Мир общения повторяем узнаем новое. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируем

Елена Сергеевна Вентцель (литературный псевдоним И. Грекова), урождённая Долгинцева; (8 (21) марта 1907, Ревель, Российская империя, ныне Таллин, Эстония - 15 апреля 2002, Москва, Россия) - советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор.

Работала в Московской Академии им. Жуковского (1935-1968 г.г.), затем - на кафедре прикладной математики в Московском Институте Инженеров Транспорта (1968-1987), вела научную и преподавательскую работу. Несколько поколений советских инженеров учились по ее учебнику «Теория вероятностей». Она - автор книг «Исследование операций» и «Теория игр». Была также превосходным популяризатором науки: в публичных лекциях, статьях, выступлениях.

Читателям Елена Сергеевна известна под литературным псевдонимом И.Грекова. Публиковаться начала в начале 1960-х в журнале «Новый мир», которым в то время руководил А.Т.Твардовский. Именно там вышли ее ставшие знаменитыми повести и рассказы «За проходной» (1962), «Дамский мастер» (1963), «На испытаниях» (1967). По литературным произведениям И.Грековой были поставлены спектакли и фильмы.

Книги (10)

Хозяйка гостиницы

Волнующее повествование о простой светлой русской женщине, одной из тех, на которых держится мир. Прожив непростую жизнь, героиня всегда верила во всепобеждающую силу любви и сама, словно светясь добротой, верой, надеждой, не задумываясь, всю себя отдавала людям. Большая любовь как заслуженная награда пришла к Верочке Ларичевой тогда, когда она уж и надеяться перестала…

Эта книга - литературная основа фильма С. Говорухина «Благословите женщину».

Введение в исследование операций

В книге излагаются основы науки исследования операций, занимающейся способами рациональной организации целенаправленной человеческой деятельности. Изложение предмета ведется в основном на материале задач, связанных с боевым применением техники.

Однако математические методы обоснования рациональных решений излагаются так, что могут быть приложены в любой области практики.

Задачи и упражнения по теории вероятностей

Настоящее пособие представляет собой систематизированную подборку задач и упражнений по теории вероятностей. Все задачи снабжены ответами, а большинство - и решениями. В начале каждой главы приведена сводка основных теоретических положений и формул, необходимых для решения задач.

Исследование операций: задачи, принципы, методология

Популярно излагаются основы исследования операций - науки о выборе разумных, научно обоснованных решений во всех областях человеческой деятельности.

Главное внимание уделяется не математическому аппарату, а вопросам методологии. Для инженеров, научных работников, руководителей предприятий, интересующихся проблемами выбора решений.

Прикладные задачи теории вероятностей

Содержится большое число задач прикладного характера, относящихся к разным областям практики, главным образом инженерно-техническим.

В начале каждой главы приводятся краткие теоретические сведения, необходимые для решения задач. Большинство задач снабжено не только ответами, но и развернутыми решениями, демонстрирующими важные методические приемы. Для инженерно-технических работников, а также студентов и преподавателей вузов, заинтересованных в овладении вероятностными методами решения прикладных задач.

Теория вероятностей

Настоящий сборник представляет собой систематизированную подборку задач и упражнений по теории вероятностей. Все задачи снабжены ответами, а большинство и решениями. В начале каждой главы приведена сводка основных теоретических положений и формул, необходимых для решения задач.

Теория вероятностей и ее инженерные приложения

В книге дано систематическое изложение основ теории вероятностей под углом зрения их практических приложений по специальностям: кибернетика, прикладная математика, ЭВМ, автоматизированные системы управления, теория механизмов, радиотехника, теория надежности, транспорт, связь и т.д.

Несмотря на разнообразие областей, к которым относятся приложения, все они пронизаны единой методической основой.

Теория случайных процессов и её инженерные приложения

В книге дается систематическое изложение основ теории случайных процессов по специальностям: кибернетика, прикладная математика, автоматизированные системы управления и переработки информации, автоматизация технологических процессов, транспорт и т.п.

Она является логическим продолжением книги тех же авторов: «Теория вероятностей и ее инженерные приложения».

Элементы теории игр

Книга представляет собой популярное изложение элементов теории игр и некоторых способов решения матричных игр.

Она почти не содержит доказательств и иллюстрирует основные положения теории примерами. Для чтения достаточно знакомства с элементами теории вероятностей и математического анализа.

