Гробница дария в накше-рустам. Археологическая ценность Накше-Рустам

Захоронение царей персидской династии Ахеменидов, как это задумал первый из похороненных здесь - Дарий I, должно было подавлять воображение и вызывать в душах подданных чувство покорности и страха. Строителям это удалось: некрополь Накше-Рустам в дикой скале - олицетворение всесокрушающей мощи.

История

Неподалеку от руин - парадной столицы Древней Персии - находится археологический памятник Накше-Рустам: захоронение царей династии Ахеменидов, правившей начиная приблизительно с 705 по 330 г. до н. э., когда Персидская империя пала под ударами армии Александра Македонского.

После того как Кир Великий основал империю Ахеменидов и погиб в 530 г. до н. э. при загадочных обстоятельствах, тело его было погребено в , в мавзолее, поразившем самого Александра Великого малыми размерами и скромностью архитектуры. Его наследники расширили границы империи, сделали ее еще богаче. Задумавшись о месте последнего упокоения, Дарий I, начисто лишенный скромности своего предшественника, повелел отыскать место величественное, возвышающееся над окружающей местностью. Такое нашлось неподалеку от основанной им столицы Персеполис.

Обрабатывать скальный монолит, да еще на высоте, было нелегкой задачей. Поэтому безвестный архитектор пошел по пути упрощения общей конструкции, и в целом гробницы выглядят очень грубо. На фронтальной стороне скалы вырезана ниша в форме огромного арийского креста (местные жители называют эти гробницы «персидскими крестами»). В ее центре пробит вход, за которым располагалась вместительная, но скромно устроенная погребальная камера. У входа высятся колонны, очень похожие на те, что украшают вход в царский дворец в Персеполе.

В верхней части ниши вырезано изображение самого царя Дария I: переместившись в загробный мир, опершись на лук, он внимает словам единого бога зороастрийцев Ахура-Мазды.

При Ахеменидах перед гробницами был разбит большой сад - парадейсос. Вероятно, поливать его стоило больших трудов в этой безводной местности. К нашему времени от сада не осталось и следа.

В наши дни Накше-Рустам находится в пустынной и безводной местности. При жизни Ахеменидов вокруг жили люди, охранявшие захоронения и ухаживавшие за пышным садом.

Поздние правители Ирана не стали пробивать скалы для обустройства погребальных камер, удовольствовавшихся только рельефами. А вот назначение странного сооружения, погруженного в землю, до сих пор остается загадкой.

Наследники Дария I не стали искать другие места для своих гробниц, их останки упокоились рядом. Так поступили Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Пятая гробница предназначалась для Дария III - последнего из Ахеменидов. Александр Великий повелел похоронить поверженного врага с царскими почестями. Но его гробницу в Накше-Рустам не успели закончить, и место погребения царя неизвестно до сих пор. После падения Персидской империи гробницы были заброшены.

К концу XVIII в. скалы были полузасыпаны песком и обломками камня. Только в 1930-х гг. их расчистили с помощью экскаваторов.

У подножия скал, напротив гробниц, стоит загадочное сооружение, сложенное из белого известняка, прозванное в народе Кааба Зороастра (К"аба Зардушт). «Кааба» на арабском означает «кубический дом», но в данном случае в названии содержится прямой намек на некоторое внешнее сходство с мусульманской святыней Кааба в Мекке. Точное время сооружения Каабы Зороастры неизвестно, точно так же как и ее назначение, хотя существует множество версий. Например, по одной - это «настоящая» гробница Кира Великого, по другой - здесь располагалось ритуальное помещение для хранения огня, по третьей - тут хранились бычьи шкуры, на которых золотыми буквами был написан текст Авесты. Внутри постройки - пустая комната.

Пришедшие много позднее к власти иранские шахиншахи - цари из династии Сасанидов, правившие в III-VII вв. - не стали хоронить себя в грубых скалах, а предпочли роскошные мавзолеи. Но, чтобы их имена навеки остались рядом с именами царей великой Персидской империи, они стали размещать между гробницами и у их подножия рельефы, сохранившиеся до наших дней.

Рельефы воспевают воинскую доблесть и величие шахиншахов. На первом изображено вступление на трон Ардашира I Папакана - основателя династии Сасанидов. Его сын Шапур I показан верхом на коне, а напротив него - плененный им римский император Валериан I, униженно молящий о пощаде. Рельефы эпохи Бахрама II и Ормизда II демонстрируют поединки всадников. Царь Нарсе также запечатлен на рельефе во время восшествия на трон.

Арабские завоевания отразились на рельефах в том, что у фигур разбиты лица. И те же арабы со временем придумали назвать это место Накше-Рустам, или «рисунки Рустама».

Общая информация

Местонахождение : юг Ирана.
Административное местонахождение : шахрестан Мервдешт, остан Фарс.
Первые рельефы : около 1000 г. до н. э.
Язык : фарси.
Этнический состав : персы.
Религия : ислам (шиизм).
Денежная единица : иранский риал.
Аэропорт : международный Шираз.

Цифры

Количество погребений : 5 (одно незакончено).
Высота входа над подножием скалы : 10-26 м.
Размер вырезанных в скале крестообразных входов : около 19x23 м.
Количество рельефов : 7.
Куб Заратустры : длина стены - 7,25 м, высота - 12,5 м (вместе с постаментом - 14 м).
Высота над уровнем моря : около 1500 м.
Удаленность : 6 км к северо-западу от Персеполя.

Климат и погода

Тропический сухой.
Лето жаркое, зима теплая.
Средняя температура января : +6°С.
Средняя температура июля : +30°С.
Среднегодовое количество осадков : 300 мм.
Относительная влажность воздуха : 40%.

Достопримечательности

Комплекс некрополя

    Гробницы царей династии Ахеменидов Дария I (550-486 гг. до н. э.) и предположительно Ксеркса I (521/519-465 гг. до н. э.), Артаксеркса I (V в. - 424 г. до н. э.) и Дария II (475-404 гг. до н. э.)

    Незаконченная гробница Артаксеркса III (около 445-359 гг. до н. э.) или Дария III (381-330 гг. до н. э.)

    Скальные рельефы сасанидского периода (III-IV вв.)

    Куб Заратустры (V в. до н. э.)

Любопытные факты

    Название Накше-Рустам появилось уже в исламскую эпоху. Память в народе о персидских царях стерлась, и люди стали считать сюжеты грандиозных барельефов иллюстрациями жизни Рустама - героя персидского эпоса, одного из главных персонажей поэмы «Шахнаме». Ее автор - персидско-таджикский поэт Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (935-1020 гг.) 35 лет собирал фольклор - древнеиранские мифы и прочий доисламский эпос, изучал Авесту - священное писание зороастрийцев, а также читал произведения своих предшественников-поэтов. На основе этого материала Фирдоуси создал большое стихотворное произведение - эпическую поэму. Фирдоуси считается национальным поэтом Ирана, Таджикистана и Афганистана. В переводе с фарси Накше-Рустам - «рисунки (скульптуры) Рустама». В народе также считается, что гробницы принадлежат Рустаму и прочим героям «Шахнаме», воспринимая их как реальных исторических персонажей.

    Неподалеку от некрополя находился город Истахр, бывший при Ахеменидах главным религиозным центром, где хранился оригинал Авесты - священной книги зороастрийцев. Город неоднократно разрушали и сжигали, от него осталось совсем немного руин.

    Сасанидские цари изображены в шарообразном головном уборе, который в письменных источниках ошибочно именуют короной. В действительности, это коримбос - полоса шелка, в которую завернуты собранные в пучок волосы.

    В битве при Гавгамелах 331 г. до н. э. Дарий III потерпел сокрушительное поражение от армии Александра Македонского. Империя Ахеменидов прекратила свое существование. Сам Дарий III бежал в Восточный Иран, все еще надеясь собрать войско и изгнать Александра, но был зарезан собственными сатрапами.

Современная Исламская Республика Иран государство теократическое. Господствующая религия этой страны – ислам шиитского толка. Но современный Иран – это не только аятоллы и нефть. Давайте поговорим про Персеполь – древний город, который в былое время был резиденцией и сокровищницей персидских царей.

В VI веке до н. э. правители Персии из династии Ахеменидов основали новую столицу своей империи – город Тахт-е Джамшид, известный сейчас под греческим названием Персеполь – город персов. Тем самым интересные места Ирана обогатились еще одним объектом. Надо сказать, что в империи персов тех времен было несколько столиц, но именно Персеполь был самой богатой и прекрасной из них.

