Отечественная война русское общество 1812 1912 год. Отечественная война и русское общество (1911–1912 годы). Скачать все тома в Djvu

Безнравственные и невежественные уездные управители принимают случайно проезжавшего через их город петербургского чиновника за настоящего ревизора, о назначении которого им было уже известно.

Вся цель, все стремления городничего, напуганное воображение которого сделало из Хлестакова олицетворение карающей силы закона, направлены к тому, чтобы склонить эту силу в свою пользу и таким образом избежать наказания за преступные деяния.

Происходит борьба, раскрывающая различные моменты душевного состояния героя. Но борьба эта комическая: она ведется против мнимой силы, изображает отрицательные стороны действительности, т. е. мир пошлых, мелких страстей, пошлого эгоизма.

Из теории драматической поэзии известно, что для выражения идеи борьбы и представления характеров в их взаимном отношении драматург должен избрать такой момент из жизни своих героев, в котором могла бы выразиться вся ее сущность и значение. Таким моментом в комедии Гоголя является приезд ревизора.

На этом моменте основано все движение пьесы, к нему приурочиваются все подробности действия, из которых ни одна не кажется излишнею, ибо имеет то или другое отношение к главному событию, т. е. к появлению ревизора.

Самые характеры действующих лиц выясняются тем же моментом: приезд ревизора осветил всю прошедшую жизнь уездных деятелей, полную неправды и произвола, и вполне обнаружил их настоящие чувства и страсти. Отсюда то замечательное единство действия, по которому комедия Гоголя должна быть отнесена к образцовым драматическим сочинениям.

В ней нет скачков, все последовательно развивается из одной общей идеи, причем каждый отдельный момент действия проникнут замечательною естественностью, полным согласием с жизненной правдой.

Завязка Ревизора имеет свои характерные особенности. Обыкновенно завязку принимают в смысле любовной интриги. Но Гоголь отступил от обычного приема драматургов, руководствуясь соображениями, высказанными им в словах одного из действующих лиц «Театрального разъезда».

«Пора перестать опираться до сих пор на эту вечную завязку. Стоит оглядеться пристально вокруг. Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы ни стало, другого, отмстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь».

Кроме того, по мнению Гоголя, завязка комедии должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих лиц.

Таким характером и отличается завязка Ревизора, где каждое отдельное лицо принимает живое участие в общем стремлении. Некоторым казалась искусственной развязка комедии.

Но, по справедливому замечанию Белинского, конец комедии должен совершиться там, где городничий узнает, что был наказан призраком, и что ему предстоит наказание со стороны действительности, и потому при ход жандарма с известием о приезде истинного ревизора превосходно оканчивает пьесу и сообщает ей всю полноту и всю самостоятельность особого, замкнутого в самом себе мира.

План сочинения
1. Вступление. Своеобразие художественной структуры комедии.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие «Ревизора».
— Экспозиция в сюжете комедии.
— Завязка.
— Герои-вестники. Развитие действия.
— Первое знакомство Городничего с Хлестаковым. Развитие действия.
— Третий и четвертый акт комедии. Развитие действия в реальном конфликте и кульминационные эпизоды в «миражной» интриге.
— Пятый акт. Кульминация и развязка пьесы/
3. Заключение. Новаторство Гоголя.

