Какие показатели характеризуют агроклиматические ресурсы. Что такое агроклиматические ресурсы? Основные показатели агроклиматических ресурсов

Народы и регионы России накануне и после распада СССР, федеративный договор, конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России, нарастание противоречий между Центром и регионами, военно-политический кризис в Чечне, результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Народы и регионы России накануне и после распада СССР.

Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновленной Федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х гг.

В канун президентских выборов 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Это заявление дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем усилило национальные движения.

Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни и др. на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Перестали действовать конституционные органы власти, а Верховный Совет был распущен. В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России.

Все это заставляло центральную власть ускорить заключение Федеративного договора.

Федеративный договор.

В чем состоял смысл Федеративного договора? Речь шла о том, чтобы предоставить национальным районам страны более широкие полномочия и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Проект договора содержал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю, недра, производственные мощности пользуется народ данного государства. Родному языку предоставлялся статус государственного. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России.

Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

Из Конституции Российской Федерации

Статья 5
1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации...
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если такое противоречие выявляется, действует федеральный закон. Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль, введение иных денег не допускается.

Нарастание противоречий между Центром и регионами.

Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них. Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.

Принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. В Башкортостане, например, вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью республики регулировались только республиканским законодательством. Республика объявила себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввела собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.

Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и многочисленным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составляющих 85% населения России.

О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Эти процессы образно называют суверенизацией краев и областей.

Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.

Из выступления Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева в связи с шестой годовщиной провозглашения государственного суверенитета Республики Татарстан. 1996 г.

После принятия Декларации о государственном суверенитете... мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении подлинной федерации на договорной основе...
Договор снял конфликтную ситуацию и внес стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана. Договор России с Татарстаном - благо не только для Татарстана. Это благо и для самой Российской Федерации.

Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договоренностей с Центром. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматический характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

Военно-политический кризис в Чечне .

До лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.

Из обращения Президента России Б. Н. Ельцина к жителям Чеченской республики. 21 декабря 1994 г.

Уважаемые жители Чеченской республики! Президент Российской Федерации, Правительство, палаты Федерального Собрания России неоднократно обращались с призывом начать сдачу оружия незаконными вооруженными формированиями на территории Чеченской республики. Несмотря на это, в городе Грозном и его окрестностях продолжает литься кровь, гибнут наши соотечественники - чеченцы, русские, граждане других национальностей... Российские солдаты находятся в Чечне не для войны с чеченским народом. Их цель - пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чечни... На дудаевское руководство ложится ответственность за то, что оно скрывает эту информацию или создает препятствия тем, кто хочет покинуть очаги военных действий.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал был убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей. Потери среди войск и мирного населения вынудили руководство России пойти на переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов.

Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет. Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства.

Преодолеть все противоречия и решить все проблемы не удалось. Роль федерального Центра в отношении с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал все большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошел СССР. Снижение экономического и политического значения Центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без участия федеральной власти. Неудачи в Чечне вдохновляли сепаратистов в других регионах страны. Возникла острая необходимость изменения национальной политики.

1990 г. 1бмая-12 июна - Съезд народных депутатов РСФСР. Декларация о государственном суверенитете России 1991 г. 17 марта -1990 г. 1бмая-12 июна - Съезд народных депутатов РСФСР. Декларация о
государственном суверенитете России
1991 г. 17 марта - Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР
1991 г. 12 июня - Выборы президента России
1991 г. 1 июля - Роспуск в Праге ОВД (Организации Варшавского Договора)
1991 г. 19–21 августа - Попытка государственного переворота в СССР (Дело ГКЧП)
1991 г. сентябрь - Ввод войск в Вильнюс. Попытка государственного переворота в Литве
1991 г. 8 декабря - Подписание в Минске руководителями России, Украины и Белоруси
договора о «Содружестве Независимых Государств» и роспуск СССР
1992 г. 2 января - Либерализация цен в России
1992 г. 1 февраля - Декларация России и США о прекращении «холодной войны»
1992 г. 13 марта - Парафирование Федерального договора республик в составе
Российской Федерации
1993 г. март - VIII и IX съезды народных депутатов РФ
1993 г. 25 апреля - Всероссийский референдум о доверии политике президента России
1993 г. июнь - Работа конституционного совещания по подготовке проекта Конституции
России
1993 г. 21 сентября - Указ Б.Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе» и
роспуске Верховного Совета РФ
1993 г. 3–4 октября - Демонстрации и вооруженные выступления прокоммунистической
оппозиции в Москве. Штурм здания Верховного Совета войсками, верными Президенту
1993 г. 12 декабря - Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Референдум о
проекте новой Конституции РФ
1994 г. 11 января - Начало работы Государственной Думы и Совета Федерации РФ
в Москве

