Отметь чем отличается звук от буквы. Звуки и буквы. Звонкие, глухие и шипящие

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Экстремальный спорт - спорт, как правило связанный с опасностью для жизни .

Причины занятия экстремальным спортом различны. Для некоторых причина занятия экстримом заключается в получении предельно острых ощущений, балансировании на грани жизни и смерти; для других - это возможность постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни. В ряде случаев занятие экстримом является проявлением аутоагрессии .

Этимология термина

Термин заимствован в английский и русский языки из латыни: exter - внешний, превосходная форма - extremus - граничный, предельный.

Экстрим и спорт

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 1950-х годов, постепенно стали называться экстремальными. К таким видам спорта относятся BMX , триал , скейтбординг , сноубординг , парашютизм , скалолазание , спелеология , роуп-джампинг . Экстремальные виды спорта характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина , который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.

Особенно велик травматизм в тех видах спорта, которыми начинает заниматься большое количество неподготовленных людей, подростков.

Экстремальные виды спорта

  • Аквабайк - гонки на гидроциклах .
  • Альпинизм - спортивный туризм, связанный с восхождением на горы.
  • Бизон-Трек-Шоу - гонки на тракторах.
  • Бейсджампинг - прыжки с парашютом с фиксированных объектов.
  • Бокинг - новый вид спорта, смысл которого заключается в беге и прыжках на «подпружиненных ходулях» - джамперах.
  • Вейкбординг - катание на вейкборде с выполнением трюков.
  • Вингсьютинг - полет в специальном костюме-крыле из ткани .
  • Виндсерфинг - слалом - гонки на парусных досках, вниз по ветру, с огибанием знаков; фристайл - трюки на парусных досках на гладкой воде и/или чопе; wave riding - райдинг и трюки на волнах; speed - скоростные заезды на специальных парусных досках.
  • Bicycle Moto Cross (BMX) - выполнение трюков или кросса на специальных велосипедах.
  • Горнолыжный спорт - спуск с гор на специальных лыжах.
  • Граффити-бомбинг - скоростное рисование граффити в необычных условиях.
  • Дайвинг - погружение под воду с аквалангом.
  • Дельтапланеризм - полеты на дельтаплане
  • Зорбинг - спуск в прозрачном шаре (зорбе) с возвышенности.
  • Кайтсёрфинг - движение по поверхности воды под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом буксировочным воздушным змеем (кайтом) .
  • Каньонинг - преодоление речных каньонов без помощи плавающих средств.
  • Каякинг - сплав на небольшом одноместном судне (каяке).
  • Лонгбординг - спуск по асфальтированной поверхности на длинной доске (для более быстрого и плавного катания чем на скейте)
  • Маунтинбординг - разновидность скейтбординга , у доски увеличены колеса, катание возможно по природному ландшафту.
  • Маунтинбайк - спуск с горы на специальном велосипеде.
  • Парапланеризм - полёты на параплане с использованием энергии восходящих потоков воздуха.
  • Парашютизм - прыжки с парашютом, купольная акробатика, построение формаций и др…
  • Погинг - прыжки и трюки на Pogo stick .
  • Рафтинг - сплав на особой разновидности надувной лодки.
  • Роуп-джампинг - прыжки со специальной страховочной веревкой с высоких объектов.
  • Руфинг - восхождение на труднодоступные и опасные крыши и шпили высотных зданий без страховки.
  • Сёрфинг - катание на волне с применением досок для сёрфинга, либо коротких ласт и специальных перчаток.
  • Силовой экстрим - выполнение человеком силовых упражнений с нестандартными снарядами, например, подъем автомобиля.
  • Скалолазание - лазание по естественному или искусственному рельефу.
  • Скейтбординг - выполнение трюков на скейтборде .
  • Сноубординг - спуск с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде сноуборде .
  • Сноукайтинг - скольжение и выполнение трюков на снежном покрытии или льду с помощью удерживаемого кайта на лыжах, сноуборде или коньках.
  • Сэндбординг - езда по песку на сноуборде. Чаще всего осуществляется на песчаных карьерах либо в пустыне на барханах.
  • Спелеология - спортивный туризм, связанный с прохождением пещер.
  • Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле.
  • Триал - виды спорта, связанные с преодолением препятствий на велосипеде, мотоцикле или грузовике.
  • Фрибординг - спуск с заасфальтированных склонов на специальном снаряде (фриборде).
  • Роллерблейдинг - катание на роликовых коньках с выполнением трюков.
  • Фрирайд - спуск, как правило, с естественных возвышенностей и гор вне подготовленных трасс.
  • Паркур - искусство перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях.
  • Фриран - дисциплина, сходная с паркуром, созданная Себастьяном Фуканом.

