I ve been какое время. Разбираем Present Perfect Continuous Tense. Значение Present Perfect Continuous: правила и примеры
Если вы добрались до изучения глаголов, значит вы уже многое прошли. Но впереди еще долгая дорога к совершенству. Временная система опирается на такое разграничение этой части речи, как правильные и неправильные. Именно о вторых мы поговорим и объясним, как быстро выучить неправильные глаголы.
Итак, мы уже знаем, что с течением времени, иностранных завоеваний или других взаимодействий людей, английский язык также не остался в стороне. Особенно это касается глаголов. Если мы изучаем времена, то нам приходится разграничивать по этой категории. Irregular Verbs встречаются почти в каждом из них.
Формы неправильных глаголов в английском
С чего начать? С ознакомления. Какие виды бывают, когда и как они используются. Ведь, читая правило, вы часто натыкаетесь на выражение 2-я форма, 3-я. А что это такое, мы сейчас рассмотрим. Еще раз стоит напомнить, что существует 3 формы неправильных глаголов (некоторые лингвисты выделяют четыре).
Первая форма — это инфинитив или первая колонка таблицы . Именно в таком виде глагол используется в словаре: run, swim, give. Он употребляется в Present Simple, Future Simple, в вопросительных и отрицательных предложениях Past Simple.
Вторая форма — это простое прошедшее время (Past Simple): rаn, swam, gave (вторя колонка) . В таком виде неправильные глаголы английского языка используются в Past Simple (за исключением вопросительных и отрицательных предложений).
Третья форма — это причастие прошедшего времени (Past Participle или Participle II): run, swun, given. В данной форме глагол используется наиболее часто. Во временах Perfect, во всех временах Passive Voice. Ее вы найдете в третьей колонке таблицы.
Четвертая форма — это причастие настоящего времени (Present Participle или Participle I): running, swimming, giving. Ее используют времена группы Continuous и Perfect Continuous. Не все таблицы содержат четвертую колонку, только некоторые.
Рассматривая предложения с неправильными глаголами, обращайте внимание на время.
Как образовываются основные неправильные глаголы английского языка?
Четко определить, что эти слова изменяются таким образом, а другие — вторым или третьим, невозможно. Но проследить некую тенденцию все же можно, а тогда это не будет набор слов и непонятных форм.
- Путем изменения гласной в корне слова: meet — met — met; begin — began — begun.
- Изменение корня и добавление суффикса: speak — spoke — spoken; give — gave — given.
- Изменяется окончание: send — sent — sent; build — built — built.
- А некоторые глаголы совпадают во всех формах: cut — cut — cut; put — put — put.
Как выучить неправильные глаголы?
У каждого своя методика, свой способ, который имеет свои плюсы и минусы. Но хочется для начала сказать несколько общепринятых фактов. Во-первых, учите все три формы сразу и с переводом. Irregular verbs с переводом можно найти почти в любом учебнике по грамматике, словаре, на интернет ресурсах и на нашем сайте. Всю полную таблицу можно скачать. Не учите сразу 10, возьмите 5, растяните на дня 3-4, выполните упражнения. Многие учат подряд, по алфавиту, некоторые по группам (в зависимости от способа образования). Я считаю, что второй эффективнее и легче. Поэтому, мы разобьем все неправильные глаголы английского на группы.
