Личную ответственность за ее. Всему этому можно научиться. Позитивный образ мышления

В воспитании детей. Мужчина важен для гармоничного развития ребенка любого пола, будь то мальчик или же девочка. Однако не всегда он, этот самый мужчина, есть рядом. Как тогда стоит вести себя одинокой матери, чтобы воспитать здорового, уверенного в себе и полного сил человека?

Главное: верить в себя!

Для начала надо честно признать: женщине воспитывать ребенка самой намного тяжелее, чем вместе с мужчиной. И на самом деле не важно, что послужило причиной ее нынешнего статуса: , беременность от человека, с которым нет возможности быть вместе, преждевременная смерть супруга или же вообще искусственное оплодотворение, на которое решилась одинокая женщина. В любом случае она, как правило, испытывает некую внутреннюю неуверенность, что приводит к комплексам, боязни, отсутствию мотивации к саморазвитию. Одиночество не всегда есть следствие собственных недостатков и, бывает связано с некими объективными факторами. Поэтому женщине, которой довелось взять воспитание малыша под свою ответственность, прежде всего не нужно отчаиваться. У нее все может получиться отлично, если она верит в себя и искренне, по-настоящему любит своего ребенка. Именно ради него и надо взять себя в руки!

Более того, ребенку в подобной ситуации как раз замкнутость матери, которая зациклилась на собственных переживаниях, гораздо опаснее, чем воспитание без отца как таковое. Поэтому вместо мыслей о том, что ребенку не хватает отца, лучше направить всю энергию как раз на создание той самой гармоничной атмосферы, где ребенка любят, уважают, его мнение ценят, где мотивируют на развитие, поддерживая, когда требуется, и одергивая и поправляя там, где он ошибается. Запомните: благополучие семьи не зависит от ее состава. И можно встретить семейства, где нет отца, но есть все то, что нужно для развития детей и внутреннего счастья самой женщины. Конечно, создание комфортного микроклимата нельзя назвать легкой задачей. Для этого придется немало трудиться как над собой, так и над ребенком, а от возможных ошибок никто не застрахован. Но главное: не бояться!

Но, разумеется, одной веры в себя мало - нужно учитывать еще море нюансов. И в этом случае важно отталкиваться от пола ребенка. Ведь воспитание мальчика и девочки включает и женский, и мужской подход. А значит, компенсируя отсутствие в доме отца, вам придется взять на себя часть мужских задач - а они для сына и для дочери во многом разные.

Как воспитывать мальчика без отца?

Любой, даже 2-3 летний мальчик - это маленький мужчина. Потому отец для него главный ориентир, кумир, если угодно, с которого он берет пример буквально во всем с первых же дней своей жизни. И поэтому ребенок, лишенный такого «идеала», в чем-то напоминает путешественника без компаса или карты. А за неимением иного сын переориентируется… на маму. Это, конечно, не плохо. От женщины он может научиться мягкости, умению находить компромиссы, гибкости, доброте, искренности и многому другому. Но эти черты в таком ребенке могут начать превалировать! Ведь ему же не с кого будет скопировать мужество, силу, готовность помогать и защищать членов семьи, привычку мыслить рационально, а не импульсивно, стараясь контролировать свои эмоции и тщательно взвешивать обстоятельства. Разумеется, что-то из этого списка мама в таких обстоятельствах может привить сыну, но не все и не в полном объеме. А потому надо действовать по двум направлениям.

Первое: мотивировать ребенка на проявление чисто мужских качеств характера. Пусть он помогает вам по дому (даже если для крохи это несколько тяжеловато), поощряйте самостоятельность, ответственность и желание быть защитником для мамы. Не берите на себя все, считая, что малыш мал, а вам хочется окружить его двойным слоем любви, компенсируя отсутствие папы. Этого категорически не стоит делать! Тотальный контроль и готовность без меры облегчить жизнь ребенка (по сути ) опасны для любого, а в таком случае высока еще и вероятность воспитания … Сохраняя материнский объем любви и ласки, подталкивайте мальчика к мужским чертам, даже требуйте их от него почаще и по любому поводу: «Помоги маме с сумками, ты же мужчина!», «Одевайся без моей помощи, как и стоит мальчику», «Отвечай за слова, решения и поступки по-мужски». Неплохо работает в этом направлении и «мужской» спорт: футбол, боевые единоборства, плавание - все, где сын будет много времени проводить рядом с мужчинами и укрепляться физически.

