Итоговая аттестация литературное чтение 4. Понравилась ли тебе эта сказка? Почему? Продолжительность проверочной работы

1.Сравнения - со­по­став­ле­ние пред­ме­тов или яв­ле­ний.

Примеры

1. Цветы были такие жёлтые и све­жие, как пер­вый тёплый день!

2. Про­во­див маму с отцом в оче­ред­ную ко­ман­ди­ров­ку, мы с ба­буш­кой тут же, как за­го­вор­щи­ки , со­би­ра­лись на экс­трен­ный совет.

3. А между тем в те­ат­ре было тепло, в зале при­ят­но и слож­но пахло, в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди, окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка, будто ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми .

4. Ве­роч­ка на­блю­да­ет за ним су­ро­во, как тре­нер.

5. Лицо её было по­движ­ным, как у кло­у­на : она и им рас­по­ря­жа­лась без на­ту­ги.

6. Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость , вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною.

7. Вся встре­ча с Алкой Ива­но­вой про­нес­лась в смятённой душе Ан­дрей­ки, слов­но вихрь.

8. же перед самой две­рью он рва­нул­ся было, чтобы котёнком прыс­нуть вниз.

9. Алка ни­че­го ему не от­ве­ти­ла, осто­рож­но взяла цветы, слов­но они впрямь были изо льда и могли раз­бить­ся , и вдруг астры от­ра­зи­лись в её милых от удив­ле­ния дев­чо­но­чьих гла­зах.

10. Бес­хит­рост­ный ра­дост­ный Герка пре­поднёс мне но­вость, как пи­рож­ное на блю­деч­ке.

11. Он ра­бо­тал, ра­бо­тал, как подёнщик, как вол , и вдох­но­ве­ние рож­да­лось в ра­бо­те.

12. Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ван­но бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло , и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной.

13. Му­зы­ка звёзд, му­зы­ка веч­ной жизни, она, как свет, воз­ник­ла где-то в глу­би­нах ми­ро­зда­ния.

14. Коржи были па­ху­чие, ру­мя­ные. Они све­ти­лись, как два ма­лень­ких по­со­лен­ных солн­ца.

15. Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки , вид­не­лись в синем звёздном небе.

2.Метафора - это пе­ре­нос свойств од­но­го пред­ме­та на дру­гой пред­мет на ос­но­ве их сход­ства. Ме­та­фо­ра (греч. "пе­ре­нос") - это слово или вы­ра­же­ние, упо­треблённое в пе­ре­нос­ном зна­че­нии на ос­но­ве сход­ства или кон­тра­ста в каком-либо от­но­ше­нии двух пред­ме­тов или яв­ле­ний. В ме­та­фо­ре, в от­ли­чие от срав­не­ния, слова «как», «слов­но», «как будто» опу­ще­ны, но под­ра­зу­ме­ва­ют­ся. Зна­чит, будет ис­кать такой ва­ри­ант, где упо­треб­ля­ет­ся пе­ре­нос­ные зна­че­ния слов. Ведь на ме­та­фо­ре может быть по­стро­е­на целая фраза, и даже всё пред­ло­же­ние.

Примеры

Но этот так хо­ро­шо об­ду­ман­ный план не­ожи­дан­но лоп­нул...

1. Какое это было сча­стье - пол­ных три года он вос­ста­нав­ли­вал себя сам: чи­стил кровь Пуш­ки­ным, Тол­стым, Гер­це­ном...

2. Он уже думал о сол­да­те как о своём отце, и в его дет­ской душе ро­ди­лось новое для него чув­ство сы­нов­ней любви и неж­но­сти.

3. Этих ре­плик хва­ти­ло для того, чтобы су­ма­тош­ная, ис­кря­ща­я­ся мысль о по­бе­ге с урока вспых­ну­ла мол­нией.

4. До войны Анич­ков дво­рец был ска­зоч­ным дет­ским цар­ством , и вот те­перь он снова го­то­вил­ся встре­чать детей.

5. Какая-то мел­кая рыбёшка при­плы­ла, сверк­ну­ла го­лу­бой ис­крой и сго­ре­ла в луче фо­на­ря , ис­чез­ла.

6. Крю­чок впи­ва­ет­ся в самое серд­це , и нить , свя­зы­ва­ю­щая людей дет­ской друж­бой, не пре­ры­ва­ет­ся всю жизнь.

7. Если бы ты нашла его у себя в серд­це ...

8. А в глу­би­не тер­ра­сы стоял Лёня, и серд­це его сдав­ли­ва­ла боль.

9. Серая гро­ма­да висла над пе­ре­улоч­ком , по утрам за́стила солн­це, а ве­че­ра­ми свер­ху ле­те­ли звуки му­зы­ки.

10. Потом я ехал в род­ной город и ока­зы­вал­ся здесь, в биб­лио­теч­ном за­кут­ке, и от меня ещё пахло по­ро­хом па­риж­ских сра­же­ний.

11. То у меня раз­го­рал­ся ап­пе­тит вы­учить­ся на та­ко­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин.

12. Ма­шень­ка сопит в об­ним­ку с кук­лой, часы не­уто­ми­мо режут веч­ность на лом­ти­ки .

13. И таб­ли­ца умно­же­ния пре­вра­ща­лась в стихи.

