Они не боятся сделать ошибку. Боязнь ошибки: как преодолеть страх. Факторы и признаки

ФОТО Getty Images

«Я прошла расстановки по Хеллингеру – посоветовала подруга-психолог, очень рекомендовала. Мы живем в провинциальном городе, сюда иногда приезжают разные психологи и проводят тренинги. Приехала семейная пара, которая объявила о наборе в группу, где мы и занимались. Я прошла, мне было тяжело, но определенные выводы я сделала. Однако через полгода эта же моя подруга приходит и говорит, что этот метод ну если не шарлатанство, то где-то рядом, и что этот психолог Хеллингер даже одобряет инцест! А моя история отчасти касалась именно этого вопроса (не я участник – сводная сестра). То есть теперь мне надо плюнуть на результат? Как мне теперь жить? Я чувствую, что участвовала в чем-то гадком и сделала себе только хуже!»

Белла, 48 лет

Екатерина Михайлова, психотерапевт:

«Белла, ну право же, как можно до такой степени себе не доверять! Случилось так, что вы оказались между двух стульев (ролей, если угодно). Первая – нормальная клиентская роль: по совету подруги пошли на группу, было тяжело, но и толк какой-то для себя вынесли. Отлично, зажимаем свой результат в кулаке, думаем, дорабатываем самостоятельно, чего еще желать? Но тут подкрадывается вторая роль: подруга делится с вами критической информацией о подходе, имеющей хождение в профессиональной и околопрофессиональной среде, приобщает, так сказать, – и вы чувствуете себя обманутой, а ваш результат можно «зачеркнуть и плюнуть». Это с какой стати? Только представьте, сколько скандальных подробностей из жизни действительно великих – уж точно покрупнее Берта Хеллингера – можно найти в литературе! Достоевский не только был азартным игроком, он еще и долгов не отдавал. Теперь что, «Братьев Карамазовых» не читать в знак протеста? Мусоргский крепко пил – не слушаем «Хованщину». Чайковский имел нетрадиционную сексуальную ориентацию – долой «Щелкунчик», плюнуть и зачеркнуть. Ну и так далее. О «наших» великих – Фрейде, Юнге или Морено – даже говорить не буду, столько сказано нелестного на их счет, вплоть до психиатрических диагнозов. Я отнюдь не являюсь поклонницей расстановок по Хеллингеру, но знаю людей – в том числе и среди моих клиентов и студентов, – которые продвинулись в работе над собой благодаря участию в этих группах. И это хорошо. Более того, если бы они получили какой-то важный для себя результат благодаря африканским танцам с бубном, это было бы так же хорошо. Из чего не следует, что африканские танцы – лучшая на свете психотерапия. Дискуссии профессионалов – это одно, а реальная польза, полученная клиентом, – совсем другое. И вот почему: над проблемой клиента работает не столько метод, сколько сам клиент. Сколько и чего смог взять, столько и того взял. Метод дает этому форму, материал и язык, не более. Вы позволили себе зависеть от неустойчивого мнения подруги-психолога, а реальные свои ощущения и самостоятельно сделанные выводы готовы зачеркнуть. Мне кажется, что проблема в этом, а вовсе не в том, плох или хорош метод или его автор».

Не бойтесь ошибаться!

«Легко сказать, да трудно сделать» — скажет недоверчивый читатель и будет в чём-то прав.

Но ничего, сегодня мы наконец узнаем, как избавиться от страха ошибок. Техника, предложенная в этой статье, поможет вам, дорогие посетители СиЗОЖа, пересмотреть внутренние установки и благодаря этому более осознанно реагировать на ошибки.

Наверное в каждом из нас, пускай даже очень глубоко в душе, сидит смелый искатель приключений, который знает своё настоящее предназначение.

Учёный или бизнесмен, писатель или художник, программист или дизайнер — не так важно, к чему лежит наша душа. Важнее то, что каждый из нас может найти .

К сожалению, именно боязнь совершить ошибку зачастую мешает нам в полной мере проявить себя. Из-за этого многие наши мечты рискуют так и остаться мечтами.

