Почему игнорить модно. Игнор является лучшим способом привязать к себе человека: так ли это на самом деле? Не перестарайтесь. Везде важна мера

Все взрослые люди большую часть своего времени проводят на работе, то тесть в коллективе. Зачастую наше рабочее место становится домом родным, да и общаться с сотрудниками и коллегами часто приходится гораздо чаще, чем даже с самыми близкими членами семьи. Понятно, что ввиду такого постоянного и долгосрочного личного взаимодействия вовсе не исключается возможность возникновения самых разнообразных конфликтных ситуаций, которые реально могут превратить жизнь в самый настоящий кошмар. Да и любимая работа, которой вы отдавались без остатка, может уже вовсе не приносить той радости, ссора может затмить даже радость от серьезных успехов и достижений. Конфликты на работе достаточно частое явление, потому стоит разобраться, как себя вести, чтобы не допустить подобного, а если проблемы избежать не удалось, как с честью выйти из нее, причем сохранить добрые дружеские отношения с сотрудниками.

Путь наименьшего сопротивления: отношения с коллегами по работе бывают разными

Конфликтные ситуации на рабочем месте, как гласит официальная статистика, возникают достаточно часто, причем бывает так, что купировать причину конфликта, а также, как и понятно, его последствия сразу же, едва ли получится. Все люди в мире разные и вовсе не удивительно, что на реакция на общение с одними в корне отличается от реакции на иных. Добрые и дружеские отношения с коллегами – это та тонкая и ненадежная стезя, которой нужно учиться, чтобы свою жизнь и работу сделать максимально комфортной и приятной.

Нужно знать

Прославленные психологи с мировыми именами все же склоняются к мысли, что умение хорошо ладить с людьми, это особый дар, который можно развить у себя самостоятельно, причем от этого вполне может зависеть ваша дальнейшая карьера, а, следовательно, и судьба также.

Однако, многие думают, что отношения на работе с коллегами нужно строить таким образом, чтобы избегать любых напряженных тем, и умело лавировать между айсбергами человеческого непонимания, или еще чего похуже, но подобное мнение ошибочно. Все дело в том, что порой выяснение отношений, а может, и рабочих моментов, просто требует конфликта, и избегать его – вовсе не выход из затруднительного положения. Чрезвычайно важно уметь отличить ситуацию, когда стоит уйти от ссоры, а когда можно и даже нужно вступить в противостояние с коллегами и сослуживцами.

Именно в этом и заключается все решение проблемы, причем стоит понимать, что ваше отношение к человеку стоит четко разграничить и определить, деструктивно оно, или же конструктивно. Если вы злитесь на неподходящий цвет волос, национальность, возраст, длину носа или размер ноги, то стоит осознать, что ваши претензии не имеют под собой никакой реальной почвы.

На работе вы не обязаны общаться ни с кем, ни по каким поводам, кроме рабочих вопросов, так что это как раз первое, что стоит уяснить для себя. Вы точно никому и ничего не должны, но и коллеги имеют точно такие же права на то, чтобы вы не диктовали им собственного мнения, мировоззрения, да и вообще, они ведь также вовсе не обязаны вам улыбаться. Особенно пагубные последствия ссор могут вызывать конфликт на работе между женщинами, ведь от них-то как раз никто и не ждет серьезных проблем, да и примирить разъяренных представительниц прекрасного пола намного сложнее, чем мужчин.

Перво-наперво: как избежать конфликта на работе с коллегами

Медики могут подтвердить, что гораздо проще принять превентивные меры и предотвратить болезнь, чем потом лечить ее, и психология отношений в коллективе, это также отрасль медицины. Потому оптимальным решением для любого человека будет такая модель поведения на работе, когда конфликтов удается максимально избегать. Причем ничего чрезмерно сложного в этом вовсе нет, так что давайте разбираться, как избегать конфликтов на работе и сделать свою жизнь гораздо проще и приятнее.

  • Стоит позаботится о том, чтобы работа действительно нравилась вам, приносила радость и удовлетворение. Зачастую ссоры и ругань возникают именно там, где люди попросту заняты не своим делом, их может не устраивать отсутствие карьерного роста, неудовлетворительная заработная плата, и так далее. Потому еще на этапе трудоустройства нужно выяснить все детали, а кроме того, не помешает познакомится и с будущими коллегами.
  • Ни в коем разе нельзя думать, что единственно верная точка зрения, это ваша собственная. Даже если вы точно высокопрофессиональный специалист, и точно знаете, что к чему, будьте готовы выслушать разнообразные точки зрения, быть может и в них отыщется рациональное зерно, достойное несомненного внимания. В особенности, это актуально, когда мнение коллег кардинальным образом отличается от вашего. Если на работе конфликт с коллегой по профессиональным вопросам, то его можно воспринимать как рабочий спор и поиски оптимальных решений, не более.
  • Надо обязательно уяснить досконально круг своих обязанностей, которые вам диктует должностная инструкция. Правда, вовсе не исключено, что вам придется помогать кому-то в чем-то, или выполнять личные директивы шефа, однако садится себе на голову позволят нельзя ни в коем разе.
  • Требуя чего-либо от людей, не забывайте, что вы и сами должны соответствовать своим же высоким критериям. То есть, ни в коем разе проблемы с коллегой на работе нельзя решать хамством, грубостью, придирками и так далее.
  • Есть и еще одно правило, которое тут мы озвучили последним, однако оно очень важное, потому упускать его из виду нельзя. Досужие сплетни, клевета и разговоры за спиной – это как раз то, в чем вы никогда не должны принимать участие. Сразу же ставьте на место всех, кто пытается выбить вас из колеи, рассказывая небылицы о коллегах, и тогда данная проблема снимется сама собой, или, вернее, попросту не возникнет.

Что делать, если на работе конфликт с коллегой: заговор или паранойя

Понятно, что бывает и так, что конфликтных и напряженных ситуаций избежать попросту не удается, а порой мы попросту ищем помощь уже тогда, когда ссора назрела и вот-вот готова дать трещину или разрастись до масштабов термоядерной атаки. Чтобы понять, как выйти из конфликта на работе в такой ситуации стоит десять раз подумать, ведь все испортить очень просто, а удастся ли что-то восстановить в последствии вовсе не известно. Зачастую конфликт заканчивается простой отчужденностью и сведению общения к решению чисто деловых вопросов и это наиболее оптимальный выход. Но в самых серьезных ситуациях вам могут начать грубить и даже подставлять, и тогда обязательно придется что-то предпринять, чтобы выйти из проблемы с честью.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах, проблемы с коллегами на работе не получиться решить руганью, криком и хамством в ответ на подобное поведение. Не стоит включаться в ссору, орать и размахивать руками. Холодного и отстраненного ответа будет достаточно, и вы не ударите в грязь лицом, и ваш обидчик, скорее всего будет поставлен в тупик, ведь все его поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональный всплеск.
  • Если откровенной ссоры на людях избежать не удалось, то «обсасывать» детали постфактум с коллегами строго не рекомендуется. Не нужно этого длительного перемывания косточек, так как на пользу оно не пойдет совершенно никому.
  • Не нужно боятся поговорить о сложившейся ситуации с прямым руководством. Однако это выход из максимально трудных конфликтов, когда вас откровенно подставляют, издеваются, и так далее.

Стоит запомнить

Для тех, кто трудится в крупных компаниях, нужно знать, что специально для разрешения конфликтов в коллективе, существует специальная служба, которая называется комплаенс. Просто узнайте, есть ли нечто подобное у вас на работе и смело обращайтесь туда.

Уроки от профессионалов: как выжить в коллективе и остаться самим собой

Однако бывает и так, что конфликтные ситуации могут возникать не только с коллегами. Гораздо сложнее понять, как разрешить конфликт на работе, если ваш оппонент, по совместительству еще и начальник или же прямой руководитель. Ситуация усугубляется тем, что именно от этого человека может зависеть ваша персональная карьера, профессиональный рост и так далее. В первую очередь, стоит понимать, что кричать в ответ, бросаться в лицо обвинениями и ругаться нельзя.

Молча выслушайте тираду до конца, а потом тихо уходите, прикрыв за собой дверь. Оставшись наедине стоит задуматься, а так ли беспочвенны обвинения руководителя? Может вам и правда стоит пересмотреть собственное отношение к работе? Прежде, чем разбираться, как решить конфликт на работе с начальством, нужно десять раз подумать, кто прав, кто виноват. Признаки конструктивного конфликта отличить будет несложно, все же, что выходит за рамки – это уже придирки.

  • Обсуждаться может исключительно ваша профессиональная деятельность, а не внешний вид, моральный облик, семейное положение, национальность и так далее.
  • Если вы неоднократно получали замечания по одному и тому же поводу, значит рациональное зерно в этом есть, не так ли?
  • Остальные коллеги зачастую высказываю неудовлетворенность вашим трудом, навыками, поступками.
  • Ругать и отчитывать за проступки начальник предпочитает в закрытом кабинете, а не на глазах всех коллег.
  • Руководитель откровенно указывает на то, что ваши действия или же решения и поступки негативно влияют на деятельность всей компании или предприятия.

Как уладить конфликт на работе с прямым руководством

Если при ближайшем рассмотрении и анализе ситуации с начальством вы поняли, что по большому счету, хотя бы доля вины на вас, все же, имеется, значит стоит подумать о том, чтобы как можно скорее исправить собственные ошибки. Однако бывает так, что вы попросту не понравились директору, и он начинает придираться. Тогда выйти живым и здоровым, конечно же, фигурально выражаясь, и обойтись малой кровью будет очень трудно. Как же понять, что вас «преследуют» умышленно и не заслуженно?

  • Постоянной деструктивной критике подвергается не только ваша деятельность в профессиональном плане, но также и личностные качества, внешность, национальность, возраст, пол и так далее.
  • Вы регулярно слышите упреки и укоры, причем по самым незначительным, да и вообще не относящимся к работе вопросам.
  • Если руководитель поднимает голос, ничуть не стесняясь присутствия остальных коллег.
  • Когда вы просите указать на ошибки, но конкретной формулировки так и не получаете.

Выйти с честью из подобной ситуации бывает невыносимо трудно, и может вполне случится так, что вам попросту придется отправляться на поиски новой работы. Этот вариант нельзя сбрасывать со счетов, но и терпеть бесконечные придирки и незаслуженные обвинения ради приличной зарплаты не стоит, иначе жизнь может превратится в настоящий ад, а это вовсе не вариант.

Никогда не орите в ответ, ваша агрессия вызовет ответный взрыв эмоций, еще более мощный и разрушительный. Напоследок, хотелось бы повторить слова одного знаменитого мультипликационного героя, который считал, что самое главное – это спокойствие, и только спокойствие! Никогда не теряйте лицо, это важно, как для ваших- отношений на работе, так и для собственного психологического, да и психического вкупе с ним, здоровья.

Р аботник, постоянно высмеивающий более робких сослуживцев, обсуждающий частную жизнь руководства или коллег, прекрасно чувствует себя в коллективе. Что нельзя сказать о других представителях компании и особенно о руководителе данного работника. О таких людях говорят, что у них «злой язык». Стоит ли бороться со «злыми языками» в коллективе, для чего и какими методами? Таковы темы нашей статьи.

«Злые языки» - вредно или полезно для бизнеса?

Под «злыми языками» в статье будем понимать действия и выражения, предпринимаемые отдельными членами коллектива в отношении других, направленные на их необоснованную и неконструктивную критику, обсуждение их качеств и образа жизни, влекущие негативные последствия для психологической атмосферы в коллективе.

Вредное воздействие «злых языков» может проявляться по-разному. Например:

  • частое появление чувства обиды у сотрудников, на которых были направлены колкие замечания;
  • проявление антагонизма между членами коллектива;
  • разрушение сплоченной рабочей команды;
  • стихийное образование незапланированных и неодобряемых работодателем соревновательных качеств у отдельных членов коллектива;
  • нежелание работать в обстановке, где есть злословящие сотрудники, и, как следствие, - повышение текучести кадров;
  • исчезновение таких принятых в компании явлений, как взаимовыручка, помощь и наставничество.

