Сравнение французской и русской революции. Кухня революции. Религия в революционной Франции

Эльфы: ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЬФОВЕДЕНИЕ

Эльфы в фэнтези
Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих... Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное...

Откуда же они пришли? Кто первым впустил их в мир фэнтези? Кто и что добавил в традиционный образ представителей остроухой расы? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить.

ЭЛЬФЫ И АЛЬВЫ, МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее - найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами. В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые (по крайней мере, в литературе), и описываются как отдельный народ, точнее, как два народа, ведь там упоминаются два разных племени эльфов.


Морские эльфы - это не только 40-50 килограмм диетического легкоусвояемого мяса, но несколько метров редкой кожи синеватого цвета.

Первый тип - это “светлые” или “небесные” эльфы. Свое второе называние они получили из-за места жительства: живут они не в мире людей (Митгарде), но и не в мире богов (Асгарде), их мир находится где-то посередине и называется Альвхейм (то есть “родина эльфов”). Из-за этого встретить их в нашем мире достаточно сложно. По описанию они более всего походят на тех существ, которых сейчас в фэнтези принято отождествлять с эльфами: они красивы внешне и богаты внутренне, мудры и искусны во многих ремеслах. Больше всего на свете они любят красивые цветы, и иногда посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Существа эти изначально добрые и справедливые, не способные склониться ко злу или к тьме. Среди них нет разделения на Темных и Светлых, Добрых и Злых - они все служат богам Асгарда и делают все для того, чтобы мир существовал и Рагнарек (легендарный конец света) наступил как можно позже.

Второй тип эльфов - это “темные” эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи на светлых эльфов. Темная, бурая кожа, маленький рост, длинные бороды - их описание больше подходит не эльфам, а тем, кого в фэнтези принято называть гномами. Они очень жадны до своего и до чужого добра, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Из искусств более всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных. В этом они добились совершенства: о красоте их металлических изделий ходят легенды. Второе название темных эльфов - “глубинные”. Его они получили из-за того, что живут в глубине земли и не могут выйти на поверхность днем, потому что свет солнца для них смертелен.



Леголас в исполнении Орландо Блума надолго станет для массового зрителя “подлинным эльфом”.

Еще один исторический источник, который стоит упомянуть - древнекельтские и германские сборники мифов и легенд. В этих книгах также присутствует термин “эльф”. В них он синонимичен таким понятиям, как fairy (фея, или житель волшебной страны фей) или spirit (дух). Из самих мифов мы узнаем, что эльфы живут в мире людей, чаще - в лесах, очень малы ростом (не больше пальца) и на спине у них есть пара небольших крылышек. В наше время их чаще называют “феями” или “хранителями (духами) леса”, встретить их можно в современных мультипликационных фильмах (мультфильм “Дюймовочка” по Андерсену) и книгах. Про них ходят множество легенд, одна из которых обещает, что если их поймать, то они исполнят любое желание. Изначально они, так же, как и “светлые” эльфы скандинавской мифологии, существа не злые, но в тоже время весело пошутить над заблудившимся в лесу человеком вполне могут.

ЭЛЬФЫ ПО-ТОЛКИНОВСКИ

Галадриэль, хранительница Лотлориэна (“Властелин Колец”).

Из скандинавской и кельтской мифологии в мир Арды эльфов (а также гномов, драконов, троллей) привел Дж. Р. Р. Толкин. Его мир стал одной из первых фэнтези-вселенных, в котором присутствовали элементы из различных мифов и легенд многих народов (скандинавские, кельтские, англосакские). Если говорить конкретно о фэнтезийных эльфах, то он первым полностью описал их внешний облик и внутренний мир.

Его эльфы, они же Перворожденные, они же Старшая раса, являются в мир после того, как боги (айнуры) создали мир и наполнили жизнью. После непродолжительного пребывания в этом новом мире боги, опасаясь дурного влияния темного Мелькора, всеми способами стараются переселить эльфов из места их рождения, так называемых “Вод пробуждения”, в обитель богов - Валинор, чудесный остров, находящийся далеко на Западе (аналогия с библейским Эдемом). На этом острове эльфов ждала безмятежная жизнь, полная радости и счастья.

Большинство эльфов вняли советам богов и через несколько десятилетий, проведенных в пути, они оказались на далеком острове. Этих эльфов принято называть Светлыми эльфами, или Эльфами Света. Однако были и другие, которые не послушались совета богов и остались у “Вод пробуждения”, их называют авари, или Темными эльфами. Но в данном случае слова “темный” и “светлый” используются не как синонимы “злой/добрый”, а в своем прямом значении. В те времена во всем мире Арды царила тьма, и только в Валиноре - свет, именно поэтому тех эльфов, кто видел этот свет, называют Светлыми, а тех, кто остался во тьме, - Темными.

Внешность у толкиновских эльфов остается такая же, как и у их старших братьев из скандинавской мифологии. Они совершенны и ликом, и телом. Некрасивых эльфов не бывает, потому как они были созданы совершенными и без изъянов. Эльфийские глаза - большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зеленые.

Еще одна особенность внешности - это их уши. В отличие от людских, они немного длиннее и заострены сверху, по форме напоминая лист. Черты лица, в отличие от человеческих черт, более утонченные. На лице эльфов не растут волосы - вы не встретите у Толкина фраз “у этого эльфа была шикарная борода” или “лицо эльфа покрывала трехнедельная щетина”.



Леди Арибет, падший паладин и культовый персонаж в среде фанатов D&D (Neverwinter Nights).

Описать общий характер толкиновских эльфов сложно, ведь это уже не “светлые эльфы” из скандинавских мифов, про которых мы могли сказать: “Все они добрые и справедливые”. У каждого эльфа в мире Толкина свой неповторимый характер, и у этого характера есть не только светлые стороны. Из скверных качеств эльфов Толкин чаще отмечает зависть, ярость, озлобленность, чрезмерную гордыню. Причиной появления в эльфах, изначально - существах добрых и светлых, этих темных сторон, является уже упомянутое дурное влияние Темного Бога - Мелькора. Вообще Толкин называет единственного виновника насаждения зла - Мелькора, а позже - его последователя Саурона. Если бы не было этих высших созданий - про эльфов Толкина можно было бы сказать то же самое, что и про “светлых эльфов” Скандинавии.

Эльфы Толкина очень тесно связаны с окружающим миром: пока он существует, будут существовать и они. Высказывание “умер своей смертью” не может быть применено к эльфу, потому что умереть без посторонней помощи он не может. Но даже если его жизнь прервется (например, эльф погибнет в битве), то по прошествии некоторого времени их феа (душа) возвращается в мир в другом теле.


Пирсинг и перебор с косметикой ей не к лицу.

В истории Арды известно и несколько случаев добровольного ухода эльфов из жизни путем так называемого “вечного сна”. Причина сна кроется в том, что душа эльфа устает жить в этом мире и жаждет покоя. Во время сна тело остается нетронутым, а организм продолжает функционировать (присутствуют пульс и дыхание), но в нем нет души, которая уходит в Чертоги Мандоса, где души находят покой и исцеление. По прошествии некоторого времени души по собственному желанию покидают чертоги и возрождаются в новых телах.

Более всего эльфы ценят красоту внешнюю и внутреннюю, в любой форме ее проявления, будь то красота соплеменника или изделия. Красота воспевается ими в песнях. Среди эльфов много бардов и поэтов, а профессия менестреля - одна из самых уважаемых в их обществе (одной из причин всеобщего уважения является то, что пение айнуров послужило толчком к возникновению вселенной).

Из-за того, что срок жизни эльфов не ограничен, они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам - в обработке металлов. В остальном они преуспели больше других народов. Среди наиболее часто упоминающихся достижений эльфийской культуры - скульптура, архитектура, кораблестроение, обработка драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что, вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения какому-либо виду оружия, владея всеми видами одинаково хорошо.

Описание архитектуры и скульптур, созданных эльфами, мы часто встречаем на страницах книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн. Общее в этих творениях только одно - совершенная красота. Также мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов - телери. Весь сюжет книги “Сильмариллион” строится вокруг трех камней непередаваемой красоты, сделанных одним из эльфов


Уникальная афроамериканская эльфийка - дань политкорректности (кинофильм D&D The Movie).

Среди прочих умений эльфов есть и такое, которое некоторые несведущие люди называют магией. На самом деле суть этого умения заключается в том, что эльфы могут общаться без слов, образами. Называется это искусство осанве, большинству не-эльфов оно не доступно, хотя случались и исключения.

Подводя черту под рассказом об эльфах мира Арды, приведем сжатое описание толкиновского эльфа. Он высок ростом, изящен, с утонченными чертами лица, большими глазами и остроконечными ушами. Он совершенен внешне и мудр внутренне, он живет вечно и вечно же стремится украсить мир своими творениями, из-за красоты которых нередко проявляет чрезмерную гордость или зависть. В то же время эльф не нарушает законов чести или приличия, если только ему не препятствует что-либо (например, клятва), что для него важнее всех законов, вместе взятых.

В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах. Часто эти эльфы почти ничем не отличаются от толкиновских прототипов, поэтому мы не станем подробно останавливаться на них. Но были и такие авторы, которые, описывая своих эльфов, напрямую обращались к реально существующим мифологическим источникам - к германским и кельтским легендам, попутно изменяя эльфийскую внешность и внутренний мир.

АНИМЕШНЫЕ ЭЛЬФЫ С ИНТЕРЕСНЫМИ УШКАМИ

Современный жанр фэнтези - это не только литература, игровая индустрия и кинематография, но и формы творчества, существующие на стыке этих областей. Аниме - одна из таких форм. На сегодняшний день выпущено огромное количество аниме-продукции жанра фэнтези. Конечно же, встречаются здесь и традиционные фэнтези-расы, среди которых обязательно присутствуют эльфы.

Эльфы аниме бывают высокими и низкими, добрыми и злыми, мудрыми и недалекими, красивыми и страшными... Одна из особенностей изображения эльфов в аниме - вид их ушей. Они достаточно длинные и не прилегают к голове, как, например, у эльфов Толкина, а, скажем так, растут от головы. Это (но не только это!) делает образ эльфов аниме неповторимым и узнаваемым.

ЭЛЬФЫ ПО-ПЕРУМОВСКИ

Ник Перумов является одновременно как продолжателем традиций мира Толкина (дилогия “Кольцо Тьмы”), так и создателем собственного мира, в котором многое взято из исторических первоисточников.

В его свободном продолжении “Властелина Колец” эльфы те же, что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов - лук, а любимая тактика боя - засады.

В своем же собственном мире, точнее - в системе миров, так называемом “Упорядоченном”, Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются достаточно оригинальные подробности. Например, в книге “Земля без радости” он говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих. В книге “Алмазный меч, деревянный меч” Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов - дану, или лесных эльфов, а в мире романа “Гибель богов” среди множества различных рас можно встретить и старших братьев эльфов - альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской мифологии).

ОСТРОУХИЕ ОТ САПКОВСКОГО


Еще один интересный взгляд на народ эльфов мы найдем в книгах Анджея Сапковского. У него эльфы, как и у Толкина - первая раса, поселившаяся на земле. Дни их расцвета и величия сравниваются с “золотым веком”. Но в какой-то момент в этот мир пришли люди. Эльфы с высоты своего развития смотрели на людей, как на дикарей, не признавали в них младших братьев и, понятное дело, ни в чем им не помогали. Люди плодились намного быстрее эльфов, а потому очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую и гордую расу с плодородных земель.

В своем мире Сапковский показывает эльфов как тупиковую ветвь развития, влачащую жалкое существование и постепенно вымирающую. Большинство из них живет в бедности и нищете, но даже в таких условиях они гордятся своим происхождением и презирают смертных людей.

Среди эльфов Сапковского можно выделить две группы. Первая группа - это эльфы, которые смирились с людским превосходством и живут в человеческом обществе, стараясь влиться в него. Вторая - эльфы, которые так и не признали господства людей и своего поражения. Они продолжают с презрением относится ко всему человеческому, отвергают компромиссы, а конфликт для них - единственный способ решения проблем. Обе эти группы независимо от своих действий постепенно вымирают или смешиваются с человечеством.


Эльфов Сапковского я бы назвал “жалкими эльфами”, потому что они растеряли красоту и былое величие, сохранив лишь гордость, присущую им изначально. Сапковский увидел в социальной модели эльфийского народа, впервые предложенной Толкином, медленную деградацию, неспособность к переменам и порочную верность традициям. Именно эти черты он и подчеркнул в общественной структуре эльфов собственного фэнтези-мира.

Биологическое описание эльфийского народа, сделанное Сапковским, существенно отличается от толкиновских аналогов. Одно из главных различий - это срок жизни. Эльфы этого мира живут не вечно, а всего 600-700 лет, в связи с этим эльфы Сапковского знакомы с такой стадией жизни, как старость. Их кожа бледная, эльф не может загореть на солнце; хотя, возможно, загоревших эльфов не было и в мире Толкина, просто он об этом забыл упомянуть. У Сапковского нередки эльфы с глазами ярко-зеленого цвета, каких у Толкина не было. Сапковский сознательно не проводит яркой границы между добром и злом, а потому и по своему характеру его эльфы не так односторонни, как толкиновские.

