Вопросы для анализа басни волк на псарне. Басня Волк на псарне - анализ. Крылатые выражения, которые пошли из басни Волк на псарне

В народном хозяйстве древесина применяется очень широко: в промышленном и гражданском строительстве ее используют для изготовления отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, а также окон, дверей, паркета и т. п. Древесина - сырье для изготовления целлюлозы, бумаги, картона, этилового спирта. При химической переработке древесины получают канифоль и скипидар; из коры дуба, ивы и лиственницы добывают дубильные вещества, употребляемые в кожевенной промышленности.

В судостроении древесину применяют при закладке судов на стапеле и спуске их на воду (кильблоки, спусковые дорожки стапеля, полозья, подбрюшины), для покрытия металлических палуб, для изоляции и оборудования провизионных кладовых, трюмов, кают и других помещений, для изготовления деревянной мебели, возведения строительных лесов, временных трапов.

Широкое применение древесины объясняется ее техническими свойствами. При относительно небольшой массе она обладает достаточной прочностью, легко обрабатывается, хорошо склеивается, а изделия из нее отличаются хорошими декоративными качествами.

Вместе с тем древесина имеет и ряд отрицательных свойств. При изменении влажности она разбухает, усыхает, растрескивается и коробится. Естественные древесные материалы подвержены загниванию и легко воспламеняются. В меньшей степени эти недостатки свойственны прессованной древесине, древесностружечным и древесноволокнистым плитам.

Растущее дерево состоит из корней, ствола и кроны. Корни всасывают из почвы влагу, питательные минеральные вещества и удерживают дерево в почве. Ветви и листья дерева образуют крону. В листьях происходит так называемый процесс фотосинтеза. Они поглощают из воздушной среды углекислый газ, который разлагается на углерод и кислород. Кислород из листьев выделяется в воздух, а углерод под влиянием солнечного света, взаимодействия с влагой и растворенными в ней минеральными веществами образует различные органические соединения, необходимые для питания дерева, которые распространяются по внутреннему слою его коры.

Ствол поддерживает крону дерева, хранит влагу, а также запасы питательных веществ, вырабатываемых листьями. Он состоит из сердцевины, древесины, камбия и коры (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Строение ствола
1 - кора; 2 - камбий; 3 - древесина; 4 - сердцевина

Сердцевина, расположенная в центре ствола, представляет собой рыхлую мягкую ткань и занимает незначительную часть ствола. Далее располагается древесина, занимающая большую часть ствола.

Камбий охватывает древесину сплошным кольцом. Он состоит из клеток, способных к делению и росту.

Кора защищает дерево от механических повреждений и от неблагоприятных влияний окружающей среды. Внутренний слой коры (лубяной) служит для отложения запасов питательных
веществ, выработанных в листьях. По строению коры можно определить породу дерева.

Древесина - основной технический материал, свойства которого неразрывно связаны с ее строением. Макроструктура (элементы строения) древесины хорошо видна на разрезах ствола невооруженным глазом. Так, на разрезах четко выделяются годичные слои, сердцевинные лучи, ядро и заболонь.

Годичные слои - концентрические круги вокруг сердцевины - хорошо видны на торцовом срезе. На радиальном срезе они просматриваются в виде продольных линий, на тангенциальном - в виде дугообразных кривых. У живого дерева каждый год вырастает один годичный слой. Рост происходит от камбиального слоя, поэтому чем ближе расположен слой к сердцевине, тем он старее. По числу годичных слоев на торцовом срезе комлевой части ствола можно определить возраст дерева. Годичный слой состоит из ранней древесины, образованной в весенний период роста, и поздней, развивавшейся в летний период. Окраска ранней древесины светлая. Поздняя древесина имеет более темную окраску и отличается большой плотностью и высокими механическими качествами.

