Удвоенная буква на стыке приставки. Двойные согласные на стыке приставки и корня. Согласная на границе приставки и корня

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

_____________________________

мм пп лл рр (запись на доске)

Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные)

Попробуйте разделить эти буквы на две группы. (одинаковые элементы при написании: м, л и п, р )

Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)

Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне)

Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске)

с с

Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

(Слайд 1 презентации к уроку).

Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)

Сколько групп вы можете выделить? (2).

Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив , аккорд, массаж )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).

Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).

- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:

(Слайд 2).

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)

Проблемные вопрос.

В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)

Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня

ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.

Проверка.

1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… )

Как графически обозначили свои наблюдения?

2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку … )

Как графически обозначили свои наблюдения.

Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)

Сообщение нового

В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)

- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).

Что вы узнали нового?

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

Что мы с вами сделали? (Открытие)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Варианты ответа).

Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Работа в парах.

А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)

- Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)

Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).

Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.

Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1) стр. 108 № 000.

Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.

Прочитайте задание.

Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать , выделяю в нем корень –сып, приставку рас- . Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).

Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.

2) стр. 108 № 000.

Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.

Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

кроссворд

аттестат

одноклассник

Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

1 - понятность задания

2 – трудность выполнения

3 - правильность

Кто выполнил всю работу правильно?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было трудно? В чем была трудность?

Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? (В корне и на стыке приставки и корня)

Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?

3) Работа в группах (задание творческого характера).

Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).

Проверка:

Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).

Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6 )

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

Что было для вас самым интересным на уроке?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка.

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы)

По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта).