Научно экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях. Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук. Севостьянова А.Н. Исследование звукопроизносительной стороны речи у де

Сегодня 5 месяцев крошке-малютке,
Как часики тикают дни и минутки,
И с каждой минуткой растет наше счастье,
Мы все у надежды прекрасной во власти,

Солнышко мое,
Моя золотиночка,
Счастья я желаю
Тебе, моя кровиночка.

Пожелаю я здоровья
И успехов малышу.
Пусть приносит радость только
Маме милой и отцу.


Пять месяцев от роду тебе,
Мы желаем счастья и здоровья,
И всего наилучшего в судьбе.


Пускай удача рядышком шагает,
Судьба пускай тебе улыбается,

Розовые щечки,
Маленькие ножки.
И в какой-то кашке
Теплые ладошки.

Нам сегодня стукнуло
Месяцев пяток.
Поцелуем нежно
Дочкин локоток.

Купим ей игрушек,
Целую кровать!
Будем петь ей песни
И стихи читать!



5 месяцев тебе
Сегодня исполняется,
Так радостно на сердце,
Когда ты улыбаешься.

Вот пять месяцев промчалось,
Как один прекрасный день.
Пусть удача за ребенком
Ходит вашим, словно тень.

Пожелать хочу зайчонку
Не болеть, расти скорей.
Делать жизнь родных и близких
Только ярче, веселей.

Пять месяцев сегодня крохе,
Я от души вас поздравляю!
Добра и счастья в каждом вздохе
Я безмерно вам желаю.

Пускай малыш ваш подрастает
Здоровым, энергичным.
Пусть словно солнышко сияет
Настроением клубничным.

Лапочка дочка сегодня именинница,
5 месяцев от роду тебе,
Мы желаем счастья и здоровья,
И всего наилучшего в судьбе.
Пусть все мечты твои сбываются,
Пускай удача рядышком шагает,
Судьба пускай тебе улыбается,
И добрый ангел всегда оберегает.

Это кто такой нам улыбается,
Кто ручонки тянет нам навстречу?
Это доченька наша красавица,
День рождения сегодня её отметим.
5 месяцев тебе, солнышко, поздравляем,
Самой счастливой быть желаем,
Успехами своими радуй нас всегда,
Всех благ тебе, здоровья и тепла.



Поздравляем, что уже
Вы на новом рубеже:
Предстоит вам новый срок,
Он до года недалёк.

Надеемся, вырастет крошечка скоро,
И будет отрадою нашей, без спора,
Ведь лучше ребеночка нет в целом свете,
Какое же счастье великое - дети!

День за днем проходят -
Вот уже 5 месяцев
Маленькое солнышко
В вашем доме светится.

Пусть растет счастливым,
Будет пусть здоровым,
Каждый день пусть радует
Вас он чем-то новым.

Вы ему дарите
И любовь, и ласку.
Вам ребенок жизнь пусть
Превращает в сказку.

Пятимесячный малыш -
Он уже совсем крепыш.
Поздравляем с этой датой.
Маме с папой будь отрадой.

По ночам ты спи спокойно,
Днем веди себя достойно:
Кушай кашу и не ной,
Не болей, расти большой.



Подрастай малютка,
Набирайся силы,
Для тебя у Бога я
Судьбы прошу счастливой.



Месяц, два и три, четыре.
Вот и пять уже в эфире!
Вам, родители, привет -
Пожеланий наш букет!

Поздравляю крошку с 5-ым месяцем солнечной и радостной жизни. Желаю быть весёлым, улыбчивым, красивым, милым, жизнерадостным, любопытным и неповторимым ребёнком. Большого здоровья, огромной родительской любви и ласки, интересных и увлекательных познаний мира.

Пожелаю я здоровья
И успехов Вашей дочке.
Пусть приносит радость только
Маме милой и отцу.

Ты уже сама сидишь –
Прямо королева!
Можешь головой вертеть
Вправо или влево!

Скоро ползать ты начнешь
Пуще метеора.
Да и как ходить, поймешь
Очень даже скоро.

Поздравляем, тебе пять
Месяцев сегодня.
И в честь праздника играть
Можешь с чем угодно!