1. Совпадают полностью
bet | bet | bet | держать пари |
cost | cost | cost | стоить |
cut | cut | cut | резать |
hit | hit | hit | ударять |
hurt | hurt | hurt | повреждать |
let | let | let | позволять |
put | put | put | класть |
set | set | set | устанавливать, ставить |
shed | shed | shed | сбрасывать |
shut | shut | shut | закрывать |
spit | spit | spit | плевать |
split | split | split | разделять, расщеплять |
spread | spread | spread | распространять |
trust | trust | trust | доверять |
2. Совпадает вторая и третья форма — p-t
3. Совпадает вторая и третья форма — d-t
4. Изменяется корневая гласная — ew — own
5. Группа глаголов с разными корневыми гласными
6. Окончания aught/ought
7. Чередование гласной
become | became | become | становиться |
come | came | come | приходить |
run | ran | run | бегать |
8. Чередование гласной + окончание еn
9.Чередование, окончание en, удвоение согласной
bite | bit | bitten | кусать |
fall | fell | fallen | падать |
forbid | forbade | forbidden | запрещать |
hide | hid | hidden | прятаться |
ride | rode | ridden | кататься |
write | wrote | written | писать |
forget | forgot | forgotten | забывать |
10. Совпадают вторая и третья форма
вторая и третья | ||
built | built | строить |
dig | dug | капать |
find | found | находить |
get | got | получать |
have | had | иметь |
hear | heard | слышать |
hold | held | удерживать |
lead | led | вести |
leave | left | покидать |
lose | lost | терять |
make | made | делать |
shine | shone | светить |
shoot | shot | стрелять |
sit | sat | сидеть |
win | won | выигрывать |
stick | stuck | приклеиваться, застревать, |
strike | struke | ударять, бить |
stand | stood | стоять |
understand | understood | понимать |
deal | dealt | иметь дело |
mean | meant | значить |
sell | sold | продавать |
tell | told | говорить |
lay | laid | класть |
pay | paid | платить |
say | said | сказать |
bleed | bled | истекать кровью |
feel | felt | чувствовать |
meet | met | встречаться |
feed | fed | кормить |
11. Имеют два варианта
burn | burnt/burned | burnt/burned | жечь, гореть |
dream | dreamt/dreamed | dreamt/dreamed | мечтать |
dwell | dwelt/dwelled | dwelt/dwelled | обитать, жить |
hang | hung/hanged | hung/hanged | вешать |
kneel | knelt/kneeled | knelt/kneeled | становиться на колени, преклоняться |
knit | knit/knitted | knit/knitted | вязать |
lean | leant/leaned | leant/leaned | прислоняться, наклоняться |
leap | leapt/leaped | leapt/leaped | вскакивать, прыгать |
learn | learnt/learned | learnt/learned | учить |
light | lit/lighted | lit/lighted | зажигать |
prove | proved | proven/proved | доказывать |
sew | sewed | sewn/sewed | шить |
smell | smelt/smelled | smelt/smelled | нюхать, пахнуть |
speed | sped/speeded | sped/speeded | ускорять |
spell | spelt/spelled | spelt/spelled | произносить по буквам |
spoil | spoilt/spoiled | spoilt/spoiled | портить |
12. Абсолютно разные формы
Запомнить неправильные глаголы в английском сначала кажется сложным делом, нудным. Но поверьте, если не перезагружать себя, учить по тем группам, что мы предоставили, вы с легкостью освоите их. А это очень важно! Все irregular verbs очень часто используются в речи. Учите грамматику и расширяйте лексику.
Без чего не обойдётся ни одно правило? Конечно, без исключений! Неправильные глаголы в английском языке это тоже не обошло стороной. Но, как говорится, не так страшен неправильный глагол, как его малюют. Сегодня мы разберёмся с разными методами запоминания неправильных глаголов.
Откроем любую табличку неправильных глаголов (см. в конце статьи ), и вы увидите там три колонки. В первой колонке представлены глаголы в неличной, или (только без частицы to). Это то, что соответствует русским глаголам, оканчивающимся на –ть: рисовать, писать, читать – (to) draw , write , read .
Вторая колонка – это – рисовал, писал, читал (вчера, например)- drew , wrote , read .
В третьей колонке так называемое причастие второе, или причастие прошедшее.
Прим. Первое причастие соответствует русскому –ющий/-ящий: рисующий, пишущий, читающий. В английском причастие первое имеет окончание –ing. – drawing , writing , rading .
Вернёмся к третьей колонке, в которой представлено прошедшее причастие – оно соответствует русскому «сделанный» — нарисованный, написанный, прочитанный. Третья колонка для
- глаголов в .
- глаголов времён группы Perfect:
I have already written my essay. Я уже написал эссе (или «Я уже имею своё эссе написанным).
I have read three books this month. Я прочитал три книги в этом месяце. (Или я имею три книги прочитанными).