  • Мы боимся сделать что-то не правильно.
  • Нас пугает, что мы можем потратить много времени и ничего не добиться.
  • Мы боимся покинуть привычную зону комфорта.
  • Нам страшно показаться смешными для окружающих.
  • Мы боимся совершать не идеальные поступки и принимать не совершенные решения.
  • Нами уже были сделаны ошибки ранее, поэтому мы боимся повторения.

Так или иначе, страх совершить ошибку всегда приказывает отступить.

Не бойтесь ошибаться!

Помните, что каждое событие само по себе нейтрально.

Это мы придаём ему положительную или негативную окраску своим отношением.

Другими словами, только от нас зависит, как воспринимать случившееся с нами.

Каждая ошибка — это:

1) Опыт.
2) Возможность сделать выводы и в дальнейшем действовать правильно.

Совершая ошибки, мы в любом случае приближаемся к цели.

Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон создал лампочку после 1000 неудачных попыток. 1000 раз он ошибался! Но он не считал эти попытки неудачными. Эдисон говорил, что нашёл 1000 способов, как нельзя сделать лампочку.

Друзья, стоит осознать одну простую вещь: неудачная попытка - это не конец жизни, это - составляющая движения к цели.

Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сделал 9000 неудачных бросков, проиграл 300 матчей и 26 раз «запорол» игру, не оправдав возложенных на него надежд.

Если человек боится ошибаться, то этот страх значительно тормозит его развитие.

Но когда мы отказываемся от страха по этому поводу и позволяем себе ошибаться, то происходит невероятное. Количество ошибок снижается! Ведь давая себе право на ошибку, мы тем самым . Что, в свою очередь, дарит нам более благоприятное развитие событий.

И даже если мы делаем ошибки, то следует воспринимать их как опыт, как часть нашего пути. Так оно и есть на самом деле. Ошибка — прекрасная возможность чему-то научиться и стать лучше.

Конечно, существуют ситуации, когда ошибаться нельзя. Хирургия, ракетостроение, атомные электростанции… Существуют области деятельности, где цена ошибки слишком высока. В таких случаях необходимо полагаться на качественную подготовку и тщательный расчёт. Ну и двигаться нужно от простого к сложному, накапливая опыт.

Статья же посвящена «бытовым» ошибкам — тем ошибкам, которые не дают нам раскрыться, которые мешают нам рисковать и достигать вершин. Избавиться от страха совершить такие ошибки — значит дать себе шанс по настоящему раскрыться в этой жизни.

Порой бывает, что умом то мы понимаем, что ошибаться можно. Однако по привычке накручиваем и ругаем себя за ошибки. Возникает такое щемящее чувство в душе… В этом случае просто замечательно, если у вас есть близкие и понимающие люди. Расскажите им о своих чувствах. Они вас обязательно поддержат. Благодаря этим людям вы поймёте, что всё у вас получится. И что любая ошибка — это прекрасная возможность стать лучше.

Бояться — это нормально. Главное — понять причину своего страха. Иначе можно всю жизнь сожалеть об упущенных возможностях и неосуществленных планах. Но поняв и обезвредив страх совершить ошибку, мы значительно приближаем себя к осуществлению наших целей.

Друзья, не бойтесь ошибаться! Ведь правильно говорится — на ошибках учатся!

Ещё По Теме:

Четыре ошибки, которые мешают вам стать богатым Мыслеформы: инструкция по применению и типичные ошибки Тайна природы женщины 10 секретов внутренней силы Самое сложное — сделать первый шаг!

Достаточно часто вижу на приеме детей, которые огорчаются, допуская ошибки; сильно переживают из-за учебных неудач; плачут из-за тройки или четверки. У младших школьников ошибки могут привести к торможению мыслительного процесса.

Диктанты и контрольные работы для таких детей представляет собой серьёзное испытание. Они начинают волноваться заранее; у них болит голова, живот.

Такие дети ставят себе высокую планку и огорчаются, если их результаты оказывается ниже желаемого. При этом они не завидуют другим, а просто сами хотят успеха (на уроке, в олимпиаде, спортивной игре) и очень-очень стараются.