Расти здоровой, умной и красивой,
Будь во всём везучей, и всегда счастливой,
Пусть каждый день дарит яркое мгновенье,
Пускай всегда отличным будет настроение.

Мы тебе подарим мишку
И веселого слона.
А еще – вот эту книжку,
Будет кукла и юла.

Сложно даже и поверить,
Что тебе полгода нет.
Для родных с тобой закатим
Очень праздничный обед.

Будь здорова, наша крошка,
Не болей и не грусти.
И, конечно, очень умной
И веселенькой расти!

Лучше нашей доченьки в мире нет,
Она просто чудо, это не секрет,
Глазки голубые, бантиком уста,
Улыбается, как ангелок она.

Пять месяцев тебе, дочурка, поздравляем,
Счастья тебе, солнышко, желаем,
Здоровья крепкого желаем тебе,
Пусть будет всё отлично в судьбе.

Месяц, два и три, четыре.
Вот и 5 уже в эфире!
Вам, родители, привет -
Пожеланий наш букет!

Поздравляем, что уже
Вы на новом рубеже:
Предстоит вам новый срок,
Он до года недалёк.

Маленькие пяточки,
Редкие волосики.
Доченька-красавица!
Носики-курносики!

Маленькая девочка,
Месяцев лишь 5!
Скоро ты научишься
Ползать и стоять!

Поздравляем, деточка,
Вырасти большой!
Мама с папой любят
Так играть с тобой!

Родилась девчушка наша, ей сегодня ровно 5,
Правда, месяцев пока что, будем дату отмечать.
Дарим новые игрушки, ведь становится взрослей
Наша славная малышка и красивей, и умней.

Вот уже сидит в подушках и ложится на живот,
День-другой и по кровати, вдруг, возьмет и поползет,
Скоро бантики и платья будем крошке покупать,
Будем мы принцессу нашу, словно куклу, наряжать.

Ты – ясный лучик света,
Красивая, как лето!
Пусть будет теплым ветром
И солнцем жизнь согрета!

Сегодня у тебя особый день,
Сегодня появилась ты на свет!
Ромашки, розы, каллы и сирень –
Весь мир я соберу тебе в букет!

Пожеланий моих не счесть,
Я не буду делить их на части.
Пожелать лишь хочу всё то,
Что уместится в слове СЧАСТЬЕ.

С первым юбилеем,
Сказочная фея!
Будь же всех нежнее,
Краше и милее!

Девять лет тебе сегодня!
Возраст – лучше не бывает!
Будь всегда красивой, модной,
Ты прекрасна – каждый знает!

Тебе,любимая,родная,
Здоровья,счастья мы желаем.
Позволь в строках стихотворенья
В любви большой к тебе признаться!
Мы поздравим с Днём рожденья!

Моя крошечка, девочка, заюшка,
Ты совсем как большая хозяюшка;
Ты помощница, умница, крошечка,
Наша милая, добрая кошечка!

Девочка – милашка,
Ты очаровашка!
Нежная, красивая,
Будь всегда счастливая!
С Днем рожденья, детка,
Вот тебе конфетка!
Будь всегда любимой,
Ангелом хранимой!

Поздравляем от души!
Твои глазки хороши!
Твои щечки - как пиончик!
И сама ты - как бутончик!
Расцветай, не «осыпайся»
И почаще улыбайся.

Пожеланья внучке милой:
Счастье чтоб судьба дарила,
Чтоб от радости, тепла
Сладкой жизнь твоя была!

С днем рожденья, наша именинница!
Поздравляют гости и друзья,
Присоединяюсь к ним и я:
Будь всегда красавица, счастливица!

Пусть тонкий привкус карамели
Твою сопровождает жизнь!
Хочу, чтоб в этот День варенья
Все сладкие мечты сбылись!

С Днем рождения, Иринка,
Поздравляем мы тебя
И желаем быть красивой
И веселой - как всегда!

Солнышко, ребенок дорогой,
Я твои целую нежно щечки!
На лужках плети себе веночки,
Будь счастливой, подрастай большой!

Пусть праздник, день рожденья, будет ярким,
Пусть ждет сегодня множество подарков,
Пусть будут куклы, модные наряды,
Пусть будет все, чему ты будешь рада!

