Расшифровка манускрипта войнича с помощью славянской письменности. Расшифровка манускрипта войнича. Посмотрим же на другие свойства Манускрипта Войнича

Одной из наиболее таинственных книг, над расшифровкой которой вот уже много лет бьются криптологи и лингвисты разных из стран мира, является так называемый манускрипт Войнича. Давайте попробуем приоткрыть завесу тайны и выяснить, что же представляет собой эта книга и что в ней такого загадочного.

В 1912 году коллекционер, книготорговец и антиквариат Вилфрид Михаил Войнич в иезуитском колледже, расположенном неподалеку от Рима, обнаружил весьма необычную средневековую рукопись. Установили, что создана она была примерно в 1450–1500 годах. Загадка состояла в том, что рукопись была написана на неизвестном языке, буквы и символы которого не принадлежали ни к одному известному виду письменности.

Скачать манускрипт в формате pdf можно по ссылке .

Текст документа написан необычными буквами, похожими на завитушки и закорючки. Одни из них напоминают латинские буквы, другие – арабские цифры. Кроме текста, в книге содержатся иллюстрации, изображающие всевозможные виды растений, люди, природные явления и космические объекты.

Сама книга вмещает в себя около 240 страниц рукописного текста. Обложка не содержит никаких надписей или иллюстраций. Книга сделана из тонкого дешевого пергамента, имеет небольшие размеры, а толщина ее не превышает 3 см. Тексты и рисунки выполнены птичьим пером. Рисунки цветные. Часть страниц отсутствует.

По сей день ученые из разных стран мира пытаются расшифровать загадочный фолиант, но пока безрезультатно. Свое название документ получил от имени своего владельца и стал называться манускриптом Войнича. В настоящее время он находится в Библиотеке редких книг Йельского университета.

Происхождение рукописи

Сам Вилфрид Войнич утверждал, что он купил фолиант в одном из владений иезуитов, расположенном южнее Рима. К рукописи было приложено письмо, написанное в 1666 году. Его автором был ректор Пражского университета Иоганн Марци. Письмо он адресовал своему товарищу Атанасиусу Кирхеру, который был известным в то время ученым и исследователем. В письме Марци обратился к Кирхеру с просьбой расшифровать рукопись, которая якобы была написана известным средневековым монахом и алхимиком Роджером Бэконом.

Попытки расшифровать рукопись

После того как книга попала в руки Вилфрида Войнича, он попытался расшифровать ее. Для этого Войнич отдал фолиант американским криптографам. Один из них, Уильям Ньюболд, утверждал, что ему удалось расшифровать документ, который, по его словам, оказался лабораторными записями Роджера Бэкона – предполагаемого автора книги.

Судя по расшифровкам Ньюболда выходило, что Бэкон использовал для своих экспериментов телескопы и микроскопы. Но в то время их еще не изобрели. Таким образом, вместо того чтобы раскрыть тайну рукописи, ученый породил новую загадку. Воспользовавшись этим, оппоненты Ньюболда доказали, что его расшифровки оказались выдуманными.

После смерти Ньюболда многие другие криптографы брались за расшифровку загадочной рукописи. Некоторые из них заявляли, что разгадали ее. Но на практике оказывалось, что способы дешифровки, предлагаемые ими, не подходят сразу ко всем разделам книги. Отсюда зародилась гипотеза о том, что тексты написаны на разных языках.

В 60–70-е годы прошлого столетия рукопись была передана сотрудникам АНБ (Агентства национальной безопасности США). Они проводили компьютерный анализ текста и статистические исследования в надежде обнаружить в тексте элементы каких-нибудь известных языков. Но их попытки так и не увенчались успехом.

В конце 70-х годов ученый-филолог Роберт Брумбау выдвинул предположение, что фолиант был написан специально для императора Рудольфа II с целью удивить его тайными знаниями и получить за рукопись хорошее вознаграждение. Изначально часть книги была подлинной, но позднее шарлатаны, жаждущие наживы, дополнили ее полной бессмыслицей и именно поэтому манускрипт невозможно расшифровать. В определенных кругах эта гипотеза по сей день считается верной, но далеко не все исследователи согласны с ней.

Что содержится в манускрипте Войнича?

