Что установило соборное уложение 1649. Соборное уложение. Наказания по Соборному Уложению

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

После переезда Мухаммеда в Медину, в 622 году, начинается качественно новый этап в истории Ислама. Начиная с этого времени, мусульмане постепенно обрели контроль над городом, а потом нашли в себе силы начать борьбу со своими мучителями в Мекке, которые продолжали вражду с мусульманами. Позднее мусульмане, возглавляемые пророком Мухаммедом, сумели распространить идеалы новой религии и нового мышления на весь Аравийский полуостров, что открыло для Ислама перспективы превращения в будущем в мировую религию.

Именно в Медине пророком Мухаммедом, посредством Божественного откровения, были сформулированы многие общественные, экономические и политические законы, которыми руководствуются мусульмане вплоть до сегодняшнего дня. Большинство религиозных ритуалов и атрибутов, практикуемых мусульманами сегодня, сформировались именно здесь. В Мекке же, проповедь Мухаммеда больше носила этический и духовный характер.

По этим причинам мировая наука подразделяет пророческую историю Мухаммеда и ранней мусульманской общины на «мекканский период» , характеризующийся зарождением и развитием исламской религии; и «мединский период» , характеризующийся триумфом этой религии.

Мусульманский календарь (хиджра) также ведет исчисление от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. То есть, это переселение считается начальной точкой отсчета исламской истории. Однако необходимо отметить, что сам Мухаммед этого календаря не утверждал. Он был принят после него в Халифате, который распространил свою власть на большие регионы мира и нуждался в своем календаре. Поэтому точку отсчета мусульманской истории по хиджре все же можно рассматривать как условную. Вернее она является датой, с которого началось политическое и военное усиление ранних мусульман. Но, на самом деле, история Ислама началась в Мекке, с первых этических проповедей Мухаммеда.

Несмотря на преследования курейшитов, Мухаммед со своим другом Абу Бакром сумел благополучно добраться до Кубы - пригорода Медины. А затем они двинулись в город, арабское население которого с большими почестями и триумфом встретило их. Вместе с мединцами пророка встречали мекканские мусульмане, которых назвали «переселенцами» (мухаджирами) . А мединских мусульман после этого стали называть «помощниками пророка» (ансарами) .

Остановившись временно у одного из горожан, Мухаммед сразу приступил к повседневным делам. Ему предстояло оправдать ожидания горожан и привести их к единству, сплоченности и благополучию. Это было сложнейшей задачей, с которой он сумел с честью справиться. По сути, с этого момента он стал политическим лидером.

Первым делом он распорядился построить в Медине мечеть, которая помимо культового предназначения, стала также нести общественно-политические функции и, по сути, превратилась в центр и символ мусульманской общины, в котором решались все насущные проблемы города и его населения. Сам пророк поселился здесь и превратил эту мечеть в свою официальную резиденцию.

В скором времени им был учрежден порядок призыва мусульман на молитву, который применяется и сегодня. Но, в то же время, в исключительных случаях, этот призыв можно было использовать для срочного созыва мусульман в мечеть с целью поставить их в известность о каких-то чрезвычайных обстоятельствах, после чего здесь же принимались шаги для решения проблем.

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

НА ТЕМУ: "СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА"

ВЫПОЛНИЛА:

САЧИЛОВИЧ ОЛЬГА

ПРАВОВЕДЕНИЕ

ГРУППА 60205


Соборное уложение 1649 года – источник права русского централизованного государства периода сословно-представительной монархии

Главенствующее место среди источников русского феодального права периода сословно-представительной монархии занимает Соборное уложение 1649 года. Следует отметить, что этот кодекс в значительной мере предопределил развитие правовой системы русского государства в последующие десятилетия. Уложение, прежде всего, выражало интересы дворянства, юридически закрепило крепостное право в России.