Комментарии читателей

Ягунов Е А / 19.11.2016 С Еленой Сергеевной меня познакомилп профессор, инженер-полковник Шор Яков Борисович, когда я в 1959 г. работал над своей кандидатской диссертацией.
Используя достаточно сложный математический аппарат. Она не только проконсультировала меня, но и пригласила на свои лекции в ее Академии. Я их прослушал и сразу понял, доселе сложные для меня вопросы. Ее книги по теории вероятности стали моими настольными. Это шедевр понятного и доступного изложения трудных для понимания знаний!
А ее проникновенная книга "Кафедра" , когда я, после окончания службы в НИИ-4 МО стал преподавателем университета.
Советую всем, кто изучает "Теорию вероятности и Теорию случайных функций" изучать ее по учебникам Вентцел Е. С. Всем гуманитариям прочитать ее художественную прозу. Поверьте, они этого стоят!

Сергей / 13.09.2013 Прекрасный учебник даже для таких тупиц, как я!!! Двоечник был, но теорию вероятности изучал по Вентцель-не поверите, пять баллов в военно-морском училище было по этому предмету. Прекрасный учебник!!!

Добрый Ух / 6.01.2011 Николай, я не знаю, кто делал скан, но называть человека "придурком" на том основании, что он где-то потерял страницы как минимум не вежливо. Вам книги в цифре достаются фактически бесплатно и я бы поблагодарил администрацию за то, что они хоть в каком-то виде тут появляются. Вряд ли ваше "фи" достойно того, чтобы держать оргштатную единицу, которая будет вычитывать все книги. Вы просто зажрались, уважаемый. %) Скажите лучше простое человеческое спасибо тем, кто сканирует книги и держит этот сайт.

Nikolay / 5.01.2011 Автору, конечно, огромное спасибо за такую книгу. Но придурку, который делал электронный вариант, надо оторвать руки за недостающие страницы. И администрации сайта не мешало бы проверять материалы, которые они публикуют.

Галущенко В.А. / 21.09.2010 Книга, посвященная автору
http://zhurnal.lib.ru/editors/g/galushenko_w/umnica.shtml

Татьяна / 28.06.2010 Очень полезная книга...

Ярик / 4.12.2009 Очень понравилась книга!

Александр / 15.03.2009 Чудесная женщина, великий математик, изумительный педагог доступно излагающий сложнейший материал для дилетантов!

Turtuga / 12.02.2009 Такой замечательный классический учебник, очень жаль, что в электронной версии на сайте не хватает страниц 37-40. Как раз понадобились.

***Вовочка*** / 27.11.2008 "Побольше бы таких людей"

Н.Тёмкин / 13.11.2008 Считаю книгу Е.С.Вентцель "Теория вероятностей" лучшей книгой в этой области.Она сочетает в себе фундаментальность и в то же время достуность изложения для массового читателя.А такой способ подачи материала есть свидетельство высочайшей компетентности автора.

Задачи и упражнения по теории вероятностей. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А.

5-е изд., испр. - М.: Академия, 2003.- 448 с..

Настоящее пособие представляет собой систематизированную подборку задач и упражнений по теории вероятностей. Все задачи снабжены ответами, а большинство - и решениями. В начале каждой главы приведена сводка основных теоретических положений и формул, необходимых для решения задач.

Для студентов высших технических учебных заведений. Может быть использовано преподавателями, инженерами и научными работниками, заинтересованными в освоении вероятностных методов для решения практических задач.

Формат: pdf

Размер: 7 Мб

yandex.disk

Формат: djvu / zip

Размер: 4 ,03 Мб

/ Download файл


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. Основные понятия. Непосредственный подсчет вероятностей 4
Глава 2. Теоремы сложения и умножения вероятностей 19
Глава 3. Формула полной вероятности и формула Бейеса 49
Глава 4. Повторение опытов 70
Глава 5. Случайные величины. Законы распределения. Числовые характеристики случайных величин 85
Глава 6. Системы случайных величин (случайные векторы) 124
Глава 7. Числовые характеристики функций случайных величин 152
Глава 8. Законы распределения функций случайных величин. Предельные теоремы теории вероятностей 207
Глава 9. Случайные функции 261
Глава 10. Потоки событий. Марковские случайные процессы 317
Глава 11. Теория массового обслуживания 363
Приложения 428
Список литературы 440