Книга содержит несколько разделов, посвященных, по всей видимости, разным сферам жизни. Ученые дали этим разделам условные названия.

Ботанический раздел

Здесь изображены разные растения и текст. Судя по всему – это описание изображенных растений или способов их применения. Некоторые детали иллюстраций увеличены и прорисованы более четко. Раздел написан в стиле средневековых европейских травников.

Астрономический раздел

Здесь расположены диаграммы в виде круга с изображением таких небесных тел, как Луна, Солнце, звезды. Кроме этого, присутствуют изображения зодиакального круга с графическими символами созвездий. Интересно, что вокруг знаков зодиака изображено тридцать полуобнаженных или обнаженных женщин, а в руках у каждой находится звезда.

Биологический раздел

Здесь нарисованы женщины без одежды и с коронами на головах, которые купаются в водоемах или бассейнах. Водоемы соединены между собой водопроводными трубами. Некоторые из этих труб изображены в виде человеческих органов. Помимо картинок, на страницах раздела имеется текст.

Космологический раздел

Здесь, как и в «астрономическом» разделе, содержатся диаграммы, но только суть их неясна. Тут есть и вложенные страницы с другими рисунками. На одном из вложений изображена карта с шестью островами, которые соединяются между собой какими-то сооружениями, похожими на дамбы. Здесь же нарисованы замки и вулкан.

Фармацевтический раздел

Помимо текста, раздел содержит рисунки растений, их отдельных частей, а также аптечных колб и пузырьков. Предположительно, раздел описывает лекарственные свойства трав и рецепты их использования.

Рецептный раздел

В этом разделе нет никаких иллюстраций, а только текст в виде абзацев, которые отделяются друг от друга пометками-звездочками.

Гипотезы о предназначении книги

Очевидно, что в первой части книги описываются различные растения. Некоторые из них вполне узнаваемы. Это чертополох, папоротник, цветок анютины глазки, лилия. Но в рукописи есть изображения и других растений, непохожих на существующие в настоящее время. Некоторые из них выглядят весьма странно.

Водоемы или бассейны, изображенные на страницах манускрипта, предположительно связаны с алхимическими учениями. Вполне возможно, что здесь приведены рецепты неких снадобий. Однако «алхимический» раздел книги совершенно не похож на подобные справочники того времени, в которых применялся специальный графический язык и использовались особые символы.

Есть предположение, что рукопись Войнича содержит информацию из области астрологической ботаники. Возможно, в ней содержатся описания благоприятных астрологических периодов для сбора лекарственных трав, кровопускания и других медицинских процедур, применяемых в те времена.

Варианты расшифровок текста

Рукопись исследовалась учеными в течение длительного времени. В результате было выдвинуто несколько теорий о языке, на котором она написана.

Теория первая – Буквенный шифр

Сторонники этой теории считают, что книга была написана на каком-то известном языке, а потом зашифрована при помощи особого шифра, где каждая буква представлена символом.

В течение ХХ века многие криптологи, пытающиеся расшифровать фолиант, брали за основу именно эту теорию. Например, в 50-х годах Уильям Фридман руководил группой ученых из Управления национальной безопасности США, которая принимала активные попытки найти способ дешифровки.

Судя по всему, в манускрипте применялся какой-то сложный шифр, включающий в себя специальные символы, перестановку букв, ложные пробелы и пр. Кое-кто из криптологов предполагал, что из текста были удалены гласные буквы, чтобы сделать шифр более сложным.

Теория вторая – Кодовый шифр

Специалисты по дешифровке выдвинули гипотезу о том, что каждое слово в тексте зашифровано по особому коду. В таком случае должен существовать специальный кодовый словарь или книга, содержащая расшифровку. Проводилась аналогия с римскими цифрами, которые в Средние века часто использовали для шифровки секретных сообщений. Однако такие коды удобны для написания коротких текстов и не предназначены для шифрования книг и рукописей.

Теория третья – Визуальный шифр

Один из исследователей – Джеймс Финн – выдвинул гипотезу, что рукопись Войнича была написана на иврите и визуально зашифрована. Попытки применить эту гипотезу для перевода текста привели к тому, что были выявлены некоторые слова ни иврите, написанные с искажениями, вводящими читателя в заблуждение. Скорее всего, в книге были применены и другие способы визуального кодирования.

