Рассказы о космосе для детей 10 лет. Детские энциклопедии про космос. Опыт на тему космос – создаем туманности

Количество записей: 285

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, на причастии, когда подходишь к Чаше, как правильно говорить: имя или раба Божия + имя? Или это не имеет значения? Раздражение - это грех? А если при раздражении никого не оскорбить, ничего не сделать, а подавить в себе это чувство, то это все равно грех? Извините за этот глупый вопрос: можно ли есть конфеты в пост (если да,то какие)? Почему среда и пятница - постные дни? Спасибо Вам большое.

Ирина

Дорогая Ирина, при причащении достаточно назвать имя. Грех, прежде всего, наносит рану душе согрешающего. Поэтому грех не только поступок, но и помысел. Но, подавляя в себе страсти, например, раздражения, постепенно научимся их побеждать в самом зародыше, и уже не будем согрешать. Среда и пятница - постные дни по причине того, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Его распяли. Что же до конфет, то с этим вопросом Вам лучше обратиться к священнику Вашего прихода, потому как для каждого человека своя мера поста. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как часто нужно причащаться? С недавних пор я хожу каждое воскресенье на утреннюю службу, нужно ли причащаться каждое воскресенье? Можно ли причащаться без исповеди? В интернете я читала, что в каждой церкви по-разному, но в церкви, в которую я хожу на воскресную службу, батюшка предупреждает, что нельзя. Но я всё равно иногда причащаюсь, не исповедаясь. Считается ли это грехом? Наверное, это двойной грех, ведь я, получается, еще и обманываю. Говорят, перед причащением нужно поститься 3 дня, - правда ли это? Если да, то, получается, в неделю только 2 дня можно не поститься: понедельник и вторник? Ведь среда и пятница - постные дни. Спасибо!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна.
Вы правильно поступаете, не пропуская воскресную литургию. Тем самым Вы закладываете прочный фундамент своей духовной жизни. Сейчас Вы подошли к такому моменту, когда надо научиться в вопросах церковной жизни следовать благословению священника. Нельзя самостоятельно решать вопрос о причастии. Обсудите этот вопрос на исповеди и исповедуйтесь в самочинии, т. е. в своевольном нарушении установленного порядка.
Перед причастием, действительно, соблюдается трехдневный пост. Но в некоторых случаях, по усмотрению духовника, постными днями перед причастием являются среда, пятница и суббота. В вопросах поста неукоснительно следуйте благословению священника. Это тот случай, когда послушание ставится превыше молитвы.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, повела ребенка (3года) на причастие, так она мало того, что истерила, так еще ложку у священника выбила, все упало. Это плохо? Что делать?

Алла

Алла,
ребенка надо приучать к храму, чтобы он не чувствовал никакого напряжения во время службы. Ходите чаще в храм, не обязательно к причастию, подходите вместе с ней к иконам, ставьте свечки, молитесь, рассказывайте малышу о иконах и храме.
Если она не будет ощущать Ваше беспокойство (а оно особенно может проявиться, когда Вы будете нервничать, поднося ее к Чаше), она и во время службы не будет плакать.
Когда подходите к причастию, посоветую держать ручки малышки своими, но начинать держать только тогда, когда будут ее причащать.
То, что она что-то уронила - Вас не касается, эту проблему решит священник.
Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Нагрешила, теперь не знаю, как мне дальше жить. Я уже год не могу причаститься - не успеваю просто подойти к Чаше... Три раза приходила исповедоваться, но не могу причаститься. Подходила к священнику, просила помочь, но мне говорили: увы, наверное, там уже ничего не осталось, смиритесь. И вот, в последний раз меня взяла вселенская обида. Я всю дорогу до дома плакала, говорила себе, что в церковь больше никогда не пойду. Придя домой, сняла крестик и сказала себе, что больше он мне не нужен, что Бога нет... Теперь жалею о содеянном. Не знаю, как дальше быть. Прошу Вашей помощи. Спасибо!

Анастасия

Анастасия, я думаю, крестик Вы уже надели - об этом нет уже нужды говорить, а вот в отношении Причастия можно поступить двояко: либо уж заставить себя прийти вовремя, как и положено, либо, если обстоятельства Ваши уважительные и объективные, то попросить священника причастить Вас на дому.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Валентина, мне 29 лет. Меня тревожит моя излишняя стеснительность, на исповеди даже слова не могу правильно подобрать, приходиться по бумажке формальную исповедь писать, есть огромное желание кому-то помогать, но стесняюсь предложить свою помощь нуждающемуся, даже когда батюшка зовет всех желающих на уборку храма, мне очень хочется помочь, но опять стесняюсь приходить. Я себя сильно за это укоряю, но ничего не могу с собой поделать. Может, найдется у Вас для меня совет?

Валентина

Валентина, я думаю, со временем, с возрастом Ваша застенчивость пройдет, а сейчас постарайтесь просто себя пересиливать и уж конечно не молчать, когда у Вас есть силы и настроение сделать доброе дело.

игумен Никон (Головко)

Батюшки, спаси вас Господи, благодарю вас всех за ваши ответы! Ответьте пожалуйста на мой вопрос, почему говорят, что свечи нельзя задувать, надо тушить их руками, и приводят пример, что в церкви не задувают, а накрывают специальными железными крышечками. А я подумала, просто в церкви очень много свечей и на каждую дуть как-то неудобно, проще руками тушить. Суеверие ли это? Благодарю.

Здравствуйте, Наталия! Свечи задувать можно. Все это суеверие и "бабушкино богословие".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Проясните, пожалуйста ситуацию: в одном храме из соседнего района собирают деньги на иконостас, за определённое пожертвование (1000 руб) обещают написать имена жертвователей, я задал вопрос, будут ли на Литургии упоминаться имена жертвователей? Мне ответили, что нет, не будут, нам выдадут только именную бумагу. В связи с этим у меня вопрос: какую пользу для души может принести пожертвование и надпись имени на обратной стороне иконостаса без упоминания имени на Литургии? Я у Вас на сайте читал, что даже на стене плача в Иерусалиме христиане не должны оставлять записок, а это разве не сходный случай, ведь имя на Литургии не произносится?

Андрей

Согласен с Вашим недоумением, Андрей. Возможно, было бы разумнее записать имена жертвователей в синодик, чтобы поминать на службе, а так приходится только лишь надеяться, что какой-то батюшка разыщет ваши имена на иконостасе и начнет их поминать.
И, тем не менее, пожертвовать на иконостас – доброе дело, и оно само по себе принесет пользу душе.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Моя дочь, ей 4 года, не хочет причащаться. Плачет, впадает в истерику. Другие мои дети ведут себя спокойно. Священник сказал, что насильно причащать ребенка не будет. Что же мне делать?

Юлия

Юлия, есть один проверенный способ: сначала причащаетесь сами, а сразу следом за Вами – Ваша дочь. Это всегда помогало.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, меня зовут Наталья, я из Казахстана. У меня возник один вопрос, но сначала небольшая предыстория: моей мамы, к моему великому сожалению, нет уже почти 5 лет, она пела в церковном хоре и я росла при церкви (если можно так сказать) и вот, я помню, что мама всегда говорила, что не хочет, чтобы ей после смерти поставили памятник, разрешила нам поставить только деревянный крест. Она это объясняла, но вот как объясняла, дословно я не помню. Что-то говорила о том, что в судный день крест надо будет нести, а памятник невозможно будет поднять... И мой вопрос: это описывается где-то в Библии? Откуда у мамы было такое решение?

