Откуда пошло название останкино. Что скрывает район: Останкино. Новая жизнь усадьбы

На вопрос Откуда произошло название "Останкино"? заданный автором Ўлия Шиян лучший ответ это в существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину) , Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.
Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д. , отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы) , известных и знаменитых в свое время.
В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня? » - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.
Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos, обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI- XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер) , Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне - Лев Толстой: здесь в 1910 году скончался великий писатель) , Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас») , Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село) , а также некоторые другие - своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником - личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.
Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково ® село Останкино.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Откуда произошло название "Останкино"?

«Оста́нкинский» - район в Москве . Расположен в Северо-Восточном административном округе . На территории находится Останкинская телебашня , проходит монорельсовая дорога . После присоединения Шереметьевского района включает ВВЦ и Ботанический сад РАН .

На территории района Останкинский многие названия связаны с историей освоения Космоса. Улицы академика Королёва, Кондратюка, Цандера названы в честь первопроходцев в космонавтике, здесь же расположен и Дом-музей академика С.П.Королёва.

В 15 научно-исследовательских и проектных организациях сосредоточен огромный научный потенциал, обеспечивающий исследования и проектирование в самых различных областях знаний. Крупнейшими из них являются ОАО "Гипромез", "Гинцветмет", НИИ "Кулон", ЦПИ - 20. На территории района успешно работают крупные промышленные предприятия строительного комплекса.

Современной достопримечательностью района стал принятый в эксплуатацию в апреле 1999 года торгово-деловой центр "Останкино" на 1000 рабочих мест, спроектированный и возведенный на самом высоком современном техническом и эстетическом уроне. Комплекс оснащен самым современным торговым и складским оборудованием. Здесь предусмотрено размещение предприятий сферы услуг, кафе, детские комнаты и помещения для устройства различных праздничных мероприятий района.

Также в районе находится кадетская школа №1783 "Московский Кадетский Корпус Героев Космоса"

История района

В середине XVIII века граница Москвы отодвинулась за Садовое кольцо на линию Камер-Коллежского вала. Это было таможенное сооружение с заставами, на которых досматривали ввозимые товары, проверяли документы въезжающих в город. На Ярославской дороге такой заставой была Крестовская, названная по установленному возле неё кресту и часовне. Название сохранилось. И позже, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, построенный над ней путепровод получил название Крестовский мост .

Южные границы района Останкинский образует Октябрьская (Николаевская) железная дорога - первая железная дорога России, движение по которой открылось 1 ноября 1851 года . В названиях улиц слились воедино история Российского государства и современность. Об истории района напоминают улицы Останкинские и Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская. Среди названий соответствующих нашему времени - Калибровская улица, улица Академика Королёва, улица Цандера, улицы имени героев Великой Отечественной войны Бочкова и Годовикова. Аллея героев космоса, Звёздный бульвар.

Название района многие россияне, да и жители других государств, отождествляют с Останкинской телебашней и телецентром, однако у этого название гораздо более древняя история. Небольшое село под названием Осташково на Суходоле известно по письменным источникам с 1548 года как принадлежавшее «немчину» Орну. Затем был дьяк Посольского приказа, ведавший делами Предуралья, Василий Яковлевич Щелкалов. При нём были выстроены дом и деревянная церковь и вырыт пруд. Постройки погибли в начале XVII века, а пруд сохранился и в дальнейшем определил расположение главных зданий усадьбы. После Смутного времени, при новой династии - Романовых, а точнее с 1617 года, сельцо Осташково на Суходоле стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Согласно писцовым книгам в 1617 году в вотчину князя входили «церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нём живут деловые люди».

Что означает название Останкино и каково его происхождение? В существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д., отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время.

В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.

Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково -> село Останкино.

Речка Копытовка существовала ещё 20-е годы нашего века, а потом была заключена в трубу, и теперь над нею завод «Калибр» и Звёздный бульвар.

До сих пор сохранилась церковь Живоначальной Троицы в Останкино, построенная в период 1677-1692 годов при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что при строительстве этой церкви была использована преемственность церквей: само название и главный престол перешли от прежней - деревянной.

Останкино в XVII - первой половине VIII века - это главная подмосковная усадьба Черкасских, куда они приезжали из Москвы отдыхать, здесь устраивались соколиная и псовая охота. Останкино представляло собой одну из крупнейших усадьб с хоромами, теремами и вышками, с прудами, огородами и садами. Возле церкви на берегу пруда вырос боярский дом, а в глубине парка - «воксая» - павильон с залом для танцев и маскарадов. При князьях Черкасских в июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Ивановна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Останкинская усадьба, являясь ярким примером вотчинного, наследного владения, в то же время в каждую из эпох своей жизни имела различное назначение. В январе 1743 года, когда княгиня Мария Юрьевна Черкасская (Трубецкая) выдала свою дочь - камер-фрейлину Ее Императорского Величества княжну Варвару Алексеевну Черкасскую - замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, прекратилась ветвь Черкасских, и во владение Останкинской усадьбы вступила фамилия Шереметевых.

