Что делать если человек часто. Человек, который постоянно жалуется и ноет, забирает твою жизненную энергию! Общение с помощью мыслительных процессов

Инструкция

Довольно часто встречаются люди, которые стремятся контролировать действия окружающих людей. Для внешнего наблюдателя поведение может проявляться как в тотальном желании помочь всем и вся, сделать все за других, в нежелании и неумении обязанности подчиненным, так и принимать форму настойчивого вмешательства в с попытками управлять ею, быть в центре происходящих событий. О таких людях случаях часто говорят: «Сует нос не в свои дела». Корни же такого поведения кроются в особенностях характера и индивидуальной личности, появляющихся в процессе социального взаимодействия. Неуверенность в себе, которая проявляется как недоверие другим людям и становится источником постоянного самоутверждения через желание быть в центре событий, и есть та вероятная проблема, которую нужно решить, чтобы перестать за все переживать.

Другая постоянных переживаний часто сводится не к внешнему проявлению, а к внутреннему состоянию человека. Такой человек не может перестать переживать за все, что с ним происходит. Он незнакомых ситуаций и нестандартных решений. На него влияет чужое мнение. Он постоянно , что люди его оценивают, даже в тех ситуациях, когда такой оценки вовсе не предполагается. У него нестабильная , зависящая от мнения окружающих. Корнем такого поведения, опять же, является отсутствие уверенности в себе.

Удивительно, но в обоих описанных ситуациях с такими разными социальными проявления корнем вечных переживаний является собственная неуверенность человека в самом себе и своих силах. Именно с этим качеством характера и предстоит работать всем тем, кто хочет, наконец, перестать за все переживать и научиться видеть мир с позиции уверенности и спокойствия.

Источники:

  • как мне перестать переживать

Переживать приходилось каждому из нас. Чаще всего причинами подобных эмоций становятся неуверенность или недовольство собой или определенной ситуацией. Справиться с собой и перестать переживать зря на самом деле не так трудно.

Инструкция

Переживания - естественная реакция человеческой психики на происходящие события. Однако чрезмерная чувствительность и неумение вовремя остановиться могут привести к стрессам и нервным срывам. Поэтому главное - научиться сохранять разумный баланс и по пустякам.
Перестать переживать может каждый, для этого необходимо научиться контролировать свои мысли и уметь трезво оценивать реальную значимость происходящего. Учитесь замечать чувство возникающей тревоги в самом начале, трезво анализировать его, исключать все несущественное и добавлять позитивные установки.

Чтобы перестать переживать зря, в первую очередь нужно постараться трезво оценить саму причину и ее возможные последствия. Представьте себе самое худшее, что может произойти из-за вашего промаха (действительного или мнимого) и «примерьте» на себя получившуюся ситуацию. Это поможет психике избавиться от переживаний, так как мозг будет считать «страшные» события уже состоявшимися, то есть «отработанным» материалом.

Умение проявлять сочувствие и эмпатию считается положительными качествами. Но важно проявлять их правильно. Если после разговора с другим человеком, ты чувствуешь себя истощенным, значит нужно задуматься о том, чтобы изменить свое поведение.

В нашей жизни много проблем. Естественно, есть они и у наших близких и знакомых, и нам часто приходится выслушивать жалобы на что-то или на кого-то. С одной стороны, это естественно, людям хочется как-то снять напряжение, выговориться, и мы им в этом способствуем. С другой - постоянное выслушивание чужих жалоб отбирает у нас энергию.

© DepositPhotos

Влияние негативного человека

Одни люди рассказывают о своих проблемах, чтобы получить поддержку и совет. А другие - чтобы перебросить свой негатив на другого. Нужно научится различать.

Может быть, люди, относящиеся к второй категории назовут тебя бесчувственным эгоистом, когда ты откажешься идти у них на поводу. Может быть, попытаются внушить чувство вины или еще какое неприятное. Не страшно. Компенсацией будет прилив энергии и чувство самоуважения, после отказа от токсического общения.