ЭЛЬФЫ D&D
Ролевая игра Dungeons & Dragons многое привнесла в современные представления об эльфах. Нельзя сказать, что описание эльфийской внешности в D&D разительно отличается от толкиновского, но нужно заметить, что в D&D этот народ описан намного подробнее, чем у писателей фэнтези - такова специфика ролевых игр. В руководствах D&D можно найти детализированное описание эльфийской истории, мифов, менталитета, магии, ремесел, быта и даже алфавита и языка


Поскольку основа D&D - это не отдельный фэнтези-мир, а целый комплекс миров, мирков и даже вселенных, в D&D существует множество разновидностей внутри эльфийского народа. Во внешности эльфов разных подрас различия наблюдаются и в росте, и в физиологических особенностях (жабры у морских эльфов, крылья - у воздушных), и в цвете кожи, волос и глаз. Обратимся к наиболее распространенной подрасе, описанной в главной книге правил (Player"s Handbook edition 3.5), представителей которой часто именуют “высшими эльфами”.

Итак, в отличие от толкиновских канонов, эльфы D&D не выше, а ниже человеческого роста: их рост он колеблется от 125 до 160 сантиметров. Как и в классическом фэнтези, они обладают красивыми, утонченными чертами лица и правильным телосложением, но они более хрупки, чем прототипы из романов Толкина. Вес взрослого эльфа, в зависимости от пола, составляет от 40 до 70 килограммов. Цвет глаз зависит от эльфийской подрасы (или наличия в генетическом древе эльфа предков иных эльфийских народов), он может быть зеленым, янтарным, голубым и карим. Кожный покров у эльфов, как правило, очень бледный, но примеси крови у каждого индивидуума могут быть причиной темного и даже зеленоватого цвета кожи. Половозрелость эльфа наступает с возрастом примерно в 100 лет, а продолжительность жизни составляет от 220 до 700 и более лет, он тоже зависит от подрасы, к которой относится эльф. Слухи о физиологическом бессмертии эльфов, таким образом, сильно преувеличены


Эльфы D&D защищены от прямого воздействия чарующей магии и волшебного сна, а их чувства (зрение и слух) обострены. В темноте, при свете луны или свечей эльф способен видеть в два раза дальше, чем человек.

Большинство эльфов D&D имеют склонность к магическим наукам, а из всех видов оружия предпочитают прямые клинки (мечи и шпаги) и, конечно же, луки. В целом, эльфы разных подрас достаточно сильно различаются культурой, местом обитания, уровнем развития, характером и отношением к другим расам. Безусловно, наиболее яркой и необычной из подрас D&D-эльфов являются “дроу”, или темные эльфы, живущие под землей и злобные по своей природе - но это уже совсем другая история, достойная отдельной статьи.

Из-за того, что в D&D у представителей эльфийского племени - огромное число разновидностей, общий образ D&D-шного эльфа получается размытым. В целом “местный” эльф - существо удивительно ловкое, смышленое (еще бы, мудрость накапливается веками!), полагающееся на волшебную силу, чтящее собственных древних богов и открытой схватке предпочитающее стрельбу из лесной чащи или иного укрытия.

Описание эльфов в D&D (а также в сопутствующей D&D литературе), по всей видимости, самое полное и детальное. Оригинальных эльфов из D&D можно поставить в один ряд с эльфами Толкина, они оказали огромное влияние на традиционное представление о фэнтези-эльфах. Большинство писателей фэнтези в своих мирах и вселенных пользуются образами, предложенными Толкином и авторами D&D, дополняют и развивают их (как Перумов), смешивают и в итоге создают нечто самобытное (как Сапковский).


ЭЛЬФЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ПИКСИЛЕЙ
В игровую индустрию эльфы успели проникнуть в 1973 году, когда был разработан самый первый вариант правил Dungeons & Dragons. Естественно, и в компьютерных играх они фигурируют едва ли не с первых игр, в которых была графика. Последние несколько лет количество фэнтези-игр, выпущенных на различных игровых платформах, растет, как снежный ком, следовательно, растет и количество разновидностей эльфов! Среди них за особенно тщательный подход к проработке оригинального народа эльфов отметим сериалы Warcraft (стратегия в реальном времени) и The Elder Scrolls (ролевая игра, последняя инкарнация которой - Morrowind). Если Warcraft III предлагает нам в качестве полководца возглавить несметные эльфийские полчища, обладающие уникальной боевой тактикой и стратегией (на выбор даются светлые - в составе армии людей - или темные эльфы; последние составляют отдельную армию), то в Morrowind описываются несколько видов эльфов, у которых есть свой неповторимый облик, характер и история развития - все это мы можем досконально узнать, если пройдем игру до конца, желательно - персонажем-эльфом.

* * *
Эта статья не претендует на то, чтобы считаться пособием по истории эльфов в фантастической литературе. Конечно, я не упомянул и десятой части разновидностей эльфов, которые встречаются в фэнтези-мирах. Я почти ничего не сказал о среде обитания, о мифологии эльфов, умолчал об отношении между полами, об общественной структуре и повседневном быте эльфов.

Моей целью было показать источники современных представлений об эльфах фэнтези. Надеюсь, вы почерпнули из статьи что-то новое. И, конечно же, “Мир фантастики” будет возвращаться к эльфам в будущем: как можно пройти мимо одного из народов, без которого не существовало бы многих фэнтези-произведений?


Похоже, мир устал от ярких красоток вроде Адрианы Лимы или Синди Кроуфорд, и балом начали править модели с нестандартной внешностью. Они покоряют подиумы и глянец вовсе не безупречной чертами лиц, а яркой индивидуальностью.

1. Эрика Эрвин (Erika Ervin), 36 лет



Рост больше 2 метров для женщины может стать проблемой, а может и лотерейным билетом в модельную карьеру.

2. Виктория Модеста (Viktoria Modesta), 27 лет



Модель с протезированной ногой стала своего рода сенсацией и ролевой моделью для тех, кто комплексует из-за своих несовершенств или проблем.

3. Маша Тельная (Masha Tyelna), 24 года



Украинская модель с эльфийской внешностью: огромные глаза, очень тонкая талия и белая кожа. Инопланетная внешность девушки вывела ее на подиумы Парижа.

4. Дафна Селф (Daphne Selfe), 85 лет



Модель из Великобритании, которая выступает против пластических операций и умудряется успешно продолжать свою карьеру длиной более чем в полвека.

5. Брунетт Моффи (Brunett Moffy)



Девушка с ярко выраженным косоглазием стала модной сенсацией 2013 года, когда заключила контракт с известнейшим агентством «Storm Model».

6. Ханна Габи Одиль (Hanne Gaby Odiele)



Изюминкой этой бельгийской модели стали очень высокий лоб, впалые скулы и вообще непропорциональное лицо.

7. Диандра Форрест (Diandra Forrest), 25 лет



Если ты зеленоглазая афроамериканка-альбинос, то одного этого достаточно чтобы стать уникальной и особенной.

8. Кэйси Леглер (Casey Legler), 38 лет



Женщина модель, которая благодаря своей андрогинной внешности стала рекламировать мужскую одежду.

9. Лили Макменами (Lily McMenamy), 21 год



Очень нестандартную Лили с непропорционально большим ртом, выпирающими зубами, тяжелыми веками и большим носом очень трудно представить в роли модели, однако ее популярность только растет.

10. Фрея Беха Эриксен (Freja Beha Erichsen), 27 лет



Одна из не самых классических, но очень интересных и фотогеничных красоток, у которой аж 16 татуировок, что для модельного бизнеса долго было редкостью.

11. Линдси Виксон (Lindsey Wixson), 21 год



Девушка с кукольным ротиком, заметной щербинкой между передними зубами и ямочкой на подбородке с 15 лет снимается для Vogue и строит свою ну очень популярную модельную карьеру несмотря ни на что.

Синдром Вильямса, причины, диагностика, лечение которого будут рассматриваться в нашей статье, является довольно редкой врожденной патологией, изначальную причину появления которой до сих пор так и не смогли разгадать исследователи. Названо она было в честь кардиолога Дж. Вильямса, подробно описавшего ее в 1961 году. Но к первому наименованию, из-за характерных особенностей внешности больных, часто добавляют еще одно: «лицо Эльфа».

Из-за чего развивается патология

Синдром Вильямса («лица Эльфа») - это генетическое заболевание, связанное с нарушениями в хромосомном наборе плода. А именно с потерей участка (делецией) седьмой хромосомы. В утраченном так называемом «длинном плече хромосомы» содержится около 26 генов, что и связывают с характерными особенностями данного расстройства (хотя для большинства из них связь с имеющимися при болезни симптомами пока еще не установлена).

Кроме того, что на поврежденном участке хромосомы имеются гены, отвечающие за то, как будет развиваться и функционировать головной мозг, там есть и гены, отвечающие за синтез белка эластина. А это приводит к тому, что у детей с описываемым синдромом возникают не только поведенческие, интеллектуальные и психологические проблемы, но и сосудистые аномалии, а также врожденные пороки сердца (стеноз аорты и легочной артерии, которые могут проявляться как по отдельности, так и вместе).

Как выглядят больные с синдромом Вильямса

Внешний вид людей, у которых диагностирован синдром Вильямса («лица Эльфа») отличается особенными чертами лица:

  • у них низко расположенные глаза, окруженные припухлыми веками (что особенно заметно, когда человек смеется);
  • большой рот с пухлыми губами и неправильным прикусом;
  • очень широкий лоб;
  • нос короткий, с плоской переносицей и круглым тупым кончиком;
  • подбородок слегка заостренный;
  • низко посаженные уши;
  • выпуклый затылок;
  • ярко-голубые глаза (глазные яблоки тоже имеют голубоватый оттенок)

Но не все перечисленные признаки можно обнаружить у одного человека. Для точной диагностики заболевания бывает достаточно наличия трех типичных черт.

Как распознать синдром Вильямса («лицо Эльфа»)

Помимо характерного внешнего вида, у больных синдромом Вильямса отмечены и особенности развития высших нервных функций, которые приводят к возникновению специфических особенностей в психике.

  1. интеграции (процесса, при котором нервная система получает сигналы от осязания, вестибулярного аппарата, обоняния, зрения, вкуса и слуха). При этом чувствительность к звуку у пациентов повышена.
  2. Больные импульсивны, легко возбудимы, очень общительны (иногда даже навязчиво), настроение у них неустойчиво (в медицине данная особенность характеризуется как эмоциональная лабильность).
  3. У них наблюдается повышенная тревожность, заметен страх всего нового.
  4. Характерны нарушения способности произношения звуков и восприятия сказанного (импрессивная речь).
  5. Во время обучения таких больных заметны проблемы с усваиванием математических действий.

При этом то, как проявляется задержка умственного развития у таких детей, выглядит необычно. Их речь, как правило, хорошо развита для их возраста, выразительна и окрашена эмоционально, кроме того, у них наблюдаются явные музыкальные способности: абсолютный слух, отличное чувство ритма и прекрасная музыкальная память. Они могут подолгу старательно заниматься игрой на музыкальных инструментах или прослушиванием произведений, но с трудом сосредотачиваются на каких-либо иных вещах.

Особенности психологии больных с "синдромом Эльфа"

Одним из ярких качеств «эльфов» является их коммуникабельность. Дети, страдающие этим синдромом, без страха приближаются к незнакомому человеку, легко проявляют сочувствие и всегда готовы помочь. Их речь журчит ручейком, они улыбчивы и дружелюбны. Исследователи объясняют эту особенность спецификой работы миндалевидного тела их мозга, из-за которой такие люди очень остро реагируют на доброе собеседника, а злобную мимику просто не воспринимают.

Если у малыша диагностировано «лицо Эльфа» (синдром Вильямса), то знайте - это будет непосредственный наивный ребенок, не умеющий учитывать ситуацию и склонный к дурашливости. А свою интеллектуальную недостаточность он будет маскировать под относительно сохраненной речевой активностью и хорошей артикуляцией, хотя часто такие дети говорят невпопад, нарушая смысловую сторону сказанного.

Еще несколько интересных особенностей «Эльфов»

Исследователи, изучающие синдром Вильямса («лицо Эльфа»), причины, симптомы этого заболевания, обнаружили, что страдающие им люди обладают особой избирательностью в восприятии зрительно полученной информации.

Так, если показать данному пациенту фото велосипеда и предложить перерисовать изображение, то он сделает это с большой точностью, не упуская ни одной мелочи. Правда, руль, колеса и педали будут раскиданы по всему листу. Зато в случае, когда это же задание нужно выполнить с изображением лица человека, то он окажется на высоте, ухитрившись, кроме того, по фотографии не хуже хорошего психолога уловить характер человека.

Заболевания, которые сопровождают «синдром Эльфа»

К сожалению, болезнь «лицо Эльфа» (синдром Вильямса) проявляется во множестве отклонений, сопровождающих основное заболевание. Так, у детей с данной патологией, как правило, зубы прорезываются поздно, а во взрослом возрасте они выглядят удлиненными и редкими. К тому же у больных наблюдается склонность к кариесу, прикус нарушен, а складчатость слизистой оболочки щек изменена.

Дети с названным синдромом в первые годы жизни очень плохо набирают вес и медленно растут, но в дальнейшем многие из них становятся полными и отличаются рыхлостью тела. До года малыши-«эльфы» страдают от гипрекальциемии, которая развивается из-за усиленного всасывания кальция из кишечника.

У взрослых больных характерной особенностью можно считать и Х-образную постановку ног, узкую грудную клетку, низкую талию и удлиненную шею. Синдром Вильямса («лица Эльфа») часто сопровождает и чрезмерная эластичность суставов, что проявляется в их повышенной разгибаемости, а также плоскостопие и косолапость. Обнаруживаются и различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Довольно часто встречаются пупочная и паховая грыжи, у некоторых больных - врожденный вывих бедра.

Как лечится "синдром Эльфа"

Больные с диагнозом «синдром Вильямса (лицо Эльфа)» лечение получают только в виде симптоматической терапии, так как генетические заболевания в наше время не имеют специфического лечения.