И второе: найдите для ребенка ориентир. Да, наставления наверняка помогут, но лишь частично. Потому малышу все-таки нужен мужчина, на которого он бы хотел быть похожим. Это может быть дедушка, дядя, близкий друг семьи, тренер в спортивной секции (про потенциального и говорить нечего). Иногда таким примером может стать даже вымышленный герой - персонаж книги или фильма! Главное, чтобы этот человек как минимум с вашей точки зрения был настоящим мужчиной и чтобы он нравился сыну. Если эти моменты совпадают, то возьмите за правило подчеркивать правильные черты и поступки такого мужчины и… отмечать, в чем ребенок похож на него. Заметьте, не говорить ему «будь таким», а «ты тоже такой». Первая фраза критична тем, что подразумевает: малыш еще не такой, а значит, может вызвать чувство вины и неполноценности. Положительная же оценка от мамы будет мотивировать. И сын будет стремиться соответствовать идеалу, который перед глазами (даже если у него не так уж и часто получается проводить с ним время).

Как воспитывать девочку без отца?

С дочкой все во многом иначе. Пример для подражания у нее есть - собственная мама. Поэтому с формированием типично женских черт характера проблем, как правило, не наблюдается. Такая девочка в полной мере может научиться быть доброй, отзывчивой, гостеприимной, хозяйственной. И в обычной, повседневной жизни она будет мало отличаема от сверстниц из полной семьи. Проблемы же ее могут настичь тогда, когда речь зайдет о личной жизни. Дело в том, что папа для девочки тоже является ориентиром - и тоже идеального, настоящего мужчины. Но только с него она берет пример не для себя, а для своего будущего спутника. То, как отец ведет себя с матерью, как он действует в семье и ради семьи, как он обращается с дочерью - это все шаблон для того, кого она полюбит. Именно папа является для девочки первой любовью: первым мужчиной, которого она любит, и первым мужчиной, который ее любит. Да, нужно и здесь отметить важный нюанс: все это почти не зависит от правильности действий отца - если не брать какие-то радикальные случаи, он все равно будет для девочки идеалом.

А если такого «идеала» в принципе нет, то и научиться любви девочке не у кого. Она не знает этого , у нее нет примеров, как к ней проявляют внимание, причем искреннее. Потому буквально первые же чувства могут свести ее с ума - и привести к серьезным ошибкам. А обжегшись на них, она еще больше запутается, перестанет понимать мужское поведение, мужскую логику, противоположный пол для нее станет истинной загадкой, разобраться в которой самой не под силу. А раз так, то выхода, скорее всего, будет два: либо замкнуться в себе, либо снова ошибаться. Потому вывод для мамы тут во многом схожий с вышеописанным для сына: надо постараться подобрать для нее ориентир. Конечно же, найти мужчину, который полюбит девочку, намного сложнее, чем мужчину, на которого бы хотел быть похожим мальчик (там взаимность чувств на порядок менее значима). Дед, дядя, старший брат (хоть родной, хоть двоюродный), все тот же друг семьи - если кто-то из них будет оказывать малышке знаки внимания, хоть немного балуя ее и восхищаясь ею, это будет неоценимой поддержкой для ее развития.

