Почему герб. Государственный герб России: история и скрытое значение. Как выглядит Государственный герб Российской Федерации: фотография

Наконец-то наступил долгожданный день 10 августа 2017 года. В этот день состоялось посвящение в атаманы посёлка Билимбай Валерия Повод. Сбор состоялся у местного Храма. Для проведения ритуала и принятия присяги перед Богом съехались казаки, старейшины и атаманы с различных казацких хуторов, станиц и курений. Присутствовало духовенство и высокопоставленные лица:

Отец Михаил,

Заместитель атамана Свердловской области по силовым структурам Геннадий Соболев,

Заместитель атамана Свердловской области по кадетскому воспитанию Вадим Щукин,

Заместитель атамана Свердловской области Виталий Оброзчиков,

Атаман казачества города Первоуральска Дмитрий Захаров и многие другие.

Когда все прибывшие собрались, то отправились в Храм. Перед входом, казаки трижды осенили себя крёстным знамением. Отец Михаил провёл молебен за здравие всех присутствующих в Богоугодном деле.

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ ОТЦА МИХАИЛА.

Затем Валерием Повод была принята казачья присяга, где он обязался защищать Православную Веру, народ и Отечество, не щадя живота своего. Что самое интересное, оказывается, став казаком, нельзя больше выйти из казачьего войска, так как клятва была дана Богу.


КАЗАЧЬЯ ПРИСЯГА ВАЛЕРИЕМ ПОВОД.

Далее, согласно традициям, старейшина казачьего войска, трижды ударил нагайкой новоявленного атамана посёлка Билимбай, ставшего на одно колено. Данный ритуал был произведён в целях послушания и подчинения казака перед вышестоящим руководством войска. Теперь исключена возможность ослушаться мнения круга казаков.


РИТУАЛ ПОСЛУШАНИЯ.

После проведения всех необходимых действий, Отец Михаил, в торжественной обстановке вручил Икону Божьей Матери Валерию Повод. На круге атаманов был принят в кандидаты казаков Василий Ханимов. Затем все направились на чаепитие в ближайшее кафе. Там в непринуждённой обстановке, атаманы и старейшины, советуясь между собой, договаривались о помощи в работе с чиновниками. Во время разговора я узнал много нового для себя и сделал немало открытий в казацких традициях. Оказывается, что только казакам разрешено входить в Храмы и Церкви при оружие (нагайки и сабли). Почему? Да потому, что это оружие освещалось батюшкой. В Храме разрешено доставать саблю из ножен лишь на треть её длины.

Нагайку носить за голенищем сапога запрещено, так как она окроплена святой водой и это расценивается, как святотатство. Конечно, бывали случаи, когда нерадивые казаки всовывают нагайку в сапог, но если это увидят старейшины или атаман, то наказание последует незамедлительно. Какое? Всё зависит от атамана. Могут заставить насыпать за голенище сапога песок и заставить так ходить целый день, а могут и высечь, так сказать сделать наказ (наказание).

На казацком круге полностью отсутствуют женщины, и если в качестве исключения их пригласили, то они сидят молча. У них нет права голоса. Все решения принимают мужчины, так как у женщин длинные языки, и они могут любой серьёзный разговор превратить в обыкновенный базар.

В казачье войско, во время различных войн, были приписаны и мусульманские конные отряды, которые выполняли боевые задачи совместно с казаками.

Каждое воскресенье, казаки обязаны посвятить служению Богу и посещать Храмы и Церкви в полном составе семей, вместе с детьми.

После общения с атаманами я воспользовался паузой и задал несколько вопросов Валерию Повод, чтобы понять, какие действия он предпримет в ближайшее будущее, облачённый некоторой властью.

- Скажите, Валерий, вы сегодня стали полноценным атаманом казачьего войска. Какая цель у Вас?

Все традиции соблюдены согласно казачьих ритуалов. Теперь я пополнил ряды войска. Наша цель одна - возродить казачество на Урале, в частности в посёлке Билимбай для защиты Православной Веры, обессиленного народа и Отечества.

- Ваши следующие шаги, после того, как Вы стали атаманом?

Сейчас займёмся юридическим оформлением документов и после этого постараемся найти общий язык с чиновниками посёлка Билимбай и города Первоуральска. Нам необходимо совместными усилиями организовать работу казачества. Будем сближаться с МВД для оказания им помощи в охране правопорядка, постараемся возродить кадетские классы при школе посёлка для воспитания здорового подрастающего поколения в духе защитников Родины. Откроем детские патриотические организации военного типа. Наладим выпуск своей газеты «Казачья сотня». Постараемся запустить своё Интернет-радио. Без общения с народом через СМИ никак не обойтись. Люди должны знать, чем мы занимаемся, наши цели и задачи.

