Домбровский юрий осипович краткая биография. Юрий Домбровский: биография, лучшие книги, основные события и интересные факты. Роман об оккупации

Судьбы многих достойных людей своего времени канут в безвестность. Это очень печально, ведь они могли научить современное поколение по-настоящему жить. Жизнь и творчество Юрия Домбровского незаслуженно забыты и стёрты из учебников литературы.

Первое знакомство

Известна ли вам такая личность, как Юрий Домбровский? Книги автора очень популярны, но сам он слишком скромно отзывается о своём творчестве. Кто же этот незнакомец?

Русский писатель, прозаик и литературный критик - вот кто такой Биография, список книг - всё это впечатляет с первого раза. Что ж, ознакомимся с перечнем его творений:

  • «Державин».
  • «Факультет ненужных вещей».
  • «Смуглая леди».
  • «Обезьяна приходит за своим черепом».
  • «Хранитель древностей».
  • «Рождение мыши».
  • «Факел».

Биография: начало

Юрий Домбровский родился в Москве, в мае 1909 года, в семье интеллигентных людей. Мать была биологом, а отец - поверенным. Достигнув определённого возраста, юный Юрий поступает в хвостовскую гимназию, что находилась в Кривоарбатском переулке. Достойно окончив её, он начинает ходить на Высшие литературные курсы и в 1932-м благополучно их оканчивает.

Арест и высылка

1933 год был очень печальным. Юрий Домбровский был арестован и выслан из Москвы. Причиной сему послужил непонятный флаг, найденный в комнатке общежития Юрия. Естественно, это был лишь предлог, а истинные причины высылки мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Те, кто был знаком с Юрием, предполагают, что высылку в Алма-Ату он получил из-за своих резких высказываний в адрес государственной власти. Некоторые же категорически отрицают интерес Домбровского к политическим делам.

Жизнь продолжается

Несмотря на жизненные обстоятельства, в новом городе Юрий Домбровский перепробовал различные профессии. Он работал археологом, журналистом, искусствоведом, педагогом. Юрий был женат на прекрасной женщине-филологе, но детей у пары не было.

Однако гром снова грянул, и уже в 1937-м амбициозного человека берут под следствие. В течение нескольких месяцев он оказывается полностью отрезанным от жизни общества. Затем Юрия освобождают. В скором времени эта ситуация ляжет в основу двух его книг.

Литературная нива и последующий арест

Автор начинает печататься в газете «Казахстанская правда» и журнале «Литературный Казахстан» под реальным именем - Юрий Домбровский. Книги ещё не завладели им полностью, но он уже публикует первую часть своего романа «Державин» и оказывается за решеткой. В 1939 году его арестовывают снова, а наказание он отбывает в колымских лагерях.

Освобождение, антифашистская книга и арест

Наступил 1943 год. Чем теперь занят Юрий Домбровский? Биография его совершает новый виток. Писателя освобождают из-под заключения, и Юрий возвращается в Алма-Ату, чтобы заниматься театральной деятельностью. Помимо этого, он читает лекции в университете по творчеству В. Шекспира. Это же время приходится на написание таких книг, как «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди». Первая из книг содержала ярко выраженные антифашистские мысли.

1949 год ознаменовался четвёртым арестом, причиной которого послужили показания Ирины Стрелковой - корреспондента «Комсомольской правды». Юрия отправляют в заключение на Севере - Озерлаг.

Наконец, после тяжёлых лет, проведённых в одиночестве на Севере, писателя отпускают в 1955 году. В это время он становится спокойным, уравновешенным и приходит к осознанию того, что режим не сломать. Он пытался писать правду, доносить её до людей, но постоянно железная рука власти находила его, унижала и уничтожала. После арестов и высылок Юрию всегда приходилось духовно возрождаться, заново открывать в себе желание творить. Невозможно зажечь то, что тлело, но ему каждый раз это удавалось. Трудно найти человека с такой волей к жизни и желанием творить.

Всевидящее око власти заметило эту перемену в писателе. Жизнь надломила его, но не сломала. Юрию разрешают жить в родном городе - Москве. Здесь он продолжает свою литературную деятельность, но уже более спокойно и продуманно. Но, несмотря на это, он не изменил своих взглядов, всего лишь научился их скрывать.