Дашуля, аленький цветочек,
На диво нынче хороша!
Всегда пусть будет в жизни прочно,
Весельем полнится душа!

Милая проказница, крошка, непоседа,
Вот возьму билетик я в кассе и приеду!
Все спрошу и выспрошу, все узнаю точненько,
Как там отмечаешь ты именины, доченька!

Тебе сегодня 8 лет!
Прими наш дружеский совет:
Шути, люби, учись, дружи,
Играй и детством дорожи!

Хочу поздравить с Днем рождения
Девчонку всем на загляденье!
Будь умной, доброй и красивой,
По настоящему счастливой.

Лена, Леночка, Ленок,
От души желаю,
Чтоб звенел твой голосок,
Счастье предвещая,

Чтоб всегда твои глаза
Весело смотрели,
Голубые небеса
Солнышком согрели!

Славная моя малышка,
Привезу в подарок книжки,
Сто игрушек-погремушек,
Шоколадок и хлопушек!

У тебя сегодня днюха
Смело тащим все за ухо
Не кривись и не красней
Будь на днюху веселей!
Днюха это супер!
Днюха это класс!
Желаем День рожденья
Праздновать сто раз.

Будь красива как Мальвина
И как Золушка мила!
Пусть полюбят тебя сразу
Тридцать три богатыря!

Тебя судьба мне подарила,
Ты жизнь мою всю озарила,
Месяц пролетел, как сон,
Я просто по уши в тебя влюблён.
С месяцем знакомства тебя поздравляю,
Радости, удачи и счастья я тебе желаю,
Будь со мной, прошу я, всегда,
Ты самая лучшая, ты только моя.

Всё перевернула в жизни наша встреча,
С нетерпеньем жду тебя я каждый вечер,
Ты мой идеал, моя мечта,
Ты для меня, как путеводная звезда.
Сегодня месяц нашего знакомства, поздравляю,
Самой счастливой быть тебе желаю,
Твоя улыбка и твои глаза,
Меня чаруют, я люблю тебя.

Месяц знакомств пролетел секундой,
Я с тобою, как во сне,
До сих пор себе вопрос задаю я,
За что такой чудесный подарок мне?
Я с тобою не хожу – летаю,
Тебя, моя хорошая, я просто обожаю,
С тобою мир мне кажется светлей,
Нет на планете девушки милей.

Ровно месяц, как мы с тобой знакомы,
А уж душа поёт на все лады,
С тобою так легко и хорошо мне,
Солнца лучик золотой для меня ты.
Сегодня праздник наш, знакомства месяц,
Отметим романтически с тобой,
Хочу всю жизнь с тобою быть вместе,
Хочу дышать и жить тобой.

Маленький комочек,
Уже ты человечек!
С любопытством глазки,
Осмысленные «речи».
Время быстротечно:
Вот и полугодик!
Кушаешь, играешь,
Не болит животик.
Ах, перевернулся! -
Мама, папа рады, -
Ты же наше чудо!
Всё идет, как надо

Кому это шесть месяцев?
Нет, вам уже полгода!
В срок этот точно вместятся
Капризы все природы:
Нытье больного пузика,
Пеленок цвет неброский,
Рост номера подгузников,
Объем бутылки с соской
И все ночные бдения –
Ничуть не умаляю!
Да, это день рождения!
И я вас поздравляю!

Я последую за модой –
Все тенденции учу;
Вам исполнилось полгода?
Я поздравить вас хочу:
Дней веселых миновало
Аж сто восемьдесят два
(Это в среднем)! Что ж, немало!
И поэтому слова
Я сейчас не стану тратить,
И скажу вам, не шутя:
С полугодием, ребята –
Вас и вашего дитя!

Мамина радость,
Наша конфетка.
Как все же быстро
Растет наша детка!
Только вчера
Она смирно лежала.
Вот ей полгода,
Она уже встала!
Пусть лишь здоровой
И сильной растет.
Все остальное
Само к ней придет.

Тебе уже шесть месяцев,
Пора позвать гостей!
Устроим праздник дочери,
Пусть будет веселей!
Сидит она нарядная
На стульчике своем.
А мы в ее честь песенки
Веселые поем!
Растет пускай здоровая
И умная всегда.
И пусть не знает горя
И грусти никогда!