И обязательно поощряйте ее общение с противоположным полом! Не подумайте ничего такого, но и крохе 2-3 лет весьма полезно играть не только с девочками, а и с мальчиками. Благодаря этому она сможет с малых лет усвоить особенности мужского поведения, их привычки и принципы. Хорошо, если у нее появится друг - детская привязанность к какому-то симпатичному и интересному для нее малышу очень мила и оказывает благотворное влияние на самовоспитание. Уделите также внимание искусству: найдите в нем образы настоящего мужчины, выберите книги или фильмы про любовь, чтобы девочка могла познакомиться с соответствующим ей принципами поведения. А еще ни в коем случае не позволяйте себе негативной оценки мужчин в присутствии ребенка! При воспитании без отца любая критика противоположного пола из серии «Все мужики сво…» или «На мужчин нельзя положиться!» воспринимается малышом как руководство к действию - и задает некий шаблон, на который девочка будет ориентироваться… А такой шаблон все-таки не годится - не нужно портить будущую личную жизнь дочери!

Любите просто так и за что-то!

И в конце в виде своеобразного постскриптума нужно отметить самую важную разницу между отеческой и материнской любовью, на который вам стоит обратить внимание. Мама любит ребенка всегда безусловно, по умолчанию. Это возможно за счет того самого материнского инстинкта, который нередко просыпается еще до рождения малыша. И такая безусловная любовь очень важна для детей. Она дает им ощущение спокойствия, умиротворенности, тепла - ведь мама любит их всегда и просто такими, какие они есть.

Папа в этом отношении немного другой. У него любовь как раз условная, она не обнаруживается при виде родившегося комочка. Иными словами, он начинает любить ребенка со временем, когда видит, что ребенок, растет, проявляет какие-то черты характера, чего-то достигает. Именно за это и начинает его любить. И хотя может показаться, что это чувство менее ценно, чем материнское, оно тоже очень важно. Поскольку ощущая любовь папы, ребенок растет, тянется, пытается становиться лучше и лучше, чтобы завоевать и оправдать подобное отношение!

К чему это все? К тому, что мать, воспитывающая ребенка без отца, должна будет проявлять оба типа любви! Да, выше говорилось об опасности «двойного слоя» материнской заботы, и тут нужно выдержать правильный баланс. Но мать в таком случае должна проявлять знаки внимания своему ребенку, вне зависимости от его пола, как безусловные, так и условные - хваля за успехи малыша и подчеркивая те моменты, с которыми он сумел справиться на пять баллов!

9 74264
Оставить комментарии 3

Развод – это часто не только стресс для мужчины и женщины, но и рана для ребенка. Что происходит с детьми, которые воспитываются без отца? Как отсутствие папы отражается на их жизни в будущем? «Отцовский клуб» попросил нескольких психологов ответить на эти вопросы

Психолог Алина Котенко

М ногое зависит от ситуации в жизни матери и ее отношения к этой ситуации. Худшее, что мама может сделать – это полностью раствориться в ребенке, посвятив ему себя без остатка. Позже она обязательно потребует «расплаты». В результате ребенок будет нагружен не своей жизнью, а жизнью мамы. И ему нужно будет оправдывать этот смысл, соответствовать ее ожиданиям. В результате это вызовет сложности в построении отношений с противоположным полом. Ведь в жизни ребенка, у которого нет отца, отсутствует реальная модель поведения в семье и между полами. Он может черпать знания и ценности из мультиков, видеоигр и т.д. Но это не реальный мир, а вымышленный. И именно так он может воспринимать отношения – как ненастоящие. И в нужный для себя момент исчезать из них.

Детский психолог Екатерина Гольцберг

Роль отца для мальчика – показать пример мужского поведения, отношения к жизни, к женщинам, к работе и досугу. Вторая задача связана с первой – это социализация, то есть введение в мир других людей, обозначение рамок и границ поведения, приличия. Отец как бы личным примером дает понять мальчику, как нужно себя вести, каким быть. Устраняя такой пример, мать, как правило, еще и нивелирует, обесценивает отца, и ребенок теряет ориентиры. Ему сложно сформировать свою мужскую позицию, и он черпает примеры из рассказов матери, что часто совсем не соответствует нормальному взаимодействию мужчин.

Такой мальчик, выйдя в мир других мужчин, не может понять, как себя вести, «нарывается» на сопротивление и может замкнуться и избегать мужского общества, прослыв «маменькиным сынком».