В комедии Н.В. Гоголь выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиционные приемы поэтики классицизма, приемы водевилей, отходит от традиционной любовной интриги, обращаясь к сатирическому изображению общества, города, вырастающего в грандиозный символ Российского государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь . Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.
Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники. Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях..
Завязкой реальной интриги комедии, как мы уже отмечали выше, становится первая реплика Городничего. В.И. Немирович-Данченко в статье «Тайны сценического обаяния Гоголя» отмечал необыкновенную смелость и новаторство Гоголя в создании завязки. «Самые замечательные мастера театра, – говорит он, – не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В «Ревизоре» же одна фраза, одна первая фраза: «Я пригласил вас, господа, для того, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», – и пьеса уже начата. Дана фабула, и дан главнейший ее импульс – страх» . Однако стоит отметить, что страха здесь еще нет. Завязка в пьесе отличается и комедийностью, и сатиричностью, и психологизмом. Приезд ревизора – безусловно, неприятное известие, но ситуация традиционна. У Городничего имеется большой опыт в подобных делах (двух губернаторов обманул). Ревизор едет, но его пока не боятся. Инициативу город пока еще держит в своих руках. Однако город уже приведен в движение. Городничий энергично раздает указания чиновникам. Гоголь проявил себя как талантливый драматург, придумав такую завязку, благодаря которой в движение пришли сразу все действующие лица комедии. Каждый из них действует в соответствии со своим характером и своими преступлениями. Также отметим, что ни в экспозиции, ни в завязке пьесы не присутствует сам главный герой.
Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Нетрадиционно лишь известие, которое они приносят. Из ничего они творят образ ревизора. Приезд незнакомца кажется им неожиданным, поведение его таинственным (живет, наблюдает, о себе не заявляет). И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх. Сцена, изображающая героев-вестников, необычайно важна в художественной ткани пьесы. Часть исследователей считают, что она является своеобразным завершением завязки в реальном конфликте пьесы. Другие критики (обозначившие наличие двух интриг в сюжете – реальной и «миражной») видят в ней завязку «миражной» интриги. Думается, мы можем рассматривать эту сцену как развитие действия после завязки (сообщения Городничего) в реальном конфликте пьесы.
На очень сложном комизме построена сцена первого знакомства Городничего с Хлестаковым. Сцена эта также является развитием действия и в реальном, и в «миражном» конфликте. Хлестаков чувствует страх, считая что его собираются препроводить в долговую яму. Городничий же считает, что собеседник его отличается хитростью и коварством: «какого туману напустил!». Герои не понимают друг друга, находясь как бы на разных волнах. Но Городничий расценивает все поведение Хлестакова как некую тонкую игру, условия которой он быстро принимает. И начинается соблазнение мнимого ревизора. Для начала Антон Антонович дает ему взятку. Это переломный момент в поведении Городничего. Он преодолевает робость и чувствует себя уже более уверенно. Ситуация несомненно ему знакома и привычна. Затем приглашает пожить в своем доме, посетить богоугодные заведения, уездное училище, острог. Словом, активно действует. Отметим здесь комедийность в развитии конфликта. «С точки зрения здравого смысла героем, ведущим действие, нападающим, атакующим, должен быть ревизор, поскольку он государственный чиновник, который приехал в город с ревизией, с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является ревизором. Он оказывается объектом нападения, его по нелепому стечению обстоятельств приняли за ревизора, и он как может отражает это нападение. Героем, ведущим действие, оказывается Городничий. В основе всех его действий одно стремление: обмануть ревизора, создать видимость благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе сказать ревизору о должностных преступлениях. <…> Все это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта» .
События третьего действия представляют собой также очень этап в развитии конфликта. Хлестаков, вероятно, начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль, очень непринужденно. Он рассказывает о своей столичной жизни и завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении героя. Однако Городничий и остальные чиновники принимают ложь героя как должное. В чем же причина подобного поведения? Как отмечают исследователи, «страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли бы провел Городничего, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. <…> …Во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников» . Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход. Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу. Как отмечает В. Гиппиус, «единство времени требовало быстрого темпа, но все же давало простор в пределах пяти актов и двадцати четырех реальных часов. Как бы издеваясь над этим правилом, Гоголь вмещает два объяснения, недоразумение с соперничеством, предложение и помолвку в пределы полуакта и нескольких минут, чтобы в последнем акте посмеяться и над этим «фантомом». Таким образом, сцены вранья, взяток и сватовства – это развитие действия в реальном конфликте пьесы и одновременно кульминационные эпизоды в «миражном» конфликте.
В пятом акте мы имеем кульминацию в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним (эта сцена также является кульминационной в развитии «миражной» интриги). Однако торжество его омрачается приходом Почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел. Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Однако комедия не заканчивается этим эпизодом. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, откуда оно началось. у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл наконец настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.
Таким образом, Н.В. Гоголь выступает новатором в развитии драматургических приемов, в обрисовке конфликта. В своей комедии он практически полностью отказался от любовной интриги. Любовный треугольник Марья Антоновна – Хлестаков – Анна Андреевна демонстративно пародиен. В основе сюжета лежит необычный случай, «анекдот», однако позволяющий глубоко раскрыть общественные отношения и связи. Главный герой не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Ревизора»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульминация в развитии реального конфликта также происходит без Хлестакова. Динамика «Ревизора» следует определенному правилу – «уже хочет достигнуть, схватить рукою, как вдруг помешательство» . Это в равной степени относится и к Городничему, к его честолюбивым надеждам, и к Марье Антоновне, к ее любовным устремлениям. Основой действия пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социальное начало. У Гоголя нет в пьесе положительных героев. Идеальное уходит у писателя в подтекст. Это идея, нравственный критерий, с позиций которого автор оценивает общественные пороки. По замечанию Гоголя, смех является единственным положительным лицом комедии. Таковы основные черты поэтики Гоголя-драматурга.

1. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, стр.210.

2. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 97.

3. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе. М., 1951, стр.151., с. 152.

4. Манн Ю. В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М., 2008, стр.118–119.

5. Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 99.

Отечественная война и русское общество

«Отечественная война и русское общество» (ОВИРО ) - энциклопедическое издание в семи томах по истории Отечественной войны 1812 года , изданное в 1911 году к столетнему юбилею событий 1812 года товариществом И. Д. Сытина в Москве .

Среди авторов статей и редакторов разделов ОВИРО - К. А. Военский , М. В. Довнар-Запольский , И. М. Катаев, Б. М. Колюбакин , Н. П. Михневич , В. И. Семевский .

Описание

Семитомник представляет одно из самых известных «юбилейных» изданий, подготовленных в 1910-х годах Товариществом И. Д. Сытина. История его появления подробно изложена в воспоминаниях Сытина «Жизнь для книги»: «На одном из заседаний правления Товарищества я внёс предложение: ввиду предстоящего столетия Отечественной войны ознаменовать эту историческую годовщину и выпустить роскошное издание. Предложение было принято правлением, которое постановило пригласить научные силы по возможности всех русских университетов принять участие в создании этого литературного памятника. Правление решило также не жалеть средств и выпустить книгу в полном соответствии со значением празднуемого события, как бы ни были велики расходы. С увлечением смотрел я на семь томов, которые были посвящены Отечественной войне и русскому обществу! Но здесь дало себя знать моё крестьянское происхождение. Наше воинство было составлено из всех сословий, и все с честью стояли за родную землю, но когда кончилась война и слава русского оружия прогремела по всему миру, а русский царь стал повелителем всей Европы, кто из русских сословий был обойдён, кого забыли при разделении наград и милостей? Мужика забыли, солдата забыли. Все сословия были взысканы царской милостью, и только крестьянин не получил ничего. Тот, кто освобождал отечество, сам не был освобождён от рабства. В свободной России он один остался рабом, и ещё полвека после наполеоновских войн его продавали, как скотину. Это была неслыханная неблагодарность, и мне хотелось, чтобы хоть через 100 лет на могилу русского солдата, солдата-раба, пришла история и поклонилась его светлой памяти».

Трудно сказать, насколько взгляды Сытина повлияли на позицию авторов, но в редакционной статье «крестьянская» тема была заявлена как одна из доминирующих: «Героем этой войны был русский мужик, крестьянин - мужественный, самоот­верженный, не помнящий о своем крепостничестве, когда нужно было сражаться за родину, но который вернулся под патриархальное помещичью неволю, когда французов изгнали. Мужик верил и помогал. Но когда пришло время праздновать победу, про мужика как всегда забыли». Составляя эту книгу, Сытин руководствовался именно такими взглядами на Отечественную войну. Именно по этим причинам, он не мог считать её событием исключительно военным.

Видео

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дельта Нила
  • Радио 7

Смотреть что такое "Отечественная война и русское общество" в других словарях:

    Отечественная война 1812 года - Запрос «Отечественная война» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Война 1812 года. Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны … Википедия

    Отечественная война 1812 - справедливая национально освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции. Явилась следствием глубоких политических и экономических противоречий между буржуазной Францией и феодально крепостнической Россией,… … Большая советская энциклопедия

    Отечественная война 1812 - года Наполеоновские войны Отступление французов в 1812 г. (И. М. Прянишников) Дата … Википедия

    Отечественная война 1812 г.

