Рельеф местности равнинный. Рельеф земной поверхности или топографический рельеф. Типы рельефа и их происхождение

Инфекционная больница - специализированный стационар для приема, изоляции инфекционных больных и оказания им лечебно-диагностической помощи. Основной принцип работы инфекционного стационара - наличие поточно-пропускной системы.

Госпитализация в инфекционный стационар осуществляется по эпидемиологическим и клиническим показаниям, на нее направляют врач поликлиники, врач скорой помощи или инфекционист поликлиники. Доставка в стационар осуществляется специальной службой, реже - медицинским транспортом, который после доставки больного должен быть подвергнут дезин-фекции.

Выделяют инфекционные больницы централизованного (корпус или несколько многоэтажных зданий, соединенных закрытыми переходами) и децентрализованного (из нескольких отдельных одноэтажных строений - более предпочтительна) типа. В структуре инфекционного стационара - 3 службы: лечебно-диагностическая (приемное отделение боксового типа, лечебные отделения боксового и палатного типов, отделение интенсивной терапии и реанимации и т.д.), административно-хозяйственная служба и организационно-методическая служба.

Заболевшего при его поступлении доставляют в приемный покой, который размещается в отдельном павильоне и имеет боксовую систему (отдельный вход с предбоксом для медперсонала, смотровая бокса, санитарный узел, вход для больного). Врач попадает в предбокс через специальный вход из коридора приемного отделения. Проверив, плотно ли закрыта дверь в коридор, врач надевает на халат второй халат, шапочку и заходит в смотровую бокса. Доставленный пациент попадает в смотровую бокса через специальный вход с улицы. В боксе должно быть все необходимое для осмотра больного, а все по-верхности должны быть доступны легкой санитарной обработке. Желательно специализировать боксы (дли приема больных с кишечными инфекциями, для приема больных с ОРЗ и т.д.). После осмотра больного, заполнения медицинской документации проводится дезинфекция бокса.

Лечебные отделения в инфекционном стационаре должны быть боксового типа. Если в павильоне предусмотрены только палаты, они заполняются пациентами со сходными диагнозами. Если инфекционная больница находится в одном многоэтаж-ном здании, то во избежание внутрибольничного заражения с восходящими потоками воздуха под отделение воздушно-капельных инфекций отводится верхний этаж. Каждое отделение должно иметь два пропускника - для здоровых людей и для вновь поступающих больных.

Одежду пациента после санитарной обработки отправляют на дезинфекцию, больной получает больничное белье, одежду, обувь и направляется в палату. В каждой палате регулярно проводится текущая, а после выписки больных и заключитель-ная дезинфекция. Все поверхности и предметы в палате должны быть легко обрабатываемые. Сточные воды подвергаются централизованному хлорированию.

Медицинский персонал должен неукоснительно соблюдать ряд требований эпидрежима: весь медицинский перссонал должен иметь специальную одежду для работы в отделении; входящий в бокс к инфекционному больному обязательно надевает второй халат, маску и шапочку; в случаях особо опасных заболеваний строго выполняются соответствующие инструкции; персонал периодически обследуется на бактерионосительство и при его наличии отстраняется от работы; персонал неукос-нительно соблюдает принципы личной гигиены.

Санэпидрежим в отделении кишечных инфекций построен на общих принципах инфекционного стационара.

Еще по теме Эпид. режим:

  1. Особенности режима питания в спортивной деятельности: питание в тренировочном и соревновательном периодах. Режим приема жидкости.

У всех поступающих больных врач осматривает кожные покровы, зев, лимфоузлы, измеряет температуру. Деревянные, металлические шпатели после использования обеззараживаются, термометры целиком помещаются в сосуд с дезинфицирующим раствором при полном погружении в 3%-ный раствор хлорамина на 60 мин.


Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой; после приема каждого больного ее обязательно протирают ветошью, смоченной 0,5%-ным раствором хлорамина, 3%-ным раствором перекиси водорода — дважды. После осмотра больного, исследования ран и смены повязок персонал моет руки теплой проточной водой с мылом в течение 2 мин.


Для мытья рук используют брусковое хозяйственное мыло или туалетное мыло в мелкой расфасовке (на одну обработку). После осмотра больного с гнойно-септическим заболеванием, обработки гнойных ран персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов. В качестве средств для дезинфекции рук применяют 80%-ный этиловый спирт, 0,5%-ный раствор хлоргексидина глюконата в 70%-ном этиловом спирте, 0,5%-ный раствор хлорамина, дегмин, церигель. Рабочие растворы указанных препаратов готовит аптека лечебно-профилактического отделения. Щетку для обработки рук моют и кипятят в 2%-ном содовом растворе или 3%-ном растворе хлорамина в течение 15 мин. Чистые щетки хранят в стерильном биксе, вынимают по мере надобности стерильным корнцангом.


Для каждого члена дежурной бригады выделяют индивидуальное полотенце. Полотенца меняют не реже одного раза в сутки.


Исследование ран и смену повязок проводят в перевязочной в халатах, шапочках, полностью закрывающих волосы, масках, перчатках. При обработке больных с гнойными ранами дополнительно надевают клеенчатый фартук, который после обработки обеззараживают 2-кратным протиранием 1%-ным раствором хлорамина, 3%-ным раствором перекиси водорода с 0,5%-ным раствором моющего средства, 0,2%-ным дезоксоном-1 и т. д.

После выписки каждого больного кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, обильно смоченной дезинфицирующим раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм микробов — замачиванием в дезинфицирующем растворе с последующей стиркой в прачечной.


В качестве дезсредств используют 0,2%-ный хлорамин, 0,2%-ный сульфохлорантин, 1%-ный хлордезин, 0,5%-ный дихлор-1, 0,5%-ный дезоксон; постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло) обеззараживают в камерах пароформалиновых по пароформалиновому, паровоздушному методам. По возможности соблюдают цикличность заполнения палат, то есть одновременную закладку нескольких больных в одну палату.

Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, подкладное судно и т. д., которые после использования немедленно убирают из палаты и тщательно моют.


После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию 1%-ным раствором хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства в течение 120 мин.

Категорически запрещают принимать в отделение хирургического профиля мягкие игрушки и другие предметы, не выдерживающие дезинфекционной обработки. Больных с гнойносептическими заболеваниями и послеоперационными гнойными осложнениями изолируют в отдельные палаты. В этих палатах устанавливают ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа, персонал работает в халатах, масках, шапочках.
По окончании работы производят смену халатов, масок, шапочек. Руки обязательно обеззараживают. Самовольное передвижение больных из палаты в палату и выход в другие отделения категорически запрещают. Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7 дней, после гигиенического мытья. Кроме того, белье обязательно меняют в случае загрязнения. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или емкости с крышкой.

Категорически запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол или в открытые приемники. Сортировку и разборку грязного белья производят в специально выделенном помещении вне отделения. После смены белья предметы в палате и пол протирают дезинфицирующим раствором — 1%-ный раствор хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства или 0,2%-ным раствором перекиси водорода с 0,5%-ным раствором моющего средства — двухкратное протирание.


Выписку больных производят в отдельном помещении.


Тапочки и другую обувь после выписки или смерти больного протирают тампоном, смоченным 25%-ным раствором формалина или 40%-ным раствором уксусной кислоты, затем укладывают в полиэтиленовый пакет на 3 ч, после чего вынимают и проветривают в течение 10-12 ч до исчезновения запаха препарата.

Посещения родственников в отделении разрешены только в определенное время, с разрешения лечащего врача, который выписывает пропуск. В отделении соблюдают порядок и чистоту. Уборку производят не реже 2 раз в день влажным способом, мыльно-содовым раствором. Дезинфицирующие средства используют после смены белья и в случае возникновения внутрибольничной инфекции. В палатах для больных с гнойно-септическими заболеваниями и послеоперационными гнойными осложнениями ежедневную уборку проводят с обязательным использованием дезинфектантов: хлорамин Б 1%-ный раствор, перекись водорода с 0,5%-ным моющим средством, дезоксон-1 с 0,5%-ным моющим средством, дихлор-1, хлордезин.


«Справочник медицинской сестры» 2004, «Эксмо»


В статье пойдет речь том, как оформить санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок действия его также будет рассмотрен.

Что такое СЭЗ?

(СЭЗ) - это документ, который выдают государственные федеральные учреждения здравоохранения, такие как центр эпидемиологии и гигиены, а также прочие аккредитованные эксперты и организации. Этот документ подтверждает санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание и токсикологические, гигиенические и прочие виды оценок, соответствующих техническому регламенту, нормативам, и при этом были использованы методики и методы, утвержденные в принятом порядке. Действие санитарно-эпидемиологических заключений имеет ограниченный срок.

СЭЗ содержит обоснованное заключение о несоответствии (соответствии) предмета санэпидэкспертизы, испытания, обследования, исследования и гигиенических, токсикологических и других видов оценки государственным санитарным регламентам, нормативам и правилам. Протоколом испытания, исследования называют документ, который подтверждает факт проведения испытания или исследования. Он содержит порядок проведения и полученный результат. Это то, что входит в понятие санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок действия рассмотрим ниже.

После того, как начало применяться соглашение о правилах провоза товаров через таможню и по территории таможенного союза, а также вступило в силу Соглашение ЕврАзЭС Роспотребнадзора о санитарных мерах, на продукцию перестали выдавать санитарно-эпидемиологическое заключение с 1.07.2010 года.

Гигиенический сертификат

Комиссия таможенного союза утвердила:

  • Постановление о правилах проведения государственного санитарно-эпидемиологического контроля.
  • Общие требования к товару как гигиенические, так и санитарно-эпидемиологические.
  • Полный список товаров, которые подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю.

Что дальше?

После вступления в силу этого решения продукция получает документы, которые подтверждают ее соответствие единым гигиеническим и санэпидтребованиям:

  • Госудорственное свидетельство ЕврАзЭС.
  • Декларация соответствия.
  • Экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение.

Срок действия данного документа означает, что оформленное санэпидзаключение действительно до указанной в нем даты но не позднее момента, когда вступил в силу регламент союза Таможни на определенные виды товаров.

Это обязательный документ?

Гигиенический сертификат Роспотребнадзора обязательным документом не является, его оформляют, если необходимо официальное подтверждение о соответствии продукции санитарным нормам. Возникает такая необходимость, если производители или поставщики намерены повысить конкурентоспособность товаров посредством о качестве и безопасности их для здоровья и жизни человека. Сертификатом Роспотребнадзора называют документ, который свидетельствует о соответствии товара, подлежащего контролю, гигиеническим и санэпидтребованиям.

Это и есть санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Срок действия его ограничен.

Какие документы нужны, чтобы получить гигиеническое заключение?

Для отечественных товаров:

  • уведомление о старте предпринимательской деятельности;
  • заявление на санэпидзаключение;
  • свидетельство присвоения ОГРН и ИНН;
  • копии документов, соответствуя которым изготавливают продукцию (технических условий, стандартов, сертификации, технологических инструкций, регламентов);
  • описание товара - торговая марка, область применения, артикул, основной материал.

Для импортных товаров:

  • статистические коды фирмы заявителя;
  • адрес производителя и информация о нем;
  • ОГРН и ИНН;
  • описание товара - торговая марка, область применения, артикул, основной материал;
  • этикетка для потребителя или ее макет;
  • копия договора или адрес производителя и информация о нем.

В каком порядке выдается санитарно-эпидемиологическое заключение? Срок действия рассмотрим позднее.

Порядок выдачи СЭЗ

СЭЗ выдается на следующие виды продукции:


  • Продукция производственного приборостроения, машиностроения, бытового и медицинского назначения, кроме запасных деталей к бытовой технике и транспортным средствам (исключение составляют контактирующие с пищей и водой).
  • Продукция издательств: пособия и учебные издания для общеобразовательных высших и средних учебных заведений, журнальные и книжные издания для подростков и детей.
  • Изделия, в которых используется натуральное сырье, подвергающееся обработке в процессе производства (пропитке, окраске и прочему).
  • Изделия и материалы для изделий, которые контактируют с кожей человека, обувь, одежда.
  • Изделия и продукция, которые являются источниками ионизирующего вещества, генерирующего в том числе, а также товары и изделия, которые содержат радиоактивы.
  • Строительные материалы и сырье содержание радиоактивных веществ в которых регламентируют гигиенические нормативы, а также металлолом и производственные отходы на вторую переработку.
  • Оборудование, изделия и материалы, посредством которых ведется работа с пищевыми продуктами.
  • Материалы и оборудование для фильтрации, воздухоочистки и воздухоподготовки.
  • Агрохимикаты и пестициды.
  • Антигололедные реагенты.
  • Табачное сырье и сигареты.
  • Средства индивидуальной защиты.

Срок годности санитарно-эпидемиологического заключения у каждой группы товаров свой.

Кто выдает СЭЗ?

Выдачу санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам на перечисленную ниже продукцию осуществляет только руководитель Федеральной службы надзора в области защиты прав потребителя и благополучия человека. Он является главным государственным санитарным врачом РФ. Также в этом принимают участие заместители руководителя Федеральной службы надзора в области защиты прав потребителя и благополучия человека, то есть заместители главного государственного врача РФ.

К упомянутой продукции относятся:

  • пищевые волокна, травяной чай, сырье, необходимое для производства детского питания, в том числе сырье лекарственных растений; экстракты растений, используемые в пищевой промышленности, энергетические напитки (слабоалкогольные и безалкогольные),;
  • учебники для начального и общего профессионального образования, на которых стоит гриф Минобрнауки России;
  • реагенты, которые используются для подготовки питьевой воды, кроме тех, что должны быть зарегистрированы в Роспотребнадзоре;
  • бытовые устройства для доочистки питьевой воды;
  • агрохимикаты и пестициды;
  • ионизаторы и материалы, необходимые для изготовления вентиляционных систем;
  • средства гигиены, инструменты и медицинская техника, а также лечебное, диагностическое и физиотерапевтическое оборудование;
  • продукция, в которой содержатся ионизационные источники, генерирующего в том числе, которая предназначена для производства серийного или когда используют новые технологии; изделия и материалы, у которых эффективная удельная активность радионуклидов превышает 740 Бк/кг;
  • новое сырье, используемое для питьевого водоснабжения.

Заключение на вид деятельности?

Виды деятельности, требующие выдачи СЭЗ

  • Медицинская.
  • По производству лекарств.
  • Фармацевтическая.
  • Деятельность, которая связана с использованием микроорганизмов, ведущих к вызыванию инфекционных заболеваний.
  • Образовательная.
  • По производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
  • По хранению, утилизации, производству, размещению, эксплуатации, техническому обслуживанию источников, способных ионизировать вещество.
  • По использованию водных объектов в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения, занятий спортом, в лечебных целях, купания и отдыха.
  • По производству новых, впервые внедряемых и разрабатываемых в производство видов пищевых добавок, продуктов и продовольственных материалов.
  • По использованию, сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов.

Так каков же срок санитарно-эпидемиологического заключения? Разберемся далее.

Проектная документация

Выдача санэпидзаключения на проектную документацию, продукцию и виды деятельности, которые предназначены к использованию на оборонном производстве и объектах обороны, внутренних дел и безопасности, а также для прочего специального назначения, в организациях отраслевой промышленности, на которых опасные условия труда и некоторых других территориях, осуществляется главными государственными санитарными врачами (а также их заместителями) федеральных госучреждений федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений, которые обеспечивают санэпиднадзор Вооруженных Сил РФ, других войск, органов и воинских формирований, на объектах оборонного производства и обороны, внутренних дел и безопасности и т. д. Действуют эти СЭЗ только на поднадзорных объектах и территориях выдавших их главных государственных санитарных врачей.

Проведением организационно-технических мероприятий, которые связаны с выдачей СЭЗ и проведением санэпидэкспертизы занимается Федеральное государственное учреждение здравоохранения (центры эпидемиологии и гигиены) по согласию территориальных органов Роспотребнадзора.

Сроки действия СЭЗ

  • Проектная документация - до окончания действия этой документации.
  • Продукция, кроме металлолома, - 5 лет. Такой же срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на воду.
  • Работа с источниками, способными ионизировать вещество - не больше 5 лет.
  • Опытная партия продукции, партия металлолома - до 1 года.
  • Услуги, работы, виды деятельности - бессрочно, исключения составляют работы с источниками, способными ионизировать вещество и работы сезонные. Такой же срок действия санитарно-эпидемиологического заключения для школы.

Когда необходимо переоформление?

СЭЗ подлежит переоформлению при реорганизации, при изменении наименования, Ф.И.О. (если оно есть), изменении местоположения юридического лица, места проживания индивидуального предпринимателя, изменении области применения продукции. Чтобы переоформить санитарно-эпидемиологическое заявление, вышеуказанные люди должны подать заявление для переоформления СЭЗ, приложив документы, подтверждающие изменения. Когда СЭЗ переоформляют, новое выдают, присвоив ему новый номер и дату с указанием реквизитов (даты и номера выдачи) СЭЗ, вместо которого выдано новое.

Санэпидзаключение, которое было переоформлено, возвращают в Роспотребнадзор по месту его получения. В противных случаях переоформление не производят.

При несоответствии

Если было выявлено несоответствие факторов области обитания (услуг и работ, продукции, хозяйственной и другой деятельности) уполномоченными на то лицами выдается санэпидзаключение о несоответствии факторов области обитания (или услуг и работ, или продукции, или хозяйственной и прочей деятельности) государственным санэпиднормативам и правилам с указанием причин несоответствия. Все необходимые сведения вносят в реестр санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора о несоответствии (соответствии) услуг, работ или видов деятельности, проектной документации, продукции требованиям государственных санэпиднормативов и правил.

Органы Роспотребнадзора заверяют копии заключений в месте выдачи данного заявления, а также их защищает два голографических знака в тех же местах, где они расположены на оригинале или заверяют в установленном порядке.
Мы рассмотрели такое понятие, как санитарно эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Срок действия зависит от вида продукции и деятельности.

Безопасная больничная среда

Санэпидрежим. Лечебноохранитальный режим

Студент должен знать

  • Виды и устройство лечебного отделения.
  • Функции лечебного отделения.
  • Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения, питания, помещений, процедурного кабинета.
  • Личная гигиена медсестры.
  • Обязанности палатной медсестры.
  • Основные приказы по санэпидрежиму.
  • Классы медицинских отходов и категории их опасности.
  • Лечебно-охранительный режим ЛПУ.

Студент должен уметь

  • Приготовить дез растворы для проведения дезинфекции различных предметов ухода и помещений.
  • Провести дезинфекцию предметов ухода и помещений в ЛПУ.
  • Заполнять и вести медицинскую документацию.
  • Наблюдать за пациентами с различными режимами двигательной активности.
  • Соблюдать личную гигиену медсестры.

Вопросы для самоподготовки:

Þ Виды лечебных отделений.

Þ Функции лечебно-профилактических отделений.

Þ Устройство лечебного отделения.

Þ Что такое санэпидрежим.

Þ Основные приказы по санэпидрежиму.

Þ Санэпидрежим лечебного отделения, помещений, процедурного кабинета.

Þ Режимы физической активности пациентов.

Þ Личная гигиена медсестры.

Þ Обязанности дежурной медсестры

Санэпидрежим - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение попадания микроорганизмов в ЛПУ, распространения в нём и выноса из ЛПУ. Санэпидрежим медицинского учреждения определяется его профилем. Основные требования к санитарно-противоэпидемическому режиму регламентируются инструкциями и приказами и отраслевым стандартом «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения» (ОСТ 42 - 21 - 2 - 85).

Основные приказы по санэпидрежиму

№ 720 (204Д) МЗ СССР О мерах по улучшению организации и повышению качества специализированной помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями
№ 320 от 05.03.87. МЗ СССР Организация и проведение мероприятий по борьбе с туберкулёзом
№ 408 от 12.07.89. МЗ СССР О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране
№ 345 от 26.11.97. МЗ РФ О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах
№ 295 от 30.10.95. МЗ РФ О Введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ
№ 170 от 16.08.94. МЗ РФ. О мерах по совершенствованию профилактики лечения и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
№ 335 от 26.12. 98. МЗ РФ О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа в РСФСР
№ 375 от 23.12.98. МЗ РФ О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактике менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов

Ответственность за организацию и осуществление комплекса санитарно-профилактических мероприятий возлагается на главного врача и главную медсестру ЛПУ, старших медсестёр отделений.

Одним из элементов комплекса мероприятий, обеспечивающих санитарно-противоэпидемический режим в медицинском учреждении, является строгое соблюдение и регулярный контроль над выполнением требований асептики и антисептики, которые достигаются путём дезинфекции и стерилизации.

Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов на стерильные объекты и в рану. Она достигается уничтожением микробов и их спор путём дезинфекции и стерилизации.

Антисептика - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов во внешней среде и в организме человека. Она достигается уничтожением микробов путём дезинфекции и антибактериальным лечением. Различают профилактическую антисептику и лечебную. Профилактическая - проводится в целях предупреждения попадания микроорганизмов в рану и в организм человека (обработка рук пациента, обработка инъекционного поля, дезинфекция предметов ухода, текущие и генеральные уборки и т.д.). Лечебная антисептика направлена на борьбу с микроорганизмами уже попавшими в организм человека (в рану, заражение инфекционными заболеваниями).

Дезинфекция (обеззараживание) - уничтожение патогенной микрофлоры.

Стерилизация (обеспложивание) - уничтожение микроорганизмов и их вегетативных форм (спор), а также продуктов их жизнедеятельности (токсинов).

Личная гигиена медсестры

  1. Форма медсестры :

§ белый халат или костюм (брюки и блуза) светлых тонов из хлопчатобумажной ткани. Длина юбки под халатом не должна превышать длину халата;

§ менять халат по мере загрязнения, но не реже 2 - 3 раза в неделю, в процедурном кабинете - ежедневно;

§ не садиться на постель пациентов;

§ одежда под халатом хлопчатобумажная (не допускается шерсть);

§ голова прикрыта косынкой или шапочкой, все волосы спрятаны под шапочку;

§ обувь - поддающаяся обработки, без высокого каблука, не стучащая.

  1. Уход за телом :

§ ежедневный приём душа;

§ ежедневное мытьё ног прохладной водой;

§ мытьё головы по мере загрязнения (не реже 1 раза в неделю);

1) Санитарно-противоэпидемический режим, комплекс противоэпидемических мероприятий.

2) Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря (уборочный инвентарь, его маркировка, назначение, хранение, дезинфекция).

3) Санитарно-гигиенические требования к пищеблоку и буфетным отделениям.

4) Санитарно-противоэпидемический режим в процедурном кабинете, в акушерском стационаре, хирургических отделениях.

5) Кратность проведения текущей и генеральной дезинфекции

6) Понятие о зонах особой стерильности.

7) Правила поведения в зонах особой стерильности.

Противоэпидемический режим - это совокупность строго регламентированных и обязательных для выполнения противоэпидемических мероприятий в конкретных лечебных учреждениях, для предупреждения возникновения, распространения ВБИ.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования или разрыв путей передачи от источника инфекции к восприимчивому организму, а так же предотвращения экзо и эндогенного инфицирования этого восприимчивого организма.

Комплекс включает:

Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

Санитарное содержание помещений.

Все помещения, оборудование, инвентарь должные содержаться в идеальной чистоте.

Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее одного раза в сутки, а при необходимости чаще с применением моющих средств и дезинфекции.

Один раз в месяц в помещениях, где проводится работа с кровью, сывороткой делают генеральную уборку с использованием 3% раствора хлорамина, хлорной извести, извести белильной термостойкой.

Во время генеральной уборки тщательно моются стены, оборудование, мебель, проводится очистка полов от наслоений, пятен и т.д.

Генеральные уборки проводятся по утвержденному графику.

Все помещения УЗ условно можно разделить на:

  • требующие особого режима дезинфекции (т.н. режимные кабинеты);
  • другие функциональные помещения: палаты, коридоры, лестницы, санитарно-бытовые помещения (туалеты, душевые, бельевые), кладовые, буфеты, столовые.

Согласно требованиям санитарных правил все оборудование, мебель, должны иметь гигиеническое покрытие, обеспечивающее возможность, доступность проведения влажной уборки, дезинфекции, должно содержаться в чистоте, в исправном состоянии. Вышедшее из строя, неисправное оборудование, мебель, инвентарь подлежат немедленному ремонту или замене. Запрещается хранение неиспользованного оборудования в функциональных помещениях.

Поверхности стен, потолков должны быть целостными, гладкими не иметь следов затеков, плесени. В помещениях с влажным режимом работы (режимные кабинеты, оперблоки, санузлы, клизменные, помещения для хранения грязного белья) стены облицовывают влагостойкими материалами на полную высоту, потолки должны иметь водостойкое покрытие без щелей и стыков. Используемый уборочный инвентарь должен иметь маркировку с указанием подразделения, назначения (для уборки пола, выше пола), использоваться строго по назначению и хранится в специально отведенном месте санитарных комнат. После каждой уборки подвергаться дезинфекции. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь сигнальную маркировку красным цветом.

Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ПИЩЕБЛОКУ И БУФЕТНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ

Пищеблок следует размещать в отдельно стоящем здании, не сблокированном с главным корпусом, с удобными наземными и подземными транспортными связями (галереями) с корпусами, кроме инфекционных.

Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока, буфетных отделений, кулинарной обработке и реализации пищевых продуктов предусмотрены Санитарными правилами для предприятий общественного питания, СанПИН «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов», а также требованиями действующих приказов, инструкций Минздрава РК, касающихся улучшения контроля и организации питания в лечебно-профилактических учреждениях.

Основные санитарно-гигиенические требования к пищеблоку

При приготовлении блюд необходимо строго соблюдать поточность производственного процесса. Нельзя допускать встречных потоков сырья и готовой продукции.

Во всех котломоечных, посудомоечных (в т.ч. буфетных отделениях) должны быть установлены резервные электротитаны с подводкой воды к моечным ваннам.

Все моечные ванны должны присоединяться к канализационной сети с разрывом струи не менее 20 мм от верхней приемной воронки.

Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество.

Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения, с признаками порчи.

В сопроводительных документах о качестве особо скоропортящихся продуктов должны быть указаны дата и час выработки продукта, а также дата и час его конечного срока хранения.

На пищеблок лечебно-профилактического учреждения допускается к приемке мясо только при наличии клейма. Мясо с ветеринарным свидетельством, но без клейма, а также условно годное принимать категорически запрещается. Допускается приемка мяса и яйца не ниже II категории.

Запрещается принимать водоплавающую птицу в непотрошенном виде, сырые утиные и гусиные яйца, а также куриные из инкубатора (миражные), крупы, муку, поврежденные амбарными вредителями.

В действующих пищеблоках маленьких больниц, которые недостаточно обеспечены холодом, в холодильной камере должны строго соблюдаться правила товарного соседства пищевых продуктов.

Не допускается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями, хранение испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными, а также хранение в помещениях вместе с пищевыми продуктами тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров. Сильно пахнущие продукты (сельди, специи и т.п.) должны храниться отдельно от остальных продуктов.

Холодильные камеры для хранения скоропортящихся продуктов должны иметь маркировку по видам продуктов.

При составлении меню-раскладки должны учитываться утвержденные Минздравом РК нормы питания, а также основные принципы составления меню-диет.

Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, энергоценности, набору продуктов, режиму питания.

При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и калорийности диет. Контроль за химическим составом фактически приготовленных блюд осуществляется санэпидстанциями ежеквартально.

До начала выдачи пищи в отделениях качество готовых блюд должно проверяться поваром, готовившем блюдо, а также бракеражной комиссией с соответствующей записью в бракеражном журнале. В состав бракеражной комиссии входят врач диетолог (при его отсутствии диетсестра), заведующий производством (шеф-повар), дежурный врач по больнице. Периодически главный врач лечебно-профилактического учреждения в различное время и вне зависимости от пробы, проводимой членами бракеражной комиссии, также осуществляет проведение бракеража готовой пищи.

Для снятия пробы на пищеблоке должны быть выделены отдельные халаты для членов бракеражной комиссии.

Снятие пробы проводится следующим образом: половником из котла (для первых блюд), ложкой (для вторых блюд) берется готовая пища. Снимающий пробу отдельной ложкой берет из половника или из тарелки (для вторых блюд) готовую пищу и переносит ее на ложку, с помощью которой непосредственно проводит пробу пищи. Ложка, используемая для взятия готовой пищи, после каждого блюда должна ополаскиваться горячей водой. После снятия пробы в бракеражном журнале делается отметка о качестве приготовленного блюда, указывается время проведения бракеража и дается разрешение на употребление блюд в пищу. За снятие пробы плата с членов бракеражной комиссии не взимается.

Ежедневно на пищеблоке должна оставляться суточная проба приготовленных блюд. В течение дня для суточной пробы отбирают блюда, указанные в меню-раскладке, из наиболее массовых диет в чисто вымытые стерильные стеклянные банки. Для суточной пробы достаточно оставлять полпорции первых блюд, порционные вторые блюда (котлеты, биточки, сырники и т.п.) отбираются целиком в количестве не менее 100 г., третьи блюда отбираются в количестве не менее 200 г. Для хранения суточной пробы должен быть выделен бытовой холодильник. Храниться суточная проба должна в закрытых крышками банках. По истечении 24 часов суточная проба выбрасывается в пищевые отходы. Крышки и банки перед отбором суточной пробы должны подвергаться кипячению не менее 5 минут.

При раздаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру не ниже 75 градусов С, вторые - не ниже 65 градусов С, холодные блюда и напитки - от 7 до 14 градусов С. До момента раздачи первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите до 2 часов. Категорически запрещается смешивание пищи с остатками от предыдущего дня и пищей, изготовленной в более ранние сроки того же дня.