, данного при крещении, сколько определенного человека. Однако никто кроме Блока не называл своим Ангелом-хранителем свою жену. Именно к своей супруге обращается поэт в произведении «Ангел-хранитель», которое он составил накануне годовщины собственной свадьбы.

Стихотворение можно разделить на три составляющие. Первая часть описывает любовь поэта к своему ангелу и объясняет подробно, чем вызваны эти чувства. Автор подчеркивает, что, как и в иных семьях, его семейная жизнь далека от идиллии: «не любишь того, что люблю», «не можем согласно мы жить», однако он не протестует, а напротив относится к этому по-христиански смиренно. Блок полностью отдает себя браку, супружескому единению не смотря ни на что, так как на это указывает Евангелие и говорит: «Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!».

Если в первой части стихотворения автор описывает свои чувства, то во второй, начинающейся с тринадцатой строфы, поэт производит связь своего Ангела и себя самого на фоне нравственных и политических проблем. Блок подчеркивает все зло, происходящее вокруг и возможные последствия, к которым привели бы эти влияния, если бы не его супруга. С ней он возможно даже чувствует, что реагирует на все не так, как должен: «слаб и смириться готов», и при этом поэт рад, что он не стал таким же жестоким, как те, кого он описал и которые, несомненно, играли определенную роль в его жизни. Блок предстает не малодушным, но человечным, и в этом его сила. Человечность – важная черта, которую поэт ценит в себе и понимает, что она сохранилась такой во многом благодаря его Ангелу-хранителю – его жене.

Третья часть произведения – это последние четыре строфы, в которых автор вопрошает о будущем, о том, что ждет его брак. Однако даже в будущем Блок видит себя рядом с супругой и не может даже предположить об их разрыве, на что указывает использование множественного числа: «Воскреснем? Погибнем? Умрем?». Фактически, поэт переживает не о том, что станет с его браком, а том, что им, супругам, предстоит перенести в своей жизни.

Данное произведение не так широко известно среди читателей, как большинство стихотворений Блока, однако именно в нем автор открывается не только поэтом или человеком, а еще и христианином.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым...
  2. Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал...
  3. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее,...
  4. Поэт никогда не чувствовал гармонию в окружающем мире, да и в душе он никак не мог ее достичь. Результатом переживаний...

Транскрипт

1 Н. В. ЗАХАРОВ Петрозаводский государственный университет «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА Ангелы в русском переводе с греческого «аγγελοι» «вестники», посланцы Бога, служащие Ему. За всю историю человечества к теме ангелов обращали свои взоры многие поэты, художники и музыканты. В поэзии это Данте, Байрон, Блейк, Пушкин, Лермонтов. Всех, кто писал об ангелах, не перечислить. Ангел давно уже стал одним из самых прекрасных лирических героев поэтическим образом и эталоном вечной красоты, возвышенной и чистой. Прекрасные стихи ангелам посвятили Пушкин и Лермонтов, но странная закономерность: у них ангел существует в антиномической паре «Ангел/Демон». Демон ангел, потерявший истинного Бога, служащий силам зла. Пушкинские и лермонтовские «демоны» благословляют ангела, им наскучило зло, они готовы признать силу любви. У Блока свой ангел к нему мы и обратимся. Ангел-хранитель Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле Во мгле, что со мною всегда на земле За то, что ты светлой невестой была, За то, что ты тайну мою отняла, За то, что связала нас тайна и ночь, Что ты мне сестра, и невеста, и дочь За то, что нам долгая жизнь суждена, О, даже за то, что мы муж и жена! За цепи мои и заклятья твои За то, что над нами проклятье семьи За то, что не любишь того, что люблю За то, что о нищих и бедных скорблю За то, что не можем согласно мы жить, За то, что хочу и не смею убить Отмстить малодушным, кто жил без огня, Кто так унижал мой народ и меня! Кто запер свободных и сильных в тюрьму, Кто долго не верил огню моему Кто хочет за деньги лишить меня дня, Собачью покорность купить у меня За то, что я слаб и смириться готов, Что предки мои поколенье рабов, И нежности ядом убита душа, И эта рука не поднимет ножа Но люблю я тебя и за слабость мою, За горькую долю и силу твою Что огнем сожжено и свинцом залито Того разорвать не посмеет никто!

