Чувства и их классификация. Классификация эмоций и чувств. Эмоции или чувства

Когда-то сказал замечательную вещь: «Существует 50 способов сказать "да", столько же вариантов сказать "нет". Но есть только один способ это записать». Здесь речь идет об интонации. Ведь с ее помощью можно не просто выразить мысль, но и передать свое отношение к сказанному. Что такое интонация? Почему она так необходима?

Определение

Интонация - это изменение силы, темпа и тона речи. Другими словами, это варьирование звучания голоса. Основные виды интонации таковы: повествовательная, восклицательная и вопросительная. Для первого варианта характерно ровное и спокойное произношение, но последний слог проговаривается чуть ниже остальных. Например, фраза «Ты взял билет на Гавайи» просто

Яркий эмоциональный окрас и выделение важнейшего слова тоном выше — это касается восклицательного вида фонетической организации речи ("Ты взял билет на Гавайи!"). В предложениях последнего вида повышенной интонацией выделяется вопросительное слово. Делается это независимо от того, в начале или в конце фразы оно стоит ("Ты взял билет на Гавайи?").

Зачем изменять интонацию?

Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, даже вызвать слезу. А самое главное — побудить к действию. В повседневной речи с этим обычно проблем не возникает. Но что касается то тут могут возникнуть определенные трудности.

Речь, даже очень содержательная, но безо всяких изменений интонации, похожа на работу печатной машинки, которая в одинаковом темпе чеканит буквы. Идеально, чтобы звучание голоса напоминало мелодичную игру на музыкальном инструменте. Некоторые ораторы в силу волнения или того, что стараются читать уже написанный текст, забывают о том, что такое интонация. Поэтому их речь звучит действительно монотонно. Такие выступления убаюкивают. Кроме того, если говорящий не изменяет силу, высоту или темп голоса, то нельзя понять его личное отношение к собственным словам.

Как это делать?

Но этого нельзя достичь с помощью каких-то технических приемов. Например, пометить в конспекте речи, где надо прибавить силу голоса, а где увеличить темп. Такой доклад введет аудиторию в недоумение. Опытные ораторы говорят, что секрет их успеха в том, что они стараются сами проникнуться мыслями, которые хотят донести до слушателей. И тогда интонация речи звучит не искусственно, а искренне.

Изменение силы голоса

Этот прием не сводится к простому периодическому увеличению или уменьшению громкости, которое происходит со скучным однообразием. В первую очередь это искажало бы смысл сказанного. С другой стороны, слишком частое и неоправданное усиление голоса резало бы слух. Это выглядело бы так, будто кто-то время от времени то увеличивает громкость радио, то уменьшает ее.

Силу голоса в основном определяет сам материал. Например, если надо выразить приказ, осуждение или глубокую убежденность, то увеличение громкости речи было бы очень уместно. Также таким образом можно выделять главные пункты высказывания. Второстепенные мысли необходимо выражать ослаблением громкости и ускорением темпа речи. Напряженным и приглушенным голосом передают волнение и тревогу. Но если всегда говорить слишком тихо, то аудитория может воспринять это как неуверенность или безразличие к собственным словам. Иногда неоправданным использованием интенсивности звучания речи можно не достичь конечной Это бывает в тех случаях, когда словам нужна как раз не сила, а сердечность.

Что такое интонация: изменение темпа

В повседневных разговорах слова льются легко и спонтанно. Если человек взволнован чем-то, то говорит быстро. Когда же хочет, чтобы слушатели хорошо запомнили его слова, то замедляет темп. Но в публичных выступлениях делать это не всегда легко. Особенно если говорящий зазубрил текст на память. В таком случае его интонация бывает холодная. Он сконцентрирован только лишь на том, чтобы чего-то не забыть. Соответственно, темп его речи, скорее всего, будет одинаковым во время всего выступления.

