Никого не будет в доме проблемы. Анализ стихотворения "Никого не будет в доме" (Пастернак Б. Л.). «Никого не будет в доме…» Борис Пастернак

Пророк Илия (или в русском переложении Илья-пророк) – фигура известная и весьма любимая народом. Самой характерной чертой этого персонажа стала, однако, не богоизбранность, а наличие у нашего Ильи воздушного транспортного средства – огненной колесницы, на которой он, избежав смерти, устремился прямо на небеса.
О природе колесницы Ильи спорили в Средние века, спорят и сегодня.

Легендарный персонаж Илья-пророк впервые появляется в Ветхом Завете, в Третьей и Четвертой Книгах Царств.
Время его жизни отнесено к правлению царя Ахава, его жены, властолюбивой Иезавели, и их преемника Охозии. Правда, в родных местах пророка Илью звали несколько иначе – Элийяху, и человеком он был, скажем, жестокосердым и фанатичным.

Рукотворные чудеса

Этот Элийяху прославился своей фанатичной верой и ненавистью к язычникам. Он решил раз и навсегда покончить с многобожием, процветавшим при дворе Ахава.

Ахав, хотя и был израильтянином, женился на финикийской язычнице, установившей в государстве своего мужа привычные ей культы Ваала и Астарты с сопутствующими этим культам человеческими жертвоприношениями.
В качестве воспитательной меры пророк сперва наслал на языческий народ голод и засуху, что сопровождалось множеством смертей среди самых нищих слоев тогдашнего населения, а затем пообещал силой своей веры дать заблудшим долгожданный дождь и благоденствие.

Единственным условием небесной милости он выставил проведение состязания между жрецами Ваала и им самим: чей бог победит, та вера и есть истинная. Иезавель выставила против одного Элийяху около пятиста жрецов Ваала. Пророк выглядел соответствующим образом: в рубище, с суковатым посохом, с кожаным поясом на бедрах, босой и со спутанными волосами. На фоне превосходно одетых и благоухающих по случаю моления о дожде на горе Кармил жрецов он казался обреченным на поражение.

Задача между состязающимися сторонами была проста: вызвать дождь. Жрецы для этого провели свои языческие обряды с положенными жертвами, но небо дождя им не ниспослало. По молитве же Элийяху дождь хлынул почти мгновенно. Однако диспут на этом не завершился: пророк потребовал свершения правосудия и собственными руками прирезал всех бедолаг-жрецов прямо на том месте у вод Иордана, где спустя века будет крестить Иисуса Христа Иоанн Креститель! Такой вот добрый и душевный был пророк Элийяху.

Но и на этом он не успокоился: когда посрамленный и опечаленный смертью языческих жрецов царь Ахав отправился на колеснице к своему дворцу, пророк Элийяху бежал впереди царского кортежа около тридцати километров и, очевидно, демонстрировал этому израильскому величеству всю силу своего презрения и торжества. Ахаву оставалось только смириться, но его жена Иезавель казни своих жрецов не простила, и Элийяху бежал от ее гнева в пустыню, где поселился в пещере и кормился с божьей помощью: еду ему приносили задействованные небесным покровителем вороны – дважды в день, утром и вечером, они снабжали пророка мясом и хлебом.



Пересидев гнев царицы в пещере, он вернулся и окончательно усмирил Ахава, обвинив того в экономических преступлениях того времени: он незаконно отобрал виноградник у уважаемого человека. А когда Ахава сменил Охозия, не дал и тому вернуться к язычеству (Охозия хотел утвердить культ Вельзевула). С годами одиночество Элийяху осточертело, и он избрал себе ученика Елисея, который оставался вместе с нашим героем до его исчезновения на огненной колеснице.

Исчезновение Элийяху

Елисею тоже хотелось получить хоть немного небесной милости, и он возопил к учителю такими словами: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Элийяху ответил ему так: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». И вдруг над ними появилось сверкающее облако, и из этого облака образовалось нечто вроде огненной колесницы, и ясно виднелись в облаке огненные кони.

Элийяху отдал ученику свою милоть (накидку тех времен) и тут же был похищен облаком, и огненная колесница унеслась в небеса. А Елисей, глядя на опустевшее небо и милоть учителя в своих руках, только воскликнул с отчаянием и восторгом: «Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница Его!» А потом разодрал свои одежды и заплакал.

Так нам повествует об этом Библия.

Считается, что Элийяху был взят на небо живым, как и его допотопный сородич пророк Енох, и что он в положенное время вернется на Землю, когда настанет час небесного суда, то есть в последние времена. Правда, по тем же текстам, Элийяху уже являлся со своих небес: однажды он воплотился в Иоанне Крестителе, чтобы знаменовать явление Иисуса Христа, в следующий раз нам его нужно ждать, когда явится антихрист, потому что Элийяху должен узнать лжемессию и публично об этом объявить.

Транспортное средство под знаком «Х»

Но что же такое колесница, на которой пророк укатил в небесную синеву? И куда увезла его эта колесница? Наивная вера первых христиан не ставила существование колесницы под сомнение.


Напротив, они верили, что кони пророка были белыми без единого пятнышка, числом шесть, и явились в огненном облаке, а сам пророк, конечно, отправился в рай и пребывает во славе господней.

Постепенно у этого христианского мифа появилась и сопутствующая детализация: кони получили огненные гривы и огненные подковы, и если народы на земле ведут себя нехорошо, пророк Элийяху – теперь уже, конечно, Илия – может расковать своих лошадей на небесах и швырнуть подковой в грешников, отчего наступит обязательная смерть. Связали они своего Илию и с разными небесными явлениями – грозой, кометами, смерчами, которые этот святой (а Илия единственный из ветхозаветных пророков получил такую честь) являет людям, чтобы вернуть на стезю праведников.