Пункт №1.Регионы России после распада Предпосылки: -Перестройка –необходимость обновления -Гл.Задача – строительство

обновленной Федерации
-1991 – Ельцин, регионы - призыв к самостоятельности
-Усилились национальные движения
Противоречия:
-Регионы – Татария, Башкирия, Якутия, Чеченская
республика, Татария
-Вопрос – выход из состава РСФСР, особый статус
-1992 – Чеченская республика, разделение, СОБЫТИЯ…
-Татария – Курултай Татарского народа
ИТОГ: Власть в России – спешила, Федеративный догово

Народы и регионы России до и после распада СССР.

ПЕРЕСТРОЙКА
Б.Н.ЕЛЬЦИН
ОБНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬ
НОСТЬ
РЕГИОНАМ РФ
ПОБЕДА НА ВЫБОРАХ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ТАТАРСТАНЕ,
БАШКИРИИ, ТУВЕ, ЯКУТИИ, ЧЕЧНЕ И ДР.

Пункт №2. Федеративный договор. Содержание: 1.Широкие полномочия национальных регионов 2.Перераспределение собственности,

власти
3.Россия – Федерация независимых
государств.
4.Родной язык – статус государственного
31 марта 1992 – подписание Федеративного
договора
Не подписали – Чеченская республика, Татария

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР:

1. Предоставление национальным районам
страны широких полномочий.
2. Перераспределение государственной
собственности и власти.
3. Россия – федерация независимых
национальных государств.
31 марта 1992 г. – подписание
Федеративного договора (кроме
Татарстана и Чечни).

Пункт №3.Конституция 1993. Дата – 12 декабря 1993 года Принципы: 1.Целостность; 2. Единая власть; 3.Разграничение полномочий

между центром и
регионами; 4.Равноправие и самоопределение
народов
Государственная власть – местные органы власти
Государственный язык – русский + право на
собственный язык
Законы – единые не противоречащие Конституции
Рынок – Свобода в перемещении средств, товаров,
услуг
Денежная единица - рубль

Пункт №4.Нарастание противоречий. Самостоятельно проработать

Пункт №5. Кризис в Чеченской республике До лета 1994 – переговоры, о присоединении к Федеративному договору. 10 августа 1994 –

объявление войны России
1 декабря 1994 – ультиматум Ельцина, сдать оружие,
отказ
10 декабря 1994 – федеральные силы вошли в Чеченскую
республику
Лето 1995 – отряды бандитов блокированы в горных
районах
Лето 1995 – начало террора, больница г.Буденовск
Январь 1996 – захват заложников в Дагестане
Август 1996 – атака на Грозный
Сентябрь 1996 – Хасавьюрт, мирные соглашения

10.

1991 г. – избрание Дудаева
президентом Чечни и
провозглашение ее
независимости
1992 г. – вывод федеральных
войск из Чечни, захват их
вооружения Дудаевым,
вооружение всего народа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства современной России. Верховенство Конституции и федеральных законов. Равноправие субъектов федерации. Государственная целостность. Единство системы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Анализ конституционных основ российского федерализма: строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах, целостность и неприкосновенность российской территории. Общая характеристика принципов федеративного устройства России.