Наталья

Здравствуйте, Наталья.
Ставить на могиле деревянный крест - это благочестивая российская традиция. Простота материала говорит о нестяжании усопшего.
Многие завещают часть средств и имущества пожертвовать нуждающимся, а на могиле поставить простой деревянный крест.
С другой стороны, тем самым христиане исповедают свою готовность следовать за Христом и надежду на спасение души. Ведь орудие нашего спасения, - Крест Христов - был деревянный.
Возможно, не следует понимать буквально желание мамы в судный день нести деревянный крест, но безусловно, она хотела иметь свидетельство того, что пронесла свой Крест через все испытания земной жизни.
Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки и благословите спросить. Можно ли устоять в вере, не имея постоянного общения с верующими? Дело в том, что я хожу в храм всего дважды в месяц (чаще не получается), да это и не храм как таковой, а маленький церковный приход, можно сказать, в глуши, где служит один только батюшка. Я уже 2 года посещаю службы там, но ни с кем так и не получилось сдружиться, каждый как-то сам по себе. Очень хотелось бы и после службы общения духовного с христианами иметь, но не с кем. В моей местности, где я сейчас проживаю, вообще мало русских, а христиан вообще не встречаю. Только когда езжу в храм, там пару вежливых слов друг другу скажем, и все. А я жажду поговорить о Боге, а не о житейских мелочах. Как же мне быть? Слава Богу, вот тут на сайте Вас встретила, а больше - не с кем духовно общаться. Честно говоря, иногда даже завидую протестантам, видя, как они дружно в своей общине живут. Я никогда не променяю веру православную ни на что другое, но ох, как мне не хватает общения! Пока довольствуюсь вот только виртуальным общением. Но и за это - слава Богу. Прошу вас, уважаемые батюшки, помолитесь за меня, чтобы Господь укрепил мою веру, и за моих родных, которые сейчас далеко от меня (Ирину, Корину, Виктора, Серафиму, Виктора, Василия). Спасибо вам за то, что вы у нас есть, добрые наши пастыри! Дай вам Бог здоровья и сил!

Валентина

Валентина, я искренне понимаю Ваш голод по общению, но в наше время лучше о Боге постоянно думать, чем о Нем постоянно говорить.
Конечно, за неимением общения Вам кажется, что оно принесет Вам духовную пользу – но поверьте, что кроме рассеяния мыслей и расхолаживания в молитве, осуждения друг друга и ропота на священника оно в реальности ничего в Вашей душе не оставит.
А поэтому, спасайтесь, как спасаетесь, и слава Богу, что так! А будет трудно – пишите, когда человек пишет, он не пустословит – а мы поможем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Извините за вопрос. Я хожу в храм, он обновляется, там я помогаю, чем могу, да и нравится, пытаюсь прийти к вере, но не в укор скажу - мне не нравится, что у батюшки исповедуются и проблемы свои открывают. Нет, это нормально, он помогает их решить, но потом все знают твои грехи и проблемы - храм маленький, когда исповедуешься, рядом всё слышно.Не хочется, чтобы знали про моё прошлое. Потом жалеть меня будут, а хотелось бы, чтобы воспринимали как обычно. А прихожане в основном пожилые люди, могут осуждать или жалеть. Как быть, идти в другой храм - как бы предательством будет, к тому же, если честно, в этом храме пытаюсь встретить девушку. И менять духовника тоже как то не хочется.

Сергей

Сергей, прежде всего, я уверен, Вам надо обсудить свои сомнения и смущения с Вашим батюшкой. Наверняка он сможет большую часть их развеять. Если же после разговора останется что-то непонятное, тогда будем решать дальше.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте! Очень надеюсь на Вашу мудрость и прояснение. Церковные правила нам говорят о том, что шесть дней трудись, а седьмой день отдай Богу, то есть каждый православный человек по воскресениям должен ходить в церковь. Но, пожалуйста, разъясните, допускается ли, если в силу семейных обстоятельств человек вместо воскресенья посещает церковь в пятницу?

Андрей

Да, Андрей, допускается. Главное – от Церкви не отлучаться насовсем!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой отец мусульманин, мама христианка, я всю жизнь была ни туда и ни сюда. Теперь хочу креститься, наконец-то я поняла, что для меня ближе, и муж у меня православный. Он надел на меня нательный крест, мой отец увидел как-то и был серьезный разговор с ним. Он говорил, что я предала его, его веру, отреклась и т. д. Мне сейчас очень тяжело, в церкви мне становится плохо, я даже с батюшкой не в силах говорить. Папа утверждает что нарекли меня с рождения именем по мусульманским обычаям, и крещение пойдет не на пользу, скорее, наоборот. Мне больно это слышать, это не так! Скажите, ничего же нет в этом страшного, что при рождении был такой обряд, а сейчас я собралась креститься? И как победить страх, что поможет мне решиться? Спасибо.

Алина

Посвятить себя Богу и истинной вере никогда не поздно. И при этом совершенно неважно, что с Вами было до того, как перед Вами открылась истина Православия. Вы можете креститься, Вы должны креститься, если всем сердцем решили последовать христианству. Религия - это вопрос личный, а не родовой или национальный. Господь да укрепит Вас в нелегком вашем пути к Нему!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. У моей девушки такая проблема: она все время боится смерти, не может ездить на автобусе. Когда едет, ей становится плохо, панические атаки, которые она не может контролировать, ей кажется, что не доедет, особенно, когда много людей в автобусе, ее все время тошнит. Она предполагает, что это из-за того, что как-то на массовом забеге бежавшая сзади толпа затоптала ее - еле вытащили из под ног. Я все-таки думаю, что все сложнее, но не знаю точно. Может, бесовские происки. Мысли явно нехорошие, и ей надо побороть этот страх. Говорю, что Господь с ней и нечего бояться, но мои слова вряд ли ей помогут. Советую в церковь сходить, там точно помогут. Она когда была последний раз в церкви, тоже плохо стало, стошнило. Все равно надо идти, а точнее - начать ходить, потому что редко бываем. У меня и у самого подобные панические атаки бывают, только не смерти боюсь, а выглядеть глупо, нелепо. Например, оденешься в старые вещи, потрепанные немного, и вот, думаешь, как ты в глазах других людей выглядишь. Умом-то сейчас понимаю, что глупо, а когда в ситуации подобной нахожусь, прямо места себе не находишь. Поймал себя как-то. Ощущение такое, как будто навязанные мысли эти, как будто со стороны себя увидел. Думаю, что мысли о смерти и страх этот моей девушке подобным же образом навязывается. Что это за страхи такие? Из-за чего возникают? Как с ними бороться? Могу я как-то помочь своей девушке справиться с этим страхом? Может, молитву вместе читать, когда у нее эти панические атаки? Подскажите, пожалуйста.

Сергей

Сергей, я предполагаю, что отчасти это – расстроенная психика (хотя об этом должен конкретно судить специалист), а отчасти все-таки духовное повреждение. Вы правильно зовете ее в храм, сходите, не тяните с этим. А если в толпе становится плохо, то идите в пустой храм, в малолюдный, в будни, наконец. И если тогда снова станет плохо, то не уходите совсем, а постарайтесь отдохнув, снова вернуться в молитву. И еще – Вам поможет более частое Причащение, но только с должной, неленностной подготовкой и подробной исповедью, особенно в тайных страстях и грехах юности, в грехах забытых.