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ Раздел «Мир общения. Повторяем узнаём новое» 1. Уроки 1 16 Целевые установки уроков Личностные: понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства; формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа. Метапредметные: анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику; правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы в соответствии с культурными нормами; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. Предметные: анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, 1 Для всех уроков необходимы следующие ресурсы и оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее по тексту будет обозначаться как «учебник»; пособие «Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс» в 2 частях (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина), далее будет обозначаться как «РТ». 24

2 согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; различать диалогическую и монологическую речь; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; писать изложения по составленному плану; составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям; делать полный и краткий пересказ текста; устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному. Собеседники. Диалог. Уроки 1 4 Это важно! Традиционно вводимое на первых уроках повторение ранее изученного материала организовано таким образом, чтобы ребёнок мог убедиться всё изученное необходимо ему для решения конкретных задач: организации беседы с друзьями и взрослыми на интересующие темы, написания писем, понимания содержания прочитанных текстов. При этом на первое место выходит обусловленность любого задания его практической ценностью для целей конкретного общения. Ход урока 1 Учитель: «Почему каждому человеку необходимо знать родной язык? С какой целью, для чего могут общаться люди?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем читается обращение профессора Самоварова (с. 3). 25

3 Определение целей общения по рисункам упр Работа с рисунками к упр. 1 поможет установить, что общение позволяет обменяться необходимой информацией (рисунок слева), выразить свои эмоции, воздействовать на собеседника (рисунок справа). Определяется возможная тематика каждой беседы, оценивается манера общения собеседников на обоих рисунках: «Как вы думаете, кто из собеседников лучше поймёт друг друга?» Определение значения вежливого, доброжелательного общения при работе с пословицами (упр. 4). Учащиеся списывают пословицы и ищут в них известные им орфограммы. Словарная работа («Твой словарик», с. 5), повторение правил оформления предложений на письме. Отработка навыка ведения диалога. Организация беседы о летних впечатлениях детей. Чтение диалога Самоварова, Ани и Вани на с. 4. Закрепление навыка работы с толковым словарём. Работа над значением слова кремль: «Какой кремль видел Ваня? А только ли на Красной площади в Москве есть кремль?» Отработка навыка составления монолога. Составление учениками устных рассказов о летних впечатлениях. Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах предваряется дальнейшей работой по повторению известных детям орфограмм (РТ, упр. 4). При этом обращается внимание учеников на то, как трудно воспринимать неграмотно записанный текст. Ошибки в словах сначала исправляются в самом тексте упражнения, затем слова выписываются с подчёркиванием орфограмм. Написание небольшого сочинения о летних каникулах может быть организовано дифференцированно: как самостоятельная работа (упр. 2): создание собственного текста и подбор заголовка к нему (рекомендуется для сильных учащихся); как ответы на вопросы (упр. 3). Учитель: «Для чего люди общаются? Каким должно быть общение? Какие орфограммы вспомнили на уроке?» РТ, упр Здесь и далее упражнения учебника обозначаются «упр.», а упражнения рабочей тетради «РТ, упр.». 26

4 Ход урока 2 Создание проблемной ситуации. Учитель: «Вспомните стихотворения об осени. Можно ли эти стихотворения назвать текстом? А если вы напишете другу письмо и поделитесь своими впечатлениями об осенней природе, это можно будет назвать текстом? Что же такое текст?» Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Как вы думаете, какие знания нужны человеку, чтобы создать письменный текст?» (Знание того, как устроен текст, знание орфографии, умение верно оформить предложения на письме.) Отработка умения находить орфограммы. Орфографическая минутка. Выписать из предложений, которые читает учитель, слова с непроверяемыми написаниями: «Нам всегда вместе весело играть. Сестра передала мне привет. Ветерок приветливо дует мне в лицо. Здравствуй, солнце золотое! Сегодня хорошая погода. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Дети выписывают слова всегда, вместе, привет, ветерок, приветливо, здравствуй, сегодня, хорошая, погода, завтра. Вопрос учителя: «Как можно проверить написание выписанных вами слов?» Определение типа орфограмм. Ответ на вопросы по рисунку, РТ, упр. 1. Учитель: «Какие орфограммы надо вспомнить, чтобы верно выполнить задание в конце упражнения?» Активизация знаний о типах и свойствах текста. Работа по вопросам и заданиям учителя: «Вчера для всех школьников начался новый учебный год. Как вы считаете, это радостный или грустный день? Объясните. (Заслушиваются ответы учеников.) А теперь прочитаем строки из стихотворения В. Берестова «Первое сентября» (РТ, упр. 2). Учитель: «Ответ каждого из вас на мой вопрос о первом сентября это небольшой текст. Какого типа текст у вас получился? Вспомните типы текстов. (Описание, повествование, рассуждение.) А что такое текст? А тема и главная мысль текста?» Повторение того, что ученики знают об особенностях устной и письменной речи. Определение темы текстов, выбор заглавия к каждому тексту (упр. 6). 27