Там находилась и основная резиденция персидских царей, и их сокровищница. Персеполь был еще и очень модерновым городом. Там, к примеру, уже были центральный водопровод и канализация! Но «западный цивилизатор» Александр Македонский уничтожил этот удивительный город в 330 году до н. э. Европейская цивилизация пришла на восток...


Накше-Рустам

Те, кто совершает по историческим местностям не первый раз, знает: если есть древний город, рядом будут и гробницы. Не является исключением в этом смысле и Персеполь. Примерно в полутора часах хода от города расположен отдельно стоящий каменный холм Севанда. В нем вырублены гробницы самых великих персидских царей, а на почти вертикальном скальном склоне-фасаде, на весьма большой высоте, высечены великолепные рельефы.

Народные предания считают эти рельефы историями из жизни легендарного героя Рустама. Именно так и появилось само название «Накше-Рустам». Хотя, на самом деле, все эти удивительнейшие по красоте и качеству исполнения рельефы всего лишь сюжеты из жизней царей. Посещавшие древние города знают, как часто люди забывают правителей, но помнят героев. Благодаря этому, а так же тому, что шииты не столь фанатично, как сунниты, уничтожают изображения людей и животных, мы имеем возможность созерцать эти великолепные работы древних мастеров.


Как добраться до Накше-Рустам

В последнее время в Иране начал развиваться, и страна становится более открытой для иностранных туристов, поэтому добраться до Шираза не составит для вас проблем. Туда летают самолеты различных авиаперевозчиков из Внуково, Домодедово, Шереметьево. В самом Ширазе лучше всего взять такси до Накше-Рустам. Бензин в Иране дешевле российского, так что такая поездка не станет для вас особо накладной. Но стоит помнить об особенностях востока, и оговаривать цену на поездку заранее.

February 8th, 2014

Местом погребения великих людей Древней Персии является территория, которая расположена в нынешнем Иране. А именно эти места находятся буквально в самом сердце Ирана, в шести километрах от городка Персеполь. Именно здесь располагается аналог египетской Долины Царей.

Это древние скальные рельефы, которые скрывают в себе гробницы Перситских царей древности. Весь этот комплекс объединен названием – Накше-Рустам (оригинальное название Naqš-e Rostam) . Самый древний рельеф своим появлением датируется возрастом более трех тысяч лет. Остальные более юные и самому «младшему» приписывают возраст порядка тысяча семиста лет.

Местные люди называют эти гробницы Персидскими крестами.

Фото 2.

Накше-рустам считается священной горной цепью, здесь захоронены четыре правителя династии Ахеменидов, среди которых был и царь Дарий. После того, как Персию захватил Александр Македонский, гробницы пришли в запустение и постепенно были совсем заброшены.

Вход в каждую гробницу расположен прямо в центре креста, а сама могила представляет из себя небольшую палату с саркофагом короля. Горизонтальный луч на каждом из фасадов могилы, как полагаю, является точной копией входа в дворец Персеполя.

Фото 3.

Многие из туристов пропускают Накше-Раджаб (Naghsh-e Rajab) и не сказать, что очень многое теряют. С другой стороны эту достопримечательность вполне по силам осмотреть минут за десять, так почему бы не сделать этого?

Здесь давным-давно (а именно во времена правления династии Сасанидов – в III веке) кем-то были высечены несколько барельефов. Они мало интересны с художественной точки зрения – довольно неуклюжи, грубы и плохо сохранились, зато интересны с исторической и мифологической.

Фото 4.

На первом от «входа» барельефе изображена процессия людей, во главе которой на коне восседает царь, которого легко опознать по шарообразной короне. Сей барельеф называется «Шапур I с семьей и придворными». На груди царской лошади можно разобрать какие-то каракули – утверждается, что это фраза на трех языках, характеризующая седока как «императора арийцев» — ведь название «Эраншахр» – «страна ариев» было узаконено при отце Шапура I – Ардашире I Папкане. Это – самый большой барельеф в комплексе, его длина составляет 6 метров, высота – 4 метра.

На следующем барельефе изображены несколько стоящих человек, в ногах у которых держат какую-то палку то ли два карлика, то ли два ребенка, один из которых проидентифицирован как внук Ардашира и сын Шапура – Варахран I. Барельеф называется «Коронация Ардашира I», коронует его сам Ахура-Мазда. Примечательно, что именно у Ардашира появилась та самая шарообразная корона, по которой легко узнать представителей Сасанидов.