- Сколько казаков насчитывается в посёлке Билимбай?

На сегодняшний день, ритуал посвящения прошёл только я один. Помимо этого в кандидатах на казака находится 10 человек. Мы стараемся брать не количеством, а качеством. Нам не нужна раздутая массовость, как в партии «Единая Россия». Несомненно, численность важна, но в нашем случае необходим единый дух. Времена сейчас неспокойные и если ты, встал плечом к плечу со своим братом казаком, то должен быть уверен в нём на 100 %, что он не предаст, не струсит и не убежит в трудную минуту жизни. Мы должны на личном примере показать односельчанам свой образ жизни, чтобы они брали с нас пример и шли к нам. У нас исключено употребление спиртных напитков. Поэтому казак - это пример для подражания и образ жизни. Возможно многие жёны, сами будут приводить к нам своих мужей (улыбается Валерий). Для исправления своего супруга.

В наших планах создать казацкое поселение, взять у государства земли и заняться сельским хозяйством, как это было испокон веков. Мы надеемся, что люди поймут сами, что необходимо объединение, иначе не выжить. На планете «пахнет» войной и времена беспокойные. Сообща мы сумеем пережить все невзгоды.

Ну что же Валерий, желаем Вам удачи в начинаниях и поддержки друзей, Отца Михаила и чиновников посёлка Билимбай. Надеемся с ними, вам удастся найти общий язык.


АТАМАНЫ, СТАРЕЙШИНЫ КАЗАКОВ И ОТЕЦ МИХАИЛ.

Валерий Сивоконь.

Права и обязанности казака

Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное - осознающий себя казаком и живу­щий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения - с 8-летнего). (Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу. Наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению.)

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга заслуги перед казачеством может получить право голоса до совершеннолетия, которое на­ступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется большим уважением и почитанием. Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет снять шапку.

Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство - этим он обеспечивает будущее своего народа.

Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие прин­ципам православия и Уставу общества, в которые казак, старик или атаман не имеют права вмешиваться без просьбы женщин.

По просьбе атамана или атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами. Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользуются личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман.

Казачка имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков. Казачки могут находиться на Кругу в качестве почетных гостей по специальным приглашениям.

Основанием для вступления в любое казачье общество служит личное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов этого общества: от товарища вступающего, совета стариков, от члена атаманского правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства, обязательно благословение священника.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придержи­ваться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, пре­старелую казачку - матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку почитать сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака - братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы убеждений. Посему: личным де­лом каждого является его партийная принадлежность. Как правило, член казачьего обще­ства может быть в любой партии или беспартийным, но, сохраняя себя, общество запрещает ему пропаганду в своих рядах любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики. Всякий член казачьего общества должен помнить, что он прежде всего казак, равно как и сотоварищ его по объединению, иначе противники нашего возрождения опять поделят нас на «белых», «красных» и иных, как это уже было, и стра­вят друг с другом.

Вера в Бога есть дар. Личное дело каждого, верит он в Бога или нет. Но поскольку все каза­чьи обычаи связаны с православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе упрекать казака в безверии, равно как и в религиознос­ти. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание и даже исключение из общества.

Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не пре­тендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы - любое дело, порученное атаманом, советом стариков, правлением или Кругом, казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан по первому зову являться на круги и сходы в предписанной для каждого от­дельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским заповедям, таким, как любовь к ближнему, законопослушание, веротерпимость, трудолюбие и миролюбие.

Да будет самым тяжким наказанием казака исключение его из казачьего общества.

Казачий круг

Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войско вой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.

Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название - коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить. На Дону круги были запрещены в 1721 году, на - Урале в 1775 г., но несмотря на запрещение и кровавые репрессии (как в 1771 году, когда начальник гарнизона Яицкого городка Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило причиной Пугачевского восстания), станичные, полковые и поселковые круги (теперь их называли «сходы») продолжали существовать до 1917 года, когда во всех казачьих землях эта старая демократическая традиция была восстановлена. Конституционный казачий Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.

Первый Большой казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восста­навливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.

КАЗАЧИЙ КРУГ МОЖЕТ НАКАЗАТЬ КАЗАКА:

объявить выговор;
поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должность;
определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
исключить из общества - за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство.