Все указанные последствия, наступившие в результате появления в коллективе «злых языков», свидетельствуют о нездоровой обстановке в организации, что отрицательно сказывается как на рабочем процессе, так и на его результате. Как можно бороться с данным явлением и можно ли его искоренить вообще?

Для борьбы со «злыми языками» существуют две группы мер: психологические и юридические.

Психологические меры борьбы

Однако, как показывает практика, указанные меры не приводят к успеху в искоренении явления «злых языков» в коллективе без применения юридических методов борьбы.

Правовые методы борьбы

В понятие правовых методов борьбы включены все виды мер дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 192 ТК РФ. Это замечание, выговор и увольнение. И тут возникает вопрос: разве можно наказать работника за распространение сплетен и разжигание интриг? Ведь это не может считаться нарушением дисциплины! Давайте разберемся, как можно использовать юридические меры для борьбы с подобным явлением.

О том, как установить запрет на курение и правила дресс-кода, читайте статью «Дресс-код и запрет на курение: устанавливаем и наказываем за нарушение» в журнале № 6’ 2012

Объявляем замечание

Работодателям необходимо помнить, что объявить замечание можно при наличии следующих составляющих в совокупности:

  1. В организации должно быть принято и утверждено в соответствии с трудовым законодательством Положение об этике или Кодекс корпоративной этики, которые прямо предусматривают соответствующие обязанности работника, например:
    • быть вежливым с клиентами компании и коллегами;
    • не допускать при общении с ними унижения чести и достоинства;
    • не совершать поступки, способные спровоцировать скандал или неконкурентную борьбу внутри коллектива;
    • всегда оценивать и направлять свое поведение с целью сохранения имиджа компании и благоприятной психологической обстановки в коллективе;
    • не допускать конфликтов среди коллег по нерабочим вопросам;
    • при решении спорной проблемы, связанной с разногласиями в работе, использовать только допустимые в компании методы: переговоры, письменную переписку, обсуждение на конференции.
  2. В должностной инструкции и трудовом договоре должна быть отражена обязанность работника соблюдать локальные нормативные акты работодателя. На Положение об этике и прочие акты можно дать прямые ссылки или же оставить общее указание только на обязанность соблюдать все локальные акты, какими бы они ни были.
  3. С Положением об этике (иными локальными актами, предусматривающими стиль и границы поведения сотрудников), должностной инструкцией сотрудник должен быть ознакомлен под личную подпись.
  4. Случаи оскорбления коллег или разжигания скандала на рабочем месте, распространения сплетен должны быть зафиксированы в соответствии с требованиями ТК РФ. Например, актом. В указанном документе должно быть подробно описано поведение злословца, из которого комиссия по расследованию сможет сделать вывод о нарушении им дисциплины (должностных обязанностей и требований локальных актов).
  5. Действия наговорщика были прекращены, негативных последствий для обстановки в коллективе и внешнего имиджа компании не было, нарушение было малозначительным. В этом случае работодатель может выбрать адекватное нарушению взыскание в виде замечания.
  6. Для применения наказания в виде замечания проводится обычная процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренная ст. 193 ТК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

Имейте в виду, что суд при рассмотрении споров о взысканиях за межличностные конфликты в коллективе может начать руководствоваться и позицией Европейского Суда, согласно которой привлечение заявителя к ответственности и дисциплинарное взыскание за выражение критического мнения приравниваются к .

Объявляем выговор

Объявить выговор можно при тех же условиях, что и замечание. Однако неприглядный поступок должен иметь более существенные последствия для работодателя, например, скандал, драка в стенах офиса, увольнение хорошего специалиста, недовольство клиента или его жалобы. Таким образом, для адекватности применения более строгого наказания в виде выговора необходимы:

  1. Злостность поведения (не первый раз наказывается за «злой язык»).
  2. Неосознание неправильности и неэтичности своего поведения.
  3. Допущение работником оскорблений в адрес коллег и клиентов, а не просто колких, но вполне безобидных замечаний.
  4. Негативные последствия поступка. Причем в этом случае работодателю следует установить причинно-следственную связь между высказываниями сотрудника и наступившими негативными последствиями.
  5. Нарушены должны быть не только общепризнанные нормы морали и поведения, но и нормы локальных нормативных актов работодателя (Кодекса корпоративной этики, например), т.е. должно быть документально зафиксировано нарушение сотрудником дисциплины (по аналогии с предыдущим пунктом).

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности осуществляется в том же порядке, что и при объявлении замечания (т.е. в соответствии со ст. 193 ТК РФ). При этом необходимо помнить о том, что работник, скорее всего, решит оспаривать приказ о наказании, особенно если он объявлен за такое «непонятное» нарушение дисциплины, как распространение сплетен, развязывание скандала или межличностных конфликтов в коллективе, и приведет (или может привести) в дальнейшем к увольнению. И суд далеко не всегда признает правоту работодателя, как по формальным признакам (несоблюдение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, например), так и по сути, не найдя в действиях работника нарушения норм поведения.

Судебная практика

Свернуть Показать

Истица обратилась в суд с требованием о признании необоснованным и незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, вынесенным работодателем - МВД. Данным приказом ей объявлен выговор с формулировкой «за нарушение требования ст. 2 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138, в части несоблюдения принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, являющимся нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности; нарушение требований п. 4 ст. 15 указанного Кодекса, причинение вреда морально-психологическому климату в коллективе, включая: обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий; распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера и ведение в заблуждение руководство МВД по КЧР». С приказом истица была не согласна, считала, что не совершала действий, приведших к нарушению требований Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД.

Суд, изучив материалы служебной проверки, лежащей в основе приказа, установил, что из них не следует однозначного вывода о причинно-следственной связи между действиями истицы и состоянием морально-психологического климата в коллективе. Факты обсуждения приказов, решений и действий старших начальников, распространения сплетен проверкой не зафиксированы, иных доказательств этого стороны в суд не представили. Исходя из положений Кодекса следует, что не любое, в том числе формальное нарушение норм этики, может повлечь дисциплинарную ответственность сотрудника ОВД, а лишь дисциплинарный проступок, связанный с нарушением профессионально-этических принципов, норм. По данному делу таких обстоятельств не установлено, в том числе не было их и в заключении служебной проверки. Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что заключение служебной проверки является необоснованным и незаконным. Суд удовлетворил требования работницы, признав как сам приказ о выговоре, так и заключение служебной проверки, послужившее основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, незаконными и необоснованными (решение Черкесского городского суда КЧР от 22.03.2011 по делу 2-634/2011) .