2 С тобою смотрел я на эту зарю С тобой в эту черную бездну смотрю И двойственно нам приказанье судьбы: Мы вольные души! Мы злые рабы! Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди! Огонь или тьма впереди? Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Воскреснем? Погибнем? Умрем? История текста Стихотворение Блока написано 17 августа 1906 года. Впервые опубликовано в журнале «Трудовой путь» (1907, 6). Поэт столкнулся с цензурными препятствиями; цензор Н. Лебедев охарактеризовал это стихотворение как проникнутое «революционной тенденцией», «воспевающее, в сущности, хотя и в несколько туманной форме, политическое убийство» (имелся в виду стих «За то, что хочу и не смею убить»), номер журнала «Трудовой путь», где оно было напечатано, подвергся конфискации, а против редактора журнала Главным управлением по делам печати было предпринято судебное преследование за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям» 2. 1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, Т. 2. С Там же. С. 406 (Примечания Вл. Орлова). 295 При жизни поэта стихотворение публиковалось в журнале «Трудовой путь» (1907) без четвертой строфы, в сборнике «Земля в снегу» (1908) без четвертой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой строф и с эпиграфом из стихотворения Владимира Соловьева «Я добился свободы желанной...»: «Мой жестокий, мой сладостный друг». В авторском экземпляре «Собрания стихотворений» (1912) зачеркнуты третья, пятая, восьмая, девятая и десятая строфы с пометой «Переделать», но в последнем прижизненном издании (1918) Блок вернулся к первой редакции. В рукописи после десятой строфы была еще одна: Кто деньги дает за свободу мою Кого я душой не рукою убью. Там же находится и отвергнутый вариант 22-го стиха: Что предки мои были стадо рабов 3. Такова творческая история текста. 2. Анализ текста Политические декларации в этом стихотворении, конечно же, есть, но не в них заключается его главный смысл. Стихотворение было написано в третью годовщину свадьбы Блока и обращено к жене Любови Дмитриевне Блок (известен автограф, озаглавленный «Любе»). Стихотворение примечательно уже своим названием. В христианской традиции ангел-хранитель приставлен к человеку для его спасения. Ангелом-хранителем мог быть святой, именем которого крещен человек. У Блока же Ангел-Хранитель жена. Такая трактовка поэтом образа ангела оригинальна. Другие поэты называли ангелами и воспевали возлюбленных, невест, но почти никогда жен. Чем это

3 объяснить? Скорее всего дело тут в христианском понимании брака: хотя и не любит жена того, что любит сам Блок, хоть и отняла у него тайну, хоть и не могут они жить в согласии, все равно Блок любит свою жену возносит и возвеличивает своего Ангела-Хранителя за то, что над ними проклятье семьи, за цепи и заклятья. Кстати, мотив проклятия (проклятого) брака и семьи есть уже и у Байрона, но в отличие от бунтарского протеста против семейного быта у Байрона, у Блока эта проблема решается с христианским смирением. Именно вследствие этого взгляда на брак у Блока возникает потребность быть навеки 3 Там же. С неразлучным с женой, если умереть и воскреснуть, то одновременно: Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Основные мотивы в этом стихотворении мотивы мести «без крови», победительного христианского смирения, двойственности судьбы есть порождение гуманистической традиции русской и европейской литературы, которая вызывала сострадание и любовь к ближнему. Таким человеколюбивым сознанием был наделен и сам Блок, написавший: «о нищих и бедных скорблю». Именно эта блоковская гуманность не позволяет ему пролить кровь малодушных тиранов, превративших народ и самого Блока в рабов: Или: За то, что хочу и не смею убить... И эта рука не поднимет ножа... И тот стих, который так и остался в блоковской рукописи: Кого я душой не рукою убью, дает нам право судить о том же. Блок укоряет себя в слабости, но это не бессилие его или малодушие это его человечность, которая вызывает сострадание даже к тем, кто его не заслуживает. Самое большее, на что может пойти Блок, это убить их душою или в душе, что и возвышает его над кровожадными тиранами. Мотив двойственности души, к которому обращается Блок, был разработан еще в античной поэзии, но у Блока он приобретает особую обостренность: с одной стороны, «мы вольные души», с другой «мы злые рабы». Такое противостояние «духовной свободы», исторической и бытовой зависимости разрешается «приказаньем судьбы» «двойственным» быть неразлучно вдвоем. В стихотворении «Ангел-Хранитель» Блок также использует традиционные в лирической поэзии образы: «мгла» как всемирное пространство или состояние мира, связующая поэта с женой «тайна», «цепи брака», антитезы «огонь» и «тьма», «заря» (прошлое) и «черная бездна» (настоящее). Это свидетельствует о глубокой связи поэзии А. Блока с достижениями мировой лирической поэзии, особенно романтической и символической. Композиция «Ангела-Хранителя» отмечена некоей «дробностью», и это синтаксическая дробность поэтического высказывания. 297 Условно в стихотворении можно выделить три части. Первая часть начинается с