Для малышей, попавших в больницу с гиперкальциемией в тяжелой форме, назначают глюкокортикоиды («Гидрокортизон»), а взрослым больным обычно рекомендуют постоянное наблюдение за уровнем кальция в крови и потреблением витамина D, под влиянием которого уровень кальция увеличивается.

Детям с названным синдромом требуются усиленные занятия с психологом. Контакт со здоровыми детьми также имеет для таких пациентов большое значение, так как создает для них положительную динамику в общем развитии.

Прогноз

Больные, у которых диагностирован синдром Вильямса («лица Эльфа»), как правило, живут несколько меньше, чем обычные люди. Специалисты связывают это с довольно высоким уровнем в крови кальция, влекущим за собой раннюю кальцификацию артерий и сердечной мышцы. А у 75% больных к тому же имеется сужение аорты прямо над сердцем, что в некоторых случаях требует хирургического вмешательства. Кстати, из-за высокого риска развития сердечно-сосудистых заболеваний названным больным рекомендованы регулярные профилактические осмотры.

Синдром Вильямса – генетическое заболевание, все проявления которого связаны с делецией в 7 хромосоме.

Это заболевание впервые было описано детским кардиологом из Новой Зеландии Дж.Вильямсом в 1961 году. Данная патология встречается с одинаковой частотой, как у мальчиков, так и у девочек.

В чём особенности детей с синдромом Вильямса?

Все дети с синдромом Вильямса имеют своеобразную внешность – широкий лоб, расхождение бровей по срединной линии, большие пухлые щеки, свисающие вниз, ярко-голубые глаза, пухлые губы, особенно нижняя, маленький заостренный подбородок. Их внешность напоминает лицо эльфа в их традиционном фольклорном варианте. Поэтому синдром имеет и иное название – синдром Эльфа или лица Эльфа.

У людей с данным синдромом нарушается синтез белка эластина, что приводит к развитию сосудистых аномалий, врожденных пороков сердца. «Эльфы» имеют также специфические психологические, поведенческие, интеллектуальные нарушения. Я бы совсем не сказала, что они напрочь лишены интеллекта. «Эльфы» наоборот в чем –то могут быть талантливы и одаренны. Чаще всего среди них есть способные музыканты, имеющие абсолютный слух и отличное чувство ритма.

Синдром Вильямса в моей практике

Синдром Вильямса – довольно редкая генетическая аномалия . На нее приходится не более одного случая на 8000 родов. Но такая дети есть среди нас!

За свою практику детского кардиолога мне в течение ряда лет пришлось наблюдать пациентку с синдромом Вильямса, о которой я и хочу рассказать.

Алина с синдромом Вильямса

У нее белокурые пышные локоны, ниспадающие на плечи, большие, голубые и выразительные глаза, склеры, отливающие все той же голубизной. Блондинка, казалось бы сводящая с ума мальчишек и очаровывающая всех взрослых. Но нет в ее лице гармонии, пропорциональности и совершенства. Большой, широкий лоб, плоская переносица, все еще по-детски пухлые, нависающие щечки, пухлые губы, обнажающие неправильные кривоватые зубы с пластинкой для их исправления. Овал лица резко зауживается книзу, заканчиваясь треугольным подбородком. Но внешность Алинки все равно притягивает, завораживает, как все необычное, сказочное, нереальное. Образ девочки из страны эльфов...

Как и все блондинки, Алина нежна, хрупка и слаба здоровьем. У нее часто кружится голова, часто колет и замирает сердечко . Порой от дурноты она закатывает глаза и падает в обморок . Ее всюду сопровождает мама, не расставаясь с ней ни на секунду, поддерживает, очищает дорогу, дает присесть в любую минуту, обмахивает платочком, дает глоток воды или слушает не умолкающую речь порой оживленной Алины. Мама такая простая, обычная, с виду казалось бы не имеющая к своей дочери никакого отношения, рядом с девочкой, как взрослая женщина, не наигравшаяся в детстве в большую шикарную куклу.

Умения Алины

Можно сказать, что Алина талантлива. Полтора года девочка проучилась в музыкальной школе. Но как и внешность, ее талант какой-то не целостный. Абсолютный музыкальный слух перечеркивается совершенной неусидчивостью и гиперактивностью. Чувство ритма губит неспособность считать в пределах десятка. Музыкальную школу пришлось бросить. Но Алина продолжает музицировать дома, по желанию и настроению… Так и школьные успехи. Если по технике чтения в первом классе она на порядок опережала своих одноклассников, то математика была ей совершенно непостижима, совсем не поддавалась Алине магия простых цифр. Со второго класса пришлось перейти в коррекционную школу.

Проблемы Алины со здоровьем

Куча жалоб Алины и хрупкость ее здоровья вполне объяснимы. У нее порок сердца. Присмотревшись можно заметить как дрожит яремная ямка, а верхушечный толчок сердца бьет с силой. Пульс слабого наполнения не соответствует такой силе толчка. Порок сердца явно шумит, грубо дует во 2-3 межреберье слева, проводясь на сосуды шеи. Первый тон на верхушке усилен, обеспечивая мощность левого желудочка, развивая его гипертрофию. Давление низковато.

У Алины врожденный порок сердца: надклапанный стеноз аорты, так характерный для девочки с лицом эльфа. Надклапанный стеноз наиболее редкий вариант всех стенозов аорты. Виной тому, мембрана, располагающаяся выше клапана аорты. Но степень стеноза не так уж велика, поэтому кардиохирурги ждут, медлят, не спешат с операцией.

Что было в раннем детстве?

У Алины было много проблем в раннем детстве, так рассказывает ее мама, а рассказывать она может многое. У нее были частые рвоты при попытке накормить, лет до двух ее невозможно было хоть немного приучить к взрослой пище, дочь отставала в весе, в крови была гиперкальцемия. Но после 3–х лет это как-то само собой купировалось и что касается веса, то в 5 лет Алина имела скорее уже его излишек.

Добродушие и общительность Алины

Алина коммуникабельна, общительна, говорлива, у нее множество приятелей, ее речь журчит ручейком. Я где-то читала, что причина дружелюбия «эльфов» в особенностях работы миндалины мозга. На добрые лица они реагируют гораздо сильнее, чем обычные люди, а злобы просто не замечают. У девочки образные сравнения. Порой кажется, что она могла бы писать сказки или фантастические рассказы. Свои голубые глаза она сравнивает с блюдцами озер, а щеки с неприступными скалами, куда спрятались эти озера.

Алина – девочка с лицом эльфа, моя пациентка, ей 9 лет. У нее синдром Вильямса Бойрена , он же синдром инфантильной идиопатической гиперкальцемии.

Исторические параллели всегда поучительны: они уясняют настоящее, дают возможность предвидеть будущее, помогают выбрать правильную политическую линию. Надо только помнить, что следует указать и объяснить не только сходства, но и различия.