Практически четверть века в усадьбе Останкино не производилось никаких строительных работ. Лишь после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 году) П.Б. Шереметев пристроил к церкви колокольню, изменившую внешний облик храма, и впервые в таком виде изображение появилось на гравюре 1799 года. Облик, сохранившийся до наших дней, усадьба приобрела при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в течение одного десятилетия. В этот период был выстроен дворец, полностью закончена отделка залов и разбит парк. Дворец строился в несколько приёмов без единого проекта, причём назначение его постепенно расширялось. «Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением», - писал Н.П. Шереметев в своём завещание сыну. Выстроенный в пору расцвета классицизма, дворец отвечает всем требованиям стиля, но общепринятые архитектурные формы и декоративные мотивы использованы в нём с большой свободой.

Ни одно общественное событие не прошло мимо Останкинского дворца. В июле 1795 года здесь чествовали победителей в войне с Турцией. В 1797 году принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 году, в дни коронации, Останкино посетил император Александр I. Но приемы и празднества продолжались недолго. В 1809 году умер Н.П. Шереметев, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену и оставив шестилетнего наследника. Когда Дмитрий вырос, вкусы настолько изменились, что дворцом почти не пользовались, сохраняя его как семейную гордость. Тем не менее, в 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской черты. Практически с этого времени дом стал именоваться дворцом. Последним запоминающимся событием в Останкино была свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева в мае 1868 года с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской.

Практически с 30-х годов XIX века Останкино становится местом гулянья москвичей. Люди всякого звания - от особ царствующего дома до простонародья - любили гулять в Останкинских рощах и на Каменских прудах, а вскоре для прогулок открывается и увеселительный сад. На летнее время сдаются в наём флигели усадьбы для дачников.

Троицкая церковь в Останкино получила значение эталона национального зодчества, мотивы которого использовались при сооружении новых храмов не только в России, но и за рубежом, например, в проекте часовни над истоком Волги, в церкви Спаса-на-Крови на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в русской посольской церкви в Ницце, в храме на Гефсиманской горе в Иерусалиме.

Сегодня

Граница Останкинского района проходит: по оси полосы отвода Октябрьской ЖД, далее на север по оси ул. Дубовая роща, далее, пересекая ул. Академика Королева, по оси Ботанической ул. включая территорию опытного поля Главного ботанического сада РАН), северо-западным границам территории Главного ботанического сада РАН, оси полосы отвода Малого кольца МЖД, осям: пр. пр. № 4225, ул. Олонецкой, ул. Декабристов, Сельскохозяйственной ул., оси Малого кольца МЖД, осям: ул. Вильгельма Пика, ул. Сельскохозяйственной, восточной границе территории Всероссийского выставочного центра, осям: ул. Сергея Эйзенштейна, пр-та Мира до Октябрьской Железной дороги.

Останкинский район, являющийся одним из центральных районов Северо-Восточного административного округа города Москвы, занимает площадь 1240 га. На территории района проживает 55,1 тыс. человек. Промышленная зона занимает 160,8 га, площадь жилой застройки 14,3 га. Жилой фонд района включает 174 строения, общей площадью 1009 тыс. кв. метров.

В районе расположены крупные общественные объекты федерального и городского значения, промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты. Это - Телевизионный технический центр, ВВЦ, Главный Ботанический сад РАН, ОАО «Калибр», ОАО «Калибровский завод», Типография «Гознак», Типография №2, ОАО «Звездный», институты «Кулон», «Гинцветмет», «Проектмашдеталь» и другие. В районе расположены ОАО «Альфа-банк», ОАО «Автобанк», 5 филиалов Мещанского отделения Сбербанка РФ, 3 отделения связи. На территории Останкинского района находятся:

28 учреждений образования (3 высших учебных заведения, 6 общеобразовательных школ, 2 гимназии, 2 прогимназии, 1 профессиональное училище, 1 художественно-педагогический колледж, 1 художественный лицей, 12 детских дошкольных учреждений);

4 медицинских учреждения, в том числе 2 ведомственных;

4 учреждения культуры;

276 предприятий потребительского рынка.

Работа управы строится в соответствии с разработанной и утвержденной программой социально-экономического развития района, в основу которой положены Постановления Правительства Москвы, направленные на перспективное развитие города, округа, района. Приоритетными направлениями программы социально-экономического развития района являются следующие:

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на улучшение качества содержания жилого фонда, создание наиболее комфортных условий проживания населения микрорайонов;

Экономическая гимназия №1518

при Финансовой Академии.

«Останкино прошлое и настоящее»

исполнитель:

ученик 8 класса «А»

Дроздов Н. Ю.

Москва, 1998г.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.