Как видите, юридически значимым обстоятельством для наказания сотрудника является факт наличия в действиях работника состава дисциплинарного правонарушения (см. определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 № 377-О-О).

Увольняем

Отметим сразу: уволить сотрудника за наговоры и сплетни, даже если он неоднократно допускал неэтичные высказывания, нельзя. Ведь такого основания в ТК РФ нет. Единственное основание, наиболее подходящее по смыслу, предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы. Однако оно не может быть применено к сотрудникам, не выполняющим воспитательные функции. К тому же, аморальность сплетен и колких высказываний нужно еще доказать. Не стоит забывать и о довольно коротком сроке (ч. 5 ст. 81 ТК РФ). Как же тогда расстаться с работником, постоянно допускающим бестактность по отношению к коллегам и не реагирующим на устные замечания руководства и официально объявленные наказания?

Как это не печально, но в большинстве случаев работодателю приходится идти длинной дорогой: объявлять замечания и выговоры за каждый случай нарушения дисциплины, выразившийся как в нарушении норм Кодекса о корпоративной этике, так и в иных нарушениях. Цель - в сборе нескольких приказов о наказании в течение года и применение при следующем нарушении такого основания для увольнения, как п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник имеет дисциплинарное взыскание . Но такое основание можно использовать, как правило, в отношении злостного нарушителя.

А какое основание применить к сотруднику, который допускает колкие высказывания, облеченные в мягкую и завуалированную форму, вследствие чего их невозможно классифицировать как нарушение норм локальных нормативных актов, например, Положения об этике? Причем в случае, когда иных нарушений дисциплины (например, опозданий и прогулов) он не совершает? Для расставания с таким «скользким» работником, имеющим «нехороший язык», возможно применение двух оснований:

  • по инициативе работодателя;
  • по соглашению сторон.

По инициативе работодателя

Если продолжать работать со злословцем в коллективе невозможно, то для увольнения можно использовать любое из оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за исключением п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если, конечно, организация продолжает работать). Но при их применении следует всегда оценивать как фактическую возможность использования основания, так и риски негативных последствий.

Так, нейтральным будет увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - по сокращению численности или штата . Однако при его применении нельзя забывать, что:

  • сокращение должно быть реальным, а не мнимым;
  • увольняемый работник не должен иметь преимуществ перед остальными, т.е. соблюдаются требования ст. 179 ТК РФ;
  • сплетник не подпадает под одну из категорий, указанных в ст. 261 ТК РФ, в отношении которых существует запрет на увольнение по инициативе работодателя;
  • сотрудник не может быть уволен по инициативе работодателя в период отпуска и временной нетрудоспособности (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Уволить сотрудника можно в том числе и за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (любое из оснований, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Если, конечно, работодателю удастся «застукать» злословца на однократном грубом нарушении. Например, в день рождения сотрудника поймать его на употреблении алкоголя или нахождении на рабочем месте в состоянии опьянения. Что, в общем-то, не составит труда, поскольку часто употребление алкоголя на рабочем месте неофициально разрешается. Как видите, ключевое слово здесь - неофициально. Да, такие действия работодателя могут показаться некрасивыми, зато будет найден повод расстаться с нарушителем рабочего климата в коллективе. В отношении сотрудников, которые не внемлют неоднократным замечаниям руководства, и такие методы хороши.

По соглашению сторон

Работодатели, наученные горьким опытом долгих судебных тяжб с работниками, уволенными по спорным основаниям, чаще предпочитают договориться и уволить злословцев по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию ) или же по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по соглашению сторон ). Главное, что требуется в этом случае, - умение руководителя грамотно провести переговоры, не допуская обиды со стороны работника, но достигнув в итоге своей цели. Согласитесь, умение редкое. Это сможет далеко не каждый HR-менеджер или простой кадровый работник. Однако, изучив соответствующую литературу и определенный опыт, и это достижимо.

Пример 1

Свернуть Показать

Для расставания с амбициозным сотрудником, проявляющим нелояльность к коллегам, но не допускающим нарушений дисциплины или невыполнения заданий руководства, можно использовать следующий сценарий разговора.

Часть 1. Положительная оценка деловых качеств сотрудника. Пример формулировки: «Я, как руководитель, вижу Ваши старания и ценю успех, который Вы достигли при выполнении последнего моего задания. Оно было трудным, но очень важным для компании. Вы великолепно с ним справились!»

Часть 2. Замечания в работе. Пример формулировки: «Но наравне с этим нельзя не заметить, что при Вашем появлении в коллективе возникла некая напряженность, молчаливость, резко сократилась инициатива сотрудников. Более того, увеличилась текучесть кадров с непонятными обоснованиями необходимости увольнения по собственному желанию. При выполнении последнего задания Вы не смогли правильно распределить нагрузку и ответственность среди вверенного Вам персонала. Из-за чего многие остались незамеченными, многие недополучат в конце года бонусы».

Часть 3. Неоправданные ожидания. Пример формулировки: «Когда мы брали Вас на работу, нашей конечной целью было выращивание начальника отдела/сектора, о чем мы вскользь говорили на собеседовании. Однако мы озвучивали и качества, которые ожидаем от такого руководителя. Речь шла не только о деловых качествах, которые мы в Вас действительно нашли, но и о личностных качествах руководителя большого отдела/сектора: умении установить контакт с каждым подчиненным, правильно распределять задания между сотрудниками в зависимости от уровня квалификации и скорости работы. Однако именно этих качеств в Вас мы до сих пор не увидели. Вы лидер, но вместо построения крепкой команды Вы действуете в одиночку, оставаясь не центром, а где-то параллельно коллективу. Даже чувствуется негативная обстановка в коллективе. Учитывая наличие у нас четких параметров для руководителя, мы вынуждены констатировать, что вырастить такого руководителя именно из Вас у нас не получилось. Конечно, и занимаемая Вами должность тоже имеет вес, и Вы на ней вполне устраиваете руководство. Но предложить Вам большее мы не сможем. Насколько нужно для Вас бесперспективное для карьерного роста место - решать Вам. Хотя, с другой стороны, что Вас держит на этом месте без наличия перспектив?»