5 Отработка навыка составления текстов разной целевой направленности на основе упр. 9. Обязательно заслушиваются тексты, удовлетворяющие различным целям (пп. 1 и 2 упражнения). Записывается только один текст, самостоятельно составленный каждым из учеников. Обязательно определить тему и главную мысль составленных текстов. Обратить внимание детей на то, что тема у всех одна и та же: «Осень», а главная мысль может быть разная: «Осень прекрасная пора», «Осень как время года» и т. п. Задание можно усложнить, предложив детям составить тексты разного типа (описание, повествование, рассуждение). Повторение того, что дети знают об особенностях предложения, на материале составленных текстов об осени. Учитель: «Из чего строятся составленные вами тексты? Что такое предложение? Какие типы предложений вы знаете?» Ученики находят в текстах об осени предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Работа над связью предложений в тексте (РТ, упр. 5). Повторение того, что ученики знают об особенностях жанра письма (упр. 5). Поиск в тексте упражнения слов из словарика. Сравнение алгоритмов написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Учитель: «Какие орфограммы есть в словах хорошо и далеко? А как определить, какие безударные гласные надо писать в этих словах? Сравните слова здравствуй и местный. Какая орфограмма есть в каждом из них? Какое слово можно проверить, а написание какого слова надо проверять по словарю?» Резервное задание. Упр. 7. Учитель: «Что такое текст? Какого типа тексты вы знаете? Какие орфограммы вспомнили на уроке?» Упр. 8, РТ, упр. 6. Ход урока 3 Создание проблемной ситуации. Учитель: «С какой целью люди общаются (вступают в диалог)? (Узнать, рассказать или объяснить что-то, побудить собеседника к совершению каких-либо действий.) Какой, по вашему мнению, должна быть речь собеседников? Представьте себе такую ситуацию. Друг хочет, чтобы вы дали ему по- 28

6 читать интересную книгу. Он может попросить разными способами: «Дай-ка мне книжку на несколько дней!»; «А ну-ка дай мне свою книгу немедленно!»; «Живо принеси книгу, а не то получишь!»; «Пожалуйста, дай мне почитать твою книгу!». Какую просьбу вам захочется выполнить, а какую нет? Чем различаются эти высказывания? Как вы думаете, что является целью диалога? (Добиться взаимопонимания.) В любом ли случае эта цель может быть достигнута?» Выслушиваются варианты ответов учащихся. Определение различий между диалогом и спором, важности для общения спокойной, доброжелательной манеры ведения разговора (упр. 10). Составление диалогов по рисункам, работа в паре. Задание «Оцени себя сам», упр. 11. При написании ответов на вопросы упражнения можно рекомендовать использовать слова и словосочетания из упр. 10. Работа над словами речевого этикета и вежливой интонацией при чтении диалога (РТ, упр. 7). РТ, упр. 8. Самостоятельное определение различий между спором и диалогом (упр. 12). Учитель: «Чем различаются спор и диалог? Какие слова речевого этикета важно употреблять в разговоре?» (Вежливые слова.) Чтение сообщения Самоварова и слов Совёнка (с. 11). РТ, упр. 10. Ход урока 4 Учитель: «Как вы думаете, манера вести диалог может служить характеристикой человека?» Определение типа общения на основе текста упр. 13. Повторение типов предложения по цели высказывания и по интонации. Работа с пословицами. Самостоятельное составление текста о друге (подруге) по вопросам учителя и вопросам учебника, по заданным началу и концу (упр. 14). Учитель: «С каким человеком 29