Теория четвертая – Микрография

В 1912 году ученый-криптоаналитик, профессор философии и коллекционер старинных рукописей Уильям Ньюболд выдвинул свою теорию. Согласно ей, символы в целом не несут в себе никакой смысловой нагрузки, однако они состоят из маленьких черточек, которые могут служить секретным кодом. Чтобы рассмотреть эти черточки, необходимо увеличить текст. Ньюболд сравнивал такой способ со скорописью, используемой еще в Древней Греции. Ученый утверждал, что с помощью этого метода ему удалось расшифровать часть текста.

Однако много позже криптолог Джон Мэнли обнаружил, что теория Ньюболда имеет существенные недостатки: микроскопические черточки, из которых состоят символы, можно интерпретировать по-разному. Кроме того, согласно теории Ньюболда, необходимо переставлять буквы до тех пор, пока не получится читабельный текст на латыни. Но если действовать таким способом, то можно получить множество вариантов всевозможных текстов. Опровергая теорию Ньюболда, Джон Мэнли доказывал, что черточки не были написаны изначально, а появились в результате высыхания и растрескивания чернил.

Теория пятая – Стеганография

Согласно этой гипотезе, в целом текст рукописи Войнича не несет в себе никакого смысла, но в нем содержится секретная информация, закодированная в отдельных элементах текста (например, третья буква каждого слова, количество символов в строке и пр.). Система шифрования, называемая стеганографией, уже существовала в то время. Сторонники этой теории полагают, что тест манускрипта написан при помощи техники стеганографии.

Теория шестая – Экзотический язык

Ученый-лингвист Жак Ги считал, что рукопись Войнича была написана на каком-то экзотическом языке естественного происхождения с использованием изобретенного алфавита. Структура слов действительно имеет сходство со многими восточноазиатскими языками. Кроме того, некоторые графические элементы характерны для китайских рукописей. А деление года на 360 дней, сгруппированных в периоды по 15 дней, наводит на мысль о сходстве с китайским календарем для сельского хозяйства.

Теория седьмая – Многоязычный текст

Еще одна гипотеза гласит, что манускрипт Войнича на самом деле является литургическим справочником катарских религиозных общин, существовавших в XII–XIV веках. Автором этой теории стал Лео Левитов. Он утверждал, что растения, изображенные на страницах древней книги, являются секретными религиозными символами культа Исиды. А обнаженные женщины, купающиеся в водоемах, изображали процедуру ритуального самоубийства, распространенного у представителей этой религии. Однако эта теория вызвала много сомнений и не получила дальнейшего распространения.

Теория восьмая – Мистификация

Профессор Гордон Рагг, всесторонне изучив манускрипт, пришел к выводу, что рукопись Войнича является не чем иным, как обычной мистификацией. Согласно его теории, текст является набором бессмысленных символов, а фантастические рисунки призваны добавить таинственности документу. Некоторые исследователи думают, что книга была написана душевнобольным или человеком с необычным складом ума, не имевшим намерения кого-либо обмануть, а создавшим ее с какой-то только одному ему известной целью.

На первый взгляд, такая теория выглядит правдоподобной, однако компьютерный анализ текста опровергает ее. Лингвисты проверили текст на соответствие закону Ципфа (универсальная формула, отображающая частоту встречаемости слов, которую можно применить к любому языку). Анализ показал, что текст не является бессмысленным набором символов, а действительно содержит какую-то информацию.

Теория девятая – Искусственный язык

Исследователи Уильям Фридман и Джон Тилтмен независимо друг от друга пришли к выводу, что для написания текста манускрипта использовался искусственно созданный язык. Подобные языки устроены таким образом, что значение отдельно взятого слова можно расшифровать, изучив последовательность букв.

Несмотря на множество теорий, выдвигаемых разными учеными и исследователями, текст рукописи до сих пор не удалось расшифровать.

Кто автор Манускрипта Войнича?

До сих пор неизвестно, кто же написал эту загадочную книгу. Авторство приписывают разным личностям.