Занимательные факты из жизни

Когда Юрий написал роман «Обезьяна приходит за своим черепом», рукопись была допущена к печати. Однако последующий арест писателя привёл к тому, что все его рукописи отобрали уполномоченные органы. Когда же автора наконец отпустили в Москву, то есть по прошествии долгих лет, к нему пришёл неизвестный. Имя этого человека так и осталось неразгаданным. Он принёс Юрию сохранённую рукопись, хотя согласно приказу должен был её сжечь.

Юрий очень жестко воспринял одну небезызвестную повесть А. Солженицына. В письмах он писал, что автор возвеличивает гнусных служителей режима и принижает человека честного и достойного. Юрий вёл к тому, что человек, который пишет такие повести, сам был в лагере всего лишь «шестёркой» более властных людей.

В течение всей жизни, кроме ссылок, автор уникальных текстов натерпелся и обычной человеческой жестокости. Его много раз просто так избивали, а идти с заявлением в милицию было бы просто смешно. Дела не предавали огласке и постепенно забывали о них.

Кроме того, писатель постоянно был мишенью для преследователей из КГБ. Это малоизвестный факт, и только родные знали, что человек, который всего лишь хотел творить, каждый день своей жизни ходил, как под прицелом.

Немного об известных книгах

«Хранитель древностей»

Юрий Домбровский, книги которого печатались лишь в ничтожно малом количестве, не теряет воли и продолжает писать. В 1964 году он публикует роман «Хранитель древностей», в котором от вымышленного имени описывает свои невесёлые приключения высылки из Москвы.

«Факультет ненужных вещей»

Эта книга была начата в том же 1964 году. Она стала вершиной творчества писателя. Закончив книгу в 1975 году, писатель не мог опубликовать её на родине, поэтому через три года он печатает её во Франции на русском языке.

Суть произведения в том, что происходит с христианскими ценностями в антигуманном мире. Главные герои - это «винтики» сталинской системы, которые исправно работают на режим.

Смерть

После выхода его культовой книги автор был жестоко избит, жизнь повисла на волоске. В итоге он умер в больнице от сильнейшего внутреннего кровоизлияния в мае 1978 года. Установить личности нескольких нападающих не удалось. Это дело быстро замяли, и никто не узнал имён истинных убийц великого человека. Примечательно, что избиение произошло возле к которому и направлялся Юрий.

Родные похоронили писателя на Кузьминском кладбище, в Москве. Уже после смерти писателя его произведения увидели мир. Три книги были выпущены родными и близкими писателя.

ДОМБРОВСКИЙ, ЮРИЙ ОСИПОВИЧ (1909–1978), советский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов Хранитель древностей (1964) и Факультет ненужных вещей (1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман Обезьяна приходит за своим черепом (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире Смуглая леди (опубл. 1969).
В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.
Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Действие романа Обезьяна приходит за своим черепом происходит в западноевропейской стране, оккупированной фашистами. Герои романа работают в вымышленном Международном институте палеантропологии и предыстории. Автор не уточняет место действия, создавая собирательный образ европейцев, борющихся с тоталитарным режимом. Это дало критикам основания утверждать, что роман не имеет никакого отношения к поджигателям войны (И.Золотусский), что в нем изображен не фашизм в Европе, а тоталитаризм в России. При всей очевидности подобных параллелей, героями романа все-таки являются европейские интеллигенты, воспитанные на традициях гуманизма. Главный герой, профессор Мезонье, оказывается перед выбором между самоубийством физическим и духовным – и, погибая, выходит победителем из этой борьбы. Антиподом Мезонье является в романе его сподвижник, профессор Ланэ, ради выживания идущий на компромисс с оккупантами.
Свобода духа становится главной темой дилогии Хранитель древностей и Факультет ненужных вещей. В Хранителе древностей деспотизму противопоставлена историчность сознания главного героя, безымянного Хранителя алма-атинского музея, о котором Домбровский писал: Герой мой – человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия. Предметы старины являются для Хранителя не мертвыми ценностями, а частью истории человечества. В его сознании на равных существуют монеты времен императора Аврелиана и искристый, игольчатый сок, брызнувший из яблока, и пережившие землетрясения творения алма-атинского архитектора Зенкова, которому удалось построить здание высокое и гибкое, как тополь, и картины художника Хлудова, который рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край. Бесчеловечная идеология бессильна перед осязаемым, могучим многообразием мира, описанным в романе с присущей Домбровскому стилистической пластичностью.
В романе Факультет ненужных вещей, продолжающем Хранителя древностей, главный герой попадает в тюрьму, переживает предательство, но свобода его духа оказывается сильнее тирании. Обостренным чувством справедливости пронизан рассказ Записки мелкого хулигана (опубл. 1990). Домбровский рассказывает о том, как, вступившись за избиваемую женщину, был арестован и осужден за мелкое хулиганство в ходе очередной показательной кампании. В суде писатель увидел торжество бессмысленности и абсурда, венцом которых явилось осуждение за нецензурную брань глухонемого.
При жизни Домбровского было опубликовано только одно его стихотворение – Каменный топор (1939). В стихотворении Меня убить хотели эти суки... он пишет о том, как трудно ему было возвращаться к нормальным человеческим отношениям после лагеря. Встреча на Алма-Атинском рынке со своим бывшим следователем (Утильсырье, 1959) заставляет Домбровского с горечью написать об отсутствии справедливости в мире, где тесно переплетены судьбы жертв и палачей. Поэзия Домбровского не является рифмованной публицистикой. Он стремился к тому, чтобы реальные события его жизни поэтически преобразились: Я жду, что зажжется Искусством / Моя нестерпимая быль (Пока это жизнь..., не датировано).
В трех новеллах о Шекспире, объединенных названием Смуглая леди, объектом внимания Домбровского становится психология художника. Писатель прослеживает, как с годами менялся автор, как, пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как все под конец сменилось страшной усталостью (Ретлендбэконсоутгемптоншекспир. О мифе, антимифе и биографической гипотезе, 1977).
Умер Домбровский в Москве 28 мая 1978