На самом деле это не корона, а «коримбос» – мягкий шелк, окутывающий скрученные в пучок царственные волосы. За Ардаширом стоит главный священник, за ним — будущий Шапур I, а за Ахура-Маздой – вероятно жена и мать коронующегося. Этот барельеф – самый старый в Накше-Раджабе – относится к первой половине III века, его размеры 4,5 на 2,5 метра.

Слева от этого барельефа можно поглазеть на портрет того, кто считал себя основателем зороастризма как главной религии персов – на священника Картира, «работавшего» в Истахре при Шапуре I и его наследниках. Прямо-таки с невозмутимо-буддистким выражением лица он указывает на клинописный текст, в котором излагает свои доктрины и краткую биографию. Этот барельеф – самый «молодой» в Накше-Раджабе, его датируют концом III века.

Фото 5.

На четвертом барельефе изображена «Коронация Шапура I» — одного из самых видных представителей Сасанидов — ему, восседающему на коне, вручает царские регалии так же сидящий на коне бог Ахура-Мазда. Размеры барельефа 2,7 на 4,7 метра, он – наиболее точно датирован – 241 годом.

Название «Накше-Раджаб» – «Рисунки (Скульптуры) Раджаба» не имеет никакого исторического смысла и было дано в 1772 году датским путешественником Карстеном Нибуром, впервые более-менее научно описавшим барельефы – мол именно так местный деревенский староста величал это «заведение», принимая Шапура за некоего индийского раджу. По другой версии неподалеку держал кофейню какой-то человек по прозвищу Раджа, но есть еще и версия одного известного ширазца, что этот комплекс назывался «Накше-Кахраманан» – «Рисунки (Скульптуры) Героев». Ну и еще одна версия — название Накше-Рустам произошло от народных легенд, цари были постепенно забыты, а народ приписал все рельефы герою национальных легенд Рустаму.

Фото 6.

Вообще Персеполис , Персепо́ль (стар. перс.: Парса, нов. перс. تخت جمشید — тахте-джамшид, трон Джамшида) — древнеперсидский город, возникший в VI-V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов. Находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. В Персеполе сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе. В пяти километрах от Персеполя находятся царская гробница Накше-Рустам. Знамениты также скальные рельефы в Накше-Рустам и Накше-Раджаб. Персеполис, оплот Джамшидов, был массивным и великолепным дворцовым комплексом.

Он был построен в 512 году до н.э. и в течение последующих 150 лет расширялся. Во времена Александра Македонского в 331 до н.э. здесь произошел пожар, и до сих пор неизвестно был ли он случайным или преднамеренным, в ответ на взятие Афин Ксерксом. Руины, которые вы увидите являются лишь жалкой тенью Персеполиса, но вы сможете представить себе его былое величие, если возьмете карту и воспользуетесь своим воображением. Огромная часть города была скрыта под песками до раскопок в начале 1930-х гг. Первое, что предстает перед взором посетителя, поднимающегося по входной лестнице — Ворота Ксеркса, покрытые надписями, сделанными на нескольких древних языках. Из ворот вы выйдете к Дворцу Ападана, где правители проводили аудиенции и праздники. Великие сокровища хранились во Дворце, но они были украдены, а то, что осталось можно увидеть в Национальном Музее в Тегеране. Огромный зал в Персеполисе был Дворцом Ста Колонн, который вероятно был самым большим зданием построенным в период Ахаменитов и когда-то он использовался как приемная персидского царя Дария I. Персеполис находится в 57 километрах от Шираза по дороге на Исфахан и сюда можно добраться на автобусе или такси.

Фото 7.

Кроме захоронений царей, которые представлены в виде четырех гробниц, на территории этого комплекса расположена довольно странная и загадочная постройка. Имя ей «Куб Заратустры». Существует несколько версий предназначения данной постройки. Одними из самых правдоподобных и распространенных, является две версии. По первой под этой постройкой находиться гробница самого Кира Великого. А по другой – здесь было ритуальное помещение для хранения огня зороастрийцев.

Фото 8.

Куб Заратустры (Хранилище наследия — где находились воловьи шкуры с золотыми буквами — Первое издание Авесты). На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения — ‘Куб Заратустры’ (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находится могила Кира Великого.

Фото 9.