    Отечественная война 1812-14 - Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны Отступление французов в 1812 г. (И. М. Прянишников) Дата … Википедия

    Отечественная война 1812-1814 - Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны Отступление французов в 1812 г. (И. М. Прянишников) Дата … Википедия

    Отечественная война 1812-1814 годов - Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны Отступление французов в 1812 г. (И. М. Прянишников) Дата … Википедия

    Русское библиографическое общество - научное общество библиофилов, созданное при Московском университете, созданное с целью описания всех русских книг и рукописей, а также для разработки системы методов в отечественной библиографии. Содержание 1 История общества 2 Руководст … Википедия

    Партизанская война 1812 года в России - Эту страницу предлагается переименовать в Партизанское движение во время войны 1812 года в России. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/25 июня 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам … Википедия

    Гражданская война в России - Сверху вниз, слева направо: Вооружённые силы Юга России в 1919 году, повешение австро венгерскими войсками рабочих … Википедия

Книги

  • Отечественная война и русское общество 1812-1912. Юбилейное издание. В 7 томах. Том 1 , . Отечественная война 1812 года - один из самых драматических и вместе с тем самых значительных по последствиям моментов русской истории. Она оставила глубокий след в общественной жизни России.…

Редакция А.К. Дживелегова, С.П. Мельгунова, В.И. Пичета. Юбилейное издание. Историческая комиссия учебного отдела О.Р.Т.З. Т.1. 1912. VIII, 235 с. с иллюстрациями, 38 л. иллюстраций. Т.2. 1911. , 272 с. с иллюстрациями, 26 л. иллюстраций. Т.З. 1912. , 227 с. с иллюстрациями, 30 л. иллюстраций. Т.4.1912. , 268 с. с иллюстрациями, 41 л. иллюстраций. Т.5. 1912. , 236 с. с иллюстрациями, 30 л. иллюстраций. Т.6. 1912. , 208 с. с иллюстрациями, 32 л. иллюстраций. Т.7 1912. , 331 с. с иллюстрациями, 33 л. иллюстраций. В семи издательских переплётах по рисункам А. Апсита. 28,9x21,4 см. Издание Московской исторической комиссии Общества распространения технических знаний. В издании книг приняли участие «крупнейшие научные силы России»: В.Д. Бонч-Бруевич, Н.Л. Бродский, Ю.В. Готье, СП. Мельгунов, М.Н. Розанов, В.И. Семевский, Е. В. Тарле и др. «Отечественная война и русское общество» по сей день считается одним из наиболее авторитетных русских исторических исследований. Все семь томов великолепно иллюстрированы репродукциями с выдающихся картин Исторического музея, музея П.И. Щукина, Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге, Румянцевского музея, Императорской публичной библиотеки, ряда частных собраний.

Книжный график Александр Петрович Апсит (1880-1944) готовил иллюстрации в журналы «Звезда» и «Нива», рисовал карикатуры для сатирических изданий периода первой русской революции, в 1906-1917 годах активно сотрудничал с издательством И.Д. Сытина. В советское время стал одним из крупных мастеров агитационного искусства: исполнил известные плакаты «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «На коня, пролетарий!» и др. Это одно из самых известных «юбилейных» изданий, подготовленных в 1910-х годах Товариществом И.Д. Сытина. История его появления подробно изложена в воспоминаниях Сытина «Жизнь для книги»: «На одном из заседаний правления Товарищества я внёс предложение: ввиду предстоящего столетия Отечественной войны ознаменовать эту историческую годовщину и выпустить роскошное издание. Предложение было принято правлением, которое постановило пригласить научные силы по возможности всех русских университетов принять участие в создании этого литературного памятника. Правление решило также не жалеть средств и выпустить книгу в полном соответствии со значением празднуемого события, как бы ни были велики расходы. С увлечением смотрел я на семь томов, которые были посвящены Отечественной войне и русскому обществу! Но здесь дало себя знать моё крестьянское происхождение. Наше воинство было составлено из всех сословий, и все с честью стояли за родную землю, но когда кончилась война и слава русского оружия прогремела по всему миру, а русский царь стал повелителем всей Европы, кто из русских сословий был обойдён, кого забыли при разделении наград и милостей?