7 хочется дружить с вежливым или грубым? Опишите, каким вы хотели бы видеть своего друга или подругу». Работа с текстом Ю. Этнина (упр. 15). Нахождение главной мысли стихотворения, преобразование предложения из текста в побудительное предложение (Никогда не ссорьтесь с друзьями!). Самостоятельная работа учащихся. Ответы на вопрос: «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное?» с использованием опорных словосочетаний упр. 16. Перед выполнением работы может быть проведена беседа о взаимоотношениях учеников с их родителями. Составление рассказа по рисунку (РТ, упр. 9). Определение темы и главной мысли произведения. Повторение типов предложения по цели высказывания и по интонации. Определение порядка следования частей в тексте (РТ, упр. 11). Чтение и устное обсуждение «золотого правила общения» (упр. 17). Учитель: «Почему важно всегда помнить это правило?» Систематизация знаний по теме «Собеседники. Диалог» по вопросам (РТ, упр. 12). Учитель: «Каким должен быть разговор двух людей?» Упр. 17, письменно. Культура устной и письменной речи. Уроки 5 7 Это важно! В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета. 30

8 Ход урока 5 Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13). Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?» Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?» Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными. Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?)..., громко (когда? для чего?), с насмешкой (при каких условиях? зачем?)». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание». Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры «Мы артисты». Учитель предлагает произнести одни и те же фразы 31

9 от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации. Словарная работа («Твой словарик», с. 14). Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя. Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21). Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых! Конкурс «Кто знает больше вежливых слов?». Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях. Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19). Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?» Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику. Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша. Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть 32

10 разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?» Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20. Ход урока 6 Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся. Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются. Работа над техникой речи дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс «Лучший скороговорщик». Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка). Работа в области культуры речи со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожжи, вожжи. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучно [шн], нарочно [шн], конечно [шн], яичница [шн], скучный [шн], научный [чн], конечный [чн]). Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?» 33

11 Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17. Ход урока 7 Учитель: «Определённые нормы существуют как в устной, так и в письменной речи. Какие требования к письменной речи вы знаете? (Писать без орфографических ошибок, каллиграфически верно.) Из чего состоит устная речь? С помощью чего мы передаём звуки на письме? Почему в письменной речи могут возникнуть ошибки? (Звуки не всегда однозначно передаются буквами.) «Какие звуки мы слышим в словах вода, просьба? А как мы записываем эти слова буквами? Почему?» Повторение основных орфограмм и каллиграфии при записи слов на доске и в тетрадях. Учащиеся объясняют соединения букв, находят в словах орфограммы и объясняют их: чашка, котята, молоко, Барсик, объедение, семья, местный, классный, Олечка, шкаф, рукав, жирный. Конкурс «Кто составит лучший словарный диктант». На доске указаны орфограммы: а) проверяемые безударные гласные в корне слова; б) проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; в) прописная буква в именах собственных; г) правописание буквосочетаний жи ши, ча ща, чу щу, чк, чн, щн. Каждый из учащихся выбирает одну орфограмму и письменно составляет диктант, подбирая слова с данной орфограммой. Диктанты заслушиваются в классе и комментируются. Работа с нормами культуры речи при анализе текста В. Голявкина (упр. 23). После выполнения задания к упражнению учащимся предлагается найти в тексте слова с известными им орфограммами, выписать их, подобрав, где это возможно, проверочные слова. Учитель: «Какие нормы культуры устной и письменной речи вы знаете?» (РТ, упр. 15). Выписать из орфографического словарика, данного в конце учебника, 5 слов с непроверяемыми безударными гласными. 34

12 Текст. Уроки 8 14 Ход урока 8 Учитель: «Подберите слово, которое определит тему нашего сегодняшнего урока. Каким одним словом можно назвать такие произведения речи, как стихотворение, рассказ, записка, письмо, объявление? (Это текст.) Вспомним, что такое текст, какими особенностями он обладает». Определение терминов текст, тема и главная мысль текста уточняется при чтении диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 17). Сравнение темы и главной мысли текста при работе с басней Л. Н. Толстого (упр. 24). Выработка универсального учебного действия сравнения при анализе предлагаемых названий к тексту. Работа с орфограммами по заданию учебника. Определение главной мысли текста (РТ, упр. 25). Составление и запись плана текста. При наличии времени текст может быть пересказан по записанному плану. Дополнительное задание: найти и подчеркнуть главные члены в предложениях двух последних абзацев. Учитель: «Что такое текст? Чем различаются тема и главная мысль текста?» Написать изложение текста упр. 25 из РТ по составленному на уроке плану. Ход урока 9 Создание проблемной ситуации по вопросу Совёнка (с. 18). Выслушиваются ответы учащихся с примерами текстов, сходных по тематической направленности, но различающихся главной мыслью. Предполагается самостоятельная работа детей по подбору в качестве примеров известных им литературных произведений, одинаковых по теме, но различных по главной мысли. Сопоставление темы и главной мысли двух текстов упр. 26. Тема обоих текстов «Осень». Главная мысль 35