Нет вообще более нелепого и противоречащего истине, действительности выражения, чем то, которое гласит "история не повторяется". История повторяется так же часто, как и природа, повторяется слишком даже часто, почти до скуки. Конечно, повторяемость не означает тожества, но ведь тожества не бывает и в природе.

Наша революция во многом сходна с великой французской революцией, но она не тожественна с ней. И это прежде всего заметно, если обратить внимание на происхождение обеих революций.

Французская революция произошла рано - на заре развития промышленного капитализма, машинной индустрии. Поэтому, будучи направлена против дворянского абсолютизма, она ознаменовалась переходом власти из рук дворянства в руки торговой, промышленной и сельскохозяйственной буржуазии, причем видную роль в процессе образования этой новой буржуазии сыграло распыление старой дворянской крупной собственности, главным образом дворянского землевладения, и ограбление старой буржуазии, чисто торговой и ростовщической, сумевшей и успевшей приспособиться к старому режиму и вместе с ним погибшей, поскольку отдельные ее элементы не переродились в буржуазию новую, как то же самое случилось и с отдельными элементами дворянства. Именно, распыление собственности - земельной, домовладельческой и движимой - создало возможность быстрой капиталистической концентрации и сделало Францию буржуазно-капиталистической страной.

Наш абсолютизм оказался гораздо более гибким, более способным к приспособлению. Конечно, здесь помогли общие экономические условия, в значительной мере имевшие мировой масштаб и размах. Русский промышленный капитализм стал зарождаться тогда, когда в передовых странах Запада - Англии и Франции - развитие капиталистической индустрии было уже настолько мощным, что заметны стали первые проявления империализма, и в отношении нашей отсталой страны это сказалось в том, что падающее дворянское самодержавие и подгнивающая его социальная опора нашли поддержку в заграничном финансовом капитале. Крепостническое хозяйство, даже после формальной отмены крепостного права, сохранилось надолго вследствие сельскохозяйственного кризиса, постигшего весь старый свет и прежде всего Европу западную и восточную с приливом дешевого заокеанско-американского, автралийского, южно-африканского хлеба. Наконец, отечественный и промышленный капитализм в значительной мере находил поддержку и питание своим грубо-хищническим аппетитам в гибкой политике самодержавия. Два крупных факта особенно свидетельствуют об этой гибкости: отмена крепостного права, укрепившая отчасти царистские иллюзии в крестьянстве и сдружившая с самодержавием буржуазию, и промышленная, железнодорожная и финансовая политика Рейтерна, в особенности Витте, скрепившая содружество буржуазии и самодержавия еще на несколько десятилетий, причем это содружество было лишь временно поколеблено в 1905 году.

Таким образом, ясно, что и тут и там - и у нас, и во Франции - острие оружия и первый его удар были направлены против дворянского самодержавия. Но раннее наступление французской революции и запоздалость нашей - такая глубокая, резкая черта различия, что она не могла не отразиться на характере и группировке движущих сил обеих революций.

Что такое в социальном смысле, в отношении классового состава, представляли собою основные движущие силы великой революции во Франции?

Жирондисты и якобинцы - вот политические, случайные, как известно, по своему происхождению, названия этих сил. Жирондисты - крестьянская и провинциальная Франция. Их господство началось во время революции министерством Ролана, но и после 10 августа 1792 года, когда окончательно рухнула монархия, они удержали власть в своих руках и, возглавляемые фактически Бриссо, отстаивали власть провинции, деревни против преобладания города, особенно Парижа. Якобинцы во главе с Робеспьером настаивали на диктатуре, главным образом, городской демократии. Действуя вместе при посредничестве Дантона, сторонника единения всех революционных сил, и якобинцы, и жирондисты сокрушили монархию и разрешили аграрный вопрос, продав по дешевке конфискованные земли духовенства и дворянства в руки крестьян и отчасти городской буржуазии. По преобладающему составу обе партии были мелкобуржуазны, причем крестьянство больше тяготело, естественно, к жирондистам, а городская мелкая буржуазия, особенно столичная, была под влиянием якобинцев; к якобинцам же примыкали и сравнительно немногочисленные тогда во Франции рабочие, составившие крайнее левое крыло этой партии под предводительством сначала Марата, потом, после его убийства Шарлоттой Корде, Гебера и Шомета.

Наша революция, будучи запоздалой, возникнув в условиях большего, чем то было в великую французскую революцию, развития капитализма, именно по этой причине имеет очень сильную пролетарскую левую, мощь которой временно была усилена стремлением крестьян захватить помещичью землю и жаждой "немедленного" мира солдатскою массой, утомленной затянувшейся войной. Но по той же причине, т.е. вследствие запоздалости революции, и противники левых, коммунистов-большевиков, - социал-демократы меньшевики и к ним более или менее близкие группы социал-демократии, а также социалисты-революционеры - были в большей мере пролетарскими и крестьянскими партиями, чем жирондисты. Но при всех различиях, как они ни значительны, ни глубоки, одно общее, большое сходство остается, сохраняется. Оно фактически, может быть, даже против желания борющихся революционных сил и партий, выражается в розни интересов между городской и сельской, деревенской демократией. Большевики на деле представляют собою исключительную диктатуру города, сколько бы они ни твердили о примирении с крестьянином-середняком. Их противники стоят за интересы крестьянства - меньшевики и с-д. вообще по соображениям целесообразности, из твердого убеждения, что пролетариат может победить только в союзе с крестьянством, социалисты-революционеры - принципиально: они - типичная крестьянская, мелкобуржуазная партия во главе с идеологами утопического, но мирного социализма, т.е. представители городской мелкобуржуазной интеллигенции из кающихся дворян отчасти, но в особенности из кающихся разночинцев.

И сходством, и различием происхождения, и движущих сил обеих революций объясняется также их ход.

Мы не будем здесь касаться истории Национального и Законодательного Собраний во Франции конца XVIII в., то была в сущности лишь прелюдия революции, и для наших целей сейчас она имеет лишь второстепенный интерес. Важно здесь то, что сложилось и случилось во Франции после 10 августа 1791 г.

Две грозные опасности стояли тогда перед революцией: угроза внешнего нападения, даже прямые неудачи революционных войск в борьбе с военными силами европейской реакции и контрреволюционное внутреннее движение в Вандее и других местах. Измена главнокомандующего генерала Дюмурье и успехи повстанцев одинаково лили воду на мельницу Робеспьера и якобинцев. Они потребовали диктатуры городской демократии и беспощадного террора. Конвент не посмел противиться натиску парижских рабочих и мелкой столичной буржуазии. Жирондисты сдали позицию в деле короля, и 21 января 1793 г. Людовик XVI был казнен. 29 июня были арестованы и жирондисты, и их ждала также гильотина. Жирондистские восстания на юге и в Нормандии были усмирены. 10 июля 1793 г. Робеспьер встал во главе Комитета общественного спасения. Террор возведен был в систему и стал последовательно и беспощадно проводиться и Комитетом, и комиссарами Конвента.