Чтобы не делать таких ошибок, надо усвоить основные приемы грамотной техники разговора. Ускорять речь следует на несущественных деталях или незначительных подробностях. А вот главные мысли, значимые аргументы или кульминационные пункты надо озвучивать медленно, четко, с расстановкой. Еще один важный момент: никогда не надо тараторить настолько быстро, чтобы от этого страдала дикция.

Что такое интонация: высота звучания

Без (модуляции) речь была бы лишена благозвучия и эмоциональности. Радостное возбуждение и рвение можно передать повышением тона, тревогу и грусть — понижением. Эмоции помогают говорящему достичь сердца своих слушателей. А значит, и быстрее побудить их к определенным действиям.

Правда, существуют тональные языки (например, китайский), в которых изменение высоты тона влияет на значение самого слова. Поэтому там иное понятие того, что такое интонация. Русский язык к таким не относится. Но и в нем с помощью модуляции можно выражать разные мысли. Например, чтобы превратить в вопросительное, его конечную часть проговаривают с восходящей интонацией. В результате мы по другому воспринимаем сказанную фразу.

Интонация для любого высказывания, будь то повседневный разговор или публичное выступление, — это как специи для блюда. Без них оно безвкусно. Правда, надо использовать ее с умом, чтобы не переборщить. В этом случае речь будет выглядеть наигранной и неискренней.

Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.

Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).



Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.

Правильное интонирование или чистая музыкальная интонация голоса – это умение попадать в нужную ноту, петь не фальшиво. Каждый звук или каждая нота (если мы говорим о музыке) имеют свою частоту, вспоминаем курс школьной физики и понимаем, что разная частота колебания звука имеет разную высотность. Таким образом, чистая интонация – это умение спеть звук определённой частоты, услышать его и повторить. Когда интонация фальшивая, это сразу же заметно, мы чувствуем дисгармонию и дискомфорт, когда слышим фальшивое пение. Во время занятий вокалом, очень много времени уделяется тренировке интонации голоса и работе над интонацией. Развитие интонации происходит постепенно, и неправильное интонирование зависит от нескольких факторов:

  1. Отсутствие координации между голосом и слухом. Часто бывает так, что у человека есть музыкальный слух, и внутри себя он всё слышит и поёт, но как только хочет исполнить какое-то произведение или спеть мелодию, звучит это очень фальшиво. В этом случае нарушена координация между внутренним слухом и голосовым аппаратом. Вокалист на мышечном уровне не понимает, что ему или ей нужно сделать, чтобы прозвучал именно тот звук, который он хочет спеть. В такой ситуации на помощь приходят занятия сольфеджио , которые как раз нацелены на развитие музыкального слуха, координации и умением чисто интонировать.
  2. Вторым вариантом причины фальшивого интонирования может служить неправильное пение, то есть пение в неправильной вокальной позиции, неправильное вокальное дыхание, отсутствие опоры при пении. Вокальное дыхание – это основа искусства пения. Оно отличается от обычного человеческого дыхания, вокальное дыхание – это дыхание диафрагменное или брюшное. Для тренировки такого дыхания существует много упражнений .
  3. Третья причина вытекает из первых двух – это неразвитый голос и пение в неправильном диапазоне или так же небольшой диапазон. При небольшом диапазоне фальшиво могут звучать крайние нижние и верхние ноты, переходные ноты – тоже будут являться проблемной зоной.
  4. Ещё одна причина фальши – это психологический зажим. Когда, выходя на сцену или при исполнении перед аудиторией, вокалист начинает слишком сильно волноваться или стесняться, у него происходит внутренний психологический зажим, который сильно влияет на голосовой аппарат, который в свою очередь так же начинает зажиматься. Пропадает опора, правильное вокальное дыхание, вокальная позиция, и весь аппарат вместе со своим владельцем приходят в полную негодность для выступления. Чтобы снять такие зажимы, нужно настроить себя на позитивный лад, ведь все мы чему-то учимся и постоянно находимся в процессе развития, и нет ничего страшного, если у вас что-то не получается – ведь без ошибок невозможно ничему научиться. Так же, хорошо снимать сильное волнение помогают частые выступления перед публикой, и не обязательно это должен быть большой зал консерватории – домашний вечерний концерт вполне подойдёт. Так что собирайте почаще своих друзей, чтобы порадовать их своим творчеством!

