12 18 января прорыв блокады ленинграда. Прорыв блокады ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград

ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 18 января. /ТАСС/. Прорыв блокады, которого ленинградцам пришлось дожидаться долгих 16 месяцев, был для людей великим всенародным праздником. 18 января 1944 года город отмечал годовщину военной операции, которая предопределила успех советских войск в Ленинградской битве. Газета "На страже Родины" писала:

Год назад войска Ленинградского и Волховского фронтов одержали крупную победу, вошедшую яркой страницей в историю героической борьбы великого города против немецко-фашистских захватчиков. В напряженных боях наши части сломили немецкую оборону и прорвали блокаду. Ленинград получил прочную сухопутную связь со страной. Была создана возможность коренным образом улучшить снабжение города всем необходимым для его жизни и борьбы, упрочилось его военное положение. В боях на Неве были окончательно похоронены злодейские расчеты немецко-фашистских захватчиков на удушение славной цитадели советской страны.

ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: “Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады ”.

Весть о соединении войск Ленинградского и Волховского фронтов в районе Рабочего поселка номер 1 пришла в осажденный город лишь к вечеру 18 января 1943 года, и первыми ее узнали рабочие ночных смен. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги.

Утром 19 января 1943 года улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. Художники уже к утру закончили работу над серией новых плакатов, посвященных прорыву блокады - через два дня их можно было увидеть на улицах города.

В тот же день Ленгорисполком принял решение о подготовке плана первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства.

Однако развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной Армии не удалось. Немцы постоянно перебрасывали на этот участок свежие резервы, и в период с 19 по 30 января здесь появилось большое количество артиллерии, танки и пять дивизий, переброшенных с других участков фронта, в том числе части 4-й дивизии СС "Полицай". Их действия активно поддерживала немецкая авиация. Историки отмечают, что наиболее активно немецкие резервы использовались против 67-й армии Ленфронта - фашистское командование полагало, что войска, наступавшие со стороны блокадного города, более ослаблены. В результате, чтобы не дать противнику возможности выйти к Ладоге и опять сомкнуть кольцо блокады, советские войска перешли к обороне.

Первые попытки деблокады Ленинграда

Попытки прорвать кольцо блокады вокруг Ленинграда предпринимались несколько раз. Впервые перед частями Красной Армии такая задача была поставлена уже в сентябре 1941 года, однако недостаток сил и сложное положение на других участках советско-германского фронта не позволили решить ее ни в 1941 году, ни в 1942.

Операции "Искра" 1943 года, восстановившей связь осажденного города со страной, предшествовали четыре наступательных операции, предпринятых войсками Ленинградского и Волховского фронтов с целью деблокады города и освобождения оккупированных районов Ленобласти:

  • сентябрь-октябрь 1941 года: две Синявинские операции

Первая была предпринята сразу после выхода соединений 18-й немецкой армии к Ладожскому озеру и установления блокады Ленинграда. Советское командование намеревалось оперативно восстановить связь города со страной. 10-26 сентября 54-я отдельная армия, 115-я стрелковая дивизия и 4-я бригада морской пехоты Ленфронта нанесли встречные удары на Синявино и Мгу. Но выполнить поставленную задачу войска не смогли из-за недостатка сил: 54-я армия продвинулась только на 6-10 км на синявинском направлении, а соединения Ленфронта, форсировав в ночь на 20 сентября Неву, захватили на ее левом берегу в районе Московской Дубровки лишь небольшой плацдарм.

Вторая Синявинская операция 20-28 октября 1941 года началась в момент развернувшегося наступления немецких войск под Тихвином и была прекращена в связи с обострившейся обстановкой на этом направлении.

  • Тихвинская наступательная операция 1941 года - первая победа под Ленинградом

Проведена 10 ноября-30 декабря 1941 года силами 54-й Армии Ленфронта, 4-й и 52-й отдельных армий при содействии войск Северо-Западного фронта. Ее главной целью был разгром тихвинской группировки немецко-фашистских войск, восстановление железнодорожного сообщения на участке Тихвин-Волхов, а также улучшение положения войск Ленфронта и Балтфлота. Стратегической задачей операции было недопущение переброски сил противника на московское направление.

Благодаря подкреплению 4-я, 52-я и 54-я армии имели превосходство над противником в людях и артиллерии, но они уступали в танках и самолетах. Наступление развивалось медленно, действиям войск не хватало синхронности. Тем не менее, советские части добились успеха и 9 декабря освободили Тихвин, к концу декабря вышли к Волхову и захватили несколько плацдармов на его левом берегу, отбросив немцев к их исходным рубежам.