Среди предпосылок , обусловивших принятие Соборного уложения, можно выделить:

Общее обострение классовой борьбы;

Противоречия среди класса феодалов;

Противоречия между феодалами и городским населением;

Заинтересованность дворян в расширении прав на поместное землевладение и закрепощение на них крестьян;

Необходимость упорядочения законодательства и оформление его в едином кодексе;

Для разработки проекта свода законов была сформирована специальная комиссия. Проект подробно был обсужден Земским собором, после которого представлял собой первый печатный свод законов России, разосланный для руководства всем приказам и на места.

Уложение состоит из 25 глав и 967 статей, содержание которых отражает важнейшие изменения в общественно-политической жизни России, происшедшие в XVII веке.

Глава XI "Суд о крестьянах" устанавливает полное и всеобщее закрепощение крестьян. Главы XVI-XVII отражает изменения, происшедшие в положении посада.

Развиваются нормы государственного, уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства.

Основное внимание, как и в предшествующих источниках феодального права, уложение уделяет уголовному праву и судопроизводству.

В разработке Соборного уложения были использованы:

~ предшествующие судебники,

~ указные книги приказов,

~ царское законодательство,

~ боярские приговоры,

~ статьи Литовского статуса,

~ византийские правовые источники.

Уложение закрепило привилегии господствующего класса и неравное положение зависимого населения.

Соборное уложение не до конца устранило противоречия в законодательстве, хотя была проведена определенная систематизация по главам.

Гражданское право отражает дальнейшее развитие товарно-денежных отношений, особенно в части права собственности и обязательственного права. Основными формами земельных владений в этот период были царские дворцовые земли, вотчины и поместья. Чернотяглые земли, находящиеся во владении сельских общин составляли собственность государства. В соответствии с Уложением дворцовые земли принадлежали царю и его семье, государственные (чернотяглые, черносошные) земли принадлежали царю, как главе государства. Фонд этих земель к этому времени существенно уменьшился, вследствие раздачи за службу.

Вотчинное землевладение в соответствии с главой XVII Соборного уложения делилось на родовое, купленное и жалованное. Вотчинники имели привилегированные права по распоряжению своими землями, чем помещики, так как имели право продать (с обязательной регистрацией в Поместном приказе), заложить или передать по наследству.

Уложение установило право родового выкупа (в случае продажи, заложения или мены) в течение 40 лет, причем точно определенными Уложением лицами. На купленные вотчины право родового выкупа не распространялось.

Родовые и выслуженные вотчины не могли передаваться по завещанию посторонним лицам, если у завещателя были дети или боковые родственники. Запрещалось родовые и выслуженные вотчины дарить церкви.

Купленные же у сторонних людей вотчины после передачи их по наследству становились родовыми.

Глава XVI Соборного уложения обобщила все существующие изменения в правовом статусе поместного землевладения:

» владельцам поместный могли быть как бояре, так и дворяне;

» поместье передавалось по наследству в установленном порядке (за службу наследника);

» часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери ("на прожиток");

» разрешалось давать поместье в приданое;

» разрешался обмен поместья на поместье или вотчину, в том числе большее на меньшее (ст.3).

Помещики не имели права свободной продажи земли без царского указа или заложить ее.

Уложение подтвердило указы начала XVII века о запрещении верстать на службу и наделять поместьями "поповых и мужичьих детей, холопей боярских и слуг монастырских". Это положение превратило дворянство в замкнутое сословие.

Рассматривая право собственности на землю , следует отметить развитие такого института права как залоговое право. Судебник регламентирует следующие положения:

Заложенная земля может оставаться в руках залогодателя или же перейти в руки залогодержателя;

Разрешался залог дворов на посаде;

Допускался заклад движимого имущества;

Просрочка выкупа заложенной вещи влекла передачу прав на нее залогодержателю, за исключением дворов и лавок на посаде.

Закладные, поставленные на дворы и лавки на имя иностранцев, считались недействительными. Если у залогодержателя была украдена или погибла залоговая вещь без его вины, то он возмещал стоимость в половинном размере.

