Гайс - это что? Значение слова

В период Нового царства Мут становится женой Амона и матерью Хонсу. Ее изображения часто хоть и антропоморфные, но отличаются некоторым своеобразием. Присущие им характерные особенности свидетельствуют о том, что ее личность была, по меньшей мере, многогранной.

Жезл уадж

Этот жезл в форме стебля папируса — атрибут богинь Уадж означает «святой», или же «восстановивший силы». По своему рангу Мут может также иногда держать жезл у ас, типичный для богов.

Пшент

Пшент (от древнеегип. пасехемти, т. е. «обе могущественные») — это двойная корона Египта. Он действительно представлял собой объединенную белую корону Верхнего Египта и красную корону Нижнего Египта. Богини редко носили столь престижное украшение (символ Атума и фараонов). Мут увенчана им по праву жены Амона, царя богов!

Урей

Эта змея олицетворяет одновременно защиту и око на лбу Ра. Действительно, Мут считалась глазом Ра, подобно Тефнут или Сехмет.

Чучело грифа

Мут можно узнать по чучелу грифа, которое она носит на голове. Будучи женой Амона, она считается царицей неба, также как и гриф, который неизменно в нем парит.

Браслеты и периселиды

Браслеты — очень распространенное египетское украшение, их носили на запястье и на верхней части предплечья. Периселиды, или ножные браслеты, украшают щиколотку. Они были в моде в Египте, а затем и в Греции. «Периселиды» — слово греческого происхождения.

Если бы можно было объединить в одном образе все портреты Мут, мы бы увидели некое синкретическое существо, объединяющее в себе одновременно богиню, бога и фараона. Во всяком случае, их специфические черты мы можем найти во многих изображениях Мут.

Ее изображения

Самые древние изображения богини датируются приблизительно 1700 годом до н. э. На них Мут предстает в образе женщины с головой львицы, увенчанной солнечным диском и уреем. Вместо традиционного жезла в руках она может держать пальмовую ветвь или побег пальмы. Именно в этом виде Мут появляется перед нами на чуть более позднем барельефе храма в Луксоре. Несколько позже облик Мут меняется с львиного на полностью антропоморфный. На ее голове появляется чучело грифа, увенчанного, в свою очередь, короной пшент, двойной короной Египта.

Таким образом, она является единственной богиней, которая носит это королевское украшение! В обличье человека Мут может изображаться как стоя, так и сидя: например, в своей лодке или кормящей ребенка, которого она держит на коленях. Подобный образ кормящей матери повторяется в виде многочисленных амулетов. На великолепном браслете из Мероэ (в настоящее время он находится в Мюнхене) мы видим уже совсем иной образ Мут: женщина, руки которой украшены двумя парами крыльев грифа.

Такой образ не может не напомнить нам Исиду и ее крылья коршуна. Однако сходство этим не ограничивается. На голове у Мут, как и у Исиды, могут быть «хаторические» коровьи рога, между которыми сияет солнечный диск. Еще более удивительное изображение Мут мы находим в «Книге мертвых» (в частности, в экземплярах XXI династии): Мут, полуженщина, полугриф, изображается трехглавой (одна голова грифа, другая -льва, третья — женщины); но самое удивительное, что эта богиня иногда изображается … итифаллической! Такой ее образ мы находим в храме Хонсу в Карнаке. Можно сказать, что это уникальный случай среди египетских богинь.

1989 году в процессе реставрации колоннад двора Аменхотепа III в Луксорском храме были подняты полы храма для укрепления фундамента сооружения. В северо-западном углу двора был обнаружен тайник с превосходными статуями божеств, которые некогда украшали храм и были спрятаны от вандалов в годы угасания древнеегипетской цивилизации. Среди памятников особое место по уровню исполнения занимает поврежденная диада Амона, владыки Луксора и его супруги Мут. Божественная чета, в облике которой были запечатлены фараон Рамсес II с одной из своих супруг, выполнена из полупрозрачного алебастра, поверхность которого в нескольких местах сохранила элементы раскраски. К сожалению, фигура Амона была сильно повреждена еще в древности, — сохранилась лишь ее нижняя часть; к счастью фигура богини, наоборот, практически не пострадала и дошла до нашего времени в первозданном облике.