© DepositPhotos

Почему не стоит выслушивать жалобы?

Потому что тот, кто только жалуется, ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь. Ему привычно быть в роли обиженного. Такой у него психотип, такое мировоззрение.

Выслушаешь ты его, а чем поможешь? Ничем. Ему не нужна помощь, ему нужно поговорить. А разговор без цели не имеет смысла.

Жалуясь, он подсознательно, а бывает и сознательно снимает с себя чувство вины за свою неудачливость. С такими людьми должен работать специалист, который умеет влиять на образ мышления.

© DepositPhotos

Наибольшее негативное воздействие на человека оказывают его собственные плохие мысли.

Ты никогда не решишь проблемы вечно жалующегося, потому что он и не намеревается их решать. Ты никогда не утешишь его душу состраданием, потому что оно ему и не нужно. Всё, к чему он стремится - найти освобождение от ответственности за свою судьбу. То есть к невозможному.

© DepositPhotos

Что происходит с нами, когда мы постоянно выслушиваем жалобы?

Мы отдаем энергию в никуда. Мы хотим помочь, но разрешение проблемы не приходит. Мы пробуем снова и снова и в результате истощаемся.

Первые признаки истощения

  1. Эмоциональный дисбаланс
  2. Сложности с решением собственных проблем
  3. Проблемы с концентрацией
  4. Появление негативных мыслей

© DepositPhotos

Волну негатива по отношению к другим представителям социума у человека с озвученной проблемой могут вызвать следующие факторы:

  • Неприятие других людей . Мизантропы - это особы, которые в буквальном смысле ненавидят все человечество. Они стараются отдалиться даже от ближайшего окружения, потому что оно раздражает их по любому поводу и без него.
  • Личная неприязнь . Некоторые индивидуумы направляют свою негативную энергию исключительно на конкретного человека. При этом они не испытывают приступов агрессии по отношению к другим людям, даже если те напрямую связаны с объектом-раздражителем.
  • Зависть . Непреодолимое препятствие на пути к мечте очень часто вызывает вспышку раздражения к определенным персонам. Кого-то будут выводит из себя успешные и богатые люди при неимении собственного финансового благополучия, а кого-то - счастливые семьянины при нереализованности в этой сфере у самого завистника. Подобное состояние может возникнуть даже тогда, когда человек сидит на диете, а на его глазах люди с аппетитом поглощают высококалорийные продукты.
  • Завышенные требования . Не каждый из нас способен трезво оценивать чужие возможности на фоне собственного несовершенства. Именно предвзятость в этом вопросе может из адекватной особы сделать человека, которого раздражают буквально все вокруг.
  • Личные проблемы . Предательство или равнодушие близких людей, неприятности на работе способны вызвать чувство подавленности у потерпевшей стороны. Созерцание чужого благополучия еще более приводит в негодование таких неудачников.
  • Психологическая усталость . Постоянно раздражают люди, если человек находится в депрессивном состоянии длительное время. Эмоциональное истощение часто сопровождается проблемами со здоровьем, делая из больного раздражительную особу.
  • Гормональные колебания . Женщины в так называемые критические дни и во время наступления менопаузы часто теряют контроль над своим самообладанием. Даже муж и дети способны выводить их из состояния равновесия самим безобидным поступком.
  • Побочное действие лекарств . Некоторые медикаменты, которые используют для терапии при сбое эндокринной, сердечно-сосудистой системы и во время проблем с пищеварительным трактом, способны вызывать у человека раздражение по отношению к другим людям.
  • Сложный характер . Угрюмые, нелюдимые и желчные личности редко позитивно относятся к попыткам сближения с ними. Вспыльчивые и эгоистичные особы также подвержены приступам недовольства при любом контакте с социумом.
  • Раздражение к эпатажным личностям . Люди, которые любят шокировать общество, довольно часто вызывают у него раздражение и порицание. Возмущение может возникнуть из-за эксцентричного внешнего вида провокаторов или по причине их нетрадиционного поведения.
  • Невозможность соблюдения дистанции . Особенно это заметно, когда люди находятся в общественном транспорте. Далеко не каждому понравится тот факт, что к нему (пусть и по вынужденной причине) прижимается совершенно незнакомый человек.
  • Злоупотребление алкогольными напитками . Пьяницы редко бывают добродушными личностями, с которыми приятно иметь дело. Они выведут из себя любого адекватного человека, потому что он по отношению к себе чувствует очевидный негатив.