4 первой строфы («Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле») и кончается двенадцатой строфой («И эта рука не поднимет ножа...»). Вторая часть начинается с тринадцатой («Но люблю я тебя и за слабость мою») и заканчивается пятнадцатой строфой («С тобой в эту черную бездну смотрю»). Третья часть начинается с шестнадцатой («И двойственно нам приказанье судьбы») и кончается девятнадцатой строфой, состоящей из одного стиха («Воскреснем? Погибнем? Умрем?»). В первой части, в первых двадцати четырех стихах, поэт дает ответ на предлагаемый вопрос, за что он любит своего Ангела-Хранителя. Здесь есть два аспекта. Один семейный и родовой, другой политический, который отличается эмоциональной напряженностью по отношению к зачину и является кульминацией этой части здесь поэт высказывает свои политические и нравственные идеалы. Во второй части лирический герой связывает свое Я с «Тобой», своим Ангелом- Хранителем. Происходит гармоническое развитие и слияние любовной тематики с нравственной проблематикой стихотворения. В третьей части лирический герой принимает двойственное приказанье и загадывает судьбу, вопрошая: Огонь или тьма впереди? Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Воскреснем? Погибнем? Умрем? Пограничное состояние «неведения» возводится Блоком до «абсолюта», и беспредельно желание поэта познать судьбу своего брака. Формально художественное время блоковского стихотворения настоящее, хотя вернее, если отвлечься от того факта, что стихотворение было написано к дате семейного торжества к дню свадьбы, его можно назвать вечно актуальным мифологическим временем. Все смешалось в этой мистерийной «мгле». Состояние ли это мира или художественного пространства стихотворения, мы можем только догадываться. 3. Метрический анализ Стихотворение «Ангел-Хранитель» написано классическим трехсложником с переменной анакрузой. 35 из 37 стихов имеют односложную анакрузу (что соответствует амфибрахию), 2 из 37 стихов двусложную (что соответствует анапесту). За исключением 298 двух стихов (34-го и 37-го), в которых по три ударения, во всех остальных 35 стихах по четыре ударения, что при отсутствии пиррихиев придает стихотворению ритмическую устойчивость и экспрессивную динамику. Таким образом, это четырехударный трехсложник с переменной анакрузой. Во всех стихах нулевая клаузула, что означает использование Блоком мужской рифмы. Кроме того, рифма полная, параллельная. Рифмуются последние слоги двустиший. Двустишие наиболее распространенная форма строфы, за исключением последней неполной, которая может рассматриваться как одностишие. Любопытно обилие анафор в этом стихотворении. Так, 11 стихов начинаются со слов: «За то, что...»; 29-й и 30-й стихи пятнадцатой строфы начинаются со слов «С тобою»/«с тобой». Синтаксической однородностью объясняются повторы союзов кто и и соответственно в четырех (16, 17, 18 и 19) и двух (23 и 24) стихах. Интересен лексический состав стихотворения. Блок гармонично сочетает возвышенный и высокий стиль со сниженной, но экспрессивной бытовой лексикой

5 (например, «Собачью покорность купить у меня»). Сочетание народно-поэтических образов («светлая невеста», «горькая доля», «вольные души») с традиционными поэтическими, зачастую метафорическими эпитетами придает этому стихотворению определенную свежесть и ясность. Это стихотворение не самое известное в лирике Александра Блока, тем более его нельзя назвать хрестоматийным, между тем оно выразительно показывает нам Блока, поэта и человека, с новой стороны как христианина. 299


Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и выполните задания I. К какому типу лирики относится стихотворение «Молитва»? 1. Пейзажная лирика 2. Философская

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

Разработка и реализация алгоритма анализа метрических характеристик поэтических текстов Научный руководитель: д.т.н., доцент, с.н.с ИВТ СО РАН Барахнин В.Б Магистрант: Альменова А.Б Исследование влияния

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

Контрольная работа к зачёту 1 Литература первой половины ХIХ века Задание А 1 Вариант 2 Часть 1 Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3)

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

8 мар 2013. Iomega, zip, jazz Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная. Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на. руки приняла его прабабка, лично знавшая еще друзей

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Анализ стихотворения цветаевой из цикла стихи к сыну Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России (Стихи к сыну, Последний прижизненный

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

Литературная деятельность М.Ю. Лермонтова в университетские годы... Этот внук носил имя своего деда; умирающая дочь поручила ей беречь его детство... И если как-нибудь на миг удастся мне... Он приветствовал

Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет >>> Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет Например, стихи, посвященные В себя ли заглянешь?