Мут, супруга Амона и мать лунного бога Хонсу, издревле почитавшаяся в Фивах, изображена в облике небесной царицы, облаченной в длинное узкое платье, в головном уборе в виде крыльев золотого коршуна, увенчанного па-схемти — двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. На груди Мут — широкое ожерелье усех, символизирующее собой солнечное сияние. Одна рука богини покоится на коленях, второй она нежно обнимает супруга. С непревзойденной тонкостью и изяществом выполнено поражающее своей красотой лицо богини, тонкие пальцы рук, детали головного убора; все это позволяет по праву считать памятник одним из шедевров египетского искусства.

Имя фараона Рамсеса II, по приказу которого была выполнена чета великих фиванских божеств, сохранилось в надписях на престолах Амона и Мут. Тексты называют Рамсеса возлюбленным «Амоном, владыкой неба, господином Фив» и «Мут, владычицей Ишеру». Поврежденная надпись около головы богини также именует ее «госпожой Ишеру» — ее священного озера в Карнаке и «владычицей неба и Обеих земель». Задняя часть скульптурной группы покрыта выписанной четыре раза титулатурой Рамсеса II.

Подобно Исиде и Хатхор, Мут почиталась, прежде всего, как небесная мать царя, кормящая его своим божественным молоком. Сохранилось большое количество амулетов, изображающей богиню сидящей на престоле и дающей грудь царственному младенцу. Но если Хатхор это созидательная энергия и основной принцип жизни вселенной, то Мут — вселенский порядок, установленный в предвечные времена и персонифицированный понятием царственности и законности. Хатхор вызывает желание жизни, а Мут хранит новую жизнь; обе богини являют собой нерасторжимое единство «двух матерей», которые стоят у истоков зачатия и рождения новой жизни, паводка Нила, вселенского благополучия, обновления созидательных сил вселенной, и, наконец, подносят новорожденного царя к вселенскому престолу его отца Амона-Ра.

В эпоху Нового царства широкую известность имел оракул богини Мут в Ишеру (Карнак), к которому цари прибегали при решении важных государственных вопросов; в частности, именно согласно волеизъявлению оракула богини при XXI династии в Фивах были перезахоронены останки многих фараонов XVIII — XX династий, скрытые жрецами в тайнике в скалах Дейр эль-Бахри. В яростном облике Мут часто отождествлялась с львиноголовой богиней Сехмет, статуями которой был украшен во время правления фараона Аменхотепа III храм богини Мут в Ишеру, который был когда-то жемчужиной египетского храмового зодчества. Как дочь солнечного божества, его Око, Мут также отождествлялась и с Тефнут и считалась одним из воплощений грозной и, одновременно, милостивой богини, поддерживающий вселенский миропорядок. В Гелиополе и Карнаке богиня Мут повелевала «великими печами», в которых сжигались магические статуэтки врагов и недоброжелателей Египта, а также, вероятно, люди, совершившие преступления сакрального толка. Иногда Мут изображалась в своей триумфальной андрогинной форме — в виде женщины с тремя головами — львицы в короне шути, женщины в короне па-схемти и самки коршуна в короне дешрет; при этом богиня имеет львиные лапы, крылья и фаллос.

Сопроводительные тексты именуют ее «Мут-Исида-Нехбет, мать великая, владычица» и говорят о ней как о великой защитнице. «Книга мертвых» (гл. 164) упоминает гимн-заклинание, с которым следовало обращаться к такой ипостаси богини: «Произносить слова (над образом) Мут с тремя ликами; первый (лик) — это Пахет в короне из перьев; второй лик — (это) Паит в двойной короне; третий лик — лик коршуна в короне из перьев; (у нее) фаллос, два крыла и когти львиные; изображена краской из мирры и порошка уаджет, смешанными с охрой на льняной пелене. Перед ней стоит карлик, и другой — позади нее...»

Далее текст утверждает, что этот ритуал, посвященный Мут, поможет обрести умершему божественность и победить смерть. В каждом египетском храме были музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими голосами и благочестием.

«Супруги бога» или верховные жрицы храма Амона в Карнаке в эпоху III Переходного периода считались земными воплощениями богини и носили эпитеты «явление красот Мут», «повелительница красотами Мут», «владычица красот Мут, око Ра».

Публикации

El-Saghir M. Das statuenversteck im Luxortempel. — Mainz, 1991, s. 58 — 61.
Солкин В. В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. — М. 2000, с. 119.