игумен Никон Головко

Почему на кресте храма Христа Спасителя шестиконечная звезда Давида и люстра исполнена в форме этого знака? Разве это православный символ?

Ирина

Здравствуйте, батюшка! Недавно в храме я услышала разговор двух прихожан. Одна другой настойчиво говорила, что на кладбище (посещать могилы) в воскресенье или во все религиозные праздники ходить нельзя. Кроме того, нельзя ходить в будни после обеда и до начала службы в Храме. Я удивилась, но спорить и уточнять у них не стала. Самая я думаю, что это не так. Может я не права? Спасибо.

Татьяна Ч.

Татьяна, то, что Вы услышали, является отголоском церковной традиции вперемешку со своими домыслами. Не вдаваясь в подробности церковного устава можно сказать, что и в праздники, и в воскресенья, и вообще в любое время на кладбище ходить и поминать там своих родственников можно. А вот заказать панихиду можно будет не всегда – и то только по той причине, что в дни великих праздников гласного, общественного поминания в церкви и на кладбище усопших не совершается ради торжества праздника. Но даже в такие высокоторжественные дни поминовение в храме совершается, в алтаре, а поэтому и Вам ничего не мешает в эти дни также прийти на могилы родственников и помянуть их в своих молитвах.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, дорогой батюшка! Когда у меня есть возможность, я всегда стараюсь зайти в храм. Сегодня, когда я пришла, службы еще не было, поэтому поставила свечи, приложилась к иконкам, помолилась. В храме есть иконы, которые нарисованы на стене. В тот момент, когда я прикладывалась к одной из таких, матушка мне сказала, что нет благословения прикладываться к настенным иконам. Батюшка, не согрешила ли я? Храни Господь!

(65 голосов : 4.57 из 5 )

Часто священнику задают вопрос, приведенный в заглавии, и начинают оправдываться.

– Нам надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в . Зачем?

Конечно, для того чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения. Но сначала следует понять, какой смысл в еженедельном хождении в храм, чтобы затем уже сравнить с этим наши самооправдания. Ведь требование это не выдумано людьми, а дано еще в Десяти Заповедях:«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (). За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за убийство. В Новом Завете большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день. По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Вряд ли Творец стал бы давать нам нелепые повеления, да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей. В чем же смысл этой заповеди?

Все христианство вырастает из самооткровения Бога Троицы, явленного чрез Господа Иисуса Христа. Вхождение в Его внутреннюю жизнь, участие в Божественной славе – это цель нашей жизни. Но так как «Бог есть любовь и пребывающий в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем» , по слову апостола Иоанна (), то и войти в общение с Ним можно только через любовь.

По слову Господа, весь закон Божий сводится к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (). Но эти заповеди разве можно исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Да, можно пообщаться и по телефону, но куда лучше говорить лично. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу. Примером для нас да будет царь Давид. Он, будучи правителем народа, ведя бесчисленные войны с врагами, осуществляя правосудие, говорил так: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» ().

Когда он был в изгнании, то плакал каждый день, что не может войти в дом Бога: «Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ().

Вот именно это отношение и порождает нужду в посещении храма Божия и делает его внутренне необходимым.

И это не удивительно! Ведь на храм Божий непрерывно обращены очи Господа. Тут Сам Он пребывает Своим Телом и Кровью. Тут Он возрождает нас в крещении. Так что – наша малая небесная родина. Тут Бог прощает нам грехи в таинстве Исповеди. Тут Он дает нам Сам Себя в святейшем Причастии. Разве где-то можно еще найти такие источники нетленной жизни? По слову древнего подвижника, те, кто в течение недели сражаются с дьяволом, стремятся в субботу и воскресенье прибежать к источникам живой воды Причастия в церковь, чтобы утолить жажду сердца и отмыть себя от грязи оскверненной совести. По древним сказаниям, олени охотятся на змей и пожирают их, но яд начинает жечь их внутренности, и они бегут к роднику. Так же и мы должны стремиться в храм, чтобы совместной охладить раздражение нашего сердца. По слову священномученика , «старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Сщмч. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам. 13).

Многие сейчас боятся сглаза, порчи, колдовства. Многие утыкивают все косяки иголками, увешивают себя, как новогодние елки, амулетами, коптят все углы свечками и забывают, что церковная молитва одна только и может спасти человека от насилия дьявола. Ведь он трепещет силы Бога и неспособен навредить тому, кто пребывает в Божией любви.

Как пел царь Давид: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом» ().

Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы. Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. Мы слышим Его слово, вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о нашем будущем. Поистине «в храме Бога все возвещает о Его славе» (). Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем об Его таинственной природе, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Недаром мы называем воскресное богослужение «малой Пасхой». Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей запредельной Надежде. Недаром Давид говорит, что «мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» (). Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты.

Наше праздничное богослужение имеет своим сердцем молитву и размышление над священным Писанием, чтение которого в церкви обладает особенной силой. Так один подвижник видел, как из уст дьякона, читавшего на воскресной Литургии слово Божие, поднимались огненные языки. Они очищали души молящихся и восходили к небесам. Те, кто говорят, что смогут почитать Библию и дома, будто бы для этого не нужно идти в храм, ошибаются. Даже если они действительно откроют дома Книгу, то их удаление от церковного собрания помешает им понять смысл прочитанного. Проверено, что те, кто не участвует в святом Причастии, практически не способны усвоить волю Божию. И неудивительно! Ведь Писание подобно «инструкции» для получения небесной благодати. Но если просто читать инструкцию, не пытаясь, например, собрать шкаф или произвести программирование, то она останется непонятной и быстро забудется. Ведь известно, что наше сознание быстро отфильтровывает неиспользуемую информацию. Поэтому Писание не отделимо от церковного собрания, ибо и дано оно было именно Церкви.

Напротив, те, кто побывал на воскресной Литургии и после этого дома взял Писание, тот увидит в нем те смыслы, которых он не заметил бы никогда. Часто бывает, что именно на праздники люди узнают волю Божию о себе. Ведь, по словам преп. , «хотя Бог и всегда награждает рабов Своих дарами, но наиболее в годовые и Господские праздники» (Слово к Пастырю. 3, 2). Не случайно, что те, кто регулярно ходит в храм несколько иные и по внешнему виду, и по душевному состоянию. С одной стороны, для них добродетели становятся естественными, а с другой – частая исповедь мешает делать серьезные грехи. Да. Часто у христиан страсти также обостряются, ибо сатана не желает, чтобы люди, слепленные из праха, поднимались в небеса, откуда он был низвержен. Потому сатана и нападает на нас как на своих врагов. Но мы-то не должны его бояться, а должны сразиться с ним и победить. Ведь только побеждающий наследует все, сказал Господь ()!

Если человек говорит, будто он христианин, но не общается в молитве со своими братьями, то какой же он верующий? По справедливому слову крупнейшего знатока церковных законов, патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона, «из этого открывается одно из двух – или то, что таковой не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве к Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божьим?»

Неслучайно те христиане, которых мы считаем образцовыми, – христиане апостольской Церкви в Иерусалиме «были вместе и имели всё общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (). Именно из этого единомыслия и проистекала их внутренняя сила. Они пребывали в животворящей силе Святого Духа, которая изливалась на них в ответ на их любовь.

Неслучайно поэтому Новый Завет прямо запрещает пренебрегать церковными собраниями: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» ().