Рос в семье интеллигентов: отец - Иосиф Витальевич (Гдальевич) Домбровский (1873-1923), присяжный поверенный иудейского исповедания; мать - Лидия Алексеевна (урождённая Крайнева, 1883-1957), евангелически-лютеранского исповедания, учёный в области анатомии и цитологии растений, впоследствии кандидат биологических наук и доцент Московской сельскохозяйственной академии . У него была сестра Наталья (1918-1943).

Учился в бывшей хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке в Москве . В 1928 году Юрий Осипович поступил на Высшие литературные курсы («брюсовские») , но они были закрыты в 1929. В 1930 году поступил на Центральные курсы издательских корректоров ОГИЗ РСФСР , которые закончил в октябре 1931.

В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату . Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест - в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде » и журнале «Литературный Казахстан ». Третий арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре . Читал курс лекций по В. Шекспиру . Написал книги «Обезьяна приходит за своим черепом » и «Смуглая леди».

Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. В ночь на 30 марта писателя арестовали по уголовному делу № 417. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой , в то время корреспондентки «Пионерской правды » . Место заключения - Север и Озерлаг .

После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой. В 1964 году в журнале «Новый мир » опубликован роман «Хранитель древностей».

Вершина творчества писателя - роман «Факультет ненужных вещей », начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. Это книга о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом - и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе - работники «органов», чекисты - нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима. В СССР роман напечатан быть не мог, но в 1978 году он был опубликован на русском языке во Франции.

Творчество Домбровского традиционно высоко оценивается в критике. Его нередко считают одним из крупнейших русских прозаиков XX века. Критик Евгений Ермолин , например, пишет: «Перечитав „Факультет“, я бы сказал с полной мерой ответственности: это - последний по времени создания (1975 год) великий русский роман. Треть века без Юрия Домбровского, а главный его роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящую значимость. Он как-то даже вырос в своей художественной цене» .

За год до смерти (в 1977 г.) написан последний рассказ «Ручка, ножка, огуречик », ставший пророческим . Опубликован в журнале «Новый мир» (№ 1, 1990).

Усилиями вдовы Домбровского, Клары Файзулаевны Турумовой-Домбровской (под своим именем фигурирует в романе «Хранитель древностей»), в 1990-е годы увидел свет шеститомник писателя.

Обстоятельства смерти

В марте 1978 года, вскоре после выхода на Западе романа «Факультет ненужных вещей», 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана Центрального дома литераторов в Москве. Через два месяца после инцидента, 29 мая 1978 года скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения, вызванного варикозом вен органов пищеварения .

Ричард Бербедж, играющий преступного короля, пришел со сцены, снял на ходу железные рыцарские перчатки и с размаху бросил их на дряхлый скрипучий столик.