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

25 октября 2010г. Тема урока: Лирика М.Ю. Лермонтова. (В творческой лаборатории поэта). Цели: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» (тема, идея, композиция, художественные средства) Творческая

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

И я любил Всем напряженьем душевных сил. М.Ю.Лермонтов ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Одинокий демон русской литературы... «Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и

Я вас любил (Адресаты любовной лирики А. С. ПУШКИНА) Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию. А. С. Пушкин. Цель урока: 1. Знакомство с любовными стихотворениями

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

Послание Лермонтова к Пушкину 1830 г. Отношение Лермонтова к своему учителю Пушкину мало выяснено- Мы не можем сказать с уверенностью, несмотря на утверждения Белинского, были ли они даже знакомы. Но отсутствие

Трагедия одиночества (мотивы лирики М. Ю. Лермонтова) Трагическая с рождения судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта.

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

Образ моря в поэзии А. С. Пушкина и В. А. Жуковского Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из древней

Задание 15 Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? По стихотворению Фета «Это утро, радость эта»: Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой

Анализ стихотворения к елене бальмонт >>> Анализ стихотворения к елене бальмонт Анализ стихотворения к елене бальмонт Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его звучное имя. Но и то, что он умеет,

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А.БЛОКА» Токарева В.Ю., Дзюба Л.М. ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ Краснодар, Россия "THE IDEOLOGICAL

Пояснительная записка. Количество часов 78 (занятия проводятся 2 раза в неделю) Программа предназначена для учащихся среднего звена. Цель: создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы

МОУ «СОШ 2 г.нариманов» Астраханской области Сколько ликов у любви? Работу выполнили учащиеся 10 «Б» класса: Сафаралиева Даниэла, Кузнецова Ольга, Яровая Кира, Клинков Александр, Ляпин Артѐм И сердце вновь

Стихи умершему брату помним любим скорбим >>>

Стихи умершему брату помним любим скорбим >>> Стихи умершему брату помним любим скорбим Стихи умершему брату помним любим скорбим При использовании материалов ссылка на обязательна. Что сможет теперь эту

Анализ стихотворения маяковского себе любимому Анализ мотивной и образной структуры лирики поэта с точки зрения выявления (Себе, любимому, посвящает эти строки автор, ВМ1, с. Персонажей этих стихотворений

СТИХОВЕДЕНИЕ В.Я. Малкина «ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А.С. Пушкина) В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820- х начала 1830-х,

Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается

Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть >>> Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Она относится к философской лирике. И что без

Фет Афанасий Афанасьевич «1820-1892» известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Выполнила: Жукова Алена 3 «Б» класс Ранние

В 9 классе при изучении лирики А.С.Пушкина наибольшие сложности у учеников вызывает восприятие стихотворений о любви. Нередко школьники самостоятельно могут сказать только, что это произведение посвящено

Урок 68 1. -Что делали люди с Иисусом до того как распяли Его? -Они бичевали и насмехались над Ним. -Они били Его и плевали в Него. -Они положили терновый венок Ему на голову. 2. -Что это был за знак,

Рабочая программа кружка «Златой посев» учителя русского языка и литературы Ольшанской М.А. Пояснительная записка Программа кружка «Златой посев» разработана для учащихся 8-х классов и рассчитана на 68

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Методика изучения произведения Н.Б.Тралкова филолог, методист, доцент http://tralkova.info http://michitaem4.blogspot.ru Исторический фон работы А.С.Пушкина

Библия для детей Представляет Любимый сын стает рабом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Kerr; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children,

Анализ стихотворения бодлера вампир >>>

Анализ стихотворения бодлера вампир >>> Анализ стихотворения бодлера вампир Анализ стихотворения бодлера вампир Минутное наслаждение очень быстро проходит, оставляя горечь, боль и не проходящее чувство

ПЛАТЬЕ Младшая сестра: - Проснись, проснись моя сестра, Уж солнце над домами встало. И, расскажи о чём во сне С улыбкой радостной шептала. О, снилось мне: я - на балу! О нём давно уже мечтала. Была я в

Исследовательская карта группы «Времена года». Эпиграф: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; В ней есть душа, ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. I этап: Знакомство

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г Руководитель МО Подлобошникова Т.А Согласовано. Заместитель

ВСЕЛЕНСКИЙ КОНФЛИКТ Урок 1, 7 апреля 2018 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откровение

Пояснительная записка Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской классической литературы. Теоретические литературные знания способствуют

Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая >>> Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских

«Я вам расскажу о времени и о себе» Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс. В. Маяковский Владимир Маяковский... Еще в раннем детстве он входит в наше читательское сознание. Первые свои

Анна Ахматова. Серебряный век Среди блистательного созвездия поэтов Серебряного века Анна Ахматова одна из самых ярких звёзд. Уже первые её стихотворения обратили на себя внимание читателей и критиков:

Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин >>> Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин Стихотворение было написано в 1912 году, но окончательный вариант датирован 1915

Evžen Oněgin (Евгений Онегин) Александр Сергеевич Пушкин Пушкин работал над Евгением Онегиным более семи лет с 1823 по 1831 год. Сам Пушкин определил жанр как роман в стихах. Важнейшее отличие романа в

Круглый стол «Узнать: для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?» Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? Алгоритм работы 1. Представление новой формы

Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический параллелизм >>> Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический параллелизм Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический

Послание один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания эпоха классицизма ХVII ХVIII веков. Во Франции

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

Библия для детей Представляет Любимый сын стает рабом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Kerr; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children,

Урок 21 1.Какая проблема была между Аврамом и Лотом? Так как у обоих, Аврама и Лота, было очень много овец и рогатого скота, там не было достаточно травы, чтобы питаться животным. 2.Почему Лот выбрал жить

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1512 Согласовано.. Зав.кафедрой./Зандман Р.И./ ЛИТЕРАТУРА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 1 Русские народные песни исторические лирические семейные любовные солдатские обрядовые 2 Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

I. Планируемые результаты освоения родного (русского) языка и родной литературы в 8 классе Учащиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса; употребление различных

Урок 62 1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? -Потому что Иисус хотел показать свою могущественную силу, Бога Спасителя. 2. -Марфа думала, что Иисус собирается

Н. В. ЗАХАРОВ

Петрозаводский государственный университет

«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА

Ангелы в русском переводе с греческого «аууеХог» - «вестники», посланцы Бога, служащие Ему. За всю историю человечества к теме ангелов обращали свои взоры многие поэты, художники и музыканты. В поэзии это Данте, Байрон, Блейк, Пушкин, Лермонтов. Всех, кто писал об ангелах, не перечислить. Ангел давно уже стал одним из самых прекрасных лирических героев - поэтическим образом и эталоном вечной красоты, возвышенной и чистой.

Прекрасные стихи ангелам посвятили Пушкин и Лермонтов, но странная закономерность: у них ангел существует в антиномической паре «Ангел/Демон». Демон - ангел, потерявший истинного Бога, служащий силам зла. Пушкинские и лермонтовские «демоны» благословляют ангела, им наскучило зло, они готовы признать силу любви.

У Блока свой ангел - к нему мы и обратимся.

Ангел-хранитель

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле. Во мгле, что со мною всегда на земле.

За то, что ты светлой невестой была, За то, что ты тайну мою отняла,

За то, что связала нас тайна и ночь, Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.

За то, что нам долгая жизнь суждена, О, даже за то, что мы - муж и жена!

За цепи мои и заклятья твои.

За то, что над нами проклятье семьи.

За то, что не любишь того, что люблю. За то, что о нищих и бедных скорблю.

За то, что не можем согласно мы жить, За то, что хочу и не смею убить -294

01001001001 01001001001

01001001001 01001001001

01001001001 01001001001

01001001001 01001001001

01001001001 01001001001

01001001001 01001001001

01001001001 01001001001

Отмстить малодушным, кто жил без огня,01001001001

Кто так унижал мой народ и меня! 01001001001

Кто запер свободных и сильных в тюрьму, 01001001001

Кто долго не верил огню моему. 01001001001

Кто хочет за деньги лишить меня дня, 01001001001

Собачью покорность купить у меня... 01001001001

За то, что я слаб и смириться готов, 01001001001

Что предки мои - поколенье рабов, 01001001001

И нежности ядом убита душа, 01001001001

И эта рука не поднимет ножа... 01001001001

Но люблю я тебя и за слабость мою, 001001001001

За горькую долю и силу твою. 01001001001

Что огнем сожжено и свинцом залито - 001001001001

Того разорвать не посмеет никто! 01001001001

С тобою смотрел я на эту зарю -С тобой в эту черную бездну смотрю.

