Теория диссонанса фестингера. Диссонанс - что это такое? Теория когнитивного диссонанса, а также проявление диссонанса в музыке и эмоциях. Причины возникновения когнитивного диссонанса

Это человек, который беспокоится о том, чтоб вокруг него и его знакомых все было красиво. Для этого он готов тратить массу времени и сил, превращать обычные дни в настоящие праздники. На самом деле романтик - это человек, который давно разочаровался в реальном мире и стремится создать свою реальность.

Как мыслит романтик? В первую очередь он достаточно категоричный к обществу, считает, что люди однотипные и ограниченные. Негативно относится к навеянному рекламой, винит окружающих в том, что они акцентируют внимание на материальных вещах.

Может резко высказываться касательно чьих-то взглядов на жизнь, политику, религию. Чаще всего избегает групп людей, которые придерживаются одного мнения. Может потратить уйму времени на то, чтоб доказать смысл своих слов и суть взглядов. Достаточно сложные люди с глубоким внутренним миром. Романтик любит художественную литературу, фантастику, лиричные фильмы с драматичным направлением.

Постарайтесь вспомнить, насколько проще и реалистичнее ощущается горе или радость под сопровождение соответствующей музыки. В такие моменты романтик находится в идеальном для себя мире, поэтому старается такие моменты воспроизводить как можно чаще.

Если говорить о романтиках мужчинах и женщинах , то почему-то в голове возникает образ особи именно сильного пола, ведь женщины романтичны априори. Однако, проявляется романтика приблизительно одинаково как у одних, так и у других, просто мужчины своими поступками ярко выделяются на фоне других соперников.

Симптомы романтизма :

1. Идеализируют мир . Когда романтик окрылен, он становится оптимистом, который вокруг себя видит только хорошее. Такой человек может достаточно много добавлять несуществующих красок событиям, людям или своим приключениям. Для романтика идеальным становится не только человек, в которого он влюбился, но и все, что его окружает. Не видит больше ничего, может искреннее удивляться словам материалистов, которые пытаются сказать ему что-то о реальности.

2. Не практичные . Не понимают, зачем тратить деньги на обыденные вещи, способны скитаться по съемным квартирам и вместо машины ездить на трамвае (ведь это очень романтично). Слышали ли вы истории о том, как хорошо выходить на старый балкончик и любоваться звездами, а утром из остатков продуктов готовить завтрак вдвоем с любимым человеком? Это типичный взгляд романтика на комфорт.

Они могут отказываться от благ в знак протеста, а могут просто не стремиться заработать больше, ведь двум влюбленным людям так мало надо для жизни. Годы идут, а отважных свободных любителей новых отношений все меньше, и тогда романтик сталкивается с тем, что ни работы, ни семьи у него нет.


3. Влюбчивые . Еще вчера все слышали о том, насколько омантик увлечен своей новой пассией, а сегодня его видят уже с другим человеком, которому он дарит охапками и рассказывает о своей любви. Романтики достаточно нестабильны в отношениях, ведь им нужна игра, недосказанность, новизна, идеал. Это касается не только мужчин, но и женщин, они так же неспособны долго оставаться преданными одному человеку.

Это вовсе не значит, что романтик будет неверным в браке, это значит, что совсем не факт, что он вообще захочет жениться или выходить замуж, ведь это стабильность, быт, отсутствие загадки. Порой это может проявляться в другом: с самого девства романтик мечтает о любви до гроба и о смерти в один день.

4. Не обращают внимания на трудности . Это те люди, которые будут любоваться звездами в горах, не замечая, как их кусают комары. Да и свидание под проливным дождем может показаться им весьма увлекательным. Людям, которые привыкли к комфорту, и которые отличаются особой практичностью, строить отношения с романтиками будет не так уж просто. Романтик может видеть мир совсем иначе, абстрагируясь от реальности. Им не так просто объяснить даже тот факт, что долги необходимо погашать, а также то, что родные или близкие порой нуждаются в помощи. Романтики вполне способны потратить последние деньги на восхитительные свидания с новой возлюбленной.

Характеристика мужчины романтика . В первую очередь стоит отметить, что о таком мужчине мечтают многие женщины. Это значит, что она будет окутана мягким облаком заботы, внимания и ласки. Это именно тот мужчина, который будет петь серенады под окнами и осыпать лепестками роз. Но не все так просто, ведь есть у такого мужчины и большие минусы. Например, он далеко не всегда является хорошим добытчиком и верным, сильным мужем и отцом. Почему так происходит? Потому что как только в его жизни появляется новая муза, он готов уйти в новые отношения как в омут с головой.

