Означает ось. Что такое ось. Что такое ось, согласно словаря Ефремовой

. Жизнь человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого себя для обеспечения своего существования, функционирования, развития

С появлением человека возникает целостный, поистине человеческий мир. Различные стороны этого мира отражаются в сознании человека осознание значения различных сторон для обеспечения существования и развития человека находит свое отражение в различных формах общественного сознанияті.

Каждая из них не только отражением определенной стороны окружающей действительности, а выступает также как фактор, который обеспечивает ориентацию человека, обусловливает направленность ее деятельности в определенной сфере жизни. Нап пример, наука как одна из форм общественного сознания вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности. Мораль выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности е д характера взаимных отношений во всех сферах жизни. Это осознание отражается в правилах, нормах, принципах, которые определяют характер поведения людей, их поступки и т.п.. Подобное касается и других форм общественного сознания. Но перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к разным сторонам мира, а прежде всего и к миру как определенной целостности и к самому себе. Такое осознание находит с вое отражение именно в философииософії.

Термин" философия "(гр"филе"- любовь и"софия"- мудрость) - буквально истолковывается как любовь к мудрости. Но этот буквальный перевод далеко не исчерпывает содержание философии. Здесь идет речь о способности человека постичь сущее ость мироздания, постичь собственную сущность, подняться до осознания смысла своей жизни. Осознание сущности мира и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни в единстве и является понимание мудростиності і є розумінням мудрості.

протяжении всей своей истории философия ставила и стремилась дать ответы на важные вопросы человека ли она творцом своей собственной судьбы? и ей приходится обеспечивать свое существование? ?

С усложнением взаимосвязей человека с условиями своего бытия, а также отношений между людьми, возникла потребность в специфическом способе видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер в тавлення к ним, характер поступков и действий. Иными словами, возникает потребность в мировоззрении, формирование которого обусловило потребность в общем взгляде на мир и самого человеку.

Итак, предметом философии является отношение"человек - мир"Но, философия и возникла в древности, это не значит что отношения"человек - мир"впервые появляется именно в ней. Исторически первыми фор рмамы мировоззрения были мифология и религия. Мировоззренческое восприятие действительности зависит от определенной системы конкретно-исторических условий. Поэтому возникновение мифологии и религии обусловлено очень низким уровнем раз развития человекм рівнем розвитку людини.

Для выяснения специфики философии необходимо определить: что, как и почему именно так отражается в философии, а также ее социальное назначение, то есть функции она выполняет

В практически-преобразовательной деятельности перед человеком встает вопрос: что по своей природе мир, в котором она живет; что лежит в его основе?

В процессе практической деятельности, в борьбе со стихией у человека исторически формируется представление о том, что мир существует независимо от желаний и воли человека что люди считаться с фактом объективного ис существования мира. Человек постоянно вынуждена согласовывать свои цели с объективными, естественными процессами. Она убеждается, что мир никем не создан, он существует вне и независимо от воли и желаний людей, в его основе лежит материальное начало, что сам человек - продукт и доля этого мирту.

Но, вместе с тем, в трудовой и практической деятельности, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, покоряя себе силы природы, человек проймалас ся верой в могущество своего ума, ставя определенные цели практической деятельности и добиваясь их достижения. Основой такого подхода было то, что именно трудовой процесс начинается с постановки цели и форму ния идеального образа предмета, который стремится создать человека.

Преувеличение роли сознательной, целенаправленной деятельности в практическом освоении действительности ведет к заключению, что в основе мира лежит духовное начало

Эти два противоположных вывода определяли суть основного вопроса философии как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию

Два противоположные выводы относительно раскрытия природы мира нашли свое выражение в решении вопроса о, что же первично - материя или сознание. Это первая сторона основного вопроса философии. Различные отв доклада в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений философии - материализма и идеализмзму.