14. По­сте­пен­но Лёша понял, что ор­кестр ис­пол­ня­ет не такую уж труд­ную ме­ло­дию, что в ней воз­мож­ны не­ко­то­рые воль­но­сти и что он, Лёша, тоже впол­не на уров­не. (яркий при­мер рас­ши­рен­ной ме­та­фо­ры. Лёша в какой-то миг ощу­тил себя участ­ни­ком «ор­кест­ра», в ко­то­ром ему тре­бо­ва­лось очень тонко и точно сыг­рать свою пар­тию. На самом-то деле это была бе­се­да между маль­чи­ком и де­воч­кой, но, со­зда­вая ме­та­фо­ри­че­ский образ ор­кест­ра, ко­то­рый играл «не такую уж труд­ную ме­ло­дию», автор даёт нам по­нять, что Лёша спра­вил­ся с не­про­стой си­ту­а­ци­ей и чув­ству­ет себя сво­бод­но. Всё это пред­ло­же­ние-как бы ино­ска­за­ние, и оно ос­но­ва­но на срав­не­нии бе­се­ды с ор­кест­ром.)

15. Но маль­чик был защищён от ру­га­тельств не­ви­ди­мой бронёй сво­е­го смя­те­ния.(У его(маль­чи­ка) смя­те­ния как бы есть броня, и он как бы защищён ею)

16. Я стал ози­рать­ся по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­за­ми чер­нич­ный бугор, но ни­ка­ко­го гнез­да не видел.

17. По­вис­ли плот­ные су­мер­ки , и во мраке, возле пля­шу­щих язы­ков огня, ме­та­лись мол­ча­ли­вы­ми те­ня­ми обе­зу­мев­шие го­лу­би.

18. Тогда это ка­че­ство было ещё живо, и оно не раз со­гре­ва­ло люд­ские души... (Ка­че­ство как бы оду­шевлённое, оно со­гре­ва­ло души; хотя души -то тоже нель­зя в пря­мом смыс­ле со­греть.)

19. Серд­це маль­чи­ка об­ли­лось жа­ло­стью и болью .

Противопоставление

Примеры

Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир

Фразеологизм

Фра­зео­ло­гизм - устой­чи­вое сло­во­со­че­та­ние, из­вле­ка­е­мое из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде и об­ла­да­ю­щее не­де­ли­мым зна­че­ни­ем.

Фра­зео­ло­гиз­мы – устой­чи­вые со­че­та­ния слов, близ­кие по лек­си­че­ско­му зна­че­нию од­но­му слову, такие сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых общий смысл фразы не скла­ды­ва­ет­ся из со­став­ля­ю­щих его слов. Это те фразы, ко­то­рые мы про­из­но­сим, не за­ду­мы­ва­ясь, по­че­му мы имен­но так ска­за­ли, они как бы из­вле­ка­ют­ся из нашей па­мя­ти в нуж­ный мо­мент.

Примеры

1. А он, го­то­вый от стыда про­ва­лить­ся сквозь землю , густо по­крас­нел, то­роп­ли­во под­нял её и, по­гла­див об­лож­ку, ото­дви­нул от себя, слов­но из­ви­ня­ясь за то, что по­смел к ней при­кос­нуть­ся.

2. Ему ка­за­лось, что любые удачи при­хо­дят к людям как бы за его счёт.

3. …я не­на­ви­дя­щим шёпотом воз­ра­зил, что неж­но­сти те­ля­чьи эти нам не ко двору, что уж коли день­ги при­нес­ла, так пусть сама и пла­тит.

4. И лезут в го­ло­ву мысли о ре­бя­тах, остав­ших­ся на плац­дар­ме.

5. Вы­бе­жав на улицу, перевёл дух и нашёл на фа­са­де дома Юр­ки­ны окна.

6. Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.

7. Ок­са­ну как вет­ром сдуло вме­сте с её не­удо­воль­стви­ем, и через се­кун­ду по­слы­шал­ся её голос – тугой и звон­кий, как струя, пу­щен­ная под на­по­ром.

8. Рас­ска­зы отца, про­шед­ше­го тер­ни­стый путь от сол­да­та до ка­пи­та­на, дет­ские игры - всё это на­стра­и­ва­ло на опре­делённый лад.

9. Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та.

10. Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк!

11. Он эту му­зы­ку прямо на ходу со­чи­ня­ет .

12. Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по ихсто­пам я не пойду , и даже не на­ме­ка­ли на это.

13. Позд­не­го ребёнка ждут не до­ждут­ся и, когда на­ко­нец до­жи­да­ют­ся, на­чи­на­ют про­яв­лять к нему такую лю­бовь, такое вни­ма­ние, что ему хо­чет­ся сбе­жать на край света .

14. - Ну, дают! - разо­злил­ся Пашка. - Вень­ка, скажи Ан­ту­а­ну, что всё обойдётся : за­бе­рут они своё за­яв­ле­ние как ми­лень­кие!

15. В тре­тью во­ен­ную осень после уро­ков Анна Ни­ко­ла­ев­на не от­пу­сти­ла нас по домам, а раз­да­ла узкие по­лос­ки бу­ма­ги, на ко­то­рых под жир­ной фи­о­ле­то­вой пе­ча­тью – всё честь по чести! - было на­пи­са­но, что такой-то или такая-то дей­стви­тель­но учит­ся во вто­ром клас­се де­вя­той на­чаль­ной школы.

16. В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.