Останкино – одно из самых знаменитых и мистических мест на карте Москвы. На этих землях с давних времен селились маги и колдуны. Известнейшим людям России здесь открывалась страшная тайна их смерти. Здесь спрятан магический перстень Мироздания, дающий власть над пространством и временем. В бесконечных коридорах Останкинского телецентра блуждает загадочный призрак старухи, предсказывающий беды, а на сознание людей здесь и в наши дни воздействуют темные силы…

Стройка на грешных костях

    В октябре 1960 года к пионервожатой одной из московских школ в районе нынешнего Останкино Наталье Захаровой прибежали взволнованные шестиклассники. Перебивая друг друга, они кричали, что неподалеку от школы вскрыта гробница. На стройке, которая пару месяцев назад началась на пустыре, ребята увидели страшную картину: рабочие вырыли огромный котлован, дно которого было усыпано человеческими костями. Пионервожатая побежала на стройплощадку, и то, что она там увидела, потрясло ее до глубины души: кости просто сгребали бульдозером и сбрасывали в глубокую яму.

    Именно так начиналась одна из самых грандиозных советских строек – возведение телекомплекса Останкино. Откуда там человеческие кости, дети тогда не могли знать. Не знали они и о том, что много лет назад люди старались обходить эти места стороной: даже само слово «Останкино», а точнее – «Останково», наводило на них мистический ужас.

    До XV века эта местность – далекая окраина Москвы. По мнению современных археологов, в древности тут было языческое капище, где совершались жертвоприношения. Да и теперь здесь находится огромное кладбище, на котором нет крестов, ведь сюда со всей округи свозят трупы тех, кто нарушил заповедь церкви – самоубийц, умерших «дурной» смертью. Для христиан самоубийство – страшный грех, ведь человек не имеет права сам лишать себя жизни. Церковь запрещает хоронить тех, кто наложил на себя руки, на обычных кладбищах рядом с храмами. Здесь, на огромной, забытой богом пустоши, трупы даже не закапывают – так, сбрасывают прямо в одну общую яму, и ужасающий запах разлагающихся трупов распространяется на всю округу. Народ окрестил эти страшные земли Останково.


    А сегодня на этом самом месте находится район Москвы, название которого стало символом телевидения – главного мага и чародея XX века. Однако экстрасенсы называют Останкино геопатогенной или аномальной зоной. Здесь слишком сильно раскачивается маятник, указывая на присутствие непонятной, но явно нехорошей силы. Отсюда – тревога, страх и даже мистический ужас у тех, кто по долгу службы или по делам вынужден находиться в районе телебашни.

    Останкино имеет дурную славу района, в котором чаще всего происходят самоубийства. С момента возведения первых останкинских высоток на улице Аргуновской, дом 12 и Цандера, дом 7, здесь свели счеты с жизнью десятки людей. Старшеклассница, страдающая от неразделенной любви. Онкологический больной преклонного возраста. Одинокая учительница начальных классов, потерявшая сына и мать. Воспитательница детского сада, взявшая в смертельный полет из окна своего ребенка и бросившаяся вслед за ней(!) соседка-свидетельница. Перспективный ученый. Юноша, ради рокового прыжка приехавший сюда аж с другого конца Москвы… Список «останкинских» самоубийц можно продолжать еще долго. Прохожие нередко наблюдают, как в окнах верхних этажей возникают человеческие фигуры, которые затем шагают вниз.

    Кто или что заставляет таких разных людей самовольно расставаться с жизнью? Само собой напрашивается вывод, что рост числа суицидов обусловлен влиянием электромагнитного излучения Останкинской телебашни. Но так ли это? Ведь известны случаи, когда самоубийцы приезжали из других районов Москвы, где были свои «высотки», однако, предпочитали, почему-то, останкинские. За века Останкинская земля пропиталась кровью и отчаянием. Нет, она не убивает, она лишь притягивает людей, склонных, расположенных к смерти, и они неосознанно поселяются здесь или приходят умирать. Кстати, недалеко от Останкино расположен Институт скорой помощи имени Склифосовского, а именно туда привозят самоубийц со всей Москвы – место зовет самоубийц даже после их смерти.

    20 августа 2007 года в телецентр Останкино пришла обычная с виду женщина. Примерно в 15.35 по местному времени она оказалась на проходной 17-го подъезда, достала зажигалку… Еще секунда – и ее одежда, пропитанная горючей смесью, превратилась бы в неугасимый факел, но, к счастью, доблестные московские милиционеры все же успели предотвратить трагедию. Впоследствии выяснилось, что приговорившая себя к самосожжению дама страдала психическим заболеванием.

    Вы скажете – просто какая-то ненормальная… Но тогда как объяснить, что многие сотрудники телецентра также подвержены суицидальному синдрому? По рассказам тележурналистов, относительно недавно одна миловидная девушка-редактор, накануне обсуждавшая с сотрудниками радужные планы на будущее, пришла на работу, а потом среди бела дня внезапно открыла окно, сняла туфли, аккуратно поставила их на подоконник и… сиганула вниз с 12-го этажа… И при этом – ни письма, ни предсмертной записки!


    Человек с расшатанным здоровьем, работая в Останкино, начинает чувствовать себя здесь еще хуже, острые заболевания, как правило, быстро переходят в хронические. Специалисты по аномальным явлениям считают, что землю, в которой покоятся останки самоубийц, нельзя тревожить: на ней всегда будет особенное, не поддающееся логическому объяснению действие мистических сил. Так, люди, проживающие в районе Останкино, часто жалуются, что в их квартирах порой раздаются какие-то странные звуки, проявляется полтергейст – самовольно перемещаются предметы, причем нередко с разрушительной силой.