Все то лучшее, благодаря чему Русь называют святой, благодаря чему существуют и другие христианские народы, дает нам богослужение. В церкви мы избавляемся от гнета нашей суеты и вырываемся из тенет кризисов и войн в Божий покой. И это единственно правильное решение. Не ругательства и революции, не злоба и ненависть, а церковная молитва и добродетели могут изменить мир. «Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем» (), и к Нему он убегает, чтобы найти защиту. Это не трусость, а мудрость и мужество. Только глупый будет пытаться сам справиться с натиском всемирного зла, будь то террор или стихийное бедствие, революция или войны. Только Всемогущий Бог защитит Свое творение. Неслучайно храм всегда считался убежищем.

Поистине храм – это небесное посольство на Земле, где мы, странники, ищущие небесного Града, получаем поддержку. «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» ().

Думаю понятно, что любовь к Богу требует как можно чаще прибегать к дому Господа. Но этого же требует и вторая заповедь – любовь к ближнему. Ведь где можно обратиться к самому прекрасному в человеке – в магазине, кино, поликлинике? Конечно, нет. Только в доме нашего общего Отца мы можем встретиться с братьями. И наша совместная молитва будет скорее услышана Богом, чем молитвы гордого одиночки. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ().

Здесь мы поднимаемся из суеты и можем помолиться и о наших бедах, и обо всей Вселенной. В храме мы просим Бога исцелить болезни родных, освободить пленников, сохранить путников, спасти погибающих. В храме мы общаемся и с теми, кто ушел из этого мира, но не покинул Христову Церковь. Умершие, являясь, умоляют помолиться о них в церквах. Они говорят, что каждое поминовение для них – как день рожденья, а мы часто небрежем об этом. Где же тогда наша любовь? Представим себе их состояние. Они без тела, причаститься не могут, внешних добрых дел (например милостыни) тоже не могут делать. Ждут они от своих родных и друзей поддержки, а получают только отговорки. Это все равно, что сказать голодной матери: «уж прости. Не дам я тебе покушать. Спать больно хочется». А ведь для умерших церковная молитва – это настоящая пища (а не водка, налитая на кладбище, не нужная никому, кроме бесов и алкоголиков).

Но и святые угодники, достойные нашего прославления, ждут нас в храме. Святые образа дают их увидеть, их слова провозглашаются на службе, да и сами они часто посещают дом Божий, особенно в свои праздники. Они вместе с нами молятся Богу, и их могучие славословия как орлиные крылья возносят церковную молитву прямо к Божественному престолу. И не только люди, но и бесплотные ангелы участвуют в нашей молитве. Их песни поют люди (например, «Трисвятое»), а они подпевают нашим гимнам («Достойно есть»). По церковному преданию, в каждом освященном храме над престолом всегда стоит Ангел, возносящий молитву Церкви к Богу, а также у входа в храм стоит блаженный дух, следящий за мыслями входящих и исходящих из церкви. Это присутствие ощущается вполне осязаемо. Недаром многим нераскаянным грешникам становится плохо в храме – это сила Божия отторгает их греховную волю, и ангелы наказывают их за беззакония. Им надо не игнорировать церковь, а раскаяться и получить прощение в таинстве Исповеди и не забыть поблагодарить Творца.

Но многие говорят:

– Хорошо! Надо ходить в церковь, но зачем каждое воскресенье? Зачем такой фанатизм?

Отвечая кратко, можно сказать, что раз Творец так говорит, то творение должно беспрекословно отвечать повиновением. Повелитель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему четыре? И при этом время, потраченное в храме, идет нам же на пользу. Если врач прописывает нам процедуры, то разве не стараемся мы точно исполнить его рекомендации, желая исцелиться от болезней тела? Почему же мы игнорируем слова Великого Врача душ и тел?

Тут надо подумать над теми словами, которые приведены в начале наших размышлений:

– Воскресенье – это единственный выходной день, надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь.

Но ведь никто не заставляет человека идти именно на раннюю службу. В городах почти всегда служат раннюю и позднюю Литургию, а деревне никто и в воскресенье не спит долго. Что касается мегаполиса, то никто не мешает придти в субботу с вечерней службы, поговорить с семьей, почитать интересную книгу и после вечерних молитв лечь спать около 11 – 12 часов ночи, а утром встать в полдевятого и пойти на Литургию. Девять часов сна могут почти каждому восстановить силы, а если этого и не произойдет, то мы можем «добрать» недостающее дневным сном. Все наши проблемы связаны не с церковью, а с тем, что ритм нашей жизни не соответствует Божьей воле и потому изматывает нас. А общение с Богом – Источником всех сил Вселенной, – конечно, только и может дать человеку и духовные, и физические силы. Давно замечено, что если к субботе внутренне выработаешься, то воскресная служба наполняет внутренней силой. И сила эта – в том числе и телесная. Неслучайно подвижники, жившие в нечеловеческих условиях пустыни, доживали до 120-130 лет, а мы еле дотягиваем до 70-80. Бог укрепляет надеющихся на Него и служащих Ему. До революции был проведен анализ, который показал, что самая большая продолжительность жизни была не у дворян или купцов, а у священников, хотя они жили в гораздо худших условиях. Это зримое подтверждение пользы от еженедельного хождения в дом Господень.

Что же касается общения с семьей, то кто мешает нам пойти в храм полным составом? Если дети маленькие, то жена может придти в церковь позже, а после окончания Литургии можно всем вместе погулять, пойти в кафе, поговорить. Разве это сравнится с тем «общением», когда вся семья дружно тонет в черном ящике? Часто те, кто не ходит в храм из-за семьи, не обменивается с близкими и десятком слов за день.

Что касается домашних работ, то слово Божие не разрешает исполнять тех дел, которые не являются существенно важными. Нельзя устраивать генеральную уборку или стиральный день, заготовки консервов на год. Время покоя длится с вечера субботы до вечера воскресенья. Все тяжелые работы надо переносить на воскресный вечер. Единственный вид тяжелых работ, которые мы можем и должны делать в воскресенье и праздники, – это дела милосердия. Устроить генеральную уборку у больного или старика, помочь в храме, заготовить продукты сироте и многодетной семье – это истинное и угодное Творцу правило соблюдения праздника.

С вопросом о домашних работах в праздники неразрывно связана проблема летнего посещения храмов. Очень многие говорят:

– Мы не сможем выдержать зиму без тех заготовок, которые мы выращиваем на наших участках. Как же мы можем ходить в храм?

Думаю, ответ очевиден. Никто не мешает сходить в деревенский храм на службу, а работу по огороду сделать или в субботу, или во второй половине воскресенья. Так и здоровье наше сохранится, и воля Божия будет соблюдена. Даже если нигде вблизи нет храма, мы должны посвящать субботний вечер и воскресное утро молитве и Писанию. Те же, кто не желает исполнять волю Бога, получают Его наказание. Ожидаемый урожай пожирает саранча, гусеницы, болезни. Когда нужен дождь – наступает засуха, когда нужна сушь – начинается наводнение. Так Бог показывает всем, Кто в мире Хозяин. Часто Бог наказывает и самих презрителей Его воли. Знакомые врачи рассказывали автору о феномене «воскресной смерти», когда человек все выходные пашет, не поднимая глаз к небу, и там же, на грядке и умирает от инсульта или инфаркта, лицом к земле.