Все мы в школе изучали историю Древнего мира, и помним противостояние древних греков с древними персами. И если про первых нам как-то известно больше, в том числе про места их обитания, их города, то вторые оставались как-то не периферии нашего внимания. А между тем Персеполис — это столица той самой великой Персидской Империи, которая правила большей частью Малой Азии в те времена. Сейчас от Персеполиса мало что осталось, я лично ожидал что уцелело гораздо больше. Но армия Александра Македонского, спалившая персидскую столицу, и время сделали свое время. Развалины были вновь обнаружены в конце XIX века, и в раскопках участвовали представители самых разнообразных стран, что они не преминули запечатлеть на колоннах у входа. Даже в его нынешнем состоянии он впечатляет. Отсюда правили огромной империей все персидские ‘громовержцы’: Ксеркс, Дарий, Кир. Дворцы древнего города поражают своим размахом, и это надо видеть. Не буду вдаваться в исторические экскурсы, поскольку это было бы пересказом путеводителя. Один тот факт, что Александру Македонскому потребовалось 3000 верблюдов, дабы вывезти награбленные им в Персеполисе сокровища — говорит о многом. Надо признаться, что даже то немногое, что уцелело, производит весьма сильное впечатление, особенно поражают детальностью работ выгравированные на камне рисунки, изображающие послов самых разных стран — от Индии и Армении до Египта и Эфиопии, пришедших с дружескими подарками к великому персидскому правителю Дарию. Вообще это отличительная черта персеполисских изображений — представители всех этих государств изображены не как вассалы, а как равные персам люди, признающие и уважающие силу Дария. Помимо этих изображений осталось несколько колонн, а в основном черты великого города прошлого лишь смутным миражом проступают из полуденной дымки.

Километрах в шести от Персеполиса расположен Накш-е-Ростам (гробницы персидских царей, называемые на фарси ‘Нахш-э-Рустам’ высеченные прямо в отвесных скалах, несколько напоминающие иорданскую Петру) и Накш-е-Раджаб — небольшое скопление барельефов, которое также любопытно поглядеть. Туда лучше добираться на попутном транспорте, если вы приехали своим ходом. Посещение Персеполиса стоит всего 5 тысяч риалов (1 доллар), а гробницы — 3 тысячи риалов. Почти даром. Накше-Рустам (перс. نقش رستم ,Nāqš-e Rostām — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполиса, представляющая собой вырезанные в скалы четыре огромные гробницы великих персидских царей — Дария I, Ксеркса I, Атарксеркса I и Дария II. Могилы выполнены в форме АРИЙСКОГО креста и видны издалека. Между ними расположены не столь значительные по размеру барельефы, созданные уже через сотни лет, совсем другой династией иранских правителей, которые тем не менее почитали царей прошлого. Могу сказать, что лично на меня Накш-е-Ростам произвел даже большее впечатление, нежели Персеполис. В Персеполисе, безусловно, есть дух древности, но тут воздух буквально пропитан им. Административно Накше Рустам входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Около трех километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э. Гробницы царей династии Ахеменидов Династии Ахеменидов принадлежат четыре гробницы со скальными рельефами. Они расположены в скалах на существенной высоте над землёй. Одна из гробниц принадлежит царю Дарию, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Про остальные гробницы предполагают, что в них похоронены цари Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.), и Дарий II (423-404 до н. э.). Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно — царю Дарию III (336-330 до н. э.). Гробницы были заброшены после покорения Персии Александром Македонским.

Фото 10.

Гробница Дария III На окраине Персеполя ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи. Накше-Раджаб (Naqš-e Rajab) — археологическая зона к западу от города Истахр, 3,5 км к северу от Персеполиса, находится в нескольких сотнях метрах от Накше-Рустам. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Обе зоны являются кандидатами на получения статуса объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Накше-Раджаб знаменит скальными рельефами эпохи Сасанидов. Сасанидские рельефы Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода. Ардашир I (226-242) Арташ́ир Папа?ан (ок. 180-241 по Р. Х.) — первый шаханшах Ирана в 224-241 гг. из династии Сасанидов. Имя ‘Арташир’ (пехл. Artaxšir, Ардашир, Эрдешир) может быть переведено как ‘праведный лев’; однако на самом деле оно восходит к др.-перс. Artaxšaça, ‘праведная власть’, более привычному нам в его греческой передаче ‘Артаксеркс’. Это же имя в еврейской передаче выглядело как Ahašweroš, (то есть Агасфер, имя героя предания о Вечном Жиде), откуда ошибочно в ‘Вульгате’ и в русском Синодальном переводе Библии рядом с Артаксерксом появляется царь Ахашверош (1 Ездр. 4. 6-7). См. фото рельефа — ‘Ахура-Мазда вручает символ власти Ардаширу’ первому шахиншаху Ирана (224-241 гг.)