Сценарий

праздника посвящения в казачата

(Звучит музыка – позывные. Под торжественную музыку входят классы строевым шагом)

Ведущий 1.

Далеко далече, между синих речек,

Где на красных зорьках звенели камыши,

От петли татарской да от ласки царской

Хутора попрятались во степной глуши.

Ведущий 2.

Эй, хутора –

Казачья колыбель!

Отпела та пора,

Как апрельская капель.

Ведущий 1.

Эй, куренья!

Не видно и следа

Но ржанием коня

Нас будят давние года!

Ведущий 2.

Эй, трынь-трава,

Казачья в поле жизнь.

Казачья голова!

России – матушке служи!

Ведущий 1.

Эй, ковыли,

Степные сторожа,

Вы знаете одни,

Где буйны головы лежат.

Звучит казачья песня «Не для тебя»

Ведущий 1.

Добрый день, гости дорогие!

Доброго вам здоровья!

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящения в казачата» учащихся 2 и 5 классов.

Ведущий 2.

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить песни да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

Ведущий 1.

Казаки! Ваше имя служилое
Никому не испачкать в грязь!
Господь бог да Отчизна милая –
Вот кто ваша верховная власть
Кто черпает для жизни силы
В водах матушки – Терек - реки?
Кто до смерти служит России?

Это славные казаки!

Праздник «Посвящения в казачата» считать открытым

Звучит гимн России

Ведущий 2.

Мы все с вами живём на удивительной земле, овеянной славой, земле, чья история вошла в летопись казачества. Сегодня мы будем много говорить о казаках. А кто же такие казаки?

Ведущий 1.

Казак - полномерная воля,

2 - безоглядная доля,

1 - нерушимая крепь,

2 - не тупящийся меч,

1 - правды маяк,

2 - веры оплот,

1 - мужества грань,

2 - благородства дань.

Ведущий 2.

Сами казаки, говоря о себе, подчёркивали: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»

Ведущий 1.

Расти, Ставрополье, мой казачий край!

Бессчётно песен горестных и звонких!

Казачий хор не уставай, играй!

(исполняется песня в исполнении вокальной группы «Лети, перышко»)

Ведущий 2.

Познала наша земля много горестей. Не прошла её стороной ни Гражданская война, ни голод, ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. Но главное, что бы не делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои всегда душу вкладывали.

Ведущий 1.

Согнулись ковыли – седые старцы,
И мудрость, и молчание храня.
Им кажется, казачьи кони мчатся,
В бою вот-вот вдруг шашки зазвенят.

Ведущий 2.

Хранит землица славу боевую
И помнят степи то, как орды шли.
Как шли враги на Родину Святую,
Но покорить её всё ж не смогли!

Ведущий 1.

Хранили казаки Россию,
Свой дух крепили, Родину любя.
Родные степи, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ведущий 2.

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

Ведущий 1.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах. (вместе)

(Исполняется песня – акапелло «КОНЬ»)

Ведущий 2.

Но молодые казачата должны не только песни знать, но и традиции казаков. Об этом мы сейчас немного поговорим:

Ведущий 1.

Кто-нибудь знает, как называется общее собрание казаков? (круг)

Ведущий 2.

А чем сход отличается от круга? (тем, что на сходе присутствуют и казаки, и женщины)

Ведущий 1.

А что больше всего любят казаки? (свободу, волю)

Ведущий 2.

Вы знаете, кто присутствовал при первом купании только что родившейся девочки? (отец: он ел горькую, солёную, горелую кашу, чтобы жизнь дочери была сладкой)

Ведущий 1.

Но самой главной традицией и обычаем казаков остаётся гостеприимство. Не даром казаки говорили: «Хлеб-соль и разбойника смирят!»

Ведущий 2.

О том, чему надо учиться у наших предков казаков, каким нужно быть, чтобы и дальше прославлять казачество мы вам и расскажем.

Ведущий 1.

Мы расскажем Вам о том,

Как в казачестве живём

К делу наше отношенье,

Долг наш – Родине служенье.

Ведущий 2.

Степные рыцари, мы бдим

Родного края приграничье

Всегда на страже от потуг

Народов заграничных.

Ведущий 1.

Живою изгородью мы,

Селились здесь от Бога,

Екатеринины сыны

Российского народа.

Ведущий 2.

Но долг защитников мы чтим,

С клинком прощенья нет

И иноверцев победим,

В бою возьмём победу!

Ведущий 1.

А сейчас споём казаки

Пусть услышит нас Кавказ,

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!

(Исполняется песня «На горе стоял казак….»)(Хор)

Ведущий 2.