В лучшем случае он покинет такую мать при первой возможности – уйдет в армию, женится, и тем самым получит в награду «чувство вины» за несостоявшуюся материнскую жизнь. Обычно такой сценарии приправляется приличной долей упреков, что делает жизнь мужчины просто невыносимой. Или зависимой. Часто женщины еще и проговаривают мальчику, что растят его как мужчину «для себя», подобными изречениями «ты мой герой», «ты самый лучший мой мужчина», «вырастешь – защитишь маму». И данный сценарий очень трудно поправим.

У дочки – свой «букет» проблем, связанный с отсутствием отца. Ведь его роль в жизни девочки – создать образ мужчины, который будет ею восхищаться. Девочка, воспитанная без отца, став взрослой женщиной, часто страдает от того, что не знает, нравится ли она мужчинам, сможет ли она им нравиться. У нее страдает самооценка, обычно она занижена до такой степени, что такие женщины просто боятся и избегают проявлений внимания со стороны мужчин. Часто родительский сценарий кажется настолько опасным, что девушка не выходит замуж, так как боится, что и ее муж в дальнейшем уйдет из семьи.

Психотерапевт Елена Платова

Основные признаки отсутствия отца в семье — неуверенность в себе, тревожность, сниженный уровень амбиций, социальная некомпетентность, спутанность в поло-ролевой идентичности. Потребность ребенка в отцовской любви возникает, когда ребенок начинает нуждаться в авторитете и руководстве со стороны отца. Ведь отец учит ребенка решать задачи, которые в будущем поставит перед ним общество. Благодаря отцу ребенок приобретает опыт отношений с другим человеком, не такой как с матерью. Именно в отношениях с отцом ребенок обретает свою половую идентичность и соответствующие ей модели поведения. Мальчики, восхищаясь и соперничая, идентифицируют себя с отцом и подражают ему. Девочки, завоевывая любовь отца в соперничестве с матерью, получают свой первый опыт женственности.

Все темы, попадающие в блог, обычно рождаются в процессе милой, но, тем не менее, обычно весьма конструктивной беседы с близкими и не очень мне людьми, которым интересны не только материально-технические вопросы, но и вопросы духовные, а точнее даже ментальные и практически выполнимые. Вот и эта тема возникла из такой беседы о том, что все люди сильно по-разному понимают, что же такое ответственность и как ею правильно пользоваться, чтобы не было перегруза и не мучило чувство вины.

Что очень приятно, Википедия дает вполне достойное определение ответственности:

Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Коротко и довольно понятно.

И еще, оттуда же:

Отве́тственность - это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий).

В общем, если бы все одинаково понимали, ЧТО написано в этом определении, можно было бы дальше ни о чем не писать. Но, все люди разные и совершенно по-разному воспринимают информацию, тем более, если она (информация) касается чего-то личного и для многих сугубо интимного.



Если вернуться к первому определению, возникает вопрос: что значит отвечать за поступки? Перед кем отвечать? Зачем отвечать? А после второго определения могут возникнуть вопросы относительно слов «осознание», «готовность». Многие люди просто не понимают, что их поступки и действия могут иметь результат!

Здесь мы, конечно, говорим о личной ответственности каждого.

Очень часто под ответственностью понимают чувство долга. «Я должен это сделать, это моя обязанность, потому что это моя ответственность». Вот и еще одно слово - обязанность, как ответственность. «Я обязан выполнять эту работу, и несу за нее ответственность». Правильно, ведь выполнение работы - это действие или даже поступок, и ответственность за результаты, которые будут после ее выполнения (и будут являться следствием действий), лежат на том, кто ее выполнил.

Так что же такое личная ответственность? Это то, за что каждый отвечает лично.

Что значит отвечает?

Это значит, понимает и осознает свой вклад в тот результат, который имеет.

Это значит, знает, что результат зависит от его действия или бездействия.

Это значит, он готов приложить усилия соизмеримые с мерой той ответственности, которую он готов на себя взять.