Нашей принцессе
Сегодня полгода.
Мы позовем к ней
Немного народа.
Пусть все увидят
Такую красотку.
Очень смышленую,
Умную, кроткую.
Пусть и умеет
Дочурка немножко.
Скоро сама она
Встанет на ножки.

Какой чудесный праздник
Доя наших малышей.
Полгода нашей дочке –
Все радуются с ней!
Она почти большая,
Серьезная сидит.
И на свои подарки
С улыбкою глядит.
Хотим ей пожелать мы
Здоровья и побед.
Чтобы не знала в жизни
Печали или бед!

С днем рождения тебя,
Ведь тебе полгода.
И толпится вся родня
Скромненько у входа.
Посмотреть они хотят
Сладенькую дочку.
А еще – поцеловать
Нос и локоточки.
Ты расти у нас большой
И счастливой, доча!
Помни, солнышко, тебя
Любят очень-очень!

Кто у нас в полгода
Словно академик?
Маленькая дочка –
Главный враг безделья!
Все везде посмотрит,
Все всегда поймет.
Слушается маму,
Папу в ужин ждет.
Пусть растет счастливым
Сладкое дитя.
Очень-очень сильно
Любят все тебя!

День за днем идет вперед,
Папа мажет бутерброд,
Наш малыш терпел, кряхтел
И вдруг каши захотел.

Удивилась бабушка:
– Ах, ты моя лапушка!
Наконец-то вырос внук –
Ложку просит милый друг.

Принесла тарелку мама,
Ох, и вкусная ты, манка.
Стало месяцев мне семь,
Кашу мигом всю доем.

Знает он, когда кричать,
Чтоб пришла скорее мать.
Знает и когда смеяться,
И когда с сестренкой драться.
Смотрит в папин монитор –
Расширяет кругозор,
Знает, как кота схватить.
В общем, как на свете жить.

Пять месяцев с момента появления девочки на свет, это весомое событие, как для самой виновницы торжества, так и для членов в семьи, в которой появилась новорожденная. Полгода, это весомый срок, который малышка и ее родители могут занести себе в актив. Много чего было в эти полгода: бессонные ночи родителей, масса хлопот и обязанностей по дому, капризы ребеночка. Поэтому, такая дата заслуживает особого внимания и особых поздравлений. Такие поздравления должны быть радостны, нести тепло, быть яркими солнечными и живыми. Целую массу таких поздравлений можно отыскать на нашем сайте. Поздравьте своих близких, друзей и знакомых с этим своеобразным юбилеем, и будьте уверенны в том, что они оценят это по достоинству!

Лапочка дочка сегодня именинница,
5 месяцев от роду тебе,
Мы желаем счастья и здоровья,
И всего наилучшего в судьбе.
Пусть все мечты твои сбываются,
Пускай удача рядышком шагает,
Судьба пускай тебе улыбается,
И добрый ангел всегда оберегает.

Губки бантиком, ямочки на щёчках,
Милый карапузик – наша дочка,
5 месяцев сегодня исполнилось тебе,
Это главный праздник в нашей семье.
Расти здоровой, умной и красивой,
Будь во всём везучей, и всегда счастливой,
Пусть каждый день дарит яркое мгновенье,
Пускай всегда отличным будет настроенье.

Это кто такой нам улыбается,
Кто ручонки тянет нам навстречу?
Это доченька наша красавица,
День рождения сегодня её отметим.
5 месяцев тебе, солнышко, поздравляем,
Самой счастливой быть желаем,
Успехами своими радуй нас всегда,
Всех благ тебе, здоровья и тепла.

Маленькой принцессой тебя называем,
Тебя, дочурка, безумно любим и обожаем,
Исполнилось тебе 5 месяцев уже,
Пусть будет много счастья в твоей судьбе.
Пусть добрый ангел тебя оберегает,
Пускай удача никогда не забывает,
Пусть будет сказкой жизнь твоя,
С днём рожденья, доченька, тебя.

Лучше нашей доченьки в мире нет,
Она просто чудо, это не секрет,
Глазки голубые, бантиком уста,
Улыбается, как ангелок она.
5 месяцев тебе, дочурка, поздравляем,
Счастья тебе, солнышко, желаем,
Здоровья крепкого желаем тебе,
Пусть будет всё отлично в судьбе.