Напротив, тем, кто исполняет заповедь Божию, Он дает небывалые урожаи. Например, в Оптиной Пустыни урожаи превышали урожай соседей в четыре раза, хотя использовалась одинаковая техника землепользования.

Некоторые говорят:

– Я не могу пойти в храм, потому что холодно или жарко, дождь или снег. Я лучше дома помолюсь.

Но о чудо! Тот же человек готов ехать на стадион и под открытым небом под дождем болеть за свою команду, до упада копаться на огороде, всю ночь плясать на дискотеке, и лишь до дома Божия дойти сил у него нет! Погода – всегда лишь оправдание своего нежелания. Неужели можно считать, что Бог услышит молитву человека, который не желает и чем-то малым пожертвовать ради Него?

Так же нелепо другое, часто встречающееся возражение:

– Не пойду в храм, потому что у вас нет скамеек, жарко. Не то, что у католиков!

Конечно, это возражение нельзя назвать серьезным, но для многих соображения комфорта важнее вопроса вечного спасения. Однако Бог не хочет гибели и отверженного, а Христос не переломит и надломленного жезла и не угасит льна курящегося. Что касается скамеек, так это вопрос вообще не принципиальный. Православные греки имеют сидения во всем храме, у русских их нет. Даже сейчас, если человек болен, то никто не мешает ему сесть на скамьях, расположенных сзади почти в каждом храме. Тем более по богослужебному Уставу Русской Церкви на праздничной вечерней службе прихожане могут сесть семь раз. В конце концов, если тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает принести с собой раскладной табурет. Вряд ли кто-то будет за это осуждать. Надо только вставать на чтение Евангелия, на Херувимскую песнь, Евхаристический канон и еще около десятка важнейших моментов службы. Думается, что это ни для кого не составит проблемы. Инвалидов эти правила вообще не касаются.

Еще раз повторю, что все эти возражения совершенно не серьезны и не могут быть причиной нарушения заповеди Божией.

Также не оправдывает человека следующее возражение:

– У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане! Я таким быть не хочу и поэтому в храм не пойду.

Но ведь никто не требует быть злым и сердитым. Разве кто-то в храме заставляет быть таким? Разве при входе в храм от тебя требуют надеть боксерские перчатки? Не шипи и не ругайся сам и тогда сможешь и других исправить. Как говорит апостол Павел: «Кто ты осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает?» ().

Это было бы справедливым, если бы священники учили ругаться и склочничать. Но ведь это не так. Ни Библия, ни Церковь, ни Ее слуги никогда не учили этому. Наоборот – на всякой проповеди и в песнопениях нас призывают быть кроткими, милостивыми. Так что это не причина нехождения в церковь.

Надо понимать, что в храм приходят люди не с Марса, а из окружающего мира. А там как раз и принято ругаться так, что иногда у мужиков и русского слова не услышишь. Один мат. А в храме его как раз и нет. Можно сказать, что церковь – единственное место, закрытое для матерщины.

Именно в мире принято быть сердитым и свое раздражение выливать на окружающих, называя это борьбой за справедливость. Разве не этим занимаются старухи в поликлиниках, перемывающие кости всем, начиная с президента, заканчивая медсестрой? И неужели эти люди могут, войдя в храм, как по мановению волшебной палочки мгновенно измениться и стать кроткими, как овечки? Нет, Бог дал нам свободу воли, и без нашего усилия ничего измениться не может.

Мы всегда пребываем в Церкви только отчасти. Иногда часть эта очень большая – и тогда человек называется святым, иногда поменьше. Порой человек держится за Бога лишь мизинчиком. Но всему Судья и Оценщик не мы, а Господь. Пока есть время, есть надежда. А до окончания картины как можно о ней судить, разве только по законченным частям. Такие части – это святые. По ним и надо судить Церковь, а не по тем, кто еще не закончил земного пути. Недаром говорится, что «конец венчает дело».

Церковь сама называет себя больницей (на Исповеди говорится «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»), так разве разумно ожидать, что Ее заполняют здоровые? Здоровые есть, но находятся они на Небесах. Вот когда все желающие исцелиться воспользуются помощью Церкви, тогда она явится во всей своей красе. Святые – вот кто ясно показывает мощь Бога, действующего в Церкви.

Так что в храме надо смотреть не на окружающих, а на Бога. Ведь и приходим мы не к людям, а к Творцу.

Часто отказываются ходить в храм, говоря:

– У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.

Давайте перефразируем это возражение. Приходит первоклассник в школу и, подслушав урок алгебры в 11 классе, отказывается от хождения на занятия, сказав: «Там ведь ничего не понятно». Неумно? Но также неумно отказываться от обучения Божественной науке, ссылаясь на непонятность.

Наоборот, если бы все было понятным, значит, обучение бессмысленно. Ты ведь и так уже знаешь все, о чем говорят специалисты. Поверьте, что наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позвольте ей иметь свою терминологию и свой язык.

Думаю, что надо не отказываться от храмового обучения, постараться понять то, что именно непонятно. При этом надо учесть, что служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих. Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это, действительно, удивительная тайна Господа. Мы имеем не плоскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты – это учебные пособия, а Преподаватель – Сам Господь.

Церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Надо лишь немного потрудиться: купить словарь, несколько книжек, выучить полсотни слов – и язык раскроет свои тайны. А Бог воздаст за этот труд сторицею. – Во время молитвы будет легче собрать мысли на Божественной тайне. Мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. Таким образом, славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в церковь. Что же касается получения знания, то оно передается в храме на русском языке. Трудно найти хоть одного проповедника, который говорил бы проповеди по-славянски. В Церкви все соединено мудро – и древний язык молитвы, и современный язык проповеди.

И, наконец, для самих православных славянский язык дорог тем, что он дает нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика славянского языка почти тождественна грамматике греческого, на котором и дано нам Откровение. Поверьте, что как в поэзии и юриспруденции, так и в богословии, оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увлекающийся литературой, понимает это. И в детективе случайная спичка способна изменить ход расследования. Так и для нас бесценна возможность как можно точнее услышать слова Христа.

Конечно, славянский язык не являет догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на восьмидесяти языках. И даже в России теоретически возможен отказ от славянского языка. Но произойти это может лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далеким, как для итальянцев латынь. Думаю, пока так вопрос даже не стоит. Но если уж и произойдет такое – тогда Церковь создаст новый священный язык, максимально точно переводящий Библию и не дающий нашему уму ускользать на страну далече. Церковь же до сих пор жива и имеет силы оживить любого, входящего в Нее. Так что начинайте курс божественной Премудрости, и Творец введет в глубины Своего ума.

Другие говорят:

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от прихожанина никто не просит, чтобы он верил священнику. Мы верим Богу, а священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли. Некто сказал: «ток идет и по ржавому проводу». Так и благодать передается и чрез недостойного. По верной мысли святителя , «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами. Тем не менее, не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокосердия. Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим». Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил. После первого же разговора с нами он вспыхнул бы справедливым гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

Вообще это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине корыстолюбия современной медицины. Гораздо более очевидна финансовая заинтересованность отдельных врачей, как в этом убеждаются все попавшие в больницу. Но почему-то из-за этого люди не отказываются от медицины. А когда речь идет о куда более важном – о здоровье души, то вспоминают все были и небылицы, лишь бы не идти в церковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его. И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться. И в эту же ночь он увидел откровение, что стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокаженный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и дает ее прокаженный, так и благодать не зависит от того, через кого она подается». И после этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая, праведен он или грешен.