Материализм исходит из того, что мир по природе материальный, вечный, несотворимий, бесконечный во времени и пространстве. Материя - первичная. Сознание е продуктом, свойством высокоорганизованной мате ерии - мозга, она - вторичная. Материальный мир согласно материализмом существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от каких-либо сверхъестественных сил. Человек - часть природы, ее сознание порождена пр иродою, является ее специфическим свойством. Материализм в разные исторические эпохи приобретал разных форм и видов: наивный и зрелый (научный материализм), стихийный и философски осмысленный, метафизический и ди алектичныичний.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм, как и материализм, приобретал конкретных форм, наполнялся конкретным содержанием на разных этап пах историї.

Выделяют два вида идеализма: объективный и субъективный

Объективный идеализм исходит из того, что над миром царит мировой разум (логос, дух, идея, понятие и др.), который изначально дается как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные и предметы, обусловливает их реальное существованиея.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Вещи не существуют вне и независимо от нас. Они - продукты нашего сознания,"комплексы","собрание"наших чувств и спо ийняттив, порождение органов чувствродження органів чуття.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, который признает материю и сознание, дух и природу, мышления и бытия как две самостоятельные основы

В сферу основного вопроса философии относится и вопрос о способности и возможности человека познать окружающий мир, о границах познания, о его природе и истинность. Материализм утверждает, что человек с способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам, держат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниеми.

Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познании мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности

Философский направление, отрицает познаваемость мира, называется агностицизмом (от гр а - отрицание и gnosis - знание; недоступен познанию). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно. АГНОС стицизмом человек не может иметь вероятных (достоверных) знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир ее чувств, которые вследствие ограниченности и индивидуальных особенностей человеческих органов ч уття, искажают действительность, не могут дать достоверного знания о ненеї.

Важнейшими философии является вопрос об общей структуре мира и состояние, в котором он находится. Этот вопрос находит свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической

. Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является единым целым, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - продолжал находится в движении, в развитии

. Метафизика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является совокупностью не связанных между собой взаимопереход предметов, явлений и процессов. Относительно состояния мира метафизика признает движение и развитие только в некоторый них пределах - как уменьшение и увеличение, как повторениея.

Проблема общей структуры мира, включает в себя и человека, и состояние, в котором она находится, является относительно самостоятельным вопросом. Оно может решаться в принципе одинаково при разных подходах к основн ного вопроса философии есть материализм, так же как и идеализм, может быть метафизическим и диалектическимим.

Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.ост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности , не означало исчезновения философии. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности .

Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,- но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, биология, география и т. д.

Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления - с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же па человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось все новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, таким образом,- это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философичный» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в «философическое» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

В состав философии входят:

    теоретическая философия (систематическая философия);

    социальная философия;

    этика;

    эстетика;

    логика;

    история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

    онтология - учение о бытии;

    гносеология - учение о познании;

    диалектика - учение о развитии

    аксиология (теория ценностей);

    герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая

    проектировочная

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная . Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности , в роли которых выступают эти принципы.

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.(критическая функция)

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему , вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества , т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

С рассмотренными функциями философии связана еще одна - проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы .

Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков.

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями.

Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности. Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений.

Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.Комплексное изучение человеческого организма в норме и патологии всегда естественным образом связывается с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности.


Философия как форма общественного сознания. Понятие, происхождение философии. Ее роль в жизни человека и общества (вопрос 1)

Ф - форма общественного сознания.

Учение о принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Ф - вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нём человека

Исследует позновательное, ценностное, социально-политическое, эстетическое, нравственное отношение человека к миру.

Как мировозрение Ф неразрывна связано с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Оказывает воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф - как теоретическая форма сознания, рационально обосновыает свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировозрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

Ф зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но классической формы достигла в Древней Греции. Зарождение Ф истоорически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. Первые философы античного мира пытались глобальным образом открыть единый источник глобальных природных явлений.

Первая историческая форма философского мышления - натурфилософия.

По мере накопления научных знаний происходит развитие, углубление, обогащение философских представлений, возникают различные философские теории и течения. Сформировались философские дисциплины: Онтология - учении о бытии (или первоначалах всего сущего), гнесеология - теория познания, логика - наука о формах правильного, философия истории, этика, эстетика...