17. Эти пу­го­ви­цы бро­си­лись мне в глаза пре­жде всего: у всех были же­лез­ные пу­го­ви­цы со звёздоч­кой, а у Вить­ки Бо­рец­ко­го - с яко­ря­ми.

18. - При­мерь! - ще­бе­та­ла она над Вень­кой. - Тётя Нина от­да­ла. Ви­таль­ке стал ма­ло­ват, а тебе будет в самый раз.

19. Пе­ре­рыв там всё вверх дном , я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

20. - Вы, дев­чон­ки, со­всем по­ме­ша­лись на Ан­ту­а­не, - рас­сме­я­лась Оля Авла­со­вич. - Ан­ту­ан ска­зал, Ан­ту­ан по­смот­рел… Как не­нор­маль­ные, чест­ное слово, будто на нём свет кли­ном сошёлся!

21. Я от не­че­го де­лать зашёл к Ша­ли­мо­вым.

22. Всё равно не дам, пока не до­чи­таю! - от­ча­ян­но ска­зал я, по­то­му что рас­стать­ся с по­ве­стью о Се­ва­сто­по­ле было, ка­за­лось, выше моих сил.

23. Впро­чем, Лёшкины драз­нил­ки были без­злоб­ные, а по-на­сто­я­ще­му злил­ся он, если к нему лезли под руку во время важ­ной ра­бо­ты.

24. Но я даже не подал виду.

25. Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь.

26. По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.

27. Слёзы под­сту­пи­ли к горлу , стали ду­шить, но он сдер­жал­ся – не за­пла­кал.

28. Они все­гда смот­ре­ли так, если били кого-то, до кого дру­гим не было ни­ка­ко­го дела.

29. Но во­ло­сы она об­стриг­ла и пе­ре­кра­си­ла в первую же не­де­лю, а со вто­рой она уже за­пи­са­лась в какие-то сек­ции, и те­перь язык не по­во­ра­чи­вал­ся на­звать её «хруп­кой».

30. Боль­ше не ожи­да­лось ни­че­го ин­те­рес­но­го, и все стали рас­хо­дить­ся кто куда .

31. И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти.

32. Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

33. Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом.

34. Вот по­че­му, когда наш учи­тель по ри­со­ва­нию, Эд­мунд Ан­то­но­вич, почти перед самым окон­ча­ни­ем вто­рой чет­вер­ти объ­явил, что на сле­ду­ю­щем уроке у нас будет ри­су­нок на оцен­ку, я понял бес­по­во­рот­но, что сто­ли­цы не ви­дать как своих ушей.

35. Но Ва­сят­ка не слы­шал, он от­ма­хи­вал­ся от пчёл и кри­чал во весь голос.

36. Жене изо всех сил хо­те­лось убе­дить друга, что он не ви­но­ват.

37. Стоит толь­ко од­но­му за­бо­леть, дру­гой тут как тут : книж­ку по­чи­та­ет, ис­то­рию рас­ска­жет, уроки разъ­яс­нит, а если од­но­го из них ро­ди­те­ли на­ка­жут, кто как не друг поймёт и уте­шит?

38. Ну, по­ду­мать толь­ко , какой же у него хо­ро­ший друг Саша.

39. Когда нас оде­ли­ли мо­ро­же­ным и фрук­та­ми, де­лать на ковребыло не­че­го , и мы, не­смот­ря на косые, па­ля­щие лучи солн­ца, вста­ли и от­пра­ви­лись иг­рать.

5.Эпитет. Эпи­тет (греч. "при­ло­жен­ное") - это об­раз­ное опре­де­ле­ние яв­ле­ния, пред­ме­та; это - слово, опре­де­ля­ю­щее какие-либо ка­че­ства, его свой­ства или при­зна­ки. В то же время при­знак, вы­ра­жен­ный эпи­те­том, как бы при­со­еди­ня­ет­ся к пред­ме­ту, обо­га­щая его в смыс­ло­вом и эмо­ци­о­наль­ном от­но­ше­нии.

Примеры

1. Я огля­нул­ся: он сидел через про­ход по­за­ди меня, и у него были хо­лод­ные, пу­стые глаза .

2. Тот сидел сгор­бясь - локти в парту, ку­ла­ки под за­ка­ме­нев­шим под­бо­род­ком , – взгля­дом упи­рал­ся в одну точку - от всех от­го­ро­жен, за­мкнут, защёлкнут на замок.

3. Это был свет­ля­чок – ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел...

4. Он был какой-то уют­ный, весёлый и про­стой че­ло­век , и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему, как к сво­е­му.

5. Мы ещё не знали, что стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют этим вол­шеб­ным уме­ни­ем , что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку.

6. Нина как-то ещё ми­ри­лась с такой скуд­ной жиз­нью , пока её луч­шая по­дру­га Ириш­ка вдруг в од­но­ча­сье не влю­би­лась в Ва­лер­ку Се­ли­ва­но­ва…

7. Де­ре­вь я сто­я­ли стек­лян­ные от мо­ро­за, и неж­ный го­лу­бо­ва­тый печ­ной дым под­ни­мал­ся из труб.

8. Хва­тит ли у вас при­вя­зан­но­сти друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую ми­ну­ту прий­ти на по­мощь, или вы бу­де­те успо­ка­и­вать себя рас­суж­де­ни­я­ми о соб­ствен­ной за­ня­то­сти?