Но если подумать, то все эти оправдания совершенно ничтожны. Ведь разве можно игнорировать прямую волю Господа Бога, ссылаясь на грехи священника? «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его» ().

– Церковь не в бревнах, а в ребрах, – говорят другие, – поэтому можно и дома помолиться.

Эта поговорка, якобы русская, на самом деле восходит к нашим доморощенным сектантам, которые, вопреки слову Божию, отделились от Церкви. Бог действительно обитает и в телах христиан. Но входит Он в них чрез святое Причастие, подаваемое в храмах. При этом и молитва в церкви выше, чем молитва в домах. Святой говорит: «ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно возсылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединяясь с их молитвами сильнейшими, вместе восходили на небо… Если и Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп церкви (), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силой и какое можешь иметь оправдание? Послушай и Самого Бога, Который говорит, что Его умилостивляют благоговейные молитвы многих ()… Не люди одни только одни здесь страшно взывают, но и ангелы припадают к Владыке и архангелы молятся. Самое время благоприятствует им, самое жертвоприношение содействует. Как люди, взяв масличные ветви, потрясают ими пред царями, напоминая им этими ветвями о милости и человеколюбии; так точно и ангелы, представляя вместо масличных ветвей самое Тело Господне, умоляют Владыку за род человеческий, и как бы говорят: мы молимся за тех, которых Ты Сам некогда удостоил такой любви Своей, что предал за них Свою душу; мы изливаем моления за тех, за кого Ты пролил кровь; мы просим за тех, за которых Ты принес в жертву Свое Тело» (Слово 3 против аномеев).

Так что и это возражение совершенно неосновательно. Ведь насколько святее дом Божий твоего дома, настолько же выше молитва, приносимая в храме, молитвы домашней.

Но некоторые говорят:

– Я готов каждую неделю ходить в храм, но жена или муж, родители или дети меня не пускают.

Здесь стоит вспомнить страшные слова Христа, которые часто забывают: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (). Этот страшный выбор надо делать всегда. – Выбор между Богом и человеком. Да, это тяжело. Да, это может быть больно. Но если ты выбрал человека, пусть в том, что ты считаешь малым, то Бог отвергнет тебя в день Суда. И разве близкий поможет тебе на этом страшном ответе? Разве твоя любовь к родным оправдает тебя, когда Евангелие говорит обратное? Разве не будешь ты с тоской и горьким разочарованием вспоминать о том дне, когда ты отверг Бога ради мнимой любви?

Да и практика показывает, что тот, кто выбрал кого-то вместо Творца, будет предан им.

Другие говорят:

– Я не пойду в эту церковь, потому что там плохая энергетика. Мне в храме становится плохо, особенно от ладана.

На самом деле у любого храма энергетика одна – Божия благодать. Все храмы освящены Духом Святым. Во всех церквах пребывает Христос Спаситель Своим Телом и Кровью. Ангелы Божии стоят у входа в любой храм. Дело только в человеке. Бывает, что у этого эффекта есть и естественное объяснение. На праздники, когда «захожане» посещают храмы, те битком забиты людьми. Ведь на самом деле священных мест крайне мало для такого множества христиан. И поэтому действительно многим становится просто душно. Иногда бывает, что в бедных храмах кадят некачественным ладаном. Но эти причины не основные. Часто бывает, что людям становится плохо и в совершенно пустом храме. Христиане прекрасно знают духовные причины этого явления.

Злые дела, в которых человек не желает раскаиваться, отгоняют благодать Божию. Вот это сопротивление злой воли человека силе Божией и воспринимается им как «плохая энергетика». Но не только человек отворачивается от Господа, но и Сам Бог не принимает эгоиста. Ведь сказано, что «гордым Бог противится» (). Подобные случаи известны и в древности. Так Мария Египетская, которая была блудницей, попыталась войти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и поклониться Животворящему Кресту. Но невидимая сила отбросила ее от ворот церкви. И лишь после того, как она раскаялась и обещала больше никогда не повторять своего греха, Бог допустил ее в дом Свой.

Также и сейчас известны случаи, когда наемные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок. Особенно часто такое происходит с теми, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и другой бесовщиной. Некая сила скручивала их в самые важные моменты богослужения, и из храма их забирали на карете «скорой помощи». Тут мы сталкиваемся с еще одной причиной отвержения храма.

Не только человек, но и те, кто стоят за его греховными привычками, не желают встречи с Творцом. Эти существа –мятежные ангелы, бесы. Именно эти нечистые сущности мешают человеку войти в храм. Они же отнимают силы у стоящих в церкви. Бывает, что один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» и не способен десять минут провести в присутствии Творца. Только Бог может помочь тому, кто захвачен дьяволом. Но помогает Он лишь тому, кто раскаялся и желает жить по воле Господа Всемогущего. А так все эти рассуждения являются лишь непродуманным повторением сатанинской пропаганды. Не случайно, что и сама терминология этого возражения взята у экстрасенсов (а Церковь знает, что все они служат дьяволу), которые очень любят рассуждать о неких энергиях, которыми можно «подзарядиться», как будто речь идет об аккумуляторе, а не о Божьем чаде.

Тут видны симптомы духовной болезни. Вместо любви люди пытаются манипулировать Творцом. Это как раз признак демонизма.

Последнее возражение, родственное предыдущим, встречается чаще всего:

– У меня Бог в душе, поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог отправит меня в ад лишь за то, что я не хожу в храм?

Но что понимать под словом «Бог»? Если речь идет просто о совести, то, конечно, у любого человека этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет никаких исключений. Ни Гитлер, ни Чикатило не были его лишены. Все злодеи знали, что есть добро и зло. Голос Бога пытался удержать их от беззаконий. Но неужели лишь потому, что они слышали этот голос, они уже святые? Да и совесть – это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на магнитофоне или по радиоприемнику ты слышишь голос президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире? Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.

Но если вдуматься в это выражение, то Кто такой Бог? Это – Всемогущий, Бесконечный, Всеведущий, Праведный, Благой Дух, Творец вселенной, Которого не вмещают небо и небеса небес. Так как же может вместить Его твоя душа – Его, Лицо Которого боятся увидеть ангелы?

Неужели говорящий так искренно думает, что эта Безмерная Сила пребывает с ним? Позвольте нам усомниться. Пусть он покажет Ее проявление. Выражение «Бог в душе» сильнее, чем попытка скрыть в себе ядерный взрыв. Можно ли скрыть в тайне Хиросиму или извержение вулкана? Так что мы требуем от говорящего таких доказательств. Пусть он сотворит чудо (например, воскресит мертвого) или проявит Божью любовь, подставив другую щеку – тому, кто ударил его? Сможет ли он любить врагов – хоть в сотую часть того, как Господь наш, Который молился о них перед распятием? Ведь по настоящему сказать: «Бог у меня в душе», – может лишь только святой. Мы требуем с говорящего так святости, а иначе это будет ложь, чей отец – дьявол.