Стараясь не допускать ошибки, находятся в постоянном напряжении и поэтому устают быстрее других сверстников. Таким детям учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает их внимание, и они делают ошибки не по невнимательности, а из-за боязни ошибиться. Иногда страх ошибиться на уроке ребёнок переносит в другие значимые для себя сферы жизни, например, отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях или выступить на сцене, опасаясь несовершенства…

Самое удивительное, что такие дети воспитываются только в очень хороших семьях, родители отдают им много сил и внимания. Сами родители хорошо образованны и социально успешны, поэтому не только хотят, но и знают, как растить и воспитывать детей.

В таких семьях дети очень любят своих родителей, гордятся ими, хотят походить на них. Они видят своих родителей уже состоявшимися и успешными личностями. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, не знаком детям, не наполнен эмоциональным смыслом. Поэтому любое сравнение себя с родителями сегодняшними – не в пользу детей. Они кажутся себе недостаточно успешными. Сделанные ими ошибки подтверждают это, указывая им на их никчёмность, на то, что они недостойны любви таких замечательных родителей…

Как правило, большинство родителей не ругают и не наказывают детей за ошибки, однако они ругают и наказывают себя сами. Запомните: чем теснее между ребёнком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребёнок боится огорчить их, и каждая допущенная им маленькая ошибка превращается для него в громадную ошибку. А если ребёнок к тому же внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания по поводу ошибки сильно мешают ему жить.

Хочется родителям детей, испытывающим страх ошибки, порекомендовать:

  • Искусственно создавать ситуации, в которых они будут выглядеть несовершенными, и демонстрировать это ребёнку. Увидев родительские ошибки, ребенок позволит самому себе быть таким, каков он есть.
  • Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребёнок услышит противоположное: «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику, исключив частицу «не», например: «Всё нормально», «будь спокойнее», «потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребёнок сильно переживает по поводу какой-либо ошибки, нужно найти способ похвалить его за что- то другое: «Ты ошибся, зато красиво писал, видно как ты старался».
  • Нужно учить ребёнка искать причины совершения ошибок, например: «Ошибка может произойти из-за того, что ты перепутал право и лево, подумай сам».
  • Необходимо осознавать обучающее воздействие ошибок. Имеет смысл поднять их обучающую роль до уровня жизненной философии, чтобы не просто огорчаться по поводу любой совершённой в жизни ошибки, а осмысливать их и приобретать опыт, побуждающий к самоизменению, повторяя слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а ошибка учит», «Умный стремится не избегать ошибок, а исправлять их» и т.п.
  • Нужно приучать ребёнка анализировать причины ошибок, совместно с ном осознавать полученный опыт.

Ваши дети будут очень успешны, если вы будете бережно относиться к их хрупкой эмоциональной душе!

Существует множество известных выражений, посвященных боязни ошибок. Из них можно узнать, что человеку свойственно ошибаться, и что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Однако в каждом конкретном случае причины возникновения этого страха могут быть разными. Основных мотивов, по сути, всего два. Первый из них связан с обществом, а второй – с самим человеком.

Внешние причины страхов

Множество людей не решается совершить что-либо серьезное не столько потому, что они боятся неудачи, сколько из-за страха общественного осуждения или порицания. Зачастую такая антимотивация является следствием скрытого комплекса неполноценности: человек настолько зависит от общественной оценки, что теряет способность к тому, чтобы самостоятельно принимать решения.

Такое явление часто встречается в случаях, когда ребенок воспитывался слишком строгими родителями, наказывавшими его за малейшие проступки. Результатом такого воспитания может стать отсутствие собственной воли и парализующий страх перед осуждением и насмешками при неудаче. Как правило, такие люди всю жизнь ведут борьбу с навязанным комплексом неполноценности, не всегда признавая у себя его наличие.

Иногда боязнью ошибок люди склонны маскировать обычную лень и нежелание принимать решения.

