Тема родины у маяковского анализ. Тема родины в лирике В.В. Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского

Путешествие в страну Детства

Урок Знаний для 11 класса

1 Остров Малыш

Звучит музыка «Топ-топ топает малыш)

Все в садик когда-то ребята ходили,

Стихи наизусть там, конечно, учили,

Учились играть, веселиться, дружить,

Учились одною командою быть.

Предлагаю вспомнить детство,

как учились говорить,

кто быстрее скажет это(скороговорки),

приз сумеет получить!

Скороговорки смешные и прикольные

1.Горилла гамадрилу
Геркулес варила.
А гамадрил благодарил.

2.Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

3.В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет еще жилец -
Водяной жук-плавунец.

4.Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

5.Чу! В чулане есть сверчок!
Чётко слышно: «Чок-чок-чок!»

6.Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче.

7.Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

8.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

9.Мы ели…ели ершей у ели,
Их еле-еле у ели доели.

10.Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал ýже.
Его ужица съест на ужин.

11.Плохо падать на ежа со второго этажа.

12.Бык буянил перед дубом,
Тряс под дубом бурым чубом.
Дуб схватил его за чуб.
- Не буянь! – воскликнул дуб.

13.Хитр хорек, быстр хорек,
Хлеб схватил – и наутек.

14.Верзила Вавила весело ворочал вилы.

15.Баран буян залез в бурьян.

16.Молодец против овец, а против молодца – сам овца.

17.Если «если» перед «после», значит «после» после «если». Если «если» после «после», значит «после» перед «если».

18.Самый бесперспективный бесперспективняк из всех бесперспективных бесперспективняков.

19.Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

20.Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

Сначала каждый свою скороговорку читает, остаются 3 сильнейших, из них 2, а потом победитель. Победитель получает приз – мягкую игрушку и шоколадку .

"Вот так!"- кричалка

Как живешь?

А плывешь?

Вдаль глядишь?

Как бежишь?

Утром спишь?

А шалишь?

На урок спешишь?

На часы глядишь?

2. Океан Знаний

Вот пришел желанный час.

Ты был зачислен в первый класс.

А чтобы не было проблем,

Запомнить это нужно всем:

Как учиться, как играть,

У доски как отвечать.

Ты, дружок, послушай нас,

Мы даем тебе наказ.

слайд

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать!

слайд

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно.

На уроках не хихикай,

Стол туда - сюда не двигай!

Учитель спросит - надо встать,

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Сначала подумай,

Потом отвечай!

слайд

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдешь себе друзей!

слайд

Чтоб получать отметку "ПЯТЬ"

Вы должны знать и помнить, что

Сами вещи не растут,

Сделать вещи - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парту, доску, стол, окно,

Книжку, сумку - береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Твой учебник - не альбом,

Рисовать не надо в нем,

Ты читай, решай задачи,

Но учебник не испачкай.

Нужен весь учебный год

За учебником уход,

Чтобы чистым, неизмятым

Он пришел к другим ребятам.

Каждой книгой дорожи

В чистоте портфель держи!

Вспомнили правила эти друзья,

В океане знаний могут

повстречаться

«Заповедные места»

Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.

    КИТ-- государство в Азии. (Китай)

    ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)

    РАК государство в Азии. (Ирак)

    РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)

    КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)

В каком государстве протекает самая длинная река в Европе?
(В России р. Волга, ее протяженность 3530 км).
Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал) .
В каком месте России за два-три часа можно пешком пройти от одного моря до другого? (На Перекопском перешейке от Черного до Азовского моря).
Какие два острова, расположенные в одном море, относятся к различным частям света?
(Крит и Кипр в Средиземном море, первый - к Европе, второй - к Азии).
Какой континент не имеет рек?
(Антарктида. Почти вся ее территория покрыта мощным ледниковым покровом).

«Залив времён»

    Назовите полководца, основавшего в Египте город Александрию? (Александр Македонский в 332 - 331 г. до н.э.),

    Как назывался обитатель Сахалина до революции? (Каторжник),

    Какой город России в годы ВОВ выдержан 900-дневную осаду немецких войск (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

«Гряда арифметическая»

1 .Иван-царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на царский двор, четыре - на боярский, восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько стрел выпустили Иван-царевич и его братья? (15)

2.Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами - Одноглазкой, Двуглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (8)

3.Фрекен Бок испекла вкусные плюшки и пошла смотреть передачу о привидениях. В кухню влетел Карлсон, съел 28 плюшек сам, а 6 отнес Малышу. Сколько плюшек недосчитается Фрекен Бок, когда вернется? (34)

4.Соловей-разбойник своим свистом повалил 10 берез, дубов на 3 меньше, а осин на 6 больше, чем дубов. Сколько всего деревьев погубил не любящий природу Соловей-разбойник? (30)

5.Узнав о дне рождении ослика Иа, Винни-Пух решил подарить ему несколько горшочков меда. Придя домой, он обнаружил, что у него есть 25 горшочков. Мед из 15 горшочков он тут же съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мед еще из трех. Сколько горшочков с медом все-таки получил ослик Иа? (7)

Победитель(тот кто больше дал правильных ответов, за правильные ответы вручались рыбки, получает приз – шоколадку и пенал ).