Глазки, как алмазки, улыбка на лице,
Прекрасней девчушки нет нигде,
По-своему лепечешь, самостоятельно сидишь,
А если что – то не нравится, громко кричишь.
Дочурка, поздравления прими,
5 месяцев исполнилось уже тебе,
Как в сказке всегда живи,
Пусть будет благополучно всё в твоей судьбе.

Родилась девчушка наша, ей сегодня ровно пять,
Правда, месяцев пока что, будем дату отмечать.
Дарим новые игрушки, ведь становится взрослей
Наша славная малышка и красивей, и умней.
Вот уже сидит в подушках и ложится на живот,
День-другой и по кровати, вдруг, возьмет и поползет,
Скоро бантики и платья будем крошке покупать,
Будем мы принцессу нашу, словно куклу, наряжать.

Пятый месяц отмечаем, замхнулись на шестой,
Наша кукла подрастает и становится большой,
Скоро беленькие зубки нам на радость заблестят,
Скоро ты свои игрушки сможешь, крошка, покусать.
А вчера счастливый папа дочке платьице принес,
Мам в дом несет расческу и заколки для волос,
Как девчушку мы нарядим, залюбуется весь свет,
Будь здоровой, наша радость, ведь тебя любимей нет.

Пятый месяц отмечаем в этот день, малышка, твой,
Мир вокруг не замечая, мы любуемся тобой,
Наша маленькая леди, подрастаешь с каждым днем,
Скоро платья и пинетки покупать тебе пойдем.
Ты среди своих игрушек так уверенно сидишь,
А во сне ручонку можешь под подушку положить,
Впечатлений не скрывая, смотрим мы, как ты растешь,
Сетом мир наш наполняешь, стимул в жизни нам даешь.

Вверх дном сегодня дом стоит,
Тебе пять месяцев исполнилось, малышка,
Твой нежный голос колокольчиком звенит,
Уже сама ты угостишь себя пустышкой,
Уже садишься так уверенно и твердо,
Еще чуть-чуть, сама сумеешь встать,
От счастья светится, как солнце, папа гордый,
И нет тех слов, чтоб радость мамы описать.

Еще один месяц сегодня отметим,
Он пятый по счету уже будет твой,
Пять месяцев ровно живешь ты на свете,
Как мы тебя любим, гордимся тобой.
Ты день ото дня все быстрей подрастаешь,
Смышленой становишься, радость для всех,
Как кукла живая, милей не бывает,
Пусть в доме звенит твой девчоночий смех.

Ольга Сонина
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы

Тема : «Что такое воздух?»

Образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи :

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

Дать представления о воздухе, как газообразном веществе.

Развивающие задачи :

Развивать связную речь :

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов,

сопоставлять и делать выводы;

Развивать логическое мышление,

Развивать познавательный интерес .

Речевые задачи :

Активизировать предметный словарь и словарь прилагательных (опыт, атмосфера, оболочка, кислород, твёрдое тело, жидкое тело, газ, фильтр, грудная клетка, лёгкие; прозрачный, безвкусный, бесцветный)

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающей среде.

Предварительная работа : игры с, ветречками”, наблюдение на прогулке за дымом из труб котельной, творческая мастерская : создание сюжетной аппликации (на ватмана) ,Наш город”, изготовление силуэтов деревьев, радужных облаков.

Наглядно практический материал : цветная иллюстрация героев мультфильма Фиксиков, схема,значения атмосферы для нашей планеты”,схемы-карточки определения на вкус, запах, на ощупь, схемы карточки веществ- твёрдых, жидких, газообразных, воздушный шарик, свеча, блюдце, тазик, стакан, с приклеенной на дне бумажкой, по количеству детей : камушки, стаканчики с водой, веера, резиновые игрушки, мелкие предметы (пуговицы, бусины, целлофановые пакеты, трубочки, кусочки губки, карандаши- клей, салфетки.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня необычный день, к нам в гости пришли герои мультфильма - Фиксики. Они очень любознательные и хотят знать про всё на свете. Однажды, они задумались, а что такое воздух? Какой он и как его можно обнаружить? Решили спросить у вас. Расскажем им?

