Малакии значение слова. Что такое малакия. Малакия и онанизм - это одно и то-же? Может ли он быть прощён

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь - православный мужской монастырь, который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI-XVII вв. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, расположен в 160 км от Архангельска, в Холмогорском районе, у одноименной деревни муниципального образования «Емецкое», на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители.

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III.

В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVII I века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Архитектурные памятники

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня . Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Обитатели

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010, Антониево-Сийский монастырь имеет статус деревни на территории Емецкого сельского поселения, в которой проживает 62 человека.

Список настоятелей

Игумены

  1. Антоний Сийский (1520 - 7 декабря 1557)
  2. Геласий (1557-?)
  3. Геронтий (? −1577)
  4. Питирим (1578-1586, 1591-1597)
  5. Гермоген (1586-1587)
  6. Никандр (1588-1589)
  7. Иона (6 марта 1597-1634)
  8. Тит (1634-1637)
  9. Киприан I (1637-1640)
  10. Игнатий (1641-1643)
  11. Киприян II (1643)
  12. Феодосий (1644-1652, 1663 - 29 октября 1688)
  13. Корнилий (3 мая 1652-1658)
  14. Каллиник (1658-1661)
  15. Варфоломей (25 марта 1688 - июль 1692)
Архимандриты
  1. Никодим (1692 - 18 июня 1721)
  2. Герман (16 января 1723 - 29 ноября 1725)
  3. Порфирий (17 декабря 1727 - 30 января 1730)
  4. Леонтий (Яковлев) (27 января 1742-1749, 1753 - 19 октября 1761)
  5. Серафим (25 марта 1749 - 18 ноября 1753)
  6. Гавриил (Огинский) (2 февраля 1762 - 27 января 1779)
  7. Парфений (Петров) (1779-1790)
  8. Аполлос (Терешкевич) (28 июня 1790-1803)
  9. Августин (Сахаров) (1803-1804)
  10. Кирилл (Киприянов) (1804-1806)
  11. Феофил (Татарский) (1806-1810)
  12. Амвросий (Черноруцкий) (1810 - 11 октября 1817)
  13. Павел (Павлов-Морев) (11 октября 1817-1820)
  14. Вениамин (Смирнов) (5 апреля 1820-1839)
  15. Платон (Агриколянский) (20 июня 1839-1843)
  16. Анастасий (Ключарев) (12 мая 1843 - 22 марта 1851)
  17. Мельхиседек (18 августа 1853 - 13 апреля 1870)
  18. Савватий (Макаров) (1870-1888)
  19. Антоний (Постников) (12 марта 1888-1901)
  20. Николай (Варфоломеев) (Декабрь 1901-1902, 1906-1912)
  21. Филадельф (1902) игумен
  22. Иона (1902-1906) игумен, с 1904 архимандрит
  23. Евтихий (иеромонах) (15 сентября 1912 - 1 января 1913)
  24. Вениамин (Кононов) (1912-1918)
  25. Феодосий (1918) и/д, иеромонах
  26. Амвросий (1918) и/д, иеромонах
  27. Григорий (1918-1919)
  28. Иоанникий (1919)
  29. Гурий (30 июня 1919-1920)
  30. Трифон (Плотников) (1992 - 31 мая 2010)
  31. Варлаам (Дульский) (с 22 июля 2010) и. о. до 27 июля 2011 года

Озеро

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым .

Антониево-Сийский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Антониево-Сийский монастырь был основан в начале 16 века на уютном полуостровке в Михайловском озере. Так уж сложилось, что о монастыре заговорили практически сразу, слава пронеслась даже по Москве. В период игуменства Антония скромный монастырский комплекс значительно расширился. Появились новые церкви, каменные постройки и часовня с колокольней. Постепенно Антониево-Сийский монастырь превратился в крупнейший культурный и духовный центр Подвинья.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека - около 20 тыс. экземпляров. В монастырском хранилище имелись удивительные произведения ювелирного искусства. Их жертвовали богатые прихожане. На рубеже 16 и 17 веков при монастыре появились иконописная и граверная мастерские. Так случилось, что и преподобный Антоний - основатель монастыря, и последующие игумены Феодосий и Никодим были прекрасными иконописцами. Кроме того, монастырь владел еще и небольшой типографией.

Как видим, на протяжении нескольких веков Антониево-Сийский монастырь жил в покое и достатке. Но, как это обычно бывает, белая полоса сменилась черной. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. Во времена советской власти на его территории размещались детская колония, детский лагерь, интернат для престарелых и т. д. Многие здания монастырского комплекса были разрушены.