Have you ever drawn anything like that? Ты когда-нибудь рисовал что-нибудь подобное? (Или ты когда-нибудь имел что-то подобное нарисованным?)
Что значит «неправильные глаголы»?
Почему неправильные глаголы (irregular verbs) всё-таки «неправильные». Дело в том, что по правилам, так называемые вторая и третья формы строятся путём добавления окончания –ed.
I work – I worked yesterday. – I have worked for three companies.
У неправильных глаголов вторые и третьи формы образуются совершенно индивидуальным образом (go – went – gone), либо совсем не меняются (put-put-put).
Способы запоминания
- По алфавиту – зубрить. Скучно и бесполезно.
- Сделать карточки с тремя формами на одной стороне и переводом на другой. Периодически, когда выдаётся минутка (в транспорте, утром за чашкой кофе и т.д.), перебирать карточки, проверяя себя. Если запомнили, перекладываем во вторую стопочку, если нет, оставляем в первой и возвращаемся позже. И так до тех пор, пока не будет уверенного запоминания. Когда перебираете карточки, постарайтесь еще придумывать примеры – так ещё подключается образное мышление, так быстрее запоминается, и слова учатся не отдельно, а в контексте.
- Стишки. Скорее, детский способ. Но в ком не живёт ребёнок?? Если нравится, вызывает положительные эмоции – то почему бы и да? Вот примеры таких стишков
Я в буфете buy-bought-bought (покупать)
Первоклассный бутерброд,
За него я pay-paid-paid, (платить)
В классе в парту lay-laid-laid (класть)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что сосед его умнет.
И теперь мне очень грустно –
Smell-smelt-smelt он очень вкусно! (пахнуть)
Глянь, рогатку Баламут
В свой кармашек put-put-put (положить)
И begin-began-begun (начинать)
Хулиганить хулиган!
Он подушку cut-cut-cut, (резать)
Брата в ванной shut-shut-shut, (закрывать)
Все газеты light-lit-lit, (поджигать)
Собачонку hit-hit-hit. (бить)
Он соседу ring-rang-rung (звонить)
И, конечно, run-ran-run. (бежать)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что милиция придет.
Dig-dug-dug мы огород, (копать)
Come-came-come туда народ. (приходить)
Мы сказали: “Go-went-gone, (идти, уходить)
Это вам не балаган”.Мы с врагами fight-fought-fought, (драться, сражаться)
Их в ловушку catch-caught-caught. (ловить, поймать)
День удачу bring-brought-brought, (приносить)
Мы награду get-got-got. (получать)
Если зайцев bite-bit-bitten, (кусать)
Не давать им eat-ate-eaten, (есть)
Они скоро learn-learnt-learnt (учиться)
Лихо спички burn-burnt-burnt. (зажигать)
Если друга meet-met-met, (встречать)
Его крепко keep-kept-kept. (держать)
Ну, а если lose-lost-lost, (терять)
То того он cost-cost-cost. (стоить)
Самолеты fly-flew-flown. (летать)
Наши дети grow-grew-grown. (расти)
Ну, а ветер blow-blew-blown, (дуть)
Обо всем он know-knew-known. (знать)
Дед и бабка find-found-found (находить)
Пса породы бассет-хаунд.
Очень близок старикам
Пес become-became-become. (становиться)
Give-gave-given дед ему (давать)
Дорогую бастурму –
Надо ж псину feed-fed-fed (кормить)
Чем-то вкусным на обед!
Себе же сала и котлет
Старики не let-let-let. (позволять)
Нынче бабушка и дед
Жизнь другую lead-led-led: (вести)
Дед с улыбкой дремлет в ванне,
Бабка dwell-dwelt-dwelt в чулане, (обитать)
Пес в кровати lie-lay-lain, (лежать)
Прямо как Саддам Хусейн.
Мы break-broke-broken старый дом – (ломать)
Очень скучно было в нем.
Новый дом мы draw-drew-drawn, (рисовать)
Build-built-built – и заживем. (строить)
- Мне нравится идея распределения неправильных глаголов по группам на основании похожести образования вторых и третьих форм. Таким образом их учить гораздо проще.