Обратите внимание! Задумываясь, почему раздражают люди, причины следует искать прежде всего в самом себе. Внешние факторы крайне редко влияют на появление и протекание озвученного эмоционального состояния, которое может закончиться патологией.

Как себя ведет человек, которого раздражают люди


В большинстве случаев подобный фактор нереально скрыть от окружающих. При контакте с неприятной для них особой такие люди начинают реагировать следующим образом:
  1. Изменение громкости речи . Если раздражает другой человек, то при разговоре с ним интонация резко меняется. Беседа начинает вестись на повышенных тонах и даже с применением недопустимых высказываний и выражений.
  2. Резкие движения . По-дружески похлопывать по плечу или пожать руку приятно только тому человеку, который симпатичен или не вызывает негативные эмоции. В ином случае неприязнь будет выражаться в нервных жестах и демонстративных позах особы, которую раздражает необходимость контакта с неприятной ей личностью.
  3. Ускорение движения глазных яблок . Если врачи не установили анатомические нарушения подобного плана, то такая реакция на раздражающий объект является сигналом нежелания человека при любом посягательстве на его территорию общаться с другими людьми.
  4. Учащенное дыхание . Озвученная реакция на социум и все его составляющие часто является признаком того, что индивидуум предпочитает уединение от общества. Знаменитые отшельники именно таким образом реагировали на физиологическом уровне на желание кого-либо пойти с ними на контакт.
  5. Потение ладоней . Происходит подобное неприятное явление в большинстве случаев при сильном волнении, которое не всегда имеет позитивный характер образования.
  6. Агрессивное поведение . Если контактер при всей очевидности нежелания общения с ним продолжает настаивать на беседе, то все это может закончиться ссорой и даже дракой.

Внимание! Частые эмоциональные срывы в итоге приводят к такому заболеванию, как невроз. Избавиться от него самостоятельно бывает практически невозможно, поэтому психологи не рекомендуют до такой степени запускать ситуацию внутреннего дискомфорта.

Разновидности раздражения к людям


Специалисты утверждают, что не всегда подобные проявления эмоционального срыва можно охарактеризовать по единой схеме. Различают следующие типы поведения человека при неприятии других людей:
  • Раздражение - страх . Любой индивидуум старается максимально отгородиться от того, что его пугает. Если кто-либо из окружения или все население планеты в целом вызывает у человека ужас, то данный фактор будет его раздражать и подталкивать к отшельничеству.
  • Неприятие - обида . Иногда не только поступком или неосторожным словом, но и косым взглядом можно больно ранить душу впечатлительной особы. После случившегося инцидента она начнет нервничать в присутствии обидчика, стараясь в дальнейшем избегать контакта с ним и свидетелями неприятной ситуации.
  • Раздражение - вина . В некоторых случаях люди начинают чувствовать себя стесненно рядом с человеком, которому причинили боль. Мало кому понравится при каждой встрече с обиженной стороной вспоминать о своем недостойном поступке.
  • Раздражение - гнев . Обида на другого человека иногда может достигнуть таких размеров, что превращается в настоящую ненависть. Встречи с предавшей стороной вызывают настолько негативные эмоции, что лучше их полностью исключить.

Как избавиться от раздражения к людям

Способы борьбы с фактором, который мешает полноценно существовать в социуме, зависят от того, кто именно вызывает подобную реакцию. Поскольку причин негативной реакции достаточно много, вариант решения проблемы подбирается в каждом конкретном случае индивидуально.