Восстановление началось лишь с 1992 г., когда монастырь перешел под патронат Русской православной церкви. Ныне здесь вновь работает библиотека и иконописная мастерская, выпускается газета и альманах. Монастырь держит скромное хозяйство, а разрушенные здания постепенно возрождаются.

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545году - судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами - в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619). В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило.

Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий. С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992). В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окресности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников.

http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/pu22/dz.htm



Преподобный Антоний, Сийский чудотворец (1520-1556)

Жизнь в миру. Преподобный Антоний родился в 1478 году в селе Кехта, что в сорока верстах от Архангельска, на берегу Северной Двины. Во святом крещении был назван Андреем, по преданию, в честь апостола Андрея Первозванного. Отец его, Никифор, родом из Новгорода, а мать, Агафья, из с. Кехта. Это были состоятельные поселяне. Трудясь по хозяйству, они находили время и для молитвы, и для добрых дел. У них были и другие дети, сыновья и дочери, но первенец выделялся среди них умом, характером и внешним видом: красив и строен, крепкий здоровьем. Он рос тихим, незлобивым, кротким и потому в семье любимым. Когда Андрею исполнилось семь лет, родители отдали его в «научение книжное». Он быстро освоил грамоту и полюбил чтение божественных книг. К тому же заботливые родители дали ему возможность учиться «иконному писанию». Подрастая, отрок все более тяготел к чтению и иконописи. Уже в эти годы он приобщился к службе церковной, познакомился с некоторыми из святоотеческих творений, распространяемых тогда в переписных сборниках. Так в душе Андрея крепли благочестивые навыки, развитые в детстве его родителями. Андрею было двадцать пять лет, когда родители его, достигнув старости, собрали возле себя детей и благословили их оставаться с Богом и Его Пречистой Матерью — вскоре они друг за другом «с миром отошли ко Господу». Андрей переселился в Новгород и там пять лет служил одному боярину, который искренне полюбил благочестивого, трудолюбивого юношу и настолько проникся к нему доверием, что женил его на своей дочери. Но через год супруга Андрея скончалась. Вскоре умер и тесть. Потерю близких Андрей воспринял знаком воли Божией: чтобы он, оставив мир, всецело посвятил себя Христу. Андрей вернулся на родину, продал свою часть наследства и, раздав вырученное бедным, навсегда удалился оттуда.

Иночество. Будущий подвижник пришел на Каргополье, где близ озера Кено преп. Пахомий создал монастырь во имя Преображения Господня. Однажды ночью, на пути к обители, когда Андрей прилег отдохнуть, «прежде пламенно помолившись Богу об указании ему спасительнаго пути», он удостоился видения: пред ним предстал световидный старец в белых ризах с крестом в руке. «Возьми, — сказал он Андрею, — крест свой и вслед мене гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных, пустыннаго воспитания и явишься наставником множества иноков». Старец осенил его крестом и, сказав еще: «Сим побеждай лукавых духов», — стал невидим. Весь остаток ночи Андрей провел в благодарственной молитве Богу. Наутро, войдя в обитель, со слезами радости помолился пред образом Спасителя и, припав к ногам настоятеля, смиренно просил «принять его в стадо». Преподобный Пахомий не скрыл от Андрея тягот иноческой жизни и рассказал, какие тяжелые труды приведется перенести ему в обители. Но ничто не устрашило избранника Божия, он только усилил свои просьбы. Для прозорливого старца, каким был преп. Пахомий, стало несомненным божественное предназначение Андрея, и он облек его в иноческие одежды, наименовав Антонием в честь преп. Антония Великого. Старец Пахомий сам взялся окормлять новоначального инока «для аскетическаго его воспитания». Старание же самого Антония было весьма велико: он усердно посещал богослужения, при этом крайне мало спал и строго постился, «вкушая пищу через день и то в самом умеренном количестве». Год трудился в поварне, усердно работая на братию. Все в обители полюбили молодого инока, «ибо он был смирен и кроток, а похвалы ему были в тягость». Когда случилось, что в монастыре не стало иеромонаха, выбор преп. Пахомия и братии пал на Антония. Он отправился в Новгород (Архангельский край в то время был в составе Новгородской митрополии) и там принял священнический сан. Вернувшись, стал трудиться в монастырской больнице, брал на себя самую тяжелую и грязную работу. Для каждого из больных у него хватало доброты и утешения. А молитвы и благодарность немощных старцев служили для него лучшей наградой. Молодой, крепкий телом, он изнурял свою плоть «трудами многима»: кроме послушания в больнице, «исполнял земледельческия работы». «Этим путем он очистил душу и ум от страстей, умертвил плоть и всякое влечение к миру; для него настало время оставить воспитавшую его обитель и уже самому послужить спасению иных, подготовившись подвигом уединения, — писал епископ Белгородский Никодим, автор «Архангельского патерика», созданного в 1893-1900 годах. — С глубоким смирением стал просить преп. Антоний благословения у преп. Пахомия. Видя его добродетели, старец дал ему необходимые советы и благословил, говоря: «Да благословит тя Господь, чадо мое, якоже Господеви изволися, тако да будет».