Сердцевинные лучи сохраняют, а также проводят влагу и питательные вещества в горизонтальном направлении между годичными слоями. На торцовом срезе ствола (особенно у дуба, бука и клена) сердцевинные лучи имеют вид радиально расположенных узких полосок, на радиальном срезе - светлых или темных блестящих полосок, а на тангенциальном - темных штрихов с заостренными концами, расположенных по длине ствола.

У деревьев некоторых пород окраска периферийной и центральной частей ствола на торцовом и радиальном срезах различна. Такие породы деревьев называют ядровыми. Породы деревьев, стволы которых на срезе не имеют этого различия окраски, называют заболонными.

Центральная, темноокрашенная часть древесины, прилегающая к сердцевине, является ядром. Оно состоит из омертвевшей древесины, которая отличается повышенной стойкостью к загниванию, так как содержит значительное количество смол и дубильных веществ.

Заболонь - часть древесины раннего образования, состоящая из молодых клеток. В растущем дереве по заболони движется влага с растворенными в ней минеральными веществами. Ширина заболони зависит от возраста и места произрастания дерева. Широкую заболонь имеют сосна и дуб. По механическим свойствам заболонная древесина не отличается от древесины ядра, но менее устойчива к загниванию, так как легко впитывает влагу.

Микроструктура древесины различима только под микроскопом. Основными элементами древесины являются клетки, древесные волокна, сосуды и трахеиды.

Клетки представляют собой тонкие замкнутые оболочки, внутри которых находятся протоплазма и ядро. Клетки размножаются путем деления: ядро делится на две части и из одной клетки образуются две малые. По мере роста каждая из них делится также на две и т. д. Живые клетки служат для передачи питательных веществ друг другу и хранения запасов этих веществ на зимний период.

  1. Каким образом сюжет басни связан с собы-тиями Отечественной войны 1812 года?
  2. Ситуация, описанная в басне, воспро-изводит события Отечественной войны 1812 года. Наполеон достаточно легко за-воевал многие европейские государства так же, как Волк легко справляется с бес-помощными овцами. Следующей в захват-нических планах французов была Рос-сия. Но на борьбу с войсками Наполеона поднялся весь российский народ: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».

    Слово огонь в басне связано с пожаром столицы после ее захвата французским войском. В горящей Москве Наполеон ощутил себя загнанным в угол, предчувст-вуя скорое поражение и бесславную ги-бель своей армии. Из Москвы император послал в Санкт-Петербург письмо Алек-сандру I с просьбой о мире. В басне с такой просьбой к людям обращается Волк. Но Кутузов (у Крылова — Ловчий) не пове-рил предложениям Наполеона и заставил его войска отступать по разоренной фран-цузской армией Смоленской дороге. Рус-ская армия и партизанские отряды (стая гончих) преследовали отступающих фран-цузов. В романе «Война и мир» Л. Н. Толс-той также сравнивает бегство наполеонов-ской армии из России с травлей раненого зверя.

  3. Каким изображен Волк в этой басне? Таков ли он в других баснях, например в «Волке и Яг-ненке»? Какие новые для вас качества Волка вы увидели в басне?
  4. В басне «Волк на псарне» Волк изобра-жен коварным, вероломным, хитрым и трусливым. Несмотря на попытку всту-пить в мирные переговоры, он все равно остается хищником, которому верить нельзя.

    Неожиданным качеством Волка здесь является трусость. В басне «Волк и Ягне-нок» Волк предстает агрессивным, на-глым и жестоким хищником, пользую-щимся правом сильного, беспощадного по отношению к более слабому и безза-щитному.

  5. Как выражение «ты сер» связано с образом Наполеона?
  6. Художники часто изображали на своих полотнах французского императора в се-ром сюртуке, поэтому выражение «ты сер» связано с восприятием внешнего об-лика Наполеона.