Напишите отзыв о статье "Экстремальный спорт"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Экстремальный спорт

И той же главы в стихе пятом: «И даны быта ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре – десять два».
Французские буквы, подобно еврейскому число изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение:
a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Пьер накануне того воскресенья, в которое читали молитву, обещал Ростовым привезти им от графа Растопчина, с которым он был хорошо знаком, и воззвание к России, и последние известия из армии. Поутру, заехав к графу Растопчину, Пьер у него застал только что приехавшего курьера из армии.
Курьер был один из знакомых Пьеру московских бальных танцоров.
– Ради бога, не можете ли вы меня облегчить? – сказал курьер, – у меня полна сумка писем к родителям.
В числе этих писем было письмо от Николая Ростова к отцу. Пьер взял это письмо. Кроме того, граф Растопчин дал Пьеру воззвание государя к Москве, только что отпечатанное, последние приказы по армии и свою последнюю афишу. Просмотрев приказы по армии, Пьер нашел в одном из них между известиями о раненых, убитых и награжденных имя Николая Ростова, награжденного Георгием 4 й степени за оказанную храбрость в Островненском деле, и в том же приказе назначение князя Андрея Болконского командиром егерского полка. Хотя ему и не хотелось напоминать Ростовым о Болконском, но Пьер не мог воздержаться от желания порадовать их известием о награждении сына и, оставив у себя воззвание, афишу и другие приказы, с тем чтобы самому привезти их к обеду, послал печатный приказ и письмо к Ростовым.
Разговор с графом Растопчиным, его тон озабоченности и поспешности, встреча с курьером, беззаботно рассказывавшим о том, как дурно идут дела в армии, слухи о найденных в Москве шпионах, о бумаге, ходящей по Москве, в которой сказано, что Наполеон до осени обещает быть в обеих русских столицах, разговор об ожидаемом назавтра приезде государя – все это с новой силой возбуждало в Пьере то чувство волнения и ожидания, которое не оставляло его со времени появления кометы и в особенности с начала войны.
Пьеру давно уже приходила мысль поступить в военную службу, и он бы исполнил ее, ежели бы не мешала ему, во первых, принадлежность его к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны, и, во вторых, то, что ему, глядя на большое количество москвичей, надевших мундиры и проповедывающих патриотизм, было почему то совестно предпринять такой шаг. Главная же причина, по которой он не приводил в исполнение своего намерения поступить в военную службу, состояла в том неясном представлении, что он l"Russe Besuhof, имеющий значение звериного числа 666, что его участие в великом деле положения предела власти зверю, глаголящему велика и хульна, определено предвечно и что поэтому ему не должно предпринимать ничего и ждать того, что должно совершиться. Слово «extreme» имеет в английском языке несколько значений: противоположность; высокая степень чего-либо, высшее достижение; непомерный, чрезвычайный, чрезмерный; исключительный, особенный. Выделяют шесть групп определений для слова «экстремальный»: 1) математическое значение - экстремальная функция, экстремумы функции; 2) биологическое значение - суровые условия, низкие экстремальные температуры; 3) значение в спорте - экстремальные виды спорта, связанные с высоким риском для жизни и здоровья; 4) логическое значение - используется в силлогизмах; 5) архаическое значение - последний, заключительный; 6) определение высочайшей степени ощущений - экстремальные перегрузки. На экстрим-тимбилдингах, независимо от уровня экс-тремальности тренинга, я традиционно проводила исследование среди участников. Среди вопросов был и такой: «Что такое экстрим для вас?» Здесь приводятся наиболее часто встречающиеся ответы:
Экстрим - это «...адреналин, опасность, азарт, выход за границы страха, сверхнагрузка, сильные эмоции, свобода, риск, зона некомфорта, преодоление себя, неожиданные условия, трудности, трудные задачи, неопределенность, ограниченность времени, психологическое дав-ление, сила воли, хладнокровие, смелость, скорость принятия решений, победа, мобилизация сил, раскрытие резервов, вызов, счастье, режим нон-стоп, выносливость, экстраординарные усилия...». Графически определение экстрима представлено на рис. 10. Риск, азарт, вызов
Страх, сверхнагрузка Мобилизация сил, І рар|рьіт|іе резервов
А
* й і «
|П I
У!
w »
Победа, счастье у
Сила воли, выносливость, выдержка, хладнокровие Формат «24*7»!
/;.jf
Режим нон-стоп I V
Нестандартные, смелые решения Скорость принятия решений
Рис. 10. Определения «экстрима»
Мое определение экстрима таково: «Экстрим - это честный раз-говор с самим собой, возможность заглянуть в самые глубины себя, преодолеть внутренние ограничения, мужество сделать то, что ты не делал никогда прежде, шанс стать другим». Философия экстрима со-стоит в том, чтобы выйти за привычные ограничения, расширить че-ловеческие возможности, сделать то, что не было доступно прежде.
Экстремальные условия признаются психологами наиболее эффек-тивным средством для раскрытия человеческих резервов, ценностей и формирования доверия.