Роман известного писателя Ю. Домбровского имел необыкновенную судьбу - он был изъят при аресте автора, долгие годы пролежал в секретных архивах и был возвращен Ю. Домбровскому случайным читателем, спасшим рукопись от гибели. В центре внимания романа "Обезьяна приходит за своим черепом" - вопросы из категории вечных: войны и мира, психологии зарождения фашизма, противостояния насилию, человеческого гуманизма.

Впервые к читателю приходит неизвестный роман одного из наиболее ярких и значительных писателей второй половины XX века Юрия Осиповича Домбровского (1909-1978). Это роман о любви, о ее непостижимых законах, о непростых человеческих судьбах и характерах, и отличают его сложная философия и непривычная, новаторская композиция.

Новеллы о Шекспире.
Только глупец может считать стратфордского Шекспира автором "Гамлета" и "Короля Лира"...
(Из одной старой книги о Шекспире)

"Обезьяна приходит за своим черепом" - роман о фашизме, о его природе, о сдаче и гибели старой Европы известного писателя Ю. Домбровского (1909-1978). Произведение пронизано такой страстью и таким погружением в психологию палачей и жертв, что сомнений не остается: автор имел в виду и всё то, что происходило в конце тридцатых годов в СССР. Это отлично поняли в НКВД: роман был арестован вместе с автором в 1949 году.

Первый том собрания сочинений Ю. Домбровского составили произведения раннего периода творчества писателя: роман "Державин", рассказы "Смерть лорда Байрона", "Арест", статьи и стихотворения, посвященные русским поэтам XIX века.

Какова цена свободы духа в век деспотизма, чем приходится расплачиваться за стойкость, мужество и верность идеалам - главные темы дилогии Юрия Домбровского, состоящей из нашумевших романов "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей", полных пронзительного повествования об унижении и ущемлении человеческого достоинства, лишении человека права на индивидуальность.

Последние 10 лет власть упивается природными ресурсами. Нефть, газ — как мы сказочно богаты! А на самом деле в России богатство иное — русская литература. Какие имена! Какие книги! Какие судьбы!.. Нам, далеким от власти, остаются в утешение — золотые перья. Юрий Домбровский — одно из них.
В 2009 году исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Домбровского. Промелькнула всего лишь одна юбилейная публикация. Домбровскому, как и тысячам другим, пришлось жить в эпоху и в стране, «где так вольно дышит человек».
К счастью, он не погиб в лагере. Выжил. Не задохнулся от «свободы» и «вольности». Но хлебнул зла и отврата сполна, полной чашей.

