Что такое дискант и альт. Музыкальный словарь. Смотреть значение Дискант в других словарях


О церковных свечах.

«Ваша жена, наверное, ведьма,
если она никогда не ходит в церковь,
а у нее дома пачками хранятся
церковные свечи»

Как ни крутись, а мы их иногда используем. Кто-то, к примеру, покупает свечи ради материала, церковные свечки не дороги и отличаются отличным качеством воска. Разумеется, в таком случае свеча или ее воск проходит ряд очистительных процедур.
Я лично, хоть и не испытываю особой любви к христианству, использую освященные церковные свечи для экстренной чистки пространства, в «авральных» ситуациях, когда не хочется тратить личные силы на качественную прочистку помещения – церковные свечи, даже если это тонюсенькая свечка пятнадцати сантиметров в длину, отлично работают именно на очистку.
Можно долго рассуждать о морально-этических нормах, об ужасах общения с христианским эгрегором посредством свечей и прочих моментах, но сказать можно только одно:
Использовать или не использовать церковные свечи – дело ваше.

Об освещении:
Ритуалы со свечами лучше отрабатывают в сумерках или ночью – хоть бы и по той причине, что в темноте проще концентрироваться на свечном пламени. А в ярких лучах солнца горящая свеча попросту теряется.

О фазах луны
Разумеется, ритуалы, в зависимости от цели, проводятся на разных лунных фазах.
Но по наблюдениям и соцопросам можно сказать одно: если вы делаете ритуал, построенный в основном на использовании свечей, то во время новолуния он может реализоваться самым причудливым способом. Почему-то. Объяснений для себя лично я так и не нашла Пока принимаю как данность.

О руках.
Свеча берется в ту руку, которую вы считаете «берущей», если ритуал нацелен на то, что вы что-то привлекаете к себе в жизнь, и в «дающую» руку, если вы что-то хотите из жизни убрать. То же самое относится и к зажиганию свечей.

Цвета
Для разных целей, разумеется, нужны свечи разных цветов.
Ниже приведу свою собственную (повторяю - это мое глубоко личное ИМХО) коротенькую табличку по цветовым соответствиям

Белый – универсальный цвет. Хороши для посвящения, очищения пространства, защиты. Свечи богини в плодородном аспекте.
Черный – вызывание и экзорцизм, всякого рода maleficio. Свечи Богини в разрушительном аспекте. Защита от негатива. Дополнительно – медитация на получение информации из зоны бессознательного, контакт с Тенью.
Красный – приток жизненной энергии, восстановление физических сил, решимость, храбрость.
Оранжевый – творческая энергия, привлечение симпатий, сексуальность, радость.
Желтый – получение сил для достижения цели, материально-финансовая сфера
Зеленый – восстановление здоровья; удача; завязывание отношений и гармонизация отношений; любовь; привлечение возможностей.
Голубой - социальная адаптация, налаживание связей, получение информации, успешное
конкурирование; решение проблем, связанных с законом. Концентрация, интеллектуальность.
Синий – поиск решения; заглядывание в будущее; работа с каузалом; достижение равновесия в любой сфере; справедливость и покровительство.
Фиолетовый – одиночество (ага, венец безбрачия); духовный рост и самосовершенствование.
Коричневый – защита дома, домашние дела; связь с землей
Золотой – свечи Бога; все яньские ритуальные моменты
Серебряный – свечи Богини, все иньские моменты

Как правильно потушить свечу.
Я лично их вообще не тушу по возможности. Оставляю догорать – к утру все равно потухнут. Но у меня а) хорошие отношения с огнем вообще; б) весьма расторопные домовые; и главное, то есть в) никаких соседей/родителей/бабушек/доброжелателей, которые могут ворваться и из соображений противопожарной безопасности потушить свечи без вашего ведома, что для ритуала мягко говоря полезным не будет.
Если нет возможности оставить свечи догорать, придется тушить.
Если ритуал уже полностью завершен, то свечи можно задуть.
Если движение энергии еще ощущается – используйте колпачки для тушения свечей. Не надо тушить их пальцами – это прерывает энергетический поток.
Вообще, когда свечи тушишь (впрочем, пока они горят – тоже) надо обращать внимание на их поведение – если, к примеру, гаснуть они не хотят, то придется с ними еще какое-то время посидеть и помедитировать) Насильственно гасить ритуальные свечи не стоит.

КАРМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Практически каждый из нас проходит через кармические отношения в течение жизни. Все начинается с сильной страсти и заканчивается невыразимой болью. Таким отношениям не суждено продлиться, и они преподносят нам самый большой урок в любви. Кармические отношения не бывают легкими, потому что их предназначение состоит в том, чтобы изменить нашу жизнь. Существует несколько признаков того, что вы находитесь в кармических отношениях. 1. Связь возникает мгновенно Вопрос, существует ли любовь с первого взгляда, остается открытым. Тем не менее, многие из нас в какой-то момент своей жизни испытывали мгновенное влечение к человеку. Вам казалось, что он идеален. Вы чувствовали сильный импульс и притяжение и, и возникало ощущение, что вы знали его раньше. 2. Повторяющийся сценарий Если вы то сходитесь, то расходитесь со своим партнером, это является одним из главных признаков кармических отношений. Постоянное возникновение одних и тех же проблем в отношениях тоже должно вас насторожить. В таких отношениях повторяется один и тот же сценарий развития событий, и они остаются инертными. Единственный способ перерасти их – это отпустить. 3. Они затягивают Когда вы так сильно привязываетесь к партнеру, что не можете уйти, вас преследует карма. Это особенно верно, если у вас возникает множество негативных эмоций, когда вы вместе, но при этом вы чувствуете, что не можете уйти. Это похоже на алкоголизм, когда вы знаете, что пить вредно, но вы все равно тянетесь за очередной бутылкой. На деле одного или обоих партнеров связывают поверхностные причины, например, внешность, популярность, социальный или профессиональный статус. 4. Кармические партнеры эгоистичны Когда один из партнеров привыкает все время ставить себя на первое место, это приводит к эгоизму. Человек принимает старания другого, как должное и садится на шею. Эти отношения построены на личной выгоде и удовлетворяют лишь собственные потребности. Они могут стать идеальной основой для формирования насильственных и созависимых отношений. При этом один партнер все время вкладывает в отношения, а другому это просто удобно. 5. Они контролируют Партнеры могут стать одержимыми друг другом, и один или оба пытаются контролировать друг друга. Другой человек становится центром Вселенной и главным источником счастья. Мы ставим его на пьедестал и не способны увидеть его недостатки. 6. Ощущение неизбежности Вам кажется, что вы не можете жить без этого человека, и вам суждено быть вместе. Вы не понимаете, почему у вас никак не складываются отношения, и продолжаете предпринимать попытки, чтобы их склеить. Вам очень сложно сопротивляться чувствам, и они продолжают вас затягивать, пока вы не поймете, что вам от них нужно. 7. Вызывают зависимость Отношения настолько поглощают вас, что начинают занимать все ваши мысли. Вы просто не способны им сопротивляться. Возникает психическая, физическая и эмоциональная зависимость от этого человека. 8. Выявляют ваши самые глубокие страхи Они поднимают на поверхность все то, чего вы так сильно боялись. Страх, что вас бросят, страх отвержения, потери, обязательств, эмоциональной привязанности и всех тех скелетов, которые прячутся у вас в шкафу. 9. Они безрассудны Такие отношения, как зеркало отражают все ваши комплексы и уязвимые места. Вы перестаете вести себя, как обычно и можете совершать то, что вам не свойственно. 10. Выявляют вашу темную сторону Они выявляют те неприглядные и сложные стороны вашей личности, о которых вы раньше не задумывались. Такие отношения являются болезненным напоминанием того, что вы - человек, и как всякому человеку вам свойственно ошибаться. 11. Это беспокойные отношения Такие отношения могут быть очень изменчивыми, непостоянными и непредсказуемыми. Самое лучшее, что вы можете сделать - это понять, что вы находитесь в кармических отношениях и отпустить их ради собственного блага. 12. Они провоцируют вас Главная цель этих отношений состоит в том, чтобы научить вас любить себя и других, прекратить попытки контролировать свои обстоятельства, стать хозяином собственного эго и работать над собой. 13. Они не навсегда Такой человек не является вашим партнером навсегда, как бы вы этого не хотели и не верили в счастливый конец. Вопреки тому, что нам преподносят по телевидению и в средствах массовой информации, кармические отношения рождаются из конфликта и заканчиваются конфликтом. Они редко бывают здоровыми и, как правило, прекращаются.

