Таблица спектральных линий химических элементов. Большая энциклопедия нефти и газа. Учебники и учебные пособия

Стивен Джуан

Странности нашего тела – 2

Всему замечательному, спасающему жизни людей персоналу сиднейского Госпиталя принца Альфреда, где ежедневно трудятся настоящие ангелы-хранители

Введение

Здравствуйте, читатель!

Добро пожаловать в мир «Странностей нашего тела-2». Я буду очень рад, если вы пролистаете эту книгу, прочтете пару страниц, а может, даже и всю – от корки до корки. Как бы там ни было, я надеюсь, что она вам понравится, вы что-нибудь почерпнете для себя из нее и она увлечет вас.

Перед этой книгой вышла другая, под названием «Странности нашего тела». Начиная ее писать, я не думал, что она будет иметь продолжение. Но сам факт появления второй книги свидетельствует о том, что предыдущая очень понравилась – по крайней мере, некоторым читателям. Сегодня эти книги читают по всему миру, за что большое спасибо вам, читатель. Это подтверждает, что людям во всем мире интересны загадки их тела. Кажется, вопросам, касающимся человеческого тела, нет числа, и не на все из них пока можно найти ответ.

Первая книга из этой серии была опубликована в Австралии в 1995 г. Я получаю многочисленные, часто повторяющиеся вопросы от читателей (например: «Почему у мужчин есть соски на груди?», «Почему волосы седеют?», «Почему появляются морщины?»). Если ответ не был никем найден раньше, я бросаю все и начинаю его искать. Я часто работаю одновременно над несколькими проблемами, и когда нахожу объяснение очередной странности человеческого тела, то тороплюсь опубликовать результаты исследований в газетной заметке или в одной из своих книг.

После выхода в свет моей работы «Странности нашего тела» люди стали задавать поистине фантастические вопросы, и на большинство из них я ответил в новой книге. Конечно, я не сумел охватить все, но сделал то, что в моих силах.

Ко мне обращаются читатели разных возрастов, и мне очень интересно наблюдать, что и кого интересует. Я даже отметил некую закономерность. Молодые люди, как правило (хотя и не всегда), спрашивают о том, что касается крови, кровотечений, слизи и так далее. Они также проявляют любопытство в отношении половой зрелости и смерти. Пожилые читатели интересуются проблемами старения и болезней. А люди среднего возраста спрашивают и о том и о другом. Вы будете удивлены, но одна женщина среднего возраста задала сразу несколько вопросов по поводу ковыряния в носу. Она не только отправила мне электронное письмо, но и позвонила по телефону. Очень часто письма читателей начинаются такими словами: «На протяжении многих лет меня интересовало…»

В моих папках ожидают ответа еще свыше 800 вопросов, и их число быстро растет. Я пишу лично каждому по электронной почте – в конце концов, я ведь сам очень любопытный человек.

В книге «Странности нашего тела-2» я попытался охватить все, от головы до пальцев ног, но не включил в нее главу о вопросах, связанных с мозгом. Возможно, я вскоре напишу книгу «Странности нашего мозга-2», куда и войдет этот материал. Здесь также нет главы, касающейся секса, поскольку я собираюсь выпустить отдельную книгу «Странности секса-2». Столько предстоит написать, а времени так мало!

Вы увидите, что примечания и ссылки для каждой главы включают множество цитат из моих заметок в газетах Sydney Morning Herald, Sun-Herald (Сидней), National Post (Торонто), New York Daily News и Register (Лондон). Приятного вам чтения!

Рождение

В «Алисе в Cтране чудес» Льюис Кэрролл писал: «Начни с начала, – торжественно произнес Король, – и продолжай так, пока не дойдешь до конца. Тогда остановись». А один мудрый человек как-то сказал: «Начало всегда легкое. Гораздо труднее то, что происходит потом». Так много вопросов о нашем чудесном теле, что очень трудно решить, с чего начать и на чем остановиться. Давайте же прислушаемся к словам Короля и начнем с начала. Мы обратимся к рождению, росту и развитию человека, а также к другим интересным аспектам, касающимся странностей нашего тела.

Какова вероятность того, что жизнь существует на других планетах?

Разве кто-нибудь это знает? Мы можем только предполагать.

В 1961 г. американский астроном Фрэнк Дрейк предложил уравнение для подсчета количества развитых в технологическом плане цивилизаций, существующих в нашей Галактике. Уравнение Дрейка выглядит так: N = R x f p x n e x f l x f i x f c x L. Здесь N – количество цивилизаций в Галактике, развитых настолько, что с ними можно вступить в контакт; R – скорость, с которой образуются звезды, способные формировать такие планеты, как наша; f p – доля звезд, обладающих планетами; n e – число планет вокруг любой звезды с температурным режимом, позволяющим существовать человеку; f l – вероятность зарождения жизни на планете с подходящими условиями; f i – вероятность возникновения разумных форм жизни на планете, где есть жизнь; f c – отношение количества планет, разумные жители которых способны к контакту и ищут его, к количеству планет, на которых есть разумная жизнь; L – время жизни цивилизации.

Воспользовавшись уравнением Дрейка, ученые, которые называли себя Группой поиска внеземного разума, подсчитали, что скорость образования звезд составляет примерно 20 в год (R = 20). Они же предполагают, что половина всех звезд образует планетарные системы (f p = 0,5), что количество планет в одной системе, на которых может существовать жизнь, равно 1 (n e = 1) и что жизнь может появиться и развиваться на одной из пяти таких планет (f l = 0,2). Учитывая тот факт, что дельфины и киты являются разумными существами, но не создают никаких технологий, ученые предположили, что развитие технологий можно ожидать в половине миров, где существует жизнь (f c = 0,5). Таким образом, подставив эти значения в уравнение Дрейка, получаем: N = 20 x 0,5 x 1 x 0,2 x 0,5 x L. То есть число цивилизаций в галактике равно числу лет (L), в течение которых может просуществовать передовая в технологическом плане цивилизация: N = L. Разумеется, нам известна только наша собственная цивилизация. Технологически высокоразвитой ее можно считать только в течение последних 50 лет. Таким образом, количество развитых форм жизни в нашей Галактике равно, как минимум, 50. Безусловно, во всех этих расчетах очень много предположений и допущений, и наше представление о Галактике постоянно меняется в соответствии с новыми исследованиями 1 .

Можно ли создать искусственную материнскую утробу?

В некотором смысле она уже существует. Сейчас разрабатывается аппаратура, создающая искусственную среду вне материнской утробы, в которой плод может развиваться и расти, пока не будет в состоянии дышать самостоятельно. Подобные аппараты обычно называют искусственная утроба, их уже используют для опытов с животными. Если на время отбросить этические соображения, то искусственную утробу можно создать в течение нескольких лет, и плод третьего триместра (26 недель беременности) и даже второго триместра (13 недель) можно будет перемещать туда из материнской матки. Ребенок будет продолжать развиваться там и родится в срок (38–40 недель беременности). Теоретически нет препятствий к тому, чтобы получить такую искусственную утробу, куда можно помещать еще преэмбрион, который будет развиваться там все 9 месяцев. Все, что для этого требуется, это новые технологии.

Использование искусственной утробы поможет женщинам, страдающим заболеваниями матки, которые не могут сами выносить ребенка. Мать, не желающая рисковать, испытывать боль и прочие неудобства, связанные с беременностью, терять работу (из-за хорошей заработной платы, высокой должности и т. п.), также может воспользоваться таким изобретением. Женщина может просто забеременеть, поместить эмбрион в искусственную утробу, а спустя 9 месяцев получить новорожденного. Доктор Ёсинори Кувабара из японского университета Джунтендо создал прямоугольную искусственную утробу из акрила и наполнил теплыми околоплодными водами. Плод погружают в этот резервуар на третьей неделе беременности. Кровь плода очищается аппаратом для диализа, соединенным с пуповиной.

Разве это не выход для женщин, которые очень хотят иметь ребенка, но не могут доносить его? Или же это воплощение кошмара из книги Олдоса Хаксли «Прекрасный новый мир»?

Каков ребенок при рождении?

Беременность делится на три периода (триместра) – примерно по три месяца в каждом. Во время третьего триместра (26-40-я недели) ребенок продолжает стабильно расти. При рождении средний вес ребенка составляет от 2,7 до 4 кг.

Кости черепа новорожденного мягкие, что облегчает его прохождение через детородный канал.

Так называемый пушок (лануго) почти полностью исчезает у плода к 38-40-й неделе.

Легкие полностью сформированы. Перед самым рождением поверхностно-активное вещество (сурфактант) покрывает легкие, что предотвращает попадание в них жидкости.