Несправедливо считать, что экстрим связан только с физическими преодолениями и трудностями. В основе всех физических преодолений лежат психологические преодоления. Пройти 40 км, прыгнуть в ледяную воду, прыгнуть с парашютом и др. Физический экстрим вплотную переплетен с психологическим экстримом.
Отношение к экстриму в России. Правило «80 на 20» действует в большинстве сфер жизнедеятельности человека. Не обошло оно сто-роной и экстрим. Согласно этому правилу, 80% населения не склон-ны заниматься экстримом и только 20% чувствуют к нему притяжение и расположение. То есть только два человека из десяти будут
проявлять положительные эмоции, связанные с экстримом. Иными словами, из ста участников вашего тимбилдинга только двадцать бу-дут демонстрировать активную готовность участвовать в нем. Этот показатель различен для специально отобранных групп - от 0% для кружка мягкой игрушки до 100% для секции парашютизма или дельтапланеризма. Отношение к экстриму в России весьма разно-образно, оно очень сильно варьируется для разных социальных, про-фессиональных, возрастных групп, также среди мужчин и женщин. Доминанта склонности к экстриму сильно сдвинута в сторону более молодых людей v в сторону более социально успешного поколения. Мужчины традиционно более склонны к экстриму, чем женщины, и в России это еіце более выражено, в сравнении с Западом. Бизнес- профессии не входят в число лидирующих в рейтингах наиболее экстремальных профессий, которыми признанно являются летчик, шахтер, каскадер, реаниматолог. Но при этом в бизнес-сообществе в среднем склонность к экстриму более выражена, чем в творческих, академических, политических или интеллектуальных кругах. Не по-тому ли, что в бизнесе и экстриме очень много общего? Намного болыпе, чем в политике и экстриме, чем в науке и экстриме.
Относительность экстремальности. Сфера тимбилдингов очень ярко характеризуется тем, что в ней отсутствует какая-либо значимая степень упорядоченности и классификации. Здесь доминируют твор-чество, свобода, жажда самовыражения, культ индивидуальности и нетерпимость рамок и ограничений. И если еще на первых шагах зарождения этого феномена можно было отследить какие-то клю-чевые закономерности, то теперь с глобальным ростом и развитием данной сферы разнообразие и своеобразие перестало поддаваться классификации. Я хочу ввести новый термин - относительность экстремам,пости. Что это значит? Это значит, что для каждого суще-ствует свой уровень экстрима. Данное понятие играет существенную роль в понимании основ тимбилдинга и силы экстрим-воздействия.
Относительность экстремальности - что это значит?
Это значит, что для каждого существует свой уровень экстрима!
Например, для старушки, которая всю жизнь покупала продукты в магазине, расположенном в ее доме, экстремальным будет пойти в магазин, расположенный через дорогу. Об уровне экстрима я раз-говаривала с одним из сильнейших российских альпинистов-высот-ников Николаем Тотмяниным, который четыре раза поднимался на вершину Эвереста (8848 м) - высочайшую горную вершину мира. Он считает, что «восхождение на высокую гору - система уравне-ний со многими неизвестными. Когда идешь на Эверест не в первый раз, число неизвестных уменьшается, но все равно их больше, чем уравнений. Уровень экстрима снижается, но несущественно».
По мнению Николая Тотмянина, «экстрим - это то, что выходит за рамки представлений человека о самом себе. Это понятие, имеющее свое содержание для каждого отдельного человека или для групп людей, занятых одним делом»
Психологи склонны использовать здесь термин «зона комфорта/ дискомфорта», но в этой книге я постараюсь по возможности избе-жать употребления исконно психологических терминов и говорить на менеджерском, то есть управленческом, организационном языке, доступном непсихологам. Итак, как же вам, ответственному за орга-низацию тимбилдинга для своей компании определить оптимальный уровень экстремальности проекта? Я предлагаю решать данный вопрос в две ступени. Первая ступень - узнать, какие уровни экстремальности существуют. Вторая ступень - пользуясь предложенным тестом, определить, какой уровень экстремальности вам подходит.
И в дополнение я приведу краткий фрагмент описания экстремальной психологии, важный для понимания природы экстрима: экстремальная психология - это отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности че-ловека в измененных, непривычных условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и пр. Она возникла в конце XX в., синтезировав конкретные иссле-дования в области психологии авиационной, космической, морской и полярной. В экстремальных условиях, характерных измененной информационной структурой, социально-психологическими огра-ничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: 1) монотония; 2) измененная пространственная структура; 3) измененная временная структура; 4) ограничения личностно значимой информации; 5) одиночество; 6) изоляция групповая - информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и пр.; 7) угроза для жизни"5.
"^Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест 1998. 554 с.

