Синонимы и антонимы 3. Что такое синонимы и антонимы? Полисемия. Виды переноса наименований
Понятие одночлена
Определение одночлена: одночлен - это алгебраическое выражение, в котором используется только умножение.
Стандартный вид одночлена
Что такое стандартный вид одночлена? Одночлен записан в стандартном виде, если в нём на первом месте стоит числовой множитель и этот множитель, его называют коэффициентом одночлена, только один в одночлене, буквы одночлена расположены в алфавитном порядке и каждая буква встречается только один раз.
Пример одночлена в стандартном виде:
здесь на первом месте число, коэффициент одночлена, и это число только одно в нашем одночлене, каждая буква встречается только один раз и буквы расположены в алфавитном порядке, в данном случае это латинский алфавит.
Ещё пример одночлена в стандартном виде:
каждая буква встречается лишь однажды, расположены они в латинском алфавитном порядке, но где коэффициент одночлена, т.е. числовой множитель, который должен стоять на первом месте? Он здесь равен единице: 1adm.
Коэффициент одночлена может быть отрицательным? Да, может, пример: -5a.
Коэффициент одночлена может быть дробным? Да, может, пример: 5,2a.
Если одночлен состоит только из числа, т.е. не имеет букв, как привести его к стандартному виду? Любой одночлен, представляющий собой число, уже находится в стандартном виде, пример: число 5 - это одночлен стандартного вида.
Приведение одночленов к стандартному виду
Как привести одночлен к стандартному виду? Рассмотрим примеры.
Пусть дан одночлен 2a4b, нужно привести его к стандартному виду. Перемножаем два его числовых множителя и получаем 8ab. Теперь одночлен записан в стандартном виде, т.е. имеет только один числовой множитель, записанный на первом месте, каждая бува в одночлене встречается только один раз и расположены эти буквы в алфавитном порядке. Итак, 2a4b = 8ab.
Дано: одночлен 2a4a, привести одночлен к стандартному виду. Перемножаем числа 2 и 4, произведение aa заменяем второй степенью a 2 . Получаем: 8a 2 . Это стандартный вид данного одночлена. Итак, 2a4a = 8a 2 .
Подобные одночлены
Что такое подобные одночлены? Если одночлены различаются только лишь коэффициентами или равны, то они называются подобными.
Пример подобных одночленов: 5a и 2a. Эти одночлены различаются только коэффициентами, значит они подобны.
Подобны ли одночлены 5abc и 10cba? Приведем к стандартному виду второй одночлен, получим 10abc. Теперь видно, что одночлены 5abc и 10abc отличаются только своими коэффициентами, а это означает, что они подобны.
Сложение одночленов
Чему равна сумма одночленов? Суммировать мы можем только подобные одночлены. Рассмотрим пример сложения одночленов. Чему равна сумма одночленов 5a и 2a? Суммой этих одночленов будет одночлен, подобный им, коэффициент которого равен сумме коэффициентов слагаемых. Итак, сумма одночленов равна 5a + 2a = 7a.
Ещё примеры сложения одночленов:
2a 2 + 3a 2 = 5a 2
2a 2 b 3 c 4 + 3a 2 b 3 c 4 = 5a 2 b 3 c 4
Ещё раз. Складывать можно только подобные одночлены, сложение сводится к сложению их коэффициентов.
Вычитание одночленов
Чему равна разность одночленов? Вычитать мы можем только подобные одночлены. Рассмотрим пример вычитания одночленов. Чему равна разность одночленов 5a и 2a? Разностью этих одночленов будет одночлен, подобный им, коэффициент которого равен разности коэффициентов данных одночленов. Итак, разность одночленов равна 5a - 2a = 3a.
Ещё примеры вычитания одночленов:
10a 2 - 3a 2 = 7a 2
5a 2 b 3 c 4 - 3a 2 b 3 c 4 = 2a 2 b 3 c 4
Умножение одночленов
Чему равно произведение одночленов? Рассмотрим пример:
т.е. произведение одночленов равно одночлену, множители которого составлены из множителей исходных одночленов.
Ещё пример:
2a 2 b 3 * a 5 b 9 = 2a 7 b 12 .
Как получился такой результат? В каждом сомножителе имеется «а» в степени: в первом - «а» в степени 2, а во втором - «а» в степени 5. Значит в произведении будет «а» в степени 7, ведь при умножении одинаковых букв показатели их степеней складываются:
A 2 * a 5 = a 7 .
Это же относится и к сомножителю «b».
Коэффициент первого сомножителя равен двум, а второго - одному, поэтому получаем в результате 2 * 1 = 2.
Вот так посчитался результат 2a 7 b 12 .
Из этих примеров видно, что коэффициенты одночленов перемножаются, а одинаковые буквы заменяются суммами их степеней в произведении.
Синонимы и антонимы, омонимы и паронимы - сколько сложных терминов в русском языке. Однако на самом деле они не очень-то сложны, особенно если разобраться на примерах.
Давайте же выясним, что такое эти загадочные термины.
Синонимы
Синонимы - это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному. Как правило, синонимы принадлежат к одной и той же части речи. Используются синонимы для придания речи выразительности, во избежание тавтологии. Например, синонимами слова "красный" будут слова алый, багряный, багровый, кровавый и т.п.
Антонимы
Антонимы - это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. То есть, по сути, антонимы - это синонимы наоборот, однако также как и синонимы, они обычно принадлежат к одной и той же части речи. Примеры антонимов - "правда" - "ложь", "жадный" - "щедрый", "смеяться" - "плакать", "правый" - "левый".
Омонимы
Омонимы - это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию. Омонимы бывают абсолютные (когда совпадают все формы слов) и частные (некоторые формы слов расходятся). Так, например, слова "наряд (одежка)" - "наряд (распоряжение)", "ключ (источник)" - "ключ (то, чем мы открываем дверь)" - это полные омонимы. А вот слова "ласка" (животное) - "ласка" (проявление нежности) частичные омонимы, поскольку формы родительного падежа множественного числа этих слов различаются ("ласок - ласк").
Есть также омонимы грамматические - слова, которые совпадают по написанию и звучанию только в отдельных формах. Примером таковых является глагол "тереть" и числительное "три", они совпадают только в двух формах: "к трем часам" - "трем морковь", "три апельсина" - "три тщательнее".
Паронимы
Паронимы - это слова, которые сходны по звучанию, однако различны по смыслу. Паронимы довольно часто путают. Особенную "вредность" несут в себе паронимы для изучающих иностранные языки, так например, английские слова live (жить) и leave (покидать) имеют совсем разный смысл, а по звучанию отличаются лишь по долготе гласной, и это явление весьма непривычное для русского человека.
Различают корневые, аффиксальные и этимологические паронимы.
- Корневые паронимы имеют разные корни, а их сходство чисто случайно, примерами таковых являются слова - "экскаватор" - "эскалатор", "костный" -"косный".
- Аффиксальные паронимы имеют общий корень, однако за счет суффиксов - различное значение, например: "экономичный - экономический", "кровавый-кровный", "адресат" - "адресант".
- Этимологические паронимы - это слова, которые заимствованы различными путями несколько раз из других языков. К примеру, слово "проект" из латинского и "прожект" из французского.
План-конспект открытого урока русскому языку
на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.
Предмет: Русский язык
Тема урока: синонимы и антонимы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.
Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.
Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.
Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.
Этап урока: | Ход урока: | |
I. Организационный момент. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | |
II .Повторение изученного. Актуализация знаний. | Дети открывают тетради, записывают число, классная работа. (На доске буквы: г у р щ д ц ) Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету. Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. Эта буква обозначает гласный звук. Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный. Какое слово у вас получилось? - Какая орфограмма в этом слове? Парная согласная в корне слова. Проверка друг - нет друга. - Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть? - В толковом словаре. Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию. Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь. Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг». - Какие пословицы вы знаете о дружбе? (на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ). Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Старый друг лучше новых двух. (пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь). | |
III .Постановка проблемы урока. | - Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг) Приятель, товарищ. - Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?) Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное. Как такие слова называются …(синонимы.) Слова близкие по значению. синонимы . Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте). Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг , А деревьям друг . - Что общего у этих слов? - Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь) Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д. - Такие слова называются …(антонимы.) Слова, противоположные по значению. Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы . | |
IV .Формирование темы и цели урока. | -Сформулируйте тема урока? - Слова синонимы и антонимы. -Какая цель нашего урока? Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы. Работа с учебником: с.42 правило читаем. После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры. | |
V .Открытия нового знания. | По вариантам выполняем задание: I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть) II – вариант подбирает синоним к слову грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь. Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания . -Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь? Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные. Существительные, прилагательные, глаголы. Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д. | |
VI .Физминутка. | Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним): 1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат). 2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся. | |
VII .Закрепление учебного материала. Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет. | -Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов. Закрепление. Учебник стр. 44 упр. 73. 2 первых предложения записывают мальчики; 2 следующих предложений записывают девочки. Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке. Проверяем правильность выполнения задания с доской. - Какой ещё мы можем сделать вывод? Есть более точные синонимы. -Все справились с заданием, покажите мне знаком? Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания. Самостоятельная работа. С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске) - Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему? - Как можно избежать повторения слов в предложении? - Замените. Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-». - Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы? Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | -Над какой темой мы сегодня работали? - Синонимы и антонимы. - Какую задачу мы перед собой ставили? Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи. - Научились? Какое сейчас время года в природе? Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили: у кого все «+», поднимите красный листочек. у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек. у кого одни «-», поднимите зеленый листочек. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали. | |
IX .Домашнее задание. | Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72. |
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
- закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
- обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
- расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
- развивать память;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.
Ход урока
I . Организационный момент.
Ребята, я очень рада видеть вас.
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
II .Чистописание.
С Т / / с т
Ст Тс
Старый друг лучше новых двух.
Слова какой части речи употребляются здесь дважды?
Что вы знаете об имени прилагательном?
III . Словарная работа.
Запишем слова под диктовку.
А пте"ка, но я"брь,те тра"дь, о гуре"ц, на ро"д, и"не й, ма ли"на.
[С комментированием ] (слайд 3)
IV . Сообщение темы урока.
Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
Найдите антонимы в пословице(старый-новый)
А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
V . Работа по теме урока. Антонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.
А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)
Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)
Что мы можем сказать об антонимах?
2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)
Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.
Грач чёрный, а снег белый.
Чай горячий, а мороженое холодное.
По какому признаку противопоставлены слова?
3. Самостоятельная работа.
Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
(проверка по слайду)(слайд 10)
4. Работа в парах.
Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок : маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка. (слайд 11)
5. Подбор антонимов к многозначным словам.
Ребята, что такое многозначные слова?
Подберите антонимы к многозначным словам (устно) :
Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:
Открытая вражда -
Мягкий свет -
Мягкий воск -
Мягкая зима -
Резкий звук -
Резкое слово -
Острая пила -
Острое зрение -
VI . Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)
1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!
2. Игра в мяч.
Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.
VII . Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)
Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
- Большой, огромный, громадный, гигантский.
- Маленький, малюсенький, крошечный.
- Крутой, обрывистый, отвесный.
Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы: смелый, храбрый.
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
4. Работа по таблице. (слайд 16)
Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
- Смелый, храбрый, мужественный.
- Глупый, неумный, недалёкий.
- Добрый, жадный, щедрый.
- Вечный, бессмертный, временный.
- Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
5. Работа в парах.
Составьте из слов синонимические ряды:
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На слайде «собираются» цветы ]
Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные ). (слайд 17)
VIII . Работа со словарём. (слайд 18)
Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь ]
Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд)
В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]
Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]
IX . Закрепление.
1. Выполнение теста.
Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
- Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
- Синонимы - это слова с противоположным значением.
- Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
- К слову можно подобрать только один синоним.
- Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
- Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
- Синоним можно подобрать к любому слову.
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)
X . Итог урока.
Что такое синонимы и антонимы?
Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание.
Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)
Домашнее задание:
- Упр. 483
- Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.
Литература
- Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
- Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.