При рождении кожа ребенка покрыта защитной массой – первородной смазкой.

Обычно к 36-й неделе беременности головка ребенка опускается вниз. Когда это происходит, следует быстрее отправляться в больницу.

У большинства детей радужная оболочка глаза синевато-серого цвета. Постоянный цвет глаз проявляется только через несколько дней или недель после рождения.

Почки находятся в процессе развития.

Мозг также развивается.

Ребенок может сосать большой палец руки.

У ребенка развито зрение. Лучше всего он видит то, что расположено на расстоянии примерно 25 см.

Ребенок хорошо слышит, даже во время сна.

У ребенка развито обоняние – он отличает запах матери от запахов других женщин.

На вкус ребенок предпочитает что-нибудь сладкое.

Ребенок видит сны.

Кожа ребенка чувствительна. Массаж новорожденного ускоряет его рост и развитие (см. далее в этой главе).

Какого возраста и насколько крупным должен быть новорожденный, чтобы выжить?

(Спрашивает Дон Уильямс, Пенсхерст, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Ребенок должен родиться в результате беременности, длящейся 40 недель. Если он родился до 20-й недели и весит менее 500 г, то он считается недоношенным. Такой новорожденный не сможет выжить. Считается, если младенец прожил 28 дней, значит, он выживет. Очень редко бывают случаи выживания детей, которым 21 неделя. В Нидерландах были проведены исследования с целью определить процент выживания недоношенных младенцев. Результаты оказались следующими:

22 недели – 4,6 %;

23 недели – 46 %;

24 недели – 59 %;

25 недель – 82 %.

Как видите, процент выживаемости значительно увеличивается с каждой следующей неделей 2 .

Можем ли мы разговаривать с еще не родившимися детьми?

Добро пожаловать в удивительный мир гаптономии. Если этого слова еще нет в вашем словаре, то пусть оно появится сейчас. Исследования показали, что мы начинаем общаться с другими людьми еще до своего рождения. Гаптономия – это метод общения с плодом посредством прикосновений и голоса. Гаптономическое общение включает в себя слова, мысли и чувства, его можно описать как «психотактильный контакт». Частнопрактикующий психолог-экспериментатор доктор Людвиг Янус из Гейдельберга (Германия) проводит исследования, доказывающие, что коммуникация между ребенком в животе матери и другими людьми вполне реальна 3 . Он описывает также результаты подобного общения для ребенка и для матери.

Главным специалистом в этой новой области исследований является доктор Франс Вельдман 4 . В ходе экспериментов, проведенных доктором Вельдманом с помощью ультразвуковой диагностики, было замечено, что если во время последнего триместра беременности мужчина кладет ладонь на голый живот своей беременной супруги, то происходят просто невероятные вещи: ребенок реагирует на приглашение пообщаться, двигается в направлении ладони отца и прижимается к ней. Когда отец убирает ладонь, ребенок отодвигается 5 .

Плод явно проявляет желание установить контакт. Доктор Янус считает, что дети, с которыми родители общались во время беременности, очень хорошо развиваются после рождения. У них выше умственное развитие, чем у других детей, они лучше говорят, более восприимчивы, менее раздражительны, у них меньше проблем с весом и пищеварением.

Благоприятное воздействие гаптономия оказывает и на мать. Например, многие женщины испытывают трудности во время родов по причине того, что у них слишком узкий таз и родовой канал. Часто для улучшения растяжения родового канала применяются лекарственные средства. Если они не помогают, то ребенок и мать подвергаются риску. Недостаток буквально 2 см пространства часто вызывает затруднения во время родов. Приходится использовать щипцы или даже прибегать к кесареву сечению. Как свидетельствует доктор Янус, у матерей, поддерживающих контакт с ребенком, размягчаются лобковый хрящ и крестцово-тазовый сустав. Это, в свою очередь, позволяет родовому каналу расшириться. Таким образом, общение идет на пользу как ребенку, так и матери.

Мать может разбудить ребенка без единого слова. Подобное часто наблюдается в ходе ультразвуковых исследований: если матери говорят, что на мониторе не видно движений ребенка, она, безусловно, начинает волноваться. Этого волнения вполне достаточно, чтобы спящий в животе ребенок проснулся. Почти всегда в таких случаях на мониторе можно увидеть, что он начал шевелиться. Этот феномен был обнаружен в 1980-х гг. доктором Эриком Рейнхольдом 6 , неонатологом из Штутгарта (Германия).

Иногда кажется, что ребенок отчаянно пытается что-то «сказать» матери. Беременным женщинам нередко приходится покидать рок-концерты, поскольку их ребенок начинает беспокойно себя вести из-за шума. По словам доктора Б. Р. Г. Ван ден Берга, неонатолога из университета в бельгийском городе Лёвен, это проявление чувствительности плода также относится к сфере гаптономии 7 .

Доктор Янус отмечает, что «огромный, неиспользованный человеческий потенциал кроется в этой области предродовых отношений. В последние 100 лет в значительной степени снизился процент смертности младенцев, и сейчас у нас есть шанс добиться того, чтобы ребенок не только появлялся на свет здоровым физически, но и получал бы все необходимое для дальнейшего хорошего психического развития». Доктор Вельдман советует родителям находить время для установки эмоциональных контактов с плодом. Это легко и естественно, однако иногда требуется время, чтобы научиться общаться на уровне чувств. Доктор Вельдман пишет: исследования в области гаптономии «демонстрируют, что способности, которыми должен обладать каждый человек, сегодня развиваются все больше и больше, тогда как раньше они атрофировались или вообще отсутствовали. Эти способности очень важны для отношений между людьми». Доктор сожалеет о том, что в нашем мире, где доминирует прагматизм, мы очень часто игнорируем «общение на уровне чувств». Все, что связано с эмоциональной жизнью, с чувствами, не имеет материальной ценности, а значит, этому нет места в нашем мире. Эмоциональность может только мешать экономическому развитию и производству. Когда наши дети пытаются сказать нам что-то, всегда ли мы готовы охотно выслушать их? 8, 9

Как избавиться от боли во время родов?

(Спрашивает Хизер Эндрюс, Сент-Килда, Виктория, Австралия)

Есть такая шутка: если менструация и родовые боли – удел именно женщин, значит, Бог – мужчина.

Как известно, анестезия во время родов отличается от обезболивания при физических травмах. Человеческое тело реагирует на травму благодаря механизмам выживания. Однако при родах женское тело не воспринимает маточные сокращения и растяжение стенок влагалища как травму, поскольку роды – вполне естественный, нормальный для женщины процесс.

Интересно, что у многих женщин (если не у большинства) во время родов наблюдается прилив обезболивающих эндорфинов. Поэтому многие женщины забывают о боли спустя некоторое время после родов. Они могут помнить больницу, общение с персоналом и другими роженицами, но боль припоминают плохо.

Исследования показывают, что физические упражнения позволяют укреплять мышцы, отчего сокращения матки становятся менее болезненными. Также помогают дыхательные упражнения, представление в уме некоторых красок (особенно оранжевой). Положение на корточках или даже стоя часто облегчает процесс родов благодаря давлению веса младенца. При вторых родах период схваток становится короче, а боль слабее, чем в первый раз.

Существуют также медицинские средства облегчения боли, среди них – эпидуральная и спинальная анестезия, а также кесарево сечение при эпидуральной или общей анестезии.

Правда ли, что быть мужчиной опасно для здоровья?

(Спрашивает Салли Портер, Литл-Рок, Арканзас, США)

Как это ни странно может показаться, но быть мужчиной действительно опасно. С самого момента зачатия. В утробе матери эмбриону приходится бороться за то, чтобы стать мужчиной. Мужчины более подвержены генетическим и другим заболеваниям, у них в любом возрасте выше показатели смертности, и их продолжительность жизни почти на 10 % меньше, чем у женщин.

Биологически гораздо легче стать женщиной. Можно сказать, что развитие эмбриона в женщину – это правило, а в мужчину – исключение. Доктор Альфред Хоэт писал: «Основная форма человеческого организма, способная к выживанию, – это женщина, а мужчина – нечто дополнительное».

По мнению докторов Михаэля Л. Густафсона и Патрисии К. Донахью, чтобы появился мужчина, «в нужное время и в определенной последовательности должен произойти целый каскад сложных молекулярных и морфологических преобразований» 10 . Если в ходе этих изменений что-нибудь пойдет не так, то эмбрион разовьется в женщину. Пол зависит от набора половых хромосом (Х и Y). В первые шесть недель жизни эмбрион стремится стать женщиной. В это время зародыши обоих полов имеют примитивную половую железу, которая может развиться либо в яичник, либо в семенник. Если эмбрион генетически женский (ХХ), примитивная половая железа развивается в яичник без помощи каких-либо феминизирующих гормонов. Примитивная половая железа генетически мужского эмбриона (ХY) развивается в семенник, но это происходит только в том случае, если «фактор, определяющий семенник», присутствует в Y-хромосоме. Это обуславливает начало выработки мужского гормона тестостерона, и эмбрион превращается в мужской.