Поисковый этап.

А что вы можете сказать о воздухе?)

Предложить детям сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

Как долго, вы могли не дышать?)

Почему?) Не хватало воздуха. Правильно, без воздуха мы не можем дышать, но не только мы люди.

А кому ещё нужен воздух?) Животным, рыбам.

А почему рыбам, они же живут в воде)Воздух всюду, но мы его не замечаем, не видим.

Как вы думаете, почему мы не видим воздух) Он прозрачный.

Как ещё можно сказать, какой он?) Не имеет цвета, значит какой) Бесцветный.

Сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом.

Какой воздух на вкус)

Снова закройте глаза и вдохните носом.

Какой запах у воздуха?)

Мы узнали о некоторых свойствах воздуха. Расскажите, а помогут вам в этом карточки-подсказки.)

Воздух-это удивительная оболочка Земли. Воздухом, как прозрачным покрывалом окутана вся наша планета. Воздух защищает её. Представьте, если бы воздух исчез, что бы произошло? Дети рассматривают рисунок-схему, дают ответы.)

Вода на Земле сразу же закипела, всё живое погибло бы от палящих солнечных лучей солнца днём, а ночью от холода. Без воздуха, Земля была бы мёртвой пустыней.

Но, что же такое воздух? Проведём некоторые опыты. А для этого пройдёмте в исследовательскую лабораторию, которую для вас приготовили Фиксики.

Практический этап

Возьмите в руки камень и сожмите его.

Какой он?) Твёрдый. Значит, камень-это твёрдое тело.

А можно ли взять в руки воздух и сжать его?) Значит сделаем вывод : (я начну, а вы продолжите) воздух-это) Не твёрдое тело. Дети подбирают схему.

Возьмём стакан с водой, и рассмотрим воду. (переливаем её из стакана в стакан) .

Что можно сказать о воде, какая она?) Жидкая.

Так что же такое вода?) Жидкость.

Какие жидкости вы ещё знаете?)

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит это не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют, значит это (продолжите) ) не жидкость. Дети подбирают схему.

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Дети подбирают схему.

Это наше первое открытие. Продолжим наши исследования.

1. Возьмём пакет и начнём скручивать его с открытого края.

Что происходит с пакетом?) Надувается.

Почему это происходит?) Пакет наполняется воздухом.

Потрогайте, какой стал пакет?) А воздух вы видите?)

Теперь возьмите веера и помашите на лицо; подуйте на ладонь.

Что вы чувствуете?)

Это движение воздуха. Делаем вывод : Хотя воздух мы не видим, мы его ощущаем.

2. Воздух есть везде и занимает место. Проверим это. У вас на столах разные предметы,бросьте их в воду и понаблюдайте.

Что вы видите?)

Когда предмет тонет из него выходят маленькие пузырьки - это воздух. Предметы тяжёлые, они тонут, а воздух лёгкий, он поднимается.

Возьмите резиновую игрушку и сожмите её.-

Что вы слышите?) свист.

Воздух выходит из игрушки. Теперь закройте отверстие пальцем и попробуйте сжать игрушку снова

Что происходит?) Она не сжимается.

Что ей мешает?)

Вывод : воздух находящийся в игрушке не даёт её сжать.

Посмотрим, что произойдёт, когда будем опускать стакан в тазик с водой. (на дне стакана прикреплена бумажка)

Что вы наблюдаете?) Вода не вливается в стакан.

Почему вода не заполняет стакан?) В стакане есть воздух, он не пускает воду.

Теперь наклоним стакан. Что произошло?) Вода влилась в стакан.

Она уступила место воде. Вывод : воздух занимает место.

Физкультминутка, Надувные игрушки”

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок игрушка, другой насос. Игрушка вяло сидит на полу, насос со звуком с-с-с накачивает её. Затем насос нажимает на кнопку- игрушка со звуком ш-ш-ш сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.

3. Ребята, давайте ещё раз вспомним, для чего нам воздух?) для дыхания.

Мы провели опыты и убедились, что воздух не видим, его можно ощутить, он занимает место.

А теперь проверим и убедимся, что мы дышим воздухом.