Часть 4. Предложение расстаться. Как правило, именно в этом месте сотрудник понимает скрытое желание работодателя расстаться. Если работник прямо задает вопрос: «Вы хотите, чтобы я ушел?», важно лояльно ответить. Например: «Мы этого не говорили, но думаем, что это будем правильным решением».

Часть 5. Решение. Не всегда работник со «злым языком» решает уйти по собственному желанию. В этом случае еще не все потеряно для мирного расставания с ним. Если работодатель обладает материальными ресурсами, он вполне может предложить работнику расстаться по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) с выплатой компенсации (как правило, не более 2-3 окладов).

Как показывает практика, увольнение именно за неэтичность и эпатажность все же возможно.

Пример 2

Свернуть Показать

В СМИ бурно обсуждалось увольнение ведущих радиостанции «Маяк» В. Колосовой и А. Веселкина, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с обсуждением в эфире в издевательском тоне симптомов тяжелого заболевания, часто приводящего к смерти в детском возрасте. Скандальный инцидент произошел в октябре прошлого года, когда в рамках утреннего шоу вышла передача «Болячки», в которой ведущие обсуждали с приглашенным доктором проблемы муковисцидоза. В ходе беседы ведущие высмеивали симптомы болезни, причем складывалось полное впечатление, что они не в себе, настолько циничными были шутки. Конечно, по требованию общественности и сами ведущие, и руководство радиостанции принесли публичные извинения. Однако это не повлияло на решение руководства расстаться с работниками. Основание, которое использовал работодатель при увольнении данных лиц, публично не освещалось.

Ответная реакция бывает неожиданной

Анализ судебной практики показывает, что работник может оспаривать не только юридически значимые действия работодателя (дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения), но и методы борьбы. В частности, по его мнению, они могут затрагивать его честь и достоинство, быть оскорбительными. Поэтому нередко сотрудники обращаются в суд с требованием о взыскании суммы возмещения морального вреда. Хотя доказать умаление чести и достоинства действиями и высказываниями очень и очень непросто.

Суды, изучая все представляемые по делу доказательства, чаще приходят к выводу о недоказанности какого-либо вреда, нанесенного работником, в отношении которого предприняты законные меры борьбы с его привычкой посплетничать и поскандалить. Тем не менее даже при такой негативной для работников практике споры с подобными предметами исков встречаются регулярно.

Судебная практика

Свернуть Показать

Работник обратился к работодателю с иском о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда. Суть дела сводилась к следующему: истец был уволен с работы за прогул, однако был восстановлен судом в связи с нарушением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. После восстановления за нарушение дисциплины ему был объявлен выговор, уже по протесту прокурора признанный незаконным в связи с просрочкой наказания. После вынесения незаконного приказа о его содержании стало известно многим сотрудникам, начали распространяться слухи и сплетни, что причинило заявителю огромные переживания, нравственные страдания, в связи с чем он просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда. В дополнение истец указал, что его работа в настоящее время связана с нравственным воспитанием курсантов, у которых могло сложиться негативное мнение о его деловой репутации. Суд изучил представленные доказательства и не нашел в действиях работодателя распространения сведений о заявителе, а также порочащий характер этих сведений. Каких-либо существенных доказательств, подтверждающих указанные факты, заявителем не представлено, в связи с чем иск не был удовлетворен (решение Павловского районного суда Краснодарского края от 03.03.2011) .

В заключение отметим, что наличие в коллективе сотрудников со «злыми языками», несомненно, вредно для рабочей атмосферы. В отличие от соревновательного инстинкта, намеренное и необоснованное принижение достоинств коллеги не приносит положительного эффекта рабочему процессу в целом и развитию отдельной личности в частности.

Существуют психологические и юридические методы борьбы со «злыми языками». Последние быстрее и эффективнее достигают результата в виде прекращения или уменьшения количества сплетен, скандалов и обид в коллективе. Они основаны на применении наказания за конкретные действия работника, которые могут быть квалифицированы как нарушение локальных актов работодателя, содержащих установленные на предприятии нормы этики, поведения и обращения с коллегами. При этом необходимо помнить, что юридически значимым обстоятельством для наказания сотрудника является факт наличия в действиях работника состава дисциплинарного правонарушения.

Работодатель при использовании юридических мер борьбы вправе применить разнообразные основания для увольнения, предусмотренные ТК РФ, выбрав наиболее подходящее в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Однако при наказании сотрудника за «злой язык» и возникновении судебного спора существует риск признания судом незаконности действий работодателя при применении судебным органом позиции Европейского Суда по аналогичному спору, согласно которой привлечение работника к ответственности и дисциплинарное взыскание за выражение критического мнения приравниваются к вмешательству в его право на свободу выражения мнения.

В целом же искоренить явление «злых языков» в коллективе можно при наличии на то желания и применении психологических и юридических методов в совокупности.

Сноски

Свернуть Показать


22.06.2016 в 17:52

В статье вы узнаете:

Психология на работе и отношения в коллективе

Приветствую, любимые мои читатели! Сегодня мы поговорим о такой коварной теме как психология отношений в коллективе на работе . Почему коварной? Каждый хотя бы раз сталкивался с прессингом со стороны коллег, банальными сплетнями за спиной, даже откровенными подставами перед начальством, ставящими под сомнение наши профессиональные качества. Ну бывало ведь? Как избежать эти неприятности, наладить испорченные отношения с коллективом и даже обернуть их в выгодную для вас сторону, об этом я подробно сейчас расскажу.