Говорят: «Я делаю только добро, неужели Бог пошлет меня в ад?» Но позвольте мне усомниться в вашей праведности. Что считать критерием добра и зла, по которому можно определить, что ты или я делаем добро или зло? Если считать критерием самого себя (как часто говорят: «я сам для себя определяю, что такое добро и зло»), тогда эти понятия просто лишаются какой-либо ценности и смысла. Ведь и Берия, и Геббельс, и Пол Пот считали себя абсолютно правыми, так почему же вы сами считаете, что их дела заслуживают порицания? Если мы имеем право сами определять для себя мерило добра и зла, то это же должны позволить и всем убийцам, извращенцам и насильникам. Да, кстати, позвольте также и Богу не согласиться с вашими критериями, и судить вас не по вашим, а по Своим меркам. А то как-то несправедливо получается – мы сами себе выбираем мерило, а Всемогущему и Свободному Богу запрещаем себя судить по собственным законам. А ведь по ним без покаяния перед Богом и святого Причастия человек окажется в аду.

Если сказать честно – то чего стоят перед лицом Бога наши мерки добра и зла, если мы даже права на законодательную деятельность не имеем. Ведь мы не создали себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Все, что есть у тебя – это подарок (и даже не подарок, а временно вверенное на сохранение имущество), мы же почему-то решаем, что им можно безнаказанно распоряжаться по своей воле. А Тому, Кто нас сотворил, мы отказываем в праве требовать отчет о том, как мы воспользовались Его даром. Не кажется ли это требование несколько дерзким? С чего мы взяли, что Господь Вселенной будет исполнять нашу поврежденную грехом волю? Мы нарушили Четвертую Заповедь и при этом считаем, что Он нам чем-то обязан? Не глупо ли это?

Ведь вместо того, чтобы воскресный день посвятить Богу, он отдается дьяволу. В этот день люди нередко напиваются, ругаются, распутничают, а если нет – то развлекаются далеко не благообразным образом: смотрят сомнительные телепередачи, фильмы, где грехи и страсти бьют через край, и т.д. И только Создатель оказывается лишним в Его Собственный День. А разве Бог, давший нам все, в том числе и времена, не имеет права потребовать от нас всего нескольких часов?

Так что ад ожидает тех презрителей, которые игнорируют волю Бога. И причина этого – не Божья жестокость, а то, что они, оставив источники воды Жизни, стали пытаться копать пустые колодцы своих оправданий. Они отказались от священной Чаши Причастия, лишили себя слова Божия и потому блуждают во тьме этого злого века. Удалившись от Света, они находят тьму, уйдя от любви, они обретают ненависть, бросив жизнь, они бросаются в объятия вечной смерти. Как не оплакать их упрямства и не пожелать, чтобы они возвратились в дом нашего небесного Отца?

Мы же вместе с царем Давидом скажем: «по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (). Ведь «мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей» ().

Занимательная астрономия для детей рассказывает все о планетах Солнечной системы, объектах глубокого космоса, предлагая обучающие видео, онлайн игры, викторины.

Не знаете как рассказать детям о космосе, чтобы они вас поняли? Не можете заинтриговать своих домочадцев просторами Вселенной? Наш портал поможет вам!

Изучайте Вселенную на доступном для детей языке и наслаждайтесь нашими бесплатными играми, увлекательными фактами, забавными викторинами, документальной информацией и многим другим. Ребенок с радостью освоит новую информацию, поданную не только в виде интересных фактов, но и как увлекательный рассказ.

Узнайте все о планетах, спутниках, звездах, галактиках, астероидах, кометах, телескопах и всех разновидностях астрономических объектов. Кроме познавательной информации на страничке всех возрастов есть также планы уроков, рабочие программы для преподавателей, идеи для научных проектов и целая полка онлайн-учебников для всех, кто увлечен космическим пространством.

Разделы астрономии для детей

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик и других странных объектов. Мы начнем обзор с Солнечной системы, а именно с планет и конечно все будет написано на доступном для детей языке. Взгляните! Планеты расписаны по порядку с картинками и фото, поэтому детям будет интересно познакомиться с соседними мирами, вращающимися вокруг Солнца. К некоторым добавлены видео и мультики, которые в доступной визуальной форме раскрывают документальную составляющую информации. Космос для детей становится максимально понятным и доступным.

Мы покидаем пределы Солнечной системы и отправляемся в занимательное путешествие по просторам открытого космоса. По пути нам встретится множество странных и загадочных объектов: галактики, астероиды, кометы, метеориты, черные дыры, туманности, звезды и квазары, к каждому из которых предоставляется занимательный рассказ с фактами и фото. Вперед к приключениям:

Мы рады, что вы остановились на нашем сайте для познания астрономии. Мы постарались сделать все статьи максимально интересными и понятными, чтобы каждый любопытный ребенок мог с радостью исследовать красоту нашей Вселенной. Здесь вы сможете узнать все о Солнечной системе и ее планетах, а также познакомитесь с удивительными космическими объектами и даже перешагнете границы галактики Млечный Путь. Мы верим, что раздел «Астрономия для детей» поможет совершить это захватывающее и познавательное путешествие.

Обучающие игры

Внимание! Для правильной работы приложений необходимо использования компьютера, а не мобильного телефона. Интересные обучающие игры для детей связаны с астрономией с космосом, поэтому дети всех возрастов смогут не только получить удовольствие от процесса, но и узнать много нового о планетах Солнечной системы, проблемах космического мусора, а также силе гравитации. Ребенок способен играть в режиме онлайн совершенно бесплатно. К каждой игре предоставляется понятная инструкция. Развивающие игры для детей любого возраста станут замечательным дополнением к книгам и учебникам, а также помогут скоротать время с пользой.

Наука о Вселенной слишком огромная, так как включает буквально все, что существует: все разновидности небесных объектов и формирований, материю и прочие явления. Здесь собраны ответы на частые вопросы по астрономии. Это полезно для детей, потому что помогает доступно и понятно освоить базу, чтобы потом приступить к более серьезным темам. Это также и помощь родителям, которые хотят объяснить своему ребенку, как устроен это мир на доступном языке. Ответы представлены в виде увлекательных документальных видео - мультики для детей .

Обучающее видео про космос на доступном для детей языке:

Как устроена Вселенная?

Мультфильм о темной материи, скоплениях галактик и будущем Вселенной:

Что осталось от Большого взрыва?

Мультфильм о реликтовом излучении, Большом взрыве и расширении Вселенной:

Откуда взялись химические элементы?

Мультфильм о нуклеосинтезе, поиске химических элементов и составе звезд:

Ваши дети еще относятся к тому редкому виду малышей, которые хотят стать не трэвел-блогерами, бьютимейкерами и мерчендайзерами, а космонавтами? Поздравляем! В нынешнее время интерес к космосу уже не так силен, но все-таки есть еще ребята, которые смотрят в небо с любопытством и предвосхищением чуда. Именно для них мы и собрали нашу космически большую подборку всего-всего-всего на тему космоса.

А еще для тех родителей, которые хотят увлечь этой темой своих непоседливых чад. Или просто интересно и познавательно отпраздновать День космонавтики. Три, два, один, «Поехали!».

Куда зайти: 9 интересных сайтов

Начнем с того, что в космосе и его окрестностях можно побывать, не выходя из дома и не предпринимая почти никаких усилий. Есть огромное количество невероятно интересных космических сайтов, многие из которых интерактивны.

Для тех, кто уже чуть-чуть постарше и влюблен в космос давно и надолго, предлагаем попробовать посмотреть два научно-популярных цикла. Первый из них - «Космос: Пространство и время» . Это серия документальных 40-минутных видео о мире космоса, возможностях межпланетных путешествий и наблюдений за космическими процессами. В проект вложено очень много средств, сил и времени, поэтому смотрится он просто потрясающе.