Перед молодыми казаками стоит задача – вырасти смелыми, ловкими, сильными и мужественными. Казачата должны уважать обычаи и традиции своих дедов и отцов, знать историю казачества. А вы, ребята, готовы такими стать?

Ведущий 1.

Тогда вы должны знать кодекс чести казачат

(Юные казачата рассказывают кодекс чести казачат)

Кодекс чести казачат (2-й класс)

Учиться знанию, учиться совести, учиться памяти.

Верить в Россию, любить Россию, помогать России.

Быть свободным гражданином свободной страны.

Стремиться действовать, добиваться успеха, но только за счёт собственного ума и труда.

Не ждать от других ничего, самому делать всё.

Быть весёлыми и никогда не падать духом.

Ведущий 2.

Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родное село! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки! Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене.

Ведущий 1.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили некоторые казачьи традиции, песни, пословицы. Мы с вами живём в казачьем крае и обязательно должны интересоваться историей своего края, знать историю славного казачества.

Ведущий 2.

Сегодня часто можно слышать о возрождении казачьих традиций, конечно же это хорошо, потому что настоящий гражданин должен знать историю своего народа.

Ведущий 1.

Возрождение казачества – это вовсе не ребячество

Это честь, а не месть, хоть униженных не счесть!

Может, в этом есть лихачество,

Но ведь здесь и суть казачества:

Ведущий 2.

Никому не преклоняться, за родную землю драться,

Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!

(исполняется песня «Степь»)

Ведущий 1.

Ребята, вы нам доказали, что вы настоящие казаки. Но чтобы всегда ими оставаться, нужно знать и соблюдать 5 законов.

Законы казачьего класса(5-й класс)

1. В казачий класс попасть не просто

Это право заслужи.

Что ты смел, умел и вежлив

Сразу делом докажи.

2. Казаками назовут

Только тех, кто любит труд,

Кто в учении прилежен,

Не ленив и не изнежен.

3. В казачий класс пускай к нам идет

Только тот, кто в дружбу верит.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём.

4. Вместе весело шагать,

Песня помогает.

Делать нечего у нас

Тем, кто этого не знает.

5. Чтобы был у нас порядок

Надо поработать.

Ты о слабых, младших, старых

Проявляй заботу.

Ведущий 2.

Казачьему роду – нет переводу!

Слава, тебе, Господи, что мы - казаки!

Казаком надо не родиться,

Казаком надо стать!

Казаком быть – значит Родину любить!

Ведущий 1.

А вы, Мальцы, слушай мою команду!

Для принятия клятвы приготовиться.

Ведущий 2.

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

ПРИСЯГАЕМ,

Ведущий 1.

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 2.

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 1.

Присягаем не нарушать клятву

ПРИСЯГАЕМ

Ведущий 2.

«Слава России!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Ведущий 1.

Надеемся, что вы, ребята, будете расти именно такими: радостью и гордостью России.

Ведущий 2.

А сейчас, слово нашим казачатам - пятиклассникам

Пятиклассники: Мы казачьи заветы

Не забудем никогда!

И пускай, как скорость света,

Мимо нас летят года.

И куда б мы не попали,

Завела судьба бы нас,

Никогда не оплошает

Наш казачий 5 класс!

(Исполняется песня «Наш край – это Россия!»)

Ведущий 1.

На этом наше торжественное мероприятие «Посвящение в казачата» завершилось. Желаем нашим новоиспечённым казачатам вырасти настоящими казаками!

Посвящение в казаки имело четыре этапа – младенчество, 5 – 6-летие, подростковый возраст и юношество. Мальчик в казачьих станицах сызмальства должен был осознавать себя воином, его готовили к сражениям едва ли не с колыбели.

«На зубок» дарили оружие

Казак-отец дожидался, когда у сына появится первый зуб, опоясывал мальчика шашкой и сажал в седло своего коня. С появлением первого зуба можно было впервые подрезать малышу чуб, один из знаковых элементов внешнего вида «классического» казака. Проделав этот ритуал, отец вручал мальца матери со словами: «Бери казака!». «На зубок» принято было что-то дарить, и обязательно связанное с войной, со сражением – луки, стрелы, порох… Старший казак в семье мог одарить малыша шашкой или даже ружьем.