Объективные задачи, стоявшие перед революцией после 10 июля 1793 года, сводились к устранению внешней опасности, установлению внутреннего порядка, борьбе с дороговизной и хозяйственной разрухой, упорядочению государственного хозяйства, - в первую голову расстроенного выпусками бумажных денег денежного обращения. Внешние нападения были отражены; восстания внутри страны были подавлены. Но оказалось невозможным уничтожить анархию, - она напротив росла, увеличивалась, распространялась все шире. Немыслимо было уменьшить дороговизну, удержать падение цены денег, уменьшить выпуски ассигнаций, прекратить хозяйственную и финансовую разруху. Фабрики работали очень слабо, крестьянство не давало хлеба. Пришлось снаряжать в деревню военные экспедиции, насильственно реквизировавшие хлеб и фураж. Дороговизна дошла до того, что за обед в ресторанах Парижа платили 4000 франков, извозчик за конец получал 1000 франков. С хозяйственной и финансовой разрухой диктатура якобинцев не справилась. Положение городских трудящихся масс стало поэтому невыносимым, парижские рабочие подняли восстание. Восстание было подавлено, и вожди его Гебер и Шометт поплатились за него жизнью.

Но это значило оттолкнуть от себя наиболее активную революционную силу - столичных рабочих. Крестьяне давно уже перешли в стан недовольных. И потому Робеспьер и якобинцы пали под ударами реакции: 8 термидора они были арестованы, а на следующий день 9 термидора (27 июля 1794 г.) Робеспьер умер под ножом гильотины. Фактически революция была кончена. Только реакции и более всего Наполеону удалось справиться с хозяйственной разрухой грубыми средствами: ограблением Европейских стран - прямым, посредством военных реквизиций, конфискаций, грабежей, территориальных захватов, и косвенным - путем введения континентальной блокады, давшей огромные выгоды французской промышленности. Диктатура якобинцев в одном отношении подготовила Наполеону его хозяйственную удачу: она способствовала созданию новой буржуазии, оказавшейся достаточно энергичной, предприимчивой, ловкой, приспособившейся к спекуляции в эпоху дороговизны и потому сменившей старых буржуазных приспешников дворянства и дворянского самодержавия, с времен Кольбера привыкших питаться подачками с барского стола. В том же направлении образования капиталистической буржуазии - только уже не промышленной, а сельскохозяйственной - повлияла и аграрная реформа времен великой революции.

Во многом сходны, при некоторых отличиях, были и объективные задачи нашей революции, сложившиеся и ставшие во весь рост после крушения нашей монархии. Надо было подавить внутренние контрреволюционные силы, сдержать центробежные течения, воспитанные гнетом дворянского царизма, уничтожить дороговизну, финансовую и хозяйственную разруху, решить аграрный вопрос - все сходные задачи. Особенность момента в начале революции заключалась в том, что настала необходимость скорейшей ликвидации империалистической войны: этого не было во Франции конца XVIII века. Была еще одна особенность вследствие запоздалости нашей революции: находясь среди передовых капиталистических стран, вкусив сама плодов от капиталистического древа познания добра и зла, Россия была удобной плодородной почвой для произрастания теории и практики немедленного социализма или коммунизма, социалистического максимализма. И эта почва дала пышные всходы. Этого, естественно, не было или почти не было, если не считать попытки Бабефа и то более поздней - в 1797 г., - в великую революцию во Франции.

Все революции совершались стихийно. Нормальное, обычное, рутинное их течение направлено в сторону обнаружения, выявления массами населения всей их классовой сущности на той ступени социального развития, которая ими достигнута. Попытки сознательного вмешательства в ходе событий наперекор этому обычному течению в русской революции были сделаны, но они не увенчались успехом отчасти по вине тех, кто их делал, отчасти - и главным даже образом - потому, что трудно, почти невозможно преодолеть стихию. Не пришло еще царство свободы, мы живем в царстве необходимости.

И прежде всего стихия, слепой классовый инстинкт оказались всесильными в среде представителей нашей капиталистической буржуазии и ее идеологов. Российский империализм - мечты о Константинополе и проливах и пр. - уродливое явление, вызванное хищнической экономической и финансовой политикой дворянского самодержавия, истощавшей покупательные силы крестьянства и тем сокращавшей внутренний рынок. Но наша капиталистическая буржуазия продолжала за него цепляться и в начале революции и потому всячески мешала и при Милюкове, и при Терещенко мирным стремлениям тех социалистических групп, которые вступили с ней в коалицию. Тот же слепой классовый инстинкт диктовал нашим земским либералам неуступчивость в аграрном вопросе. Наконец, по той же причине торжества классовой стихии нельзя было убедить в необходимости пожертвовать 20-ю миллиардами (4-мя миллиардами золотом) путем установления подоходно-поимущественного чрезвычайного налога, без которого немыслима была борьба с хозяйственной и финансовой разрухой.

Правду сказать, огромное значение этого налога не было как следует понято и социал-демократами, и социалистами-революционерами, вступившими в коалицию с капиталистической буржуазией. Не обнаружено было ими и достаточно энергии и решимости в борьбе за мир. К этому присоединились идеологические споры, мешавшие мыслить демократическую революцию без буржуазии. В общем получилось топтание на месте и во внутренней политике, и во внешней.

Хозяйственный и финансовый вопросы оставались нерешенными, вопрос аграрный висел в воздухе, война длилась и несла поражения. Корнилов сыграл роль Дюмурье, причем неясной в его деле, очень сомнительной осталась роль главы правительства - Керенского.

Все это помогло тем, кто потакал стихии демагогией, - большевикам. В результате получился октябрьский переворот.

Он удался, разумеется, потому, что и рабочие, и солдаты, и даже крестьяне были недовольны политикой или, вернее, бездействием временного правительства. И те, и другие, и третьи после 25 октября 1917 года получили то, чего добивались: рабочие - повышения ставок и синдикалистской организации национализированной промышленности с выбором начальствующих и организаторов самими работающими в данном предприятии, солдаты - скорого мира и такого же синдикалистского устройства армии, крестьяне - декрета о "социализации" земли.

Но большевики потакали стихии, думая ее использовать, как орудие для своих целей - всемирной социалистической революции. Оставляя пока до конца статьи вопрос о видах для осуществления этой цели в международном масштабе, необходимо прежде всего дать себе ясный отчет, к чему это повело внутри России.

Национализация банков разрушила кредит, не дав в то же время правительству аппарата для управления народным хозяйством, ибо наши банки были учреждениями отсталыми, по преимуществу спекулятивными, нуждавшимися в коренной, планомерно задуманной и последовательно осуществленной реформе, чтобы стать действительно орудием правильного регулирования хозяйственной жизни страны.