Мужика забыли, солдата забыли. Все сословия были взысканы царской милостью, и только крестьянин не получил ничего. Тот, кто освобождал отечество, сам не был освобождён от рабства. В свободной России он один остался рабом, и ещё полвека после наполеоновских войн его продавали, как скотину. Это была неслыханная неблагодарность, и мне хотелось, чтобы хоть через 100 лет на могилу русского солдата, солдата-раба, пришла история и поклонилась его светлой памяти».

Трудно сказать, насколько взгляды Сытина повлияли на позицию авторов-составителей, но в редакционной статье «крестьянская» тема была заявлена как одна из доминирующих: «Героем этой войны был русский мужик, крестьянин - мужественный, самоотверженный, забывший свои собственные крепостные цепи, когда дело шло о борьбе за родину, и вернувшийся под патриархальное помещичье иго, когда ни одного француза не осталось в России. Мужик верил и помогал. А когда пришло время награждать его, про мужицкую волю забыли очень основательно. Составляя план нашей книги, мы руководствовались именно такими взглядами на Отечественную войну. Именно по этим соображениям мы не могли считать её событием исключительно военным».

Следуя пожеланиям издателей, к работе привлекли «крупнейшие научные силы России»: В.Д. Бонч-Бруевича, Н.Л. Бродского, Ю.В. Готье, С.П. Мельгунова, М.Н. Розанова, В.И. Семевского, Е. В. Тарле и др. Правда, задача, поставленная перед этим созвездием блестящих учёных, была, по определению самих редакторов, «весьма скромной». Указывая на то, что «научное изучение эпохи Отечественной войны представляет серьёзные затруднения, т. к. большинство архивов ещё совершенно не разработано и мало доступно», составители решили ограничиться лишь «сводкой того материала, который до последнего времени был известен в значительной степени только специалистам».

Однако, как это нередко случается, результат превзошёл ожидания. «Отечественная война и русское общество» по сей день считается одним из наиболее авторитетных русских исторических исследований. Все семь томов прекрасно проиллюстрированы. Изобразительные материалы предоставили тогда Исторический музей, музей П.И. Щукина, Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге, Румянцевский музей, Императорская публичная библиотека, ряд частных собраний. В глазах библиофилов «Отечественная война» - идеальный пример единства превосходной полиграфической «формы» и солидного научного содержания.





Том третий.

Вниманию читающей публики предлагается замечательный 7-томник. Замечателен он тем, что будучи изданный товариществом Сытина к 100-летней годовщине войны 12-го года, обобщил знания отечественной исторической науки о самой драматичной из всех войн, которые Российская империя вела до сих пор. Замечателен тем, что над созданием его трудилась целая когорта известных и авторитетных историков: А. К. Дживелегов, Н. П. Михневич, В. И. Пичета, К. А. Военский и др.
Том пятый.

Вниманию читающей публики предлагается замечательный 7-томник. Замечателен он тем, что будучи изданный товариществом Сытина к 100-летней годовщине войны 12-го года, обобщил знания отечественной исторической науки о самой драматичной из всех войн, которые Российская империя вела до сих пор. Замечателен тем, что над созданием его трудилась целая когорта известных и авторитетных историков: А. К. Дживелегов, Н. П. Михневич, В. И. Пичета, К. А. Военский и др.
Том второй.

Вниманию читающей публики предлагается замечательный 7-томник. Замечателен он тем, что будучи изданный товариществом Сытина к 100-летней годовщине войны 12-го года, обобщил знания отечественной исторической науки о самой драматичной из всех войн, которые Российская империя вела до сих пор. Замечателен тем, что над созданием его трудилась целая когорта известных и авторитетных историков: А. К. Дживелегов, Н. П. Михневич, В. И. Пичета, К. А. Военский и др.
Том четвертый.