Жак пикар что он открыл. Жак Пикар Жак Пикар прославился как первый человек, побывавший на дне самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины. Увлечение покорением глубин

Швейцарский океанограф и инженер, специалист по разработке аппаратов глубокого погружения. Известен как один из немногих людей, лично спускавшихся в бездну Марианской впадины (Mariana Trench).


Родился Жак Пикар в Брюсселе, Бельгия (Brussels, Belgium); отец его, Огюст Пикар (Auguste Piccard), сам был довольно опытным инженером и исследователем. Помимо прочего, Огюсту Пикару принадлежали два воздухоплавательных рекорда – дважды ему удавалось побить рекорд высоты подъема на воздушном шаре. Полетами в небесах Пикар-старший с определенного момента насытился; следующий его проект был связан с погружением в океанические пучины. Жак Пикар изначально занимался изучением экономики в Женевском Университете (University of Geneva); позже, однако, совместная с отцом работа над проектом батискафа не на шутку его увлекла. В период с 1948-го по 1955-ый отец и сын построили три модели батискафов; опускались эти модели на глубины рекордные – вплоть до 10000 футов. Окрыленный успехом, Пикар-младший бросил экономику и окончательно переключился на работу с отцом.

Немалую помощь Жаку Пикару оказали представители американского флота – они довольно активно спонсировали разработку подводных судов. Жака пригласили в Штаты, где он лично продемонстрировал свои разработки военным; они выкупили его проект, назначив Пикара консультантом.

Проданный американцам батискаф "Триест" ("Trieste") мог опуститься на глубину до 24000 футов (около 7300 метров); Пикару, однако, этого было мало – он планировал опуститься в самое глубокое место мирового океана.

Осуществил свою мечту океанолог 23 января 1960-го – именно тогда он вместе с Доном Уолшем (Lt. Don Walsh) добрался до самого дна Марианской впадины. Спустились Пикар и Уолш на глубину в 10911 метров; погружение заняло порядка 5 часов. Никакого научного оборудования на батискафе не было и никаких экспериментов в ходе погружения Уолш и Пикар не совершали – главной их целью была проверка батискафа и демонстрация его возможностей.

На дне Уолш и Пикар – к своему изумлению – встретили нечто живое; как оказалось, здесь водилась рыба наподобие камбалы и необычные креветки. Позже многие океанологи пытались доказать, что эта часть рассказа путешественников правдой быть не может, и на такой глубине ни одна камбала выжить бы не смогла. Надолго на дне задерживаться исследователи не стали – на иллюминаторах начали появляться пугающие трещины. Через 3 часа и 15 минут батискаф уже был на поверхности. Жак Пикар собирался побывать на дне Марианской впадины еще раз; увы, сбыться этим планам было не суждено – батискаф оказался слишком уж дорогим и сложным в управлении.


14 июля 1969-го Жак Пикар принял участие в другой важной миссии подводного толка – операции "Бен Франклин". На мезоскафе "Ben Franklin" шестеро исследователей отправились в сторону Гольфстрима (Gulf Stream). На сей раз погружались исследователи не так глубоко; в общей сложности операция заняла около месяца.

Сын Жака Пикара, Бертран Пикар (Bertrand Piccard), пошел по стопам отца и деда; подобно деду, специализироваться он решил на воздушных шарах. В марте 1998-го Бертран пополнил список достижений своего семейства новым рекордом – ему удалось совершить первый беспосадочный перелет на воздушном шаре вокруг шара земного.


1 февраля 2008-го Жак Пикар получил почетную докторскую степень Католического Университета Лувена (Catholic University of Louvain). Через 9 месяцев, 1 ноября 2008-го, исследователь скончался.

Jacques Piccard

Биография

Жак Пикар родился в Брюсселе в семье физика и изобретателя Огюста Пиккара . Вместе с отцом участвовал в строительстве и испытаниях батискафа «Триест », в котором он вместе с американским лейтенантом Доном Уолшем и совершил рекордное погружение 23 января 1960 года . Позже Пиккар написал книгу «Глубина 11 тысяч метров », в которой описал события от создания батискафа до его погружения в Марианскую впадину . Такое название аппарат получил в честь итальянского города Триест , в котором были произведены основные работы по его созданию.