  • Роджер Бэкон – известный францисканский монах, алхимик, живший в 1214-1294 годах и обладавший тайными знаниями. Сам Войнич был уверен, что именно этот человек и является автором книги и пытался найти этому доказательства. Большинство исследователей также склоняются к этой теории.
  • Джон Ди – астролог, математик, который служил при дворе королевы Елизаветы I. Некоторые исследователи предполагают, что он мог написать манускрипт и выдавать его за труд Роджера Бэкона с целью финансовой выгоды.
  • Эдвард Келли – алхимик, компаньон Джона Ди. Он утверждал, что способен из меди создать золото с помощью специального магического порошка. Кроме того, он говорил, что может беседовать с Высшими существами и получать от них информацию. Существует предположение, что именно он мог придумать и написать манускрипт Войнича.
  • Вилфред Войнич. Многие исследователи были уверены, что автором загадочной рукописи является сам Войнич. Поскольку он был антикваром и книготорговцем, то вполне мог придумать и создать необычный манускрипт, чтобы потом выдать его за потерянный труд Роджера Бэкона и получить неплохую прибыль.
  • Якоб Горжчицкий – травник, придворный лекарь императора Рудольфа II. Существует предположение что он вполне мог являться автором загадочного документа.
  • Рафаэль Собегордый-Мнишовский – криптограф, который разработал особый шифр, не поддающийся дешифровке. Благодаря этому некоторые ученые приписывают авторство книги именно ему, утверждая, что он написал ее, чтобы продемонстрировать изобретенный шифр.
  • Группа авторов. Согласно этой теории, манускрипт был написан не одним человеком, а несколькими. Американский криптоаналитик Прескотт Кариер пришел к выводу, что тексты «ботанического» раздела книги написаны разными почерками, следовательно, авторов было как минимум два. Однако исследования, проводимые позже, показали, что рукопись все-таки писалась одним человеком.

В настоящее время попытки раскрыть тайну необычной рукописи продолжаются. Расшифровкой манускрипта занимаются как профессиональные криптографы и лингвисты, так и простые любители, интересующиеся древними тайнами. Книга была официально признана самым загадочным манускриптом в мире.

Десять лет назад был организован клуб электронной почты, посвященный манускрипту Войнича, который существует по сей день. Члены этого клуба делятся друг с другом различными теориями и гипотезами, касающимися содержания книги, а также проводят различные виды статистического анализа. Неугасающий интерес к древней рукописи дает надежду на то, что рано или поздно она все-таки будет расшифрована.

Манускрипт Войнича - странная книга, которая уже сотню лет ставит экспертов в тупик, никто не смог расшифровать ее текст... до сих пор.

В феврале 2014 года Бедфордширский университет объявил, что профессор прикладной лингвистики Стивен Бакс (Stephen Вах) «последовал по стопам Индианы Джонса, взломав код манускрипта 600-летней давности, слывущего самым таинственным документом в мире».

Объект интереса профессора Бакса - манускрипт Войнича - это рукописная книга небольшого формата. 240 пергаментных страниц заполнены непонятными письменами, зарисовками растений, звездных потоков и загадочных групп пляшущих и купающихся обнаженных нимф. С тех пор как Вильфред Войнич, польско-американский революционер и библиофил (и муж Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод»), приобрел манускрипт в Италии в 1912 году, эта книга не давала покоя ученым. Одни утверждали, что она написана естественным языком, другие - что шифром, позднее научное сообщество склонилось к мысли, что имеет дело с талантливой мистификацией. Новый перевод Бакса вновь привлек внимание к спорам о природе этой необыкновенной книги.

Бакс узнал о рукописи пару лет назад из радиопередачи, посвященной британскому математику и оккультисту Джону Ди (1527-1608), чье имя давно связывают с рукописью. Войнич считал, что его находка принадлежит перу монаха Роджера Бэкона (XIII век), много писавшего на научные темы. По версии Войнича, книга попала в руки Джона Ди, который продал ее императору Священной Римской империи Рудольфу II за 600 дукатов (около 2 кг золота). Это утверждение основано на письме, найденном вместе с рукописью и датированном 1665 годом.

Бакс присоединился кдлинному ряду пытавшихся разгадать тайну рукописи. Сам Войнич ничего не добился, но через девять лет после находки рукописи ему представили якобы перевод части текста, сделанный профессором Уильямом Ньюболдом из Пенсильванского университета.