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы: миф, религия, философия. Роль в жизни людей (вопрос 2)

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориенации. М - является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М - существенный показатель зрелости, как личности, так и общества в целом. Типы М: 1) житейское - существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных традиционных пердставлений о мире; 2) филосовское - выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определённой мерой логической доказательности; 3) религиозное - даёт фантастическую картину мира и связано с признанием сверхестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально образной форме. В частности сюда можно отнести миф - повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии рассказывалось о картине мира, происхождении его элементов.

Мифология как форма общественного сознания. Особенности мифологического мышления (вопрос 3)

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. предпосылки мифилогического мышления: неспособность человека выделить себя из окружающей среды, нерасчленённость мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Как следствие: метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды (одушевление фрагментов космоса). Главная особенность мифологического мышления: объяснение вещи и мира, в целом, сводилось к рассказу о происхождении и творении. Свойственно разграничение мифологического, раннего, текущего, последующего времени, мифологическое событие воплощает не просто прошлое, а особую форму первотворения, первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифическое время приобретает значение парадигмы - образца для воспроизведения. Миф: 1) рассказ о прошлом, 2) объяснение настоящего или будущего. Содержание мифа-представлялось первоб. созн. реальным, т.к. воплощало коллективный опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм исскуства.

Основной вопрос философии и его решение идеализмом и материализмом (вопрос 4)

Основной вопрос философии - вопрос об отношении созания к бытию, духовного к материальному вообще, а также вопрос о том, что считать материальным, а что духовным. По мнению Энгельса философы разделились на два лагеря. 1) материалисты - решают о.в.ф. в пользу первичности материи природы, бытия, физического, объективного и рассматривают сознание, дух, мышление, психическое субъективное, как свойство материи. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Решение второй стороны о.в.ф. о познаваемости мира-означает убеждение о возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. 2) утверждали, то сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое, вторично, производно, зависимо. 2.1 объективный идеализм - признание духа начала, вне зависимости от сознание. 2.2. субъективный идеализм - неприемлемо какой-либо реальности вне, независимо от нашего созания.

Античная философия: Натурфилософские учения Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Пифагор (вопрос 5)

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Фактически Н явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез сыгравших значительную роль в истории наук. В дальнейшем Н обычно именовалась физикой, физиологией-учением о природе. Фалес – древнегреческий мыслитель, основательно греческой астрономии и геометрии. Убеждён что "вода - основное или исходное вещество всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов". Всё одушевленное, живое рождается, живёт, размножается через воду (влагу, семя, кровь). Заключил, что вода - источник жизни; а т.к. всё что ни есть, включая камни, по своему одушевлено ("полно богов"), ибо подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода основа не только живых существ, но и всего, в том числе и земли. Ангаксимандр - древнегреческий естествоиспытатель. Второй представитель милестской школы, выделил 3 фазы зарождения природы (космоса): 1) выделение из "объемлющего" мирового зародыша; 2) разделение противоположностей (влажное холодное ядро и горячая, огненная кора); 3) взаимодействие и борьба горячего и холодного порождет оформленный космос. Дал первую формулировку закона сохранения материи - вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Создал первую геометрическую модель Вселенной наглядно иллюстрированную небесным глобусом. Анаксимен - третий представит милетской школы. Разработал концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации "порождения", образующиеся путём его сгущения или разряжения. Другие изменчивые свойства вещей (тепло, холод) являются производными от этого основного процесса. В результате сгущения воздуха первой возникла очень плоская земля, которая висит в воздухе. Затем образуются моря, облака и небесные светила возникают из земных испарений, которые поднимаясь вверх и разряжаясь, приобретают огненную природу. Безпредельный воздух - источник дыхания и жизни. Весь мир окружён и сдерживается воздухом, так же как тело сдерживается душой. Пифагор – древнегреческий филосов, реформатор, ему принадлежат: учение о бессемртиии души (псюхе), о метемпсихозе (переселение душ умерших в тела других людей) в сочетании с памятью предков, родстве всех живых существ, требование "очищения" (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой для тела - вегитерианством, для души через познание музыкально-числовой структуры космоса.

Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве (вопрос 6)

Чувственно воспринимаемые предметы, наблюдаемые явления – не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определённые образцы – идеи. Между миром идей, как подлинным бытием, и небытием (или материей) лежит кажущееся бытие – мир чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Число идей велико, но не бесконечно. В принципе, идей должно быть столько же, сколько множеств существенно сходных вещей, явлений, процессов, состояний, качеств, количеств, отношений и т. д.

Душа присуща многим явлениям природы. Движение планет вызвано именно их душами. Космос представляет собой “живое существо, наделенное душой и умом”. Душа космоса – динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевлённости, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их.

Человек состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела – быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом её. Высшей частью души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. До попадания в тело, душа человека обитает на небе и некоторые из них созерцают мир идей. Попав в тело, душа человека забывает о своей занебесной отчизне. Но она способна к припоминанию её. Души, в которых преобладает разум, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминаний. Также существует возможность переселения душ, которые могут переселяться в души как животных, так и растений.

Государство представляет собой сложную структуру, аналогичную строению души. Подобно тому, как в душе есть три части, так и в государстве должны быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души должно соответствовать сословие правителей-философов, яростной и мужественной части - сословие воинов-стражей, низменной части души - сословие земледельцев и ремесленников. Платон осуждает современные ему формы государства - демократию, тиранию, олигархию (власть богатых) и тимократию (власть военных). В идеальном государстве Платона не существовало частной собственности и каждому были предписаны особые занятия и правила.

Учение о нравственности Платона тесно связано с учением о государстве. Человек может быть нравственно совершенным только в правильно организованном государстве. На возражение, что люди в таком государстве не очень то счастливы, Платон отвечает, что его государство не предполагает счастья своих частей, достаточно того, что он счастливо в целом.

Философия Аристотеля, ее основные идеи (вопрос 7)

Предмет “первой философии” (метафизики) – не природа, а то, что существует сверх неё. Метафизика изучает “сущее, поскольку оно сущее и его атрибуты сами по себе, а также высшие принципы, или причины бытия. Сущее шире природы. “Вопрос идёт о том, существует ли, помимо чувственных сущностей, ещё какая-нибудь неподвижная и вечная, или же нет, и если существует, то в чём она. ”Бог – одно из начал. Первая функцияя изучает начала и причины сущего.

Два вида противолежащего – противоположное (может быть нечто среднее, толстый и тонкий, качества принадлежат одному и тому же роду) и противоречие (не может, чёт и нечет). Между двумя противоречащими друг другу суждениями не может быть ничего среднего. Основной закон мышления есть одновременно и основной закон бытия: “Вместе существовать и не существовать нельзя. Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле”.

1. Сущность–ключ к сущему. Два критерия сущности 1) мыслимость, или познаваемость в понятии, 2) способность к отдельному существованию. “Лишь единичное обладает самостоятельным существованием безоговорочно”.

2. Материя – то, что не обладает какими-либо (первая материя), “то, из чего вещь состоит; то, из чего вещь возникает”. Материя – носитель возможности, действительностью обладает форма, Вещь действительна в той мере, в какой она обладает сутью. Основной закон бытия на уровне возможности не действует.

3. Все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершённостью. Формальный птенец предшествует реальному птенцу. Цель, стремление к своему благу. Благо – осуществление и завершение конкретной потенции. “То, ради чего” – третье первоначало всего сущего.

4. “Движущееся должно приводится в движение чем-нибудь”. Четвёртая причина. “Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме. ”Из чего? – мат. причина. Что это есть? – форма. Откуда начало движения? - движение. Ради чего? – цель.

Этика. Высшее благо человека определяется Аристотелем в “Никомаховой этике” как счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не даётся от природы. От природы нам дана возможность приобрести её. Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на разумную и страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души, и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Недостаток мужества – трусость, избыток – безумная отважность. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания.

. Жизнь человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого себя для обеспечения своего существования, функционирования, развития

С появлением человека возникает целостный, поистине человеческий мир. Различные стороны этого мира отражаются в сознании человека осознание значения различных сторон для обеспечения существования и развития человека находит свое отражение в различных формах общественного сознанияті.