    Здесь чаще, чем в других районах столицы, можно встретить приведения, принимающие самые фантастические обличья. С давних времен Останково считалось проклятым местом: со всей Москвы сюда стекались колдуны и чернокнижники, устраивая свои таинственные мистерии…

    И все же, может быть, в эпидемии самоубийств в Останкино повинна вовсе не мистика? Ученые утверждают, что повышенный радиофон, а также постоянное электромагнитное излучение дурно влияют на психику любого человека, вызывая расстройства у слабонервных людей. Плюс ко всему - магнитные бури, во время которых некоторые люди к подобному излучению особенно чувствительны.

    «Да, наиболее сильного, неожиданного эффекта воздействия на людей от Останкинского телецентра можно ожидать в периоды изменения геомагнитной обстановки, во время магнитных бурь, вспышек, выбросов, протуберанцев или пятен на Солнце», - подтвердил директор Института биофизики клетки РАН Евгений Фесенко. Прав ли он?

Козни ведьмы из Останково

    Сказывают, что в конце XIII века в Останково в мрачном доме на краю оврага поселилась колдунья и потомственная вещунья Агафья. Она водилась с нечистой силой, знала травы и заговоры, напускала на людей порчу, поэтому ее и изгнали из Москвы. Долгое время Агафья жила отшельницей, проклиная людей, пока не поняла, что в ее земном существовании больше нет смысла. Она приготовила себе сильное снотворное снадобье, выпила его и… больше не проснулась. Хоронить по христианскому обряду ее не решились, просто сбросили тело в овраг, рядом с которым она жила.

    Но душа ведьмы не нашла успокоения и стала мстить тем, кто причинял ей неприятности при жизни. С тех самых времен, поговаривают, бродит по Останково (а ныне Останкино) призрак злобной ведьмы Агафьи и мстит за всех, кого так «по-собачьи» похоронили на этой земле – без прощения и отпевания. Ее душа требует все новых жертв: никому встреча с призраком Агафьи не предвещала ничего, кроме смерти.

    Первый владелец Останкинских земель, богатый боярин Алексий Сатин, получил их в дар от самого Ивана Грозного в 1558 году. Боярин решил построить тут имение и уже собирался приступить к строительству, как однажды в лесу перед ним возникла сгорбленная старушка и потребовала, чтобы он не распахивал, не тревожил этой земли, ибо она будет проклята. Но боярин лишь посмеялся над ее словами: что за дело царскому вельможе до болтовни безумной старухи! А через пару дней он и вовсе забыл о ее словах и начал строительство большого терема. Откуда было знать Сатину, что повстречал он в тот день не полоумную бабку, а призрак колдуньи Агафьи.

    Не прошло и года, как в жизни Сатина началась сплошная черная полоса: по неизвестной причине жестокий владыка земель русских Иван Грозный разгневался на семью Сатиных и натравил на них своих беспощадных опричников. Посланцы государя долго кружили вокруг боярского имения, но не могли приблизиться к нему, словно какое-то колдовство мешало им выполнить царское поручение. Даже умелые наездники не могли в тот день справиться с лошадьми.

    Опричники даже не заметили, как потеряли дорогу к имению и заехали прямо в топь с невыносимым смрадом. Места, где хоронили самоубийц, в народе считались «обморочными» - дескать, черти голову морочат, с толку сбивают: можно сутками кружить вокруг да около, а туда, куда надо, так и не попадешь.

    Казалось бы, останковская земля дала Сатину шанс спастись, но не тут-то было: отряд опричников возглавлял особо башковитый иноземец по имени Орн – маг и чернокнижник, и его заклинания, наконец, вывели карателей на верный путь. Сатина они настигли в трех верстах от Останково и повесили на ближайшем дубу. А хозяйничать в его имении остался Орн – сущее воплощение дьявола…


    Говорят, сюда, в Останково, нередко наведывался сам Грозный, и они вместе с Орном устраивали тут страшные казни. По мнению некоторых историков, когда Грозный в конце своей жизни решил подсчитать, сколько люда погибло по его воле, их оказалось более 4 000… А так, как к процессу казни царь всегда подходил творчески, то нетрудно догадаться, каким мукам он предавал несчастных вдали от своей вотчины.

Дьявольская башня и перстень Мироздания

    С некоторых пор опричник Орн повадился искать в древних могилах деньги и сокровища, поскольку был просто помешан на богатстве и мечтал о фантастической власти над миром. Он мечтал построить «гору-башню», с высоты которой можно было бы видеть всю землю: оттуда решил он доносить людям свои мысли, чтобы повелевать ими… Что ж, почти полтысячи лет спустя его мечта исполнилась: Останкинская телебашня и в самом деле стоит на этой земле и «вещает» на всю землю русскую!

    Впрочем, старуха Агафья не забыла и про Орна, явившись ему, как прежде – Сатину, с угрозами. Орн также не внял ее предупреждениям, продолжая разрывать проклятую землю и тревожить прах покойников.