Бытует мнение, что человек с высоким уровнем личной ответственности, чувствует ответственность за все, что с ним происходит, упорно и настойчиво преодолевает трудности, не возводя их при этом в ранг жизненных проблем. Если он видит перед собой задачу, он думает над тем как ее решить, а не ищет причины почему этого сделать нельзя. Такой человек - капитан собственной жизни, и управляя ею, он использует все подходящие инструменты и ресурсы.

А что значит высокий уровень? Насколько высокий? А если не высокий, а средний, это как, низко или не очень?

Есть такое понятие, как полнота личной ответственности.

Человек рождается с определенным объемом собственной (личной) ответственности, это ответственность за его жизнь. Объем ответственности каждого имеет постоянную величину и всегда заполнен.

Представим себе этот объем в виде сосуда наполненного жидкостью (назовем его «сосуд ответственности»). Много людей - много сосудов и все, совершенно различной формы. Согласно закону сообщающихся сосудов - уровни однородных жидкостей в них равны между собой. Так и здесь, уровень (или другими словами мера) ответственности, с которым родился каждый человек, равна уровню (мере) ответственности любого другого. Таким образом, все люди изначально и на всю жизнь наделены установленным уровнем личной ответственности, которая должна занимать определенный (выделенный) для нее объем. Теперь можно утверждать, что человек, который является капитаном собственной жизни, готов взять на себя всю полноту своей личной ответственности, или, другими словами, он согласен с тем, что весь объем ответственности, который у него есть - это его личная ответственность.

Кроме объема, существует еще идентификация ответственности, которая отличает ответственность каждого от ответственности любого другого. Мы можем представить себе такое отличие через различие в цвете или частоты вибрации. Каждому человеку от рождения дано такое отличие, каждый имеет свой собственный цвет или частоту. И если человек берет на себя всю полноту своей личной ответственности и согласен с ней полностью, то его «сосуд ответственности» заполнен целиком и имеет свой личный цвет или свою личную частоту.

Но что происходит в нашей действительности?

Не каждый человек готов взять на себя всю полноту личной ответственности. Многие пытаются переложить свою ответственность на плечи других людей. Это может выражаться по-разному: попросить коллегу сделать свою работу; найти себе оправдания, если не сделал то, что должен был сделать; обвинить партнера или друга в том, что вы потратили на них много времени или денег и т.д. Некоторые перекладывают свою ответственность на Бога, обвиняя его в своих собственных ошибках и неудачах.

Есть и другой путь ухода от ответственности. Это путь пьянства, азартных игр, чревоугодничества, похоти и прочих чрезмерных увлечений. При таком раскладе, человек снимает с себя личную ответственность за свою жизнь и плывет по течению, отрывая по кускам чужие жизни и чужую ответственность.

Здесь также работает закон сообщающихся сосудов: если человек снимает с себя свою личную ответственность, он автоматически берет на себя чужую ответственность. И наоборот. Сосуд не может быть пустым, он всегда должен быть заполнен, если не своей, то чужой ответственностью.

А как это влияет на людей?

Внутри каждого человека встроен механизм, отслеживающий «чистоту» личной ответственности. Пока в «сосуде ответственности» содержится ответственность только своего собственного цвета или своей частоты, человек пребывает в комфорте и гармонии. Как только в сосуд попадает другой цвет или частота, гармония нарушается и чем больше в сосуде чужого, тем меньше гармонии и комфорта в душе человека. Есть люди, которые любят заниматься чужими делами и решать чужие проблемы (вспомним хотя бы «лавочковых» бабушекJ ), забывая при этом про себя, свои дела, свои желания. Они набирают в свой сосуд массу чужих цветов и вибраций. На них сваливается вся тяжесть от ответственности других людей, они пребывают в постоянном стрессе и напряжении, а также в беспокойстве и тревоге. О какой гармонии тут может идти речь.

Следует отметить, что личная ответственность включает в себя не только ту ответственность, которую мы получили при рождении. Сюда входит также та ответственность, которую мы сами на себя взяли. Это может быть ответственность мамы за ребенка, пока он маленький, ответственность хозяина собаки за собаку, ответственность хозяина бизнеса за бизнес, а также все обещания, которые мы даем, формируют ответственность за их исполнение.