Детство, детство, ты куда ушло…

Помните себя в детском саду, в школе, в институте? Вот в рабочей среде те же процессы, но более осознанные и немного усложненные. Я не зря обратилась к вашему опыту. Понятие коллектива неотделимо от личности, социальных отношений. Детские игры, общение мальчиков и девочек в классе, институте являлись будущей моделью вашей работы. Человеческие качества и навыки, которыми обросли в процессе взросления, это не багаж, а снаряжение, с помощью которого вы обустраиваете место в многомерной социальной паутине взаимоотношений. К сожалению, в коллективе не всегда легко дается так, как представляется. Теперь все по-взрослому.

На работу приходят люди с разным характером, темпераментом, уровнем самооценки, мотивацией: ворчуны, завистники, советчики, сплетники, учителя и другие; новичку нужно уметь вливаться в этот букет.

Если вы уже не первый день трудитесь на своего шефа, хотите срочно что-то изменить в ваших отношениях с коллегами, давайте разберемся какая роль отведена вам, вашим коллегам в этом безобразии, выберем стратегию поведения, только так вы сдвинете устоявшиеся отношения с мертвой точки. Но обо всем по порядку!

Первый день: фатальный успех!

Прежде чем я перейду к практическим рекомендациям, представьте, что к вам в офис пришла новенькая сотрудница. Ваши реакции? Безусловно, разные. Интерес, настороженность, любопытство, недоверие, равнодушие, но абсолютно каждый станет идентифицировать новичка на предмет «свой-чужой», это происходит бессознательно и естественно, понаблюдайте за собой. Как вести себя, что бы пройти этот тест? Важно в первый же день работы расположить к себе, а девиз недели будет: «Аккуратность во всем!». Начиная от внешнего вида, заканчивая высказываниями, действиями и выражаемыми эмоциями.


Мы такие разные и все-таки мы вместе

На самом деле конфликты среди персонала достаточно частое явление, роли известны, как говорится «на манеже все те же». Рассмотрим причины проблем, исходя из возможных типов отношений :

  1. «Злюка» или «ворчунья». Такие дамы есть в любой организации, неприветливые, недовольные, легко раздражающиеся. Ваша реакция – источник нового раздражения. Поэтому главное ваше оружие – спокойствие и методичность, держитесь нейтралитета
  2. Завистливые сотрудницы чаще других пускают сплетни, допускают весело-циничные обсуждения за спиной вашей очередной кофточки или любовных историй, вплоть до обесценивания ваших профессиональных обязанностей, подчеркивая любую оплошность или ошибку. Причины понятны: смесь зависти, скуки и даже ревности. Не допускайте поводов для сплетен, реже выставляйте напоказ ваши достижения и успехи, пощадите их чувства. И не дай бог вам флиртовать с коллегой- мужчиной на работе, тем более, если он единственный мужчина в коллективе!
  3. Ригидные сотрудники – это консерваторы до мозга костей. Не способны менять стиль работы или точку зрения. Спорить, аргументировать им что-то бесполезно, не пытайтесь, общайтесь инструкциями, придерживайтесь общих правил.
  4. Советчики – этот тип людей очень любит поучать, давать рекомендации, как и что вам лучше делать. Вреда от них нет, но назойливость способна вызвать минимум зевоту, максимум — ссору. В этом случае сами проявите инициативу, обратитесь за помощью, вы подчеркнете важность этого сотрудника, поддержите его самооценку и тем самым снизите потребность «быть нужным».
  5. Ваши педантичны е коллеги могут придираться по любому поводу, выискивая мелочную неточность, но зато, если позволяет рабочий процесс, вы можете разделить обязанности, отдав им самую нудную и рутинную работу, требующую внимательность к деталям.
  6. «Артисты» . Наверняка вам встречались люди демонстративного типа. Очень энергичные, эмоциональные, на работу они приходят за вниманием. Поэтому вас могут втянуть в скандал только бы оказаться в центре событий. Дайте артисту внимание, комплименты, в ответ вы получите хорошего союзника.

Это не единственные типы, их много. А что, если коллеги вроде бы неплохие, а отношения все равно не клеятся и периодически вспыхивают раздражения и стычки? Тут уж придется обратить внимание на себя любимых и задуматься, а не являемся ли мы сами причиной и источником своих же проблем? И в этом случае смена коллектива делу не поможет, вы из разу в раз будете попадать в одни и те же ситуации. Давайте поговорим прямо.

Что может провоцировать коллег на конфликты

  1. Необщительность, угрюмость, нежелание откликаться на просьбы. Это не значит, что нужно позволять садиться на шею. Но будьте доброжелательны, выручайте коллег, когда им это действительно нужно.
  2. Жалобы начальству на коллег. Лучше решайте спорные ситуации между собой, находя компромиссы.
  3. Если у вас плохое настроение, на вас накричал начальник, не задались дела, не срывайтесь на коллег ! Есть множество способов, как бороться со стрессом : хобби, аутотренинги, медитативные техники, любимая музыка и многое другое.
  4. Не считайте, что ваше мнение самое важное. Часто прямолинейность путают с банальной невоспитанностью. Сдерживайтесь , говорите только, когда это действительно важно.
  5. Дружба на работе. Вы можете не заметить, как это станет мешать рабочему процессу и коллегам. Частые перекуры, долгие обеды, бесконечные разговоры не понравится и начальнику.
  6. Страх перетрудиться, если это общее задание, тем более аврал.
  7. Не берите что-то без спроса со стола коллег.
  8. Постоянное сравнение со своей бывшей работой, особенно не в пользу нынешней.
  9. Неудачные, неуместные и излишние любопытные вопросы . Например, какую кому платят зарплату, кто в каких отношениях стоит и пр.
  10. Громкие разговоры на личные темы , громкая музыка телефона, сильный запах духов, разговор с коллегами на повышенных тонах. Согласитесь, что эти моменты могут вывести из себя и вас, и окружающих.

Одна моя знакомая посетовала, что вынуждена искать другие вакансии. Как оказалось, против нее целый отдел организовал травлю. В психологии отношений это явление называется моббингом , когда все на одного. Причиной моббинга явился трудоголизм моей знакомой, который был воспринят отделом, как желание понравится начальнику и выделиться на фоне остальных. Решить проблему удалось, вычислив главного зачинщика травли, и напрямую с ним обсудив сложившуюся ситуацию. Если же вам, наоборот, лень что-то делать, то прочтите о том, как бороться с ленью .