    И земля отомстила опричнику. По указу Ивана Грозного везли заморские купцы перстень заговоренный с таинственным знаком «мироздания». Перстень Орн забрал, купцов убил и вместе с сокровищами закопал их среди древних могил. Проведал о случившемся Грозный, послал за Орном стражу, но сумел иноземец спрятаться в Останкинских болотах.

    По легенде, магический перстень, украденный Орном, якобы давал человеку полную власть над пространством и временем, позволял переноситься куда угодно, но им мог пользоваться лишь человек с чистыми помыслами, которых у Орна и в помине не было. Стоило лишь опричнику примерить перстень мироздания, как раздался оглушительный удар грома, и… больше Орна никто не видел.

    Прошли столетия, забылась эпоха Ивана Грозного. Строительство башни-иглы высотой 540 м началось в 1960 году. Фантастическое сооружение, которым сегодня так гордятся москвичи, возводилось с огромной скоростью. И мало кто знает, что эту стройку сопровождало множество необъяснимых происшествий.


    Поначалу все шло как будто бы гладко. Главный конструктор телебашни, Николай Никитин, при строительстве применил революционные технологии: при глубине фундамента башни всего 4,5 м от падения ее удерживают стальные канаты. Впервые конструкторы отважились поднять сооружение на такую высоту, причем Никитин очень гордился своей идеей превратить опорные «ноги» башни в «когти», которыми она вцепится в упругий грунт.

    Сами строители впоследствии признавались, что столь сложного проекта они еще никогда не встречали: даже у 12-тиэтажных высоток фундамент был куда глубже, а тут… Поэтому, когда по техническим причинам строительство было ненадолго прервано, после его возобновления на объект вернулись далеко не все трудяги: кое-кто откровенно не верил, что башня не рухнет. А может, убоялись творившейся во время строительства чертовщины...

    Так, сложенные штабелями стройматериалы наутро оказывались перенесенными в другое место, одну из комнат в башне случайно(?) замуровали, а в закрытых и даже опечатанных помещениях вдруг происходили перестановки…

    Но это все – мелочи по-сравнению с ужасным несчастьем, которое произошло с рабочим Виталием Синепаловым. Он прямо на земле нашел странный блестящий предмет. Приняв его за старинную монету, он поднял его и увидел, что это перстень. И, разумеется, примерил, как и сотни лет назад злобный Орн. Только в этом случае после оглушительного громового раската несчастный строитель просто упал замертво, а перстень исчез, словно его и не было.

«Актеркины пруды» Шереметевых

    В XVII столетии район Останкино «оккупировало» небольшое немецкое кладбище, а в 1746 сюда, «до кучи», перевели с Божедомки морг и еще одно кладбище, куда привозили убитых и неопознанных людей. Спустя еще десять лет здесь открыли и обычное кладбище, названное по имени кладбищенской церкви Лазаря – Лазаревским. Получился один сплошной некрополь…

    В XVIII веке злосчастное имение в Останкино перешло к графу Шереметеву. При нем же и был построен знаменитый Останкинский дворец.


    Сложен он был из дерева, но отделан так, что казался каменным. На возведении дворца работали по 18 часов, ночью, в праздники. Для освещения дворца был приглашен митрополит Филарет, но в день приезда все дороги, ведущие в поместье, случайно оказались… перекопаны. Филарет был вынужден вернуться: место не пускало...

    В то время, как крестьяне нищали, помирали от туберкулеза и писали челобитные, за которые их пороли и гнали на каторгу, граф Николай Петрович создавал богатейший театр. По свидетельству историков, одних костюмов здесь было более пяти тысяч.

    Шереметевский театр посещали государи Павел 1 и Александр 1. Любовался Шереметевской коллекцией живописи и польский король Август Понятовский. Государю императору Павлу 1, Шереметев устроил пышный прием, но торжества были омрачены неожиданным появлением горбатой вещуньи. Как она появилась, как оказалась вблизи государя, никто не мог понять. Ее хотели прогнать, но царь заступился и пожелал остаться с ней наедине. О чем сообщила ему старуха, осталось тайной. Только после ее исчезновения попросил Павел проводить его к одному портрету из коллекции графа. Шереметев и сам толком не знал, откуда у него этот портрет.

    На портрете был изображен молодой человек, на мизинце его правой руки красовался перстень со знаком мироздания... Павел долго и с грустью разглядывал этот портрет, а потом сказал: “Теперь я знаю, когда буду убит”. По слухам, он искал картину после встречи с Агафьей: якобы старуха предрекла, что Павел будет править 4 года, 4 месяца и 4 дня, а умрет там же, где и родился. Так и вышло: в ночь на 12 марта 1801 года он был задушен в своем Михайловском дворце...

    К слову сказать, и внук императора Павла, Александр II, приезжал в Останкино в 1856 году. Историческая хроника гласит: «18 августа Государь Император с Государыней Императрицей и с августейшими детьми своими осчастливили село Останкино своим приездом. Они подъехали прямо к церкви, в которой слушали молебствия с провозглашением многолетия их величествам и всему царскому дому». На пороге Останкинского дворца оступился Александр, но устоял на ногах, словно кто-то подал ему руку. Оказалось, призрак той самой бабки-колдуньи.