По мнению знаменитого антрополога, покойного доктора Эшли Монтегю, перспектива иметь Y-, а не Х-хромосому печальна. Y-хромосома составляет всего 1 / 5 часть от размера Х-хромосомы, она ответственна за многие генетические заболевания. «То, что мужчина наделен Y-хромосомой, похоже, доставляет ему много проблем» 11 . Существует более 30 генетических заболеваний, которые гораздо чаще встречаются у мужчин, чем у женщин, – начиная с отсутствия передних зубов и заканчивая синдромом Ван ден Боша (заболевание, включающее в себя врожденное слабоумие, деформации скелета, отсутствие потовых желез и т. д.). Кроме того, есть еще по крайней мере 63 болезни, которым мужчины более подвержены, чем женщины. В 1999 г. были обследованы все дети, родившиеся в Финляндии в 1987 г., и обнаружилось, что у мальчиков «риск при оценке по шкале Апгар на 20 % выше, а риск родиться недоношенным на 11 % выше, чем у девочек. После перинатального периода , у мальчиков на 64 % выше кумулятивный коэффициент заболеваемости астмой, на 43 % выше кумулятивный коэффициент заболеваемости умственным расстройством, на 22 % выше коэффициент смертности и выше, но незначительно, коэффициент заболеваемости эпилепсией и глазными болезнями». Более того, «у мальчиков в 2–3 раза выше риск задержки в развитии» 12 .

В Австралии коэффициент смертности детей мужского пола до рождения выше, чем у детей женского пола. После зачатия на 100 младенцев женского пола формируются от 120 до 150 зародышей мужского пола, но на 100 девочек рождаются только 105 мальчиков. Мы не вполне понимаем причины того, почему в утробе погибает больше младенцев мужского пола.

Подобная тенденция прослеживается и после рождения: в первый год после рождения на каждую умершую девочку приходится три умерших мальчика; в возрасте 21 года на каждую умершую молодую женщину приходится почти два умерших молодых мужчины. В Австралии продолжительность жизни у женщин больше, чем у мужчин (83 года – у женщин, 77 лет – у мужчин). Продолжительность жизни у мужчин короче на 10 %, и это естественная норма для них.

Начиная с самого рождения и далее, мужчины слабее женщин буквально во всех аспектах поведения. Исключение составляют физическая сила, мышечная координация и восприятие пространства. Например, захват кисти руки у пятилетнего мальчика зачастую в два раза сильнее, чем у пятилетней девочки. Однако у женщин, как правило, лучше развита речь, и это зачастую дает в современном обществе бoльшие преимущества.

Среднестатистические мальчики характеризуются тем, что:

Начинают позже говорить;

Имеют в дошкольном возрасте меньший словарный запас;

Позже начинают использовать в речи предложения;

Хуже завершают предложения и рассказы;

В значительной степени хуже образуют лингвистические связи, как, например, в тестах, где требуется создать искусственный язык;

Менее внимательны к звукам;

Медленнее изучают иностранные языки;

Проявляют худшие, чем у девочек, способности к запоминанию;

Хуже проходят тесты на логику;

Обладают более бедным воображением.

Исследования показывают, что мужчины менее защищены в эмоциональном плане. По словам доктора М. Роббинса, «исследователи пришли к соглашению… что женщины более социально ориентированы, а мужчины более эгоистичны» 13 . Женщины крепче в эмоциональном плане, поэтому они могут позволить себе быть общительными 14 .

Что определяет пол ребенка? Происходит это в момент оплодотворения яйцеклетки или позже?

(Спрашивает Хью Йорк, Бега, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Пол ребенка определяется сразу, как только яйцеклетка оплодотворяется. По мнению доктора Роберта Дж. Бржиски из Научного центра здоровья при Техасском университете в Сан-Антонио, «фактически нет возможности изменить пол младенца после того, как произойдет оплодотворение» 15 . У людей пол определяют сперматозоиды, а не яйцеклетка. Все нормальные человеческие яйцеклетки содержат Х-хромосому. Сперматозоиды могут содержать либо Х-, либо Y-хромосому. Если сперматозоид содержит Y-хромосому, то младенец будет мужского пола, а если Х – то женского. Вот так все просто.

Однако в некоторых редких случаях Y-хромосоме может не хватать некоторых генов, нужных для развития яичек, которые впоследствии будут вырабатывать семенную жидкость и мужской половой гормон тестостерон. Тогда у ребенка развиваются женские гениталии, хотя анализ хромосом будет показывать наличие Y-хромосомы. Чтобы разобраться в том, почему это происходит, необходимо вспомнить о генотипе и фенотипе человека.

Генотип человека – это совокупность его генов. На основе генотипа человека формируется его фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретенных в результате индивидуального развития. Женщины, у которых проблемы с одной из Х-хромосом или у которых имеется ненормальная Y-хромосома, не обладают нормально функционирующими половыми железами, хотя фенотип у них женский. Поскольку такие женщины не способны вырабатывать яйцеклетки, они не способны к нормальному воспроизводству. Более того, у них возникают проблемы с половым созреванием, если они не проходят курс гормональной терапии.

Правда ли, что у девочек перед рождением отпадает пенис?

(Спрашивает Родни Даунз, Нью-Йорк, США)

Это миф, что пенис развивается у всех эмбрионов, а затем у детей женского пола отпадает за некоторое время до рождения. Откуда же взялся этот миф?

Дело в том, что эмбрионы мужского и женского пола имеют одинаковые гениталии. В течение внутриутробного развития некоторые части тела зародышей трансформируются. В результате процессов увеличения и срастания возникают половые различия. Все начинается с полового бугорка. На снимках достаточно большого плода этот бугорок может выглядеть как пенис. Некоторые специалисты называют эту структуру «эмбриональный фаллос». Возможно, поэтому у некоторых людей складывается ошибочное представление, что все эмбрионы имеют пенис.

В силу того что половой бугорок изменяется постепенно, ультразвуковое исследование с целью определения пола не может использоваться до определенной стадии развития плода 16 . У младенцев мужского пола половой бугорок увеличивается в размере и развивается в пенис. У младенцев женского пола эта структура развивается в клитор и малые половые губы. Все это происходит под действием гормонов. Если больше мужских гормонов, младенец становится мужчиной, если женских – женщиной.

Правда ли, что некоторые люди рождаются без анального отверстия?

(Спрашивает Дамьен Фаулер, Кесснок, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Удивительно, но действительно бывают случаи, когда люди рождаются без анального отверстия, и это происходит даже гораздо чаще, чем вы можете себе представить. Хотите – верьте, хотите – нет, но примерно 1 из 5000 человек рождается без ануса. Чуть чаще это случается с мужчинами, чем с женщинами. Существуют различные степени тяжести этого заболевания, и зачастую оно связано со сложными проблемами. При необходимости проводится хирургическая операция.

Говоря научным языком, анус – это конечное отверстие пищеварительного тракта. Если у эмбриона не развивается кишечник, то он не проживет срок, необходимый для рождения. Но отсутствие анального отверстия – это несколько другая проблема. Неперфорированный анус – это болезнь, при которой заднепроходное отверстие недостаточно развито. Болезнь возникает на ранней стадии развития плода, всего через семь недель после зачатия. В результате у новорожденного аномалия проявляется в том, что нижняя часть кишечника (прямая кишка) заканчивается чуть выше ануса. Это создает проблемы различной степени сложности в зависимости от серьезности дефекта.

Возможно ли, чтобы двойняшки родились от разных отцов?

Да, возможно. В медицинской литературе описано около десяти случаев, когда двойняшки рождались от разных отцов. Последний случай произошел с хорваткой, которая родила в Загребе двойняшек в июне 2002 г. Двадцатитрехлетняя женщина примерно в одно время имела половую связь с двумя мужчинами. Тест ДНК установил, что у младенцев разные отцы 17 .

Каким может быть промежуток времени между рождением двойняшек?

Обычно всего несколько минут. Но Маричика Теску, тридцатитрехлетняя женщина из Кирлига (Румыния), у которой оказалась двойная матка, родила с помощью кесарева сечения двух мальчиков с промежутком в два месяца! Каталина она родила 11 декабря 2004 г., а Валентина – 7 февраля 2005 г. Каталин родился на два месяца раньше срока и весил при рождении 1600 г. Валентин родился в срок и весил 2000 г. К тому времени столько же уже весил и Каталин.

