Выпиши описания повторяющиеся в былине несколько раз. Былина как художественное произведение.Поэтические особенности былин. Анализ структуры произведения

Алдан (тюрк, алд, алт - нижний, перед [чем-то] находящийся) - река, правый приток Лены, в Якутии.

Алтай (тюрк, ал - высокий, той - гора, хребет, то есть высокие горы) - горная страна на юге Сибири.

Амур (эвен, амар - река) - река на Дальнем Востоке России; большая часть ее бассейна находится на территории РФ. Впервые название Омур, Амур зафиксировал русский землепроходец Иван Москвитин в 1639 г.

Ангара (бурят.-эвенк.-монг. анга - разинутый, открытый, пасть, отсюда же ангора - расселина, ущелье, промоина) - единственная река, вытекающая из Байкала, правый приток Енисея.

Байкал (якут, байхом, байгал - большая глубокая вода, море) - озеро на юге Восточной Сибири, глубочайшее в мире.

Балтийское море (литов. Baltas или лат. bait - белый) - возможно, по цвету песчаных берегов. На Руси море называлось Варяжским (от варяг) или Свелским (от слова «свел» - так в средневековой Руси называли шведов) - внутреннее море Атлантического океана.

Баренцево море (названо в 1853 г. в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, который в конце XVI в. совершил три плавания по этому морю. В России называлось Студеным, а также Русским или Мурманским) - окраинное море Северного Ледовитого океана.

Белое море (древнее русское название, которое произошло от того, что большую часть года море покрыто льдом и снегом, либо от цвета воды, отражающей северное небо в летние белые ночи) - внутреннее море Северного Ледовитого океана, соединяющееся проливом с Баренцевым морем.

Берингово море (названо в честь капитана русского флота, датчанина Витуса Беринга, под руководством которого в 1725- 1743 гг. оно было впервые исследовано) - окраинное море Тихого океана.

Бырранга (якут, быран - холм, гора, хребет, нгна - эвен. суффикс) - горы на полуострове Таймыр.

Васюган (кетск. сие - река; у древнего населения Сибири называлась Вассис) - река, левый приток Оби.

Волга (праслав. Vblga - Влга, русск. волоога от влага, влажный. В среднем и нижнем течении известны местные названия - чуваш. Адиль, тат. Идиль, монг. Изиль, Итиль. У Птолемея - Ра) - самая большая река европейской части России и всей Европы.

Дежнева мыс (открыт в 1648 г. русским землепроходцем Семеном Ивановичем Дежневым, который называл его Большой Каменный Нос. В 1778 г. английский мореплаватель Дж. Кук нанес этот мыс на карту под названием Восточный. Имя Дежнева официально было закреплено за мысом только в 1898 г. по ходатайству Русского географического общества о переименовании мыса Восточный в честь его первооткрывателя) - самая восточная материковая точка России.

Денежкин Камень (камень - старинное русское слово, имевшее значение скала, гора, хребет) - гора на Северном Урале. Названа по имени мансийца Андрея Денежкина, жившего в XVIII в. вблизи нее.

Енисей (эвенк, енэ, йэне - большая река. В самом верхнем течении на территории Тувы Енисей называют Улуг-Хем (Верхний Енисей), а его истоки - Бий-Хем (Большой Енисей) и Ка-Хем (Малый Енисей). Кем, хем - разные формы древнего названия реки, некогда общего для различных языков Евразии) - река в Восточной Сибири, самая полноводная в России.

Ильмень (до XVI в. называлось Илмерь - от финск. 11т - воздух, погода и jilrv - озеро) - озеро в Новгородской области.

Иртыш (кетск. Ирцис или монг. Иргис - бурный, стремительный поток) - река, левый приток Оби.

Кавказ (название этих гор пришло в русский язык из древнегреческого в форме Кукасос - появилось в V в. до н. э. У римск. ученого Плиния Caucasian) - цепь горных хребтов между Черным и Каспийским морями.

Камчатка (название появилось в XVII в. после экспедиции русского землепроходца Ивана Камчатого. По его имени назвали сначала главную реку полуострова, а потом и весь полуостров) - полуостров на Дальнем Востоке России, омывается водами Берингова и Охотского морей.

Карское море (в XVI-XVII вв. русские поморы называли его Новым Северным, Северным Татарским, Мангазейским. Названо Карским в XVIII в. по реке Кара, впадающей в море в его юго-западной части) - окраинное море Северного Ледовитого океана.

Каспийское море разные времена и у разных народов имело разные названия. В допетровской России называлось Хвалынским. Современное наименование происходит от названия некогда проживавшего на юго-западном берегу народа каспиев) - величайшее на Земле бессточное море-озеро.

Кольский полуостров (от финск. куола, ср. Кола) - полуостров на северо-западе европейской части России. Омывается водами Белого и Баренцева морей.

Кубань (река уникальна в топонимическом отношении: за последние 2500 лет имела около 200 различных названий. Современное название объясняется так. Первая версия: от слова «куман» по названию одного из половецких племен. Вторая версия: от карачаево-балкарского названия реки, что в переводе означает «взбешенная, взбунтовавшаяся») - река в Ставропольском и Краснодарском краях.

Кузнецкий Алатау (тюрк, алатау - пестрые, пегие горы. Прилагательное «Кузнецкий» определяет положение рассматриваемого «алатау» рядом с Кузнецкой котловиной, названной так потому, что русские в XVII-XVIII вв. именовали местных татар кузнецами за умение выплавлять железо) - горная страна на юге Сибири.

Кумо-Манычская впадина (названа по именам рек - Маныч (тюрк, горький; бассейн Дона) и Кума (тюрк, кум - песок; бассейн Каспийского моря)) - тектонический прогиб, отделяющий Предкавказье от Русской равнины.

Курильские острова (названы так от русского слова «курилы», обозначающего коренных жителей этих островов - айнов. Менее правдоподобно другое объяснение, согласно которому название островов происходит от слова «куриться», поскольку вулканы островов постоянно «курились», то есть над ними стояли облака дыма и пара) - цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка (РФ) и островом Хоккайдо (Япония).

Ладожское озеро (в древнерусских источниках Великое Нево, от финск. нево - болото, болотистый, как и название реки Нева. С начала XIII в. входит в обиход название Ладожское озеро, возможно, от финск. alode - низкая местность) - озеро на северо-западе европейской части России.

Лаптевых море (название присвоено в начале XX в. Русским географическим обществом в память об участниках Великой Северной экспедиции (1733-1743) двоюродных братьях Лаптевых: Дмитрии Яковлевиче и Харитоне Прокофьевиче. До этого времени называлось Татарским, Ленским, Норденшельда) - окраинное море Северного Ледовитого океана.

Лена (эвенк, анэ - большая вода) - река в Восточной Сибири.

Лопатка (в русской народной терминологии лопатка - плоский мыс, окончание полуострова) - мыс, южная оконечность полуострова Камчатки.

Москва (названа по имени реки Москвы. Древний корень моек, в котором -ск- чередовалось с -зг-, имел значение «быть вязким, топким» или «болото, жидкость, влага, сырость». Происходит название из глубокой древности, когда существовало балто-славян-ское языковое единство) - столица России.

Новгород (означает - новый город, т. е. либо город, построенный рядом со старым, либо город, который был расширен новой линией укреплений) - один из древнейших русских городов на северо-западе европейской России, упоминается в письменных источниках с VI в.

Ока (от слав, око - глаз, здесь открытое водное пространство; существует и другая версия от угро-финск. йокка - река) - самый крупный правый приток Волги.

Псков (трудность происхождения названия обусловлена противоречивостью летописных данных, где в 903 г. город назван Псков, а в 947 г. - Плесков. Сторонники славянского происхождения принимают форму Плесков: плеск - колено реки от одной луки до другой; сторонники финского происхождения принимают форму Пъсков - от угро-финск. - смоляная река) - старинный русский город на северо-западе европейской части России.

Россия - название возникло в конце XV в. и до начала XVIII в. употреблялось наряду с названием Русь, Русская земля. С XVIII в. и до 1917 г. синоним Российской империи. В наши дни - синоним Российской Федерации. Лингвистическая сторона проблемы названия Русь остается все еще спорной. По одной распространенной гипотезе название «рос» дали своим соседям-славянам индоиранские племена Причерноморья, поскольку оно означало «белый» и было связано с распространенной у древних азиатских народов цветовой ориентировкой, согласно которой западу соответствовал белый цвет.

Северный Ледовитый океан - в древности назывался Гиперборейским (от древнегреч. Борей - бог северного ветра) и как самостоятельный был выделен на западноевропейских картах с середины XVII в. На русских картах XVII-XVIII вв. употреблялись названия: Море-океан, Море-океан Ледовитый, Ледовитое море, Северный океан, Ледовитый океан. Русский мореплаватель и ученый, адмирал Ф. П. Литке, проводивший в 20-х гг. XIX в. исследование в Арктике, назвал его Северный Ледовитый океан.

Хибины (слово известно в Архангельской обл. Плоская возвышенность, финск. хибен - небольшой холм) - горный массив на Кольском полуострове.

Чудское озеро (слав, чудь, так в прошлом называли эстов, живших по его берегам) - озеро на северо-западе европейской части России, граничит с Эстонией.