Свечная магия предполагает применение новых, ранее не использовавшихся свечей. Свечи, которые наполовину или хоть немного сгорели, не подходят для ритуалов. Не подходят для магии и свечи, длительное время служащие для украшения вашего дома (даже если они ранее не использовались). Такие свечи уже впитали в себя энергию событий, происходивших вокруг, и не могут считаться чистыми. Всегда используйте для магии свечи, купленные или специально изготовленные для магических ритуалов.
Свечи, используемые для магии, могут быть самыми различными по форме, размеру, цвету и материалу, из которого они изготовлены. При выборе свечей в магазине доверьтесь своей интуиции.
Большое значение в магии придается выбору цвета свечи. Одним из необходимых условий здесь считается еще и то, что такая свеча должна быть полностью прокрашена, а не просто облита краской снаружи.
В магии иногда используются свечи двух или трехцветные. Например, черно белую свечу можно выбрать для совершения ритуала, основной целью которого является победа добрых сил над злыми. Зелено – бело – красную надо зажечь, если хотите получить благословение или достигнуть успеха в делах.
Выбор свечи зависит от того, какую цель вы перед собой ставите, совершая магический обряд.
Хорошо подходят для ритуалов свечи, облаченные в стеклянный футляр. Они дают меньше копоти и более безопасны.
Традиционные прямые свечи, парафиновые или восковые, наверное, являются оптимальными для магии. Они могут гореть несколько часов и бывают разных цветов.
Перед проведением ритуала свечу будет не лишним дополнительно освятить. Погрузите свечу в чистую минеральную или дистиллированную воду, а затем проведите ее через дым от курящегося ладана.

Энергия горящей свечи вместе с вашей сосредоточенностью на происходящем и концентрацией мыслей помогут осуществить магическое действие. Под действием ваших мыслей приходит в движение энергия, в результате чего вы и получаете возможность оказывать воздействие на элементы окружающего мира. Однако, если вы будете просто произносить заклинания при свете горящей свечи, чуда не произойдет. Очень важно, чтобы эти действия сочетались с мощной энергией, исходящей от напряжения и концентрации ваших мыслей.

Никогда не гасите свечи, дайте им сгореть полностью, если только перерывы в горении не являются необходимым условием конкретного ритуала. Погашенная до срока свеча означает отказ от задуманного, и ваше намерение никогда не исполнится! Алтарные и некоторые дополнительные свечи в обряде (например, "Сила магии", ароматические - если используются) можно погасить руками или специальным колпачком для тушения свечей и использовать повторно.

На растущую луну зажигаются свечи для ритуалов, направленных на созидание, рост (денег, силы, энергии…), привлекающих удачу, для поиска работы, для улучшения здоровья, любовных обрядов (приворотов и подобных действий).
На убывающую луну зажигаются свечи для ритуалов, направленных на разрушение, избавление от чего-то или кого-то ненужного, магические обряды по изгнанию несчастий, снятию боли и преодолению препятствий для достижения успеха и счастья, для ослабления действия других заклинаний, уменьшения веса, а также причинения различных неприятностей.
В дни полнолуния зажигаются свечи для очень широкого диапазона заклинаний. Очень сильный день, и работать лучше всего непосредственно в этот день (или ночь). Считается, что с тем же эффектом можно работать три дня до и три дня после полнолуния, то есть период в семь дней.
В дни новолуния зажигаются некоторые виды свечей, особенно в дни перед новолунием для обрядов изгнаний, отворотов и подобных действий.

Для каждого ритуала в магии свечей необходимо использовать только новые свечи. Свечи которые уже были испробованы для серьезной работы не годятся.

Запрещается

1. Использовать свечи повторно.
2. Тушить свечу после обряда. Свеча должна сама сгореть или потухнуть случайно (например на сквозняке).
3. Передавать свечу сделанную на заказ для Вас другому лицу.
4. Использовать свечу как украшение интерьера.
5. Рассказывать о проведенном ритуале со свечей другому лицу.
6. Хранить остатки свечи в квартире.
7. Если обряд прервался, то необходимо использовать новую свечу.
8. Заготавливать свечи впрок.
9. Дуть на свечу или специально ставить в условия, что бы она сама погасла
10. Использовать свечу предназначенную для одного ритуала в другом ритуале.
11. Использовать для зажигания свечи зажигалки. Зажигать только спичками.
У каждой свечи есть свой характер. Некоторые свечи очень легко исполняют задуманное, а некоторые очень «упрямиться». В такой ситуации ничем помочь уже нельзя, только использовать другую свечу. Но такое бывает очень редко, обычно свеча и огонь выполняют желания своего клиента.
Проверить готовность свечи к работе с Вами очень легко. Если свеча зажглась с первого раза, значит все должно пройти успешно. Если свеча зажигается с 3-4 раза, значит ей не хочется работать по данному вопросу. Если совсем не зажглась, значит, категорически работы не будет.

Характер свечи

1. Если пламя ровное и уверенное – то все будет отлично.
2. Если пламя постоянно дергается, то уменьшаясь, то увеличиваясь – свеча хитрит, и может обмануть Вас.
3. Если пламя сильно наклонено в одну из сторон – свеча считает, что Вы этого делать не должны.
4. Если свеча неожиданно сильно вспыхнула – исполнение близко.
5. Если пламя свечи равномерно затухает – желание принято, но результат не скоро.

Диагностика с помощью свечей

Диагностика заболеваний и очищение биополя с помощью свечи – способ, довольно распространенный в среде экстрасенсов и магов. При помощи свечи можно провести первичную, грубую диагностику состояния физического и душевного здоровья любого человека. Свеча поможет определить, есть ли серьезные проблемы или их нет и можно продолжать спокойно жить, забыв о врачах.

Общее правило диагностики свечой: если в жизни человека все в порядке, свеча горит ровным, высоким пламенем, не образуя наплывов. Значит, все хорошо и со здоровьем, и с психикой, и с душой.

Как только возникают какие-то душевные неполадки, свеча начинает «плакать»: по ней бегут наплывы. И это наиболее частая картина.

Если горящей свечой водить по часовой стрелке перед телом человека, начиная с головы, и она в каком-то месте начнет дымить черным дымом, значит, внутренние органы в этом месте заблокированы болезнью и их надо лечить, пока (при повторной диагностике) свеча не перестанет дымить.

Можно поставить стеариновую свечу около ног, нагрев ее нижний конец и прилепив его к большому блюду. Если, начав «плакать», свеча образует у своего основания равномерно по окружности лепешки диаметром 2-3 см, примыкающие к ней, это серьезное указание на возможные онкологические заболевания.

Если свеча гаснет, дело пахнет смертью и нужно срочно принимать меры: каяться, просить прощения у тех, кого обидел, и прощать тех, кто обидел тебя.

Если по только что поставленной свече сверху донизу пробегает линия наплыва, это значит: на человека пало проклятие. Если две линии – два проклятия. Большее количество практически не встречается.

Если линии наплывов идут наискось и пересекаются, это значит, что человеку грозит смерть от тяжелой болезни, причем виноват в этом может быть он сам или тот, кто «сделал» ему такую судьбу.

Имейте ввиду, свечу всегда надо держать одной стороной к больному. Если наплывы образуются с его стороны – в своих болезнях виноват он сам. Если же с противоположной, значит, болезни ему «сделали».

Если «слеза» скатывается по свече слева или справа, это признак того, что идет энергетическая борьба между больным и кем-то еще. Если «слеза» черного цвета, значит человек пребывает в состоянии отрицательной энергетики. Если «слезы» на свече такого же цвета, как она сама, значит, близко прекращение оплывания.

Когда свечи ставят в церкви, картина остается примерно такой же, как и дома, но в храме свечи иногда изгибаются. Это значит: человек одержим злым духом. Наплывы иногда напоминают профили черта или того человека, который наслал проклятие.

Красный
Физическая сила, здоровье, энергия. Используется в ритуалах, направленных на сексуальное влечение и страсть, на любовь и замужество. Способствует плодородию, мужеству, силе воли, увеличению магнетизма. Вера, жизнеспособность, общение, защита.

Оранжевый
Адаптация, энергия, энтузиазм, авторитет, власть, удача, приспособляемость, привлекательность, похудение. Правосудие, судебные дела, торговля, имущественные сделки. Спокойствие.

Розовый
Честь, слава, почет, уважение, мораль, романтическая любовь, дружба, женственность, привлекательность. Понимание, чистота, пророчество, воспитание, верность, примирение.