И двойственно нам приказанье судьбы: 01001001001

Мы вольные души! Мы злые рабы!

Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди! 01001001001

Огонь или тьма - впереди?

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? 01001001001 01001

Воскреснем? Погибнем? Умрем?1 01001001

1. История текста

Стихотворение Блока написано 17 августа 1906 года. Впервые опубликовано в журнале «Трудовой путь» (1907, № 6). Поэт столкнулся с цензурными препятствиями; цензор Н. Лебедев „охарактеризовал это стихотворение как проникнутое «революционной тенденцией», «воспевающее, в сущности, хотя и в несколько туманной форме, политическое убийство» (имелся в виду стих «За то, что хочу и не смею убить»), номер журнала «Трудовой путь», где оно было напечатано, подвергся конфискации, а против редактора журнала Главным управлением по делам печати было предпринято судебное преследование за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям»"2.

1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960. Т. 2. С. 102-103.

2 Там же. С. 406 (Примечания Вл. Орлова).

При жизни поэта стихотворение публиковалось в журнале «Трудовой путь» (1907) без четвертой строфы, в сборнике «Земля в снегу» (1908) без четвертой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой строф и с эпиграфом из стихотворения Владимира Соловьева «Я добился свободы желанной...»: «Мой жестокий, мой сладостный друг». В авторском экземпляре «Собрания стихотворений» (1912) зачеркнуты третья, пятая, восьмая, девятая и десятая строфы с пометой «Переделать», но в последнем прижизненном издании (1918) Блок вернулся к первой редакции. В рукописи после десятой строфы была еще одна:

Такова творческая история текста.

2. Анализ текста

Политические декларации в этом стихотворении, конечно же, есть, но не в них заключается его главный смысл. Стихотворение было написано в третью годовщину свадьбы Блока и обращено к жене - Любови Дмитриевне Блок (известен автограф, озаглавленный «Любе»).

Стихотворение примечательно уже своим названием. В христианской традиции ангел-хранитель приставлен к человеку для его спасения. Ангелом-хранителем мог быть святой, именем которого крещен человек. У Блока же Ангел-Хранитель - жена.

Такая трактовка поэтом образа ангела оригинальна. Другие поэты называли ангелами и воспевали возлюбленных, невест, но почти никогда - жен. Чем это

Кто деньги дает за свободу мою Кого я душой - не рукою убью.

Там же находится и отвергнутый вариант 22-го стиха: Что предки мои были стадо рабов3.

объяснить?

Скорее всего дело тут в христианском понимании брака: хотя и не любит жена того, что любит сам Блок, хоть и отняла у него тайну, хоть и не могут они жить в согласии, все равно Блок любит свою жену - возносит и возвеличивает своего Ангела-Хранителя за то, что над ними проклятье семьи, за цепи и заклятья. Кстати, мотив проклятия (проклятого) брака и семьи есть уже и у Байрона, но в отличие от бунтарского протеста против семейного быта у Байрона, у Блока эта проблема решается с христианским смирением. Именно вследствие этого взгляда на брак у Блока возникает потребность быть навеки

3 Там же. С. 405. 296

неразлучным с женой, если умереть и воскреснуть, то одновременно:

Вдвоем - неразрывно - навеки вдвоем!

Основные мотивы в этом стихотворении - мотивы мести «без крови», победительного христианского смирения, двойственности судьбы - есть порождение гуманистической традиции русской и европейской литературы, которая вызывала сострадание и любовь к ближнему. Таким человеколюбивым сознанием был наделен и сам Блок, написавший: «о нищих и бедных скорблю». Именно эта блоковская гуманность не позволяет ему пролить кровь малодушных тиранов, превративших народ и самого Блока в рабов:

За то, что хочу и не смею убить...

И эта рука не поднимет ножа...

И тот стих, который так и остался в блоковской рукописи:

Кого я душой - не рукою убью, -

дает нам право судить о том же.

Блок укоряет себя в слабости, но это не бессилие его или малодушие - это его человечность, которая вызывает сострадание даже к тем, кто его не заслуживает. Самое большее, на что может пойти Блок, это убить их душою или в душе, что и возвышает его над кровожадными тиранами.

Мотив двойственности души, к которому обращается Блок, был разработан еще в античной поэзии, но у Блока он приобретает особую обостренность: с одной стороны, «мы вольные души», с другой - «мы злые рабы». Такое противостояние «духовной свободы», исторической и бытовой зависимости разрешается «приказаньем судьбы» - «двойственным» быть неразлучно вдвоем.