Но в более поздние времена, когда мифология сдала позиции, а вера стала прагматичной, в колеснице пророка стали видеть как раз те явления, которые он и должен по наивной вере ниспосылать. И родилось несколько версий вознесения Илии, касающихся как раз его транспорта в небеса.

По первой такой версии, Илия был вознесен совсем не на колеснице, а во время сильного смерча, сопровождающегося световыми явлениями, то есть попросту Илию засосало внутрь небесной воронки, и единственное, что от него осталось, это та самая милоть в руках Елисея. И все бы хорошо, но милоть в случае смерча должно было разорвать на лоскутья. По второй версии, Илия был уничтожен разрядом молнии, которая сожгла его тело так, что не осталось даже пепла, что технически невозможно, и это известно всем, кто занимается изучением молний.



По третьей версии, Илия был сожжен и разметан небесным болидом, взорвавшимся над землей, и это тоже технически невозможно, поскольку тогда не осталось бы свидетеля его вознесения Елисея, который никак не пострадал. Так что никаким небесным явлением исчезновение Илии не объяснить. От всего, что убивает человека таким способом, остаются следы, и уж никоим образом не остаются свидетели.

На самом же деле, что случилось с Илией, не известно никому, даже его ученику. Вполне вероятно, что не было никакого облака, никаких коней и никакой колесницы в том облаке, а было выплеснувшееся недовольство пророком, и похитила его самая обычная земная колесница с самыми обычными земными воинами, посланными разгневанным царем, которому жестокий и фанатичный пророк был ненавистен.

Но ученик Елисей, видевший всюду небесные знаки и веривший словам своего учителя, окрасил это печальное событие небесным светом, и земные кони превратились в небесных, земная колесница – в огненную, а тучи пыли из-под копыт войска – в сверкающее облако, спустившееся персонально за пророком.

«Никого не будет в доме…» Борис Пастернак

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, —
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной» , когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

1931

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака (1)


Творчество Бориса Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.

Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» - присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.

Появление героини совершенно преображает действительность. Оно предваряется «сомненья дрожью» даже на портьере. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии. Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам. Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.

Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.

Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.

Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…» (2)

Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», - именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Никого и ни в чем не стыжусь,- Я один, безнадежно один, Для чего ж я стыдливо замкнусь В тишину полуночных долин? Небеса и земля — это я, Непонятен и чужд...
  2. Какой прогноз у нас сегодня, милый? С чем ты опять проснулся не в ладу? Скажи мне просто: «Господи помилуй! Какую блажь имеешь ты в виду?» Главней всего погода в доме,...
  3. Нет никого на свете желанней этой дурнушки золушки нашей, Эльки. Взял бы и съел бы изюминки-веснушки с элькиной шейки. А где ее дом? За бродом. А чем она пахнет? Медом,...
  4. Нет рядом никого, как ни дыши. Давай с тобой организуем встречу! Марина, ты письмо мне напиши — По телефону я тебе отвечу. Пусть будет так, как года два назад, Пусть...
  5. Никого не решайся видеть Закрывай свои взоры стеклом и цветами Отстраняя лучи водопада И красивые флаги С белой чистой страницей бумаги На черном лице Будь похож на часы золотые Где...
  6. Никто не спасет никого. И каждый, как волк, обречен. Ни бабушкино колдовство, ни верность великая жен не даст ничего, ничего. Взрывается яблонный плод игрушкой бумаг и чернил. Хватаешься изо всех...
  7. Что в жизни, если мы не любим никого, Когда и нас взамен никто любить не может, Когда в прошедшем мы не видим ничего И в будущем ничто нам сердца не...
  8. Почему, никого не любя, о себе ты так пылко хлопочешь? Хочешь, чтобы любили тебя? Милый мой, слишком многого хочешь! Хочешь, чтобы любили? За что? Не за то ли, что словом...
  9. Не всегда будет имя все то же — Мне другое дадут потом. Полнозвучней, сильнее, строже Начертается путь мой в нем. Оно будет в руке, как лампада. Я увижу, где тьма...
  10. Ночь горька в уединенном доме. В этот час — утихшая давно — Плачет память. И опять в истоме Пью воспоминанья, как вино. Там, за городскими пустырями, За бульваром в улице...
  11. …И опять На одной из полянок Меж веселых дубков-крепышей — Полусгнившие бревна землянок И колена оплывших траншей. Даже каски, ботинки, обмотки Время в прах обратить не смогло… Ах, солдаты, мои...
  12. Солнечный круг, Небо вокруг — Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда...
  13. Куда ты ведешь меня, что ты поешь — осенний, бессонный, рассеянный дождь? Срывая с ветвей неживую листву, зачем за тобой я иду наяву? На улице нет никого… Только тьма бесшумно...
  14. Сказал себе я: брось писать, — Но руки сами просятся. Ох, мама моя ро́дная, друзья любимые! Лежу в палате — ко́сятся, Не сплю: боюсь — набросятся, — Ведь рядом —...
  15. Был день один, когда они Не проституткой, не рабыней, Но человеком были все С души воскреснувшей святыней. Был Пасхи день один в году И ночь Христова Воскресенья, Когда глядел на...
Вы сейчас читаете стих Никого не будет в доме, поэта Пастернак Борис Леонидович