Отношения в мужском коллективе: расставим приоритеты

Отдельного обсуждения заслуживают правила поведения в мужском коллективе. Мужчины тоже разные и в таких коллективах бывает ой как не просто, чаще всего это борьба за выживание!


Итак, как ни крути, а рецепт один: уважайте друг друга, придерживайтесь норм поведения, агрессорам давайте твердый отпор и стремитесь наладить отношения, ведь все мы, по большому-то счету, одинаковы и все хотим приходить на самую лучшую работу в самый лучший коллектив. Если же вы всё еще в поисках лучшей работы, то обратите внимание на курс о 78 прибыльных интернет-профессиях . Нам всем известно, что скоро виртуальная работа займет огромное место в жизни людей. Так что есть вы с компьютером в хороших отношениях и в поисках более интересной работы , то возможность зарабатывать дома может быть как раз для вас.

Привет всем любителям покопаться в мозгах! Нет, я не про хирургов и патологоанатомов, я – про тех, кому импонирует психология, тех, кого хлебом не корми – дай изучить такое сложное явление как человек.

Сегодня я затрону немного редкую, но от того ничуть не скучную тему – игнорирование особей себе подобных. Мы разберемся почему игнор – лучший способ привязать к себе человека. Также подумаем отчего этот «метод привлечения внимания» столь эффективен.

Откуда ноги растут или почему игнор работает в обратном направлении?

Наверняка, многие из вас слышали, что, игнорируя человека, можно привлечь его внимание. Но при этом сразу возникает вопрос: «Такое вообще законно?». Как это работает?

Природа человека такова, что все мы – эгоистичные создания! И это устоявшийся факт, даже наиболее альтруистичные люди не способны поспорить с законами природы, которые работают на сознательном и подсознательном уровнях.

Если сознанием мы еще способны управлять, то подсознанием, увы и ах – нет.

«Зачем игнорировать человека для привлечения внимания», – спросите вы. Ведь можно напротив – постараться «показать себя» во всей красе!

Но реалии таковы, что человек, которого игнорируют, в большинстве случаев способен испытывать чувство, будто его отвергли.

И тут на сцену выходит Ее Величество «Самовлюбленность». Вкупе с эгоизмом это дает ядерную смесь, побуждая человека доказать свою значимость и важность.

Вот тут-то и начинается… Внимание игнорируемого к игнорирующему довольно существенно увеличивается. На самом деле это работает именно потому, что игнорируемый хочет доказать свою значимость прежде всего себе – что он нужен, что его замечают.

Потому можно сказать, что такая «схема обольщения» работает исключительно из эгоистичных побуждений потенциальной жертвы. А учитывая, что у человека изначально в подсознании заложен код любить себя, который побуждает его повышать уровень собственной самодостаточности, то такой метод работает на большинство людей.

Однако, стоит учесть, что этот способ не волшебная палочка и он не гарантирует стопроцентный успех привлечения внимания. Он работает при определенных условиях, познакомиться с которыми я предлагаю прямо сейчас.

Инструкция к управлению: как обратить на себя внимание при помощи игнора и для чего оно вообще нужно?

Для начала желательно определиться для какой цели вы хотите привлечь внимание определенного человека: потешить свое эго, поиграться чужими чувствами или добиться его расположения к себе. У каждого свои предпочтения, но работает этот закон психологии для всех одинаково.

Во-первых, не стоит игнорировать человека, внимание которого вы хотите привлечь, с самого начала. Сперва покажите, что он вам важен. Иначе рискуете отпугнуть его своим безразличием.

После того как дали понять ему, что он вам симпатичен – начинайте действовать.

Но не вздумайте заигрываться и окатывать этого человека своим холодным отношением к нему. Лучше всего проявлять к нему вежливость: перенося встречу, скажите ему об этом мягко и выразите свое огорчение по поводу такого форс-мажора.

Во-вторых, не затягивайте с игнором! Иначе получите соответствующий результат – человек потеряет к вам интерес и охладеет.

Игнорировать стоит лишь непродолжительное время чтобы привлечь внимание, после чего нужно действовать, а не продолжать динамить свою потенциальную пассию (особенно это касается мужчин, хотя априори не станет действовать подобным образом).

Кстати, стоит немного оговориться, что такая методика работает не на всех людей, потому как некоторые из них обладают низкой степенью . А именно оно и заставляет человека доказывать свою значимость.

Поэтому сложно будет привлечь игнором внимание человека, которому абсолютно фиолетово, что о нем думают другие и вообще обращают ли на него внимание.

Тем не менее этот способ «обольщения» не стоит списывать со счетов. Также мне интересно узнать ваши мнения и истории касательно этой темы. На этом я с вами не прощаюсь, а говорю: «До скорой встречи!».

Всегда я — Саша Богданова

Ты влюбилась. Но парень, который носил тебя на руках совсем недавно, перестал слать нежные сообщения каждые пять минут, звонить посреди дня, чтобы узнать, как у тебя дела, а вчера и вовсе опоздал на свидание. Подруги убеждают тебя, что игнор — лучший способ привязать к себе человека, который тебе нравится.

Прежде чем решиться на такие шаги, подумай, какой результат тебе нужен. Ты хочешь внимания и «шекспировских» страстей? Или тебе нужен надежный человек, на которого можно положиться? Возможно, именно сейчас ты горишь желанием всем доказать, что можешь крутить парнями не хуже Ирочки, чьих поклонников даже сосчитать никто не может?

Страсти «выгорают» быстро, часто оставляя болезненные следы в душе, а множество поклонников не дают ощущения счастья и любви. А человек, который уверен в своих и твоих чувствах, не будет сообщать о серьезных намерениях по пять раз в день. Он понимает, что пообщаться можно и вечером, в спокойной обстановке, а в случае форс-мажора ты обратишься именно к нему, и если не звонишь в слезах, то все у тебя в порядке. Взаимная уверенность — это элемент зрелых отношений.