Страх может расти изнутри

Внутренние причины, которые вызывают страх перед поражением, это чаще всего банальная ответственности и подсознательный настрой на поражение. В основном, ответственности любого рода избегают люди с инфантильным характером, не желающие принимать «взрослые» правила. А настрой на поражение, который значительно понижает вероятность успеха, является следствием пессимистического взгляда на жизнь и необъективной оценки своих способностей.

Естественно, что человек, уверенный в неудаче, скорее всего, совершит ошибку, а несколько таких неудач подряд приведут его к мысли, что лучше всего будет отказаться от попыток что-либо сделать, чтобы не испытывать разочарования.

Преодолеть страх и научиться извлекать из своих ошибок уроки – важный шаг на пути развития личности.

Кроме того, страх ошибок свойственен перфекционистам, то есть людям, настойчиво стремящимся к совершенству в любой области. Они предъявляют настолько завышенные требования к себе и результатам своих действий, что достичь их безошибочно бывает невозможно. В итоге перфекционисты вступают в игру, только если на сто процентов уверены в успехе, а от остальных поступков их удерживает страх ошибки.

Люди ограничивают свои действия и начинания, чтобы не совершить ошибку, если у них развита атихифобия, что в переводе с греческого означает «страх неудач». Они панически боятся ошибиться, не справиться с поставленной задачей, опозориться. Этот страх, как и многие другие, разрушительно действует на образ жизни человека, влияет на его намерения. Люди, подверженные фобии, видят прямую связь между возможностью, неудачей и конкуренцией. Для сближения они считают, что лучше не касаться проблемных вопросов. Добиться успеха для них сравнимо с недостижимой целью, а потерпеть неудачу – с катастрофой.

P.S. В самом низу для вас будет полезное видео!

Страх неудачи преследует практически всех людей. Каждый из нас испытывает волнение перед выступлением, знакомством с противоположным полом, боится говорить о своих желаниях и даже мечтать. Поэтому, проживая в тесном мире, выйти и попробовать новое себе не позволяется.

Атихифобия берет свое начало в детстве. Многие родители не учатся воспитанию детей и не умеют регулировать эмоции. Нередко ребенок, совершив поступок, который с точки зрения родителей не является правильным, подвергается психологической атаке. В адрес ребенка звучат фразы: «сколько раз я тебе говорил/а», «теперь думай, что ты натворил/а, думай о своем поведении», «тебе разве не стыдно», которые подкрепляются дальнейшим наказанием или физическим насилием. Родители в этот момент создают сильное негативное эмоциональное напряжение, а сознание ребенка отключается. С родителями соприкасается только подсознание, куда записывается программа реакции на ошибку и страх.

Ребенок в силу своей неопытности не знает, как избавиться от страха неудачи и как реагировать на действия. Он только учится восприятию от старших, от родителей, как себя вести. Дети изучают ролевые модели, подражая взрослым, впитывая правила поведения, инструкции и установки старших. В данном случае, родители включают режим саморефлексии, то есть обращение к своим эмоциям. Человек, совершив поступок, будучи взрослым, будет думать о том, как бы изменить прошлое и что подумают об этом другие, испытывать чувство стыда, вины, страха. Запускается механизм самоанализа, по-простому говоря, самоедства. Человек, сосредотачиваясь на эмоциях, отрезает себя от внешнего мира, от того, что ситуацию можно исправить. Люди во время совершения ошибок или стрессовых ситуаций чувствуют себя парализованными. Это признак того, что родители в детстве эмоционально подавляли и реагировали, закладывая механизм оцепенения, буквально страха.

Важна другая модель поведения родителей в тот момент, когда ребенок поступил нехорошо или не правильно. Важно апеллировать не к саморефлексии и к тому, что ребенок переживает, а перенаправить мысли ребенка с внутреннего пространства на внешнее, обратившись к нему с констатацией факта поступка и вопросом: как мы можем исправить неудачную ситуацию, что ты предлагаешь делать? Необходимо совершить действие, чтобы исправить ошибку. Родители в этом случае, предлагают искать решение неудачи, нейтрализовать последствия прошлого. Мысли, направленные на поиск новых возможностей превращают человека в креативную личность, которая может справляться с любыми событиями.

