План занятия по звуковой культуре речи дошкольников. Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей с общим недоразвитием речи. Конспект занятия по развитию речи в

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Актуальность проекта: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.

Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски) . Хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.

Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Задачи проекта:

  • Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
  • Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
  • Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
  • Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
  • Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;
  • Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
  • Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
  • Развивать любознательность к процессу изготовления теста;
  • Вызвать интерес к лепке печений из теста;
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.

Ожидаемые результаты:

Образовательный: Получение детьми представлений о ценности хлеба, знаний об этапах выращивания и выпечки хлеба, труде хлебороба в старину, и как это происходит сейчас, понимания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Воспитательный: Возникновение интереса и уважения к труду людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба. Воспитание бережного отношения к хлебу.

Социальный: Формирование доброго отношения друг к другу, уважения к старшим, умения не перебивать ответы товарищей; развивать умение работать самостоятельно и по подгруппам.

I этап. Предварительная работа:

  • Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;
  • Создание временного уголка проектной деятельности;

Создание условий для экспериментально - исследовательской деятельности.

  • Заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе.

II этап. Выполнение проекта:

  • Беседа о старинных семейных обычаях. В ходе, которой дети узнают, что издавна избы строили с низким дверным проемом, чтобы при входе в избу гость наклонялся (кланялся) дому, его хозяевам. А, хозяин, всегда встречал дорогого гостя с хлебом и солью. Хлеб выращивали самостоятельно. В теплое время года, выходили в поле, все от мала до велика, и старшие дети с малых лет помогали родителям выращивать и убирать хлеб.
  • Показ презентации: «Как крестьяне выращивали хлеб!» . Познакомить детей с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, косуля, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова) .
  • Рассматривание семян пшеницы, ржи, овса. Экскурсия в экологический уголок, С детьми там рассмотрели семена и колосья пшеницы, ржи, овсы из которых можно добывать муку для выпекания хлеба, пирожков, булочек, пряников, сушек и даже изготовления макарон.
  • Чтение литературных произведений по теме. В течение проекта, мы с детьми прочитали множество художественных произведений, которые посвящены возникновению хлеба, его ценности, важности и учат необходимости беречь и ценить хлеб:
  • Я. Аким «Пшеница» , «Хлеб» ; А. Букалов «Как машины хлеб берегут» ; В. Дацкевич «От зерна до каравая» ; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки» , П. Коганов «Хлеб – наше богатство» ; К. Паустовский «Теплый хлеб» ; В. Ремизов «Хлебный голос» ; И. Токмакова «Что такое хлеб» ; К. Ушинский «Хлеб» ; К. Чуковский «Чудо – дерево» , «Булка» ; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба» . Сказки: «Легкий хлеб» , «Крупеничка» , «Крылатый, мохнатый, да масляный» , «Колосок» . Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
  • Показ презентации: «От зёрнышка до булочки!» . В презентации дети познакомились с процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы, поговорки о хлебе.
  • Опытно – экспериментальная деятельность: провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба, калиток. Изучили изготовление дрожжевого и соленного теста.

III этап. Заключительный:

  • Мастер – класс по изготовлению тыквенных печений.

В заключении проекта совместно с детьми изготовили по рецепту сладкие тыквенные печенья. Все дети принимали активное участие в изготовлении тыквенных печений.

В течении недели мы беседовали о хлебе, начиная с давних пор и до нашего времени. Проследили, какой длинный и трудоёмкий процесс проходит маленькое зёрнышко, чтобы попасть к нам на стол вкусным и ароматным хлебом. Увидели разнообразие хлебобулочных изделий. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!» Побывали в роли пекаря при изготовлении тыквенных печений.

Результаты проекта:

  • У детей сформировалось представление о ценности хлеба.
  • Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей разных профессий трудятся над его производством.
  • Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба.
  • Дети узнали значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
  • Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности «Рассматривание зёрен пшеницы, ржи, овса» , «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки» .
  • Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;
  • Дети побывали в роли пекаря при изготовлении тыквенных печений.
  • Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе.

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, приобретает опыт общения и сотрудничества.

вера чигряй
Художественное слово о хлебе

Художественная литература о хлебе .

Сказки : «Легкий хлеб » , «Крупеничка» , «Крылатый, мохнатый, да масляный» , «Колосок» ;

В. Дацкевич «От зерна до каравая» ;

К. Чуковский «Чудо – дерево» , «Булка» ;

Я. Аким «Хлеб » , «Пшеница» ;

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба » ;

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» ;

И. Токмакова «Что такое хлеб » ;

Н. Самкова «О хлебе » ;

П. Коганов «Хлеб - наше богатство » ;

А. Букалов «Как машины хлеб берегут » ;

Е. Житникова «От зёрнышка до булочки» ;

К. Паустовский «Теплый хлеб » ;

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый… » ;

Е. Русаков «Черный хлеб » , «Ржаной колос» ;

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом » ;

К. Ушинский «Хлеб » ;

загадки, скороговорки, пословицы , поговорки, приметы о хлебе

Стихи о хлебе

«Что такое хлеб

Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели,

Мы говорим - ХЛЕБ !

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны,

Мы говорим – ХЛЕБ !

Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою

Мы говорим – ХЛЕБ !

Ешь его, расти и помни :

В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился

Свежий ХЛЕБ !

И. Токмакова

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят .

Хлеб ржаной , батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют ,

Сил для хлеба не жалеют .

(Я. Аким)

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе :

"Хлеб всему голова !" –

В поле, в доме, в державе!

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий.

Эй, ты, попирающий корку ногою.

Ты топчешь достоинство наше людское.

«Пшеница»

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь - зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей .

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски .

Всем, кто лелеял хлебный колосок ,

Вот он Хлебушек душистый ,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И расти под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный , хлебный колосок .

«В поле»

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется как море…

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Все живет и обливает

Золотым своим огнём.

И среди колосьев ржи

Где кружатся мотыльки,

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые васильки.

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает : - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

«Золотой дождик»

По земле сырой, не жёсткой

Там, где тракторы прошли

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли

И до вечера и позже

До полуночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой.

«Хлеба пекутся »

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе .

Чудесный колосок

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах .

Сушки, плюшки и батон –

Хлеб приходит в каждый дом.

Кравченко Елена

Скороговорки о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе :

Будет хлеб , будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе .

Без соли невкусно, а без хлеба несытно .

Хлеб - дар божий , отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош .

Покуда есть хлеб , да вода- все не беда.

Без хлеба всё приестся .

Дожили до клюки, что ни хлеба , ни муки.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь .

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо .

Худой обед коли , хлеба нет .

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска , так и стол доска.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе .

Не тот хлеб , что в поле, а тот, что в закромах.

Если хлеба каравай , так и под елью рай.

Лучше хлеб с водой , чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка .

Почему в народе говорится :

«До поры до времени не сеют семени» ;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь» ;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево» ;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» ;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать » ;

«Сей в срок - будет прок!» ;

«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь» ;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится» ;

«Хорошо зерно в землю спать уложишь - хорошо и разбудишь, сыт будешь» ;

«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится » ;

«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет » ;

«Какова земля, таков и хлеб » ;

«Клада не ищи, а землю паши - и найдешь» ;

«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут» ;

«Кто хлеб носит , тот есть не просит» ;

«Сей овес хоть в воду, да в пору» ;

«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет» ;

«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней» ;

«Не соберешь овес - наглотаешься слез» .

«Цена хлеба »

Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба ? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека .

Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку ногою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Приметы о хлебе :

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба , еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб , становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике , хлеб следует поцеловать .

Народные приметы про хлеб .

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

Рассказ о святых Февронии и Петре Муромских.

В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие.

Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню : Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою , словно голодная

Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою , князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.

Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.

Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо : Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.

С тех пор хлеб считают святым , данный богом.

В те давние времена хлеб был белый , да черный. А в наше время в магазинах большое разнообразие хлебобулочных изделий .

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Анна Синева
Конспект по звуковой культуре речи

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

развития детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

Тема : «В гостях у Петрушки» .

Составила : воспитатель Синева А. Н.

г. Дзержинск

Цель звуков речи родного языка .

Задачи :

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» : формировать умение коллективного взаимодействия.

Образовательная область «Познавательное развитие» : продолжать формировать представления о животных

Образовательная область «Речевое развитие» : формировать правильное произношение звуков ж - з . Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух : различать на слух и называть слова с определёнными звуками .

Образовательная область «Физическое развитие» : развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Рассматривание детских энциклопедий о животных.

2. Изготовление жетонов.

3. Дидактическая игра «Где живёт звук » .

4. Подвижные игры : «Лиса и зайцы»

5. Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж» .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА : Стимулировать речевую активность у Данила К. Помочь Артему Л. найти домик для его животного.

СПОСОБЫ : сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка , показ иллюстраций.

СРЕДСТВА :

письмо, 8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет жираф, макет дома в котором живет зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20 картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З» , 12 картинок с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж» , 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ :

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»,

В. В. Гербова

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.

4. http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

Воспитатель : сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября на лесной полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас к себе в гости. Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

Воспитатель : мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель : пригласительные билеты у нас есть, тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель : готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

На пути стоит дом

Воспитатель : Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель : кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают : Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

В доме сидит жираф.

Воспитатель : кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф ? («ж» )

Воспитатель : Ой, опять на нашем пути домик. Кто в этом домике живет?

(дети : Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет)

В доме – зебра.

Воспитатель : кто это? Скажите – зебра. Какой звук живёт в слове зебра ? («З» )

Воспитатель подводит детей к одному из столов, на котором сидит кукла и лежат картинки с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза, заяц, ёж, морж и т. д.) и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

Девочка - кукла : Выпустила я животных из своих домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель : Не переживай девочка, мы постараемся тебе помочь.

Воспитатель : дети, я очень хочу помочь девочке, а вы?

Воспитатель : Дети, назовите животных, которые изображены на картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

Воспитатель : дети, животные, в названии которых есть звук «Ж»

А животные, в названии которых есть звук «З» , какого цвета будет у них домик?

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

У каждого из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого и конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном, в нем две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель : У каждого из вас на груди прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель : Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый) .

А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном. Найдите картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик, и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З» и поместить в свой домик.

Воспитатель : Молодцы, ребята, задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой - косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель : Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку петрушку.

Воспитатель : Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка : - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Петрушка : Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет» .

Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Петрушка : Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте : «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки» . Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить звук , чтобы было правильно.

«Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери» .

Петрушка : Правильно, не двери, а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

Хотите поиграть?

Петрушка : Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите звуки «З» или звук «Ж» хлопайте в ладоши. А если таких звуков нет , сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка : Правила понятны?

Петрушка называет слова :

Обезьяна,

Петрушка : Молодцы, никто не нарушал правила.

Воспитатель : Хорошо у петрушки в гостях на лесной полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

Задачи: 1) упражнять в произношении звуков [а],[о],[у],[м],[м’], учить различать предметы по величине, использовать в речи слова с противоположным значением;
2) развивать речь, память, логическое мышление детей;
3) воспитывать интерес к развивающим речевым играм.
Ход занятия:
1. Упражнение в правильном и отчетливом произношении звуков [а],[у],[о] и звукосочетаний.
Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке. Дети выполняют артикуляционные движения в соответствии с текстом:
"Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своём домике. А домик этот - рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (показ.). Язычок то выбегает из домика, то прячется (показ.). Опять выбегает и вновь прячется(3-4р.).
А ещё Язычок любит петь разные песенки. Особенно ему нравится песня поезда: "У-у-у" (повтор. 3-4р.).
Однажды Язычок вышел гулять, разыгрался, разбегался, упал и запел песенку: "О-о-о" (повтор.).
К нему пришёл доктор, перевязал ранку. Ребята, а к вам приходит доктор? Какую песенку он просит спеть, когда осматривает горлышко? «А-а-а».
В это время в гости к Язычку мама привела маленькую Алёнку. Малышка увидела доктора и заплакала: "Уа-уа-уа" (повтор.).
Давайте утешим, успокоим малышку: "Не плачь, Алёнушка!"(тихо и ласково),"Не плачь, маленькая!"(хоровые и индивидуальные повтор.).
Алёнка успокоилась и заснула. А Язычок решил погулять.
2. Игра
"И мы с вами тоже отправимся на прогулку. Поедем на электричке, выйдем на станции и пойдём в лес за грибами. Но в лесу можно заблудиться. Чтобы вы не потерялись, я буду звать вас: "Ау-у-у", а вы отвечайте.
3. Рассказывание об игрушке
"Пока вы гуляли вместе с Язычком, ему привезли новые игрушки. На двух грузовиках: один большой, игрушки большого размера, другой - поменьше, он привёз маленькие игрушки. (В названиях игрушек звуки [м] и [м"])
Дети рассматривают игрушки, описывают их, сравнивают:
- Этот медведь большой, а этот - маленький (медвежонок);
- Этот мяч большой, а этот мяч маленький;
- Эта матрешка большая, а эта матрешка маленькая.
4. Игра "Угадай, чего не хватает"
"Ребята, давайте поиграем с этими игрушками. Посмотрите на них очень внимательно, запомните их. Закройте глаза. Откройте и отгадайте, чего не хватает."
[Пока дети сидят с закрытыми глазами, педагог прячет одну из игрушек. Если ребёнок даёт правильный ответ, он выходит, берёт игрушку и рассказывает о ней. Последняя игрушка - медведь.]
"Ребята, кто знает стишок про Мишку?"
Педагог напоминает детям стихотворение А. Барто
"Уронили мишку нас пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший."
5. Далее педагог предлагает детям поиграть в игрушки, предварительно обсудив правила аккуратного обращения с ними.