Пурпурный
Снятие заклинаний, гадание, предсказание. Честолюбие, развитие бизнеса, сила, господство, подчинение, успех. Мудрость, скрытые знания, третий глаз, медитация, лечение тяжелых болезней.
Усиление ваших собственных магических способностей.

Золотистый
Притягивает победу, силу, мужественность, счастье, космическую энергию.

Желтый
Придает уверенности в заклинаниях, дает силу концентрации воли и воображения в ритуалах. Используется в гаданиях и предсказаниях. Энергия, творчество, привлекательность, интеллект, улучшение памяти, ускорение обучения. Ломает ментальные блоки. Устранение препятствия и всего того, что приносит несчастье.

Коричневый
Уравновешивает связь с природой и окружающим миром. Используется для привлечения денег и преодоления финансового кризиса.
Домашняя магия, целительство, магия животных. Любовь и привязанность животных, лечение животных. Земные связи, постоянство, учеба, телепатия, обнаружение вещей, которые были утеряны. Успех общего дела, профессиональные цели.

Синий
Мудрость, гармония, внутренний свет, спокойствие, истина, удача, защита. Духовное вдохновение. Вещие сны.

Голубой
Успокоение, согласие, терпение, здоровье. Духовный цвет, помогает в благочестии или медитации, приносит спокойствие и умиротворение. Спиритические и психические просьбы.

Темно-синий
Депрессия, импульсивность, изменчивость.

Индиго
Цвет инерции, останавливает ситуации или людей, индуцирует глубокую медитацию.

Зеленый
Способствует благосостоянию, плодородию и успеху. Финансы, удача, денежный успех, карьера, достижение личных целей, трудоустройство. Решительность, воля. Молодость, красота. Магия деревьев и растений.

Изумрудно-зеленый
Пленительная любовь, социальные удовольствия, плодородие.

Зеленовато-желтый
Болезнь, трусость, малодушие, гнев, зависть, ревность, разногласия.

Темно-зеленый
Цвет честолюбия, алчности, зависти. Противодействует этому в ритуалах.

Серебристый
Способствует снятию негатива, поддерживает стабильность, помогает развить физические способности. Астральная энергия, телепатия, интуиция и сны, восприимчивость и самоизлечение, ясновидение.

Серый
Обаяние, очарование. Нейтрализующий, отменяющий цвет. Полезен при размышлениях, медитации.

Черный
Изгнание духов, лечение тяжелых болезней, поглощение и разрушение негатива, устранение препятствий. Используется для индуцирования глубоких медитационных состояний, открывает глубинные уровни бессознательного. Деструктивная магия.

Белый
Символизирует чистоту, истину, искренность, мудрость. Способствует духовному просвещению, очищению. Ясновидение, целительство, мир, непорочность, божественность, защита. Уравновешивает все другие цвета, при необходимости может заменить любой другой цвет.

Дискантом в вокале называют высокий мальчишеский голос ещё не подвергнувшийся мутации вследствие полового созревания.

Статью об этом виде вокала Я написал исключительно, потому что надо, а не столько, потому что Я восхищаюсь детскими голосами и ниже объясню почему.

Дискант имеет диапазон , приближенный к женскому , но зачастую чуть ниже, потому что детский голос слаб и не способен выдерживать нагрузок.

Тембр детского голоса в 90% случаев очень мало звучный, пусть и звонкий, но совершенно не наполненный объёмом обертонов головных, что там говорить о грудном регистре, который в принципе напрочь отсутствует. Есть исключения, как например Лоретти, у которого был в детстве необычайно звонкий и мощный голос, что выделяло его среди остальных

Корни развития детских голосов лежат у истоков развития церковных хоровых капелл, для увеличения диапазона хора, т.к. все Вы помните, что женщин в храмы если и пускали, то уж точно не петь в хоре. Я не буду углубляться в историю, искать, выписывать даты событий, даты приходов различных Пап в церкви к власти и т.д., хорошо, что мой блог не исторически направлен, а лишь вокально. Приходил один папа и говорил, что нельзя пускать женщин в храм, приходил другой и говорил, что нужно научить маленьких мальчиков петь, ведь Господь очень обижается, когда женщины в храме работают. Потом приходил третий и говорил, что теперь нужно отрезать яйца у мальчиков, для того, что бы их голоса оставались такими же «ангельскими» но теперь были по мужски мощными. Конечно, Я считаю, что Господь лучше этих уродов знал, как делать людей, но люди, как обычно, особенно глубоко верующие, решили привнести свои коррективы Божий промысел, так, как он показался им не таким уж и совершенным. Но это, конечно же, лишь мои мысли, не спешите брызгать слюной, если Вы с этим не согласны, это было и от этого не деться никуда.

