Положительное влияние цехового устава на развитие производства. Взаимосвязь производственных цехов с другими группами помещений. Цеховая организация ремесла в средневековой европе

1. Заполните пропуски в логической схеме "Развитие предпринимательства в Новое время", вписав в прямоугольники соответсвующий цифры

1) Рост рынков и развитие мировой торговли

2) Возникновение нового типа промышленного предприятия - мануфактуры

3) Развитие бирж и банков

4) Великие географические открытия

5) Необходимость большого количества разных товаров

2. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Письменно ответьте на вопрос

Существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства?

Отдельные элементы конечного продукта изготовляли ремесленники с узкой специальностью, а сборку осуществляли в мастерской предпринимателя

3.Заполните пропуски в таблице. Озаглавьте ее графы, сформулируйте и напишите ее название

Отличие мануфактуры от ремесленной мастерской

4. Сравните рассеянную и централизованную мануфактуры. Запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия

1) Имеет место раздача предпринимателем сырья надомникам-ремесленникам и получение от них готового товара

2) Существует разделение труда

3) Осуществляются под одной крышей все операции по производству конечного продукта силами разорившися ремесленников

4) Является одной из ранних форм организации производства

5. Прочитайте определения и запишите понятия

1) Исключительное право на производство или продажу чего-либо - монополия

2) Место, где заключаются сделки купли-продажи - биржа

3) Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли - капитал

4) Промышленное предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда - мануфактура

5) Общественный строй, основанный на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наемного труда - капитализм

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объеденившая под властью пол-континента и имевшая большую поддержку папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап

2) Рассмотрите рисунок (с. 49 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера - купца и банкира вы можете сделать? Запишите их

Фуггеры могли беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших городах

7. Прочитайте текст документа и письменно ответье на вопросы

1) Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой "низменной" проблемой, как учреждение мануфактур?

"Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого" (Людовик XIV )

2) Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста?

При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовал меркантилизм

3) Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

"Прав у подданных нет, есть одни обязанности" (Людовик XIV )

Задание 1 . Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас был необходим для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание 2 . Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

1. Хронометр (часы) для определения времени; 2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя; 3. Шпага - холодное оружие ближнего боя; 4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени; 5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

Нажми, чтобы увеличить

Задание 3 . Выберите правильный ответ.

Впервые мушкет был применен: а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами; в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание 4 . Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание. В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан- Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Этот рассказ о великом мореплавателе Христофоре Колумбе.

Задание 5 . Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.
«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Революция цен - это:
а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожа ние всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Причины Великих географических открытий * истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе
* перенаселение районов Средиземноморья
* с падением Константинополя турки-османы перекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком
* научно-технический прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопечатание, картография и др.)
* стремление к обогащению и славе
Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель * монархи
* духовенство
* дворянство
* купцы
* военное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).
Цели, которые они преследовали * завоевание новых земель и расширение территорий
* открытие новых торговых путей
* личное обогащение и слава
* обращение в христианство новых народов
Последствия Великих географических открытий * изменение представлений о мире и людях
* толчок развитию наук
* расширение торговли и формирование единого мирового рынка
* начало создания колониальных империй
* появление новых видов растений, в том числе пищевых
* развитие работорговли
* уничтожение европейцами древнейших цивилизаций и народов, их культуры и знаний.

Задание 8. На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Нажми, чтобы увеличить

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! - Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия конкистадоры получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание 10. Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Очень интересный пример представляет юность английской королевы Елизаветы I. Рожденная от второго брака Генриха VIII и Анны Болейн, она еще с младенчества пережила смерть матери, казненной по прихоти Генриха VIII. Не смотря на то, что она была английской принцессой, ее удалили от двора в провинцию, где она росла и воспитывалась. Так как она была не единственной претенденткой на английский престол, на протяжении всех этих лет ее жизнь подвергалась угрозе. Елизавета, как и ее предшественники, Генрих VIII и Эдуард VI (ее сводный брат), была протестанткой, но после смерти Эдуарда, к власти в Англии приходит ее старшая сестра Мария (от первого брака Генриха VIII ), которая была яростной католичкой. Мария жестко преследовала протестантов, за что получила прозвище Кровавая Мери. В ее правление Елизавета была заключена в Тауэр и чудом избежала казни. От нее требовали отречения от протестантизма и принятия католицизма. После смерти своей сестры она с помощью приближенных к ней членов Тайного совета стала королевой Англии. В Европе она была первой, кто в своем государстве проводила политику веротерпимости, не смотря на то, что была протестанткой и государственной религией был протестантизм.

Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств;
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей;
3. Создание постоянных профессиональных армий;
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.).

Задание 12. Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу.

Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание 14. Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи в свою очередь способствовали дальнейшему росту международной и оптовой торговли.

Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
Каковы размеры предприятий? Малый размер предприятия Большой размер предприятия
Кто работал на предприятии? Мастер (владелец мастерской) и подмастерья Наемные рабочие
Какие орудия труда применялись? Старые ручные станки Широкое использование новых источников энергии, усовершенствованных станков.
Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция? Мастеру Владельцу мануфактуры
Существовало ли разделение труда? Нет Да

Задание 16. Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель).
Продавец: «Продаю партию перца!»
Покупатель: «Когда будет товар?»
Продавец: «Через полгода пятьсот фунтов отборного перца.»
Покупатель: «Согласен купить всю партию.»
Продавец: «Как будете расплачиваться?»
Покупатель: «Векселем.»

Задание 19. Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей ?

Задание 20. Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы ; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников ;
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла ;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур ;
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских ;
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание 22. Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание 23. О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание 24. Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1 2 3 4
В Г Б А

Задание 25. Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (рисунки 5, 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (рисунки 6, 9);
в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (рисунок 3);
г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров (рисунки 1, 2, 4).


Нажми, чтобы увеличить

Задание 26. Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

XVI-XVII века.
а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода;
б) меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода;
в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
XVIII век.
а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход;
в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание 27. Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города (выделено в тексте красным) и черты, присущие городам Нового времени (выделено в тексте зеленым). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами ... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями . Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цвету-щими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили ... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так назы-ваемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет .

Задание 28. Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.
Питание европейцев зависело от имущественного положения.


а) ужин в семье буржуа

б) ужин в бедняцкой семье

в) ужин в знатной аристократической семье

Задание № 1.

Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
Компас необходим был для определения местонахождения и прокладки курса.
Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

Задание № 2.

Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

1. Хронометр (часы) для определения времени.
2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя.
3. Шпага - холодное оружие ближнего боя
4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени.
5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

Задание № 3.

Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:

а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами;
в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание № 4.

Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
Началось тяжелое плавание.
В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан -Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

Подробнее о биографии Христофора Колумба можно прочитать .

Задание № 5.

Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем .
«Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка .
«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом .
Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан .

Задание № 6.

Выберите правильный ответ. Революция цен - это:

а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожание всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание № 7.

Заполните таблицу «Великие географические открытия».

Причины Великих географических открытий

Истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе; п еренаселение районов Средиземноморья; с падением Константинополя турки-османы пе-рекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком; н аучно-техничес-кий прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопеча-тание, картография и др.); с тремление к обогащению и славе.

Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель

Монархи, д уховенство, д ворянство, к упцы, в оенное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).

Цели, которые они преследовали

Завоевание новых земель и расширение территорий; о ткрытие новых торго-вых путей; л ичное обогащение и слава; о бращение в христианство новых на-родов

Последствия Великих географических открытий

Изменение представлений о мире и людях; т олчок развитию наук; р асшире-ние торговли и формирование единого мирового рынка; на чало создания ко-лониальных империй; п оявление новых видов растений, в том числе пище-вых; р азвитие работорговли; у ничтожение европейцами древнейших циви-лизаций и народов, их культуры и знаний.

Задание № 8.

На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.


Задание № 9.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание № 10.

Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Эссе о Елизавете I Английской смотреть .

Задание № 11.

Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств.
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей.
3. Создание постоянных профессиональных армий.
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

Задание № 12.

Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание № 13.

Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Какие положения цехового устава положительно влияли на развитие производства в XIII-XIV веках, а какие отрицательно в XV веке.
Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание № 14.

Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи же способствовали росту международной и оптовой торговли.

Задание № 15.

Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Каковы размеры предприятий?

Малый размер предприятия

Большой размер предприятия

Кто работал на предприятии?

Мастер (владелец мастерской) и под-мастерья

Наемные рабочие

Какие орудия труда применялись?

Старые ручные станки

Широкое использование новых источ-ников энергии, усовершенствованных станков.

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?

Мастеру

Владельцу мануфактуры

Существовало ли разделение труда?

Нет

Да

Задание № 16.

Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

Задание № 17.

В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

Задание № 18.

Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель). Продавец: «Продаю партию перца, которая придет через полгода!» Покупатель: «Покупаю, но расплачусь векселем».

Задание № 19.

Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей?

Задание № 20.

Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы ; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

Задание № 21.

Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников;
б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла;
г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур;
д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских;
е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание № 22.

В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

Задание № 23.

О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

Задание № 24.

Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Задание № 25.

Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (картинки 5 и 7);
б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (картинки 6 и 9);
в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (картинка 3);
г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров.

Задание № 26.

Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

16-17 века. а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода б)меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода. в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
18 век. а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход. в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

Задание № 27.

Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города в тексте выделены красным цветом ) и черты, присущие городам Нового времени (зеленым цветом ). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами ... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями . Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили ... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза. ... Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет .

Задание № 28.

Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Питание европейцев зависело от имущественного положения.
а) ужин в семье буржуа;
б) ужин в бедняцкой семье;
в) ужин в знатной аристократической семье.

Тестовые задания к § 1-6.

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.

1.1. Крупнейшим европейским городом к началу XVII в. стал:
а) Аугсбург; б) Амстердам; в) Лондон ; г) Париж; д) Кельн.

1.2 Место заключения сделок между банкирами, торговцами, негоциантами в XVI-XVII вв.:
а) лавка; б) банк; в) биржа ; г) резиденция.

1.3. Средства, вкладываемые в производство для получения прибыли:
а) сокровища; б) деньги; в) капитал ; г) акции.

а) Тарталья; б) Якоб Фуггер; в) Георгий Агрикола ; г) Паоло Тосканелли.

1.5. Основные черты Нового времени в XVI- XVII вв. - это:
а) внедрение в жизнь великих изобретений Средневековья; б) использование новых источников энергии и передача ее механизмам; в) развитие мануфактурного производства ; г) укрепление цеховой системы; д) рост торговли и товарно-денежного хозяйства ; е) усиление закрепощения крестьян; ж) численный рост буржуазии и усиление предпринимательской деятельности ; з) рост влияния городов в экономической жизни Европы ; и) укрепление натурального хозяйства.

Установите соответствие между термином и его значением.


Кольбер мэру и эшевенам Оксерра
Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи2 из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали...
Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановлено, то вы... докажете народу, что это является его подлинным интересом...

6.1. Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой «низменной» проблемой, как учреждение мануфактур?
«Когда работаешь для государства - работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого» (Людовик XIV).

6.2. Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста.
При Людовике XIV во Франции абсолютизм достиг своего пика, а в экономике господствовала идея меркантилизма, убежденным сторонником которой был Кольбер.

6.3. Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?
«Прав у подданных нет, есть одни обязанности» (Людовик XIV).

Производственную основу средневековых городов составляло ремесло. Ремесленник был мелкотоварным производителем, имел собственные орудия труда, собственным трудом создавал продукцию, обеспечивая себе средства к существованию. В связи с этим почти одновременно с появлением городов начинают возникать цеха (гильдии, братства, братчины) - специфическая форма организации городского ремесла: в Италии в X в., во Франции в конце XI - начале XII в., в Англии и Германии в XIII в.

Цеховые корпорации ремесленников являлись важным элементом социальной структуры города. В профессиональные союзы объединялись не только ремесленники. Существовали цеха городских врачей, учителей, нотариусов, садоводов и т. д. Своя корпорация была даже у нищих. Постепенно развивались и купеческие объединения - гильдии. Поэтому социальный строй средневековых городов часто называют корпоративным.

Цеха возникали как объединения городских ремесленников одной или нескольких близких отраслей. Основной целью объединения ремесленников была защита их от конкуренции, защита экономического положения и интересов каждого члена цеха. Объединение ремесленников в цеха фактически означало ликвидацию конкуренции на внутреннем рынке. Во многих городах принадлежность к какому-либо цеху была обязательным условием для занятия ремеслом.

Цеховая организация ремесла была необходимой формой организации товарного производства в средневековом городе. Она создавала благоприятные условия для развития производительных сил, охраняла ремесленников от эксплуатации феодалов, устраняла опасную конкуренцию в условиях узости внутреннего рынка и относительно невысокого спроса. Ремесленники, не входящие в состав цеха, не допускались к городской торговле. В Германии существовало правило "заповедной мили", в соответствии с которым нельзя было заниматься некоторыми видами деятельности на определенном расстоянии от городских стен.

Каждый ремесленник работал в собственной мастерской, используя свои орудия труда и передавая навыки мастерства по наследству. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда, но оно имело место в виде специализации между различными цехами. В ремесленной мастерской обычно работал ее владелец - мастер, несколько подмастерьев и учеников, взаимоотношения между ними регулировались уставом цеха.

Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах определенную иерархию. Полноправным членом цеха мог быть только цеховой мастер - владелец мастерской. Цеховой мастер работал обычно вместе с несколькими подмастерьями и учениками, которые по истечении ряда лет могли стать сначала подмастерьями, а потом самостоятельными мастерами. Предварительное прохождение низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать полноправным членом цеха. Более высокое положение цехового мастера основывалось не только на его праве собственности на средства производства, но и на его профессиональном мастерстве, умении, совершенном владении инструментами.

Цеха как объединения (корпорации) мелкотоварных производителей регулировали все стороны производственной деятельности своих членов. Мастер фактически единолично управлял производством, обеспечивал защиту интересов цеха от феодалов, от конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов. Он определял объем производства продукции, конкретный вид продукции, ее качество, объем продаж и уровень цен, технологию производства, систему отношений мастеров с подмастерьями и учениками, условия труда и его оплату.

Нередко цех брал на себя снабжение мастеров сырьем и материалами, организовывал общие склады для готовой продукции. Цех внимательно следил за равенством своих членов, не допускал обогащения одних за счет других. Поэтому устав и цеховые правила устанавливали для всех мастеров единые условия производства и сбыта, объем производимой продукции, определяли количество приспособлений и ограничивали число учеников и подмастерьев. Ни один работник цеха не имел права производить больше продукции лучшего качества и дешевле ее продавать, ограничивалось количество станков, регулировались запасы сырья и т. д. Цеха не давали возможности своим членам самостоятельно улучшать технологию производства или производить новые виды продукции, самостоятельно закупать необходимое сырье.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленников. Каждая цеховая корпорация имела свой герб и свое знамя. Часто ремесленники строили здание, где проходили заседания старейшин. Цеха имели своего святого, часто свою церковь и часовню, собственные праздники. Каждый цех вырабатывал свой кодекс поведения и суд, осуществлял взаимопомощь семьям ремесленника в случае его увечья, болезни или смерти. Специальный фонд взаимопомощи формировался за счет вступительных взносов, штрафов и других платежей. Цеха участвовали в охране города и формировали собственные отряды ополчения.

В первый период своего существования цеховой строй имел прогрессивное значение, способствовал росту производительных сил в рамках мелкотоварного производства, развитию и унификации ремесла, распространению профессиональных навыков, повышению качества работы и расширению ассортимента. Цеховой корпоративный строй сыграл большую роль в борьбе городов против власти феодалов за демократизацию городского самоуправления.