Какой самый крохотный в мире младенец?

Самым крохотным из выживших младенцев была Румаиса Рахман. Она весила всего 244 г, когда родилась в сентябре 2004 г. в медицинском центре при университете Лойолы в Чикаго. Девочка появилась на свет на 14 недель раньше срока, ее вместе с сестрой-двойняшкой Хибой извлекли из утробы матери с помощью кесарева сечения. Хиба весила в два раза больше, чем Румаиса, а именно 563 г. Обе сестры родились с глазными проблемами, которые пришлось устранять с помощью лазерной хирургии.

Известно, что из всех младенцев, весивших при рождении менее 369 г, выжили только 62 ребенка 18 .

Какой самый крупный в мире младенец?

Самым крупным младенцем был мальчик, весивший 10,2 кг, которого в сентябре 1955 г. произвела на свет Кармелина Феделе, жительница Аверса (Италия).

Что такое ложная беременность?

Ложная беременность – это заболевание, при котором у небеременной женщины проявляются физические и психологические признаки беременности. Ложную беременность еще называют воображаемой или мнимой. Ложная беременность возникает не только у женщин, но и у мышей, кроликов, кошек, собак, коз, лошадей, медведей и других млекопитающих. У женщин ложная беременность обычно является результатом огромного желания иметь ребенка. В этих случаях у женщины прекращаются менструации, увеличивается живот, набухают груди, из которых даже может сочиться молоко, в матке и шейке матки происходят изменения, соответствующие беременности, и даже тесты мочи на беременность могут показывать положительный результат.

При ложной беременности женщина жалуется на слабость по утрам, тошноту, перемены в настроении и, случается, даже чувствует, будто в ее животе шевелится младенец. Когда ребенок в конце концов так и не появляется, женщина зачастую впадает в депрессию.

Доктор Х. Грингл писал о тяжелом случае пациентки, страдавшей от бесплодия, у которой развилась ложная беременность. До этого у нее не было никаких психических расстройств или заболеваний мозга. Просто она очень хотела иметь ребенка, а бесплодие рушило все ее надежды 19 .

Проявлялись ли когда-нибудь у мужчин признаки беременности?

Да, проявляются, и часто. Это называется синдромом кувад или симпатической беременностью. Синдром кувад проявляется в том, что будущий отец переживает то же, что и его беременная партнерша: тошнота и слабость по утрам, повышенный, извращенный аппетит, бессонница, странные сны, перемены в настроении, эмоциональная чувствительность, набухание груди и прибавление в весе. Когда у женщины начинаются роды, будущий отец тоже испытывает родовые боли. Иногда эти родовые боли бывают даже сильнее у отца, чем у матери.

Синдром кувад наблюдается у отцов во всем мире. В одном из исследований выявлено, что 22,5 % будущих отцов обращаются за медицинской помощью в связи с описанными выше симптомами. Доктор С. Масони и четверо его коллег пишут, что различные признаки синдрома кувад наблюдаются у 65 % мужчин. В своем исследовании докторa отмечают: у будущего отца синдром кувад проявляется в «необычном воображении и поведении». Они предполагают, что этот синдром носит психосоматический характер и является «попыткой разделить с беременной партнершей тревогу и боль» 20 .

Канадские исследователи предполагают, что причина того, почему у одних мужчин возникает синдром кувад, а у других нет, может заключаться в различиях мозга. Доктор А. Э. Стори и трое его коллег пишут: «В побуждении мужчины заботиться о своем младенце определенную роль могут играть гормоны». Врачи отмечают, что гормон пролактин очень важен для заботы о ребенке. В ходе экспериментов группа врачей обнаружила, что у мужчин с синдромом кувад вырабатывается больше пролактина, когда они «глубоко сопереживают беременной партнерше», то есть они «биохимически» более склонны к заботе о ребенке 21 . Слово «кувад» происходит от французского слова couver , что означает «высиживать яйца». Что касается объяснения синдрома кувад, то пока лучшая теория принадлежит канадскому врачу Стори.

Если вы терпеть не можете детей, то у вас мизопедия.

При рождении у детей 300 костей. К периоду полового созревания в нашем теле остается только 206 костей.

Самое большое число зародышей, когда-либо развившихся в человеческом теле, было 15 – из них 10 девочек и 5 мальчиков. В июле 1971 г. на 16-й неделе беременности детей извлекли из живота итальянской домохозяйки. Женщина принимала лекарства, улучшающие плодовитость.

В течение примерно 6–7 месяцев после рождения младенец в состоянии дышать и глотать одновременно. Дети в более позднем возрасте и взрослые не могут этого.

Ребенок может за один раз испускать разное количество мочи: порой всего несколько капель, а иногда даже более 50 мл. Это зависит в частности от веса ребенка. У крупных детей вырабатывается больше мочи, чем у маленьких. Здоровый ребенок мочится обычно от 6 до 8 раз в сутки.

В докладе ЮНИСЕФ «О состоянии здоровья детей в мире» (2006 г.) сообщалось, что в 2004 г. умерло 10,5 млн детей, не достигших возраста 5 лет, причем в основном по тем причинам, которые можно было предотвратить. 5,5 млн детей умерли от недоедания, а еще 1,4 млн – от болезней, обычно предотвращаемых вакцинацией.

Улучшает ли массаж развитие ребенка?

Исследования показывают, что массаж стимулирует рост и развитие детей, особенно родившихся недоношенными. По словам доктора Тиффани Филда и двух его коллег, благодаря массажу недоношенные дети быстрее набирают вес и их раньше выписывают из больницы 22 . В США 12 % младенцев рождаются недоношенными, а у 8 % вес ниже нормы. Такие младенцы более подвержены риску умереть в раннем возрасте, они страдают физическими и умственными заболеваниями, им требуется дорогостоящий медицинский уход. При проведении первого исследования было обнаружено, что в среднем недоношенные младенцы, которым делают пятнадцатиминутный массаж три раза в день, быстрее набирают вес, и их на 4–6 дней раньше выписывают из больницы по сравнению с теми младенцами, которым массаж не делают. Доктор Филд считает, что регулярный массаж укрепляет нервную систему и улучшает выработку гормонов, это позволяет младенцам активно питаться, а значит, и быстрее расти.

В ходе другого исследования под руководством доктора Филда матери в течение месяца по вечерам делали детям, страдавшим астмой, ежедневный двадцатиминутный массаж перед сном. Было установлено, что и дети, и матери становились при этом менее тревожными. Настроение младенцев улучшалось, понижался уровень гормона стресса – кортизола. Но, самое главное, через месяц у детей уменьшалось количество приступов астмы и улучшалось дыхание.

В ходе другого исследования те же врачи захотели установить, улучшает ли массаж поведение детей школьного и дошкольного возраста, страдающих аутизмом. После одного месяца массажа у детей снизилась тактильная чувствительность, их меньше пугали звуки, они стали внимательнее на занятиях, у них улучшилось поведение.

Было проведено еще одно исследование – с участием детей, страдавших диабетом, и их родителей, которые ухаживали за ними (делая несколько раз в день болезненные инъекции инсулина). Исследования показали, что после массажа в течение месяца показания сахара в крови у детей «пришли в норму». Сразу после сеансов массажа и у детей, и у родителей «значительно уменьшалась» тревожность и повышалось настроение.

В ходе последнего исследования команда доктора Филда изучала воздействие массажа на посттравматический стресс у школьников из Майами, пострадавших от урагана «Эндрю». Детям в течение месяца два раза в неделю делали массаж прямо в школе. После этого у детей отступила депрессия, тревога и понизился уровень кортизола. Их рисунки стали менее мрачными, а поведение – более организованным 23 , 24 .

Приведем также некоторые выводы других исследований.

У недоношенных детей, которым делали массаж, показатели по шкале Бейли (шкала для оценки умственного и физического состояния детей раннего возраста) оказались лучше, а это значит, что физически и умственно они развивались быстрее, чем те дети, которым не делали массаж.

У новорожденных, родители которых употребляли кокаин, высок риск возникновения неврологических заболеваний. В ходе обследования таких младенцев было установлено, что у тех, кому делали массаж, меньше неврологических проблем по шкале поведения Бразельтона и вес они набрали на 28 % больше, чем те дети, которым не делали массаж.

У ВИЧ-инфицированных младенцев наблюдаются серьезные задержки в развитии. Такие дети часто не достигают нормального физического, ментального и поведенческого уровня. В ходе исследования было установлено, что у инфицированных младенцев, которым делали массаж, показатели по шкале Бразельтона улучшались.

Таким образом, можно сказать, что массаж полезен младенцам в любом случае.