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Создание коллаборативной среды

(К) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно, (звук)

    Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

    Приведите примеры речевых звуков.

Эй, крючочки и точки,

Черточки, кружочки,

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

Работа над обобщением знаний по теме.

Работа по учебнику.

(К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

Какими буквами мы можем их записать?

(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

Можем ли увидеть, слепить звук?

Работа в прописи.

(И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

Динамическая пауза.

(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

Работа по учебнику.

(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

Дикое животное с ценным мехом - лиса.

Домашнее животное - собака, корова.

Кондитерское изделие - торт.

Овощ - огурец.

Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

Папа берет со стола книгу.

Бабушка поднимает клубок.

Мама переставляет вазу.

Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk — волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает!”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).

Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у!»); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

На всей большой Земле не существует народа, который бы не имел своего языка. А каждый язык состоит из слов, которые в свою очередь делятся на звуки. Без способности выговаривать те или иные звуки, человечество не научилось бы разговаривать.
В русском языке насчитывается 43 звука, которые на письме обозначаются буквами. Для нас такой звуковой ряд очень привычен. Но следует знать, что каждый язык в мире обладает тем рядом звуков, которые характерны только тому или иному народу. Звуки бывают гласными и негласными.

Чередуясь между собой, они берут непосредственное участие в словообразовании. Каждый из видов звуков имеет свои особенности и выполняет свои функции. Языки отличаются между собой и соотношением гласных и согласных звуков – поэтому не странно, что некоторые народы характеризуются такой себе певучестью, а другие обладают сложными для произношения речевыми конструкциями.

Попробуем разобраться, чем же отличаются гласные звуки от согласных.

Гласные звуки - их особенности

Гласные звуки – это та категория речи, которая образовывается с помощью прохождения потока воздуха через голосовые связки . Они создаются исключительно с помощью голоса, без сторонних шумов и без участия артикуляционного аппарата. В русском языке, как и во многих других славянских языках, выделяют 6 гласных звуков, среди которых [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Стоит учитывать, что гласных букв насчитывается десять. Такая разница в количестве возникает потому, что буквы я, ю, е и ё состоят из двух звуков.

Гласные звуки играют очень важную роль в словообразовании. В первую очередь они образуют слоги. Не бывает слога без гласного звука! Во вторых, они придают каждому слогу свой оттенок, делая его ударным или же безударным. Ударный слог произносится значительно дольше и выразительнее, нежели остальные.

Что такое согласные звуки?

