Кто автор пикник на обочине. Знакомство с Зоной Посещения. Продолжения и подражания

По мотивам повести снят вышедший в 1979 году фильм Андрея Тарковского «Сталкер ». В 2000 году в США было объявлено о намерениях поставить новую крупнобюджетную экранизацию .

Создание и публикации

Повесть была написана братьями Стругацкими в 1971 году (первые наброски сделаны с по 27 января в Ленинграде , чистовой вариант закончен с 28 октября по 3 ноября в Комарово).

Впервые опубликована с продолжением в 1972 году в журнале «Аврора» (Ленинград) . Отрывок из повести (фрагмент пролога и начало первой части) был опубликован в составе 25 тома «Библиотеки современной фантастики » (1973) . Повесть также публиковалась в газете «Молодёжь Эстонии» (Таллин) с декабря по февраль 1978 годов .

«Пикник на обочине» не удавалось выпустить книжным изданием в Советском Союзе (первое англоязычное издание вышло в США в 1977 году ) на протяжении 8 лет - первый договор на издание его в составе сборника был заключён авторами с издательством «Молодая гвардия » в 1972 году, готовая рукопись одобрена и прошла первую редактуру в 1973 году , однако из-за последующих многочисленных проволочек и откровенного саботажа нового состава редакции сборник под названием «Неназначенные встречи» вышел только в 1980 году в изменённом составе и с многочисленными исправлениями в тексте «Пикника», часто малоосмысленными (например, название города «Хармонт» было изменено на «Мармонт», название группы сталкеров «Варр» - на «Веер» и т. д.), а в других случаях отражающие эстетические и идеологические установки редакции (убраны «грубые» реплики персонажей, добавлены «материалистические» объяснения для некоторых порождаемых Зоной явлений и т. д.). Значительная часть связанных с историей этой публикации документальных материалов (в том числе переписка авторов с редакцией с обсуждением претензий и предлагаемой правки) опубликована в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие».

Впоследствии повесть переиздавалась регулярно.

Сюжет

Действие повести происходит на Земле предположительно в 70-е годы XX века в городке Хармонт , в выдуманной англоязычной стране .

Примерно за 13 лет до описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре происходит высадка инопланетных пришельцев . Зоны расположены вдоль так называемого радианта Пильмана - мысленной линии, соединяющей Землю и Денеб . Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут и всё население было из них срочно эвакуировано. Сами зоны обнесены строго охраняемым ограждением и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны - могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые - крайне опасное оружие.

Герой книги доктор Валентин Пильман образно предполагает, что все эти «пустышки», «этаки», «браслеты» - это космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни человеческому пикнику на обочине дороги и забытым там банкам и бутылкам.

Одна из Зон собственно и оказалась невдалеке от города Хармонт. Главный герой книги Рэдрик Шухарт становится сталкером, то есть зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты. Сюжет книги построен как описание жизни Шухарта от 23 лет до 31 года. Он был нелегальным сталкером, преступником, отсидел срок в тюрьме, был и официальным сотрудником Института внеземных культур. Основная тема - это моральный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны и того, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных игрушек, неизвестно зачем оставленных пришельцами.

В конце книги Шухарт планирует и осуществляет свою заключительную миссию в Зоне, он решает найти «Золотой Шар» - артефакт, который согласно сталкерской легенде может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Шухарт идёт к Шару, будучи совершенно разочарованным в своей жизни и в людях, как к последней надежде. Сложность миссии состоит не только в том, что дорога к Шару смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы - одной человеческой жизни. И Шухарт приносит эту жертву в виде своего спутника, юноши, который напросился к нему в ученики - Артура Барбриджа.

Зона

Зона Посещения - представляет собой участок местности на Земле - результат так называемого Посещения . На Земле насчитывается 6 Зон. Зоны необитаемы, в них не могут жить люди и животные. Многие из тех, кто не успел вовремя эвакуироваться из Зон, пострадали - ослепли, перенесли болезни.

Зона, которая возникла недалеко от города Хармонт, представляет собой частично городские руины, здание завода, карьер, пустынную равнинную местность и горы. Предположительно её площадь достигает десятков квадратных километров. Зона содержит в себе большое число аномалий, в том числе и различных «ловушек», опасных для человека. Расположение аномалий в зоне постоянно меняется, несмотря на то что в присутствии человека зона кажется «статичной». У Зоны есть собственная чётко очерченная граница, то есть никакие аномалии (например, переносимый ветром «жгучий пух»), на первый взгляд беспорядочно перемещающиеся по Зоне, никогда не пересекают её границ. Зона также ограничена по периметру, который охраняется военными. Официально в нее можно было попасть через Предзонник расположенного рядом с ней Института Внеземных Культур.

Приборы не зашкаливают. Повышенного электрического, магнитного, радиационного фона не наблюдается.

Сталкеры, которые посещают Зону на свой страх и риск, ориентируются в ней благодаря своим чрезвычайно развитым рефлексам, интуиции и возможно какой-то сверхчувствительности (Рэдрик Шухарт, герой книги, описывает у самого себя внезапные приступы, когда он начинал различать запахи так же хорошо, как собака). Типичный способ прокладывать маршрут в Зоне - это бросать по пути гайки, которые могут выявить опасные флуктуации типа комариных плешей.

Герои произведения

Аномалии

Также описано много явлений, не имеющих названия.

Артефакты Зоны

  • Белый обруч - белое кольцо из легкого металлического материала. Будучи насаженное на тонкий горизонтальный стержень и слегка раскрученное, продолжает движение до тех пор, пока силой не будет остановлено. Первый найденный в Зоне «вечный двигатель ». По ошибке сначала был принят за «браслет» (см. ниже), однако отличается цветом, весом и диаметром.
  • Браслеты - металлические кольца, благотворно влияющие на здоровье человека.
  • Булавки - устройства стержневого типа. Некоторые при определенных условиях начинают «говорить» - отображать последовательность спектрально чистых цветов видимого спектра.
  • Золотой шар - место исполнения сокровенных желаний. Реальный объект, имеющий форму шара, однако никаких прямых доказательств его мистической силы не существует. Возможно, именно из-за этого он оброс легендами. Книга не дает ответа, обладает ли этот Шар вообще какими-либо внеземными свойствами.
  • Зуда - устройство неизвестной фактуры, инициируемое одним или несколькими сдавливаниями между пальцев. В инициированном состоянии испускает некие волны и/или звук на некой частоте (инфразвук?), вызывающие чувства страха и дискомфорта. По показаниям Рэдрика Шухарта первыми работающую Зуду чувствуют собаки и предположительно другие животные. Зафиксирован как минимум один случай, когда Зуда была использована против людей.
  • Пустышки (гидромагнитная ловушка) - диски-колбы - два медных диска, пространство между которыми не заполнено никакой дополнительной материей (в том числе и полевой), но которые при этом сохраняют взаимное расположение при произвольных нагрузках. Предположительно использовались внеземными цивилизациями как сосуды. Упоминаются в двух вариантах - большие и малые. Была найдена и отправлена на исследование как минимум одна «пустышка» с содержимым - вязкой жидкостью синего цвета.
  • Смерть-лампа - устройство, вырабатывающее излучение неизвестной природы, губительно влияющее на земные организмы. В произведении упоминается только рассказ о единственном случае нахождения устройства:

Восемь лет назад, - скучным голосом затянул Нунан, - сталкер по имени Стефан Норман и по кличке Очкарик вынес из Зоны некое устройство, представляющее собою, насколько можно судить, нечто вроде системы излучателей, смертоносно действующих на земные организмы. Упомянутый Очкарик торговал этот агрегат Институту. В цене они не сошлись, Очкарик ушел в Зону и не вернулся. Где находится агрегат в настоящее время - не известно…

  • Черные брызги - небольшие черные образования, имеющие форму, приближенную к шарику. До неузнаваемости искажают попадающий в них пучок света (выходит с задержкой и более низкой частотой). Кроме как в ювелирном деле, никакого применения не нашли. Влияние на человека не изучено. Существует также предположение, согласно которому эти образования являются гигантскими областями пространства с иной метрикой, принявшими под воздействием нашего пространства компактную трехмерную форму.
  • Этак - вечная батарейка. Нашла широкое военное применение, привела к отказу от нефтяного топлива. Главное ее достоинство - при определенных условиях размножается делением. Одного «этака» достаточно, чтобы приводить в движение легковой автомобиль.

В повести в разговорах также упоминаются другие различные артефакты, например «рачий глаз» или «гремучие салфетки», но описание этих артефактов отсутствует.

Награды и номинации

  • 1977 год . Награда Джона Кемпбелла за книгу года.
  • 1978 год . После выпуска «Пикника на обочине» в США братья Стругацкие стали почетными членами «Общества Марка Твена» за «выдающийся вклад в жанр Фантастики».
  • 1979 год . На скандинавском конгрессе фантастической литературы книга была награждена премией Жюля Верна «За лучшую книгу года».
  • 1981 год . На Шестом французском фестивале фантастики в Метце братья Стругацкие были награждены за лучшую иностранную книгу года.

Адаптации

Продолжения и подражания

Цитаты

  • Сталкеров в рай без очереди пропускают!
  • Дальше в Зону - ближе к небу…
  • Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!
  • С Зоной ведь так: с хабаром вернулся - чудо, живой вернулся - удача, патрульная пуля мимо - везенье, а все остальное - судьба…
  • Каждый за себя, один бог за всех.

См. также

  • Сталкер - фильм, снятый по мотивам повести
  • Хармонт - вымышленный город, в котором происходит действие повести
  • Термины «сталкинг » и «хабар »
  • S.T.A.L.K.E.R. - компьютерная игра, во многом наследующая идеи романа
  • «Сфера» - роман о золотом шаре, материализующем мысли людей

Примечания

  1. Чупринин С. Фантасты братья Стругацкие: Жизнь и творчество . "Русская фантастика". Проверено 1 июня 2009.
  2. "Visitation" rights for "Destination" duo (англ.) . Variety (8 сентября 2000 г.). Проверено 4 ноября 2008.
  3. Ант Скаландис. Братья Стругацкие. - М., АСТ, 2008. - 704 с.
  4. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Пикник на обочине: Фантастическая повесть / Худож. Г.Ковенчук, Ш.Клаич // Аврора. - 1972. - № 7. - С. 28-43; № 8. - С. 38-51; № 9. - С. 38-51; № 10. - С. 42-51.
  5. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Пикник на обочине: Отрывок из повести // Антология. - М.: Молодая гвардия, 1973. - С. 112-151. - (Библиотека современной фантастики. - Т. 25).
  6. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Пикник на обочине: Фантастическая повесть // Молодежь Эстонии. - 1977. - 2; 3 (С. 4); 6; 7; 8; 9; 10; 13; 14; 15 (С. 4); 16; 17; 20 (С. 4); 21 (С. 4); 22 (С. 4); 23; 24; 27; 28; 30; 31 дек. - С. 3; 1978. - 3; 4; 5; 6; 7; 10; 11; 12; 13; 14 (С. 4); 17; 18; 19; 20; 21 (С. 4); 24; 25; 26; 27; 28; 31 (С. 4) янв. - С. 3. - 1; 3; 4; 7; 9; 10 (С. 4) февр. - С. 3.
  7. Strugatsky, Arkady and Boris. Roadside Picnic / Tale of the Troika (Best of Soviet Science Fiction) translated by Antonina W. Bouis. New York: Macmillan Pub Co, 1977, 245 pp. ISBN 0-02-615170-7. LCCN: 77000543.
  8. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Неназначенные встречи: Научно-фантастические повести / Ю.Смелков, «Человек настоящего - человек будущего» (послесл.); Худож. В.Гошко. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 352 с, ил. - (Библиотека советской фантастики).
  9. Светлана Бондаренко (сост.). Неизвестные Стругацкие: От «Отеля» до «За миллиард лет…»: черновики, рукописи, варианты. - М., АСТ, 2006. - 640 с.
  10. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. За миллиард лет до конца света: Повести / Худож. П.Караченцов. - М.: Советский писатель, 1984. - 416 с, ил.
  11. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Повести / Ю. Андреев, «Чтобы не наступил конец света!» (послесл.); Худож. В.Мишин. - Л.: Лениздат, 1988. - 496 с, ил. - (Повести ленинградских писателей).
  12. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Отель «У погибшего альпиниста». Пикник на обочине: Повести / Худож. В.Любаров. - М.: Юридическая литература, 1989. - 256 с, ил.
  13. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Посещение: Повести / Худож. В.Любаров. - М.: Юридическая литература, 1989. - 256 с, ил. - (Волшебный фонарь).
  14. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. Октябрь 2003 : «По замыслу авторов это, скорее всего, Канада . Или какая-нибудь Австралия . Словом - британская в прошлом колония».
  15. Клички сталкеров, погибших в Зоне, написаны курсивом.
  16. В фильме Тарковского по мотивам произведения к гайкам привязывали белые бинты, чтобы их было лучше видно в полете.
  17. Stalker (англ.) . Circus Maximus. Проверено 4 ноября 2008.
  18. Helmer on a "Picnic" (англ.) . Variety (30 июля 2006). Проверено 4 ноября 2008.
  19. Roadside Picnic (англ.) . Holywood.com. Проверено 4 ноября 2008.
  20. Roadside Picnic на Internet Movie Database
  21. Булычев К. Спасите Галю!: Рассказ // НФ: Сборник научной фантастики. - Вып. 34. - М.: Знание, 1991. - С. 169-186. (Впоследствии неоднократно переиздавался)

«Пикник на обочине» – это классика литературы 20-го века. Произведение, которое стало легендарным в первые годы после выхода в печать. Оно принадлежит перу братьев Стругацких, творивших вместе интереснейшие фантастические романы и повести, которые до сих пор читают все новые и новые поколения.

В доказательство популярности данной книги можно привести то, что по ней в 1979 году режиссером Андреем Тарковским был снят фильм «по мотивам», также ставший классикой, под названием «Сталкер».

Сюжетная линия берет свое начало в конце 20-го века в городе под названием Хармонт. Располагается он неподалеку от одной из так называемых Зон Посещения. Такие Зоны, а их на планете Земле насчитывается около шести – это местность, где за два-три года до представленных событий приземлились на какое-то время пришельцы из Космоса. Они оставили множество материальных следов собственного существования и нахождения здесь.

Эта Зона обнесена и надежно охраняется, входить в Зону разрешено исключительно по специальным пропускам тем, кто является сотрудниками Международного института внеземных культур (МИВК).

Но, как всегда, найдутся ребята и мужчины, которых называют сталкерами. Именно они попадают в Зону, вывозят оттуда все, что у них получится найти, и перепродают скупщикам диковины неземного происхождения.

Человек, некогда бывший сталкером по имени Рэдрик Шухарт, теперь является работником МИВК. Он трудится помощником у перспективного научного сотрудника по имени Кирилл Панов, который посвятил себя исследованию одной из наиболее интересных вещей, которые были найдены в Зоне. Речь идет о предмете под названием «пустышка».

Это – два диска из меди, габариты которого сравнимы с чайной тарелочкой. Между ними имеется определенное расстояние, примерно в пятьдесят сантиметров. Однако развести или, наоборот, прижать их просто не получается.

Шухарт, которому Панов пришелся по душе, хочет сделать ему подарок и приглашает с собой посетить Зону, чтобы найти там заполненную «пустышку». Во внутренней части у нее есть «что-то синего цвета», сам герой видел подобную в течение собственных путешествий в Зону.

Надев протекционные костюмы, они начинают путешествие в Зону. Через определенное время Панов нечаянно касается спиной непонятно откуда взявшейся паутины серебристого оттенка. Шухарту это не понравилось, однако в Зоне с молодым ученым все было в порядке.

Они успешно пересекают границу Зоны и оказываются в привычном для них мире. Там через несколько часов Панов умирает от инфаркта. Бывший сталкер уверен, что в этой гибели виновен он, потому что не заметил паутину. Ведь в Зоне не бывает ничего не значащих деталей, каждая мелочь и даже пустяк могут оказаться сильнейшей опасностью. Он, будучи сталкером, должен был помнить об этом.

Через три года опытный сталкер, который уволился из МИВК сразу после кончины Панова, начинает работать в соответствии со своим призванием. Ведь это труд всей его жизни, как он успел понять за долгие годы. У него есть любимая женщина, и подрастает дочь по имени Маша. Он и его супруга Гута привыкли называть ее Мартышкой.

Дети, рожденные в семье сталкеров, совсем не похожи на всех остальных. Мартышка в этом случае далеко не исключение. Ее тело и лицо покрыты густой и темной шерсткой, в то же время, в остальном она такой же ребенок, как и все остальные: любит разговаривать, встречаться с остальными сверстниками. Другие дети, к слову, тоже очень ее любят.

Шухарт решает отправиться в Зону с помощником и знакомым, которого зовут Стервятник Барбридж. А зовут его так, потому что он очень жесток по отношению к тем сталкерам, с которыми ранее работал. Выйти из Зоны этот человек не может, потому что он переломал обе ноги. Случилось так, что этот бывалый сталкер ступил в “ведьмин студень”. В результате чего в области ниже коленных суставов ноги стали как будто резиновыми. То есть в прямом смысле возможно перевязать узлом. Этот человек умоляет Шухарта не покидать его, давая слово рассказать и показать, где именно в Зоне находится легендарный Золотой шар, который исполняет все пожелания.

Герой не верит ему, будучи уверенным, что Золотой шар – это всего лишь выдумка верящих в приметы сталкеров. Жестокий стлкер же уверяет его, что Золотой шар действительно существует и ему самому уже удалось получить от него достаточно много. Так, у него и его жены появились на свет двое очаровательных и здоровых детей, которых зовут Дина и Артур.

Шухарт, который так и не поверил в то, что Золотой Шар существует, все-таки вызволяет Стервятника из этой области и относит его к доктору. Он является специалистом по таким болезням, которые напрямую спровоцированы воздействием Зоны. Несмотря на этом, ноги Стервятнику спасти не получается.

Решив в тот же день отправиться с украденными из Зоны вещами к скупщикам, Шухарт оказывается в западне, где он попадает под арест и ему выносится приговор – три года тюремного заключения.

Отбыв назначенный ему срок и оказавшись на свободе, он видит свою маленькую Мартышку очень сильно изменившейся. Настолько, что доктора уверяют, что она уже не является человеком. Она не только сильно изменилась внешне, суть в том, что она даже ничего не понимает из происходящего.

Чтобы помочь дочери, Шухарт решает отправить к Золотому шару: Стервятник, не забывая о том, что тот не оставил его погибать в Зоне, дает ему свою карту. Используя ее, он объясняет, как быстрее всего отыскать этот шар, и просит, чтобы Шухарт «замолвил словечко» и за него. То есть попросил у Шара о возвращении ему ног: “Зона взяла, быть может, она же и вернет”.

На пути к исполнению желаний необходимо будет справиться с множеством препятствий, которыми испещрена Зона. Однако самым страшным является «мясорубка», в которой один из сталкеров обязан быть принесен Зоне в качестве жертвы для того, чтобы его напарник смог подойти к этому шару и попросить об исполнении желания.

Барбридж рассказал обо всем этом Шухарту и даже предложил кандидата, который сможет стать замечательной «человеческой отмычкой». Это может оказаться и кто-нибудь из его людей, которых ему совсем не жалко. Но герой решил взять с собой Артура, сына Стервятника. Того самого красивого юношу, который был вымолен у Зоны. Он отчаянно и яростно молил героя взять его с собой в путешествие. Молодой человек догадался, что Шухарт решил отправиться на поиски шара, который исполняет все желания.

Безусловно, герою жаль молодого человека, но он без особого труда убеждает себя в том, что особенной альтернативы у него нет: либо этот молодой красавец, либо его любимая дочь. Они оба с трудом, но пересекают абсолютно все ловушки, которые расставила Зона. В конце концов, они оказываются у шара, к которому Артур бросается с криком: «Радость для каждого! Просто так! Очень много счастья! Каждый должен прийти сюда! Ведь его хватит для всех! Никто не покинет Зону обиженным!». В это же мгновение ужасающая сила «мясорубки» подхватывает его и перекручивает, как женщины, которые выкручивают постиранное ими белье.

Насколько реалистичным может быть фантастический роман? Аркадий и Борис Стругацкие показывают, что часто фантастика слишком тесно переплетается с реальностью, и становится сложно отделить одно от другого. Их роман «Пикник на обочине» можно назвать выдающимся произведением, которое повлияло на разные области развлечений. Так, на основе его сюжета и главной идеи были созданы другие романы и повести, придуманы фильмы, сериалы, компьютерные игры. Мир, созданный писателями, словно зажил своей жизнью, не зависимой от сюжета книги.

События романа происходят примерно в 70-е гг. 20 века в вымышленной стране. За несколько лет до описываемых событий на Земле появились шесть странных Зон. В них стали происходить такие явления, которые нельзя объяснить законами физики. Оказалось, что ни люди, ни животные не могут там жить, поэтому была произведена эвакуация.

В Зонах находятся необычные предметы – артефакты, обладающие особыми свойствами. Они стоят очень дорого, некоторые могут быть полезны, другие – опасны. Есть люди, которые отправляются в Зоны за этими предметами, рискуя жизнью. Их называют сталкерами. Ученые предполагают, что Зоны были созданы инопланетянами, а артефакты – это будто забытые вещи после пикника на обочине.

Неподалеку от городка Хармонт есть одна из таких Зон. Главный герой книги Рэдрик становится сталкером, желая иметь много денег и ни в чем себе не отказывать. Но Зона также таит в себе опасности, а походы туда имеют свои последствия. Какой нравственный выбор придется совершить Рэдрику, чтобы исполнить свое самое главное желание? Да и каким оно будет, это желание?

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Пикник на обочине" Аркадий и Борис Стругацкие бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

Пикник на обочине

Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Р.П.Уоррен

Из интервью, которое специальный корреспондент Хармонтского радио взял у доктора Валентина Пильмана по случаю присуждения последнему Нобелевской премии по физике за 19… год:

- …Вероятно, вашим первым серьёзным открытием, доктор Пильман, следует считать так называемый радиант Пильмана?

Полагаю, что нет. Радиант Пильмана - это не первое, не серьёзное и, собственно, не открытие. И не совсем моё.

Вы, вероятно, шутите, доктор. Радиант Пильмана - понятие, известное всякому школьнику.

Это меня не удивляет. Радиант Пильмана и был открыт впервые именно школьником. К сожалению, я не помню, как его звали. Посмотрите у Стетсона в его «Истории Посещения» - там всё это подробно рассказано. Открыл радиант впервые школьник, опубликовал координаты впервые студент, а назвали радиант почему-то моим именем.

Да, с открытиями происходят иногда удивительные вещи. Не могли бы вы объяснить нашим слушателям, доктор Пильман…

Послушайте, земляк. Радиант Пильмана - это совсем простая штука. Представьте себе, что вы раскрутили большой глобус и принялись палить в него из револьвера. Дырки на глобусе лягут на некую плавную кривую. Вся суть того, что вы называете моим первым серьёзным открытием, заключается в простом факте: все шесть Зон Посещения располагаются на поверхности нашей планеты так, словно кто-то дал по Земле шесть выстрелов из пистолета, расположенного где-то на линии Земля-Денеб. Денеб - это альфа созвездия Лебедя, а точка на небесном своде, из которой, так сказать, стреляли, и называется радиантом Пильмана.

Благодарю вас, доктор. Дорогие хармонтцы! Наконец-то нам толком объяснили, что такое радиант Пильмана! Кстати, позавчера исполнилось ровно тринадцать лет со дня Посещения. Доктор Пильман, может быть, вы скажете своим землякам несколько слов по этому поводу?

Что именно их интересует? Имейте в виду, в Хармонте меня тогда не было…

Тем более интересно узнать, что вы подумали, когда ваш родной город оказался объектом нашествия инопланетной сверхцивилизации…

Честно говоря, прежде всего я подумал, что это утка. Трудно было себе представить, что в нашем старом маленьком Хармонте может случиться что-нибудь подобное. Гоби, Ньюфаундленд - это ещё куда ни шло, но Хармонт!

Однако в конце концов вам пришлось поверить.

В конце концов да.

И что же?

Мне вдруг пришло в голову, что Хармонт и остальные пять Зон Посещения… впрочем, виноват, тогда было известно только четыре… что все они ложатся на очень гладкую кривую. Я сосчитал координаты радианта и послал их в «Нэйчур».

И вас нисколько не взволновала судьба родного города?

Видите ли, в то время я уже верил в Посещение, но я никак не мог заставить себя поверить паническим корреспонденциям о горящих кварталах, о чудовищах, избирательно пожирающих стариков и детей, и о кровопролитных боях между неуязвимыми пришельцами и в высшей степени уязвимыми, но неизменно доблестными королевскими танковыми частями.

Вы были правы. Помнится, наш брат информатор тогда много напутал… Однако вернёмся к науке. Открытие радианта Пильмана было первым, но, вероятно, не последним вашим вкладом в знания о Посещении?

Первым и последним.

Но вы, без сомнения, внимательно следили всё это время за ходом международных исследований в Зонах Посещения…

Да… Время от времени я листаю «Доклады».

Вы имеете в виду «Доклады Международного института внеземных культур»?

И что же, по вашему мнению, является самым важным открытием за все эти тринадцать лет?

Сам факт Посещения.

Простите?

Сам факт Посещения является наиболее важным открытием не только за истёкшие тринадцать лет, но и за всё время существования человечества. Не так уж важно, кто были эти пришельцы. Неважно, откуда они прибыли, зачем прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твёрдо знает: оно не одиноко во Вселенной. Боюсь, что институту внеземных культур уже никогда больше не повезёт сделать более фундаментальное открытие.

Это страшно интересно, доктор Пильман, но я, собственно, имел в виду открытия технологического порядка. Открытия, которые могла бы использовать наша земная наука и техника. Ведь целый ряд очень видных учёных полагает, что находки в Зонах Посещения способны изменить весь ход нашей истории.

Н-ну, я не принадлежу к сторонникам этой точки зрения. А что касается конкретных находок, то я не специалист.

Однако вы уже два года являетесь консультантом Комиссии ООН по проблемам Посещения…

Да. Но я не имею никакого отношения к изучению внеземных культур. В КОПРОПО я вместе со своими коллегами представляю международную научную общественность, когда заходит речь о контроле за выполнением решения ООН относительно интернационализации Зон Посещения. Грубо говоря, мы следим, чтобы инопланетными чудесами, добытыми в зонах, распоряжался только Международный институт.

А разве на эти чудеса посягает ещё кто-нибудь?

Вы, вероятно, имеете в виду сталкеров?

Я не знаю, что это такое.

Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда всё, что им удаётся найти. Это настоящая новая профессия.

Понимаю. Нет, это вне нашей компетенции.

Ещё бы! Этим занимается полиция. Но было бы интересно узнать, что именно входит в вашу компетенцию, доктор Пильман…

Имеет место постоянная утечка материалов из Зон Посещения в руки безответственных лиц и организаций. Мы занимаемся результатами этой утечки.

Нельзя ли чуточку поконкретней, доктор?

Давайте лучше поговорим об искусстве. Неужели слушателей не интересует моё мнение о несравненной Гвади Мюллер?

О, разумеется! Но я хотел бы сначала покончить с наукой. Вас как учёного не тянет самому заняться инопланетными чудесами?

Как вам сказать… Пожалуй.

Значит, можно надеяться, что хармонтцы в один прекрасный день увидят своего знаменитого земляка на улицах родного города?

Не исключено…

1. Рэдрик Шухарт, 23 года, холост, лаборант Хармонтского филиала Международного института внеземных культур

Накануне стоим это мы с ним в хранилище уже вечером, остаётся только спецовки сбросить, и можно закатиться в «Боржч», принять в организм капельку-другую крепкого. Я стою просто так, стену подпираю, своё отработал и уже держу наготове сигаретку, курить хочется дико, два часа не курил, а он всё возится со своим добром: один сейф загрузил, запер и опечатал, теперь другой загружает, берёт с транспортёра «пустышки», каждую со всех сторон осматривает (а она тяжёлая, сволочь, шесть с половиной кило, между прочим) и с кряхтеньем аккуратненько водворяет на полку.

Сколько уже времени он с этими «пустышками» бьётся, и, по-моему, без всякой пользы для человечества. На его месте я давным-давно бы уже плюнул и чем-нибудь другим занялся за те же деньги. Хотя, с другой стороны, если подумать, «пустышка» действительно штука загадочная и какая-то невразумительная, что ли. Сколько я их на себе перетаскал, а всё равно, каждый раз как увижу - не могу, поражаюсь. Всего-то в ней два медных диска с чайное блюдце, миллиметров пять толщиной, и расстояние между дисками миллиметров четыреста, и кроме этого расстояния, ничего между ними нет. То есть совсем ничего, пусто. Можно туда просунуть руку, можно и голову, если ты совсем обалдел от изумления, - пустота и пустота, один воздух. И при всём при том что-то между ними, конечно, есть, сила какая-то, как я это понимаю, потому что ни прижать их, эти диски, друг к другу, ни растащить их никому ещё не удавалось.

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ

Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Р. П. Уоррен

Из интервью, которое специальный корреспондент Хармонтского радио взял у доктора Валентина Пильмана по случаю присуждения последнему Нобелевской премии по физике за 19.. год


– …Вероятно, вашим первым серьезным открытием, доктор Пильман, следует считать так называемый радиант Пильмана?

– Полагаю, что нет. Радиант Пильмана – это не первое, не серьезное и, собственно, не открытие. И не совсем мое.

– Вы, вероятно, шутите, доктор. Радиант Пильмана – понятие, известное всякому школьнику.

– Это меня не удивляет. Радиант Пильмана и был открыт впервые именно школьником. К сожалению, я не помню, как его звали. Посмотрите у Стетсона в его «Истории Посещения» – там все это подробно рассказано. Открыл радиант впервые школьник, опубликовал координаты впервые студент, а назвали радиант почему-то моим именем.

– Да, с открытиями происходят иногда удивительные вещи. Не могли бы вы объяснить нашим слушателям, доктор Пильман…

– Послушайте, земляк. Радиант Пильмана – это совсем простая штука. Представьте себе, что вы раскрутили большой глобус и принялись палить в него из револьвера. Дырки на глобусе лягут на некую плавную кривую. Вся суть того, что вы называете моим первым серьезным открытием, заключается в простом факте: все шесть Зон Посещения располагаются на поверхности нашей планеты так, словно кто-то дал по Земле шесть выстрелов из пистолета, расположенного где-то на линии Земля – Денеб. Денеб – это альфа созвездия Лебедя, а точка на небесном своде, из которой, так сказать, стреляли, и называется радиантом Пильмана.

– Благодарю вас, доктор. Дорогие хармонтцы! Наконец-то нам толком объяснили, что такое радиант Пильмана! Кстати, позавчера исполнилось ровно тринадцать лет со дня Посещения. Доктор Пильман, может быть, вы скажете своим землякам несколько слов по этому поводу?

– Что именно их интересует? Имейте в виду, в Хармонте меня тогда не было…

– Тем более интересно узнать, что вы подумали, когда ваш родной город оказался объектом нашествия инопланетной сверхцивилизации…

– Честно говоря, прежде всего я подумал, что это утка. Трудно было себе представить, что в нашем старом маленьком Хармонте может случиться что-нибудь подобное. Восточная Сибирь, Уганда, Южная Атлантика – это еще куда ни шло, но Хармонт!

– Однако в конце концов вам пришлось поверить.

– В конце концов – да.

– И что же?

– Мне вдруг пришло в голову, что Хармонт и остальные пять Зон Посещения… впрочем, виноват, тогда было известно только четыре… Что все они ложатся на очень гладкую кривую. Я сосчитал координаты радианта и послал их в «Нэйчур».

– И вас нисколько не взволновала судьба родного города?

– Видите ли, в то время я уже верил в Посещение, но я никак не мог заставить себя поверить паническим корреспонденциям о горящих кварталах, о чудовищах, избирательно пожирающих стариков и детей, и о кровопролитных боях между неуязвимыми пришельцами и в высшей степени уязвимыми, но неизменно доблестными королевскими танковыми частями.

– Вы были правы. Помнится, наш брат информатор тогда много напутал… Однако вернемся к науке. Открытие радианта Пильмана было первым, но, вероятно, не последним вашим вкладом в знания о Посещении?

– Первым и последним.

– Но вы, без сомнения, внимательно следили все это время за ходом международных исследований в Зонах Посещения…

– Да… Время от времени я листаю «Доклады».

– Вы имеете в виду «Доклады Международного Института Внеземных Культур»?

– И что же, по вашему мнению, является самым важным открытием за все эти тринадцать лет?

– Сам факт Посещения.

– Простите?

– Сам факт Посещения является наиболее важным открытием не только за истекшие тринадцать лет, но и за все время существования человечества. Не так уж важно, кто были эти пришельцы. Неважно, откуда они прибыли, зачем прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твердо знает: оно не одиноко во Вселенной. Боюсь, что Институту Внеземных Культур уже никогда больше не повезет сделать более фундаментальное открытие.

– Это страшно интересно, доктор Пильман, но я, собственно, имел в виду открытия технологического порядка. Открытия, которые могла бы использовать наша земная наука и техника. Ведь целый ряд очень видных ученых полагает, что находки в Зонах Посещения способны изменить весь ход нашей истории.

– Н-ну, я не принадлежу к сторонникам этой точки зрения. А что касается конкретных находок, то я не специалист.

– Однако вы уже два года являетесь консультантом Комиссии ООН по проблемам Посещения…

– Да. Но я не имею никакого отношения к изучению внеземных культур. В КОПРОПО я вместе со своими коллегами представляю международную научную общественность, когда заходит речь о контроле за выполнением решения ООН относительно интернационализации Зон Посещения. Грубо говоря, мы следим, чтобы инопланетными чудесами, добытыми в Зонах, распоряжался только Международный Институт.

– А разве на эти чудеса посягает еще кто-нибудь?

– Вы, вероятно, имеете в виду сталкеров?

– Я не знаю, что это такое.

– Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что им удается найти. Это настоящая новая профессия.

– Понимаю. Нет, это вне нашей компетенции.

– Еще бы! Этим занимается полиция. Но было бы интересно узнать, что именно входит в вашу компетенцию, доктор Пильман…

– Имеет место постоянная утечка материалов из Зон Посещения в руки безответственных лиц и организаций. Мы занимаемся результатами этой утечки.

– Нельзя ли чуточку поконкретней, доктор?

– Давайте лучше поговорим об искусстве. Неужели слушателей не интересует мое мнение о несравненной Гвади Мюллер?

– О, разумеется! Но я хотел бы сначала покончить с наукой. Вас как ученого не тянет самому заняться инопланетными чудесами?

– Как вам сказать… Пожалуй.

– Значит, можно надеяться, что хармонтцы в один прекрасный день увидят своего знаменитого земляка на улицах родного города?

– Не исключено.

1. РЭДРИК ШУХАРТ, 23 ГОДА, ХОЛОСТ,

ЛАБОРАНТ ХАРМОНТСКОГО ФИЛИАЛА

МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ВНЕЗЕМНЫХ КУЛЬТУР

Накануне стоим это мы с ним в хранилище – уже вечером, остается только спецовки сбросить, и можно закатиться в «Боржч», принять в организм капельку-другую крепкого. Я стою просто так, стену подпираю, свое отработал и уже держу наготове сигаретку, курить хочется дико – два часа не курил, а он все возится со своим добром: один сейф загрузил, запер и опечатал, теперь другой загружает – берет с транспортера «пустышки», каждую со всех сторон осматривает (а она тяжелая, сволочь, шесть с половиной кило, между прочим) и с кряхтеньем аккуратненько водворяет на полку.