Соборное уложение определяет права на чужую вещь (т. н. сервитуты). Например:

Право ставить запруды на реке в пределах своего владения без ущербов интересов соседей,

Права ставить ночи и поваренные избы без нанесения ущерба соседу,

Права рыбной ловли, охоты, покосов на тех же условиях и т.д.

Право выпаса скота на лугах или остановиться в местах, прилегающих к дороге до определенного срока – Троицина дня.)

Обязательственное право . По Уложению должник отвечает по обязательству не своей личностью, а только имуществом. Еще Указ 1558 года запрещал должникам "поступати в полные холопы" к своему кредитору в случае неуплаты долга. Разрешалось только отдавать их "головой до искупа", т.е. до отработки долга. Если у ответчика было имущество, то взыскание распространялось на движимое имущество и дворы, затем на вотчину и поместье.

Вместе с тем в этот период ответственность не была индивидуальной: супруг отвечал за супругу, дети за родителей, слуги за господ и наоборот. Законодательство сделало возможной передачу прав по некоторым договорам (кабалам) прежним лицам. Должник не мог передавать свои обязательства только по согласованию с кредитором.

Договоры купли-продажи недвижимости должны были оформляться письменно и "купчей крепостью" (скрепляться подписями свидетелей и регистрироваться в приказах). Купля-продажа движимого имущества производилась словесным соглашением и передачей вещи покупателю.

Но указ 1655 г. предписывал судьям не принимать челобитные по договорам займа, поклати и ссуды "бескабально", т.е. без письменных документов.

Таким образом, наметился переход от словесной формы заключения договоров к письменной.

Договор займа в XVI - XVII вв. составлялся только в письменной форме. Для сглаживания социальных противоречий размеры процентов по займам ограничивались 20 процентами. Уложением 1649 года предпринимается попытка запрета взимания процентов по займам, но на практике заимодатели продолжали брать проценты. Договор сопровождался залогом имущества. Заложенная земля переходила во владение кредитора (с правом пользования) или оставалась у залогодателя с условием уплаты процентов до погашения долга. При неуплате задолженности земля переходила в собственность кредитора. Движимое имущество при залоге тоже передавалось кредитору, но без права пользования.

С развитием промыслов, мануфактуры и торговли широко был распространен договор личного найма , который составлялся в письменной форме на срок не более 5 лет. В устной форме личный найм допускался на срок не более 3 месяцев.

Договор поклажи оформлялся только в письменной форме. Ратные люди могли передавать вещи на хранение без письменного договора.

Известны договоры подряда мастеровыми людьми и имущественного найма (аренда).

Брачно-семейные отношения в Русском государстве регулировались церковным законодательством. Источники церковного права разрешали браки в раннем возрасте. По "Стоглаву" (1551г.) жениться разрешалось с 15 лет, выходить замуж с 12 лет. Помолвка (обручение) совершалась в еще более раннем возрасте (сговор родителей и составление рядной записи). Расторгнуть рядную запись можно было уплатой неустойки (заряда) или через суд, но по серьезным причинам. На практике простые люди рядную запись не составляли и вступали в брак в более позднем возрасте. По церковным законам первый брак оформлялся венчанием, второй и третий – благословением, а четвертый брак церковное право не признавало. В соответствии с Уложением 1649 года четвертый брак не порождал юридических последствий.

Развод осуществлялся по обоюдному согласию супругов или по одностороннему требованию мужа. Хотя в XVII веке начинается процесс смягчения прав мужа в отношении жены и отца в отношении детей, до конца XVII века не было отменено поступление в кабалу вообще. Муж мог отдать жену в услужение и записать в кабалу вместе с собой. (Отец имел аналогичное право в отношении детей).

Внутрисемейные отношения регулировались так называемым "Домостроем", составленным в XVI веке. В соответствии с ним муж мог наказывать жену, а она должна была быть покорной мужу. В случае если же родители, наказывая детей, забивали их до смерти, Уложением назначалось наказание лишь в один год тюрьмы и церковное покаяние. В случае если дети убивали родителей, то карались за содеянное смертной казнью.