Национализация фабрик повела к страшному падению их производительности, чему способствовал также синдикалистский принцип, положенный в основу их управления. Синдикалистская организация фабрик на основе выборности администрации от рабочих исключает возможность дисциплины сверху, какого-либо принуждения, исходящего от выборной администрации. Рабочей самодисциплины нет, ибо она развивается лишь при развитом, культурном капитализме в результате длительной классовой борьбы под воздействием и внешним давлением сверху, и, что еще важнее, строгого дисциплинарного контроля со стороны профессиональных союзов, а этого у нас вследствие гнета царизма, преследовавшего профессиональные союзы, не было прежде и нет также теперь, потому что к чему свободные профессиональные союзы, когда насаждается коммунизм? В результате, из производителя прибавочной стоимости пролетариат превратился в класс потребительный, в значительной мере содержимый на счет государства. Поэтому он потерял самостоятельность, оказался в прямой экономической зависимости от власти и главные свои усилия направил на расширение своего потребления - на улучшение и увеличение пайка, на занятие буржуазных квартир, на получение мебели. Значительная часть рабочих пошла в коммунистическую администрацию и подверглась там всем соблазнам, связанным с властным положением. "Социализм потребления", ветхий деньми, давно, казалось, сданный в архив, распустился пышным цветом. У бессознательных элементов пролетариата положением было создано такое грубое понимание социализма: "социализм - это значит собрать все богатства в кучу и разделить поровну". Нетрудно понять, что по существу это та же якобинская эгалитарность, послужившая в свое время базой для образования новой французской капиталистической буржуазии. И объективный результат, поскольку дело ограничивается чисто внутренними русскими отношениями, рисуется таким же, как во Франции. Спекуляция под прикрытием социализации и национализации создает также и в России новую буржуазию.

Та же эгалитарность и с теми же последствиями намечалась и проводилась в деревне. И острая нужда в продовольствии повела к такому же, как во Франции, плану выкачивания хлеба из деревни; начались военные экспедиции, конфискации, реквизиции; потом появились "комитеты бедноты", стали строиться "советские хозяйства" и "сельскохозяйственные коммуны", вследствие чего потеряна была крестьянством уверенность в прочности захваченных ими земельных владений, и если крестьянство еще не окончательно и не везде порвало с советской властью, то здесь помогает лишь безумие контрреволюционных сил, которые при первых же успехах ведут за собой и водворяют помещиков. От насилий в деревне пришлось отказаться, но, во-первых, лишь в теории, - на практике же они продолжаются, - во-вторых, уже поздно: настроение создано, его не разрушишь; нужны реальные гарантии, а их нет.

Наш террор не больше, но и не меньше якобинского. Природа обоих одинакова. И последствия тоже одинаковы. В терроре повинна, конечно, не одна из борющихся сторон, а обе они. Убийства вождей коммунистической партии, массовые расстрелы коммунистов там, где побуждают их противники, истребление сотен и тысяч "заложников", "буржуев", "врагов народа и контрреволюционеров", отвратительные гримасы жизни вроде приветствия раненому вождю, сопровождаемого списком сорока расстрелянных "врагов народа", - все это явления одного порядка. И как нецелесообразен и бессмыслен единичный террор, потому что одно лицо всегда найдет себе смену особенно тогда, когда на деле не вожди руководят массой, а стихия управляет вождями, - так безрезультатен для обеих сторон и террор массовый: "дело прочно, когда под ним струится кровь", и кровью, за него пролитой, оно упрочится. Один солдат как-то убежденно заявил, что французская республика потому и не стала народной, что народ не вырезал всей буржуазии. Этот наивный революционер и не подозревал, что вырезать всю буржуазию нельзя, что на место одной отсеченной у этой стоголовой гидры головы вырастают сто новых голов, и что эти вновь выросшие головы находятся из среды как раз тех, кто занимается их отсечением. Тактически массовый террор - такая же бессмыслица, как и террор единичный.

У советской власти есть новые начинания. Но, поскольку они действительно проводятся в жизнь, напр., в области просвещения, - это делается в подавляющем большинстве случаев не коммунистами, и здесь главная, основная работа вся еще впереди. А затем как много возрождено формализма, канцелярщины, бумагомарания, волокиты! И как ясно здесь видна рука тех многочисленных "попутчиков" из черносотенного стана, которыми так сильно обросла советская власть.

И в результате те же задачи: и внешняя война, и внутренняя, гражданская борьба, и голод, и хозяйственная, и финансовая разруха. И если бы даже удалось прекратить все войны, одержать все победы, - хозяйство и финансы нельзя поправить без посторонней, иностранной помощи: это - черта, отличающая наше положение от французского конца XVIII в. Да ведь и там без заграницы не обошлись: ее только насильственно ограбили, чего теперь сделать нельзя.

Правда, есть международный противовес: революции в Венгрии, Баварии, Германии. Советская власть чает и ожидает мировой, всесветной социалистической революции. Допустим даже, что эти чаяния сбудутся, пусть даже в том самом виде, как они рисуются коммунистическому воображению. Спасет ли это положение у нас в России?

Ответ на этот вопрос несомненен для того, кто знаком с закономерностью хода революций.

В самом деле: во всех революциях в бурный их период сносятся старые и ставятся новые задачи; но осуществление, решение их - дело уже следующего, органического периода, когда новое созидается при помощи всего жизнеспособного и в старых классах, прежде господствовавших. Революция - всегда сложный и длительный процесс. Мы присутствуем при первом акте этой драмы. Пусть он даже еще не миновал, пусть он еще продлится. Тем хуже. В России устали от хозяйственной разрухи. Нет сил более терпеть.

Исход понятен. Пока разгорится (если только разгорится) мировая революция, - наша потухнет. Предотвратить полное крушение, сохранить и упрочить строительство нового можно только союзом всей демократии - городской и сельской. И союз должен быть реально выражен. Ближайшие, неотложные к тому меры - полное невмешательство в вопрос о земле, предоставление крестьянству неограниченной свободы распорядиться землей так, как оно хочет; отказ от реквизиций и конфискаций в деревне; предоставление свободы частному почину в деле снабжения при продолжении и развитии усиленной, деятельной работы и существующего государственного и общественного аппарата по снабжению; закрепление всего этого прямым, равным и тайным голосованием всех трудящихся при выборах в советы и всеми гражданскими свободами; прекращение внутренней и внешней войны и договор о хозяйственной и финансовой поддержке со стороны Соединенных Штатов и Англии.

Тогда и только тогда можно выдержать, претерпеть до конца, продержаться до времени органического строительства нового порядка, вернее - начать это строительство, ибо время к тому приспело, и нет силы, которая бы отвратила начало этого процесса. Весь вопрос в том, в чьих руках будет руль. Надо употребить все усилия, чтобы сохранить его за демократией. Путь к этому один, сейчас указанный. Иначе - неприкрытая реакция.

Николай Александрович Рожков (1868 - 1927) русский историк и политический деятель: член РСДРП (б) с 1905 г., с августа 1917 г. член ЦК партии меньшевиков, с мая по июль 1917 г. - товарищ (заместитель) министра Временного правительства, автор ряда трудов по русской истории, экономике сельского хозяйства России, экономической и социальной истории.