Также ни в коем случае нельзя рушить его выдуманный мир , иначе вы из верного друга или любимой женщины можете быстро превратиться в главного врага. Такой мужчина достаточно мечтательный, не всегда думает о завтрашнем дне. Чаще всего такие личности встречаются среди людей творчества, ведь идеальное он любит создавать сам. Порой может быть ветреным и менять одну любимую женщину на другую. Исключением может стать только такая ситуация, когда мудрость проявит сама женщина. Ей просто необходимо всегда оставаться для него загадкой, музой, непрочитанной книгой.

Характеристика женщины романтика . Она готова отдать душу за такого мужчину, который будет отвечать всем ее требованиям. Только познакомившись с ним, она уже в своей голове нарисовала его идеальные качества, представила его рядом с собой в старости и уже готова к приключениям. В людях она часто видит хорошее, может смотреть на мир с широко распахнутыми глазами и годами носить розовые очки. Ей кажется, что вокруг все идеально, что она счастлива, а тот незнакомец с соседнего подъезда может вздыхать о ней ночами и писать ее портреты. Скорее всего, он даже не знает о ее существовании, но женщину романтика это не остановит, даже если ей об этом скажет его близкий друг.

Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л.Фестингера (Festingeг L. А., 1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет два принципиальных достоинства, отличающих хорошую теорию от плохой, научную теорию от ненаучной.

Во-первых, она исходит из "максимально общих оснований", если пользоваться выражением Эйнштейна.

Во-вторых, из этих общих оснований выведены следствия, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке. В силу этих обстоятельств работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых - порой парадоксальных - эффектов и закономерностей, представляющих как теоретический, так и практический интерес.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Состояние диссонанса между когнициями Х и Y возникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.


Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, - диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое - вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", а в итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа "Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.

Теория когнитивного диссонанса . Основоположником когнитивных теорий мотивации является Л. Фестингер. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет по меньшей два принципиальных достоинства. Во-первых, она исходит из «максимально общих оснований», если пользоваться выражением Эйн­штейна. Во-вторых, из этих общих оснований выведены следствия, которые могут быть подвергнуты экспериментальной проверке. В силу этих обстоятельств работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и це­лых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых эффектов и закономерностей, представляющих как теоретический, так и практический интерес.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал не­которое противоречие между двумя или более когнициями . Когниция трактуется Фестингером достаточно широ­ко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Дис­сонанс переживается личностью как состояние дискомфорта, она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стрем­ление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отно­шения к миру.

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к из­менению отношений, а в итоге - к изменению поведения.

Теория баланса . Другим ши­роко известным примером когнитивных теорий мотивации является теория баланса Ф. Хайдера.

Хайдер описывал социальную ситуацию как совокупность элементов (людей и объектов) и связей между ними. Определенные сочетания элементов и связей являются устойчивыми, сбалансиро­ванными, другие - несбалансированными. У людей наблюдается стремление к сба­лансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Несбалансированные ситуации, подобно когнитивному диссонансу, вызывают чувства дискомфорта, на­пряженности и стремление привести ситуацию к сбалансированному виду. Таким об­разом, одним из источников человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных, непротиворечивых социальных отношениях. Положе­ние дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса.

В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает систему, со­стоящую из трех элементов (триаду): субъект - другой человек - объект вместе с отношениями между ними: 1. субъект - другой человек. 2.субъект - объект. 3. другой че­ловек - объект. Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными.

Также Хайдер выделил три основных способа снятия дисбаланса в отношениях:

1) изменить одно из отношений с «+» на «-» или с «-» на «+».

2) уменьшить значимость одного из отношений, т. е. свести одно из отношений к нулю.

3. дифференцировать положительное и отрицательное отношения.

29. Подходы к мотивации поведения в гуманистической психологии. Иерархия потребностей А.Маслоу.

Основатель гуманистической психологии - Абрахам Маслоу .

Основа теорий – уникальность и свобода выбора личности.

Маслоу, Абрахам:

1. Воспитание и общественные нормы принуждают людей забыть о своих чувствах и потребностях и принять навязанные другими ценности.

2. Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы.

Иерархия потребностей (пирамида):

5 - Связанные с самоактуализацией, = потребности личной состоятельности.

4 - Связанные с уважением других и самоуважением .

3 - Связанные с любовью и приятием (потребность любить и быть любимым).

2 - Связанные с безопасностью (предсказуемость, порядок, уверенность).

1 - Базовые физиологические потребности (еда, сон, секс).

Лежащие в основании пирамиды потребности должны быть удовлетворены ранее высших, т.к. можно и не подозревать об их существовании. Чем выше человек поднимается по лестнице потребностей, тем больше гуманности и индивидуальности он будет проявлять.

Развитие личности – это повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, позволяющая человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации (ключевое слово теории).