Некоторое время Ньюболд купался в лучах славы. Он решил, что реальное содержание передают крошечные значки над буквами, которые, как он утверждал, аналогичны рукописному древнегреческому. Но чтобы сделать свой «перевод», Ньюболду пришлось рассматривать пары этих значков как одну букву, а затем составлять из них анаграммы. При таких сложных манипуляциях можно вычитать что угодно. А потом к тому же выяснилось, что значки лишь трещины на поверхности чернил.

Некоторое время считалось, что рукопись содержит транслитерацию существующего языка. Затем появилась идея, будто текст может быть шифром. Впрочем, быстро пришло понимание, что если это и так, то речь должна идти о куда более сложном шифре, чем любой другой, использовавшийся в Средние века. Наконец, появилось предположение, что книга может быть просто бессмыслицей. Но зачем такие усилия ради мистификации?

Подобно многим предшественникам профессор Бакс выделил начальные слова на страницах, содержащих рисунки растений. Эти слова, как правило, не используются в других частях текста, то есть могут соответствовать названиям этих растений. Так, на одной из иллюстраций изображено нечто, похожее на василек (Centaurea), схожий с чертополохом.

Как это делалось при расшифровке египетских иероглифов, Бакс определил буквы, составляющие слово kantairon, примерно соответствующее средневековому написанию названия этого растения, благодаря тому, что нашел на той же странице практически идентичное слово, отличающееся лишь последней буквой.

Еще одной подсказкой оказался своего рода зодиак, изображающий колесо с созвездиями между спицами. Бакс отождествил группу из семи звезд с Плеядами в надежде, что находящееся рядом слово обозначает созвездие Тельца. Это куда более слабый ход, поскольку скопление Плеяды имеет четкую форму, которую эти звезды не повторяют. Более того, хотя Плеяды - это Семь Сестер в греческой мифологии, в этом скоплении есть еще девять больших звезд, включая две, названные именами родителей сестер. Скопление Плеяды находится в созвездии Тельца, но устанавливать такую связь было бы сильной натяжкой.

Руководствуясь своим сопоставлением слов, Бакс составил транслитерации 14 букв, что составляет более половины алфавита рукописи Войнича, и с тех пор идентифицировал еще пару растений - клещевину и алтей. Он рассудил, что в остальном язык может представлять собой бесписьменный запад-ноазиатский диалект. Другие исследователи указали на очевидные несообразности в новой транслитерации, поскольку, согласно ей, названия большого числа растений начинаются с латинских букв С или К. Аналогично в тексте, получившемся в результате применения этой транслитерации к одной странице основного текста, около половины слов заканчивались на R (отчасти потому, что Бакс транслировал как R три буквы алфавита Войнича) и многие на N - необычное распределение для любого известного языка.

Вскоре после того как Бедфордширский университет опубликовал свое сообщение, доктор Гордон Parr (Gordon Rugg) из Килского университета (Великобритания) усомнился в этих предполагаемых достижениях. У Parra удачная подготовка для анализа рукописи Войнича.

Лингвист по образованию, он занялся экспериментальной психологией, а затем теорией вычислительных машин. У Parra две претензии к заявлению Бакса. Первая заключается в том, что после 1940-х годов эту методику уже много раз пытались применить и всегда безрезультатно, а вторая - что сам Рагг считает текст рукописи вообще не языком, а лишь подделкой.

Мог ли Келли изготовить столь сложную рукопись? Чтобы создать такой документ, вам понадобится механизм генерации несуществующих слов. Используя перо и пергамент, Рагг показал, как легко это сделать, используя большую таблицу частей слов и комбинируя их с помощью решетки с вырезанными отверстиями, чтобы избежать последовательных повторений. С помощью этой методики, рисуя от руки, Рагг примерно за два часа воспроизвел страницу с рисунком растения, и это означает, что на книгу могло уйти 10 недель - вполне серьезный срок. Эта методика может также пройти статистический тест, примененный к рукописи в 2013 году Марчело Монтемурро (Marcelo Montemurro) из Манчестерского университета, давшего результаты, противоречащие проведенному в 2007 году в Австрии статистическому анализу, который объявил рукопись бессмыслицей. Манчестерская методика, определяющая «высокоинформативные слова», указывает, что у манускрипта Войнича есть смысл, но она может так же сработать и с подделкой, сделанной по методу Parra.