    реферат , добавлен 17.06.2014

    Предпосылки и история развития государственного устройства Российской Федерации. Общее понятие и теория федеративного государства. Наиболее общие черты, характерные для федерации. Принципы и особенности федеративного устройства современной России.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    История российского федерализма. Анализ конституционно-правовых основ федеративного устройства Российской Федерации. Понятие и виды форм государственного устройства. Влияние федеративного устройства на реализацию государственного управления, пути решения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Основные подходы к теории современного федерализма; отношения между регионами и центральной властью. Природа и механизм федеративного устройства России, конституционно-правовая характеристика; политические, правовые и экономические проблемы становления.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Понятие и принципы федеративного устройства РФ. Конституционные основы федеративного устройства РФ. Добровольность объединения наций и народностей. Конституционно-правовой статус РФ. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами в ее составе.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Особенности федеративного устройства России. Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Конституционно-правовой статус республики, края, области и города федерального значения в составе Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Федерация - одна из основных разновидностей государственного устройства. Тип федеративного устройства; современный подход к классификации. Преимущества и недостатки федеративного устройства.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2004

Агроклиматические ресурсы - это свойства климата, обеспечивающие возможности сельскохозяйственного производства. Они характеризуются: продолжительностью периода со среднесуточной температурой выше +10°С; суммой температур за этот пе­риод; соотношением тепла и влаги; запасами влаги, создаваемыми в данный период снежным покровом.
Разные регионы нашей страны обладают разными агроклиматически­ми ресурсами, но в целом на территории Казахстана солнечного тепла достаточно для созревания многих сельскохозяйственных культур. При среднесуточной температуре выше +10°С его суммарное количество значительно колеблется: на севере 2000-2100°, а на юге -4800-4600°.
В северной части республики, где среднесуточная температура превышает +10°С, вегетационный период длится 130-135 дней. Здесь агроклиматические ресурсы подходят для выращивания яровой пшеницы, льна, овощей, фруктов и бахчевых.
В центральной части Казахстана климат относительно сухой. Ресурсы тепла - 2400°-2800°. Количество дней, когда средняя температура поднимается выше +10°С, составляет 150-160. Здесь можно выращивать зерновые культу­ры, подсолнечник, гречиху и картофель.
На юге республики вегетационный период длится немногим более 180 дней. Изобилие солнечного тепла позволяет выращивать здесь такие орошаемые культуры, как рис, хлопчатник, табак, виноград, сахарную свеклу и др.
Человек может использовать климатические ресурсы как важнейшие лечебные факторы. Ученые, занимающиеся проблемами медицинской и курортной климатологии, изучают влияние климатических факторов на живые орга­низмы. К этим факторам относятся: солнечная радиация, температура, влажность, ветер и др. Существует понятие «комфортная зона» , т. е. зона, в которой климатические элементы положительно влияют на здоровье и настроение людей. Климат Казахстана во многих местах целителен. По наблюдениям медиков, у жителей пустынь и гор крайние показатели кровяного давления ниже обычных, гипертония встречается редко. В сосновых лесах на берегах рек и озер, в горных долинах немало климатических санатори­ев.
Продолжительность солнечного сияния и интенсивность радиации в летнее время благоприятствуют использованию солнечной энергии в технических целях. В пустынях намечается строительство гелиостанций.
Небольшая мощность снежного покрова на значительной части юга республики дает возможность в теплые зимы содержать скот на подножном корму. Однако климатические условия не везде благоприятны. Чередование оттепелей с морозами, неожиданные снегопады, сильные ветры заставляют делать страховые запасы кормов в местах зимнего выпаса.
1. В какой части Казахстана наиболее тепло и какие вы знаете теплолюбивые культуры?
2. Какие районы Казахстана благоприятны для развития зерновых культур?
3. Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в республике? Где и почему?
4. Как климат влияет на хозяйственную деятельность?
5. Каковы агроклиматические ресурсы вашего района?
Вопросы и задания для повторения темы «Климат»
1. Назовите факторы, формирующие климат Казахстана.
2. В каком климатическом поясе расположен Казахстан?
3. Какие типы воздушных масс формируют климат Казахстана?
4. Где в Казахстане наблюдаются самая высокая (мак­симум) и самая низкая (минимум) температуры?
5. Как распределяются атмосферные осадки в зависимости от времени года? Почему?
6. Где в Казахстане осадков выпадает больше, где меньше? Почему?
7. Каковы климатические особенности высокогорных районов?
8. Как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
9. Какие вы знаете неблагоприятные атмосферные явления, связанные с климатом?
10. Что такое агроклиматические ресурсы? Как они используются?
11. Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в республике?