В стихотворении «Ангел-Хранитель» Блок также использует традиционные в лирической поэзии образы: «мгла» как всемирное пространство или состояние мира, связующая поэта с женой «тайна», «цепи брака», антитезы «огонь» и «тьма», «заря» (прошлое) и «черная бездна» (настоящее). Это свидетельствует о глубокой связи поэзии А. Блока с достижениями мировой лирической поэзии, особенно романтической и символической.

Композиция «Ангела-Хранителя» отмечена некоей «дробностью», и это синтаксическая дробность поэтического высказывания.

Условно в стихотворении можно выделить три части. Первая часть начинается с

первой строфы («Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле») и кончается двенадцатой строфой («И эта рука не поднимет ножа...»). Вторая часть начинается с тринадцатой («Но люблю я тебя и за слабость мою») и заканчивается пятнадцатой строфой («С тобой в эту черную бездну смотрю»). Третья часть начинается с шестнадцатой («И двойственно нам приказанье судьбы») и кончается девятнадцатой строфой, состоящей из одного стиха («Воскреснем? Погибнем? Умрем?»).

В первой части, в первых двадцати четырех стихах, поэт дает ответ на предлагаемый вопрос, за что он любит своего Ангела-Хранителя. Здесь есть два аспекта. Один - семейный и родовой, другой - политический, который отличается эмоциональной напряженностью по отношению к зачину и является кульминацией этой части - здесь поэт высказывает свои политические и нравственные идеалы. Во второй части лирический герой связывает свое Я с «Тобой», своим Ангелом-Хранителем. Происходит гармоническое развитие и слияние любовной тематики с нравственной проблематикой стихотворения. В третьей части лирический герой принимает двойственное приказанье и загадывает судьбу, вопрошая:

Огонь или тьма - впереди?

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?

Вдвоем - неразрывно - навеки вдвоем!

Воскреснем? Погибнем? Умрем?

Пограничное состояние «неведения» возводится Блоком до «абсолюта», и беспредельно желание поэта познать судьбу своего брака.

Формально художественное время блоковского стихотворения - настоящее, хотя вернее, если отвлечься от того факта, что стихотворение было написано к дате семейного торжества - к дню свадьбы, его можно назвать вечно актуальным мифологическим временем. Все смешалось в этой мистерийной «мгле». Состояние ли это мира или художественного пространства стихотворения, мы можем только догадываться.

3. Метрический анализ

Стихотворение «Ангел-Хранитель» написано классическим трехсложником с переменной анакрузой. 35 из 37 стихов имеют односложную анакрузу (что соответствует амфибрахию), 2 из 37 стихов - двусложную (что соответствует анапесту). За исключением 298

двух стихов (34-го и 37-го), в которых по три ударения, во всех остальных 35 стихах - по четыре ударения, что при отсутствии пиррихиев придает стихотворению ритмическую устойчивость и экспрессивную динамику. Таким образом, это четырехударный трехсложник с переменной анакрузой.

Во всех стихах - нулевая клаузула, что означает использование Блоком мужской рифмы. Кроме того, рифма полная, параллельная. Рифмуются последние слоги двустиший. Двустишие - наиболее распространенная форма строфы, за исключением последней - неполной, которая может рассматриваться как одностишие. Любопытно обилие анафор в этом стихотворении. Так, 11 стихов начинаются со слов: «За то, что...»; 29-й и 30-й стихи пятнадцатой строфы начинаются со слов «С тобою»/«С тобой». Синтаксической однородностью объясняются повторы союзов кто и и соответственно в четырех (16, 17, 18 и 19) и двух (23 и 24) стихах.

Интересен лексический состав стихотворения. Блок гармонично сочетает возвышенный и высокий стиль со сниженной, но экспрессивной бытовой лексикой

(например, «Собачью покорность купить у меня»). Сочетание народно-поэтических образов («светлая невеста», «горькая доля», «вольные души») с традиционными поэтическими, зачастую метафорическими эпитетами придает этому стихотворению определенную свежесть и ясность.

Это стихотворение не самое известное в лирике Александра Блока, тем более его нельзя назвать хрестоматийным, между тем оно выразительно показывает нам Блока, поэта и человека, с новой стороны - как христианина. 299

Личностный опросник Айзенка - серия из нескольких авторский опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным.