Теперь, когда Мы вкратце ознакомились с историей появления дискантов, Я смело могу сказать, что мне не нравятся детские голоса, как вид пения, так же и потому что например, лучших мировых Певцов преподаватели всегда заставляли молчать всё детство и особенно юность, прежде, чем начать заниматься с ними пением.

Ну чем может удивить даже самый лучший дискант всех времён и народов, ну только, что искренностью, чистотой звучания, голосом в котором нет никакой сексуальной ориентированности, голосом детской чистоты. Что касается тембра, плотности звучания и т.д., то извините, никак.

Почему-то людям не нравиться смотреть детский бокс?, потому-что никому не хочется наблюдать, как маленькие дети травмируют себя, в отличие, от того случая, когда два огромных мужика бьют друг друга за миллионы долларов по национальному ТВ. Я понимаю, что бокс – это дело вкуса, но так или иначе, детский или женский бокс – смотрится такое действие просто ужасно. Так почему же все считают, что детское пение имеет место быть, как целый вид искусства??? Возьмем, например Робертино Лоретти, который стал самым знаменитым дискантом всех времён и народов, неужели никому не казалось тогда, когда он был ребёнком, что ему испортят голос, потому что нельзя его напрягать, пока он не крепкий. И что теперь?, послушайте, как он поёт!!! Вы всё поймёте! Слава богу, что хоть яйца ему не отрезали, что б сохранить его «чудо-голос», как это сделали бы в 17 веке.

Ди́скант [средневек. лат. discantus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение], муз. термин.

Термин «Д.» пришел на смену понятиям «органум» и «диафония». Его возникновение связывают с различиями, наметившимися в муз. приемах многоголосного письма. После 1330 г. термин «Д.» сменяется понятием «контрапункт». В некоторых случаях оба термина используются как равнозначные. Так, автор «Анонима XI Кусмакера» утверждает, что «контрапункт есть дискант» (contrapunctus est discantus). Переход от одного термина к другому показывают трактаты XIII-XIV вв. Если Иоанн де Гарландиа (ок. 1240), Франко Кёльнский (ок. 1260), Ламберт (ок. 1275), автор «Анонима IV Кусмакера» (ок. 1280), Иоанн де Грокейо (ок. 1280), Вальтер Одингтон (ок. 1300) еще описывают Д., то автор «Анонима V Кусмакера» (кон. XIV в.), Просдоцимус де Бельдемандис (ок. 1412), Иоанн Тинкторис (1477) уже говорят о контрапункте.

В средневек. теории музыки термин «Д.» имел неск. значений: голос, присочиняемый к главному; многоголосие в целом; область учения о многоголосии. Как отдельный голос Д. располагался над ведущим напевом (обычно в нижнем голосе), называемым cantus, vox principalis, tenor, cantus prius factus, cantus firmus. Как склад многоголосия реализовался в условиях ведущих средневек. жанров органума, кондукта , мотета . Отличался ритмической (первоначально модально-мензуральной, а затем мензуральной) организацией голосов, «размеренных всецело» (simpliciter mensurabilis) от частично размеренного (partim mensurabilis) органума, согласно Франко Кёльнскому.

Ранние образцы Д. представляли собой двухголосие силлабического склада «нота против ноты». К сер. XIII в. появляются образцы «распетого дисканта», допускающие мелизматику (часто в конце разделов), или тип многоголосия «несколько нот против одной». 1-й из них Петр Быстрая Рука (Palma ociosa) (1336) называет discantus simplex (простой Д.), 2-й - discantus mensurabilis (размеренный Д.). Др. названия для 2-го типа: discantus floridus (цветистый Д.), discantus fractibilis (раздробленный Д.).