Рассмотрим это на примерах.

В семье часто бывает так, что муж часто выпивает, редко бывает дома, а жена по этому поводу с ним ругается. При этом жена тратит деньги мужа так, как ей хочется, а муж закрывает на это глаза. Вот такая семейная идиллия. С точки зрения ответственности, муж снял с себя ответственность за себя как за мужа (за те функции в семье, которые он должен выполнять как муж) и переложил их на жену. Жена взяла эти функции, но сняла с себя функции финансового обеспечения себя. И эту ответственность взял на себя муж. Все было бы здорово, если бы они договорились друг с другом о таком распределении ответственности и тогда их сосуды были наполнены только своей собственной ответственностью. НО. Они оба не согласны с тем, что происходит в их семье. Жена не согласна с тем, что муж выпивает и редко бывает дома, значит, она не согласна с тем, что это его ответственность. Муж не согласен с тем, что жена с ним ругается, ведь он приносит домой деньги, которые она тратит.

Возможна и другая ситуация, очень типичная на сегодняшний день. Муж не пьет, он работает, строит карьеру или свой бизнес, а жена сидит дома одна или с детьми, не помышляя ни о чем другом в своей жизни. С виду в этой семье все прекрасно. Теперь посмотрим глубже. Муж неверен жене, или часто проводит время с друзьями, или часто в командировках, где он неверен и проводит время с друзьями. Жена, тоже возможно неверна мужу, или не вылезает из магазинов, или из салонов красоты, или чрезмерно увлечена собачкой, или всю себя отдает детям, или все вышеперечисленное вместе. Здесь муж снял с себя ответственность, которую он взял на себя когда женился, то же самое сделала его жена. Как только они сняли с себя ответственность они автоматически взяли на себя чужую и рано или поздно им придется заниматься чужими делами, хотят они этого или нет.

Еще пример.

Каждый человек несет ответственность за свое личное развитие и самореализацию. Но не все готовы этим заниматься (что-то делать, встречаться, общаться, писать письма и пр.). Кто-то желает, чтобы ему на блюдечке принесли работу, деньги, проекты, мечты. Человек, который имеет такое желание, и не прилагающий никаких усилий к своему собственному развитию, снимает с себя ответственность за это. Он перестает заниматься собой, своими делами, строить свои планы и даже просто мечтать. То свободное пространство, которое высвобождается в «сосуде ответственности» тут же занимает чужая ответственность. В чем это выражается? Человек начинает жить чужой жизнью. Он живет чужими проблемами, он пытается их решать, он тратит на это деньги, свое время, он вкладывает в это свою душу. Сосуд полон, но в своем содержании он имеет много разных чужих составляющих, которые качественно меняют внутреннее состояние такого человека. Это проявляется в тяжести и дискомфорте, которые он чувствует, потому что он несет бремя чужой ответственности.

Распределение ответственностей всегда будет предметом спора. Многие люди не готовы принять на себя все меру своей ответственности, и они всегда будут отстаивать свою точку зрения, о том, что только они знают границы своей личной ответственности, и считать, что они их сами себе установили.

Тем не менее, правда жизни в том, что на сегодня почти все люди в своем «сосуде ответственности» имеют массу чужих составляющих. Наш разноцветный сосуд может в любую секунду разбиться от того количества вибраций, которые создаются содержащимися в нем частотами. Задача каждого из нас, очистить свой сосуд, восстановить свой цвет и оставить только одну частоту вибрации, чтобы вся полнота нашей личной ответственности непрерывно звучала одной единственной нотой и отражала всю гармонию, спокойствие и легкость нашей новой бесконечно-живой души.

Тема ответственности очень емкая, про нее можно писать и писать, потому что сейчас то время, когда человек только начинает по-настоящему раскрывать все грани своей внутренней сущности, так долго остававшейся тайной за семью печатями.

Я непрерывно очищаю свой «сосуд ответственности», а вы?

Ответственность - важнейшее свойство личности. Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения».