Может ли мужчина иметь детей после операции по изменению пола?

При операции по смене пола затрагиваются только гениталии. Мужчины, изменившие пол, не могут иметь детей, поскольку у них отсутствует женская репродуктивная система; им проводят лишь вагинопластику. Многие специалисты считают эту операцию спасением для тех, кому требуется полная коррекция пола. Другие медики возражают: по их мнению, эту процедуру ошибочно считать панацеей для личностей, чьи сложные физические и психологические проблемы далеко выходят за рамки проблемы пола. Они предупреждают, что операция по изменению пола может иногда приводить к опасным эмоциональным и психологическим последствиям.

В любом случае, чтобы иметь ребенка, все равно нужна женская репродуктивная система. Трансплантация определенных частей женской репродуктивной системы мужчине возможна, но такая «пересаженная» система не будет функционировать нормально. Для этого нужны гормоны, многие из которых вырабатываются другими органами. Например, чтобы трансплантированная женская репродуктивная система нормально функционировала в мужском теле, необходимо также пересадить мужчине две части женского мозга – одну из гипоталамуса, другую из гипофиза. У женщин гипоталамус и гипофиз контролируют овуляцию в яичниках. Нет овуляции – нет беременности. Нет беременности – нет ребенка.

Как громко может плакать ребенок?

Очень громко. Громкость плача ребенка может достигать уровня 96 децибел (дБ). (Для сравнения: правила охраны труда на строительных площадках ограничивают уровень шума до 85 дБ, иначе рабочие могут потерять слух.) Взрослые часто держат плачущего младенца на руках, то есть рядом с ухом – это вредно как для слуха, так и для нервов. Доктор Матс Закриссон из Готенбургского университета в Швеции считает, что в действительности потеря слуха от плача ребенка маловероятна. Доктор Закриссон подсчитал: чтобы 40 % родителей «в значительной степени потеряли слух», им нужно ежедневно по 8 ч в течение 30 лет выслушивать плач ребенка мощностью 96 дБ 25 .

Что означает плач ребенка?

Плач – это выражение усталости, печали, страха, одиночества, разочарования, злости, дискомфорта, боли, скуки или голода. Голод является самой распространенной причиной плача новорожденного. И меньше всего родители думают о том, что ребенку может быть просто грустно. Если он скучает в своей кроватке, то его можно отвлечь, например, фотографиями на стене и потолке, картинками и тому подобным. Большинство исследователей считают, что плач новорожденного является всего лишь признаком недомогания. Интенсивность плача меняется в зависимости от его причины. Если потребность ребенка не удовлетворяется довольно быстро, плач обычно усиливается 26 .

Не слишком ли много плачет мой ребенок?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Исследования показывают, что плач занимает у ребенка от 6 до 7 % его дневного времени. Но эти показатели могут изменяться в разные дни у разных младенцев. Например, если ребенок хорошо себя чувствует, он с интересом и удовольствием реагирует на игрушки. Но если он устал, то в той же ситуации может расплакаться 26 .

Заразителен ли плач?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

В определенном смысле заразителен. Исследования показывают, что младенец, которому меньше одного дня, плачет, когда слышит запись плача другого младенца. Однако интересно, что он молчит, когда слышит запись собственного плача. Некоторые ученые считают это свидетельством врожденной способности человека отзываться на страдания других людей 26 .

Можно ли предсказать, как много будет плакать ребенок?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

В своих исследованиях докторa Ян Сент-Джеймс-Робертс и П. Менон-Йохансон на основе изучения движений плода попытались предсказать, много ли будет плакать ребенок. Они обследовали 240 матерей, записали, как часто дети шевелятся в утробе, а также изучили их с помощью ультразвука. Докторa предположили, что плаксивость ребенка определяется еще до его рождения, однако о причинах этого можно только догадываться 26, 27 .

Могут ли родители, и особенно матери, распознать плач собственного младенца? И когда у них появляется такая способность?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Да, могут. Но эта способность возникает не при рождении ребенка. В литературе, касающейся развития детей, отмечалось, что уже на четвертый день жизни ребенка большинство матерей способны отличить плач собственного младенца от плача других детей. Более того, матери зачастую прекрасно понимают, чем именно вызван этот плач: голодом, усталостью, болью или раздражением 26 .

Существуют ли виды плача?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Специалисты в области детского развития определяют четыре вида плача:

Плач от голода – ритмичный, начинается с хныканья и постепенно становится более громким и монотонным;

Плач от усталости – отличим от предыдущего в редких случаях;

Плач от боли – начинается с пронзительного крика, затем наступает секундная тишина, пока ребенок переводит дыхание, а затем возобновляется с новой силой;

Плач от раздражения – ритмичный, но гораздо более интенсивный, чем от голода 26 .

Если родители моментально реагируют на плач младенца, не портит ли это ребенка?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Немедленное реагирование на плач ребенка успокаивает его. В ходе одного исследования было установлено, что быстрое реагирование, несомненно, способствует тому, чтобы ребенок меньше плакал. Это также помогает раньше развивать навыки общения. В течение первого года – пока ребенок беспомощен и во всем зависит от родителей – моментальная реакция и забота не могут его испортить. Так дети чувствуют, что окружающий их мир – это безопасное место, полное отзывчивых людей.

Ребенок в раннем возрасте не способен манипулировать родителями. Все, что он может, это выражать доступным ему способом свои потребности и ожидать их удовлетворения.

Должны ли родители предугадывать потребности ребенка?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Умные родители стараются предугадать потребности ребенка. Если вовремя заметить его беспокойство и предпринять необходимые меры, то можно избежать плача. В конце концов, ребенок ведь не может сказать, что его беспокоит. В лучшем случае: «Y-а-а-а!»

Как лучше всего успокаивать плачущего ребенка?

(Спрашивает Линди Уильямс, Кройдон, Новый Южный Уэльс, Австралия)

Есть несколько способов успокоить плачущего ребенка. Если он голоден, естественно, его надо покормить. Дети часто прекращают плакать, если усадить их на плечо. Ритмичное покачивание, напевание помогает успокоить ребенка, поскольку нормализует сердцебиение и дыхание 26 .

Примечания

Шкала Апгар – система быстрой оценки состояния новорожденного.

Перинатальным периодом принято называть промежуток с 28-й недели внутриутробного развития до 8-го дня жизни новорожденного.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Случалось ли так, что у вас появлялся вопрос относительно человеческого тела, но вы боялись его задавать? Или не знали, кого об этом можно спросить? Допустим, вам хочется узнать, почему люди зевают или почему после принятия ванны морщится кожа. Вопрос может казаться глупым (например, зачем мужчинам нужны соски?) или невероятно странным: есть ли способы сохранить жизнь в отрезанной голове? Можно было бы обратиться к родителям, и, вероятно, вы даже пытались это сделать, но, как правило, они не могут ответить. Скорее всего, они предлагали вам «поискать в книжке» (совет, который сохраняет достоинство родителей, когда они сталкиваются с собственным невежеством), и вы соглашались, но не могли найти книгу, в которой бы содержался ответ. Поэтому вопрос уходил на задний план и в конечном счете забывался. Спустя несколько лет, в школе, на уроке биологии или социологии, вопрос снова всплывал на поверхность. Может, спросить учителя? Однако вы решали, что рисковать не стоит. В конце концов, этот вопрос не имеет отношения к программе, он отнимет время у класса, друзья решат, что вы «странный», мистер Флетчер, возможно, и сам ничего не знает, да к тому же на экзамене такого вопроса все равно не будет. Поэтому вы опять отбрасывали эти мысли прочь и в конце концов благополучно забывали о них.

Теперь вы взрослый. Вы на ежегодном осмотре в кабинете врача. Никаких серьезных проблем не выявлено, но вдруг откуда ни возьмись в голове возникает все тот же вопрос, что мучил вас, когда вы были еще ребенком. Не спросить ли доктора? В конце концов, им же рассказывают о вещах подобного рода. Они должны знать о человеческом теле все, потому что это их профессия – лечить наш организм, если он плохо работает. Но вы колеблетесь. Врач занят. В коридоре ждут другие пациенты. Наконец, вопрос не имеет отношения к вашему здоровью или вообще к какой бы то ни было болезни. Поэтому вы снова отбрасываете эти мысли и забываете о них в который уже раз.

Такое с вами бывало? Если да, эта книга – для вас. Не стоит препятствовать стремлению познать человеческое тело. Скорее всего, книга Странности нашего тела попытается объяснить многие тайны и загадки, как большие, так и малые, заинтересовавшие вас давно или совсем недавно. Мы называем их «СВОТ» – Странные Вопросы о Теле. Мы и сами много лет задаем их – чаще, чем хотели бы в этом признаться. Мы любим банальные, глупые, странные, дикие, удивительные вопросы и надеемся, что вы найдете необходимый ответ в этой книге. Возможно, на ее страницах вас ждут такие факты, о которых вы даже не задумывались. Разве не здорово, если вы что-нибудь узнаете и об этом?