Симптоматика

Потеря уверенности и мотивации приводят к депрессиям, а затем к более серьезным психическим расстройствам. Страдающие атихифобией испытывают ряд физиологических проявлений:

  1. Тошноту.
  2. Нервозность.
  3. Одышку.
  4. Слабость.
  5. Сильное потоотделение.
  6. Расстройство желудка.

Эти признаки дают о себе знать, когда люди сталкиваются с возможностью неудачи при выполнении задания, которое, по их мнению, нельзя выполнить успешно.

Способы преодоления страха

Многие атихифобы, мечтая открыть новое дело, организовать хобби, осуществить мечту, боятся мнения окружающих. Как я буду выглядеть в глазах других? Что подумают другие? – это тот список вопросов, которые возникают в голове человека, испытывающего страх неудачи. Чье-то мнение, на самом деле, сильно останавливает, но никто не заинтересован в вашем провале. Если кто-то заинтересован в крахе и желает посмеяться, то это не те люди, на которых стоит обращать внимание и реагировать, потому что, реагируя, Вы отдаете им свою энергию, но не избавляетесь от страха.

Работа с перфекционизмом, зоной комфорта и ответственностью

Как преодолеть страх неудачи, если это мешает продвигаться вперед, достигать целей или Вы боитесь, что подумают другие?

Первое, что нужно сделать – это пересмотреть свои убеждения по поводу страха. Боязнь неудачи основана на перфекционизме, который останавливает от дальнейших действий. Перфекционизм в психотерапии сложный комплексный процесс, который должен контролироваться специалистом. Но самостоятельно можно разобраться с ключевыми моментами перфекционизма. Ими являются:

  • обида;
  • негативное мышление;
  • неуверенность в своих силах;
  • беспокойство и тревога.

Важно научиться прощать, даже если это не изменит прошлое. Подумайте, кто страдает от обиды – обидчик или Вы. Попробуйте перестать принимать яд и двигаться дальше.

К негативному мышлению относятся мрачные прогнозы, отсеивание позитивного, ориентированность на осуждение. Важно развивать в себе позитивный реализм, но не отрицать проблемы. Помните, что ничего идеального не бывает. Разрешите себе быть не идеальным, не пугайтесь совершать ошибки. Напишите свой страх на листе бумаге, затем разорвите его и примите решение двигаться дальше с позитивными мыслями.

Люди, склонные к перфекционизму ведут с собой неприятные диалоги. Здесь помогут аффирмации. Нелестные эпитеты о себе заменяются на противоположные, например, «я неудачник – я успешный». Для повышения уверенности эффективны занятия, которые приносят удовольствие, совершенствуют в любимом деле.

Беспокойство и тревога устраняется переносом в настоящий момент, так как люди тревожные существуют в будущем с мрачноватым оттенком. Важно перестать беспокоиться о том, что еще не случилось.

Второе правило, которое поможет нивелировать страх неудачи – расширение зоны комфорта. Этот момент важен потому, что люди с перфекционизмом любят находиться в некоем «мыльном пузыре». Если не раздвигать границы комфорта, далеко уйти не получится. Для этого, нужно определить границы, где комфортная зона, а где проявляется дискомфорт. Каждый день, выходя за зону комфорта в разных сферах жизни – бизнеса или отношений, границы окажутся расширенными, а мир многогранным.

Следующий барьер, который нужно преодолеть на пути к мечтам – боязнь ответственности. Правило №3 гласит: беря на себя ответственность за собственные ошибки, страх перед неудачей постепенно уйдет. Если каждый день устанавливать маленькое задание, выполнять и брать за него ответственность, это поможет поднять уверенность.

Работа с ошибками

Ошибки – это способ добиться удачи. Никакого другого способа, кроме совершения ошибок, не существует. Атихифобия раскрывается в сообществах, где люди конкурируют за определенные поощрения. Те, кто мечтает открыть бизнес, боятся провала, поэтому так и не начнут действовать. Страх неудачи или провала – это распространенная причина, почему люди не достигают своих целей. Успешные люди – это те, кто совершил ошибок больше, чем остальные. В идеалистичном сознании успешный человек – тот, кто не совершает ошибок. Это сейчас так, но раньше он много раз пробовал совершить действие и ошибался, а на основе своих неудач выработал новый способ решения проблемы, подобно спортсмену на тренировках.