Части Красной Армии продвинулись на 100-120 км, обеспечив сквозное движение по железной дороге до станции Войбокало и сорвав план создания второго кольца окружения Ленинграда. Они нанесли урон десяти дивизиям противника, вынудили немцев перебросить на тихвинское направление пять дивизий, создав тем самым благоприятные условия для контрнаступления советских войск под Москвой.

  • 7 января - 30 апреля 1942 года: Любанская наступательная операция

Ударом войсками Волховского фронта с рубежа Волхова и 54-й армии из района Погостья в общем направлении на Любань предполагалось окружить и уничтожить любанскую группировку противника, выйдя в тыл немецким войскам, блокировавшим Ленинград с юга. Наступая в лесисто-болотистой местности, в условиях бездорожья, по глубокому снегу, при нехватке автоматического оружия, транспорта, средств связи, продовольствия и фуража, войска продвигались медленно, встречая упорное сопротивление противника. К тому же, ощущался недостаток организации наступления. Немцы успели перегруппировать в полосу 18-й армии одиннадцать дивизий и одну бригаду, резко изменив соотношение сил.

  • август-октябрь 1942 года: третья Синявинская операция

На сентябрь 1942 года немецкое командование планировало операцию "Нордлихт" (Северное сияние) по захвату Ленинграда. Для ее проведения 18-я армия была усилена переброшенными из Крыма соединениями 11-й армии и несколькими дивизиями из Западной Европы, а также крупными силами артиллерии и авиации.

Советское командование упредило врага, развернув в августе наступление на синявинском направлении. Встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов планировалось разгромить сильно укрепленную мгинско-синявинскую группировку противника, восстановив сухопутную связь Ленинграда со страной. 19 августа войска Ленфронта внезапно перешли в наступление, нанося удары на Синявино и Тосно. 27 августа с востока начали наступление войска ударной группировки Волховского фронта. Прорвав оборону немцев на участке Гонтовая Липка, Тортолово и, отразив контратаки, к концу августа они вышли на подступы к Синявино.

Гитлеровцы спешно перебросили в район прорыва шесть свежих дивизий, в том числе одну танковую, что позволило им остановить продвижение советских войск и нанести сильные фланговые контрудары. В течение сентября войска Ленфронта стремились преодолеть оборону противника на левом берегу Невы и развить наступление на Синявино, навстречу войскам Волховского фронта.

26 сентября части Невской оперативной группы овладели плацдармом в районе Московской Дубровки, где развернулись упорные бои. Но ни расширить захваченные плацдармы, ни прорвать оборону противника на всю глубину и соединиться с Волховским фронтом войска Ленфронта не смогли. По приказу Ставки ВГК войска отошли на исходные рубежи, сохранив на левом берегу в районе Московской Дубровки небольшой плацдарм.

Синявинская операция 1942 года не решила задачи по деблокаде Ленинграда. Однако в результате активных действий войск Ленинградского и Волховского фронтов был сорван вражеский план штурма города.

Операция "Искра"

Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку - 1 января 1943 года - была завершена.

Совместными усилиями Волховского и Ленинградского фронтов разгромить группировку противника в районе Липка-Гайтолово-Московская Дубровка-Шлиссельбург и таким образом разбить осаду гор. Ленинграда. К исходу января 1943 года операцию закончить.

Продолжение

Однако в ход боевых действий вмешалась погода. В конце декабря командующие Ленинградским и Волховским фронтами, генерал-полковник Леонид Говоров и генерал армии Кирилл Мерецков обратились к верховному главнокомандованию с просьбой отложить начало наступления до 10-12 января из-за крайне неблагоприятных погодных условий. Военачальники объясняли необходимость отсрочки тем, что под Ленинградом затянулась оттепель, ледяной покров на Неве был недостаточно устойчив, а болота труднопроходимы - почва в них промерзла лишь на 15-20 см, что было недостаточно для передвижения танков. К тому же серьезные колебания температуры воздуха - от 0 до минус 15 градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно. Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года.