Не печалься, без причины,
Замечательный наш класс!
Чтобы все кричали в след:
11 класс: «Круче не было - и нет!»

Улыбайтесь всем, творите –
И победы приносите,
Чтобы все кричали в след:
«Круче не было - и нет!»

В олимпиадах побеждайте,
Друзьям своим вы помогайте!
Чтоб друзья кричали в след:
«Круче не было - и нет!»

Все мои вы дорогие
Все – красивые такие!
Чтоб учителя шептали в след:
«Круче не было - и нет!»

Вам сейчас я говорила.

Вас конечно же хвалила,
Похвалите себя в ответ:
«Круче не было - и нет!»

Мы прибыли на «Мыс Ребусов и загадок»

3.«Мыс Ребусов и загадок»

Шуточная географическая викторина:

    Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),

    Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),

    Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),

    Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),

    В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),

    Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),

    Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),

    Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),

    Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),

    Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),

    На каком фронте не воюют (на атмосферном),

    Какое государство можно носить на голове (Панама),

    Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),

    Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук),

    Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),

    Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)

    Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

    Слова в единственном и множественном числе.
    Бедро - бедра
    День - дни
    Лень - (нет мн.ч.)
    Козленок - козлята
    Венцы - венец
    Щипцы - (нет ед.ч.)
    Успехи - успех
    Пони - (нет ед.ч.)
    Ведро - ведра
    Метро - (нет мн.ч.)
    Пень - пни
    Цыпленок - цыплята
    Певцы - певец
    Концы - конец
    Орехи - орех
    Кони - конь

Кто даёт правильные ответы, тому вручается листочек, у кого больше всех, тому приз – шоколадка.

      Составь пословицы.
      Дело - безделье.

      Дружба - служба.

      Лает - кусает.

      Руки - скука.

      Труд - лень.

      Свет - тьма.

      Дело - потеха.

      Один – семеро.

      Терпение – труд.

      Рано – подаёт.

      Глаза – руки.

      Труд – рыбка.

      Изба – пироги.

      Книга-друг.

      Печь – поле.

      Скучен – нечего.

      Двое – семеро.

      Дело – лес.

      Охота – работа.

(Маленькое дело лучше большого безделья). (Дружба - дружбой, а служба - службой). (На смелого собака лает, а трусливого кусает). (Не сиди сложа руки, так не будет скуки). (Труд человека кормит, а лень портит). (Ученье - свет, а неученье - тьма). (Делу - время, потехе - час).(Один с сошкой – семеро с ложкой).(Терпение и труд всё перетрут). (Кто рано встаёт, тому Бог подаёт).(Глаза боятся, а руки делают).(Без труда не вынешь и рыбку из пруда).(Не красна изба углами, а красна пирогами).(Хорошая книга – лучший друг).(Не печь кормит, а поле).(Скучен день до вечера, коли делать нечего).(Двое пашут, а семеро руками машут).(Дело не медведь, в лес не уйдёт.) (Была бы охота, а впереди ещё много работы).

Сначала отгадывают все, потом три наиболее точно ответившие, затем 2. Победителю словарь или книжку с пословицами и шоколадку.

    Материк Отрочество

Блиц-вопросы:

Биология

    Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень.
    (ответ: в восточном гороскопе после овцы идет знак обезьяны)

    Какое животное способно выпить 250 литров воды? (ответ: верблюд)

    Какое животное дает самое жирное молоко? (ответ: тюлень, 43%)

    Назовите самое высокое растение в семействе злаков? (ответ: бамбук)

(ответ: “хрю-хрю”. Потому что речь идет о свинье – символа 2007 года)

Физика

Почему резиновый мяч подпрыгивает, если ударить его об пол?
(При ударе об пол воздух, находящийся внутри резинового мяча, сжимается. Стремясь расшириться и встречая препятствие снизу, он подбрасывает мяч вверх).
Почему собака высовывает язык, когда ей жарко? (Потовые железы у собаки находятся только на кончиках пальцев. Испарение слюны с поверхности рта и языка охлаждает в них кровь и понижает температуру тела животного).
Почему не тает снежная баба, если на нее надеть шубу? (Потому что шуба не дает тепла, она лишь сохраняет его).

Почему бывает солнечное затмение? (Солнечные затмения происходят во время новолуний, когда Луна проходит между Солнцем и Землей и частично или полностью закрывает Солнце от земного наблюдателя).

Литература

Назови 12 опер и балетов на сюжеты произведений А.С. Пушкина.
("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Апеко", "Руслан и Людмила", "Дубровский", "Русалка", "Моцарт и Сальери", "Золотой петушок", "Борис Годунов", "Медный всадник", "Бахчисарайский фонтан", "Мазепа").
Название какого романа русского писателя является наречием? (И.О. Тургенев "Накануне").
Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (А.С. Грибоедов)
Кто из писателей и к каким произведениям написал эпиграфы: "Береги честь смолоду" и "На зеркало неча пенять, коли рожа крива"? (А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"; Н.В. Гоголь. "Ревизор").
Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? Как называется произведение, написанное им? (И.А. Гончаров. "Фрегат "Паллада").
Кто из русских писателей написал три крупных произведения, названия которых начинаются с буквы "О"? (И. А. Гончаров. "Обрыв", "Обломов", "Обыкновенная история").

Выбираются 3 победителя, им вручаются медали – 1.2,3 место и шоколадки .

5 «Река Мечты»

Все мы мечтаем. Предлагаю вам написать письмо самому себе, которое мы откроем с вами на классном часе перед выпускным вечером 28 июня 2013 года.

В добрый путь, ребята!

В вечный поиск

Истины, добра и красоты,

Чтобы явью стали в вашей жизни

Самые заветные мечты

Заключительное слово классного руководителя.

В знаменательный день,

Всем наукам подвластный,

Клятву священную каждый

Перед всеми даёт,

Обещая выполнить всё,

Что потребует время учёбы,

Чтобы добиться во всём результатов высоких.

А сейчас вы должны принять клятву ученика (слайд)

1. Никогда не опаздывать в школу (Клянёмся!)

2. Быть внимательным на уроке (Клянёмся!)

3. Быть вежливым и не забывать здороваться с учителями (Клянёмся!)

4. Добросовестно готовить домашние задания (Клянёмся!)

5. Не получать плохих отметок (Клянёмся!)

Текст сочинения:

И я,
как весну человечества, рожденную
в трудах и в бою, пою
мое отечество, республику мою!
В. Маяковский
О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэҭ, по его мнению, это не только "народа водитель", но и "народный слуга". На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое ҭворчество этот великий поэҭ.
Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех собыҭий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению "пережиҭков". Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой ""дрянью": бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.
В своих произведениях поэҭ часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эҭи живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяюҭ в сердце поэта радость и опҭимизм, веру в создание на земле "города-сада":
Я знаю
город
будет,
Я знаю
саду
цвесть.
когда
такие
люди
в стране
советской
есть!
Маяковский говорил об "адовой" работе, совершаемой гражданами молодой страны: "освещаем, одеваем нищ и оголь, шириҭся добыча угля и руды". По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.
Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!
Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, "с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден". Ему по душе и "громадье" планов строителей новой жизни, и "размаха шаги саженьи", и марш, "которым идем в работу и в сраженья". Будучи причастен к сотворению Отечества, "которое будет", Маяковский ощущает искреннюю радость:
Граждане!
Сегодня рушиҭся ҭысячелетнее "Прежде".
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.
Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только ҭворчество, но и жизнь. Сҭихи поэта проникнуҭы любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.
...главное в нас
это наша
Страна Советов. Советская воля,
советское знамя,
советское солнце.
Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадуҭ даром. Творчество это великое, божественное дело, а ҭворчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.
Мы идем
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

Права на сочинение "Тема Родины в ҭворчестве В. Маяковского" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Александр Блок и Владимир Маяковский - два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого - пушкинского - века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих “сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.
Единственное, что их объединяет, - это горячая любовь к Родине.
Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая - такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, -

признается поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.
Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...” (“Новая Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный взор из-под платка...”.
Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия - в каждом слове, в каждой строчке.
Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
...Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на поляк,
]Л ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении “Коршун” 1916 г.:

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней
-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

“Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия - великая, истинная - никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме “Хорошо” Маяковский написал об этом времени:

Кругом
тонула
Россия Блока... Незнакомки,
дымки севера шли на дно,
как идут
обломки и жестянки
консервов.

Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество

славлю,
которое есть, но трижды -
которое будет.

В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны - оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:

Землю,
где воздух,
как сладкий морс, Бросишь
и мчишь, колеся, - но землю,
с которою
вместе мерз, вовек
разлюбить нельзя... Я
землю эту
люблю.
Можно
забыть,
где и когда пузы растил и зобы, но землю,
с которой
вдвоем голодал, - нельзя
никогда
забыть.

Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить
и умереть в Париже, если б не было
такой земли
- Москва.

Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!”. И пусть от этого некоторым “скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.
В лирических произведениях двух величайших поэтов России - Блока и Маяковского - Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».