    Прошамкала старуха: «Будешь ты, добрый Государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя безбожник - злой враждебина…» На том и пропала. Вспомнил о предсказании вещуньи император лишь в феврале 1880 года, когда на него совершил покушение террорист Степан Халтурин. В марте 1881 года предсказание старухи исполнилось: бомба революционера-народовольца взорвала карету императора...

    …А в имении Шереметевых – свои заботы: сиятельный граф – большой театрал и меценат – обожал смотреть пьесы в своем театре. Но сверкающие огни рампы скрывали за собой немало трагедий. Талантливых артистов, певших и игравших лучше иностранных актеров, «учили» на конюшне. Если актриса терпела, рано или поздно она все равно заболевала чахоткой, а уж если становилось невмоготу... топилась. Вокруг Останкино было семь прудов, и два так и назывались – «пруды актерок»...



(Ныне на их месте стоят жилые дома - в том числе, на улице Цандера, 7, а также зловещий телецентр АСК-3, в котором по сей день творятся странные вещи).
    Своим актерам Шереметев любил давать псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Алмазов... Но подлинной жемчужиной была Прасковья Ковалева, которой он дал псевдоним Жемчугова. С 16-ти лет она была ведущей актрисой театра Шереметева. Николай Петрович влюбился в актрису и дал ей вольную. В ноябре 1801 года они обвенчались.

    Однажды поздно вечером Прасковья зашла в картинную галерею. Галерея была погружена во мрак, горела лишь одна ночная люстра... Внезапно Прасковья услышала тихие шаги за спиной. Обернувшись, она увидела сгорбленную старуху и сразу поняла, что это Останкинская вещунья, легенды о которой она слышала с детства.

    Прасковья сильно испугалась. Потому что знала, что появление пророчицы не к добру. “ Сегодня ты получила две пьески, - заговорила старуха, - не берись сразу за две роли. И там и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене - быть третьей наяву”. Есть такое заклятье над актерами: нельзя играть сразу двух умерших. В это время Жемчугова репетировала в Петербурге две роли: Офелию и Клеопатру. Но зрителям так и не суждено было увидеть этих постановок. В феврале 1803 года, через несколько дней после рождения сына, Прасковья Жемчугова скончалась. После ее смерти наступил пик самоубийств в Останкинской труппе и постепенное и совершенно необъяснимое угасание рода Шереметевых...

    По завещанию Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, в Москве был построен странноприимный дом. Ныне это Институт скорой помощи имени Склифосовского, куда привозят самоубийц со всей Москвы. А расположен он в двадцати минутах пути от Останкино...

Телецентр АСК-3: Останкинские байки

    Создание аппаратно-студийного комплекса Останкино – отдельная история. АСК-3 строили очень быстро, готовились сдать к Олимпиаде-1980.
    Во время строительства произошла невероятная история. В центре стройки бульдозер продолжал разравнивать бывшее дно пруда, а вокруг уже начали возводить стены. Когда же закончились работы, бульдозер оказался в замкнутом кольце. Пока вызывали вертолет для его освобождения, он наполовину увяз в песке. Там его и замуровали.

    Ветераны Останкинского телевидения помнят немало историй о местных привидениях, в частности, о «свежих» выходках горбатой Агафьи. Не раз встречали ее в пустынных коридорах телецентра. Говорят, в роковой вечер убийства Влада Листьева видели горбунью в коридоре перед кабинетом Владислава. Что нашептала ему вещунья, о чем хотела предупредить?.. И почему через несколько минут после исчезновения призрака, Влад шутливо заявил своему гримеру: «Скоро твои услуги мне не понадобятся».

    Николай Никифорович - старожил телецентра, он много лет проработал в отделе режима и посему, как никто другой знает все закоулки этого «маленького города». Он уверен, что в телецентре, как в любом нормальном доме, есть домовой, и поэтому, уходя с работы, всякий раз оставляет ему рюмку водки.

    «Домовой свой мужик, чтобы не серчать он должен быть всегда немножко навеселе. А то он станет бузить, и тогда всем достанется. Он, понимаешь ли, здесь хозяин и за хозяйство свое отвечает. А неровен час – поналетит чужая нечисть, так наш то их к порядку и призовет. Конечно, бывает, и он недоглядит, вот в прошлом году у нас декорации загорелись, в коллекторе, одной, так и не вышедшей программы, прямо на глазах у рабочих. Хлопчики даже растерялись, огонь-то с места на место перескакивал, маленькими такими вспышками. Ну, ничего, кое-как потушили.

    А однажды, это было года три назад, я забыл оставить рюмочку, так наш-то чего учудил: разбросал по комнате всю документацию, а сверху еще и кофею налил. Ух как я его утром-то журил, но водочки на другой день все же налил. А про старуху, что вы спрашиваете, я тоже слыхал. Толкуют, что когда-то зарыли ее прямо живьем в этих краях, вот с тех пор и ходит, мается, ищет виноватых, а иных предостерегает. Мне-то лично не довелось ее встречать, я работаю только днем, режим – понимаете ли. Так вы с ребятками моими потолкуйте, они службу несут и днем и ночью, может что порасскажут».