Фото 11.

Куб расположен в западной части Накше-Рустам и ориентирован на север. Здание квадратное в плане и сложено из блоков белого известняка, соединённых без раствора железными скобами. Длина стены 7.25 метра, высота 12.5 метров, а вместе с трёхступенчатым постаментом общая высота достигает 14 метров. Внутри расположена единственная комната со стороной 3.7 метра и высотой 5.7 метра, в которую ведёт дверь размером 1.90 на 1.70 метра. К ней ведёт лестница, верхняя часть кладки которой разрушена, зато нижняя хорошо сохранилась. Начиная с высоты трёх метров фасады украшены 15 рядами (16 на северной стене) мелких и узких прямоугольных выемок.

Дополнительно, на всех стенах, кроме северной, на высоте комнаты расположены три пары фальшивых окон. Оригинальные каменные двери не сохранились, однако сохранилась часть дверей «тюрьмы Соломона».

Фото 12.

Все источники, как пехлевийские, так и более поздние арабо- и персоязычные, а тж. византийские и армянские, называют Ардашира потомком Папака (поздн. Бабека), правителя Персии (Парса, поздн. Фарс) и воссоздателем персидской империи, рухнувшей вместе с Ахеменидами, после векового правления македонцев, — Александра и Селевкидов, и парфян Аршакидов. Однако все они разнятся между собою во многом, и их можно распределить по следующим группам. Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом. Бахрам II (276-293) — большой рельеф и два малых рельефа Нарс (293-303) Ормизд II (303-309) Куб Заратустры Кааб-е Зартошт На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения — ‘Куб Заратустры’ (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находится могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. На ‘Кубе Заратустры’ имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб. Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 до н. э.. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 до н. э., затеяв массивное строительство. Пасаргады (перс. پاسارگاد) — древний персидский город, первая столица империи Ахеменидов. Находится на расстоянии 87 км к северо-востоку от Персеполиса, 130 км от Шираза. Город находится в провинции (остане) Фарс. Название означает ‘Сады Фарса’. Кир Великий начал в 546 до н. э. строительство своей столицы, однако он умер, когда строительство ещё не завершилось.

Город стал столицей. Позднее Дарий I построил Персеполь и перенёс столицу туда.В археологическую зону входит мавзолей Кира, крепость Толл-е-тахт на холме, руины двух царских дворцов и сады в жанре чахар багх — четырёхуровневые сады. Всего археологическая зона покрывает площадь 1.6 кв. км. Планировка города осуществлялась так, чтобы он мог выдержать землетресения достаточно большой силы. Город был занят Александром Македонским в 330 до н. э. молниеносным ударом с гор, через несколько месяцев Александр разрешил войскам грабить город, восточный дворец Ксеркса был подожжён, и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн. Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты на бычьих шкурах золотыми чернилами. Мавзолей Кира (Пасагарды) К погребальной камере ведут шесть широких ступеней, размеры камеры 3.17 х 2.11 х 2.11 m. В 330 г. до н. э. гробницу посетил Александр Македонский. Во время пребывания царя в Индийском походе гробница была разграблена; по возвращении Александр велел казнить грабителей. Когда местность заняли арабы, среди них распространилось поверье, что гробница принадлежит матери пророка Сулеймана (царя Соломона). С именем Соломона легенда связала и другие сооружения Пасаргад, что, возможно, сберегло их от разрушения, постигшего другие ахеменидские древности. Атрибутирование данного сооружения как мавзолей Кира считается документально не доказанным. По наиболее распространенной из альтернативных версий это здание могло служить зороастрийским святилищем огня. Также существует версия о том, что Кир похоронен под так называемым ‘Кубом Заратустры’ в некрополе Накше-Рустам. Наряду с пирамидой Джосера, мавзолей Кира послужил архитектурным прообразом щусевского мавзолея Ленина на Красной площади.

Фото 13.