Ошибки относятся к зоне обучения. Совершая ошибку, человек всего лишь учится. Важно перенести ситуацию с саморефлексии на возможности. Сделать это помогут техники:

  1. Тренировка переключения сознания. Ловите себя на мысли, когда ощущаете стыд и вину. Как только Вы начнете ловить эти состояния, сможете останавливаться и переключаться с самоедства на способность искать возможности во внешнем мире. Становитесь себе родителем, чтобы уметь переключаться в обратном порядке.
  2. Открытость подсознания. Страх неудачи лежит глубоко в подсознании. Переписать программу подсознания возможно утром сразу после пробуждения и перед сном. После пробуждения сознание сразу не включается, это время действия подсознания. В эти моменты произносите вслух фразы, чтобы записать новую программу в подсознание и сформировать новое отношение к ошибкам. Вот эти фразы: «ошибаться – это нормально», «каждый имеет право ошибаться, и я тоже имею право ошибаться», «я боюсь ошибок, но признанные ошибки становятся опытом, а опыт – это ценно», «я разрешаю себе приобретать опыт».
  3. Аннуляция неудачи. Неудач в мире не существует, а есть опыт. По пути к цели приобретается опыт, знание. Чем больше опыта, тем больше шансов прожить плодотворно. Тот, кто действует, получает результаты, поэтому важно стереть слово «неудача».

Проведите исследование нежелательного результата, работу над ошибками, чтобы в следующий раз получить желаемый и ставить следующую задачу.

Атихифобия и секс

Атихифобия разворачивается не только в деловой сфере и на поле конкуренции. Страх провала может появляться у мужчин на сексуальном поприще. Страх неудачи в сексе – порочный невротический круг, когда мужчина излишне фиксирован на эстетике исполнения сексуального акта. У мужчины по поводу секса существует конкретное представление и цель, но это является главной ошибкой, потому что секс не имеет определенного сценария и цели. Мужской половой перфекционизм выражается в красивой прелюдии, но с потерей эрекции на этапе непосредственного взаимодействия. Некоторые испытывают боязнь неудачи и потерю концентрации при использовании контрацептивных средств. Красивая прелюдия и волнительный поток прерывается в отношениях технической деталью. Этот момент вытаскивает чувствительного героя из процесса, заставляя испытывать разочарование. Следующая попытка оказывается неудачной из-за воспоминания прошлого опыта. Иногда порочная цепочка сексуальных неудач тянется за мужчиной долгие годы и проявляется мучительным состоянием.

На сексуальной почве мужской перфекционизм развивает последствия:

  • сознательное одиночество, отказ от сексуальных отношений;
  • гомосексуальность из-за волнения и несложившегося контакта с женщинами;
  • отношения с женщиной, которую мужчина не любит из-за обреченности на провал с теми, к кому он испытывает влечение.

Причиной страха неудачи в сексе служит базовая неуверенность в себе. Это могут быть негативные ощущения по поводу мужской физиологии, внешности, социального статуса и материального положения. Базовая неуверенность в себе держится на гиперчувствительности мальчика, который был обесценен родителем. Такой мужчина подкрепляет полученную установку от старших в первом сексуальном опыте. Когда воспринимает неприятные слова от партнерши на свой счет.

В психотерапии применяется техника реагирования и воспроизведения сценария секса без страха и неудач, где пациенту предлагается представить действие в медленном ритме, проговаривая ход своих мыслей. На следующем этапе проводится работа с мыслями. Мужчина-перфекционист предполагает, что у секса должен быть определенный сценарий, поэтому задача этапа в том, чтобы попрощаться с этим сценарием и понять, что секс – это удовольствие. Пациент возвращается к собственному эгоизму и разрешает себе получать наслаждение от простых вещей. На этапе когнитивно-поведенческой терапии дается задание – избегать введение полового члена. На первых порах разрешаются только петтинг с последующим нарастанием сексуальных отношений до получения фрикций.