Операцию "Искра" нашим войскам предстояло осуществить в крайне сложных условиях, Гитлеровские войска превратили занятые ими позиции в мощные укрепленные районы с разветвленной системой бетонированных полевых сооружений, с большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий. Оборона противника опиралась к тому же на весьма выгодные высоты и другие естественные рубежи. Особенно мощной была оборона противника на левом берегу Невы. Укрепившись здесь, гитлеровцы имели перед собой открытое водное пространство шириной до 800 метров. Даже замерзшая река представляла собой чрезвычайно сильную преграду, так как на льду не было никаких укрытий. Она просматривалась и простреливалась с занятого противником крутого обрывистого берега, высота которого на участке прорыва составляла от 5 до 12 метров. Гитлеровские войска усилили это естественное препятствие густой сетью проволочных заграждений и минными полями"

Маршал Советского Союза Георгий Жуков

Из книги "Воспоминания и размышления"

В районе прорыва на каждый километр фронта 18-я армия немецкой группы армий "Север" под командованием генерал-полковника Г.Линдемана имела свыше 20 прочных огневых точек, каждый участок оборонялся большими силами пехоты, на каждом квадратном метре было сосредоточено 12 станковых и 20 ручных пулеметов. Столь серьезные позиции противника заставляли командование Ленинградского и Волховского фронтов особенно тщательно подходить к планированию наступления. При этом советские военачальники, помня о предыдущих неудачах на ленинградском направлении, не испытывали излишнего оптимизма.

Прорвать блокаду планировалось на мгинско-шлиссельбургском выступе, в районе Шлиссельбург-Синявино на южном берегу Ладожского озера. Этот участок немецкой обороны шириной 15 км называли "бутылочным горлышком". Нанести решающие удары было приказано усиленным 67-й армии Ленфронта и 2-й ударной армии Волховского фронта. Для обеспечения их действий были выделены силы 13-й и 14-й воздушных армий, часть артиллерии Балтфлота и Ладожской военной флотилии.

Запланированная внезапность

Приказ о начале наступления был зачитан войскам вечером 11 января 1943 года. Ночью к подготовительной работе приступили саперы. Наступление началось утром 12 января. Температура воздуха в тот день опустилась до 23 градусов ниже нуля. Погода внесла свои коррективы в сценарий наступления, заставив отказаться от массированного использования авиации, однако боевые вылеты совершали небольшие группы штурмовиков.

Георгий Жуков писал в своих мемуарах о начале операции:

"Удар советских войск, который гитлеровцы ожидали целый год, в тот день оказался все-таки для них неожиданным, особенно по силе и мастерству. В этом сражении нам удалось достигнуть тактической внезапности, хотя противник знал, что мы готовимся прорвать блокаду. Он, возможно, предугадывал даже, где именно будут нанесены удары советских войск: сама конфигурация фронта об этом говорила. День за днем на предполагаемом участке прорыва немцы воздвигали все новые и новые оборонительные сооружения, стягивали сюда свои отборные части, еще и еще насыщали огневыми средствами узлы сопротивления, созданные более чем за шестнадцать месяцев блокады. Но когда именно, в какой день и час, какими силами мы начнем операцию - немецкое командование не знало...

В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и минометов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рев, и трудно было разобрать, кто и откуда ведет огонь. Впереди вздымались черные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх бревна блиндажей противника. Над землей то тут, то там появлялись серые, быстро оседающие на сильном морозе облачка - испарения от вскрытых огнем болот. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и минометных снаряда" .

Плотность артиллерии на участке прорыва войск Ленинградского фронта составляла около 144 орудий и минометов на 1 км фронта, на участке наступления Волховского фронта - 180 орудий и минометов на 1 км. Всего огонь по немецким позициям вели более 4,5 тыс. орудий, действия которых были усилены двенадцатью отдельными дивизионами "катюш". 45-я стрелковая дивизия наступала со знаменитого Невского пятачка - крошечного участка земли в районе Невской Дубровки, который советские войска удерживали около 400 дней.

Невский пятачок - символ мужества

Плацдарм на левом берегу Невы был создан по приказу советского командования в сентябре 1941 года. В районе Московской Дубровки сосредоточили значительные силы, чтобы ударом навстречу 54-й армии уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку немецкой 18-й армии. На протяжении почти полутора лет советские войска неоднократно пытались начать отсюда наступление на Мгу и Синявино для прорыва блокады Ленинграда. К апрелю 1942 года размеры плацдарма достигали 4 км по фронту и 500-800 метров в глубину.

Несмотря на то, что ни одна из попыток развить наступление или расширить плацдарм не имела успеха, Невский пятачок сковывал значительные силы немцев. Лишь 17 февраля 1943 года немцы оставили позиции перед плацдармом. В историю Великой Отечественной войны Невский пятачок вошел как символ мужества, героизма и самопожертвования советских солдат, а также как один из наиболее кровопролитных участков сражений. Каждый день его защитники отражали по 12-16 атак, на них обрушивалось около 50 тысяч мин, снарядов и авиабомб. Советские войска несли здесь огромные потери, причем из-за сложностей с эвакуацией раненых процент безвозвратных потерь был очень велик. Точной цифры советских потерь на этом участке фронта историки не могут назвать до сих пор; звучат цифры от 50 до 250 тысяч человек, однако ни одна из них на сегодняшний день не является окончательной.