13 первого текста: «Осень это прекрасное время года»; второго текста: «Осень это самое неприятное время года». Подобранные детьми заглавия к каждому из текстов должны отражать не тему, а именно главную мысль. Анализ заглавий текстов в упр. 25 учебника, прогнозирование их предполагаемого содержания: «Какие заглавия просто называют, о чём пойдёт речь в тексте, а какие выражают то самое важное, что хотел сказать автор?» Названия записываются в тетрадь в две группы. Рассказы по предлагаемым заглавиям сначала составляются устно. При этом надо добиться, чтобы обязательно были составлены рассказы и по названиям, отражающим тему, и по названиям, отражающим главную мысль текста. Учитель предлагает в рассказах на одну и ту же тему сопоставить главную мысль этих текстов и объяснить, от чего зависит выбор главной мысли произведения. Затем рассказы записываются. Дополнительное задание: найти и выписать слова с безударными гласными в корне слова, с парными по звонкости-глухости согласными и подобрать к ним проверочные слова. Учитель: «Могут ли тексты иметь общую тему, но разную главную мысль? Докажите». РТ, упр. 20. Ход урока 10 Актуализация знаний учащихся о трёх типах текстов (повествование, описание, рассуждение). Чтение диалога Ани, Вани и Самоварова (с. 19). Повторение определений трёх основных типов текста. Выслушиваются ответы учащихся, затем определения уточняются при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 20). Сравнение трёх текстов (упр. 27) по теме и типу (первый текст описание, второй повествование, третий рассуждение). Второй из текстов списывается, подчёркиваются главные члены предложения, определяются однородные члены предложения. 36

14 Устная работа по определению типа текста (стихотворение А. Фета, упр. 28). Запись стихотворения по памяти с подчёркиванием орфограмм. Конкурс на лучшего автора проводится по результатам работы в паре. Каждая пара устно составляет три небольших текста разного типа на одну самостоятельно выбранную тему. Тексты заслушиваются, определяются победители. Учитель: «Какие типы текста мы вспомнили на уроке? С какой целью создаётся текст-описание, текстповествование, текст-рассуждение?» Составить текст (четыре-пять предложений) по рисунку к упр. 28, определить тип текста. Ход урока 11 Вопрос Ани и ответ Самоварова (с. 21) сообщают учащимся сведения о строении текста: вступлении, основной части и заключении. Нахождение основных частей текста и определение их логической последовательности (упр. 30). Знакомство с понятием план текста при чтении сообщения Самоварова (с. 23). Восстановление порядка следования частей текста по плану (упр. 30). Закрепление и расширение знаний об основных типах текста по вопросу учителя: «Могут ли в одном тексте быть части, относящиеся к разным типам текста?» Работа с текстом (упр. 29). Устанавливается тип текста повествование, текст дополняется описанием и записывается. Восстановление логической последовательности предложений, нахождение частей текста, составление плана текста на материале упр. 23 РТ. На уроке учащиеся вставляют и объясняют пропущенные буквы, устно восстанавливают нужную последовательность предложений, находят в восстановленном тексте вступление, основную часть и заключение, составляют и записывают план текста, устно пересказывают текст по составленному плану. 37

15 Учитель: «Из каких частей состоит текст? Что такое план текста? Может ли в одном тексте встретиться и описание, и повествование?» Написать пересказ текста упр. 23 из РТ по составленному на уроке плану. Вариант задания: составить текст о своём любимом животном, чтобы в нём было и описание, и повествование. Ход урока 12 Учитель: «Сегодня мы вспомним, из каких основных частей состоит текст, для чего нужен план текста, и напишем изложение по рассказу К. Паустовского «Заяц». Чтение текста К. Паустовского (упр. 31). Работа по заданиям учебника. Текст может быть пересказан, последняя часть рассказа записана. Вторым вариантом является написание изложения по тексту. Учитель: «В какой последовательности должны быть расположены части текста? Для чего нужен план текста?» Выписать из текста упр. 31 пять слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова и три слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова. Подобрать и записать проверочные слова. Ход урока 13 Организация учебного лингвистического эксперимента по заданию Самоварова (с. 25). До чтения текста учащиеся пытаются сами ответить на поставленный профессором вопрос, высказывая предположения, чем могут различаться тексты разной функциональной направленности. Анализ текстов разной стилистической принадлежности (сферы использования): научного и художественного (упр. 32). Второй текст следует записать с комментированием орфограмм. 38