Таблица неправильных глаголов английского языка:
1 группа – всё три формы совпадают
Cost | Cost | Cost | стоить |
---|---|---|---|
Cut | Cut | Cut | Резать |
Put | Put | Put | Класть |
Hit | Hit | Hit | Ударять, попадать |
Hurt | Hurt | Hurt | Ранить |
Let | Let | Let | Позволять |
Shut | Shut | Shut | Закрывать |
2 группа – совпадают вторая и третья формы
Burn | Burnt | Burnt | Гореть, жечь |
---|---|---|---|
Learn | Learnt | Learnt | Учить |
Smell | Smelt | Smelt | Пахнуть |
Feel | Felt | Felt | Чувствовать |
Leave | Left | Left | Оставлять, покидать |
Meet | Met | Met | Встречать |
Dream | Dreamt | Dreamt | Мечтать |
Mean | Meant | Meant | Иметь в виду, подразумевать |
Keep | Kept | Kept | Держать, хранить |
Sleep | Slept | Slept | Спать |
Lend | Lent | Lent | Одалживать, давать в долг |
Send | Sent | Sent | Отправлять |
Spend | Spent | Spent | Проводить, тратить |
Build | Built | Built | Строить |
Lose | Lost | Lost | Терять, проигрывать |
Shoot | Shot | Shot | Стрелять |
Get | Got | Got | Получать |
Light | Lit | Lit | Зажигать, освещать |
Sit | Sat | Sat | Сидеть |
Buy | Bought | Bought | Покупать |
Bring | Brought | Brought | Приносить |
Catch | Caught | Caught | Ловить |
Fight | Fought | Fought | Бороться |
Teach | Taught | Taught | Учить, преподавать |
Sell | Sold | Sold | Продавать |
Tell | Told | Told | Рассказывать |
Find | Found | Found | Находить |
Have | Had | Had | Иметь |
Hear | Heard | Heard | Слышать |
Hold | Held | Held | Держать |
Read | Read | Read | Читать |
Say | Said | Said | Говорить, сказать |
Pay | Paid | Paid | Платить |
Make | Made | Made | Делать, производить |
Understand | Understood | Understood | понимать |
Stand | Stood | Stood | Стоять |
3 группа – вторая и третья формы не совпадают
Break | Broke | Broken | Ломать |
---|---|---|---|
Choose | Chose | Chosen | Выбирать |
Speak | Spoke | Spoken | Говорить |
Steal | Stole | Stolen | Красть |
Wake | Woke | Woken | Будить, просыпаться |
Drive | Drove | Driven | Водить |
Ride | Rode | Ridden | Ехать верхом |
Rise | Rose | Risen | Подниматься |
Write | Wrote | Written | Писать |
Beat | Beat | Beaten | Бить |
Bite | Bit | Bitten | Кусать |
Hide | Hid | Hidden | Прятать |
Eat | Ate | Eaten | Есть |
Fall | Fell | Fallen | Падать |
Forget | Forgot | Forgotten | Забывать |
Forgive | Forgave | Forgiven | Прощать |
Give | Gave | Given | Давать |
See | Saw | Seen | Видеть |
Take | Took | Taken | Брать |
Blow | Blew | Blown | Дуть |
Grow | Grew | Grown | Расти |
Know | Knew | Known | Знать |
Throw | Threw | Thrown | Бросать |
Fly | Flew | Flown | Летать |
Draw | Drew | Drawn | Рисовать |
Show | Showed | Shown | Показывать |
Begin | Began | Begun | Начинать |
Drink | Drank | Drunk | Пить |
Swim | Swam | Swum | Плавать |
Sing | Sang | Sung | Петь |
Ring | Rang | Rung | Звонить |
Run | Ran | Run | Бегать |
Come | Came | Come | Приходить |
Become | Became | Become | Становиться |
Be | Was/were | Been | быть |
Go | Went | Gone | Идти, ходить |
- Чтобы процесс запоминания неправильных глаголов выл более увлекательным, мы с моими студентами составляем совместные истории. То есть один человек достаёт карточку, вспоминает все формы и значения, а затем составляет предложение, используя вторую или третью форму. Следующий достаёт вторую карточку и продолжает историю. Как правило, получается очень смешно. А яркие положительные эмоции, особенно смех, как известно, способствуют запоминанию.