Даша обратила внимание на нового коллегу на семинаре, который организовала фирма для сотрудников в одном из турецких отелей. Решив затмить всех прекрасным ровным загаром на вечернем банкете, она тщательно намазалась кремом и оправилась на пляж. Когда она вернулась в номер, то обнаружила, что вся покрыта пятнами, как гепард — тюбик оказался автозагаром. О походе на мероприятие не было и речи.

На следующий день симпатичный коллега подошел к ней сам, и поинтересовался, почему ее не было. Он порядком устал за вечер от попыток флирта всей женской части коллектива, и выделил Дашу из толпы только потому, что она не пыталась привлечь его внимание.

Игнорирование мужчины необходимо, когда он слишком привык к женскому вниманию. Даша не планировала такой вариант заранее, в этом случае ситуация сложилась естественно и непринужденно, что только усилило эффект.

Игнор будет эффективен, если твой мужчина — охотник по своей природе.

Он вложит все свои силы, чтобы достичь цели, выиграть, победить. Потом интерес угасает, результат его мало волнует. Эту особенность можно определить быстро: он днями и ночами на работе запускает проект, но через неделю после успеха уже затеял что-то новое. Или в детстве много сил и времени отдавал тренировкам по сабо, но после победы в городском конкурсе резко бросил занятия. Как только такой мужчина поймет, что завоевал тебя, на смену его чувствам придет безразличие. В этом случае тебе надо жестко следовать выбранной тактике, обязательно выдерживать паузы. Вполне допустим легкий флирт с мужчинами — конкуренция очень мощный стимул для такого человека. Главное, держись в рамках приличий — оскорбленного чувства собственности он не простит.




Основной принцип действия игнора

Ты уже поняла, что, прежде чем использовать игнор, нужно вызвать интерес у мужчины. Посмотри, как это делают дети — они прирожденные психологи. Маленькая девочка пришла на площадку, где играют другие дети. На нее не обращают внимания, тогда она, увидев большого жука, громко говорит: «Я боюсь!» И все, дело сделано! Половина мальчишек тут же бежит пугать ее жуками, другая половина ее защищает. Потом она разворачивается и идет к качелям, мальчишки бросают жуков и начинают спорить, кто будет ее раскачивать.




Дай мужчине возможность быть сильным, умным и смелым: попроси коллегу объяснить тебе схему, спроси совета в обслуживании машины, попроси проводить тебя с вечеринки, потому что уже поздно. Несколько раз обратись за помощью по мелочам, благодари, обязательно скажи, как тебе понравился результат. А потом резко и без комментариев прекрати эти просьбы, вежливо здоровайся при встрече, но не вступай в беседу, мило извиняясь, сошлись на множество дел. Но поддерживай в нем уверенность в твоих симпатиях, улыбайся и смотри в глаза. Увидишь, он сам начнет искать повод привлечь твое внимание. Лучше всего использовать игнор после успешного флирта, возможно, даже в начале романтических отношений.

Если поторопишься, то можешь спугнуть мужчину своим безразличием.

Скрытая угроза

Тактика игнора может принести отличный результат, но использовать ее нужно очень осторожно. Ты должна понимать, что это — один из видов манипуляции. Мужчина будет заинтересован в тебе, но это не значит, что автоматически появятся симпатия и любовь. Их место может занять болезненная привязанность, переходящая в зависимость. Мужчина, искусственно лишенный свободы выбора, может стать навязчивым, мнительным и даже агрессивным. Страдать в такой ситуации будете вы оба, и happy end`а не будет результат отношений не принесет счастья. Будь осторожна, если с помощью игнора ты пытаешься улучшить уже существующие отношения. Близких людей безразличие не интригует, а больно ранит.

Ты уже разобралась, в каких случаях стоит использовать такой прием, как игнорирование мужчины, изучила «подводные камни» и готова действовать.
Будь нежна, мила и вежлива, если отказываешь ему во встрече. Обязательно вырази искреннее сожаление о том, что так сложились обстоятельства.

Нельзя отказываться постоянно — мужчина решит, что он тебе не интересен. Лучше откажись от встречи несколько раз, и пару раз перенеси на удобное для тебя время. Можешь согласиться на свидание, но в последний момент позвони и извинись, сославшись на изменение планов.




Важно, чтобы инициатором свидания, на которое ты согласишься, стал мужчина. Но удели особое внимание деталям. Если вы собираетесь на загородную прогулку, возьми с собой еду: испеки пирожки или просто нарежь бутерброды. Для прогулки по городу составь примерный маршрут и узнай пару-тройку интересных фактов об улицах, домах, памятниках, или придумай смешную историю «из жизни», которая оживит разговор. Не стоит ходить в театр или кино на первых свиданиях — там не будет возможности пообщаться. Исключением может стать вариант с посещением кафе или ресторана в продолжение вечера. Тогда у вас будет одной удобной темой для общения и обмена впечатлениями больше. Свидание, которое ты даришь мужчине при тактике игнора, должно быть очень ярким, запоминающимся и необычным.




На свиданиях в этот период нельзя быть язвительной или капризной. Мужчина должен увидеть все положительные черты характера той, которую он так долго добивается.

Правильно используя стратегию игнора, ты можешь получить идеальные отношения. Помни, что это тонкий и сложный процесс, который потребует от тебя железной силы воли. И если ты хочешь привлечь внимание симпатичного, но робкого и застенчивого парня, лучше выбирай другой путь.

Напоследок - необычная методика

Давай проведем мысленный эксперимент.

Представь, что ты обладаешь сверхспособностью «читать» мужчин. Как Шерлок Холмс: посмотрела на мужчину - и сразу всё о нем знаешь и понимаешь, что у него на уме. Ты бы смогла заполучить любого мужчину и иметь идеальные отношения и вряд ли бы сейчас читала эту статью в поисках решения своей проблемы.

А кто сказал, что это невозможно? Чужие мысли ты конечно не прочитаешь, но в остальном никакой магии тут нет - только психология.

Советуем обратить внимание на мастер-класс от Надежды Майер . Она - кандидат психологических наук, и ее методика помогла многим девушкам завести идеальные отношения и почувствовать себя любимыми.

Если интересно, можешь записаться на бесплатный вебинар . Мы попросили Надежду зарезервировать 100 мест специально для посетителей нашего сайта.