Одними из первых учение о Д. изложили Иоанн де Гарландиа и Франко Кёльнский. Авторы приводят классификацию интервалов (консонансов, или конкордансов,- совершенных, несовершенных и средних - и диссонансов, или дискордансов,- совершенных, несовершенных, у Гарландиа еще и средних), правила их использования в форме (в начальных, серединных и заключительных разделах), а также нормы голосоведения (противоположного, косвенного и в исключительных случаях прямого). Франко формулирует закон перехода диссонанса в консонанс: «Всякий несовершенный дискорданс хорошо звучит непосредственно перед конкордансом» (CSM. Vol. 18. P. 68).

На рубеже XIV и XV вв. возникает т. н. англ. Д. Ему предшествовал гимель - специфический вид англ. многоголосия, основанный на пении несовершенными консонансами (терциями и секстами). Англ. Д. имел ряд общих признаков с континентальным Д.: импровизационную основу, многоголосие «нота против ноты», силлабический стиль. Письменные образцы англ. Д. восходят к XIII в. Описание Д. содержат трактаты Леонела Пауэра, Иоанна из Тьюксбери (1351), Псевдо-Хилстона (после 1450), Гилельмо (ок. 1470), анонимные трактаты «Правило дисканта» (Regula discantus), «Что касается способа петь дискант» (Circa modum discantandi). Профессиональная интерпретация англ. Д. характеризуется рядом признаков: положением хорала в среднем голосе; отсутствием ритмического противопоставления хорала и свободных голосов; консонантной вертикалью. На основе англ. Д. возникла континентальная техника фобурдона.

Лит.: Bukofzer M . Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen. Strasbourg, 1936. Baden-Baden, 1973; idem . Discantus // MGG. Bd. 3. S. 559-578; idem . Studies in Medieval and Renaissance Music. N. Y., 1950; Reese G . Music in the Middle Ages. N. Y., 1940; Waite W . Discantus, Copula, Organum // JAMS. 1952. Vol. 5. P. 77-87; Dittmer L . An English Discantuum Volumen // Musica disciplina. 1954. Vol. 8. P. 19-58; Spiess L . Discant, Descant, Diaphony, and Organum: a Problem in Definitions // JAMS. 1955. Vol. 8. P. 144-147; Crocker R . L . Discant, Counterpoint, and Harmony // Ibid. 1962. Vol. 15. P. 1-21; Kenney S . W . The Theory of Discant // Eadem . Walter Frye and the «Contenance Angloise». New Haven, 1964. P. 91-122; Sanders E . H . Cantilena and Discant in 14th-Cent. England // Musica disciplina. 1965. Vol. 19. P. 7-52; Hughes A . Mensural Polyphony for Choir in 15th-Cent. England // JAMS. 1966. Vol. 19. P. 352-369; Besseler H ., G ü lke P . Schriftbild der mehrstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. 3-5: Musik des Mittelalters und der Renaissance / Begr. v. H. Besseler, M. Schneider, hrsg. v. W. Bachmann. Lpz., 1973; Flotzinger R . Non-Mensural Sacred Polyphony (Discantus) in Medieval Austria // Le polifonie primitive in Friuli e in Europa. Cividale del Friuli, 1980. P. 43-61; Apfel E . Diskant und Kontrapunkt in der Musiktheorie des 12. bis 15. Jh. Wilhelmshaven, 1982; Сапонов М . А . Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевроп. музыке средних веков и Возрождения. М., 1982; Евдокимова Ю . К . Многоголосие средневековья: X-XIV вв. // История полифонии. М., 1983. Т. 1. С. 43-46, 59-63, 73-106; она же . Музыка эпохи Возрождения. XV в. // Там же. М., 1989. Т. 2а. C. 12-28; Wegman R . C . From Maker to Composer: Improvisation and Musical Authorship in the Low Countries, 1450-1500 // JAMS. 1996. Vol. 49. P. 409-479; Симакова Н . А . Контрапункт строгого стиля и фуга: История, теория, практика. Ч. 1: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учеб. дисциплина. М., 2002. С. 51-74; Румянцева М . А . Особенности многоголосия XIII в. М., 2005.

Н. И. Тарасевич

2. Высокий детский певч. голос с диапазоном c1-a2, а также исполняемая им или высоким жен. голосом (сопрано: диапазон c1-c3 (e3)) партия в хоре или вокальном ансамбле. Ранее Д. именовались только голоса мальчиков, певших партию Д. в хоре. Со временем так стали называть любой высокий детский певч. голос (как мальчиков, так и девочек), затем заменили это название сопрано .