9. -Лёшка - зо­ло­той маль­чик , а вы все трусы.

10. Асю можно было ис­пу­гать, сде­лав ей страш­ные глаза ; она бо­я­лась каж­дой встреч­ной со­ба­чон­ки, убе­га­ла от гусей.

11. Вроде бы не было в нём ни­че­го не­обыч­но­го – ху­день­кий, свет­ло-русый, нос с гор­бин­кой, а взгляд такой твёрдый, ре­ши­тель­ный

12. Фа­ши­сты окру­жи­ли, бло­ки­ро­ва­ли Ле­нин­град, и на­ча­лись страш­ные дни го­ро­да на Неве…»

6.Олицетворение - пе­ре­нос при­зна­ков оду­шев­лен­но­го пред­ме­та на не­оду­шев­лен­ный.

Примеры

1. Со­слу­жив­цы лю­би­ли ба­буш­ку, они го­во­ри­ли, что с ней вме­сте из бух­гал­те­рии ушла му­зы­ка : ба­буш­ка по­сто­ян­но что-ни­будь на­пе­ва­ла.

2. Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что-то в крышу...

3. Пу­стил го­луб­ка с бал­ко­на, и ветер схва­тил и унёс его за то­по­ля.

4. Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра , ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми.

5. Во мне на­ко­пи­лось много слов. Они рас­пи­ра­ют мне грудь, сту­чат в висок. Они рвут­ся на­ру­жу , на свет, на бу­ма­гу.

6. Один, толь­ко один раз земля не убе­рег­ла меня ...

7. Ка­за­лось, дома тоже ды­ша­ли , жадно и глу­бо­ко.

8. А ещё на даче име­ет­ся сер­ди­тый мед­ный са­мо­вар. Он кор­мит­ся шиш­ка­ми и очень не­до­во­лен , когда их мало.

9. И имен­но по­это­му каж­дое его по­лот­но ли­ку­ет и смеётся от ра­до­сти.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Цели.

  • Расширить знания о творчестве В.П. Астафьева.
  • Развивать мышление, память, внимание.
  • Воспитывать любовь к литературе, к своему родному краю.

Оборудование. Портрет В.П. Астафьева, книги (выставка), рисунки, нарисованные детьми, из его произведений, видеокассета.

Ход мероприятия.

1. На доске портрет В.П. Астафьева, рисунки детей к его произведениям, выставка книг автора.

2. Вступительное слово учителя.

– “Сегодня мы будем говорить о нашем земляке, писателе В.П. Астафьеве. Его произведения хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Они отличаются высокой культурой, глубиной постижения духовных ценностей жизни”.

3. Биография В. Астафьева (ученик).

Родился Виктор Петрович Астафьев 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска. Все детство Витя Астафьев провел в детдоме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов – воспитатель в детдоме.

Василий Иванович, будто угадав, что Витю не только много унижали, попрекали хлебом, даже тем, что он зачем-то живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.

На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василии Ивановиче, тот частенько твердил ему о его “природных данных”, о ” несомненной литературной одаренности “, и от этих слов Витя впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение. Однако, потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.

Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу. Впервые за все время существования 5-Б класса даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно. Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества. Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П. Астафьев с радостью написал о нем статью, которую напечатал журнал “Октябрь”. Виктор Астафьев окончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город – Чусовой. В.П. Астафьев работал сначала где придется, затем попал в горячий цех. Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная. Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши – для колбасного завода. Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать мясо в бочки – труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом – вахтером на заводе по ночам. Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того как уснут дети, он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”, они положили начало его литературного пути.

4. Какие произведения В. Астафьева читали? (Учитель)

Дети:

  • “Гуси в полынье”,
  • “Капалуха”,
  • “Зорькина песня”,
  • “Стрижонок Скрип”,
  • Васюткино озеро”,
  • и т.д.

5. Отгадав кроссворд, вы узнаете, сколько лет исполняется писателю.

  1. Любимое время года. (осень)
  2. Месяц, в котором родился писатель. (май)
  3. За книгу “Царь-рыба” ему была присуждена … (премия)
  4. “… русскому огороду”. (Ода)
  5. “Васюткино …”. (озеро)
  6. Национальность писателя. (русский)
  7. “Зорькина …”. (песня)
  8. Астафьев родился недалеко от города… (Красноярск)
  9. У него не было родителей, значит он… (сирота)
  10. Кем он был на фронте? (солдат)
  11. Отчество Астафьева. (Петрович)

6. О судьбе рассказа “Васюткино озеро”.

Ученик. Судьба рассказа очень любопытна. Учитель И.Д. Рождественский предложил написать сочинение на вольную тему: как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, обо всем и написал. Сочинение мое было напечатано в журнале под заголовком “Жив”. Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить все в памяти. Вот так и получилось “Васюткино озеро”.

Учитель. Что же помогло Васютке выжить?

Дети. Наблюдательность, сила воли, знания.

7. Викторина по произведениям Астафьева.

  1. “Не прошло и 5 минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся!”
  2. “Все стрижи высыпали из норок, глядят– никого нет.”
  3. “– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел”.
  4. “Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом”.
  5. “Внезапно одного гуся течением отделило от стайки”.
  6. “Бабушка ворота открывала, Ястреба под узду брала, по двору не ходила она, а прямо летала”.
  7. “Лежит огурец-удалец, дразнится”.