Испытание. Получив благословение настоятеля, Антоний вместе с двумя иноками, Александром и Иоакимом, вышел из Пахомиевой пустыни и после многочисленных переходов поселился близ речки Шелексы, у Темного порога. Иноки построили небольшой деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца и кельи. Семь лет они провели на этом месте, вдали от мирского шума, в служении Богу и трудах. Когда к пустынникам прибавилось еще четверо монахов, местные жители «убоялись» создания монастыря, решив, что с основанием обители их земли будут отняты, а потому стали гнать иноков. Преподобный Антоний принял испытание с покорностью воле Божией и кротко удалился с учениками. Много мест обошли они в поисках удобного для себя и наконец вышли к озеру Угловатому (позднее народ переименовал его в Святое). Однажды, когда Антоний стоял на молитве с поднятыми вверх руками и иноки тоже смиренно молились, к ним вышел «зверолов Ямицкаго стана» (емецкий охотник) по имени Самуил. Чудная картина молящихся посреди леса иноков поразила его, и он долго не смел приблизиться к ним. Наконец, убедившись, что видимое — действительность, Самуил подошел к Преподобному, принял от него благословение и, когда святой попросил указать место, удобное для иноческих подвигов, привел его с учениками к Большому Михайлову озеру (через него протекает речка Сия, давшая имя обители). Место это было уединенное, среди лесов и озер; никто не жил на нем; но охотники нередко слыхали здесь звон колоколов, пение иноков и уверяли даже, что видели, как чернецы «секут» (рубят) лес. Посему жившие в окрестностях поселяне были убеждены: Самим Богом это место назначено для обители.

Основание монастыря. На избранном месте Преподобный с учениками поставили крест, часовню и кельи. Произошло это в 1520 году. Так было положено основание Сийской обители. В первые годы иноки жили, обрабатывая прилегавшую к постройкам землю и тем доставая себе скудное пропитание. Нередко голодали. Однажды голод был так велик, что братия надумала разойтись. Но Преподобный слезно просил иноков потерпеть, при том горячо молился. И вдруг невесть откуда пришел человек, принес муки, хлеба, масла и дал средства на строение обители. Приняв благословение преп. Антония на дальний путь — в Новгород, благотворитель удалился и вновь никогда не появлялся. Получив неожиданную помощь, преп. Антоний стал усердно обустраивать обитель. Своих ближайших помощников, Александра и Исаию, он отправил в Москву к Великому князю Василию Иоанновичу с просьбой разрешить учреждение Свято-Троицкого монастыря и даровать для него земли. Князю преп. Антоний уже был известен «как муж святой жизни», поэтому он не только разрешил основание обители и наградил ее землями, но и дал все необходимое для первоначального обзаведения. Было это в 1525 году. Старец занялся устроением монастыря. Первым был построен храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Икону Святой Троицы для храма писал сам Преподобный. Но поскольку работа была очень ответственной, он прибег к помощи более опытного иконописца, посчитав собственное писание слишком «простым». Однако устроенный с великим старанием храм вскоре сгорел от зажженной пред иконой свечи, которую пономарь после утреннего молебного пения забыл погасить. Братия в тот летний день работала в поле, и тушить пожар было некому. Но — чудо — храмовая икона в огне не сгорела. Когда церковь восстановили, святой образ вновь занял там свое место. От него стали исцеляться больные. «После же стал Преподобный созидать и трапезу братскую, а с восточной ее стороны пристроил церковь во имя Пресвятой Владычицы Богородицы, Благовещения Ее. И надвратную церковь преподобного Сергия Радонежского, чудотворца тогда же воздвиг и келии устроил вокруг церквей… И составилась обитель, вырос монастырь».