Возьмём соломинку и опустим её в стакан с водой, тихонько подуем в неё.

Что вы наблюдаете) пузырьки.

Это доказывает, что мы выдыхаем воздух и он выходит в виде пузырьков. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох.

Что происходит?) грудная клетка поднимается.

Наши лёгкие наполняются воздухом. А теперь выдохните.

Что произошло с грудной клеткой?) она опустилась.

Воздух вышел из наших лёгких.

Каким должен быть воздух, чтобы человеку легко дышалось?)

А от грязного воздуха, что может произойти?)

Что делает человек, чтобы воздух в помещении был чистым?)

Для чего выращивают растения?)

Скажите, а чем отличается воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха,которым мы дышим в лесу?) Почему?

Деревья работают как пылесосы. Зелёные листья растений всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений, чем чище воздух, тем полезней для человека и его здоровья.

Подумайте, а от чего бывает грязный воздух в городах?)

Давайте посмотрим, что происходит с воздухом, когда их труб идёт дым, горит костёр.

Опыт со свечой. Зажигается свеча и держится над ней блюдце. Посмотрите, каким грязным стало блюдце. На нём образовалась копоть.

Что же надо делать, чтобы спасти воздух от загрязнения?)

4. Сейчас, ребята, хочу пригласить вас в творческую мастерскую. Давайте в нашем городе посадим много деревьев и украсим его радужными облаками. (дети приклеивают деревья и облака, приготовленные во время предварительной работы) Пусть наш город будет чистым, а люди, живущие в нём здоровыми и счастливыми.

Рефлексивно-оценочный этап.

Я, думаю, наши гости Фиксики и вы узнали много интересного о воздухе . У меня в руках воздушный шарик. Передавайте его друг другу и рассказывайте, что нового вы узнали о воздухе, что вам понравилось делать.

Публикации по теме:

«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы «Весёлое путешествие» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА СЫЗРАНЬ ГОРОДСКОГО.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете,.

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Краткосрочный проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Старая чашка» Формировать; мотивацию на познавательную деятельность, первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях,.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: введение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Библиотека изображений:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с № 381

В.З.Ширзай

Н.Г.Леонова

Новосибирск

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки - слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

« Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

« Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма . Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источники информации:

Власенкова В.И. учитель-логопед.

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком “В”, закрепить артикуляционный уклад звука. Продолжать учить выделять заданный звук из слогов, слов, самостоятельно придумывать слова с заданным звуком.

Учить придумывать слова-признаки к заданному слову-предмету

2. Развивать внимание, мышление, догадливость при отгадывании загадок и нахождении выхода из проблемной ситуации в рассказе. Учить детей по итогам проведённого эксперимента делать выводы и корректировать свои поступки.

3. Закрепить знание детьми основ безопасности жизни (правила поведения в быту): уметь оценивать безопасность придумываемых игр.

Предварительная работа.

  1. Беседы о правилах поведения в быту.
  2. Чтение рассказа Г Юдина “Как Мыша шалил”.

Оборудование:

Раздаточный материал:

  1. конверты с разрезными картинками;
  2. пластиковые стаканчики и макароны для проведения эксперимента;
  3. полоски – слова, изготовленные из металлизированной бумаги;

Демонстрационный материал:

  1. картинка и игрушка мышонок Мыша;
  2. книга-копилка для придуманных слов;
  3. адаптированный рассказ Г.Юдина “Мыша-водолаз”;
  4. видео-мультфильм с официального сайта МЧС “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту);
  5. Картинки с изображением водолазов;
  6. 6. Настойка валерианы.

    Ход занятия.

    Оргмомент.

    Логопед предлагает ребятам познакомиться с присутствующими на занятии гостями и улыбнуться им.

    Эмоциональная зарядка: Чтобы в кабинете стало ещё светлее и уютнее логопед предлагает собрать детские улыбки в один большой букет и подбросить вверх

    Ребята, к нам на занятие должен придти ещё один интересный гость, но, к сожалению, немного задерживается. Он просил вас сложить разрезную картинку и тогда вы сможете узнать его.

    (дети складывают разрезную картинку - мышонок)

    Основная часть.