Каждая из них не только отражением определенной стороны окружающей действительности, а выступает также как фактор, который обеспечивает ориентацию человека, обусловливает направленность ее деятельности в определенной сфере жизни. Нап пример, наука как одна из форм общественного сознания вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности. Мораль выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности е д характера взаимных отношений во всех сферах жизни. Это осознание отражается в правилах, нормах, принципах, которые определяют характер поведения людей, их поступки и т.п.. Подобное касается и других форм общественного сознания. Но перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к разным сторонам мира, а прежде всего и к миру как определенной целостности и к самому себе. Такое осознание находит с вое отражение именно в философииософії.

Термин" философия "(гр"филе"- любовь и"софия"- мудрость) - буквально истолковывается как любовь к мудрости. Но этот буквальный перевод далеко не исчерпывает содержание философии. Здесь идет речь о способности человека постичь сущее ость мироздания, постичь собственную сущность, подняться до осознания смысла своей жизни. Осознание сущности мира и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни в единстве и является понимание мудростиності і є розумінням мудрості.

протяжении всей своей истории философия ставила и стремилась дать ответы на важные вопросы человека ли она творцом своей собственной судьбы? и ей приходится обеспечивать свое существование? ?

С усложнением взаимосвязей человека с условиями своего бытия, а также отношений между людьми, возникла потребность в специфическом способе видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер в тавлення к ним, характер поступков и действий. Иными словами, возникает потребность в мировоззрении, формирование которого обусловило потребность в общем взгляде на мир и самого человеку.

Итак, предметом философии является отношение"человек - мир"Но, философия и возникла в древности, это не значит что отношения"человек - мир"впервые появляется именно в ней. Исторически первыми фор рмамы мировоззрения были мифология и религия. Мировоззренческое восприятие действительности зависит от определенной системы конкретно-исторических условий. Поэтому возникновение мифологии и религии обусловлено очень низким уровнем раз развития человекм рівнем розвитку людини.

Для выяснения специфики философии необходимо определить: что, как и почему именно так отражается в философии, а также ее социальное назначение, то есть функции она выполняет

В практически-преобразовательной деятельности перед человеком встает вопрос: что по своей природе мир, в котором она живет; что лежит в его основе?

В процессе практической деятельности, в борьбе со стихией у человека исторически формируется представление о том, что мир существует независимо от желаний и воли человека что люди считаться с фактом объективного ис существования мира. Человек постоянно вынуждена согласовывать свои цели с объективными, естественными процессами. Она убеждается, что мир никем не создан, он существует вне и независимо от воли и желаний людей, в его основе лежит материальное начало, что сам человек - продукт и доля этого мирту.

Но, вместе с тем, в трудовой и практической деятельности, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, покоряя себе силы природы, человек проймалас ся верой в могущество своего ума, ставя определенные цели практической деятельности и добиваясь их достижения. Основой такого подхода было то, что именно трудовой процесс начинается с постановки цели и форму ния идеального образа предмета, который стремится создать человека.

Преувеличение роли сознательной, целенаправленной деятельности в практическом освоении действительности ведет к заключению, что в основе мира лежит духовное начало

Эти два противоположных вывода определяли суть основного вопроса философии как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию

Два противоположные выводы относительно раскрытия природы мира нашли свое выражение в решении вопроса о, что же первично - материя или сознание. Это первая сторона основного вопроса философии. Различные отв доклада в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений философии - материализма и идеализмзму.

Материализм исходит из того, что мир по природе материальный, вечный, несотворимий, бесконечный во времени и пространстве. Материя - первичная. Сознание е продуктом, свойством высокоорганизованной мате ерии - мозга, она - вторичная. Материальный мир согласно материализмом существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от каких-либо сверхъестественных сил. Человек - часть природы, ее сознание порождена пр иродою, является ее специфическим свойством. Материализм в разные исторические эпохи приобретал разных форм и видов: наивный и зрелый (научный материализм), стихийный и философски осмысленный, метафизический и ди алектичныичний.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм, как и материализм, приобретал конкретных форм, наполнялся конкретным содержанием на разных этап пах историї.