Игуменство. Братия упросила Преподобного принять игуменство. «Для спасения просивших смиренный старец принял это звание и несколько лет управлял обителью. Затем, избрав на свое место Феогноста, мужа опытного в духовной жизни, удалился с одним иноком на безмолвие и там подвизался два года. Но когда Феогност оставил игуменство, снова старец, чтобы братия не разошлась, по ее просьбам вступил в управление и на этом пути подвизался до своей кончины. Только пред самою кончиною он опять удалился на безмолвие». До семидесяти девяти лет пробыл преп. Антоний настоятелем созданного им монастыря, став наставником множества иноков, как и предрек ему явившийся в ночном видении старец. Наставником же он был мудрым, заботливым, требовательным. При том проявил себя рачительным хозяином: монастырское хозяйство год от года крепло. Преподобный все свои знания и таланты употреблял на пользу обители. Он заложил в монастыре основу библиотеки, впоследствии ставшей крупнейшим на Севере книгохранилищем, положил начало переписыванию церковных книг, организовал иконописную мастерскую, развил ремесла (выделку мехов, кожи, портновское и чеботарное дело). При Сийской обители была больница, где страждущих лечили молитвами и целебными травами. Монастырь становился не только духовным, но и церковно-административным центром Подвинья. Вслед за отцом, великим князем Василием Иоанновичем, монастырю благоволил царь Иоанн Васильевич (Грозный): испрашивая у братии молитв, одаривал обитель земельными и лесными угодьями, рыболовными участками, вносил денежные вклады, присылал облачение и церковную утварь.

Известность Сийского Антониева монастыря в ту пору была очень велика, почитателей становилось все больше. И не случайно: народная молва разносила вести о чудесах, которые происходили в обители. Здесь очищались «нечистым духом мучимы», исцелялись слепые и расслабленные. «Многих бесноватых и больных к святому приводили, он же молитвами своими здоровье всем возвращал». Но «достиг Преподобный глубокой старости, и постигли его болезни от многих трудов и жестокой жизни, да и по естеству ослабели телесные силы его. И была в скорби духовная братия его о Христе… Пришли они к блаженному, скорбя и сетуя, и молили его оставить им последнее духовное поучение». В ответ на эту просьбу братии преп. Антоний продиктовал духовное завещание, наполненное мудростью и любовью: «…Имейте прежде всего страх Божий в сердце своем, да вселится в вас Дух Святой и наставит на путь истинный… В общем житии живите равно духовной и телесной пищей и одеждою по заповедям святых отцов, а нищих поите и кормите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место это святое». На игуменстве же вместо себя повелел быть одному из своих учеников, иноку Геласию. Удивляет подробность перечня в «описном списке», составленном при «передаче дел»: в него внесены иконы, церковная утварь всех трех храмов, содержимое казны, книги, жалованные грамоты, а также монастырская «рухлядь» (бытовые вещи), в которой учтены не только дорогостоящие овчины, сукна, холсты, но и «две ряски ветшалые», «двои чулки да двои сапоги красные, одни поношены». До конца с великим тщанием исполнив свой долг, Преподобный 7 декабря 1556 года отошел ко Господу. «Честно погребла осиротевшая братия его святые останки, украсив могилу иконами и свечами, каждый день приходила молиться об упокоении его души и, веря в его пред Богом дерзновение, просить о помощи. Угодник же Божий, хотя и перешел из этого мира в загробный, однако не оставил и не оставляет своим небесным содействием как обитель Сийскую, им созданную, так и всякаго, кто верою и любовию чтит его святую память». Канонизация преподобного Антония, Сийского чудотворца, произошла во время настоятельства одного из самых деятельных его последователей — игумена Питирима.

Архимандрит Трифон (Плотников) Из книги "Слава Богу за все"



Сийский Антониев Троицкий монастырь, 2 класса, в Холмогорском уезде, на берегу Михайловского озера, при впадении в него реки Сии. Основан в 1520 году преподобным Антонием (см. 7 декабря). В соборном Троицком храме над мощами преподобного Антония устроена в 1859 году серебряная рака с балдахином, а на раке находится чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный самим преподобным, и прославившийся еще при жизни его. В монастыре проживал (1599 — 1605 годы) в ссылке боярин Федор Никитич Романов, отец царя Михаила (впоследствии патриарх Всероссийский), постриженный под именем Филарета; келья его находится под церковью Благовещенья.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и понимаешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.

Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - преподобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди заросших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.

Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к родственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвящение он получил в Спасо -Преображенской обители у реки Кены на Каргопольской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Михайлова озера.

Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число братии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви - Троицкая, Благовещенская и церковь в честь святого Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть изнурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на длительное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения. Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (20 декабря н.ст.) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Троицком соборе близ алтаря. А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподобных Никанора и Исайи - святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ручьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке преподобного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.

В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Филарет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков посылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище. Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским государям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” - интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца - кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре - Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”. Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.

Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года - император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.

Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.

В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных произведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранившихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торговых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку преподобного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоценное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриарший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные рукописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положенные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мастерством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.

XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.

В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссионерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.

Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Царствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Государя - об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.

В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 году монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в ветхость. В 1970-1992 гг. в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.

Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению монастыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского. В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архимандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..

Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона постепенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 года выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные работы и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Троицы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского. Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Московских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского.

10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.

В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители.

А. Карушев. http://arhispovedniki.ru/library/research/5401/