    Появляется игрушка- мышонок МЫША, знакомится с детьми и предлагает ребятам поиграть, ведь он настоящий выдумщик и очень любит весёлые игры.

    1 Загадки мышонка Мыши:

    а) Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варили кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без…….(воды)

    б) Я зашёл в зелёный дом

    И весь вечер пробыл в нём.

    Оказался этот дом

    Быстро в городе другом. (вагон)

    в) Плещет тёплая волна

    В берега из чугуна.

    Отгадайте, вспомните,

    Что за море в комнате? (ванна)

    2.Выделение звука “В” из отгадок.

    3. Показ и объяснение артикуляции звука “В”.

    Показ сигнальной картинки на звук “В”. Произнесение звука тихо, громко, по столам, по рядам, индивидуально - по заданию логопеда.

    4.Внесение книги-копилки для слов (по мере придумывания слов, дети и гости складывают их в копилку)

    5. Игра “Хлопни в ладоши”, когда услышишь звук “В”

    Среди других звуков;

    Выделение звука в слогах;

    Выделение звука в словах (слова-полоски кладём в копилку)

  7. Упражнение на внимание:

“Сколько пальчиков мы загнули?”

Инструкция: загибаем пальчики, если услышим звук “В”

Летели птицы: ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

(слова в копилку)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мыша: Вам, как детям железнодорожников известно слово, которое начинается на звук “В”

Тут и там, повороты головы

Тут и там направо и налево

На перроне шум и гам. хлопки в ладоши

Вот гудок в путь зовёт- приставляем кулачки к губам,

как будто играем на трубе

Скоро поезд отойдёт. двигаем согнутыми локтями,

изображая колёса паровоза

8.Чтение рассказа Г. Юдина “Мыша-водолаз”

Логопед: Мыша, а ты знаешь, какие бывают игры? Наши ребята тебе подскажут:

Интересные

Развлекательные

Развивающие

Подвижные

Настольные

Спортивные

-опасные!!!

Давай прочтём ребятам рассказ Г.Юдина о том, как ты, озорник, играл в одну опасную игру

Мыша-водолаз.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. (Вспомнить, кто такой водолаз, рассмотреть картинку).

Он налил полную ванну воды, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, заткнул ноздри и уши, и взял длинную макаронину, чтобы через неё дышать

(Эксперимент с макаронами)

Учитель-логопед предлагает ребятам положить макаронину в стаканчик с водой, а затем продолжает чтение рассказа.

Примечание: Чтобы не отвлекать детей, стаканчик убирается в шкаф.

Мыша сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну ванны, восхищаясь своей выдумкой.

Вопросы к детям: Как вы думаете, что произошло с макаронами?

Из шкафа вынимается стаканчик с размокшей от воды макарониной (чтобы эксперимент не зависел от времени – этот стаканчик приготовлен заранее)

“Ну, пора всплывать”- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжёл, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась (Вспомнить, как трудно развязать мокрые шнурки или завязки у шапки).

Что делать?- в отчаянии думал водолаз.

Вопросы к детям: Как найти выход из трудной, проблемной ситуации? - ребята предлагают разные варианты решения этой проблемы.

Вдруг Мыша увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул её Мыша и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного водолаза и мгновенно засосав его в дырку.

Вот так и просидел Мыша до самого вечера, пока не пришли мама с папой и не вычерпали вёдрами всю воду из ванной. Они вынули водолаза, высушили его, а потом сидели на кухне и пили вместо чая валерьянку. Вот так!

(предложить ребятам понюхать, как сильно пахнет это лекарство)

9. После короткой беседы об опасных играх, предложить гостям вместе с ребятами вспомнить, какие слова на звук “В” они запомнили в этом рассказе и тоже положить эти слова в копилку.

10. Рассказ логопеда о специальном портале, созданном МЧС для детей в Интернете, который называется СПАС - ЭКСТРИМ.

Просмотр видео-мультфильма “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту).- 4 минуты

11. Повтор и закрепление правил организации домашних игр Беседа об опасных играх: с водой, с огнём, возле дорог, на железнодорожных путях,

Итог занятия.

Сюрпризный момент. (Мыша угощает ребят конфетками, которые превратились из нарисованных в настоящие).