Ответы: 1. Васюткино озеро. 2. Стрижонок Скрип. 3. Капалуха. 4. Зорькина песня. 5. Гуси в полынье. 6. Бабушкин праздник. 7. Ода русскому огороду. 8. Большую роль в его жизни сыграла бабушка. Она научила его замечать красоту в природе, не нарушать её.

Отрывки из “Зорькиной песни” (ученики).

1 ученик. Бабушка разбудила меня рано утром, мы пошли на увал по землянику. Деревня еще тихо спала. Пастух не выгонял сонных и неповоротливых коров за поскотину. Сначала бабушка, а потом и я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Местами мы низко пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку, и мне за воротник и на голову выливалась студеная роса. Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ. А бабушка, вытирая мою стриженую голову, уверяла, что от росы да от дождя люди растут большие-большие.

2 ученик. Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким и чистым голосом, как будто она и не спала

– Что это? – спросил я шепотом.

– Это зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц оповещает. И правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов – и пошло, пошло! Их было много, и были они один звонче другого. – Зорька поет!

Зорька поет! – закричал я и запрыгал.

– Зорька поет! Значит, утро идет – сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу.

9. Просмотр кассеты (отрывок, где показано, как писатель едет на теплоходе….)

– Какой след оставило в ваших душах всё, что вы прочитали, услышали, увидели?

(Высказывания детей).

1 ученик. Книги В. Астафьева научили меня любить природу, не убивать животных. Они оставляют в душе добрые воспоминания.

2 ученик. Книги учат нас быть сильными, наблюдательными, изучать и знать тайны природы.

3 ученик. Я полюбил еще больше природу. Раньше я не замечал, какая она красивая. Я тоже хочу стать писателем.

Учитель: В.П. Астафьев – удивительный человек, он познал много трудностей в жизни, но не запутался, ни единым пятнышком не испачкал своей биографии.

Сборник предназначен для учащихся 4-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих тесты для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену в 4-м классе по литературному чтению.
Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий итоговой аттестации за курс начальной школы.
Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а поэтому даны в конце пособия.

Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. Круглова Т.А.

Описание учебника

Предлагаемые тесты по литературному чтению позволяют выявить, насколько знания, умения, полученные учащимися 4-х классов, соответствуют основным программным требованиям за курс начальной школы, а также то, как выпускники начальной школы умеют использовать свои знания на практике.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объём не более 1,5 е.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного чтения книг;
4
для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
для самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
для работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Структура тестов
Тест содержит 15 заданий, которые делятся на три части. Задания 1-8 (часть 1) - это задания с выбором ответа (варианты ответов приводятся). В основном заложен один правильный ответ, но иногда ответы могут суммироваться (2 правильных ответа). В этом случае в задании есть указание на количество правильных ответов.
Задания 9-14 (часть 2) - это задания, требующие самостоятельного ответа.
Задание 15 (часть 3) - это задание повышенной сложности, имеющее творческий характер; ответ записывается несколькими предложениями.
Оценивание тестов
Успешность выполнения итогового теста можно оценить, исходя из следующих критериев:
за все правильно выполненные задания
первой и второй частей (задания 1-14) ставится отметка «5»,
за 11-13 верных ответов ставится отметка «4»,
за 8-10 верных ответов ставится отметка «3».
Задание 15 оценивается отдельно, и только за правильное его выполнение ставится отметка «5».
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, можно предложить ему перейти к следующему заданию.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТОВЫЕ
ЗАДАНИЯ
(Инструкция для учащегося)
1. Внимательно прочитай весь текст.
2. Просмотри все тестовые задания.
3. Выполняй тестовые задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связаны между собой, заключая в себе в связи с этим некоторые подсказки.
4. При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками.
5. Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных, содержат, как правило, один верный ответ, но иногда они могут суммироваться (2 правильных ответа). В этом случае в задании указано количество правильных ответов.
6. Определив правильный ответ, поставь в соответствующее окошко крестик (х).
7. Ответы на вопросы второй и третьей частей впиши в предназначенные для этого строки.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ
Прочитай текст.
Два жадных медвежонка
В нехоженом, невиданном, густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.
Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились.
- Эх, братик, до чего же мне есть хочется, - пожаловался младший.
- А мне и того пуще! - сокрушённо покачал головой старший.
Так они всё шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить её по справедливости, поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая часть.
Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.
- О чём вы спорите, молодые люди? - спросила плутовка.
Медвежата рассказали лисице о своей беде.
- Какая же это беда! - сказала лисица. - Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший - всё одно.
- Вот это хорошо! - воскликнули с радостью медвежата. - Дели!
Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого.
Медвежата сразу закричали:
- Этот больше!
Лисица успокоила их:
- Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Малость терпения. Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей половинки и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
- И так неровно! - забеспокоились медвежата.
Лисица посмотрела на них с укоризной.
- Ну, полно, полно! - сказала она. - Я знаю своё дело!
И она откусила от большей части здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
- И так неровно! - вскричали медвежата в тревоге.
Так и шла делёжка. Медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда - от большего к меньшему, от меньшего к большему куску.
Покуда лисица не насытилась, она всё делила и делила.
К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти и сыра не осталось: две крошки!
- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - захихикала лиса и, помахав хвостом, убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает. (345 слов)
Часть 1
При выполнении заданий этой части (задания 1-8) зачеркни клеточку (х), номер которой соответствует выбранному тобой варианту ответа.
1. Где, в каком месте происходит начало событий, описанных в тексте?
1) на лугу 3) в деревне
2) в чащобе 4) в поле
2. Из-за чего у медвежат возникла ссора?
1) не знали, как поделить сыр
2) каждый боялся, что другому достанется большая часть
3) боялись обделить друг друга
3. Выбери верный ответ значения слова плутовка.
1) ловкая и хитрая обманщица
2) простодушная
3) не могущая найти правильную дорогу
4. В какой сборник ты поместишь этот текст?
1) в сборник сказок
2) в сборник рассказов
3) в сборник басен
5. Какая это сказка?
1) бытовая
2) волшебная
3) о животных
6. Какой человеческий порок осуждает народ в этой сказке?
1) жадность
2) хитрость
3) трусость

Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 1-ых классах

(2016 – 2017 учебный год)

Пояснительная записка

В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №30 им. С. А. Железнова» г. Смоленска промежуточная итоговая аттестация по литературному чтению для учащихся 1 класса проводится в форме итоговой проверочной работы.

Аттестационный материал составлен с учетом содержания и требований к подготовке учащихся, определенных в соответствии с ФГОС НОО, заложенных в авторской программе Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. и др по литературному чтению в 1 классе, реализуемых посредством УМК "Школа России" по учебнику. «Литературное чтение», М.: «Просвещение», 2014г

Промежуточная годовая аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по литературному чтению, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных УУД учащихся требованиям ФГОС за курс 1 класса по литературному.

Итоговая проверочная работа по литературному чтению

1 класс

Вариант 1

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
– Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
– Чья собака? – сердито закричал он.
– Моя, – сказал Коля. Ваня молчал. (В. Осеева)

Часть I Вариант 1

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

А1.

А2. Как звали собаку?

    Трезор 2) Бобик 3) Жук

А3. К акого окраса была собака.

    рыжая 2) чёрная 3) белая

А4. Где мальчики нашли собаку.

А5. Где происходили действия, описанные в тексте.

    в лесу 2) во дворе 3) на улице

А6. Собаки какой породы выскочили из двора лесника.

    боксёр 2) овчарка 3) терьер

А7. К уда вскарабкался Ваня.

    на забор 2) на крышу 3) на дерево

А8. Что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку.

    палку 2) ветку 3) ремень

Часть II

В1. Напиши, что было перебито у Жука, когда мальчики его нашли.

В2. Напиши, почему Коля считал, что он должен быть хозяином Жука.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, кто помог спасти Жука.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

C1. Напиши, почему спорили Коля и Ваня.

C2. Подумай и напиши, почему молчал Ваня.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C3. Предложи свой способ, как можно было разрешить спор мальчикам.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила. (В. Осеева)

165 слов

Часть I Вариант 2

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

А1. К какому литературному жанру относится текст.

    рассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Где гуляли мальчики.

    во дворе 2) в лесу 3) на улице

А3. Что видели мальчики в лесу.

    грибы 2) цветы 3) овощи

А4. Когда мальчики возвращались домой.

    утром 2) в полдень 3) вечером

А5. Про кого рассказал отцу первый мальчик.

    про собаку 2) про тигра 3) про волка

А6. Про кого рассказал матери второй мальчик.

    про дедушку 2) про бабушку 3) про отца

А7. Как повёл себя третий мальчик.

    соврал 2) сказал правду 3) повинился

А8. Как поступила тётка с третьим мальчиком.

    поругала 2) наказала 3) простила

Часть II

В1 . Напиши, что сказать всегда легче __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Напиши, что придумал первый мальчик в своё оправдание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Напиши, что придумал второй мальчик в своё оправдание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, что придумал третий мальчик в своё оправдание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

C1. Напиши, почему были наказаны два мальчика.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C2. Подумай и напиши, почему тётка простила третьего мальчика.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C3. Как ты считаешь нужно вести себя в подобных случаях, напиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии

оценивания результатов выполнения аттестационной работы

14-15 баллов – учебный материал 1 класса ученик освоил (справился на отлично)

12-14баллов - учебный материал 1 класса ученик освоил (справился хорошо)

7-11баллов - учебный материал 1 класса ученик освоил (справился удовлетворительно)

6 баллов и ниже – учебный материал 1 класса ученик не освоил

Предметные умения и универсальные учебные действия ( предметные, познавательные, регулятивные ), подлежащие контролю:

А1-А8

Определение принадлежности произведения к жанру, знание основных литературных терминов, осознанное чтение произведения при самостоятельном чтении, осуществление поиска необходимой информации в различных частях текста

Структурировать знания. Владеть смысловым чтением художественного текста. Выделять существенную информацию из текста.

В1-В4

Ответы на вопросы по содержанию произведения, осуществление поиска необходимой информации в тексте для выполнения заданий

Владеть смысловым чтением художественного текста. Выделять существенную информацию из текста

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать действия согласно поставленной задаче. Осуществлять контроль

С1-С3

Осуществление поиска информации в тексте, настроение письменного высказывания с опорой на жизненный опыт. Формулирование собственного мнения и позиции, установление причинно – следственных связей

Владеть смысловым чтением художественного текста. Выделять существенную информацию из текста. Строить речевое высказывание в письменной форме. Ориентироваться на разнообразные способы решения задачи

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать действия согласно поставленной задаче. Осуществлять контроль

Критерии оценивания предметных результатов:

задания балл

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

В2

В3

В4

С1

С2

С3

Хороший уровень - 12 – 14 баллов

Средний уровень- 8-11 баллов.

Низкий уровень – менее 8 баллов.

Критерии оценивания познавательных результатов

задания А1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

В2

В3

В4

С1

С2

С3 1

Критерии оценивания регулятивных результатов

задания балл

А1 1

А2 1

А3 1

А4 1

А5 1

А6 1

А7 1

А8 1

В1 1

В2 1

В3 1

В4 1

С1 1

С2 1

С3 1

Высокий уровень- 15 баллов.

Средний уровень- 8-14 баллов.

Низкий уровень – менее 7 баллов.

УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой начального образования
_________________ Яскевич Е.И.
Протокол №___ от ______________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________________ М.Н. Лабикова
_________________ 2015г.
Промежуточная (годовая) аттестация
Контрольно­измерительный материал
для проведения в 2015/16 учебном году
промежуточной (годовой) аттестации
по литературному чтению во 2 классе

Тара – 2015 год

1. Пояснительная записка
Отбор содержания, подлежащего проверке в период промежуточной (годовой)
аттестации, осуществляется на основе требований ФГОС второго поколения начального
общего образования, основной образовательной программы начального общего образования
БОУ «Тарская гимназия №1», а также рабочей программы по предмету, составленной на
основе авторской программы «Литературное чтение» для 1­4 классов начальной школы
Ефросининой Л.А. УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Виноградовой Н.Ф.
2.
Спецификация
промежуточной (годовой) итоговой аттестации
по литературному чтению
для учащихся 2 класса
2.1. Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения промежуточной (годовой) аттестации учащихся в
образовательном учреждении по предметной области «Литературное чтение».
Основной целью работы является проверка и оценка уровня сформированности
предметных результатов у учащихся 2 класса по итогам освоения программы по
литературному чтению 2­го класса.
Промежуточная аттестация по литературному чтению проводится в форме проверки
читательских умений.
2.2. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура
КИМ
Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам
освоения программы по литературному чтению за 2 класс.
Содержание работы определено на основе следующих документов:
­ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования
­ Программа «Литературное чтение». Автор Ефросинина Л.А. УМК «Начальная школа
21 века» под редакцией Виноградовой Н.Ф.
2.3. Структура работы и характеристика заданий
Работа содержит две группы заданий.
1 группа (№1,2, 4, 5, 6) - задания базового уровня сложности.
2 группа (№7,8) - задания повышенной сложности.
В проверочной работе используются два типа заданий:
1) задания с выбором ответа (ВО)
2) задания с кратким ответом (КО)
2.4.
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и
способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности.
В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе. Дана информация о
каждом задании: его содержание, объект оценивания, уровень сложности, тип, время
выполнения и максимальный балл.
Условные обозначения
Уровень сложности: Б - базовый, П - повышенный. Тип задания ВО - с выбором
ответа, КО - с кратким ответом.


зада
­ния
1.
Раздел
содерж
ания
Работа с
текстом
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого:
Объект оценивания
Осознанно воспринимать и
анализировать содержание
текста
Умение определять жанр
прочитанного произведения
Понимать прочитанное, путем
выбора верного ответа
Понимать прочитанное, путем
выбора верного ответа
Понимание смысла текста
Понимание смысла текста,
умение восстанавливать
порядок событий
Умение высказывать своё
отношение к герою, его
поступкам
Умение определять тему текста
Уровень
сложно­
сти
Б
Б
Б
Б
Б
Б
П
П
Б – 6
П ­ 2
Тип
задания
Таблица 1.
Максималь
ный балл за
выполнение
ВО
ВО
КО
ВО
ВО
ВО
КО
ВО
ВО – 6
КО – 2
4
1
4
1
4
4
2
1
21
Время и способ выполнения варианта КИМ
2.5.
Общее время выполнения работы – 40 минут.
Каждый ученик получает бланк с текстом работы, в котором отмечает или записывает свои
ответы на задания.
2.6.
Дополнительные материалы и оборудование;
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
2.7. Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе. Задания
на установление смысловой цыпочки (соедини стрелкой) оценивается 1 баллом за каждую
правильную стрелку или правильный ответ. За задания с кратким или развернутым ответами
можно получить от 2 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности
выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления
баллов приведены в руководстве по оцениванию.
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНИВАНИЮ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ

1. Прочитай текст.

Планируемый результат: осознанно воспринимать и анализировать содержание текста.

u Читать осознанно вслух со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного.

4 балла – темп чтения составляет более 70 слова в минуту;
3 балла – темп чтения составляет от 55 до 70 слов в минуту;
2 балла – темп чтения составляет от 40 до 54 слов в минуту;
1 балл – темп чтения составляет от 40 до 30 слов в минуту;
0 баллов – темп чтения ниже 30 слов в минуту.

Правильный ответ отметь +

Умения, характеризующие достижения этого результата:

3. Напиши имена друзей из рассказа.
Планируемый результат: .
Умения, характеризующие достижения этого результата:
u Называть действующих лиц;
Критерий достижения планируемого результата:
O Записаны все герои рассказа: Цыпленок, Мышонок, Муравей и
Жучок.(по 1 баллу за каждый персонаж).
Планируемый результат: понимать прочитанное, путем выбора верного ответа.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
u Демонстрировать понимание прочитанного через выбор ответа.
Критерий достижения планируемого результата:
O Образец правильного ответа: все вместе, построив кораблик.(1
балл)
.
5. Соедини стрелками так, чтобы можно было понять, кто что принёс.