«Меня убить хотели эти суки…» — так начинается одно из стихотворений Домбровского. На его долю пришлось четыре ареста, ссылки в Алма-Ату, колымские лагеря, тайшетский Озерлаг. В 1956 году Домбровский был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
За что брали? В 1932-м — из-за студенческого «выкидона». Домбровский с приятелями сорвал красный флаг. Не по политическим соображениям, а просто так, из фрондерства. В 1937-м, когда брали через одного, загребли и Домбровского, но дело на него так и не сшили. Историю этого ареста писатель положил в основу сюжета романа «Хранитель древностей». 26 августа 1939 года он был снова арестован, видно, как подозрительный элемент. Отбывал срок на Колыме, откуда вернулся истощенным и еле живым, по существу, инвалидом. Зимой 1943-го в больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубликован в 1959-м).
Жил в Алма-Ате. Продолжал писать статьи и книги, занимался переводами. В 1946-1947 годах преподавал в студии при Русском театре им. Лермонтова. Подобралась вполне интеллигентная компания. И тут грянула совсем другая кампания: борьба против космополитов. Домбровский оказался среди первых жертв. 16 марта 1949 года в «Казахстанской правде» появилась публикация «Буржуазный космополит на университетской кафедре». И - ату его! В ночь на 30 марта за Домбровским пришли. Он сидел за письменным столом. Дверь была, как обычно, открыта. Увидев незваных гостей, писатель закричал: «Не мешайте работать!». И запустил в них чернильницей. Его молча скрутили.
На Домбровского «навесили» много обвинений, но главный пункт — рукопись «Обезьяны», она была признана «фашистским романом». В нем говорилось о фашизме в Европе, но легко угадывался сталинизм в СССР.
Автор «Обезьяны» был отправлен на очередной «сталинский курорт» — в Озерлаг. На долгих 7 лет, по существу за то, что «восхвалял певца американского империализма Хемингуэя» и «говорил, что все советские писатели ему в подметки не годятся». Такое не прощается!..
Ну а дальше — лагерь. Зона. «Не забыть мне проклятую зону/ Эту мертвую память твою;/ Эти смертью пропахшие годы,/ Эту баню у белых ворот, / Где с улыбкой глядит на разводы/ Поджидающий вас пулемет…»
Домбровский совершил в своей жизни два подвига. Физический — сумел выжить в неимоверных условиях лагеря, и нравственный — рассказал в своей книге-завещании «Факультет ненужных вещей» о репрессиях и сталинском произволе.
Литература, писательство для Домбровского были не случайным занятием, а призванием, главным смыслом его жизни. Он писал о Державине и Байроне, Грибоедове и Кюхельбекере, создал цикл очерков о художниках Казахстана, размышлял над романами о Веневитинове и Катулле. В Алма-Ате читал курс по Шекспиру для студентов театрального института.
Домбровский был не только писателем, но и философом, историком, искусствоведом, правоведом. Был энциклопедически образованным человеком. Много знаний приобрел в лагерях. Рядом сидели профессора-латинисты, и он освоил латынь. Читал в подлиннике Тацита. У профессиональных историков научился анализировать и понимать исторические процессы. Сидел с китайцем и перенял от него восточное целительство. Домбровский пополнял интеллектуальный багаж при любой возможности.
В 1955 году Домбровского освободили из лагеря, но еще несколько месяцев он оставался на поселении в поселке при станции Чуна на севере Иркутской области. В одном из писем своему солагернику Александру Жовтису он писал: «За последние годы много работал, здорово подогнал Шекспира… познакомился с Донном… занимался Римом… мечтаю о романе про Спартака!.. От пережитого стал страшно худ и похож не то на химеру, не то на грифона со стильной мебели, но к жизни, кажется, возвращусь со щитом… А в общем, у меня чувство (выражаясь словами Ульриха фон Гуттена), что „расцветают науки, поют искусства“, и, кажется, на этот раз я не ошибаюсь…».
Ошибся, ошибся Домбровский в своих ожиданиях — не он первый, не он последний. Советский Союз был страной непрогнозируемой: от жестоких морозов — к оттепели и снова к заморозкам. Но открутим время назад. Вернемся к истокам.
Юрий Иосифович Домбровский (затем отчество было переделано в более русское: Осипович) родился 24 апреля (12 мая) 1909 года в Москве. Отец — Иосиф Домбровский, адвокат с именем; мать — биолог. После окончания бывшей Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке Юрий поступил на Высшие государственные литературные курсы. В 23 года «загремел» на свой первый «сталинский курорт» в Алма-Ату, и лишь в 46 лет обрел долгожданную свободу, предполагая, что возвращение в жизнь будет «со щитом».
Но получилось иначе: как говорили древние, под щитом. Домбровскому пришлось существовать по шутливой формуле Бориса Слуцкого: широко известный в узких кругах. В узких кругах был любим и почитаем, в широких — не признан и замолчан. Однако Домбровский не унывал по этому поводу, ибо следовал завету древнего греческого мыслителя, ученика Сократа, Антисфена: лучше быть с горсткой честных против всех дурных, чем со всеми дурными против горстки честных.
В одном из писем Домбровский советовал другу не обращать внимания на железную поступь пошлости: «Ну, есть тут отчего задуматься, терять голову, задавать вопросы? Поступай по Данте: „Взгляни — и мимо!“».