Вторжение Александра Македонского. В июле 336 г. до н. э. македонский престол вместо убитого Филиппа вступил его сын Александр. В 335 г. до н. э. Александр стал готовиться к восточной кампании против персов. С этой целью он отозвал Пармениона из Малой Азии, что было воспринято персидским командованием, как отказ македонцев от агрессивных планов. Персы не приняли мер для обороны малоазийского побережья. Весной 334 г. до н. э. македонская армия под командованием Пармениона пересекла Дарданеллы и персы не смогли организовать ей отпор. Александр высадился в Илионе (древн. Троя), и двинулся на соединение со своей основной армией. Армия Александра была не велика по размерам. Считается, что она состояла примерно из 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы, кроме этого в её состав входило ещё 7 тыс. греческих пехотинцев, 600 фесалийских всадников и несколько сотен критских лучников. Войско сопровождало 160 боевых кораблей, половину которых представляли ненадёжные греческие союзники. Многочисленное войско Дария состояло из весьма разнородных элементов, неравноценных в военном отношении. Дисциплина в войске персов была слабая, у воинов не было той воли к победе, которая была характерна для маленькой, но отлично тренированной армии Александра. Дарий, не особенно полагаясь на покоренные народы и пытаясь приноровиться к греческой тактике, стремился создать регулярную пехоту. Однако ему в основном приходилось полагаться на греческих наёмников. Общая численность персидской армии была, видимо, значительно больше греко-македонской. Битва при Гранике. Малоазийские сатрапы Дария, узнав о приближении Александра, стали делать запоздалые приготовления к сражению. Начальник греческих наёмников, брат умершего к тому времени Ментора Родосского Мемнон советовал персам отступить, уничтожая всё на своём пути и заманивая противника вглубь страны навстречу главным силам Дария. Однако сатрапы решили дать Александру генеральное сражение. Первое столкновение произошло в мае 334 г. до н. э. при реке Гранике, на берегу Геллеспонта. Согласно Арриану, при Гранике персидская армия насчитывала 20 тыс. конницы и столько же воинов наемной пехоты. Во время сражения сатрап Лидии и Ионии Спитридат лично ранил копьём Александра. Исход битвы в основном решила македонская кавалерия. Когда погибло около тысячи персидских всадников, армия Дария покинула поле битвы.

Лишь стойкие греческие наёмники продолжали сопротивление, неся большие потери. Македонцы окружили наёмников, взяли в плен 2 тыс. человек и убили многих. Из персидских военачальников погибли сатрап Спитридат и один из сыновей Дария. Уцелевшие персы вместе с Мемноном и его наёмниками бежали в Милет. Александр, оставив небольшой гарнизон из греков-союзников прикрывать дарданнельские переправы, а сам с основным войском направился на юг. Чтобы ослабить Персию Александр решил сначала захватить базы персидского флота на малоазийском побережье. Сначала он двинулся к Сардам. Комендант Сард Митрон сдал ему столицу Лидии без боя. После этого вся Лидия и Фригия без сопротивления перешли на сторону Александра. Греческие города Малой Азии также открыли ворота завоевателям. В Малой Азии, где олигархию поддерживал персидский царь, Александр в отличие от своего отца выступал на стороне демократии. Этим он привлек на свою сторону широкие слои населения греческих городов. Лишь в Милете и Галикарнасе Александр встретил сильное сопротивление. Мемнон, который был назначен Дарием наместником Нижней Азии и начальником персидского флота, был вынужден под натиском македонцев оставить Милет и отступить в Галикарнас, чтобы возглавить оборону этого города. С помощью осадных машин македонцы стали разрушать городскую стену Галикарнаса. Осаждённые совершали вылазки и поджигали сооружения для штурма. Когда город стало невозможным оборонять от численно превосходящих македонцев, защитники подожгли его, и укрылись в крепости. В дальнейшем Мемнону удалось захватить Хиос и большую часть Лесбоса. Однако внезапная смерть Мемнона весной 333 г. до н. э. при осаде Митилены на Лесбосе, избавила Александра от этого опасного противника. После этого, по распоряжению Дария персидский флот был отозван из греческих вод, и инициатива окончательно перешла в руки Александра.

Фото 14.

Смерть Дария III.