Как бороться с раздражением ко всем людям


Если бурю негативных эмоций вызывает большое количество особ, то необходимо действовать по следующему плану:
  1. Контроль за собственным поведением . Для этого в первую очередь следует разобраться в истоках своих истинных чувств. Человеческая психика устроена таким образом, что можно вносить коррективы в ее функционирование. При начале раздражения против каких-либо персон стоит глубоко вдохнуть в легкие воздух и сосчитать мысленно до десяти.
  2. Отказ от иллюзий . Никто из людей не обязан соответствовать ожиданиям посторонних особ. Как показывает жизненная практика, идеальных людей не существует. Следует принять этот факт и не навязывать никому свои принципы и взгляды на жизнь. При таком подходе все будет восприниматься гораздо проще и разрешится множество надуманных проблем.
  3. Избавление от динамического стереотипа . Не стоит зажигать фитиль, чтобы затем не произошел мощный взрыв. Некоторые люди машинально накручивают себя, когда попадают в одну и ту же ситуацию. Необходимо абстрагироваться от нее во избежание очередного эмоционального срыва.
  4. Метод позитивного мышления . В данном случае можно даже мысленно сделать девизом для себя избитое выражение, что все люди являются братьями и сестрами друг для друга. А родню, как говорится, не выбирают.
  5. Устранение заболеваний . Раздражительность по отношению к людям, как уже было сказано, может быть причиной возникновения и лечения некоторых патологий. При ликвидации источника душевного дискомфорта или исключения препаратов, провоцирующих агрессивное поведение, общение с социумом перестанет быть существенной проблемой.
  6. Здоровый образ жизни . Люди, которые неправильно питаются, имеют вредные привычки и плохо высыпаются, часто превращаются в довольно агрессивных личностей. При нормализации озвученной проблемы может полностью исчезнуть желание с кем-либо вступить в конфликт.
  7. Отказ от зависти . Каждый из нас обладает своими личностными качествами, которые необходимо совершенствовать. Питать черную злобу по отношению к более успешным людям является пустой тратой времени, которую можно было использовать для себя во избежание раздражительности при виде чужого благосостояния.
  8. Лояльное отношение к нестандартным особам . Население планеты не может быть похожим друг на друга, потому что в этом случае человечество превратится в серую массу. Следует помнить, что тот же украшенный татуировками байкер или представитель нетрадиционной ориентации часто оказывается прекрасным человеком по сравнению с некоторыми образцовыми членами общества.

Как устранить раздражение к конкретному человеку


При наличии вспышек агрессии по отношению к родственнику, знакомому или коллеге следует предпринять следующие действия:
  • Откровенный разговор . С посторонним человеком иногда бывает крайне сложно найти общий язык, а с ближайшим окружением просто в большинстве случаев не предпринималось попыток для разрешения конфликта. Выражение, что все рассосется само собой, однозначно не подходит для ситуации, когда раздражают дети, родители или друзья.
  • Самоанализ . Необходимо уяснить для себя четкие ответы на вопросы «Зачем мне вымещать внутренние проблемы на близких?», «Необходимо ли рисковать своей карьерой при явной неприязни к коллеге или начальнику?» или «Стоит ли портить свое и чужое здоровье из-за раздражения по отношению к родным людям?».
  • Отказ от попытки перевоспитания . Если дело не касается нравоучений по отношению к младшему поколению семейства, то психологи рекомендуют прекратить воспитывать уже взрослых людей. В тяжелых для родных ситуациях можно дать им дельный совет, но критиковать и делать поспешные выводы ни в коем случае нельзя. В ином случае они взбунтуются, и общение с ними будет раздражать обе стороны.
  • Метод замедленного времени . При первых симптомах начала приступа агрессии по отношению к близким или коллегам необходимо превратить свое восприятие действительности в кадры замедленной съемки. Рекомендуется сконцентрировать внимание на всех мелочах, чтобы пустить очаг своего раздражения в другое русло.
  • Проецирование ситуации на будущее . В данном случае очень показательным примером станет произведение Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», где алчный и беспринципный Скрудж смог увидеть свое прошлое, настоящее и будущее. Финал его жизни настолько потряс скрягу, что он в корне изменил свое поведение. Особе, которую раздражают некоторые люди, стоит задуматься о возможности потери контакта с ними навсегда.
  • Взгляд на себя со стороны . Перед тем как выместить свой негатив на близкого человека или просто знакомого, специалисты рекомендуют посмотреть некоторые кинофильмы. В данном случае отлично подойдут такие шедевры, как «Крамер против Крамера», «Война супругов Роуз» и «В постели с врагом».
  • Вымещение раздражения на неодушевленные предметы . Некоторые люди задаются вопросом, что делать, если раздражает человек, который дорог. Если эмоции зашкаливают настолько, что кровь бросается в голову, то необходимо в срочном порядке стабилизировать свое эмоциональное состояние. Особенно данная рекомендация касается холериков, которые могут выместить свой негатив на боксерской груше или подушке.
  • Прекращение общения с раздражителем . Если знакомый начинает вызывать крайне негативные эмоции и при этом не желает вести себя по-другому, то от такого контактирования стоит избавляться раз и навсегда. Порядочный человек всегда осознает свои ошибки, а откровенный подлец будет с удовольствием и далее оскорблять свою жертву.
Что делать, когда раздражает человек - смотрите на видео:


Как общаться с человеком, который раздражает, - вопрос, который можно решить довольно просто при твердом желании избавиться от возникшей проблемы. Исключительно в случае мизантропии конфликт с социумом обычно затягивается на длительное время даже при обращении за помощью к специалисту.

Здоровое общение между людьми заключается во взаимопонимании, моральной поддержке, взаимопомощи. Не каждый человек хочет или умеет правильно поддержать, при этом забывая о своих проблемах. Никто никогда не думает в полной мере о другом человеке все свое время. Каждый занят собой и своими проблемами. Суть вопроса в том, что есть люди, которые могут обобщаться и отходить от своей неудачной полосе жизни, менять курс позиции, обретая позитивный настрой.

А есть личности, которые настолько глубоко закапываются в своих проблемах, неудачах и падениях, что просто не могут увидеть решения проблем, не знают, где его искать. Единственное, что им остается, портить жизнь другим и жалеть или обвинять себя. В таком поведении кроются совершенно иные мотивы и скрытые желания. Разберемся, как правильно общаться с людьми, которые постоянно жалуются.

Типы личностей, у которых все плохо: скрытые мотивы

Почему каждая встреча с подругой или другом заканчивается нытьем и жалобами, и вы начинаете невольно думать, что может так и надо, чтобы все всегда было в черных тонах без просвета лучика. На самом деле, когда человек начинает жаловаться и сбрасывать на другого все то, что накопилось, выливать вест негатив, он при этом подзаряжается позитивом от собеседника, освобождая себе от проблем таким образом. Есть три типа личностей, у которых все плохо:

Первому типу вечно жалующейся личности необходимо получить разрешение на плохую жизнь, самооправдание

Когда во время общения между людьми происходит односторонний разговор о плохой, неудачной жизни, о куче малой проблем, для другого собеседника кажется, что цель разговора в том, чтобы выговориться и все. На предложенные решения проблем и советы, человек просто отмахивается и говорит: «Ты не понимаешь, это не может быть тем простым решением на такие проблемы». Личность просто не хочет видеть всю простоту выхода, ей необходимо самооправдание в таком неудачном повороте событий. Человеку просто необходимо утвердительный ответ со стороны собеседника, что все действительно плохо, и ничего с этим уже не поделаешь. Такой стиль общения направлен на манипулирование эмоциями другого человека, что оправдать собственную немощность.

В чем же причина такого поведения?

Каждый понимает, что в трудную минуту необходимо направить все свои силы, чтобы преодолеть трудности и решить все проблемы. В какой-то момент, человек поворачивается спиной к этим трудностям и просто не желает ничего предпринимать, выжидая, когда все само собой разрешиться. От друга/подруги требуется только подтверждение правильности такого поведения, чтобы спокойно продолжать жить по типу «ничего не делать лучше, чем пытаться». Весь негатив остается в душе собеседника, взамен получено облегчение.