Выделяют два вида идеализма: объективный и субъективный

Объективный идеализм исходит из того, что над миром царит мировой разум (логос, дух, идея, понятие и др.), который изначально дается как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные и предметы, обусловливает их реальное существованиея.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Вещи не существуют вне и независимо от нас. Они - продукты нашего сознания,"комплексы","собрание"наших чувств и спо ийняттив, порождение органов чувствродження органів чуття.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, который признает материю и сознание, дух и природу, мышления и бытия как две самостоятельные основы

В сферу основного вопроса философии относится и вопрос о способности и возможности человека познать окружающий мир, о границах познания, о его природе и истинность. Материализм утверждает, что человек с способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам, держат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниеми.

Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познании мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности

Философский направление, отрицает познаваемость мира, называется агностицизмом (от гр а - отрицание и gnosis - знание; недоступен познанию). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно. АГНОС стицизмом человек не может иметь вероятных (достоверных) знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир ее чувств, которые вследствие ограниченности и индивидуальных особенностей человеческих органов ч уття, искажают действительность, не могут дать достоверного знания о ненеї.

Важнейшими философии является вопрос об общей структуре мира и состояние, в котором он находится. Этот вопрос находит свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической

. Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является единым целым, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - продолжал находится в движении, в развитии

. Метафизика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является совокупностью не связанных между собой взаимопереход предметов, явлений и процессов. Относительно состояния мира метафизика признает движение и развитие только в некоторый них пределах - как уменьшение и увеличение, как повторениея.

Проблема общей структуры мира, включает в себя и человека, и состояние, в котором она находится, является относительно самостоятельным вопросом. Оно может решаться в принципе одинаково при разных подходах к основн ного вопроса философии есть материализм, так же как и идеализм, может быть метафизическим и диалектическимим.

Философия* является одной из древнейших и важнейших форм общественного сознания. С течением времени роль философии не уменьшается, а растет. В будущем обществе отомрут такие формы общественного сознания, как политика, право, религия. Философия же наряду с наукой, искусством, моралью приобретет еще большее значение в общественной жизни.

* Слово "философия" древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух слов: phileo - люблю, sophia - мудрость. В буквальном смысле философия - это любовь к мудрости или, как говорили на Руси, - "любомудрие".

В чем же состоят особенности философии как формы общественного сознания? Какими вопросами философия занималась и занимается? Какую роль она играла и играет в обществе? На эти вопросы не было и нет единого ответа, подобно тому, как не было и нет единой философии, а существовало и существует множество философских теорий и систем, школ и направлений. Правильное понимание особенностей философии, ее возникновения, развития и роли в обществе возможно лишь с позиций исторического материализма, научно доказавшего, с одной стороны, первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, в том числе и философии, с другой - относительную самостоятельность общественного сознания и его форм.

Специфика философии в отличие от других форм общественного сознания состоит прежде всего в том, что она рассматривает мир в целом, познает природу мира, устанавливает причины его развития, изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления, пути и средства познания мира и его преобразования. Философия отличается, например, от науки тем, что наука рассматривает отдельные стороны действительности, либо количественные и пространственные связи и отношения (математика), либо тепловые, световые, электромагнитные, внутриядерные процессы (физические науки), либо особенности развития растительного и животного мира (биологические науки), либо характер развития производительных сил и производственных отношений, формы производства и распределения (экономические науки). Философия отличается также от искусства, важнейшей чертой которого является художественно-образная форма отражения действительности. Она, далее, отличается и от таких форм общественного сознания, как политика, выражающая отношения между классами и государствами, право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон, мораль, которая выражает нормы поведения людей в повседневной жизни. Философия коренным образом отличается и от такой древнейшей формы общественного сознания, как религия, представляющей собой фантастическое отражение действительности в головах людей, тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.



В этом отношении она ближе всего стоит к частным наукам. Но в отличие от законов и категорий частных наук, обобщающих какую-то определенную, сравнительно узкую область или сторону природы и общества, категории и законы философии являются всеобщими, обобщающими и выражающими такие стороны и связи объективного мира, которые присущи всякому предмету, явлению, процессу. Законы и категории философии дают общее представление о мире, его природе, его формах существования и развития.

Таким образом, главная особенность философии как формы общественного сознания состоит в том, что она стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимоотношениях, о познании мира и путях его преобразования.