Не откладывайте в долгий ящик – лучше нарежьте вот прямо сейчас листочков, сделайте карточки – и вперёд! И найдите сообщника для составления историй.
Present Perfect Continuous (Present Perfect Progressive ) – настоящее длительное совершенное время. Present Perfect Continuous не пользуется большой популярностью в английском языке по трем причинам:
- Длинная форма.
- Узкий аспект употребления.
- Взаимозаменяемость. В некоторых случаях Present Perfect Continuous можно с легкостью заменить на Present Perfect без изменения смысла предложения.
Но это не значит, что нашу статью надо закрыть и забыть о существовании Present Perfect Continuous . Сфера употребления Present Perfect Continuous достаточно узкая, но это время занимает свое место в английском языке, и заменить его на другое иногда невозможно. Более того, в речи Present Perfect Continuous звучит очень эффектно, если вы используете его правильно.
Как образуется Present Perfect Continuous
Утверждение
Особенность этого времени в том, что в нем сочетаются два аспекта – Perfect и Continuous . Present Perfect Continuous образуется с помощью вспомогательного глагола to be в Present Perfect – have been (или has been для местоимений he , she , it и существительных в единственном числе). В качестве основного глагола выступает глагол + окончание -ing .
I /We /You /They + have been + глагол-ing | He /She /It + has been + глагол-ing |
---|---|
I have been
reading
. – Я читаю.
We have been waiting . – Мы ожидаем. You have been playing . – Вы играете. They have been working . – Они работают. |
He has been
running
. – Он бегает.
She has been laughing . – Она смеется. It has been
working
. – Оно работает. |
Отрицание
В отрицании появляется частица not , которую надо поставить между have (has ) и been .
I /We /You /They + have not been + глагол-ing | He /She /It + has not been + глагол-ing |
---|---|
I have not been
reading
. – Я не читаю.
We have not been waiting . – Мы не ожидаем. You have not been playing . – Вы не играете. They have not been working . – Они не работают. |
He has not been
running
. – Он не бегает.
She has not been laughing . – Она не смеется. It has not been
working
. – Оно не работает. |
Мы можем использовать сокращенные формы для глагола have (has ). В утвердительном предложении have /has объединяется с местоимением:
- You’ve been playing .
- She’s been laughing .
В отрицательном предложении have /has объединяется с not :
- We haven’t been waiting .
- He hasn’t been running .
Вопрос
В вопросительном предложении have /has выносится на первое место, а been остается с основным глаголом. Таким образом получается, что на первом месте у нас have (has ), после него подлежащее, затем been и замыкает эту длинную цепь основной глагол.
Have + I /we /you /they + been глагол-ing | Has + he /she /it + been глагол-ing |
---|---|
Have
I been
reading
? – Я читаю?
Have we been waiting ? – Мы ожидаем? Have you been playing ? – Вы играете? Have they been working ? – Они работают? |
Has
he been
running
? – Он бегает?
Has she been laughing ? – Она смеется? Has
it been
working
? – Оно работает? |
Для того чтобы вам было удобно изучать это время, мы разделили все его функции на три блока: зеленый (для начального уровня), желтый (для среднего), красный (для высокого).
Употребление Present Perfect Continuous
Начальный уровень
Время Present Perfect Continuous похоже одновременно и на Present Perfect , и на Present Continuous . У этого времени есть две главные функции: одна содержит в себе значение аспекта Continuous , вторая – аспекта Perfect .
- Мы используем Present Perfect Continuous
, если действие началось в прошлом, длилось какое-то время и все еще продолжается в настоящем. Эта функция показывает длительное действие, она досталась от аспекта Continuous
.