16 Уточнение различий между научным и художественным текстом при чтении сообщения Самоварова (с. 26). Отработка навыка определения стилистической принадлежности текстов на материале упр. 33. Учитель: «С какой целью создаются научные тексты? А тексты художественные?» РТ, упр. 26. Ход урока 14 Учитель: «Сегодня мы потренируемся составлять собственные тексты, которые могут быть использованы или в научной, или в художественной речи. Как вы думаете, эти тексты будут различаться выбором слов?» Повторение различий между научным и художественным текстом по вопросам учителя. Определение сферы использования слов и словосочетаний (упр. 34), работа в паре. Составление разностилевых текстов по опорным словосочетаниям. Сравнение текстов, относящихся к речи разных стилей (упр. 35). Составление собственных определений текстов, относящихся к разным стилям речи. Тема объекта для определения может быть названа учителем («Город, в котором я живу», «Моя любимая река», «Мой любимый школьный предмет» и т. п.) по образцу упр. 35. Учащиеся выбирают тему и составляют (устно) по два текста разного стиля. Затем сочинения детей выслушиваются, одноклассники определяют сферу употребления каждого из прослушанных текстов. Учитель: «Чем могут различаться тексты? Для чего создаются научные и художественные тексты?» Составить и записать два текста об одном и том же событии таким образом, чтобы один из текстов был научным, а другой художественным. 39

17 Вариант задания: выписать из толкового словаря или из энциклопедии описание какого-либо животного или растения. Составить самостоятельно художественный текст из четырёх-пяти предложений о том же животном или растении. Подготовиться к контрольной работе по материалам раздела «Проверь себя» на с (задания 6 и 7). Ход урока 15 Учитель: «Сегодня вы будете выполнять контрольную работу по разделу «Мир общения. Повторяем узнаём новое». Подумайте, с какой целью проводятся контрольные работы вообще». Заслушиваются ответы учащихся, акцентируется внимание на том, что цель контрольной работы систематизация и обобщение полученных знаний, определение степени усвоения отдельных тем для того, чтобы ликвидировать в дальнейшем пробелы в знаниях. Проверка домашнего задания. При прослушивании составленных текстов учащиеся определяют их стиль (без термина) и сферу возможного употребления каждого текста. Лучшие рассказы могут войти в книгу-сборник «Наши сочинения». Проведение контрольной работы 1-й способ. Задания для письменного (или устного, по усмотрению учителя) выполнения записаны на доске учителем. 1. Закончите предложения: Диалог это Беседовать с людьми нужно 2. Напишите примеры слов речевого этикета. 3. Выполните задание 6 (с. 29). 2-й способ. Работа с текстом задания 7 (с. 30). Задание выполняется сначала коллективно (устно). Текст зачитывается. Определяются тема и главная мысль. Коллективно составляется план текста, учащиеся пересказывают текст по составленному плану, а затем пишут изложение. Выписать из своего письменного пересказа текста слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми 40

18 ударением. Подобрать и записать к ним проверочные слова. Найти слово с орфограммой чн. Ход урока 16 Учитель: «Сегодня мы будем работать над ошибками, допущенными в контрольной работе». Повторение знаний о составных частях текста, о принадлежности текста к научной или художественной речи. Составить, работая в паре, рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нём было вступление, основная и заключительная часть. Учитель: «Какой текст у вас получился: научный или художественный? Есть ли в вашем тексте описание, повествование, рассуждение?» Составленные детьми рассказы заслушиваются и анализируются, лучший рассказ записывается с комментированием орфограмм. Работа с текстом (текст записан на доске). У меня дома на стене висит красивая фотография дятла. Вот как она по..вилась...днажды зимой мы с р..дителями гуляли по лесу и увидели на с..сне дятла. Он был очень нарядный. Спинка у него чёрная, голо..ка чёрная с красными пятны..ками. На чёрных крыл..ях белые пятны..ки и п...лоски. Я х..тел бросить в дятла сн..жком. Но папа не разрешил пугать птицу и предложил её сфотогр..фировать. Не надо пугать птиц! Гораздо инт..реснее наблюдать за ними. Озаглавить текст. Определить его тему и главную мысль, стиль (художественный) и тип (повествование с элементами описания во втором абзаце). Найти вступление, основную и заключительную часть текста. Составить план текста. Устно объяснить орфограммы. При наличии времени списать текст. Учитель: «Какие правила построения текста мы узнали? Какие орфограммы повторили?» Написать рассказ «Как бы я хотел провести зимние каникулы», использовать текст-повествование и текстописание. 41