  7. Наполеон из Москвы дважды пытался всту-пить в переговоры с Александром I. Он делал эти попытки, посылая к русскому правительству то директора Воспитательного дома Тутолмина, то И. А. Яковлева (отца А. И. Герцена — революци-онера, писателя, философа) с тем, чтобы донести до Александра I мирные предложения. В сентябре в Тарутинский лагерь к Кутузову прибыл граф Лористон (бывший посол Франции при русском дво-ре). Наполеон, отправляя графа с ответственным поручением, сказал ему: «Мне нужен мир». Куту-зов ответил отказом на это предложение.
  8. В вариантах басни подчеркивалось стремление Волка вступить в переговоры. Сравните варианты и объясните окончательный выбор автора.

    Первый вариант:

    Пришлось ему расчесться за овец; Однако ж, думает хитрец, Дай попытаюся вступить в переговоры И зачал…

    Второй вариант:

    Однако же хитрец Вступил в переговоры Как добрый дипломат И начал…

    Окончательный вариант:

    Пустился мой хитрец В переговоры И начал так…

    Первый вариант — размышления хищ-ника, пытающегося избежать неминуе-мой расплаты. Во втором варианте слыш-на ирония баснописца, сравнивающего Волка с добрым дипломатом, хотя дипло-матичность не свойственна жестокому и коварному хищнику. Окончательный ва-риант более лаконичен, выражение «мой хитрец» подчеркивает авторское отноше-ние к герою. Материал с сайта

  9. Каким представляется вам Ловчий?
  10. Ловчий показан опытным, мудрым и предусмотрительным, знающим все по-вадки Волка и не поддающимся на его хитрости.

  11. Подумайте, почему басня была популярна в годы Великой Отечественной войны.
  12. Варварское нашествие фашистской Гер-мании было сродни захватнической войне наполеоновской армии. Так же были за-хвачены страны Европы, так же на пути Гитлера оставалась Россия. Патриотиче-ский характер басни, рассказывающей об изгнании врага из родной страны, соот-ветствовал настрою русских людей, отста-ивающих свободу и независимость своей родины.

  13. Какую роль могут играть басни в осмысле-нии обществом исторических событий?
  14. Басни могут отражать в аллегориче-ской, иносказательной форме народное восприятие и понимание различных исто-рических событий, отношение к реаль-ным историческим личностям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ волк на псарне
  • план к басне волк на псарне
  • каким показаны в басне наполеон и кутузов
  • каким изображен волк в басне волк на псарне
  • предисловие к басне волк на псарне

Тема урока: Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне».

Цель:

Обобщить и расширить знания учащихся о басне, поэтах – баснописцах;

Ознакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», ознакомить с историей написания;

Учить выделять мораль в баснях;

Развивать технику и выразительность чтения, речи;

Воспитывать в детях желания больше читать и знать.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

    Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И.А.Крылова.

    Разгадывание кроссворда.

1.Б

2. м

3. М

4. ч

5. п

1. У семьи Крылова не было ни имений, ни крестьян, они жили ……..

2. Кто занимался воспитанием И. А. Крылова?

3. Где родился Иван Андреевич?

4. Чем любил заниматься И. Крылов в свободное время?

5. К скольким годам И. А. Крылов выучил греческий язык?

3). - Итак, ключевое слово – басня. Дайте определение басне.

Что есть в каждой басне? ((Мораль). Дайте определение морали.

Назовите известных вам баснописцев.

Приведите названия ранее изученных басен.

З. Изучение нового материала.

1) Слово учителя.

Давайте определим, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке (ответы учащихся).

Прежде, чем начать изучение нового материала, давайте вспомним еще основные понятия, необходимые для анализа данного жанра (аллегория, олицетворение) (ответы учащихся).

Мы с вами уже не раз говорили, что прежде, чем написать произведение, автор много продумывает, переживает, анализирует. У каждого творения есть своя предыстория. Вот и басня «Волк на псарне» имеет свою предысторию.

2) История написания басни.