3. Верхний голос в 4-голосном изложении(то же, что сопрано). Самая высокая партия многоголосного произведения. В XVI в., когда в мадригальном пении из-за его сложности партию Д. стали поручать певцам-кастратам , т. н. сопранистам, эта партия стала называться также «сопрано».

В рус. церковном пении Д. называется верхняя партия многоголосного произведения. В России термин стал активно употребляться с появлением консонантного многоголосия (XVII в.). Сначала Д. (или дышкантом)назывался верхний голос (или голоса) в рус. и укр. партесном многоголосии - стиле хорового пения XVII - 1-й пол. XVIII в. «протоестественного» или «концертового» вида с количеством партий от 3 до 48. «Дышкант» - также название книги из комплекта хоровых партий партесных сочинений, которые сохранились большей частью именно в виде комплектов голосов (полных или неполных), редко - в виде партитур (см. собрания рукописей: ГИМ. Син. певч., Епарх. певч.).

Дышкантом называли верхние голоса в своих сочинениях авторы партесных концертов и партесных гармонизаций , среди к-рых - Н. П. Дилецкий (1630? - после 1723?), теоретик партесного пения, автор «Мусикийской грамматики»; С. И. Беляев , государев певчий дьяк, с 1699 г. уставщик царского хора; В. П. Титов , государев певчий дьяк в 1678-1698 гг. На основе изучения рукописей, содержащих песнопения Беляева, в т. ч. его автографов, установлена последовательность сочинения партий 4-голосной партитуры: тенор-бас- дышкант-альт (см., напр.: ГИМ. Епарх. певч. № 25. Октоих - автограф).

Термин «Д.» сохраняется в профессиональной композиторской и исполнительской лексике в XVIII-XX вв. С XVIII в. наравне с этим термином стали активно употреблять термин «сопрано». В 1880 г. А. А. Архангельский в сформированном им в С.-Петербурге хоре впервые в рус. церковнопевч. практике заменил голоса мальчиков (Д. и альтов) жен. голосами - сопрано. До этого мужчины и женщины вместе в рус. церковных хорах не пели. Идея Архангельского нашла подражателей, тем более что исполнительский уровень его хора был высоким.

Термин «Д.» активно употреблялся и в практике Синодального хора . Так, напр., Д. называл верхнюю партию А. Д. Кастальский - директор Синодального уч-ща и хора (с 1910), автор ок. 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х гг. Термин встречается также в совр. композиторской и исполнительской практиках.

4. Д. (дишкант),высокийсолирующий голос, исполняющий подголосок в импровизационной манере в виде украшения. Встречается в донских казачьих песнях и песнях вост. областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой.

5. В XVI-XVII вв. наименование самого высокого инструмента в семействе однотипных инструментов (напр., Д.-виола, Д.-тромбон, Д.-альт, Д.-блокфлейта, Д.-бомбарда и т. п.).

6. Органный регистр, охватывающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответствующим басовым регистром, напр. гобой-фагот (см. ст. Орган).

Лит.: Разумовский Д . В . Церковное пение в России. М., 1867-1869. Вып. 1-3; он же . Государевы певчие дьяки XVII в. М., 1881; Багадуров В . А . Очерки по истории вокальной методологии. М., 1929-1937. Ч. 1-3; Tarneaud J ., Seeman М . La voix et la parole. P., 1950; Luchsinger R ., Arnold G . E . Lehrbuch der Stimme- und Sprachheilkunde. W., 19592; Hussen R . La voix chantée. P., 1960; Успенский Н . Д . Древнерус. певч. иcкусство. М., 1965, 19712; Vennard W . Singing: the Mechanism and the Technic. N. Y., 1968; Детский голос: (Экспериментальные исследования) / Ред.: В. Н. Шацкая. М., 1970; Протопопов В . В . Музыка петровского времени о победе под Полтавой // Музыка на Полтавскую победу. М., 1973. С. 212-215. (ПРМИ; 2); Дилецкий Н . Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. и коммент.: В. В. Протопопов. М., 1979. (ПРМИ; 7); Герасимова-Персидская Н . А . Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983; Синодальный хор и училище церковного пения. М., 1998. (РДМДМ; 1); Гурьева Н . В . Система осмогласия в рус. Литургии кон. XVII - нач. XVIII в.: Канд. дис. М., 2000.

Н. В. Гурьева