Второй тип личности, которой вечно все не нравиться необходимо самоутверждение

Такой тип подхода считается более хитрым и изощренным. На первый взгляд собеседник расспрашивает о жизни, карьере, об успехах. И когда наступает подходящий момент, когда вы раскрыли свою душу и свои карты, рассказали о прекрасной жизни, любящем муже или жене, об успешной карьерной лестнице, то собеседник вместо того, чтобы порадоваться перекидывает весь разговор на себя и кидает такую фразу: «Вот у тебя все хорошо, ведь муж любит», или «Что еще надо, жена в тебе души не чает», вариант: «Конечно, у тебя есть жилье и машина», что-то вроде такого.

А потом начинает повествовать, что у него не так, и все по кругу, все плохо. У вас потом возникает чувство вины, в чем же виноват/та? Почему у меня все лучше? И копаетесь в голове, отыскивая все плохое, что есть, чтобы не выделяться на этом фоне злого рока.

В чем же причина такого поведения и как правильно общаться с людьми такого типа?

Чаще всего, такай тип манипуляции человек использует, чтобы утвердиться в своем неумении, что вот вы получили все хорошее незаконно, просто повезло. Вызывая таким образом вину с вашей стороны и самоутверждение, со своей. Важно знать, как правильно общаться с людьми, которые требуют от общения с вами только самоутверждения. Есть два выхода: поговорить по душам и выяснить что к чему, и почему такое мнение. Или же ставить прямые вопросы, чтобы собеседник не смог уйти от ответа и точно сказал, в чем причина такого самоутверждения.

Третий тип общения с людьми, которые позиционируют себя как плохие

Еще одно изощренное манипулирование при общении, когда человек не показывает что он жертва напрямую. А говорит, что он самый что есть «плохой», ничего не может с этим поделать, ничего не просит, просто предупреждает. Часто такой человек может употреблять следующие фразы: «ты теперь обиделся/обиделась, а я говорил/ла…», «Никто не хочет общаться с таким, как я». Такие стандартные фразы похожие на самобичевание, которые инстинктивно вызывают у вас чувство переубедить в таких бредовых мыслях человека, сразу прийти на помощь.

Что на самом деле требует человек?

В такой игре используются скрытые мотивы, чтобы оправдать себя, снять с себя ответственность за свои действия и свое поведение, за свою жизнь. Находится третье лицо, которое обвиняется во всех бедах, и от вас требуется подтвердить такой факт, чтобы утвердить вину другого.

Как правильно общаться с людьми, постоянно жалующимися на жизнь

Третий тип личностей, которые манипулируют при постоянных жалобах, можно определить при помощи известного Треугольника Карпмана. Такая теория объясняет, что общение между людьми заключено между выполнением трех типов ролей: «спасатель», «преследователь» и «жертва». Таким образом, вы берете на себя роль «спасателя», второй собеседник примеряет роль непрямой «жертвы», а третье лицо в образе общества, родителей, друга, сотрудника стают «преследователями».

Такая игра в треугольнике может поменять роли, и опасна тем, что спасатель может позже стать преследователем. Такая манипуляторная манера общения чревата для вас приобретением новой нежелательной роли, что ведет к потере уважения, уверенности в себе.

Что же делать, как правильно общаться с людьми такого типа

В первую очередь, решить, стоит ли общаться с таким человеком? Если обрезать все нити взаимоотношений с ним не хочется, тогда следует поменять тактику разговора, и когда собеседник начнет очередную эпопею о своей неудачной жизни, поставьте конкретизирующие вопросы: В чем причина этого? Чем я могу помочь, чтобы исправить ситуацию? Что ты сделал\ла для того, что все разрешить и начать жить по-другому?

Такие вопросы «в лоб» обезоружат вашего собеседника, и разговор польется совсем в другую сторону.