Упал – казаком не стал

Следующий этап казачьей инициации наступал, когда мальчику исполнялось 5 – 6 лет. Как правило, к этому времени дети из донских станиц уже хорошо умели ездить верхом. Собственно, умение удержаться в седле и было экзаменом для казачат. Наездники давали круг, и если мальчик не свалился с лошади, его признавали казачком рода, к которому он относился. В противном случае кандидат оставался «на второй год». Этот ритуал проходил в торжественной обстановке, на главной площади станицы (майдане), с обязательным присутствием атамана. На казачка надевалась алая лента с надписью о принадлежности к казачьему роду.

Первые сражения

Своеобразный курс молодого бойца будущие казаки начинали проходить с раннего детства. В играх маленьких станичников преобладала военная тематика, с малых лет мальчишек учили обращаться с лошадьми, без которых казаков невозможно себе представить. С пяти лет казачата уже скакали верхом во всю прыть, играли в войну, учились метко стрелять из лука. С взрослением игры усложнялись, дополняясь другими навыками: подростков учили обращаться с холодным и огнестрельным оружием, биться в рукопашной схватке, хорошо плавать, разбираться в следах, справляться с понесшим табуном… Как только паренек набирался сил для поднятия ружья, он уже охотился на степную пернатую дичь. Ребенку внушали: стрелять нужно всегда метко, потому что от этого может зависеть твоя жизнь. Многовековая история, в частности, «общение» с татарами, сама по себе была суровым учителем для «донцов».

Подростковая инициация у будущих казаков проходила в 14 – 15 лет. На этом этапе уже выстраивалась модель сражения, битвы, пока, правда, только потешной. Группа подростков разбивалась на две части, каждая из которых строила себе «укрепление». Бились с применением камышовых пик, лубочных сабель. Нужно было непременно захватить знамя противника и пленить недругов. В этих потешных боях присутствовали элементы театрализованного представления – бумажные шапки и знамена «вояк», победные марши под дудки, гребни и трещотки… Но определенные навыки поведения в схватке такие поединки все же давали.

Поднять монету на скаку

По-настоящему в казаки принимали, начиная с 17 – 19-летнего возраста, такие станичники-«допризывники» считались «малолетками». Сначала они должны были пройти обучение в летнем военном лагере, потом наступал черед публичного состязания, где полученные навыки проверялись на практике. В лагерь будущий казак прибывал на лучшем из имевшихся в семье коне и будучи полностью вооруженным. Для лагеря обычно выбиралось место у реки: в «курсе молодого бойца» предусматривались и «водные процедуры». Руководили обучением старики станицы, атаман тоже присутствовал.

Программа обучения была разноплановой: юные станичники осваивали стрельбу на скаку, умение стоять в седле и одновременно рубиться шашкой, высшим пилотажем было «на полном ходу» изловчиться и подобрать с расстеленной на земле бурки монетку или казачью плеть…

На публичные состязания «малолеток» съезжались целыми станицами, это было шоу того времени. Будущие казаки вместе с лошадьми, в полной амуниции, переправлялись через реку, сшибались верхом друг с другом и боролись на конях, стреляли в цель, фланкировали шашкой и пикой…

Итожил состязания атаман, он определял наиболее метких стрелков, самых лихих наездников. Каждому из них доставалась от батьки по нарядной уздечке, разукрашенному седлу или предмету казачьего вооружения.

Своеобразный курс молодого бойца будущие казаки начинали проходить с раннего детства. В играх маленьких станичников преобладала военная тематика, с малых лет мальчишек учили обращаться с лошадьми, без которых казаков невозможно себе представить. С пяти лет казачата уже скакали верхом во всю прыть, играли в войну, учились метко стрелять из лука. С взрослением игры усложнялись, дополняясь другими навыками: подростков учили обращаться с холодным и огнестрельным оружием, биться в рукопашной схватке, хорошо плавать, разбираться в следах, справляться с понесшим табуном… Как только паренек набирался сил для поднятия ружья, он уже охотился на степную пернатую дичь. Ребенку внушали: стрелять нужно всегда метко, потому что от этого может зависеть твоя жизнь. Многовековая история, в частности, «общение» с татарами, сама по себе была суровым учителем для «донцов».

Подростковая инициация у будущих казаков проходила в 14 – 15 лет. На этом этапе уже выстраивалась модель сражения, битвы, пока, правда, только потешной. Группа подростков разбивалась на две части, каждая из которых строила себе «укрепление». Бились с применением камышовых пик, лубочных сабель. Нужно было непременно захватить знамя противника и пленить недругов. В этих потешных боях присутствовали элементы театрализованного представления – бумажные шапки и знамена «вояк», победные марши под дудки, гребни и трещотки… Но определенные навыки поведения в схватке такие поединки все же давали.