Он сам так и поступал. Всегда плохо одетый, вечно нуждающийся, он держался гордо и независимо. Говорил быстро, немного картавя. Любил заходить в ресторан ЦДЛ, где смотрелся диковинно: голь-переголь, нищета. Его часто выручала Муся-буфетчица, ангел-спаситель, жалуя бесплатными бутербродами и стопочкой водки. А бедствующий писатель был уже знаменит в узких кругах Советского Союза и широко — на Западе. Отечественная же пресса не замечала Домбровского. Как писал польский переводчик И. Шенфельд, «Запад его уже знал, посылались приглашения приехать, выступить, дать интервью, получить накопившиеся гонорары, но его упорно не пускали. Трижды посылал я ему приглашение из социалистической Варшавы — не пускали. Советский Союз не подписал еще конвенции об авторских правах, заграничные гонорары можно было получить только лично на месте, он жил в нищете, но его не пускали. Бездарные, никому не известные, но приспособившиеся борзописцы по несколько раз в год мотались по Европе, а Юрия Домбровского, писателя с мировым именем, не пускали, мстя ему за то, что предпочитал жить в скудости, чем продавать свое перо…».
В 1959 году вышел роман Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом». В 1964-м — роман «Хранитель древностей». В 1969-м — «Смуглая леди». Спустя 5 лет — книга «Факел». В 1978 году в Париже издан «Факультет ненужных вещей». После смерти, в 1990 году, вышли «Записки мелкого хулигана» и собрание сочинений в 6 томах.
«Смуглая леди» — это три новеллы о Шекспире. В них писатель хотел понять, «как с годами менялся автор, как пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как под конец сменилась страшной усталостью».
Еще маленьким мальчиком Домбровский увидел в подмосковном дачном местечке спектакль «Венецианский купец», который давала какая-то бродячая труппа, и влюбился в Шекспира. «Сейчас я-то, конечно, хорошо понимаю, что актеры были плохие, да и спектакль много не стоил — но вот это ощущение свободы и красоты я унес тогда с собой и сохранил его на всю жизнь…».
«Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», по существу, дилогия. «Герой мой — человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия», — писал Домбровский в одном из писем. И главный вопрос: как жить и во что верить в тоталитарную эпоху? «Факультет» — это роман о смысле и цене веры, о цене жизни и предательства. Это роман о страхе и мужестве, слабости и силе…
Домбровский в своем «Факультете» описывает мир без нужных вещей — мир без права, морали, истины, красоты, чести, совести, правды, стыда и прочих абсолютных ненужностей, объявленных химерами. Это мир вне и без культуры. Герой «Факультета» Зыбин в ужасе оттого, что большинству людей стали не нужны «разум, совесть, добро, гуманность — все, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования человечества», — и он, Зыбин, вопреки всему этому решает остаться самим собою, «вечным студентом и вольным слушателем факультета ненужных вещей».
Под «Факультетом» стоит дата написания романа: «10 декабря 1964 г. — 5 марта 1975 г.». К окончанию романа оттепель в стране кончилась, и не было никакой надежды опубликовать его в «Новом мире». Домбровский долго колебался (имея в виду печальную историю с публикацией «Доктора Живаго» Пастернака), публиковать роман на Западе или нет. Наконец в 1977 году решился (очевидно, чуя уже свой близкий конец) и передал 800 машинописных страниц во Францию. И успел еще подержать в руках парижское издание на русском языке. К советским читателям «Факультет» пришел лишь спустя десятилетие.
Юрий Домбровский одним из первых понял, что зло, творимое в стране, шло не только от Сталина. Сталин опирался на аппарат насилия и на энтузиазм масс. Не все были патологические изуверы, но все принимали участие в чудовищных «очистительных акциях». В своем обращении «К историку» (1965) Домбровский объяснял: «Теперь последнее — почему я 11 лет сидел за этой толстой рукописью. Тут все очень просто — не написать ее я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность — я стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей эры. Как же я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем. А об ответственности, будьте уверены, я давно предупрежден…».
Домбровский многое что поведал о чекистах. Если говорить о стихах, то при жизни Юрия Осиповича была лишь одна публикация: стихотворение «Каменный топор» в 1939 году. Лагерные его стихи были опубликованы посмертно. После выхода на свободу Домбровскому тоже приходилось несладко. «Увы, весь этот мир не для меня!/ Неискренний, двуличный и пытливый», — писал он в цикле стихотворений «Анри Руссо». Приходилось сражаться с редакторами. «Эти бездарные шмакодявки опять мнут душу. Надоело!», — не выдерживал Домбровский. А еще досаждали литературные обмылки-критики, как он выражался. Бедствовал. Жил затворником. И лишь когда стал получать пенсию — 120 рублей, — почувствовал себя материально независимым. Гарантированное «благополучие».
Но лагерные годы давали о себе знать. Здоровье его все более расшатывалось…

Но старясь и телом и чувством
И весь разлетаясь, как пыль,
Я жду, что зажжется искусством
Моя нестерпимая быль…

Вот эта надежда и поддерживала Юрия Осиповича, но и она угасала. По одной из версий, Домбровского сильно избили (хулиганы? чекисты?), и это ускорило его кончину. Он умер 22 мая 1978 года в возрасте 69 лет. Похоронен на Кузьминском кладбище.