В России показатель количества самоубийств - 16,5 случаев на 100 000 человекЭксперт спрогнозировал рост числа психических расстройств среди россиян. . Это немало, а в мировом масштабе цифры ещё больше. По данным ВОЗ, самоубийства являются второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15–29 летСамоубийство. Информационный бюллетень. .

К самоубийцам относятся с некоторым пренебрежением. Мем «чем больше самоубийц, тем меньше самоубийц» возник не на пустом месте: многие считают, что любое заявление о самоубийстве - это позёрство, что человек, который на самом деле задумался о суициде, сделает все приготовления незаметными для окружающих.

Флешмоб #faceofdepression показал, что иногда найти в поведении человека признаки суицидального поведения действительно крайне трудно. Но есть случаи, когда люди предупреждают о своём желании умереть - словами, действиями, намёками.

Мало кто понимает, как действовать, если родственник, любимый человек или друг упоминает о самоубийстве. С этой непростой темой мы обратились к психотерапевту Алексею Карачинскому.

- Когда человек говорит, что хочет покончить с собой, что это означает?

Точных цифр назвать нельзя. Большинство людей (не 51%, а настоящее большинство) когда-то задумывались о суициде, но между «подумать» и «сделать» лежит пропасть - нужно принять серьёзное решение. Если человек думает о самоубийстве, это не значит, что он его совершит.

Окружающим важно интерпретировать, что человек хочет сказать, когда озвучивает желание умереть: хочет ли он обратить на себя внимание или на самом деле покончить с собой?

Я бы выделил два типа самоубийств:

  1. Суицид назло кому-то.
  2. Суицид из-за того, что человеку невыносимо жить.

Первый случай, например, если подросток грозится покончить с собой, когда ему что-то запрещают. На самом-то деле он не хочет умирать, но случается и такое. О таком варианте предупреждает демонстративное поведение. Например, в моей практике был случай, когда я наблюдал солдата срочной службы, который всем показывал лезвия и грозился перерезать вены. Для военной структуры это проблема, и его сразу отправляли лечиться, а ему это и было нужно. Когда же командир роты предложил ему довести задуманное до конца, он ничего не сделал.

Конечно, не всегда подобные случаи заканчиваются тем, что человек передумывает. Даже назло кому-то некоторые люди лишают себя жизни.

Во втором случае человек не видит смысла в жизни. Такие люди если и совершают самоубийство, то скорее всего это осмысленное и сильное действие. Если их получается спасти, то остаётся высокий риск рецидива. Если человек не хочет жить и не решит своих внутренних проблем, желание покончить с собой будет возвращаться.

Часто таким образом проявляется состояние, когда человек теряет смысл жизни, или длительная клиническая депрессия. В зависимости от того, ради чего человек говорит о самоубийстве, нужно и действовать.

- Как помочь близкому, который говорит о суициде?

В любом случае человеку нужна и любовь - это то, что может дать каждый, для чего не нужно быть психологом или психотерапевтом. Любовь выражается в словах, в поддержке, в действиях - здесь универсальных советов нет, потому что все люди разные.

Но важно задуматься вот о чём. В случае, если разговоры о суициде - это манипуляция, если мы в ответ на угрозы покончить с собой даём человеку то, что он требует - внимание, послушание, - насколько это ему поможет? Можно провести аналогию с воспитанием ребёнка. Если маленький ребёнок с плачем требует в магазине игрушку, а родители ему её покупают, то он усвоит, что слёзы помогают добиться своего.

Многие взрослые тем же способом решают проблемы: когда не могут повлиять на ситуацию, начинают воздействовать на эмоции.

Если за высказываниями о суициде стоит манипуляция, человек запомнит, что получит внимание в обмен на угрозу, выучит схему: если я несчастный и больной, меня любят. Это не значит, что надо отворачиваться или отмахиваться от человека, но и учиться противостоять манипуляциям тоже нужно.