Как правило, в предложении указывается время действия, но без четких временных границ. То есть мы можем знать, когда действие началось, сколько оно длилось, но не знаем, когда закончится. Чтобы показать время, мы используем такие слова и выражения: lately (в последнее время, недавно), recently (недавно, на днях), quite a while (довольно долго), all day (весь день), а также предлоги for (в течение) и since (начиная с).
Tom has been watching TV all day . – Том смотрит телевизор весь день . (с самого утра Том начал смотреть телевизор, смотрел его весь день и сейчас все еще смотрит)
It has been raining for 3 hours. – Дождь идет в течение трех часов. (дождь начался три часа назад, продолжался в течение трех часов и сейчас все еще идет)
Поскольку эта функция показывает длительность, то и вопрос в Present Perfect Continuous обычно начинается с выражений how long (как долго, сколько времени) и since when (с каких пор, начиная с какого момента).
– How long has she been learning French? – Как долго она учит французский?
– She has been learning French for seven years. – Она учит французский в течение семи лет.– Since when have you been learning German? – С каких пор ты учишь немецкий?
– I have been learning German since yesterday. – Я учу немецкий со вчерашнего дня.Обратите внимание на перевод. Мы говорим о действии, которое продолжает длиться в настоящем, поэтому в переводе на русский язык глагол будет в настоящем времени.
- Мы используем Present Perfect Continuous
, если действие закончилось недавно и сейчас виден его результат. Эта функция досталась от аспекта Perfect
. Но, используя Perfect Continuous
, мы делаем ударение на то, что действие в прошлом длилось какое-то время.
Your clothes are dirty. What have you been doing ? – Твоя одежда грязная. Что ты делал ? (сейчас она грязная, значит, до этого он занимался чем-то, где можно было испачкаться)
I’ve been talking to Sandy about the problem and she agrees with me. – Я разговаривал с Сэнди об этой проблеме, и она со мной согласна. (в настоящем Сэнди согласна со мной, потому что мы обсуждали эту проблему в прошлом)
В этой функции время действия может указываться или не указываться.
We are very tired. We have been walking in the mountains. – Мы очень устали. Мы гуляли в горах.
We are very tired. We have been walking in the mountains since early morning. – Мы очень устали. Мы гуляли в горах c раннего утра.
Обратите внимание на перевод. В этой функции мы говорим о действии, которое уже закончилось, поэтому в переводе на русский язык глагол будет в прошедшем времени.
Где еще встречается Present Perfect Continuous
Средний уровень
- С такими глаголами, как work
, live
, feel
, teach
, используются как Present Perfect
, так и Present Perfect Continuous
без разницы в значении. Эти глаголы подразумевают, что действие занимает длинный промежуток времени, то есть становится уже постоянным состоянием.
I’ve worked here for 20 years. = I’ve been working here for 20 years. – Я работаю здесь 20 лет.
Her family has lived in Moscow since 1781. = Her family has been living in Moscow since 1781. – Ее семья живет в Москве с 1781 года.
Если вы хотите подчеркнуть, что ситуация временная, используйте Present Perfect Continuous .
- (глаголы состояния) чаще всего не используются в Present Perfect Continuous
. Но, как это часто бывает в английском языке, есть исключения. Если мы хотим эмоционально выделить какое-то действие, то можем использовать Present Perfect Continuous
. Очень часто в этой функции используются глаголы mean
(собираться, намереваться), want
(хотеть), wish
(желать), другие глаголы состояния встречаются реже.
We’ve been wishing to visit India for ages. – Мы хотим посетить Индию уже много лет.
He’s been thinking it over. – Он это обдумывает . = Он долго над этим размышляет .
Сложные случаи употребления Present Perfect Continuous
Высокий уровень
- Present Perfect Continuous
используется вместе с Past Simple
в сложных предложениях с союзом since
. В придаточном, которое начинается с since
, мы используем Past Simple
, оно является точкой отсчета для действия в главном предложении. А в главном предложении будет Present Perfect Continuous
.
Silvia has been playing tennis since she was ten. – Сильвия играет в теннис с тех пор , как ей исполнилось десять. (она занимается теннисом с десяти лет)
- Мы используем Present Perfect Continuous
, когда делаем вывод из того, что мы увидели или услышали, в большинстве случаев с оттенком недовольства или критики.
Who has been messing around with my papers?! How should I work now?! – Кто рылся в моих бумагах?! Как мне теперь работать?!
He has been eating chocolate though he knows that he is allergic to it! – Он ел шоколад, хотя знает, что у него аллергия!
Present Perfect Continuous показывает возмущение действием, которое произошло один раз, в то время как Present Continuous предполагает недовольство действием, которое постоянно повторяется.
Present Perfect Continuous – время с устрашающим названием и длинной формой образования. Но внешность обманчива, у него всего 2 основные функции в языке: показать длительное действие и действие с результатом. Остальные функции можно считать производными. Если вы вдруг забудете, как образуется Present Perfect Continuous , вы всегда можете посмотреть в таблице. А для того чтобы ничего не забыть пройдите тест.
(*.pdf, 186 Кб)
Тест
Present Perfect Continuous – настоящее длительное совершенное время в английском языке
Настоящее совершенное продолженное время – явление, на первый взгляд, немного парадоксальное в английском языке: как действие может быть одновременно свершившимся и продолжающимся? Разберемся с помощью конкретного примера:
В предложенном выше примере рассматривалось действие, продолжавшееся некоторое время, начиная с некоего момента в прошлом, и только что закончившееся. От времен группы Continuous данная форма получила обязательную длительность действия, а от времен группы Perfect – наличие некоего результата от свершившегося действия (в нашем случае это сырые листья, трава и почва).
Однако возможны ситуации, когда действие, продлившееся до настоящего момента, не завершается, а продолжается дальше. В таких ситуациях также употребляется Present Perfect Continuous, но обычно указывается временная продолжительность действия вплоть до настоящего момента, например:
В этом случае указанная продолжительность действия представляет собой некий весомый результат для настоящего.
Утвердительное предложение
Структура предложения в Present Perfect Continuous основывается на сочетании элементов тех временных групп, которые включены в название: Present указывает на то, что первый (и главный) вспомогательный будет стоять в настоящем времени, Perfect – на то, что этим вспомогательным глаголом будет , а затем последует третья форма некоего глагола, а Continuous – на то, что в третьей форме будет стоять глагол to be, за которым последует смысловой глагол с окончанием –ing. В итоге получается следующая схема построения :
have/has been Ving
Вот несколько примеров утвердительных предложений со сказуемым в настоящем совершенном продолженном времени:
Отрицание
При построении отрицательного предложения в данной временной форме следует помнить, что частица not добавляется к первому вспомогательному глаголу (haven ’t /hasn’t ). Проследим это явление на конкретных примерах:
В силу специфики данной временной формы употребление ее в отрицательных предложениях несколько ограничено узким контекстом.
Вопросы
Общие вопросы со сказуемым в данной временной форме строятся за счет переноса вспомогательного глагола на первое место:
При построении специального вопроса к этой же схеме добавляется вопросительное слово, которое и займет первое место в предложении:
Вопрос к подлежащему также начинается с вопросительного слова — Who (кто ) или What (что) — но в данном случае оно заменяет подлежащее, играет его роль, поэтому другого подлежащего в предложении быть не может, и слова выстраиваются в следующую схему:
Альтернативный вопрос предусматривает выбор между двумя или более опциями, выраженный посредством союза o r/или и строится так же, как и общий вопрос:
Вопрос-«ярлычок», необходимый для выражения сомнения в содержании того или иного предложения, называемый также разделительным вопросом , строится при помощи вспомогательного глагола haven’t/hasn’t для утвердительного и have/has для отрицательного предложения, за которым следует соответствующее подлежащее, выраженное личным местоимением:
…утвердительное…, haven ’t/hasn’t + SP ? | It has been snowing, isn’t it ? | Прошел снег, не так ли? |
Maria has been learning English for two years, hasn’t she ? | Мария учит английский уже два года, не так ли? | |
Tom has been smoking too much recently, hasn’t he? | Том курит слишком много в последнее время, не правда ли? | |
…отрицательное…, have /has + SP ? | You haven’t been looking for us, have you? | Вы не искали нас, не правда ли? |
Ann hasn’t been working for two hours, has she? | Энн не работала в течение двух часов, не правда ли? | |
The girls haven’t been swimming, have they? | Девочки не плавали, не правда ли? |
Употребление
Как уже было сказано выше, сказуемое в Present Perfect Continuous выражает действие, начавшееся в прошлом, продолжавшееся какое-то время, и либо закончившееся только что, либо продолжающееся, но в такой ситуации бывает указана его продолжительность:
На необходимость употребления временной формы Present Perfect Continuous в предложении часто указывают слова-маркеры – предлоги since (c; c тех пор, как) и for (в течение, на протяжении).
Часто путаницу вызывают спорные ситуации выбора употребления времен Present Perfect и Present Perfect Continuous. Для того, чтобы не допустить недоразумений, рассмотрим разницу в сфере употребления этих двух схожих временных форм на конкретных примерах:
Present Perfect | Present Perfect Continuous |
действие завершено, и это создает определенный результат в настоящем | действие длилось до настоящего момента, и именно эта длительность важна |
The walls in the room were white. Now they are orange. Tom has painted them. | Tom ’s clothes are covered in paint. He has been painting his room. |
Стены в комнате были белыми. Сейчас они оранжевые. Том их покрасил. | Одежда Тома покрыта краской. Он красил свою комнату. |
важен результат – покрашенные стены, неважно, сколько времени было потрачено на процесс покраски | неважно, покрашена ли комната до конца, то есть не важен результат, но важна продолжительность, которая и привела к запятнанной одежде |
Временная форма Present Perfect Continuous, хотя и является ограниченной узким контекстом, встречается в живой английской речи довольно часто, доказывая тот факт, что ситуации, в которых важна именно длительность действия, довольно широко распространены.
Если внимательно изучить , то можно заметить, что основное значение данного времени заключается в передачи связи некого процесса с настоящим моментом. Если проще, то пара present perfect & present perfect continuous очень похожа на present simple & present continuous. Одно время в каждой паре служит для передачи фактов (результатов в случае с perfect simple ), а другое указывает на процесс. Но эти «процессы» не похожи друг на друга.
present perfect continuous правила и примеры
Итак, рассмотрим present perfect continuous правила и примеры . Выделяют 3 основных случая, когда можно (и даже нужно) использовать present perfect continuous .
правило |
пример |
перевод |
Для выражения процесса, который длился какой-то период времени, но только что завершился. Он связан с настоящим, виден определённый результат. |
I have been tidying up the house for three hours so I look tired. |
Я убирала дом три часа, поэтому выгляжу уставшей. |
Для выражения действия, которое началось некоторое время назад и по-прежнему длится в момент речи. |
Look! She has been reading that book since yesterday. |
Смотри! Она читает ту книгу со вчерашнего дня. |
Для передачи действия, которое происходило регулярно на протяжении длительного периода времени и по-прежнему происходит. |
Every morning he drinks the same coffee. He has been doing this for five years. |
Каждое утро он пьёт одно и то же кофе. Он делает это на протяжении пяти лет. |
Особенности употребления present perfect continuous. Вопросы и отрицания
Употребление present perfect continuous очень похоже на обычное перфектное время. Просто для present perfect continuous используется не 3-я форма смыслового глагола, а инговая. Наверное, вы заметили окончание –ing в каждом примере. Если нужно образовать отрицание, используйте ‘haven’t been’ и ‘hasn’t been’ . Употребление present perfect continuous в вопросах ограничивается необходимостью выносить вспомогательный глагол перед субъектом. Обратите внимание на следующие примеры.
(-) She hasn’t been asking any questions for three days. – Она ничего не спрашивает 3 дня.
(?) Has it been raining here? – Здесь шёл дождь?
Как тренировать отличие present perfect от present perfect continuous?
Надеемся, эта статья на тему «present perfect continuous правила и примеры » помогла вам разобраться. Желаем успехов в покорении вершин английского языка и будем рады оказать помощь в его изучении!
- Назад
- Вперёд
You have no rights to post comments