Пусть первое знакомство детей с космосом пройдет интересно и сказочно. В книге есть карта звездного неба и удивительные иллюстрации Виталия Стацинского. Два цикла стихотворений «Звездная карусель» и «Улица Космическая» расскажут малышам о созвездиях легко и весело.

Еще одна книга для самых маленьких покорителей космоса. Нестандартные иллюстрации, которые помогут детям выучить русский алфавит. Интересная лексика и удивительные факты о космосе и жизни на орбите.

Главная героиня книги - Машенька, девочка необычная. Она дружит с Луной и звездами, была в гостях у Солнца и путешествовала по всей солнечной системе! О чем она и рада вам рассказать. Книга интерактивная - в ней можно вырезать планеты и наклеивать их на нужные места, чтобы проверить, правильно ли малыши запомнили их порядок.

С помощью этой книги дети смогут вылепить из пластилина целую солнечную систему, инструкция прилагается! А еще лепим НЛО, пришельцев, спутники, луноход и вообще - космос, он же пластилиновый!

Весело и просто в этой книге рассказана история жизни великого ученого Циолковского, который придумал ракету, открывшую людям путь к звездам. Очень интересные факты, объяснение всех сложных слов и удивительные иллюстрации Ольги Громовой покорят сердца маленьких любителей космоса.

И, напоследок, книга для детей постарше (от 12 лет). Неожиданная сторона привычных вещей, объяснение сложных научных открытий простым языком (но с математическими формулами на полях) и настоящее погружение в мир космоса.

Куда сходить: 6 космических мест Москвы

А для тех, кто живет в Москве, есть еще и много отличных мест, куда можно сходить посмотреть или послушать что-то на тему космоса. Почти везде ко Дню космонавтики запланированы какие-то увлекательные и интересные мероприятия.

Тут детей ждут: большой и малый звездные залы, Парк неба, обсерватория, интерактивный музей «Лунариум», музей Урании и 4D-кинотеатр. В игровой форме детям расскажут об устройстве Вселенной и сложных космических явлениях.

Еще один планетарий, находится на Воробьевых горах. Любуемся космическими красотами и уникальными глобусами Марса, Земли и Луны. А еще тут можно погладить по холодному боку настоящий метеорит, увидеть коллекцию минералов с Марса и послушать самые интересные лекции на самые космические темы.

8 выставочных залов, более 93 000 экспонатов, лекции, экскурсии и куча всего интересного. Уникальные тренажеры для космонавтов, мини-Центр управления полетами и виртуальные 5D путешествия.

12 апреля открывается сезон наблюдений в обсерватории. Так что уже в эти выходные можно понаблюдать за Солнцем, Луной и Венерой в огромный зеркально-линзовый телескоп. Увеличение в 841 раз! Звезды ближе, чем кажутся.

Полноразмерная модель космической станции будущего на Марсе. Здесь можно поуправлять моделью марсохода, рассмотреть марсианские пейзажи, пройти интересные мастер-классы и поиграть в декорациях космической станции. А в Космической Академии центра можно узнать все о самых современных профессиях.

Для тех, кто готов ненадолго покинуть столицу, лучше всего отправиться в Звездный городок. Тут дети могут увидеть специальные тренажеры для космонавтов, попробовать космическую еду, походить около 18-метровой центрифуги и узнать ответы на все интересующие вопросы.

Удачи вам в изучении бескрайних космических просторов!

Еще больше интересного в нашей группе в

Космос является удивительным, поэтому неизменно существует интерес к новым открытиям, связанным с ним.

Однако, также есть много фактов о космосе, которые известны давным-давно, но о них мало кто знает.

1. Изменение вкуса

Пищевые предпочтения космонавтов меняются, когда они находятся на орбите. К примеру, Пегги Уилсон, которая побывала на Международной космической станции, заявила, что креветки (ее любимое лакомство на Земле) внезапно стали противны ей в космосе.

2. Стандартный скафандр НАСА

Все знают, что полеты в космос стоят безумно дорого. Но мало кто в курсе, что стоимость только одного стандартного скафандра НАСА составляет 12 миллионов долларов.

3. Немногословный Нил Армстронг

Нил Армстронг должен был произнести всего одно короткое предложение, когда впервые ступил на Луну. Армстронг должен был сказать: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Он запнулся и пропустил один предлог, что сделало фразу неоднозначной.

4. Огромные небесные тела

Масса Юпитера в 2,5 раза больше, чем у всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых.

Но гигантская планета - просто пылинка по сравнению с Солнцем, масса которого составляет 99,86% от всей массы Солнечной системы.

5. Вода может плавать в космосе

Давным-давно в далекой галактике... если быть точнее, то на расстоянии около 10 миллиардов световых лет от Земли, образовалось гигантское облако водяного пара. Его масса в 140 триллионов раз больше массы всей воды в океанах Земли.

6. Объем Луны по сравнению с Землей

Луна кажется огромной в ночном небе. Она и на самом деле немаленькая и всего в полтора раза меньше Меркурия, а ее объем будет примерно равен объему Тихого океана.

7. Галактика Сомбреро

На расстоянии 28 миллионов световых лет от Земли есть галактика, которая выглядит как.. мексиканский сомбреро. Ее можно увидеть даже в не очень мощный телескоп.

8. Никаких бобовых!

Перед тем, как отправиться на орбиту, космонавты сидят на жесткой диете, которая (в том числе) подразумевает исключение из рациона всех бобовых. По-видимому, ученые еще не нашли способ, как избавиться от газов в скафандре.

9. Год на Венере короче, чем день

Венера вращается вокруг Солнца быстрее, чем Земля, но при этом вращается вокруг своей оси заметно медленнее. В итоге планета делает полный оборот вокруг Солнца за 225 земных дней, а полный оборот вокруг своей оси за 243 земных дня.

10. Тютелька в тютельку

Как известно, космический аппарат «Аполлон-11» впервые в истории доставил на Луну людей - Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза. Мало кто знает, что аппарат сел на поверхность Луны, когда у него оставалось топлива всего на 20 секунд полета.

11. Маленькая, но тяжелая

Самыми плотными и самыми маленькими звездами, которые до сих пор были найдены, являются нейтронные звезды. Их масса может быть во много раз больше массы Солнца, но при этом их диаметр составляет всего 20 км.

12. Наша галактика врежется в другую

Слово «врезаться» является довольно относительным. Галактика Андромеды движется в сторону Млечного Пути со скоростью 110 км в секунду. Несмотря на эту скорость, столкновение произойдет «всего-то» через четыре миллиарда лет.

13. Металл может мгновенно свариваться в космосе

Если две частицы или два куска одинакового металла (например, алюминия, меди и т.д.) вступают в контакт в космосе, то они «свариваются» вместе. Это явление называется холодной сваркой.

14. Кто наследил на Луне

Любой след, который оставили космонавты, высадившиеся на Луне, останутся на лунной поверхности в течение миллионов лет. Поскольку Луна не имеет атмосферы, ни ветер, ни вода не смогут стереть эти отпечатки.

15. Сколько существует звезд

Астрономы смогли оценить (причем очень приблизительно) сколько звезд только в одной нашей собственной галактике, Млечном Пути. Это число составляет от 200 до 400 миллиардов звезд. Ученые постоянно открывают новые галактики, которых миллиарды. Поэтому сказать, сколько всего звезд во Вселенной, попросту невозможно.