Способствуют развитию : самоактуализация в выбранном деле, преданность ему; активная позиция по отношению к действительности; преодоление реальности, а не бегство от неё;

Когнитивный диссонанс определяет состояние личности, характеризующееся несоответствием и противоречивостью взглядов, убеждений, установок и внешними условиями. Автором теории и самого понятия когнитивного диссонанса является Л. Фестингер. Данное учение базируется на стремлении человека к состоянию душевного комфорта. Только следуя путем достижения намеченных целей и успехов, человек получает удовлетворение от жизни. Диссонанс – это состояние внутреннего дискомфорта, вызываемый противоречиями между устойчивыми представлениями личности и новыми фактами или условиями. Это ощущение вызывает стремление стимулировать процесс познания с целью удостовериться в истинности новой информации. Теория когнитивного диссонанса Фестингера дает объяснение конфликтным ситуациям, возникшим в когнитивной системе отдельно взятого человека. Основные конфликтующие представления в сознании человека – это религиозные, идейные, ценностные, эмоциональные и другие несоответствия.

Причины диссонанса

Данное состояние может возникнуть вследствие следующих причин:

  • в случае логического несоответствия;
  • при вхождении мнения индивидуума в состав группового мнения;
  • по причине устоявшихся традиций и обычаев;
  • в случае несоответствия прошлого опыта с новой ситуацией.

Современная психология изучает состояние когнитивного диссонанса с целью объяснения и исследования состояния внутреннего несоответствия, возникающего у отдельного человека или группы людей. Индивидуум, накопив определенный жизненный опыт, должен действовать вразрез ему, согласно изменившимся условиям. Это и вызывает чувство дискомфорта. Для ослабления этого чувства, человек идет на компромисс, пытаясь сгладить внутренний конфликт.

Примером когнитивного диссонанса может стать любая ситуация, изменившая планы человека. Например: человек решил выехать за город на пикник. Перед выездом он увидел, что пошел дождь. Человек не ожидал выпадения осадков, условия его поездки изменились. Таким образом, дождь стал источником когнитивного диссонанса.

Вполне объяснимо, что каждому человеку хотелось бы снизить диссонанс, а при возможности и вовсе устранить. Достичь этого можно тремя способами: изменением своего поведенческого элемента, изменением когнитивных элементов внешних факторов, или введением новых когнитивных элементов в свой жизненный опыт.

В этой статье подробно рассмотрим такое понятие, как диссонанс. Что это такое? В каких сферах оно используется?

Терминология

Слово происходит от латинского dissonantia, что дословно можно перевести как "неблагозвучное звучание". Диссонанс - что это за термин? Каково его содержание? Этот термин активно употребляется в разных сферах. Например, его часто используют в искусстве, психологии, философии. Есть ли у слова диссонанс синоним? Понятий с аналогичным значением существует несколько. Вот наиболее распространенные из них: несоответствие, разногласие, противоречие, дисгармония, какофония (последняя является синонимом из области теории музыки). По сути, это нарушение гармонии, некий дискомфорт, вызванный несоответствием уже имеющихся знаний и представлений с другими новыми фактами. Диссонанс - что это, например, в теории искусства? Обратимся к научному толкованию. Согласно энциклопедии, диссонанс в музыке - это разнобойное звучание. В этом случае одновременно звучащие тона не сливаются друг с другом.

Противоположные понятия

Консонанс (от латинского consonantia - благозвучие) - это совершенно полярное диссонансу определение. Но вместе они характеризуют отношения между двумя парами "элементов". Ими, этими компонентами, по сути, выступают знания. Одни "элементы" являются знаниями относительно своего "Я". Другие же - это сведения, касающиеся общих проблем мироустройства. Термин "знание" часто употреблялся в широком смысле слова, включая в себя, кроме, собственно, информации, еще и мнения, а также убеждения, установки и ценности. Несмотря на то что между этими явлениями присутствуют достаточно существенные различия, их можно считать "элементами знания". И именно между их парами может существовать диссонанс и консонанс.

Типы отношений

В случае если когнитивные элементы нигде не встречаются, не пересекаются друг с другом и не имеют ничего общего между собой, такие элементы следует называть нерелевантными. Для нас же интересны исключительно те элементы, между которыми могут возникать и возникают отношения консонанса и диссонанса. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована в середине ХХ века Леоном Фестингером. Согласно ей, два отдельно расположенных элемента будут в диссонансе один по отношению к другому в том случае, если отрицание одного из них выводится из другого. Можно привести здесь такой пример: человек уверен, что он находится в окружении исключительно своих друзей, но все же испытывает дискомфорт и опасение в этой ситуации.