Продолжение

К полудню в наступление на участке от Московской Дубровки до Шлиссельбурга перешли 11 советских дивизий. На участке наступления 136-й стрелковой дивизии играл духовой оркестр, исполнявший "Интернационал" (на тот момент бывший гимном СССР). Первыми двигались штурмовые группы, состоявшие из саперов и пехотинцев. Им приходилось карабкаться на высокие обледеневшие берега Невы с помощью крючьев, лестниц и так называемых "кошек"- металлических альпинистских приспособлений. Немцы встретили наступавшие советские части ураганным огнем, однако остановить атакующих не смогли. К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км.

Долгожданное соединение войск Ленинградского и Волховского фронтов произошло через шесть суток наступления на восточной окраине Рабочего поселка номер 1. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта.

В 11:45 произошла еще одна встреча полков - к северо-западу от Рабочего поселка номер 5 встретились подразделения 269-го полка 136-й стрелковой дивизии ленинградского фронта и 424-го полка 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка.

В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. В немецкой обороне был пробит коридор шириной 8-11 км. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде.

Потери сторон в боях по прорыву блокады Ленинграда

В январских боях 1943 года советские войска нанесли гитлеровцам огромный урон в живой силе и технике: отражая наступление Красной Армии, вермахт потерял свыше 70 тысяч военнослужащих убитыми и ранеными, более 2 тысяч попали в плен. Было уничтожено 344 самолета противника, 110 танков и бронемашин, немцы потеряли более 300 орудий и минометов, более 800 пулеметов большое количество автомашин, тракторов, железнодорожных вагонов и повозок. Советские войска захватили при этом большие трофеи. Также артиллерия и минометы Красной Армии уничтожили 470 укрепленных узлов и блиндажей, 25 прочно оборудованных наблюдательных пунктов, разгромили и подавили 172 артиллерийские и минометные батареи противника.

Общие потери Ленинградского и Волховского фронтов в операции "Искра" в январе 1943 года историки оценивают в 115 тысяч человек. Из них потери Ленфронта: более 12 тысяч человек убитыми, свыше 28,9 тыс. ранеными. Потери Волховского фронта: более 21,6 тыс. убитыми, около 52 тыс. ранеными.

Значение операции 1943 года

Для осажденного города прорыв блокады в первую очередь означал восстановление связи с Большой землей. Уже вечером 18 января 1943 года Госкомитет Обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны. В тот же день в Шлиссельбург, только освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля 1943 года предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога.

Прорыв блокады улучшил экономическое положение города, снабжение войск и населения. В Ленинград пошел непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, что позволило развернуть дополнительные производственные мощности и начать более масштабное восстановление городского хозяйства.

Военное значение прорыва блокады состояло и в том, что он окончательно разрушил планы гитлеровского командования взять Ленинград штурмом, и в этом смысле историки и военные видят в операции "Искра" переломный момент во всей Ленинградской битве 1941-44 гг. С момента прорыва блокады инициатива на этом участке советско-германского фронта перешла к Красной Армии.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.

Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов - Ленинградского с запада и Волховского с востока - разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки - генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.

12 января 1943 г. после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал М.П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.

Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год - 27 января 1944 г.

Лит.: Жеребов Д. К. Семь январских дней: Прорыв блокады Ленинграда, 12-18 янв. 1943 г. Л., 1987; Операция «Искра» Л., 1973; Операция «Искра» - блокада прорвана [Электронный ресурс] // Ленинград. Блокада. Подвиг. Б. д. URL : http:// blokada. otrok. ru/ cont. php? y=3& s= is ; Прорыв блокады Ленинграда, янв. 1943 г.: Боевые действия второй Ударной армии: СПб., 1994.

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» [Электронный ресурс] // Музеи России. 1996-2019 . URL : http://www.museum.ru/M256 .

См. также в Президентской библиотеке:

Дар блокадников Президентской библиотеке к 65-летию Великой Победы, 7 мая 2010 г., Санкт-Петербург: [фоторепортаж]. СПб., 2010 ;

18 января, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов - Ленинградского с запада и Волховского с востока - должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ.

Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки - генерал армии Г.К. Жуков и маршал К.Е. Ворошилов. 12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток.

Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января - до двух километров. Командование немецко-фашистских войск, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5, перебрасывало свои подразделения с других участков фронта. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам.

А через 6 дней, 18 января на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.

Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор - полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой "Дороге жизни" в Ленинград пошли поезда. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.