    Возле двери 17-го подъезда, хорошо известного всем, кто любит приходить на съемки ток-шоу, томился от скуки симпатичный паренек. Словоохотливый охранник, назвавшийся Сережей, с удовольствием отозвался на наше предложение поболтать. «Да, и ночами стою. Здесь-то, вроде все тихо, народ круглые сутки ходит, то у них монтаж, то репортаж…И на центральном входе тоже спокойно. А вот здание напротив (справка: Ак. Королева,19. АСК-3) - стремное. Там все время какие-то звуки: то стоны, то хрюканье. Я сначала думал пацаны надо мной прикалываются. Ан – нет, звук как будто прямо над ухом, поворачиваюсь – никого.

    А по осени мы с ребятами демонстрацию привидений разгоняли… Вот прикол! Я дежурил в ночь с 3-го на 4-е октября. Вы видели там, возле входа, большой деревянный крест стоит, в память событий 93 года? Так вот, сижу я, музыку слушаю, вижу, за стеклом какие-то тени, а днем на этом месте митинг был. Ну, я решил, что не угомонились активисты-то. Крикнул ребят, мол, разогнать бы надо. Пашка фонарь в дверь выставил, а на улице никого, фонарь убрал, опять тени… ну не глюки же это.

    Жалко Пашка в отпуске, он бы вам свою любимую историю про «старуху» рассказал. Какую историю? Да, в октябре 91, за пару дней до штурма телецентра появилась старуха горбатая, да так и прется к нам в здание. Пашка ей: «Не положено, мамаша, пропуск нужен», а она повела носом и хрипло так: «Кровью тут пахнет», развернулась и исчезла. Пашка не пацан, но сдрейфил круто. Я-то ее тоже видел, правда издалека. Я когда на воротах дежурю (справка: ворота для въезда автомобилей, соединены техническим коридором со студийными блоками) с разными прибабахами сталкиваюсь. Как-то раз сижу, три часа ночи, взглянул в окошко: на пандусе черная легковушка стоит. Думаю, что за напасть, я же ее даже не слышал. Да потом, никаких заявок на въезд в это время нет. Я вышел из будки, открываю ворота… а там ничего.

    А еще как-то раз я почти всю смену гонялся за непонятным шариком, такой с виду лохматый, размером с небольшой арбуз, не головы, не ног не видно, катится себе по техническому коридору, нахально так катится, не спеша. Я к нему пытаюсь подойти, а он от меня, я за ним, он от меня, а потом подкатился к воротам и растекся такой вонючей лужицей…

    А еще мне сменщик рассказывал, Володька Сидоренко, однажды ночью, кажется это было в апреле, ну, да, вроде бы под Пасху, Володька сам из деревни, праздники эти все отмечает, в общем в 13-ой студии заиграла музыка, он туда, проверить. Подходит к воротам, заглядывает, а там… целая тусовка. В углу мужик поет под гитару, вокруг еще несколько человек. Вовка подумал, может съемка, но вокруг ни декораций, ни света, одна аварийная лампа горит. И вдруг свет от этой лампы падает на поющего…Ба-а, это же Тальков, мама родная. Вовка глазки распахнул пошире, а тусовка-то из одних покойничков, здесь тебе и Цой, и Петлюра, и Сорин… Вовка так и замер у входа, даже прятаться перестал, а один из этих, привидений, призраков, как их назвать, даже не знаю, разворачивается – Белоусов! – пол головы рукой снимает прямо вместе с шевелюрой и так, с улыбочкой: «Здрасьте!» Вовка прочь бежать, в свою каморку закрылся и до утра молитвы читал».

    Старожилы телецентра, в отличие от новичков, не пугаются «ночных гостей», ведь к привидениям и призракам здесь привыкли. В аппаратных и студиях постоянный фон электромагнитной информации, а в архиве хранятся записи не только живых, но и давно ушедших «звезд». Поэтому неудивительно, что мелькнет иногда силуэт того, кто давно умер, но так и не покинул этот мир. Вокруг древней Останкинской легенды о горбатой старухе, растут легенды уже наших дней. Говорят, старая вещунья облюбовала себе «тихую зону», так называют работники телецентра зону отчуждения над аппаратно-студийными блоками, где снимают всеми любимые ток-шоу: «Я сама», «Арина», «Моя семья», и т.д. В этих тихих, узких и низких коридорах проходят все коммуникации, здесь же чаще, чем в других местах появляются привидения. Новичкам рассказывают «страшные истории о том, как в тихой зоне пропадают люди».

    А еще в «тихой зоне» есть энергетические дыры. Однажды видео инженер ТВ-6 Переверзев Антон после многочасового монтажа вышел покурить и зашел в один из коридоров этой самой злоклятой «тихой зоны». То ли от усталости, то ли еще по какой причине, но перед глазами у Антона поплыло, он потерял сознание, а очнулся в Сокольниках. «Сумка, вещи и даже останкинский пропуск остались на работе, да еще и аппаратура не выключена и студия без присмотра. В общем, из-за этих аномалий сплошные неприятности». Знатоки утверждают, что он попал именно в такую энергетическую дыру. Известны и более невинные проделки «нечистой силы»: видео инженеры уже не удивляются, когда кассеты, аккуратно расставленные на полках, сами собой оказываются сваленными в угол, или, когда в чайнике вместо воды оказывается мелко порезанная бумага...

«Гарью здесь пахнет!»

    В 2000 году сухонькую сморщенную женщину в черном видели охранники, работавшие в Останкино. Она кружила вокруг телебашни, и люди слышали, как старуха что-то злобно прошипела и исчезла в темно-сизом тумане.
    Старая Агафья явилась теперь с предупреждением о пожаре, который якобы должен охватить проклятое сооружение. Тележурналист Тимофей Баженов рассказывал, что за несколько дней до трагедии горбунья помахала ему палкой и сказала: «Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет». А погибшая в огне во время пожара на телебашне, лифтерша за два дня до события видела сизый дым и неясный силуэт в нем. Силуэт был похож на скрюченную женскую фигуру, которая держала в руке деревянный крест.

    В воскресенье 27 августа того же года в 15.20 на Останкинской телебашне начался пожар: на высоте 300 метров прохожие замечают клубы густого дыма. Более суток самое высокое здание Москвы было охвачено огнем, один за другим отключались центральные телевизионные каналы. Столица лишилась телевещания. На первый взгляд там и гореть-то было нечему – бетон да металл, но уже к вечеру стало ясно: огонь так просто погасить не удастся. Интересно, что в очертаниях дыма над башней многие угадывали… силуэт сгорбленной старухи!


    По официальной версии, причиной возгорания телебашни стало значительное превышение нагрузки на электрокабель, но у экстрасенсов и астрологов свое мнение на этот счет: всему виной «неправильное» месторасположение Останкинской «иглы». Кстати, изначально в 1956 году Моссовет выделил для строительства телевизионной башни участок на юго-западе Москвы в районе «Черемушки». На участке были проведены изыскания, составлен строительный паспорт и даже сделаны планировочные работы. Но в марте 1959 года строительная площадка была почему-то перенесена в Останкино, на территорию Останкинского питомника. Поговаривают, будто проектировщики обратились к астрологам и после этого перенесли стройплощадку. Якобы, много лет тому назад была составлена астрологическая карта столицы, и, согласно ей, планета Сатурн очень плохо повлияет на предыдущее местоположение будущего телецентра, а вот в Останкино ему самое место…

    По мнению биоэнергетиков, телебашня в форме шпиля – отличная антенна для нейтрализации «останковского» некрополя – надо только немного потерпеть, и все наладится. Но сколько ж еще терпеть? Неизвестно…

(По материалам документального фильма «Городские легенды: Москва. Останкино» и статьям с сайта zapiski-rep.sitecity.ru)

………..

Для тех, кто хочет знать еще больше:

Перстень Мироздания

    Найти о нем пока не удалось почти ничего. По легенде, одним из хозяев останкинских земель до Шереметева был немец - опричник Орн. С ужасом говорили о нем местные жители. По ночам в его владении шли игры бесовские, песни пели, скирды жгли.

    А еще заметили люди, что разрывает Орн старые могилы, ищет там сокровища. И к нему явилась горбунья, погрозила клюкой и сказала: «Угомонись, проклято будет имя твое и весь род твой!» Не послушался иноземный опричник и совершил вскоре страшное преступление: украл магический перстень под носом у самого царя, а потом сгинул.

    Что же касается Знака на перстне, то тут тоже не все просто. Поскольку никто из ныне живущих перстня не видел, а каких-либо достоверных, более-менее "официальных" описаний его найти не удается, как говорится, возможны варианты.
    Какой народ использовал этот знак? Из контекста какой древней культуры он был извлечен?

    Вот, например, символ мироздания в чувашском орнаменте:

    На Востоке Мироздание воплощено в лотосе, "плавающем на поверхности изначальных вод" (Элиаде Мирча, "Йога: свобода и бессмертие"):

    По информации сайта simbols.ru:

    "На Западе роза по символическому значению занимает место восточного лотоса. Это безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви."

    Славянская руна Мир - тоже образ Мироздания:

    При этом руна Алатырь - руна центра Мироздания:
    А руна Опора – символизирует основание Мироздания.
    Может быть, на перстне был изображен один из них?

    В своей работе "Математика как единый источник мировых религий" Александр Волков роняет такое замечание: "Журнал "Наука и религия" описывает старинный перстень с изображением конуса, обвитого спиралью. Называется этот символ знаком Мироздания!"

    Скорее всего, имеется ввиду статья "Останкино" в номере 3 за 2000 год, следующие строки: "Что же может означать знак на перстне, который называли знаком Мироздания? Нарисовавший его автору очерка обладатель старинной информации, потомок крепостной актрисы, служившей в театре у графа Шереметева, смысла этих символов не знал. Если бы этот таинственный перстень «появился» в XVIII веке, его можно было бы истолковать в духе известной тогда эмблемы - змея, ползущая к вершине пирамиды..."


(Кстати, а сама форма телебашни вам ничего не напоминает?)

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.