Умения, характеризующие достижения этого результата:
u Устанавливать смысловые цепочки
Цыплёнок верёвочку
Мышонок соломинку
Муравей скорлупку
Жучок листочек
Критерий достижения планируемого результата:
O Образец правильного ответа: выбран правильный ответ.
(каждая правильная стрелка ­1 балл)


цифры 2,3,4,5
Планируемый результат: понимание смысла текста
Умения, характеризующие достижения этого результата:
O умение восстанавливать порядок событий
Критерий достижения планируемого результата:
O Образец правильного ответа:
5 А кораблик уже далеко уплыл.
2 Лягушонок стал смеяться над товарищами.
4 Получился кораблик.
3 Муравей притащил соломинку.
каждый правильный ответ ­ 1 балл
7. Как ты оцениваешь поведение лягушонка?
Планируемый результат: делать элементарный анализ поведения героя
Умения: высказывать своё отношение к герою, его поступкам.
Критерий достижения планируемого результата:
2 балла ­ оценка поведения лягушонка как отрицательная;
1 балл ­ дана любая оценка;
0 баллов ­ оценка не дана.


Планируемый результат: понимание смысла текста
Умения: определять тему текста.
Критерий достижения планируемого результата:
о труде + о дружбе
о животных о кораблике
O Образец правильного ответа: выбран правильный ответ. (1 балл)

При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько
параметров. Один из параметров – соотношение балла, полученного учеником за выполнение

работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником
за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла).
20 – 21 балл – «5»
19 – 16 баллов – «4»
15 – 11 балов – «3»
10 баллов и менее – «2»
3. КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
(ГОДОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 2
классов для проведения промежуточной (годовой) аттестации по литературному чтению
является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ для проведения
промежуточной (годовой) аттестации по литературному чтению. Он составлен на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации
по информатике представлен в таблице 2.
Таблица 2
Код
раздела
Элементы содержания,
проверяемые на промежуточной (годовой) аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
О нашей Родине
Народная мудрость
О детях и для детей
Уж небо осенью дышало
Снежок порхает кружится
Праздник новогодний
Произведения о животных
Зарубежные сказки
Рассказы, стихи, сказки о семье
Весна, весна красна..
Волшебные краски
Перечень требований к уровню подготовки учащихся 2 класса (Таблица 3), достижение
которого проверяется на промежуточной (годовой) аттестации по информатике, составлен с
учетом сформулированных целей изучения предмета.
Код
требовани
й
1
2
3
4
5
6
Проверяемые умения и способы деятельности
Осознанно воспринимать и анализировать содержание текста
Умение определять жанр прочитанного произведения
Понимать прочитанное, путем выбора верного ответа
Понимать прочитанное, путем выбора верного ответа
Понимание смысла текста
Понимание смысла текста, умение восстанавливать порядок событий

7
8
Умение высказывать своё отношение к герою, его поступкам
Умение определять тему текста
4. КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 2 КЛАССА
Перед вами работа промежуточной (годовой) аттестации по литературному чтению.
На выполнение этой работы отводится 40 минут.
Внимательно читай задания. Задание 1 требует внимательного, вдумчивого прочтения
текста, задания 2, 4, 6, 8 требуют выбора правильного ответа из предложенных,
задания 3, 7 требуют развернутого ответа. Ответы записывайте чётко, разборчиво и
грамотно.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество
баллов.
Желаем успеха!
Ф.И. учащегося____________________________________ _____ класс
1. Прочитай текст.
1
10
20
28
39
48
52
60
64
72
83
94
Кораблик.
Однажды Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять.
Пришли на речку. Лягушонок обрадовался, прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто,
кроме Лягушонка, не умел плавать.
Лягушонок стал смеяться над товарищами. Да так хохотал, что чуть не захлебнулся.
Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали­думали и
придумали.
Цыплёнок принёс листочек. Мышонок нашёл ореховую скорлупку. Муравей притащил
соломинку. Жучок ­ верёвочку.
В скорлупку воткнули соломинку, листик верёвочкой привязали. Получился кораблик.
Сели Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок на кораблик и поплыли. Лягушонок вынырнул,
чтобы ещё раз посмеяться. А кораблик уже далеко уплыл.
(По В. Сутееву)
2. К какому жанру относится данное произведение?
Правильный ответ отметь + .
стихотворение
сказка
рассказ
3. Напиши имена друзей из произведения

____________________________________________________
4. Как друзья переплыли реку? Выбери правильный ответ

Каждый сам по себе.
Все вместе, построив кораблик.
5. Соедини стрелками так, чтобы можно было понять, кто что принёс
Цыплёнок верёвочку
Мышонок соломинку
Муравей скорлупку
Жучок листочек
6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь
цифры 2,3,4,5
А кораблик уже далеко уплыл.
Лягушонок стал смеяться над товарищами.
1 Пришли на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Получился кораблик.
Муравей притащил соломинку.
7. Как ты оцениваешь поведение лягушонка? Напиши.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. О чём этот текст (главная мысль текста)? Отметь знаком + .
о труде о дружбе
о животных о кораблике