Однако с конца XIV в. цеховая организация ремесла, направленная на сохранение мелкого производства, уже начинала сдерживать технический прогресс, распространение новых орудий труда и методов производства. Устав цеха не позволял укрупнять мастерские, вводить пооперационное разделение труда, фактически запрещал рационализацию производства, сдерживал развитие индивидуального мастерства, внедрение более совершенных технологий и орудий труда.

Начинается процесс затяжного кризиса цеховой системы, усилилось "замыкание" цехов - ограничение и запрещение доступа в них учеников и подмастерьев. Появляются "вечные подмастерья", которые уже не могли стать полноправными членами цеха. Несмотря на уравнительные запреты, внутри цехов развивалась конкуренция, отдельные мастера меняли технологию, увеличивали число наемных рабочих, а также росла имущественная дифференциация.

В XIV-XV столетиях в средневековых городах усилилось социальное расслоение и как особое сословие формируется бюргерство. Этот термин означал полноправных "граждан города", т. е. тех, кто имел или приобрел городское гражданство, был лично свободен и заплатил значительный вступительный взнос, мог нести тягло городу и государству, участвовать в городских платежах, иметь имущество не ниже определенной величины. Бюргерство дало начало первым элементам буржуазии.

Задание № 8. На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

Задание № 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

Задание № 10. Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Жившая в 16 веке Елизавета Тюдор, пожалуй, величайшая английская королева. Вся ее жизнь до восшествия на английский престол - яркое подтверждение принципа «один монарх, один закон, одна религия».
Рожденная от второго брака Генриха VIII и Анны Болейн, она уже в младенчестве пережила смерть матери, казненной по прихоти Генриха VIII. Эта трагедия отложила отпечаток на всю последующую жизнь Елизаветы, укрепив в ней, недоверие к мужчинам. Маленькая девочка, напоминавшая отцу о казненной матери, не могла оставаться при дворе. Поэтому ее удалили от двора в провинцию, где она росла и воспитывалась. Пока она была маленькой, то особо никого не интересовала, но подрастая, все больше напоминала окружающим одним своим существованием о правах на английский престол. А так как она была не единственной претенденткой, то на протяжении всех этих лет ее жизнь подвергалась угрозе.
Со смертью отца и приходом к власти сводного брата Елизаветы Эдуарда VI, казалось в жизнь английской принцессы должно было придти спокойствие, ведь они были дружны с новым королем, оба были протестантами. Но к сожалению, Эдуард был слаб здоровьем и очень скоро умер. С его смертью буквально все в жизни Елизаветы вновь переворачивается, как и в жизни самой Англии. Пришедшая на смену протестантам Генриху и Эдуарду Мария, рожденная от первого брака Генриха с Екатериной Арагонской, была яростной католичкой и была полна фанатичной решимости «вернуть Англию в лоно истинной веры». Мария жестоко преследовала протестантов, за что получила прозвище Кровавая Мери. Не осталась в стороне и Елизавета. От нее требовали отречения от протестантизма и принятия католицизма. Более того, Елизавета была заключена в Тауэр и чудом избежала казни.
На протяжении всех лет правления старшей сестры жизнь Елизаветы висела на волоске. После смерти Марии она с помощью приближенных к ней членов Тайного совета взошла на английский престол, став первым в Европе правителем, кто проводил в своем государстве политику веротерпимости, несмотря на то, что сама Елизавета была убежденной протестанткой, а государственной религией был протестантизм.

Задание № 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. Формирование наций и национальных государств.
2. Создание государственной церкви или подчинение существующей.
3. Создание постоянных профессиональных армий.
4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

Задание № 12. Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

Задание № 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу. Какие положения цехового устава положительно влияли на развитие производства в XIII-XIV веках, а какие отрицательно в XV веке.

Из устава цеха парижских ткачей.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

Задание № 14. Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи же способствовали росту международной и оптовой торговли.