Если в книге и дается какой-то урок, то он таков: человеческие существа невероятно интересны, и узнать чуть больше о себе самом – одно из подлинных жизненных наслаждений.

Многие из нас задаются вопросом о своем происхождении, внутриутробном развитии, о том, какими мы появляемся на свет. Говорят, мы приходим в этот мир ни с чем. Однако это лишь начало истории.

Что делает меня человеком?

Мы называем себя людьми, поскольку относимся к этой категории на основании наших уникальных физических и культурных характеристик. Мы используем символы, выражаем себя через речь и обладаем невероятной способностью развивать сложную культуру.

Систематика – наука о классификации форм жизни. Вот где с ее точки зрения находится человек: мы принадлежим к царству животных, подцарству многоклеточных, отделу хордовых, подотделу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, инфраклассу эутерий и отряду приматов. Далее становится еще интереснее. Внутри отряда приматов находится подотряд, который называется антропоидами и включает в себя обезьян, человекообразных обезьян, а также человека. Внутри подотряда антропоидов существует надсемейство под названием гоминоиды, которое включает в себя человекообразных обезьян, вымерших и современных людей. Из него исключены обезьяны, не относящиеся к человекообразным. Человекообразные обезьяны лишены хвостов, и к этой группе относятся гиббоны, шимпанзе, гориллы и орангутанги. Внутри надсемейства гоминоидов существует семейство гоминидов. Гоминиды включают в себя современных и вымерших людей. Человекообразные обезьяны в это семейство не входят.

Что же отличает гоминидов от всех остальных? Большой мозг и способность передвигаться на двух ногах (двуногость). Решение, где проходит линия между человеком и нашими человекоподобными предками, является произвольным. Один из вариантов – просто считать всех гоминидов людьми.

Что касается времени, с которого начинается история первых гоминидов – то есть наша история, – антропологи последнего столетия отодвигают его все дальше и дальше в прошлое, поскольку регулярно открывают новые ископаемые свидетельства присутствия человека в глубокой древности.

В 1974 году в Эфиопии, поблизости от Хадара, доктором Дональдом Джохансоном и Т. Грэй из Института происхождения человека в Беркли был найден женский скелет гоминида, сохранившийся почти на сорок процентов. Находку назвали Люси. Продолжительность ее жизни составляла примерно сорок лет, а рост был равен 106 см. Люси жила около 3,2 миллиона лет назад.

В 1978 году в Танзании, поблизости от Летоли, доктор Мэри Лики и Пол Абель обнаружили на участке вулканической пыли длиной 24 метра окаменелую дорожку следов. Очевидно, что следы оставили три гоминида, рост которых был не выше 120 см, и жили они примерно 3,6 миллиона лет назад.

В 1984 году в Кении, в районе озера Баринго, Кипталам Чепбуа обнаружил челюсть гоминида с двумя коренными зубами, каждый длиной 5 см. Находке было около 4 миллионов лет.

В 1994 году доктора Джохансон, Уильям Кимбел и Йоэль Рак из университета Тель-Авива сообщили о том, что в Хадаре найдены фрагменты черепа гоминида, кости рук, ног и челюстей. Костям было примерно столько же лет, сколько и останкам Люси, но этот гоминид был гораздо выше .

В том же 1994 году доктор Тим Уайт с факультета антропологии Калифорнийского университета в Беркли, доктор Джен Сува из Токийского университета и Берхан Асфо, представляющий правительство Эфиопии, обнародовали информацию о находке части детской челюсти и двух зубов на раскопках вблизи деревни Арамис, в 65 километрах южнее Хадара. Останкам оказалось 4,4 миллиона лет – до сих пор это является свидетельством о самом древнем гоминиде из всех найденных. Последняя находка подтверждает теорию, что общий предок всех гоминидов обитал в Африке не более 6 миллионов лет назад .

Людей называют Homo sapiens, что значит «человек разумный». Мы принадлежим к роду Homo и виду sapiens. Самый ранний представитель человеческого рода – Homo habilis, или «человек умелый». В 1964 году часть черепа этого вида нашли в Танзании, в ущелье Олдуваи – такое имя дали ему ученые Луис Лики, Филип Тобиас, Джон Непьер вместе с помощником Рэймондом Дартом. На следующий год в Западной Кении был найден еще один фрагмент черепа, но его возраст определили только в 1991 году. Самому старому «человеку умелому» – 2,4 миллиона лет.

Homo erectus (человек прямоходящий. – Примеч. ред .) считается ближайшим прямым предком Homo sapiens. В 1985 году в Кении на раскопках вблизи озера Туркана Камойя Кимеу нашел наиболее ранние останки Homo erectus. Это был почти полностью сохранившийся скелет двенадцатилетнего мальчика ростом 165 см. Скелету оказалось примерно 1,6 миллиона лет.

Самые ранние орудия труда были обнаружены в 1976 году поблизости от Хадара докторами Хелен Роче и Джоном Уоллом. Эти простые каменные топоры для рубки и резки были созданы 2,7 миллиона лет назад.

Жанр: ,

Серия:
Возрастные ограничения: +
Язык:
Язык оригинала:
Переводчик(и): ,
Издательство:
Город издания: Москва
Год издания:
ISBN: 978-5-386-09621-2 Размер: 656 Кб



Правообладателям!

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то .

Читателям!

Оплатили, но не знаете что делать дальше ?


Внимание! Вы скачиваете отрывок, разрешенный законодательством и правообладателем (не более 20% текста).
После ознакомления вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.



Описание

Доктор Стивен Джуан – «волшебник странностей», ученый, преподаватель, журналист и антрополог. В книге «Странности нашего тела» он раскрывает многочисленные тайны человеческого существа.

Сверху донизу, снаружи и изнутри, справа и слева весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный и счастливый случай, реальность заболеть и возможность выжить в критической ситуации, как мы устроены – все, что вы хотели бы узнать о своем теле, и даже то, о чем вы и не догадываетесь, и не задумываетесь, объясняет на страницах своей книги доктор Стивен Джуан. Карлики и великаны, редчайшие генетические аномалии, развенчание или утверждение распространенных суждений, проблемы болезни и долголетия – как много всего вмещает эта книга!

Автор то серьезно, то с юмором отвечает на любые вопросы читателей, даже на самые наивные или глупые. Несмотря на то что в тексте присутствует множество ссылок на научные исследования, книгу читать легко и интересно.

7. Спектральный анализ. Общие вопросы

Современные физико-химические методы анализа. Вып.1. Л.: Госхимтехиздат, 1932. 331 с.

Вейгерт. Оптические методы химии. Л.: ГХТИ ОНТИ, 1934.

Перлах В., Перлах В. Спектрохимический эмиссионный анализ. ОНТИ, 1936.

Филиппов А.Н. Спектральный анализ и его применение. ОНТИ, 1937.

Шейбе П. Химический спектральный анализ. Применение спектра испускания и спектра поглощения в химическом анализе. Л.: ОНТИ-Химтеорет, 1938. 195 с.

Русанов А. К. Методы качественного и количественного спектрального анализа минералов и растворов. Редкие и цветные металлы. М.: ПОНТИ, 1939.

Мандельштам С.Л. Введение в спектральный анализ. М.-Л.: Постехтеориздат, 1946. 260 с.

Паррисон Дж., Лорд Р., Луфбуров Дж. Практическая спектроскопия. М.: ИЛ, 1950.

Петров В.В. Анализ материалов оптическими методами. Машгиз, 1950.

Клер М.М. Методика приближенного количественного спектрального анализа. Л.: ЛДНТП, 1952.12 с.

Сойер Р. Экспериментальная спектроскопия. М.: ИЛ, 1953. 364с.

Измерение ширины изображения спектральной линии как один из методов количественного спектрального анализа. Л.: ЛДНТП, 1954.

Боровик-Романова Т.Ф. Спектрально-аналитическое определение щелочных и щелочно-земельных элементов. М.: АН СССР, 1956. 184с.

Применение спектроскопии в химии. М.: ИЛ, 1959. 659 с.

Методы спектрального анализа. М.: ВИНИТИ, 1959.

Зайдель А.Н., Калитиевский Н.И., Липис Л.В., Чайка М.П. Спектральный анализ атомных материалов. М.-Л.: Физматгиз, 1960. 686с.