После захвата Персиды Александр выступил в Мидию. Дарий со своей свитой покинул Экбатаны и бежал в Восточный Иран, надеясь собрать там достаточно сил из Бактрии и других среднеазиатских областей, чтобы попытаться изменить ход войны в свою пользу. Двигаясь с большой быстротой, сопровождаемый небольшим отрядом отборных войск, Александр догнал беглецов на дороге из Мидии в Парфию. Сатрапы во главе с Бессом закололи Дария, чтобы он живым не достался врагу, а сами бежали дальше. Пронзенный множестовом копий царь сказал Полистрату: ‘То, что я не могу воздать благодарность за оказанное мне благодеяние, — вершина моего несчастья, но Александр вознаградит тебя, а Александра вознаградят боги за ту доброту, которую он проявил к моей матери, моей жене и детям. Передай ему моё рукопожатие’. И, подав Полистрату руку, царь скончался. Подоспевший Александр оказал мертвому противнику царские почести. Дарий погиб неподалёку от современного иранского города Натанз. Правил Дарий 6 лет.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Мадаин-Салих (Mada’in Saleh) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Координаты: 29°59?20 с. ш. 52°52?29 в. д. / 29.98889° с. ш. 52.87472° в. д. / 29.98889; 52.87472 (G) (O)

Третья и четвёртая гробницы Ахеменидов. Рельеф Ардашира.

Накше-Рустам (перс. ?, Naqs-e Rostam - рисунки Рустама) - археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Около трех километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.

Местность знаменита скальными рельефами и гробницами царей. Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э.

Гробницы царей династии Ахеменидов

Династии Ахеменидов принадлежат четыре гробницы со скальными рельефами. Они расположены в скалах на существенной высоте над землёй.

Одна из гробниц принадлежит царю Дарию, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Про остальные гробницы предполагают, что в них похоронены цари Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.), и Дарий II (423-404 до н. э.). Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно - царю Дарию III (336-330 до н. э.).

Гробницы были заброшены после покорения Персии Александром Македонским.

Древние скальные рельефы

Самый старый рельеф 1000 до н. э. был поврежден. Он изображает человека эламского происхождения.

В исламскую эпоху, когда прежние персидские цари были забыты, народная молва приписала сюжеты барельефов и сами гробницы легендарному герою Рустаму, откуда и пошло современное название некрополя - Накше-Рустам - «Рисунки (Скульптуры) Рустама».

Сасанидские рельефы

Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода.

    Ардашир I (226-242) Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом. Бахрам II (276-293) - большой рельеф и два малых рельефа Нарс (293-303) Ормизд II (303-309)

Куб Заратустры

Основная статья: Кааба Зороастра

На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения - «Куб Заратустры» (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. На «Кубе Заратустры» имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб.

План
Введение
1 Гробницы царей династии Ахеменидов
2 Древние скальные рельефы
3 Сасанидские рельефы
4 Куб Заратустры

Введение

Накше-Рустам (перс. نقش رستم ‎, Naqš-e Rostam - рисунки Рустама) - археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Около трех километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.

Местность знаменита скальными рельефами и гробницами царей. Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э.

1. Гробницы царей династии Ахеменидов

Династии Ахеменидов принадлежат четыре гробницы со скальными рельефами. Они расположены в скалах на существенной высоте над землёй.

Одна из гробниц принадлежит царю Дарию, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Про остальные гробницы предполагают, что в них похоронены цари Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.), и Дарий II (423-404 до н. э.). Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно - царю Дарию III (336-330 до н. э.).

Гробницы были заброшены после покорения Персии Александром Македонским.

2. Древние скальные рельефы

Самый старый рельеф 1000 до н. э. был поврежден. Он изображает человека эламского происхождения.

В исламскую эпоху, когда прежние персидские цари были забыты, народная молва приписала сюжеты барельефов и сами гробницы легендарному герою Рустаму, откуда и пошло современное название некрополя - Накше-Рустам - «Рисунки (Скульптуры) Рустама».

3. Сасанидские рельефы

Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода.

· Ардашир I (226-242)

· Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом.

· Бахрам II (276-293) - большой рельеф и два малых рельефа

· Нарс (293-303)

· Ормизд II (303-309)

4. Куб Заратустры

На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения - «Куб Заратустры» (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. На «Кубе Заратустры» имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб.

Литература

· Herrmann, G. & Curtis, V. S. Sasanian Rock Reliefs

· Lendering, Jona. Naqsh-i Rustam