История создания

Первый личностный опросник MMQ

MMQ (Maudsley Medical Questionnaire, от названия клиники, где работал Айзенк) - методика, предложенная в 1947 году. Он предназначался для диагностики нейротизма. Опросник состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться (да) или не согласиться (нет).

Утверждения отбирались из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: «невротиков» (1 тыс. человек) и «нормальных» (1 тыс. человек). Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств – истерические и дистимические. Исходя из этих результатов Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволят сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем,- экстраверсии – интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. В итоге MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

Второй личностный опросник MPI

MPI (Maudsley Personality Inventory) - личностный опросник, опубликованный в 1956 году. Он состоит из двух внутренних шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма, на каждую шкалу по 24 вопроса. Позднее также были добавлены 2 пустых «маскировочных вопроса» и 20 вопросов, формируюющих шкалу искренности испытуемого. Предусмотрено три варианта ответа: Да (2 балла), Не знаю (1 балл) и Нет (0 баллов). Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах).

Третий личностный опросник EPI

EPI (Eysenck Personality Inventory) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

В России адаптирован А.Г. Шмелёвым.

Четвёртый личностный опросник EPQ

EPQ (Eysenck Personality Questionnaire) является результатом дальнейшей исследовательской работы Ганса и Сибиллы Айзенк. EPQ создан в 1968 году на основании предложенной авторами модели PEN (Psychoticism, Extraversion, and Neuroticism - психотизм, экстраверсия и нейротизм). Таким образом, к двумерной структуре предыдущих опросников был добавлен третий фактор «психотизм», не изменяющий первоначальную «двухосевую концепцию.

EPQ состоит из 91 утверждения, к которым могут быть добавлены ещё 10 «пустых» утверждения (пункты с 92 по 101).

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор - невротизм (или нейротизм) - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат - достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Третий фактор - психотизм - был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

Обработка результатов

Ключ MPI

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 2 балла, «Не знаю» - в 1 балл, не совпадающие - в 0 баллов.

Ключ EPI

Ключ EPQ

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Экстраверсия - интроверсия 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96 22, 30, 46, 84
Нейротизм 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98
Психотизм 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100
Шкала лжи 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95

Интерпретация результатов

MPI

Экстраверсия:

  • от 32 до 48 - «чистый» экстраверт
  • от 16 до 32 - амбивалентность, неопределённость
  • от 0 до 16 - «чистый» интроверт

Нейротизм:

  • от 32 до 48 - ярко выраженный нейротизм
  • от 16 до 32 - средний балл
  • от 0 до 16 - эмоциональная устойчивость

Ложь:

  • более 20 - абсолютная недостоверность результатов
  • от 16 до 20 - сомнительный результат
  • от 5 до 15 баллов - достоверный результат
  • 4 балла и менее - сомнительный результат

EPI

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

EPQ

Экстраверсия:

  • более 15 - «чистый» экстраверт
  • от 7 до 15 - амбивалентность, неопределённость
  • от 0 до 6 - «чистый» интроверт

Нейротизм:

  • более 16 - ярко выраженный нейротизм
  • от 8 до 16 - средний балл
  • от 0 до 7 - эмоциональная устойчивость

Психотизм:

  • более 10 - работа с людьми противопоказана
  • от 6 до 10 - есть склонность к эмоциональной неадекватности
  • от 0 до 5 - отсутствует

Ложь:

  • более 10 - недостоверный результат

Описание шкал

Экстраверсия - интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Психотизм

Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричное, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Типология личности

По Айзенку

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

По Суходольскому

С другой стороны, как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Именно поэтому Г.В. Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы – это абстракция), а девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо четырех «чистых» типов Г.В. Суходольским предложены четыре «промежуточных»:

  • холерически-сангвинический (т.е. «чистый» экстравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
  • сангвинически-флегматический, (т.е. «устойчивый» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
  • флегматико-меланхолический, (т.е. «чистый» интравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
  • меланхолически-холерический, (т.е. «нейротический» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
  • нормальный тип.

По мнению Г.В. Суходольского, типологию Г. Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы.

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

  • Холерик (X) – агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.
  • Холерически-сангвинический (ХС) тип – оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.
  • Сангвиник (С) – говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.
  • Сангвинически-флегматический (СФ) тип – беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.
  • Флегматик (Ф) – надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.
  • Флегматико-меланхолический (ФМ) тип - старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.
  • Меланхолик (М) – сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.
  • Меланхолически-холерический (MX) тип – добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.
  • Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.