Бураков B.C., Янковский А.А. Практическое руководство по спектральному анализу. Минск: АН БССР, 1960. 232 с.

Кибисов П.И., Антропов Н.П., Кубасова Н.Б., Резвова М.И. Опыт разработки и применения универсального метода количественного спектрального анализа. Л.: ЛДНТП, 1961.

Кирсанова И.Н. Выбор ширины щели спектрографа для измерения интенсивности линий. Воронеж, 1962.

Ильина Е.В., Гольдфарб В.М. Взаимные влияния элементов при спектральном анализе порошковых проб в угольной дуге. Л.: ЛДНТП, 1963.

Гершман Д.М., Губанов В.А. Повышение чувствительности спектрального определения элементов. Л.: ЛДНТП, 1963.

Шаевич А. Б. Методы оценки точности спектрального анализа. М.: Металлургиздат, 1964. 71 с.

Зайдель А.Н. Основы спектрального анализа. М.: Наука, 1965. 322с.

Шаевич А. Б., Шубина С. Б. Промышленные методы спектрального анализа. М.: Металлургия, 1965. 224 с.

Беляев Ю.И., Иванцов Л.М. Современные методы анализа. М.: Наука, 1965.

Зайдель А.Н., Шрейдер Е.Я. Спектроскопия вакуумного ультрафиолета. М.: Наука, 1967. 471 с.

Морошкина Т.М., Мельников Ю.А., Демиденкова И.В. Вопросы спектрального анализа. Л.: ЛДНТП, 1969. 15 с.

Борбат A.M. Новые разработки в эмиссионном спектральном анализе. Киев: Знание, 1972. 15 с.

Рубинштейн Р.Н., Карпель Н.Г. Номографические расчеты в спектральном анализе. М.: Металлургия, 1973. 55 с.

Успехи аналитической химии. М.: Наука, 1974. 361 с.

Пентин Ю.А., Тарасевич Б.Н. Новые методы спектроскопии в химии. М.: Знание, 1975. 62 с.

Демьянчук А.С. Атомная спектроскопия, спектральный анализ. Киев: Знание, 1975.

Зайдель А.Н., Шрейдер Е.Я. Вакуумная спектроскопия и ее применение. М.: Наука, 1976. 431 с.

Орлов А. Г. Л.: Недра, 1977. 233 с.

Райхбаум Я.Д. Физические основы спектрального анализа. М.: Наука, 1980. 158с.

Борбат A.M., Слабеняк В.И. Спектральный анализ и его применение. Киев: Знание, 1980. 18 с.

Курочкин В.Д. Применение микро-ЭВМ "Электроника БЗ-21" в эмиссионном спектральном анализе. Препринт ин-та проблем материаловедения АН УССР, №2. Киев, 1980. 20 с.

Терек Т., Мика И., Гегуш Э. Эмиссионный спектральный анализ. М.: Мир, 1982. 4.1, 280 с. 4.2, 464 с.

Ротман Л.Е., Воробейчик В.М. Справочная книга по эмиссионному спектральному анализу. М.: Машиностроение, 1982. 347с.

Метрологическое обеспечение спектрохимических исследований. Ереван: АН АрмССР, 1984. 61 с.

Широкалов А.Д. Сборник программ для обработки результатов фотометрирования спектрограмм с помощью микрокалькулятора "Электроника БЗ-21". Минск: ИФ АН БССР, 1984. 50с.

Широкалов А.Д. Сборник программ для математической обработки результатов фотометрирования спектрограмм с помощью микрокалькулятора типа "Электроника БЗ-21" ("Электроника МК-54"). Минск: ИФ АН БССР, 1984.

Орлов А. Г. Методы расчета в количественном спектральном анализе. 2-е изд. Л.: Недра, 1986. 215 с.

Дубровки н И.М. Автоматизированный оптический спектральный анализ в химических исследованиях и научном эксперименте. Обзорная информации НИИТЭХим, №4/246, М.: НИИТЭХим, 1986.42с.

ЭВМ в аналитической химии (аннотации и программы). М.: АН СССР, 1987. 69с.

Петров А.А., Пушкарева Е.А. Корреляционный спектральный анализ веществ. Кн.1. Анализ газовой фазы. Спб.: Химия, 1993.268с.

Алгоритм коррекции матричных эффектов, основанный на предсказании вида градуировочной кривой по эмпирическим данным. Препринт ИФТТ РАН. Черноголовка, 1993. 62 с.

7.1. Учебники и учебные пособия

Татевский В.М. Спектроскопия. М.: МГУ, 1951. 190 с.

Ломоносова Л.С., Фалькова О.Б. Спектральный анализ. М.: Металлургиздат, 1958. 420 с.

Фишман И. Г. Методы количественного спектрального анализа. Казань: КГУ, 1961. 179с.

Кустанович И.М. Спектральный анализ. М.: Высшая школа. 1962.400с.

Бабушкин А.А., Бажулин П.А., Королев Ф.А. и др. Методы спектрального анализа. М.: МГУ, 1962. 509 с.

Топор Н.Д. Спектральный анализ минералов, руд и горных пород. М.: МГУ, 1963. 191 с.

Кустанович И.М. Спектральный анализ. 2-е изд.М.: Высшая школа. 1967. 391 с.

Брынзова Е.Д., Мохов А.А., Смирнова В.И. Эмиссионный спектральный анализ. Учебное пособие. Л.: ЛТИ, 1971. 69 с.

Тананаева А. И. Эмиссионный атомный спектральный анализ. Конспект лекций. Свердловск: УПИ, 1972. 51 с.

Тарасевич Н.И., Семененко К.А., Хлыстова А.Д. Методы спектрального и химико-спектрального анализа. М.: МГУ, 1973.275с.

Петров В. И. Оптический и рентгеноспектральный анализ. М.: Металлургия, 1973. 286 с.

Акимов А.И. и др. Практикум по спектроскопии. Учебное пособие. М.: МГУ, 1976. 320 с.

Тарасевич Н.И. Руководство к практикуму по спектральному анализу. М.: МГУ, 1977. 136 с.

Отмахова З.И., Слезко Н.И. Оптические методы анализа (Фотоколориметрия и спектральные методы анализа). Учебное пособие. Томск: ТГУ, 1980. 51 с.

Слезко Н.И., Отмахова З.И. Оптические методы анализа. Фотоколориметрия и спектральные методы анализа. Учебное пособие. Томск: ТГУ, 1980. 121 с.

Орешенкова Е.Г. Спектральный анализ. М.: Высшая школа, 1982. 375с.

Буравлев Ю.М. Атомный эмиссионный спектральный анализ вещества. Учебное пособие. Киев: УМК ВО, 1989. 140 с.

Полежаев Ю.М. Оптический атомно-эмиссионный и рентгено-флуоресцентный методы спектрального анализа. Учебное пособие. Екатеринбург: УПИ, 1991. 91 с.

7.2. Таблицы и атласы спектральных линий

Мандельштам С.Л., Райский С.М. Таблицы спектральных линий. М.: ГОНТИ НКТП, 1938.

Пирс Р., Гейдон А. Отождествление молекулярных спектров. М.: ИЛ, 1949.

Калинин С.К., Алексеева А.И., Явнель А.А.. Неймарк А.Э. Атлас спектральных линий элементов (Область спектра 2050-2500 и 3500-6900 А). Алма-Ата: АН Каз ССР, 1950.

Индиченко Л.Н. Практическое пособие по расшифровке спектрограмм руд и минералов. М.: Гостехиздат, 1951.

Справочник химика. Т. 1. Таблицы последних линий с учетом наложений. Госхимиздат, 1951.

Калинин С.К., Явнель А.А., Алексеева А.И., Неймарк А.Э. Гостехиздат, 1952.

Зайдель А.Н., Прокофьев В.К., Райский С.М. Таблицы спектральных линий. М.-Л.: ГИТТЛ, 1952.

Калинин С.К., Явнель А.А., Неймарк А.Э. Атлас дугового и искрового спектра железа от 2084 до 6546 А. М.: Металлургиздат, 1953.

Атлас спектра железа. 3718- 9739 А. Алма-Ата: АН КазССР, 1954.

Госгеолтехиздат, 1956.

Калинин С.К., Марзуванов В.А., Фаин Э.Е. Спектральные линии для анализа минерального сырья. Алма-Ата: АН КазССР, 1957.

Русанов А.К., Ильясова Н.В. Атлас пламенных, дуговых и искровых спектров элементов. М.: Госгеолтехиздат, 1958. 120с.

Калинин С.К., Марзуванов В.А. Атлас дугового и искрового спектров железа от 3718 до 9379 А. М.: Металлургиздат, 1958.48с.