То есть налицо наличие диссонансного отношения. Или еще один пример: человек, который залез в серьезные долги, вдруг решает отправиться в дорогое кругосветное путешествие. Здесь тоже два когнитивных элемента будут диссонировать между собой. "Разлад" между двумя элементами знаний может появляться как следствие ряда разных причин. Это могут быть желания и ожидания человека, приобретенный жизненный опыт либо другие факторы. Подробнее мы рассмотрим их далее.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

На вопрос "диссонанс - что это такое" мы уже ответили. Теперь, для полноты картины, стоит разобраться с причинами и факторами его возникновения. Во-первых, он может возникнуть вследствие логического несоответствия. К примеру, если человек уверен, что он через год построит добротный дом, но при этом понятия не имеет, как заложить фундамент, то эти два элемента - диссонансные. Во-вторых, причиной могут стать культурные традиции или обычаи. Предположим, что мужчина не уступает в трамвае место пожилой бабушке, но прекрасно знает, что по установленным правилам этикета и моральным нормам он должен это сделать. В таком случае его знания и осознание того, что он делает неправильно, являются диссонансными отношениями. Хотя в какой-нибудь другой культуре, где уступать место в транспорте пожилым людям не принято, эта ситуация, очевидно, не была бы примером рассматриваемых отношений.

В-третьих, диссонанс возникает тогда, когда частное мнение в конкретной ситуации выходит за рамки более обобщенного. Скажем, гражданин, считающий себя радикалом, голосует на выборах за кандидата либеральных взглядов. Когнитивные элементы по этим двум мнениям будут диссонансными. Наконец, состояние когнитивного диссонанса может иметь место вследствие приобретенного ранее опыта. Представим себе человека, который несколько раз за свою жизнь заболевал острой ангиной после съеденного мороженного. И вот, в очередной раз он его ест. При этом он надеется не заболеть снова. Это яркий пример когнитивного диссонанса на основе прошлого жизненного опыта.

Степень "несоответствия"

Определить уровень диссонанса поможет один очевидный аспект. Он заключается в объективных характеристиках элементов, между которыми наблюдается "несоответствующее" отношение. Предположим, что два в системе знаний являются диссонантными относительно друг друга. Тогда степень "несоответствия" будет в прямой пропорциональной зависимости от уровня важности этих элементов. Если компоненты будут очень значимы для конкретного индивидуума, то и показатель диссонанса будет, соответственно, высок.

Примеры

Вообразим себе человека, подающего пятьдесят рублей нищему попрошайке в подземном переходе. При этом этот человек осознает, что бедняк не так уж и нуждается в этих деньгах. Но все же он подает деньги, причем диссонанс, возникающий в данном случае между двумя элементами, не очень сильный. Ведь ни первый, ни второй элемент не настолько существенен для этого человека. И второй, кардинально противоположный пример. Студент, в преддверии важного для него экзамена, абсолютно к нему не готовится. При этом он прекрасно осознает, что уровень его знаний по предмету не позволит ему сдать этот тест. И в этом случае степень диссонанса для студента будет значительно выше, ведь оба элемента знаний весьма важны для индивидуума.

Существуют ли системы, свободные от диссонансных отношений?

С большой долей уверенности можно предполагать, что в нашей жизни объективно не существует такой системы, которая была бы полностью свободна от присутствия "несоответствия". Ведь какое бы действие ни собирался предпринять индивидуум, какое бы чувство он ни испытывал, всегда найдется хотя бы один незначительный когнитивный элемент, который вступит в диссонансные отношения с компонентом "поведенческим".

Вот простой пример. Казалось бы, обыденное и тривиальное убеждение в необходимости и полезности вечерней прогулки перед сном может иметь некоторые когнитивные элементы, которые выступят диссонирующими с этим знанием. Так, человек может думать о том, что дома его ждут какие-либо дела, которые он должен закончить. Или же он заметит, что на улице собирается дождь и тому подобное. Словом, к любому когнитивному элементу в одной системе обязательно найдутся релевантные к нему другие элементы, поэтому несомненным фактом является наличие хоть и в незначительной степени, но диссонанса.

Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance - несоответствие) -- социально-психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие между когнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию.

Говоря о теории диссонанса Леона Фестингера, принято приводить пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;

2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

3. Игнорировать информацию о вреде курения.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

    В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт» .

    Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться.

Возникновение диссонанса[править | править исходный текст]

Диссонанс может появиться по различным причинам :

    из-за логического несоответствия;

    «по причине культурных обычаев»;

    в том случае, если индивидуальное мнение не входит в состав более широкого мнения;

    из-за несоответствия прошлого опыта относительно настоящей ситуации.

Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух когниций (знаний) индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие (диссонанс) между установками человека и его реальными поступками. [ источник не указан 329 дней ]

В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний .

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» своё мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя .