Кто написал осенняя пора. «Унылая пора! Очей очарованье!» — Лучшие стихи про осень. Творческие виды деятельности

Элементарные вопросы чаще всего загоняют в тупик. Вроде бы понимаешь и знаешь, откуда берется ветер, но как это правильно сформулировать и красиво выразить мысль? А если спрашивает ребенок, ситуация значительно усложняется. Ведь у него еще толком не представлений об окружающем мире и познаний в области физики.

Откуда появляется ветер?

Чтобы объяснить что-то кому-то другому следует самому разобраться в вопросе. Хотя бы в упрощенном варианте:

  • Воздух на нашей планете прогревается не равномерно.
  • Разная температура может быть вызвана особенностями рельефа и изменчивой погодой.
  • С курса физики можно вспомнить, что более легкий нагретый воздух устремляется вверх.
  • Природа пустоты не потерпит, она нуждается в срочном замещении.
  • На место «ушедшего вверх» теплого воздуха приходят холодные массы из менее прогретого региона.
  • Холодный воздух движется горизонтально, вдоль земли.

Вот и выходит, что если перемещения теплого воздуха вверх мы не ощущаем, то поток холодного воздуха над землей не заметить сложно.

Конечно же, все немого сложнее, свою роль играют зону повышенного и пониженного давления , на формирование ветра и воздушных масс влияет даже солнечный ветер. Но если вдаваться в такие подробности, самостоятельно ничего понять не получится. А ведь еще кому-то «простым языком » это объяснить надо.

Что ответить ребенку на вопрос о ветре?

Конечно же, можно пойти по простому пути и использовать какую-то замену реальному описанию:

  • Так дышит земля и море, им ведь тоже надо дышать.
  • Ветер от того появляется, что Бог начинает сердито дышать.
  • Это так деревья листьями шелестят и воздух гоняют, чтобы общаться.

Но все это даже близко не отображает реальное положение дел, а местами даже подменяет причину и следствие.

Наверное, самое оптимальное объяснение: «Холодный воздух приходит в гости к теплому воздуху, оттого и дует ».

В это легко поверить, это не имеет никакого религиозного подтекста, если ребенок запомнит, то подрастя, он поймет, что родители действительно знали, как правильно и пытались ему объяснить в меру его развития.

Можно показать на элементарном примере - открыть дверь в подъезд и показать, что оттуда «тянет» холодный воздух. После объяснить, что в квартире тепло, а на лестничной площадке холодно. Оттого и образуется ветер и сквозняк, что холодный воздух идет туда, где теплее.

Любознательный малыш может поинтересоваться, куда же девается теплый воздух? Здесь уже или будьте честными до конца и пытайтесь объяснить, что он поднимается выше, или придумайте какую-то убедительную отговорку. Мол, остается там же, но замерзает из-за такого соседа.

Ветер - друг и враг человечества

На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

Положительное влияние

Негативное воздействие

Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

Сильный ветер может «выдувать» землю, снижая ее плодородность.

В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

Сквозняк и плохая погода - одна из самых распространенных причин простуды.

Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

Человек во многом смог «приручить» первобытную стихию и научился использовать многие природные явления себе на благо. Но нет никаких эффективных способов и даже теоретических наработок, которые позволили бы победить ветер. Он всегда дует куда хочет. Даже , в этом плане, оказалась куда податливее, но может, уже через пару десятилетий, мы увидим первые воздушные плотины.

Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов , но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

Как объяснить ребенку, что такое ветер?

Кстати, малышу даже сложно объяснить, что такое ветер и откуда он берется. Лучше двигаться поэтапно, начиная с наиболее простого:

  1. Ветер - движущийся воздух.
  2. Воздух движется, потому что он по-разному нагрет и всегда стремится туда, где теплее.
  3. Он может шелестеть листьями и даже гнуть деревья, потому что у него есть вес.
  4. Если кто-то идет и у него есть вес, во время движения он будет перемещать все, на что наталкивается.
  5. У воздуха слишком маленький вес, но его очень много и передвигается он сразу в большом количестве.
  6. Мы просто не видим этого, поэтому сложно поверить, что все дело в массе.

Из-за надуманных объяснений у детей может сформироваться представление, что ветер это какое-то одушевленное существо , жестокое или справедливое, наделенное своей волей.

Все это может пугать ребенка или закладывать шаткий фундамент для получения новых знаний в дальнейшем. Именно поэтому лучше научить малыша читать лет в 5-6 и купить ему пару энциклопедий, которые будут способны дать ответ на большую часть вопросов. Но это еще не гарантирует родителям хоть минуту покоя.

На самом деле, лучше ценить тот непродолжительный отрезок, когда ребенок постоянно спрашивает «почему?» , ведь он пройдет и никогда больше не повторится. И возможности побыть для ребенка всезнающим мудрецом, способным ответить на любой вопрос, может больше и не представиться.

Как образовывается ветер?

  1. Формирование ветра происходит за счет движения огромных воздушных масс.
  2. Перемещение пластов воздуха объясняется разным уровнем прогрева атмосферы, перемещением по градиенту давления и влиянием солнечного ветра.
  3. Холодный, ощущаемый нами воздух в виде ветра всегда перемещается как можно ближе к земле.
  4. Чаще всего сильный ветер возле водоема, потому что над водой воздух всегда холоднее.
  5. Грунт и даже асфальт нагреваются быстрее, чем вода. Это связано с химическими и физическими особенностями. Поэтому с моря и речки постоянно веет прохладой.

Опасен ветер в некоторых северных и приморских регионах. В той же тундре на пути холодного воздуха нет никаких естественных преград, поэтому он может развивать колоссальные скорости.

Те, кто живут недалеко от моря, знают, что такое штормовое предупреждение и прекрасно понимают, что в такую погоду на улице лучше не показываться.

Постарайтесь не запутаться в попытке объяснить ребенку, откуда берется ветер. Ведь доверие детей очень легко потерять, малыш может разубедиться во всесильности своих родителей.

Видео об источнике ветров

Плохая погода на майских праздниках ввергла нашу редакцию в депрессию и заставила задуматься о традиционном «Кто виноват?!» Поэтому мы немного порылись в материалах, рассказывающих о том, что такое ветер и откуда эти ветра берутся.

В статье «Почему ветры дуют? Почему возникает ветер? Значение ветра в природе» подробно рассказывают, как разъяснить любопытным детям, откуда берется ветер:
Так почему дует ветер? Для детей лучше привести в пример плотину. С одной стороны высота столба воды, к примеру, три, а с другой – шесть метров. При открытии шлюзов вода перетечет в тот участок, где ее меньше. Примерно то же самое происходит и с воздушными потоками. В разных частях атмосферы давление различно. Это обусловлено разницей в температуре. В теплом воздухе движение молекул осуществляется быстрее. Частицы стремятся разлететься друг от друга в разные стороны. В связи с этим теплый воздух больше разряжен и весит меньше. В результате давление, которое в нем создается, снижается. Если же температура понижена, то молекулы образуют более тесные скопления. Воздух, соответственно, весит больше. Давление при этом повышается. Аналогично воде, воздух обладает свойством перетекать из одной зоны в другую. Так, поток переходит из участка с повышенным давлением в область с пониженным. Вот почему ветры дуют.

Почему ветер дует с моря? Рассмотрим пример. В солнечный день лучи прогревают и берег, и водоем. Но вода нагревается намного медленнее. Это связано с тем, что поверхностные теплые слои незамедлительно начинают смешиваться с более глубокими, и потому холодными слоями. А вот берег нагревается намного быстрее. И воздух над ним более разряжен, а давление, соответственно, ниже. Атмосферные потоки устремляются от водоема к берегу – в более свободную область. Там они, нагреваясь, поднимаются вверх, снова освобождая место. Вместо них появляется снова прохладный поток. Вот так происходит циркуляция воздуха. На пляже отдыхающие могут периодически чувствовать легкий прохладный ветерок.

На Sebulfin.com на этом не останавливаются, но еще и отвечают на следующий классический вопрос — «Кто виноват?»:

Пять зон регулярного образования ветров.
1. Экваториальная зона (внутритропическая зона конвергенции).
Располагается узким поясом к северу и югу от экватора. В этой области встречаются пассаты – ветры северного и южного полушария. Пассаты приносят воздушные массы, которые нагреваются и поднимаются вверх. Для экваториальной зоны характерна большая облачность и тропические ливни. Во время парусного судоходства вследствие большого количества штилей её ещё называли экваториальной областью затишья.

2. Зоны пассатов располагаются от экваториальной зоны до 35 градуса северной и южной широты. Там дуют пассаты, ранее очень благоприятные для мореплавателей, именно поэтому и получившие название «торговых». Пользуясь случаем, обсудим механизм образования пассатов.

Нагретые воздушные массы поднимаются вверх над экваториальной зоной и начинают двигаться к полюсам. Постепенно происходит их охлаждение, и они опускаются в приповерхностные слои атмосферы между 30 и 40 градусами и в северном и в южном полушарии. Над поверхностью океана в данных районах воздушные потоки затем меняют своё направление и вновь начинают двигаться к экватору. По причине вращения Земли направление их движения отклоняется: в северном полушарии пассаты дуют с северо-востока, а в южном – с юго-востока. Подчеркнём, что пассаты – это приповерхностные ветры, они проникают до высоты одного-двух километров. А вот поднимающийся на экваторе воздух может достигать высоты двенадцати километров и превращается в антипассат. В зоне пассатов – сухая, безоблачная погода, иногда узкой полосой проходят сильные, но кратковременные дожди.

3. Зону между 35 и 40 градусами в северном и южном полушарии называют «конскими широтами». Именно здесь располагается субтропический пояс высокого давления и зарождаются пассаты. Опускающиеся массы холодного воздуха приводят к образованию облачности и дождям. Что интересно, название «конские широты» появилось в эпоху парусного флота. Всё дело в том, что в этой зоне царили штили, суда замедляли своё движение, а лошади, которых перевозили на парусниках, начинали испытывать недостаток воды и пищи.

Зоны субтропического пояса высокого давления могут изменять свои границы. В середине лета они передвигаются в сторону полюсов, что может приводить к летней засухе в Средиземноморье.

4. Зона западных ветров располагается от 40 до 65 градуса к северу и югу от экватора. В этой зоне в южном полушарии с запада на восток дуют устойчивые ветры. В северном полушарии они не столь постоянны, в связи с тем, что здесь сказывается влияние воздушных масс, располагающихся над континентами. Моряки прозвали эти широты «ревущими сороковыми», из-за сильных западных ветров.
В этой зоне области низкого давления движутся целыми фронтами с запада на восток. В результате охлаждения слоями воздуха, находящимися над океаном, часть воздушных масс, которые перемещаются в верхних слоях атмосферы от экватора к полюсам, опускается вниз к океанской поверхности, при этом определённая часть более тёплого приповерхностного воздуха вытесняются наверх.
Ветры образуются при движении над поверхностью океана воздушных масс, направленных к полюсам. Мы уже знаем, что вращение Земли изменяет их направление, вследствие чего в северном полушарии они дуют с юго-запада, а в южном – с северо-востока. По причине большой разницы давлений в ограниченном районе в верхней тропосфере, на высоте 8-12 километров, возникают струйные течения воздушных масс. Это сравнительно узкие зоны сильных ветров большой протяженности.

5. Полярная зона (зона полярных восточных ветров) находится между 80 и 90 градусами широты. Эта область знаменита высоким атмосферным давлением. Ветры здесь дуют параллельно экватору обычно с небольшой силой.
Важно знать, что на 60-65 градусах восточные ветры, отклонившиеся под влиянием вращения Земли, встречаются с западными ветрами. В этой зоне между фронтами тёплого и холодного воздуха проходят циклоны по направлению к полюсу и антициклоны – к экватору. Таким образом, к экватору дуют восточные ветры, а вот к полюсу – западные. Из-за изменения высоты Солнца над горизонтом границы области высокого давления смещаются в течение года. Именно поэтому и границы полярной зоны передвигаются над океанами в меридиональном направлении на 5-10 градусов по широте. А вот над континентами это перемещение достигает 40-50 градусов по широте, так как здесь оказывают влияние значительные колебания температуры суши. Как раз это явление и обусловливает сезонность погодных факторов. Понятным примером могут быть муссоны, дующие в Индийском океане в течение шести летних месяцев.

Да, кстати, Карррамба! Чуть не забыли о главном!

Направление ветра мореплаватели всегда определяли по той стороне горизонта, откуда он дует. Они определили шестнадцать направлений и назвали их румбами.

В наше время скорость ветра обычно измеряется в метрах, проходимых воздушным потоком за одну секунду.
Моряки измеряют силу ветра в баллах по двенадцатибальной шкале. Это так называемая ветровая шкала Бофорта. Один балл соответствует скорости ветра примерно 2 метра в секунду.
0 балла - штиль (безветрие)
1-2 - балла - лёгкий ветер. При таком ветре на парусном судне поднимались все паруса.
2,5-3 - балла - слабый ветер
3,5-4 - балла - умеренный ветер. Уже при таком ветре часть парусов на судне убиралось!
5-7 баллов - сильный ветер
8-11 баллов - шторм (буря)
12 баллов - ураган. На судне убирались все паруса


В научно-популярной книге для детей рассматриваются вопросы, связанные с изучением климата и погоды на планете. В доступной и занимательной форме объясняются в деталях все погодные явления, история наблюдений человека за погодой. Юный читатель может найти ответы на многие вопросы, связанные с пониманием процессов, происходящих вокруг него: почему происходит смена времен года, почему дует ветер, откуда берутся облака, что случится, если вы попадете в грозовое облако, как и почему возникают мощные ураганы, может ли человек изменить климат и многие другие.
Для детей среднего школьного возраста.


В этой уникальной книге ребёнок найдет пошаговое описание интересных опытов с воздухом. Он сможет не просто с пользой провести время, но и узнать много нового и интересного, ведь в книге содержится описание тех явлений, благодаря которым происходят удивительные вещи. Условные значки подскажут, можно ли выполнять опыт самостоятельно или вместе с родителями и сколько времени на это понадобится.