Калинин С.К., Явнель А.А., Алексеева А.И., Наймарк Л.Э. Атлас спектральных линий для кварцевого спектрографа. М.: Госгеолтехиздат, 1959. 46 с.

Алексеева А.И., Гришман И.Г., Калинин С.К. и др. Атлас спектра ртути. Алма-Ата: АН КазССР, 1959.

Калинин С.К., Марзуванов В.А. Наймарк Л.Э., Исмагулова К.И. Атлас спектральных линий для стеклянного спектрографа. Алма-Ата: АН КазССР, 1960.

Калинин С.К., Марзуванов В.А., Бекбаулова Т.Б. Атлас спектральных линий в области 2095-1840 А. Алма-Ата: АН КазССР, 1960.

Меламед Ш.Г., Земскова М.Г. Атлас спектральных линий редкоземельных элементов для спектрографов ДФС-3 и ДФС-13. М.: ГИРЕДМЕТ, 1961.

Зайдель А.Н., Прокофьев В.К., Райский С.М.. Шрейдер Е.Я. Таблицы спектральных линий. М.: Физматгиз, 1962. 608 с.

Меламед Ш.Г., Земскова М.Г. Атлас спектральных линий редкоземельных элементов для спектрографа ДФС-13. М.: ГИРЕДМЕТ, 1963.

Куба И., Кучера Л., Плзак Ф. и др. Таблицы совпадений по атомной спектроскопии. Прага: АН ЧССР, 1964. 1136 с.

Арнаутов Н.В., Андреева Л.Н., Изюмова Л.Г., Симонова В.И. Справочные таблицы основных спектральных линий для полуколичественного анализа минерального сырья. Новосибирск: СО АН СССР, 1965.

Калинин С.К., Мухтаров С.М., Марзуванов В.Л. Атлас дугового спектра железа. Машиностроение, 1965.

Стриганов А.Р., Свентицкий Н.С. Таблицы спектральных линий нейтральных и ионизованных атомов. М.: Атомиздат. 1966. 897с.

Калинин С.К., Мухтаров С.М., Перевертун В.М. Атлас спектра углерода (вакуумная область). Алма-Ата: Наука, 1966.

Калинин С.К., Замятина Г.М., Перевертун В.М., Терехович С.Л. Атлас спектральных линий для дифракционного спектрографа. Алма-Ата: Наука, 1967. 104 с.

Колен ко Л. И. Атлас спектральных линий для анализа руд и минералов на дифракционном спектрографе. М.: Наука, 1967.

Хохлов В. В. Атлас спектральных линий для дифракционного спектрографа СТЭ-1. Л.: Недра, 1968.

Зайдель А.Н., Прокофьев В.К., Райский С.М., Славный В.А., Шрейдер Е.Я. Таблицы спектральных линий. 3-е изд.М.: Наука, 1969. 782с.

Касабов Г.А. Таблицы параметров спектральных линий для диагностики низкотемпературной плазмы. Препринт ИАЭ - 1928. М., 1969.

Калинин С.К., Марзуванов В.М., Замятина Г.М. Отождествление спектров элементов. Алма-Ата: Наука, 1972.60с.

Касабов Г.А.. Елисеев В.В. Спектроскопические таблицы для низкотемпературной плазмы. М.: Атомиздат, 1973. 160 с.

Зайдель А.Н., Прокофьев В.К., Райский С.М., Шрейдер Е.Я. Таблицы спектральных линий. 4-изд., М.: Наука, 1977. 800 с.

Калинин С.К. Атлас спектра воздуха. Алма-Ата: Наука, 1978. 87с.

Коростылева М.А., Донцева Ю.П. Таблицы спектральных линий нейтральных и ионизированных атомов урана. М.: Научный совет АН СССР по спектроскопии, 1978. 221 с.

Стриганов А. Р. Атомный спектр плутония и его классификация. Препринт №2965. М.: Институт атомной энергии, 1978. 61 с.

Лобиков Е.А., Одинцова Н.К., Стриганов А.Р. Эмиссионый спектр кюрия. М.: ИАЭ им. И.В. Курчатова, 1979. 53 с.

Таит В.М., Шишкина Р.В. Атлас многолинейчатого спектра молекулярного водорода. Таллин, 1981.

Козлов М.Г. Спектры поглощения паров металлов в вакуумном ультрафиолете. М.: Наука, 1981. 263 с.

Стриганов А.Р. Успехи в исследовании спектров атомов и ионов и степень их изученности в настоящее время. Препринт №3674/1. М.: Институт атомной энергии, 1982. 19 с. Калинин С.К., Мадин М.Н., Перевертун В.М. Атлас спектральных линий ионизованных атомов. Препринт ИГН АН КазССР, №2. Алма-Ата, 1984. 62 с.

Стриганов А.Р., Одинцова Г.А. Таблицы спектральных линий атомов и ионов. Справочник. М.: Энергоиздат, 1982. 312 с. Спектр железа. Область 2320-3500 А. ГСССД 68-84. М.: Изд-во стандартов, 1986. 42 с.

Калинин С.К., Замятина Т.М., Перевертун В.М., Терехова С.Л. Атлас спектральных линий (для кварцевого спектрографа). Алма-Ата: Наука, 1988. 48 с.

Калинин С.К., Замятина Т.М., Перевертун В.М., Терехова С.Л. Атлас спектральных линий для дифракционного спектрографа. Алма-Ата: Наука, 1990.

7.3. Стандартные образцы

Акланд М.И., Поносов В.И. Стандартные образцы и их применение. Металлургиздат, 1944.

Комаровский А. Г. Изготовление эталонов для спектрального анализа без химического контроля. Л.: ЛДНТП, 1952. 6с.

Сорокина Н. Сокращение количества эталонов при проведении спектрального анализа. Л.: ЛДНТП, 1955.

Перечень стандартных образцов химического состава, эталонов и постоянных электродов для спектрального анализа, образцов для стилоскопического анализа. Металлургиздат, 1956.

Перечень стандартных образцов химического состава и эталонов для спектрального анализа. Свердловск: Металлургиздат, 1960. 46 с.

М.: Оборонгиз, 1961.

Сухенко К.А., Младенцева О.И., Аксенова А.В. Эталоны различных сплавов и сталей для спектрального анализа. М.: Оборонгиз, 1963.

Перечень стандартных образцов химического состава и эталонов для спектрального анализа. Свердловск: ВНИИСО, 1966.

Первая научно-техническая конференция по эталонированию, унификации и стандартизации методов спектрального анализа. Тезисы докладов. Тбилиси: Институт НТИ и П. 1966, 64с.

Стандартные образцы, выпускаемые в СССР. М.: Изд-во стандартов, 1969. 64 с.

Стандартные образцы, выпускаемые в СССР. М.: Изд-во тандартов, 1973. 80 с.

Плинер Ю.Л., Степин В.В., Устинова В.И. Стандартные образцы металлургических материалов. М.: Металлургия, 1976.296с.

Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, допущенных к выпуску и обращению в СССР. Описания утвержденных типов. М.: Изд-во стандартов. Вып. 1-19 и последующие. 1978-1986 гг. и последующие.

Плинер Ю.Л., Свечникова Е.А., Огурцов В.М. Управление качеством химического анализа в черной металлургии. М.: Металлургия, 1979. 208 с.

Каталог стандартных образцов состава минерального сырья. М: ВИМС. 1979, 33 с.

Метрологическое обеспечение контроля состава материалов черной металлургии. М.: Металлургия, 1981. 248 с.

Новые методы аттестации стандартных образцов. М.: Металлургия, 1981.

Стандартные образцы химического состава природных минеральных веществ I Составитель Арнаутов Н.В. Новосибирск: СО АН СССР. 1987, 203 с.

Лонцих С.В., Петров Л.Л. Стандартные образцы состава природных сред. Новосибирск: Наука, 1988. 276 с.

7.4. Библиография

Библиографический указатель по вопросу "Спектральный анализ"/Под. ред. Прокофьева В.К. Л., 1949.

Библиографический указатель по вопросу "Спектральный анализ"/Под. ред. Прокофьева В.К. Л., 1950.

Библиографический указатель по вопросу "Спектральный анализ"/Под. ред. Прокофьева В.К. Л., 1951.

Библиографический указатель по вопросу "Спектральный анализ"/Под. ред. Прокофьева В.К. Л., 1952.

Кибисов Г.И., Стерин Х.Е., Вреден-Кобецкая Г.О. Спектральный анализ. Аннотированный указатель советских работ по спектральному анализу с 1931 по 1950 гг. М.: АН СССР, 1955. 183с.

Прокофьев В.К. Эмиссионный спектральный анализ в СССР. Л.: ЛДНТП, 1958. 35с.