Если же мысли и разговоры о самоубийстве возникают у человека в депрессии, после травмы, у человека с пустотой в глазах, нужно уделить этому больше внимания, реагировать иначе. Человеку важно чувствовать, что его любят: если мы не ощущаем своей нужности, появляется вопрос, зачем вообще оставаться в этом мире.

Нередко человек приходит к мысли о суициде, если не ощущает содержания или вкуса к жизни, а иногда и того и другого сразу. Важно понять, в чём потеря, и попытаться восполнить её: быть рядом, делиться впечатлениями, предлагать действия.

- Как подсказать человеку, что ему стоит посетить специалиста?

Не нужно говорить прямо: «Давай сходим к психиатру» или «Покажись ». Такой совет - это попытка навязать решение, она может вызвать чувство протеста. Вспомните, как в детстве родители заставляли убираться. Даже если до этого вы и хотели навести порядок в комнате, после приказа такое желание пропадало.

Предлагать обращение к специалистам нужно через свой опыт. Например, описывать ситуации, когда вам было плохо, и способы, которые вам помогли.

Когда человек сам приходит к мысли, что ему нужна помощь извне, то и помощь эта будет эффективней.

Друзья часто пытаются заменить специалистов, помочь разговорами на кухне и советами. Но существует понятие «воронка травмы» - ситуация, когда человек с депрессивными мыслями повлияет на друга сильнее, чем ожидалось. Что делать, чтобы самому не «заразиться» нежеланием жить?

Желательно понимать, что если вы некомпетентны, если морально не готовы к такой помощи, то одной любви и поддержки с вас достаточно.

Не всегда стоит даже расспрашивать человека о том, что случилось.

Представьте, попал человек в больницу. Его опрашивает медсестра, врач, соседи по палате, родственники, друзья, девушка или парень. И в какой-то момент негативные воспоминания от постоянного повторения переходят из краткосрочной памяти в долгосрочную, человека труднее вытянуть из негативных мыслей.

Спросите один раз. Если человек захочет, он расскажет.

Ещё важно понимать, какая именно поддержка нужна: поиск решения или сопереживание. Иногда нужно, чтобы человека просто выслушали. Не надо предлагать планы спасения, достаточно побыть рядом.

Чего точно нельзя делать, когда пытаешься помочь? Какие фразы не стоит произносить, кроме «тебе пора к доктору»?

К сожалению, в вопросах психического здоровья ещё много невежества. В ответ на слова о нежелании жить можно услышать что-то вроде этого: «Лучше займись делом», «В Африке дети голодают», «Просто не парься». Девушкам ещё часто советуют родить ребёнка.

Когда говорят, что при желании можно выйти из депрессии или захотеть жить, то это ошибка, ведь в таком состоянии желания-то как раз и нет.

Если вы не понимаете, почему человек потерял , то это значит, что вы не попадали в условия, которые могут привести к такому состоянию. У группы «Кровосток» есть фраза, которую можно применить к подобным комментариям: «Ты не боялся, потому что тебя ещё не пугали». Никому не желаю прочувствовать такое на себе, но лучше не давать советов о том, что нужно просто радоваться жизни.

Ещё один важный момент: у человека, близкого к суициду, своя интерпретация действительности и своя теория, почему всё складывается так. Эта теория ложная, как любая личная интерпретация. Но чтобы это понять и посмотреть на проблему под другим углом, надо работать над собой со специалистом, иногда месяцами. Поэтому не надо поддерживать эти мысли и поддакивать в стиле: «Да, довели тебя, кругом враги». Чем крепче такая теория, тем сложнее её опровергнуть.

- Как предлагать помощь и не навязываться, пытаясь спасти человека любой ценой?

Скажите ему, что он важен, что вы хотите помочь и готовы дать поддержку, но не хотите помогать насильно, ведь благими намерениями вымощена дорога в ад. Предложите помощь, разрешите обратиться к вам в трудных ситуациях. Если человек отказывается, договоритесь, что вы будете предлагать помощь и поддержку, допустим, каждую неделю или раз в месяц. Так вы ограничите себя временными рамками и не будете давить, но останетесь доступными для помощи.