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ЧАСТЬ 1 РАЗДЕЛ «МИР ОБЩЕНИЯ» 1 СОБЕСЕДНИКИ Уроки 1 2 Целевые установки уроков Предметные: объяснять значение жестов, мимики и рисунков для передачи информации; составлять и расшифровывать

Учитель: «Какие из заданий контрольной работы показались наиболее трудными?» Сделать повторно любое из заданий того раздела, который вызвал затруднения при выполнении контрольной работы. Ход урока 110

1 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на 2016-2017 уч.г. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Планируемые результаты изучения курса («Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г.

Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина РУССКИЙ ЯЗЫК Примерное тематическое планирование изучения учебного материала 1 класс 50 ч (5 ч в неделю, начиная с 1 марта) 1 урока Тема урока, страницы учебника 1 Речь устная

Планируемые результаты освоения учебного предмета Выпускник научится: - различать звуки и буквы, - характеризовать звуки русского языка, - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться

Характеристика деятельности обучающихся Разделы Наша речь (4 ч) Характеристика деятельности обучающихся Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Сравнивать и различать предложения (группы

Планируемые личностные результаты Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2Б КЛАССА УМК «ШКОЛА РОССИИ» 1.Планируемые результаты. Результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений: Предметными результатами

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (50 часов) п/п Тема урока Планируемые результаты Дата прове дения Общее кол-во По разде лу 1 1 Знакомство с учебником «Русский язык».

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 170 ч. Дата урока (номер учебной недели) Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля НАША РЕЧЬ (3 Ч) Виды речи () 1 Знакомство

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана на основе

РУССКИЙ ЯЗЫК Учебник: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова «Русский язык» Издательство «ВИТА-Пресс», Москва, 202 Место курса «Русский язык» в учебном плане На изучение русского языка в начальной школе

Тематический план Наименование разделов и тем Всего п/п часов 1 Повторяем то, что знаем. 5 2. Речь. 4 3. Звуки и буквы. 9 4. Гласные и, а, у после шипящих. 12 Сочетания чк, чн. 5. Алфавит. 2 6. Слово и

П\п Дата Календарно-тематическое планирование по русскому языку класс 65 ч (33 учебные недели) Добукварный период 3 ч. Кол-во п/п Кол-во часов Дата часов Обучение чтению 4 ч. Обучение письму 7 ч. Адекватное

Тема. Цель: Оборудование: Урок 1 Требования к устной и письменной речи, значение языка как средства общения, познания. повторить и расширить знания учащихся о формах речи, их особенностях, о требованиях

Рабочая программа по предмету «Русский язык» Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального

3 класс (170 ч) I полугодие (75 ч) 81 Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные, невосклицательные.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 6» (МБОУ «Школа 6») РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета протокол от 30.05.2016 5 УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Школа 6» от 228 от 01.09.2016

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 2 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета К концу 4 класса ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного

Календарно-тематическое планирование 4 класс п/п Тема урока Основное содержание по теме Примечания 1 четверть (45 часов) Повторяем узнаем новое (22 часа) 1 Речевое общение. Речь устная и письменная. Понятие

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку МБОУ НШ-д/с д.абдрашитово для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального компонента государственного стандарта

Планируемые результаты освоения программы Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать: парные и непарные по твердости мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости глухости

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Блюментальская основная общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на метод.объединении 2014г. директор МБОУ «БООШ» 28 августа

УМК «Школа России» «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 класс Технологическая карта 17 Тема Звуки и буквы. Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ (1 ч). Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (3ч). Заглавная

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохлова

Тематическое планирование по русскому языку Е класс 36 часов (4 часа в неделю). п/п Четверть Учебная неделя Тема Колво часов Проверочные и контрольные работы Повторение (4 часа) I Вводный урок. Знакомство