Басня «Волк на псарне» является отголоском на события Отечественной войны против нашествия французов (1812 год). Иван Андреевич Крылов показал два образа: Волка и Ловчего. В образе Волка И. А. Крылов изобразил полководца Наполеона, который потерпел поражение на Бородинском поле. После взятия Москвы, оказавшись в ловушке, он послал великому русскому полководцу Кутузову предложение о мире. Кутузов, не веря врагу, отверг предложение, в боях освободил Россию. Эти события впечатлили Крылова, и уже через несколько дней появилось новое творение баснописца. Как вы уже догадались, это была басня «Волк на псарне».

И. А. Крылов собственноручно переписал басню и отправил Кутузову, выразив великое уважение к доблестному полководцу. По словам очевидцев, однажды после сражения, Кутузов в окружении солдат и офицеров достал из кармана лист с басней и выразительно прочитал ее. После слов: «Ты сер, а я, приятель, сед», снял фуражку. Он указал на свои седые волосы. В ответ послышалось громкое «ура»!

3) Словарная работа.

Объясните значение устаревших слов:

Овчарня, псарня, хлев, псари, ахти, с дубьём, расчесться, ловчий, мировая, гончие.

4. Аудиозапись. (Учащимся предлагается прослушать басню в актерском исполнении и объяснить, каким образом актер посредством речи передает образы героев).

5.Физ.минутка

6.Беседа по тексту:

Что стало причиной переполоха на псарне?

Прочитайте, какими словами Крылов изображает переполох.

Каким показан Волк в этой непростой ситуации?

Охарактеризуйте речь и действия Волка. Найдите данный фрагмент в тексте.

Почему Ловчий не верит сладким речам Волка?

Каков был ответ Ловчего?

Обратите внимание на слова Ловчего. (В них заложена мораль басни).

7.Сравнительная характеристика Ловчего (Михаил Илларионович Кутузов) и Волка (Бонапарт Наполеона).

8. Восстановить верные сочетания частей пословиц:

1) пословица – это высказывание, имеющее поучительный смысл.

2)связаны ли эти пословицы с нашей басней?

Не рой яму другому... не вытащишь и рыбку из пруда.

Не плюй в колодец... .сам туда попадешь.

Без труда… лучше новых двух.

Старый друг… пригодиться воды напиться

4. Закрепление изученного материала.

Какие исторические события изображены в басне?

Почему Наполеон просит у Кутузова о перемирии? Найдите цитату в тексте.

Определите цель написания басни «Волк на псарне».

Ваши впечатления о прочитанном.

5. Выразительное чтение по ролям. Учащимся необходимо передать голосом отношение к героям.

6. Рефлексия.

Ассоциативный диктант.

Записать в 2 колонки: 1-слова, которые ассоциируются с Волком, 2- слова, которые ассоциируются с Ловчим.

Волк

Ловчий

Злобный, справедливый, хитрый, опытный, пожилой, грамотный, лицемерный, льстивый, хищный, опасный, предусмотрительный, беспощадный, изворотливый, мудрый, притворный.

7. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к басне.

Басня «Волк на псарне» была впервые напечатана в журнале «Сын Отечества», ч.I, №2, в октябре 1812 года. Оригинальный сюжет этой басни основан на одном из ключевых эпизодов Отечественной войны 1812 года.

Действие басни происходит на псарне, куда по ошибке попал Волк, собиравшийся похитить овцу из овчарни. Псы моментально учуяли хищника и подняли шум. На этот шум прибежали псари и закрыли ворота, отрезав волку путь к отступлению.

Увидев, что выбраться из ловушки нет возможности, Волк пытался вести переговоры с псами, напоминая, что он приходится им дальним родственником. Волк клятвенно пообещал больше никогда не воровать овец и даже защищать их от других хищников. В ответ на речи Волка Ловчий сказал, что он хорошо знает волчью натуру и не собирается идти на мировую. После этого Ловчий спустил на Волка стаю гончих псов.

Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России.

Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне. Общий план военных действий, сообщенный Кутузову из Петербурга еще в начале сентября, заключался в том, чтобы действовать в тылу Наполеона, затрудняя отступление. Князь Волконский, присланный для получения от Кутузова объяснения его действий, доносил императору, что Наполеону трудно будет выбраться из России.

Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира.

Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке. По свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.

«Ты сер, а я, приятель, сед» — эта фраза показывает, что Крылов в своем Ловчем ценил преимущественно и даже, может, исключительно хитрость. Такой взгляд баснописца на главнокомандующего вполне оправдывается многими историческими данными. Перед отъездом Кутузова в армию, один из его родственников имел нескромность спросить: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Кутузов отвечал: «Нет. А обмануть надеюсь». Почти то же самое сказал он во время Тарутинской стоянки: «Разбить меня может Наполеон, а обмануть — нет». Кутузов не поддался на хитрые речи Наполеона и в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России.

Из басни «Волк на псарне» видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал все, что происходило. В басне Крылов выразил чувство национальной обиды и справедливую жажду мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии, под влиянием басни «Волк на псарне» родилась пословица «Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля.

Как басня, зародился 4000 лет назад. Остроумное иносказательное повествование непременно содержит главную мысль - мораль. В русскую литературу этот жанр привнес и оживил Иван Андреевич Крылов. Если первые баснописцы - древнегреческий автор Эзоп, германский писатель и драматург XIX века Лессинг - предпочитали прозаическую форму, то у Крылова все басни написаны исключительно в стихотворной. «Волк на псарне» - басня высокого патриотического содержания, написанная в годы Великой года, в пору нашествия наполеоновских войск и их бесславного бегства с поля битвы.

Характерно, что в школе изучение этого произведения не всегда сопровождается ссылкой на параллель с историческим сюжетом, в котором есть два главных персонажа: Ловчий - полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк - Наполеон. Между тем именно в таком контексте стоит воспринимать «мораль сей басни». Анализ басни «Волк на псарне» часто делается поверхностно, произведение преподносится как сказка о незадачливом волке, который, «думая попасть в овчарню, попал на псарню». Поднялся невообразимый шум, псы рвутся в бой, а Волк в страхе сидит, «прижавшись в угол задом», начинает говорить льстивые речи о добрососедстве. Но Ловчего не проведешь: он натуру волков хорошо знает, а на мировую пойдет, «лишь снявши шкуру с них долой».

Использованные И. А. Крыловым, ярко воспроизводят атмосферу военных баталий, душевное состояние попавшего в западню Волка, а также злость обитателей псарни, куда заявился непрошеный гость. Можно ли более живо описать противостояние защитников Родины и агрессора, который при первой же опасности пошел на попятную и даже попытался помириться - чем не волк на псарне? Басня - это миниатюрное произведение, по значимости способное сравниться с остросюжетным романом или с исторической повестью.

О чем на самом деле «Волк на псарне»? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной Поняв, что русских ему не одолеть, император решил пойти на мировую с Кутузовым. Однако эти переговоры не состоялись, да и любые попытки заключить мир были бы обречены на провал. Войска неприятеля были разбиты наголову и позорно бежали, замерзая в снегах России и теряя тысячи и тысячи людей. Об этом красочно и метафорично написано в сатирической картинке «Волк на псарне». Басня была написана именно в памятном 1812 году.

Баснописец передал свое творение в армию Кутузову. История рассказывает, что Михаил Иванович, объезжая свои полки, непременно зачитывал солдатам наизусть «Волк на псарне». Басня содержит такие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед». При этих словах Кутузов всякий раз снимал треуголку и показывал свою седую голову. Восторгу и воодушевлению солдат не было предела.

Значение этой басни настолько прозрачно и очевидно, что автор даже не сопроводил ее своим традиционным пояснением - «Мораль сей басни такова». Того, кто защищает свой дом и свою землю, победить или провести какими-то уловками невозможно - вот и вся мораль басни "Волк на псарне". Она вне времени. Потому остается актуальной и по сей день.