«Триест» был спущен на воду в августе 1953 года. Он совершил несколько погружений в Средиземном море с 1953 по 1957 годы. Основным пилотом стал Жак Пикар. В первых погружениях также участвовал его отец. В экспериментальных погружениях батискафа принимал участие и Жак Ив Кусто .

23 января 1960 года Жак Пиккар и лейтенант ВМС США, специалист-подводник Дон Уолш совершили в батискафе «Триест» предельно возможное на Земле глубоководное погружение. Они достигли «нижайшей» точки Мирового океана, так называемой «Бездны Челленджера» (10 911 метров под уровнем моря). Спуск «Триеста» продолжался 4 часа 48 минут, подъем - 3 часа 15 минут. На дне смельчаки пробыли около 20 минут, съев там по шоколадке, чтобы подкрепиться.

Напишите отзыв о статье "Пиккар, Жак"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пиккар, Жак

Не выпуская уже аббата и Пьера, Анна Павловна для удобства наблюдения присоединила их к общему кружку.

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.
Vous vous enrolez pour la guerre, mon prince? [Вы собираетесь на войну, князь?] – сказала Анна Павловна.
– Le general Koutouzoff, – сказал Болконский, ударяя на последнем слоге zoff , как француз, – a bien voulu de moi pour aide de camp… [Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.]
– Et Lise, votre femme? [А Лиза, ваша жена?]
– Она поедет в деревню.
– Как вам не грех лишать нас вашей прелестной жены?
– Andre, [Андрей,] – сказала его жена, обращаясь к мужу тем же кокетливым тоном, каким она обращалась к посторонним, – какую историю нам рассказал виконт о m lle Жорж и Бонапарте!
Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.

Моя первая встреча с Жаком Пикаром весной 1955 года едва не стала последней. Позже Пикар рассказывал, что, взглянув мельком на мою визитную карточку, увидел там слово «атташе», мысленно дополнил - «пресс-атташе» и, естественно, тут же решил отделаться от меня, поскольку не имел ни времени, ни желания заниматься разглагольствованиями и саморекламой. На самом же деле я был «атташе лондонского отделения Управления морских исследований США», что в корне меняло дело.

По-английски Жак понимал лучше, чем я по-французски, поэтому мне удалось довольно толково изложить суть моей работы в Европе: «Американский военно-морской флот живо интересуется океанографией; мы внимательно следим за всем, что делается в этой области в Европе. В мои обязанности входит установление контактов между европейскими и нашими лабораториями. Я слышал о батискафе, и это изобретение в высшей степени интересует нас».

Мы беседовали, возвращаясь с лекции Роберта X. Дэвиса, известного английского специалиста по скафандрам, прочитанной в лондонском Королевском обществе искусств. Там же выступал Жак Пикар с коротким сообщением о батискафе. Лекции были организованы по случаю международной выставки подводного телевидения. Англия к тому времени добилась значительных успехов в этой области. Британская подводная лодка «Эфрей», затонувшая в Ла-Манше, и самолет британской авиакомпании «Йоук-Питер», упавший в Средиземном море, были обнаружены с помощью английских подводных телекамер.

Естественно, мне и раньше были известны имена Пикаров. Ребенком я с восторгом читал о полете в стратосферу на высоту 17 километров воздушного шара ФНРС, построенного выдающимся швейцарским ученым Огюстом Пикаром. Герметичная гондола его конструкции стала прототипом кабин современных сверхвысотных самолетов. Позднее, уже будучи океанографом, я с увлечением следил за первыми испытаниями батискафа профессора Пикара ФНРС-2 и его преемника - французского аппарата ФНРС-3. Наконец, я знал о рекордном погружении батискафа «Триест», с борта которого впервые в истории человек своими глазами увидел морское дно на километровой, а в 1953 году на трехкилометровой глубине.

В тот вечер мы долго говорили о батискафах, о «Триесте». Военное руководство нашего Управления поначалу без особого энтузиазма отнеслось к идее этой совершенно новой конструкции подводного аппарата.

От Неаполя, головной базы вашего Шестого флота, до Кастелламмаре, где испытываются швейцарские подводные лодки, всего тридцать километров, - сказал мне Жак. - Так вот, представьте себе, за два года ко мне оттуда приехал полюбопытствовать один-единственный офицер! Ваши научные круги тоже настроены весьма скептически. Год назад мы предлагали Национальному научному фонду в Вашингтоне провести совместное погружение в районе желоба Пуэрто-Рико на девятикилометровую глубину. Бог знает почему предложение было отвергнуто! А ведь Соединенные Штаты ведут широкую программу океанографических исследований…

Этот человек обладал удивительным обаянием. Короткие четкие фразы были пронизаны необыкновенной уверенностью. Во взгляде вдумчивых темных глаз таилась неотразимая страсть, которая мгновенно передавалась собеседнику. Я был уверен, что, если ему удастся лично поговорить с нашим руководством, мнение о батискафе изменится. «Триест» для Пикара был не просто глубоководный аппарат: это было его детище, его надежда, почти живое существо. Жак шел по пути отца. С детства он помогал ему и верил в него непререкаемо. Пикары делали все, чтобы вдохнуть жизнь в начатое дело, но они были скованы по рукам и ногам из-за отсутствия средств.

Жак откинулся на спинку кресла и по привычке крепко сцепил пальцы.

Хотите взглянуть на «Триест» в Кастелламмаре? - бросил он вдруг, стрельнув в меня взглядом.

Хочу ли я? Еще бы…

Несколько недель спустя, как классический турист-американец, я вышел на вокзале в Неаполе. Жак ждал меня. Мы с трудом выбрались из сумасшедшей круговерти площади Гарибальди: такси, юркие малолитражки, автобусы, троллейбусы, фиакры, велосипеды, мотороллеры, прохожие, продавцы, зазывалы, чистильщики обуви, полицейские - все смешались в кучу, оспаривая друг у друга если не приоритет, то по крайней мере свое место под жгучим неаполитанским солнцем. Тридцать километров невообразимого шоссе, торжественно именуемого автострадой, привели нас к облюбованному Пикарами уголку на склоне горы Фаито; это был бывший королевский замок «Квисисана», построенный несколько веков назад и окруженный каштановой рощей. Когда-то он служил летней резиденцией неаполитанских Бурбонов, потом его переделывали в казарму, больницу, школу, а во время немецкой оккупации он служил военным лагерем. Теперь здесь разместился отель, с террасы которого открывается незабываемый вид на Неаполитанский залив. Вдали вырисовывался белый силуэт «Триеста».

Сидя за рулем своего малолитражного «фиата», Жак продолжал рассказ:

Как вы знаете, мой отец ученый. Годами он не выходит из лаборатории, отрываясь только на время испытаний. Свой первый воздушный шар он сконструировал для изучения космических лучей в стратосфере. Однако подняться так высоко можно было только в специальной герметической гондоле, которую он сконструировал, открыв эпоху высотного воздухоплавания. Сейчас тот же принцип положен нами в основу погружения на подводном шаре-батискафе.

Выходило все очень просто: желаете отправиться в неведомые сферы, в мир, где до вас никто не был? Извольте: изобретите себе аппарат и поезжайте!

Да, «Триест» в самом деле был шар, я теперь видел это собственными глазами. Повинуясь послушно закону Архимеда, он погружался в воду, когда становился тяжелее ее, и поднимался на поверхность, когда терял в весе. Гондола защищала наблюдателей от давления толщи воды. Но в таком случае кабина тяжелее окружающей среды и неминуемо должна утонуть. Как быть? А вот как. Гондола соединена с «поплавком» - большим резервуаром, который наполняется жидкостью, подобно тому как в воздушный шар нагнетается газ. В данном случае жидкостью стал бензин. «Триест», таким образом, представлял собой дирижабль, наполненный 100 тысячами литров бензина, - такого количества хватило бы автомобилю среднего класса на то, чтобы 25 раз обогнуть земной шар… На поверхности батискаф держался, когда вода выкачивалась из отсеков поплавка. При погружении в них впускали 14 тонн воды. При подъеме же, как и на воздушном шаре, освобождаются от балласта. Балластом служит железная дробь, удерживаемая электромагнитом. В любом случае достаточно выключить электропитание, чтобы шар поднялся на поверхность со дна моря. При поломке или аварии вы, таким образом, автоматически «падали вверх»… Система гениальная по своей простоте.

По соседству с «Триестом» я обратил внимание на пару оригинальных алюминиевых лыж. Жак уловил мое любопытство и с улыбкой сказал:

Это вспомогательное приспособление - понтонные лыжи; на них удобно добираться до батискафа с берега. Будет время, постараюсь довести их до совершенства.

Осмотрев эту экипировку новоявленного Христа, вознамерившегося шествовать по воде, я спустился за Жаком в кабину «Триеста». Первое ощущение, будто я очутился внутри громадных швейцарских часов. Стены были сплошь покрыты приборами - вольтметрами, амперметрами, хронометрами, термометрами; висели какие-то баллоны, под ними - рубильники, сопротивления, электрические кабели; все было в образцовом порядке. Я попал в сердце «Триеста» - миниатюрную океанографическую лабораторию. Вид всех этих бесчисленных приборов придавал гондоле какую-то таинственность. Любой посторонний человек потерялся бы среди них. Но Жак с отцом сделали все это собственными руками; они знали, что где расположено и в каком порядке. На борту не было никаких обозначений, никаких надписей: в глубинном мраке изобретатели, строители и пилоты батискафа могли безошибочно вести это пузатое чудовище простым мановением руки.


Жан Пикар родился… Жак Пикар родился 28 июля 1922 года в Брюсселе в семье физика и изобретателя Огюста Пикара. Его с детства интересовали занятия и исследования отца. Вместе с отцом он участвовал в строительстве и испытаниях «батискафа Триест». Такое название аппарат получил в честь итальянского города Триест, в котором были произведены основные работы по его созданию. Жак Пикар родился 28 июля 1922 года в Брюсселе в семье физика и изобретателя Огюста Пикара. Его с детства интересовали занятия и исследования отца. Вместе с отцом он участвовал в строительстве и испытаниях «батискафа Триест». Такое название аппарат получил в честь итальянского города Триест, в котором были произведены основные работы по его созданию.




Батискаф «Триест» «Триест» был спущен на воду в августе 1953 года. Он совершил несколько погружений в Средиземном море с 1953 по 1957 годы. Основным пилотом стал Жак Пикар. В первых погружениях также участвовал его отец. В экспериментальных погружениях батискафа принимал участие и Жак Ив Кусто. «Триест» был спущен на воду в августе 1953 года. Он совершил несколько погружений в Средиземном море с 1953 по 1957 годы. Основным пилотом стал Жак Пикар. В первых погружениях также участвовал его отец. В экспериментальных погружениях батискафа принимал участие и Жак Ив Кусто.




Погружение 1960 года Жак Пикар и лейтенант ВМС США, специалист-подводник Дон Уолш совершили в батискафе «Триест» предельно возможное на Земле глубоководное погружение. Они достигли «нижайшей» точки Мирового океана, так называемой «Бездны Челленджера» (метров под уровнем моря). Спуск «Триеста» продолжался 4 часа 48 минут, подъем – 3 часа 15 минут. На дне смельчаки пробыли около 20 минут, съев там по шоколадке, чтобы подкрепиться года Жак Пикар и лейтенант ВМС США, специалист-подводник Дон Уолш совершили в батискафе «Триест» предельно возможное на Земле глубоководное погружение. Они достигли «нижайшей» точки Мирового океана, так называемой «Бездны Челленджера» (метров под уровнем моря). Спуск «Триеста» продолжался 4 часа 48 минут, подъем – 3 часа 15 минут. На дне смельчаки пробыли около 20 минут, съев там по шоколадке, чтобы подкрепиться.


«Глубина 11 тысяч метров» Несколько позже Пикар написал книгу «Глубина 11 тысяч метров», в которой описал события от создания батискафа до его погружения в Марианскую впадину. Также Жак совершил ряд погружений в Атлантическом океане на собственноручно спроектированном батискафе. Несколько позже Пикар написал книгу «Глубина 11 тысяч метров», в которой описал события от создания батискафа до его погружения в Марианскую впадину. Также Жак совершил ряд погружений в Атлантическом океане на собственноручно спроектированном батискафе.