Согласные звуки – это звуки, которые создаются под воздействием голосового потока с участием артикуляционного аппарата. Произнося согласный звук, голос сталкивается с препятствиями, которыми служит язык или нижняя губа, и приобретает шумный оттенок. В русском языке существует 36 согласных звуков. На письме они обозначаются 21 буквой .
Согласные звуки имеют четкую классификацию. В зависимости от степени использования голоса и шума согласные звуки бывают:

Шумные в свою очередь делят на:

Различают также мягкие и твердые согласные звуки. Определение типа звуков зависит от произношения. Так, мягкие отличаются тем, что их можно выговорить, только подняв среднюю часть языка вверх к небу. Мягкость или твердость согласного звука зависит от того звука, который следует за ним. Например, если после согласного следуют гласные е, ё, и, ю, я или ь, то он в любом случае будет характеризироваться, как мягкий. Кроме того, буквы ь и ъ, которые не обозначают звуки, указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

Отличия гласных звуков от согласных

Первое и самое главное отличие между гласными и согласными звуками состоит в том, что первые образовываются в гортани, другие же проходят через язык и зубы, небо или же губы. Чтобы овладеть всеми согласными звуками важно, чтобы человек не имел недостатков речевого аппарата. Для умения выговаривать гласные звуки специальных умений не нужно – они образовываются сами собой (гласные звуки легко произносят даже младенцы).

Также звуки отличаются тем, что благодаря гласным звукам создаются слоги. Количество гласных звуков в слове говорит о количество слогов при фонетическом разборе. Согласные в свою очередь такой способности не имеют.

Также благодаря гласным звукам слова приобретают выражение и интонацию. Знак ударения ставится исключительно на гласные звуки, что придает некую особенность ударному слогу.

Согласные звуки способны объединяться в пары, и в сочетании с гласными звуками продлевать свое звучание. Но не смотря на все отличия, что гласные, что согласные звуки – это неотъемлемый компонент речи. Только сочетаясь между собой они способны создавать слова, которые объединяясь превращаются в предложения, а те в связанную человеческую речь.

1.3. Гласные и согласные звуки

1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально.

Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть языка смыкается с верхними зубами; при образовании звуков [з], [с] кончик и передняя часть языка приближается к верхним зубам, но не смыкается с ними; при образовании звука [у] язык отодвигается назад и задняя его часть поднимается высоко к нёбу, а губы при этом выпячиваются вперёд и округляются.

2. Характер звука зависит ещё и от того, участвуют ли в его образовании голосовые связки и создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат.

Например, в образовании звуков [а], [о], [у] голосовые связки принимают участие: их колебание создаёт голос, а шумы почти отсутствуют, так как воздушная струя, проходя через полость рта, не встречает достаточно серьёзных преград.

При образовании звуков [д], [з] голосовые связки также колеблются (значит, есть голос), но при этом есть ещё и шумы, которые возникают в результате трения воздуха о преграду (преградой в этом случае являются сомкнутые (звук [д]) или сближенные (звук [з]) кончик языка с верхними зубами).

При образовании звуков [т], [с] речевой аппарат работает так же, как при образовании звуков [д], [з] , но голосовые связки не колеблются. Следовательно, шумы есть (за счёт образования преград), а голос не образуется.

Например: [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [к], [г], [д], [з], [т], [с] и др.

Звонкие согласные (например, [д], [з], [м], [в]) состоят из голоса и шума.

Глухие согласные (например, [т], [с], [ф], [п]) состоят только из шума.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает! ”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение) . Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов) .
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма — рама

Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у! «); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы) . Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличи тельных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой со став слова.

Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.

— Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

— Эти слова помогут определить тему нашего ypo к a .

II . Работа над темой.

1. — Сколько букв в слове фонарь! (б)

А сколько фонем? (5)

Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
Записать транскрипцию этого слова.

Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. — Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)

Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.

Сколько гласных звуков? (6) Почему?

Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произноше нии которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык называются согласными.)

Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков? (36) Почему? .

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.

— А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Дополнительное задание: в первом предложении под черкнуть основу, указать связь слов.

Какое это предложение: распространенное или нераспростра ненное?

На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При про изнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) Упражнение 25, с. 17 — коллективное выполнение.

Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.

Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие — бумажка падает.

Что мы выяснили сегодня на уроке?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Изучает фонетика нас.

Мы — не буквы, мы — звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье нас подвластно!

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные Тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные — согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс — змеиный слышен свист,

Шшш — шуршит опавший лист,

Жжж — шмели в саду жужжат,

Ррр — моторы тарахтят.

Домашнее задание : упражнения 28, 31, с. 18. .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличи тельных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой со став слова.

I . Словарная работа.

II . Работа над темой.

Это интересно. В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

III . Работа с учебником.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .

  • Знакомова Анна Александровна
  • 06.03.2015

Номер материала: 423699

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.