В психологическом словаре ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъект ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и т.п.) и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бейном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.). Ответственность связывают с вопросом наказуемости, так как любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения и наказания. Дж.Ст.Милль (XIX век) так же, как и А.Бейн, связывают ответственность с наказанием.

В психологической литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с определением параметров ответственного поведения, путей и средств воспитания ответственного отношения к общественно полезной деятельности, выявление механизмов формирования ответственности. Так, отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К.Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию вече, означавшему совет, уговор, согласие.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, то есть пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей. В качестве субъекта ответственности могут выступать: отдельная личность; группа как определенная общность людей; государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Существуют различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект, прежде всего, отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией. Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, то есть сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.

Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля».

В отечественной психологии выделяются четыре направления в исследовании ответственности:

1. В рамках первого направления, которое освещает проблему воспитания ответственности на разных возрастных этапах, занимались: К.А.Климова (1968), Т.В.Морозкина (1984), В.М.Пискун (1988), Т.Н.Сидорова (1987), Л.С.Славина (1956), Н.М.Тен (1980) и др. Важным является то, что в исследованиях показаны основные параметры, условия формирования, ведущие факторы, влияющие на процесс становления ответственности, а также структура социальной ответственности в единстве когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов.

2. В рамках второго направления ответственность рассматривается как социально - психологический феномен в условиях совместной деятельности. Данными исследованиями занимались В.С.Агеев (1982), Е.Д.Дорофеев (1990), Л.А.Сухинская (1978) и др., подчеркивая социальность этого качества, обусловленную генетически. В данных работах изучение ответственности происходит в рамках реальной трудовой деятельности, раскрывая, основные референты ответственности: эмоциональные, когнитивные, поведенческо-волевые.

3. К третьему направлению относятся работы В.А.Горбачевой (1985), К.Муздыбаева (1983), А.Л.Слободского (1976), в которых исследуется проблема формирования ответственности в конкретной деятельности, причем деятельности ведущей на данном этапе развития личности. Социальная ответственность рассматривается, как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия.

4. Четвертое направление - Л.И.Дементий (1988, 1990) предложила применить типологический подход для исследования ответственности, рассматривая ее, как гарантирование личностью достижения результата (а потому - обеспечение способа его достижения) собственными усилиями при заданном уровне сложности и ограниченном времени с учетом возможных неожиданностей, трудностей, то есть овладение целостностью ситуации и построение оригинального контура деятельности.

В военной психологии, в том числе в работе Н.Н.Семененко ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-то социальных или нравственных требований. Однако понятие это многогранно. В его историческом развитии существует несколько векторов: от коллективной к индивидуальной, от внешней к внутренней, психологической, от ретроспективной (ответственность за прошлое, вина) к перспективной (ответственность за будущее, обязанность).

Внутренняя структура профессиональной ответственности военнослужащих включает в себя:

А) знания о профессиональной ответственности, о нормах и правилах, через которые реализуется это качество - когнитивный компонент;

Б) иерархия мотивов профессионально ответственного поведения - мотивационный компонент;

В) эмоциональная стабильность и устойчивость военнослужащих, а также проявление волевых усилий при достижении цели – эмоционально-волевой компонент.

Поведенческий компонент - выражается в выборе и осуществлении определённой линии поведения.

Таким образом, профессиональная ответственность – это интегративное качество военнослужащего, проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия. Взаимосвязь четырех компонентов профессиональной ответственности курсантов может быть представлена следующим образом:

Исходя из сущности и структуры профессиональной ответственности военнослужащего, выступающей в единстве когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, Н.Н.Семененко выделяет основные ее показатели Семененко Н.Н., 1998):

Степень обоснованности принятого решения в сфере профессиональной деятельности;

Эмоциональная стабильность и настойчивость по его реализации;

Добросовестность в выполнении своих функциональных обязанностей;

Готовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.

Профессиональная ответственность не появляется сама по себе, она начинает формироваться с началом трудовой деятельности, у военнослужащего- с призывом в Вооруженные силы.