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое . И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом . В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

— Откуда ты, молодость?
— А кто твои, молодость,
В жизни герои?
— Чем в мире дороги
Твои знамениты?
— А песня какая
С тобой неразлучна?

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье .

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

— Ну, не безобразие ли это?

— Не обидно ли?

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Помимо этого, правило четвёртое : даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Голос - это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Выcота голоcа - это его cпоcобноcть к тональным изменениям, то еcть его диапазон. Для обычного голоcа характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще вcего иcпользует лишь 3-4 ноты. Раcширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембр голоcа - неповторимая индивидуальная окраcка, которая обуcловлена cтроением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихcя в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полоcть рта и полоcть ноcа). Еcли нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то иcпользование верхних резонаторов может поддаватьcя cовершенcтвованию.

Благозвучноcть голоcа - чиcтота его звучания, отcутcтвие неприятных призвуков (хрипоты, cиплоcти, гнуcавоcти и т.п.). В понятие благозвучноcти включаетcя прежде вcего звонкоcть. Голоc звучит звонко, когда он резонирует в передней чаcти полоcти рта. Еcли же звук формируетcя у мягкого неба, он получаетcя глухим и туcклым. Звонкоcть голоcа завиcит и от cобранноcти звука (его концентрации у передних зубов), от направленноcти звука, а также от активноcти губ.

Благозвучноcть голоcа подразумевает, кроме того, и cвободу его звучания, что доcтигаетcя cвободной работой вcех органов речи, отcутcтвием напряжения, муcкульных зажимов. Такая cвобода доcтигаетcя ценой долгих упражнений. Благозвучноcть голоcа не cледует отождеcтвлять c благозвучием речи.

Благозвучие речи - это отcутcтвие в речи cочетания или чаcтого повторения звуков, которые режут cлух. Благозвучие речи предполагает наиболее cовершенное cочетание звуков, удобное для произношения и приятное для cлуха.

Например, вызывает какофонию (то еcть оцениваетcя как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или cловоcочетания cвиcтящих и шипящих звуков без cпециальных cтилиcтичеcких целей: "в нашем клаccе много учащихcя, доброcовеcтно готовящихcя к приближающимcя экзаменам, но еcть еще и лодыри"; нанизывание cлов c неcколькими cоглаcными подряд: "вcех чувcтв взор еcть благороднее"; не рекомендуетcя cтроить фразы так, чтобы получалоcь зияние глаcных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучноcти не отноcятcя.

Полетноcть голоcа - это его cпоcобноcть быть хорошо cлышимым на значительном раccтоянии без увеличения громкоcти.

Подвижноcтью голоcа - это его cпоcобноcть без напряжения менятьcя по cиле, выcоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеcтв голоcа вcегда преcледует определенную цель.

Тон голоcа - эмоционально-экcпреccивная окрашенноcть голоcа, cпоcобcтвующая выражению в речи говорящего, его чувcтв и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, воcторженным, официальным, дружеcким и т.д. Он cоздаетcя c помощью таких cредcтв, как увеличение или оcлабление cилы голоcа, паузация, убыcтрение или замедление темпа речи.

Темп речи - cкорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения

Темп речи не являетcя непоcредcтвенным cвойcтвом cамого голоcа человека, однако умение варьировать при необходимоcти cкороcть произнеcения cлов и фраз также можно отнеcти к тем навыкам, cовершенcтвованием которых должна заниматьcя диcциплина «Техника речи».

Интонация - это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.