Чукотское море (выделено из состава Восточно-Сибирского моря в 1935 г. и названо по народу, населявшему Чукотский полуостров) - окраинное море Северного Ледовитого океана.

Ямал (ненецк. я - земля, мол - конец, то есть конец земли. Сначала так называли только мыс, позже стали называть весь полуостров) - полуостров на севере Западной Сибири.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Например:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль.

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой...

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...»

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная , мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: "Один в поле не воин"; "Чьё поле, того и воля"; "Одним конём всего поля не изъездишь"; "Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь".

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине "Садко в подводном царстве" даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет "выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего". Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых "серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь".

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Былинные   богатыри

Главные действующие лица всех былин – русские богатыри. Каждый богатырь – это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.

В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.

Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу – отрубил голову Идолищу Поганому.

Несоответствие между обычными человеческими размерами и способностью владеть многопудовой палицей в былинах никогда не объясняется. И богатырская мощь, пока нет в ней необходимости, тоже никак не проявляется. И огромная физическая сила богатырей, и чудесное оружие, которое всегда оказывается у них под рукой в нужный момент, – всё это направлено к одной главной цели – исполнению своего великого долга защиты Отечества.

Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец – под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич – в Рязани, Алёша Попович – в Ростове.

У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.

Вспомним былину о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. Побеждённый в первом сражении, Змей Горыныч просит у богатыря пощады и обещает не летать на святую Русь, а сам тут же нарушает своё обещание и похищает Забаву Путятичну.

Почему же Добрыня ему поверил? Потому что на Руси нарушение договора считалось большим позором и строго каралось. До наших дней дошла всем известная пословица, которая напоминает: "Уговор дороже денег". Добрыне и в голову не могло прийти, что Змей может не выполнить своего обещания. И даже когда богатырь уличил в этом врага, он предлагает Змею отдать девушку добровольно, чтобы избежать кровопролития. Но Змей отказывается. Тяжёлый бой длился три дня и три ночи, и тогда уже Добрыня окончательно расправился со злым Змеем.

В былинах Илья Муромец олицетворяет мудрость и жизненный опыт – он старший на богатырской заставе. Главные свойства Добрыни Никитича  –  образованность, воспитанность. Алёша Попович – самый молодой из богатырей. Его самые главные и яркие черты – сметливость, лукавство, ум.

Составьте рассказ об Илье Муромце. Сначала ответьте на вопросы и составьте план1. Когда происходили описанный в былине события?

2. Каковы особенности того времени?
3. Когда и как Илья Муромец стал богатырём, благодаря чему? Как он выглядел?
4. О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былинах Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил свою Родину и беззаветно служил ей?
5. Какие поступки совершил богатырь?
6. В чём особенности речи героя?
Начните рассказ так:
"Илья Муромец- самый любимый былинный образ русского народа. Недаром сам народ говорит о нём:
Как одно-то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на под

оконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал: - О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете? Я спросил: - Это вы что играли, Борис Сергеевич? Он ответил: - Это Шопен. Я его очень люблю. Я сказал: - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки. Он сказал: - Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка". Я сказал: - Каким же? Словом-то? Он серьезно и ясно ответил: - Му-зы-ка. Шопен - великий композ Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал: - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете? Я ответил: - Я много чего люблю. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все... Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал: - Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал: - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь! Борис Сергеевич рассмеялся: - Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь? Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал: - Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку,икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно. Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру! Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.За семь,за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь. Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал: - Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил... Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали. Первый не выдержал Борис Сергеевич. - Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь,оно какое-то одинаковое,чересчур съедобное,что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных? Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел. - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку! 1 задание. Что больше всего на свете Любит Дениска 1. Мир животных. 2. Маму и папу. 3. Людей,животных, книги и ещё много всего- целый мир. 2 задание. Как ты понимаешь слова автора Мишка поехал дальше? 1. Стал дальше перечислять,что он олюбит. 2 Продолжил свой путь. 3. Поехал до следующей остановки. 3 задание. Понравилось ли Дениске игра Бориса Сергеевича? Выпиши слова, которые помогли тебе ответить.

1). Назови чувства которые испытывает Федя услышав третью песню про колокольчик. 2). Выпиши из текста предложения, которые подтверждают твой ответ.

вот сам рассказ:Федина задача Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.- Вот и хорошо! - сказал Федя. - По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.Он включил радио, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.- Передаем концерт по заявкам, - объявил голос по радио.- Концерт - это хорошо, - сказал Федя. - Веселей будет делать уроки.Он отрегулировал репродуктор, чтоб было погромче, и сел за стол.- Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так... "На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом..."Из репродуктора послышались звуки рояля и чей-то голос запел рокочущим густым басом:Жил-был король когда-то,
При нем блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.