В прииципе, такая подделка могла бы быть создана в любой момент в истории, хотя применение подобных решеток при создании шифров (что делает их естественной техникой создания поддельного языка) началось только в 1550-х годах. Очевидным ходом кажется использование радиоуглеродного датирования, и в 2010 году группа из Аризонского университета объявила, что пергамент, скорее всего, был создан между 1404 и 1438 годом, гораздо раньше 1586 года. Однако это не исключает нить и всегда безрезультатно, а вторая - что сам Рагг считает текст рукописи вообще не языком, а лишь подделкой.

Используя технологию времен Джона Ди, Рагг показал, что было бы сравнительно нетрудно создать фальшивый манускрипт Войнича. Окружение Ди заслуживает особого внимания, поскольку его помощник, Эдвард Келли, придумал язык, известный как ангельский. Ди использовал несколько «гадателей по магическому кристаллу» или медиумов, включая Келли, чтобы общаться с духами. Именно Келли, по-видимому, дал Ди возможность использовать язык ангелов, и Келли сотрудничал с Ди в то время, когда тот, как считается, ездил к Рудольфу II.

Мог ли Келли изготовить столь сложную рукопись? Чтобы создать такой документ, вам понадобится механизм генерации несуществующих слов. Используя перо и пергамент, Рагг показал, как легко это сделать, используя большую таблицу частей слов и комбинируя их с помощью решетки с вырезанными отверстиями, чтобы избежать последовательных повторений. С помощью этой методики, рисуя от руки, Рагг примерно за два часа воспроизвел страницу с рисунком растения, и это означает, что на книгу могло уйти 10 недель - вполне серьезный срок.

Эта методика может также пройти статистический тест, примененный к рукописи в 2013 году Марчело Монтемурро (Marcelo Montemurro) из Манчестерского университета, давшего результаты, противоречащие проведенному в 2007 году в Австрии статистическому анализу, который объявил рукопись бессмыслицей. Манчестерская методика, определяющая «высокоинформативные слова», указывает, что у манускрипта Войнича есть смысл, но она может так же сработать и с подделкой, сделанной по методу Paггa.

В прииципе, такая подделка могла бы быть создана в любой момент в истории, хотя применение подобных решеток при создании шифров (что делает их естественной техникой создания поддельного языка) началось только в 1550-х годах. Очевидным ходом кажется использование радиоуглеродного датирования, и в 2010 году группа из Аризонского университета объявила, что пергамент, скорее всего, был создан между 1404 и 1438 годом, гораздо раньше 1586 года. Однако это не исключает авторства Келли. Считалось вполне обычной практикой хранить пергамент десятилетиями, прежде чем использовать его для записей, и было бы несложно взять старую, частично исписанную книгу, удалить страницы с текстом и использовать все остальные. Чтобы скрыть это, манускрипт потом могли переплести заново, с тем чтобы все потерянные страницы не оказались в начале книги. И что интересно: манускрипт Войнича действительно выглядит как заново переплетенный с переставленными страницами. Если был использован старый пергамент, это позволяет сделать еще более смелое предположение, что создателем подделки был сам Войнич.

Это и предположил Ричард Санта Колома (Richard Santa CoIoma). Он считает, что Войнич нашел письмо, обеспечивающее книге историю происхождения, и изготовил соответствующую рукопись. Если бы это был не более чем забытый каталог растений, дело бы не стоило усилий, но здесь мы имеем комбинацию интригующего таинственного языка и предполагаемую связь с Роджером Бэконом, о котором много писала пресса в 1912 году в преддверии его 700-летнего юбилея, - связь, которую подчеркивал сам Войнич. Это позволило книготорговцу оценить рукопись в 100 тысяч долларов.

МИСТИФИКАЦИЯ?
Есть и еще аргументы в пользу теории о подделке. В рукописи имеются необычные повторения слов. Одна фраза, например, транслитерированная в знакомые символы, в соответствии с конвенцией, используемой исследователями манускрипта Войнича, читается как «квокеди квокеди дал квокеди квокеди» (qokedy qokedy dal qokedy qokedy). И наоборот, очень мало имеется в тексте часто используемых фраз из двух или трех слов, что встречается в большинстве языков.

Далее, в ней полностью отсутствуют ошибки. А ведь в любой рукописи вы ожидаете увидеть зачеркивания, и даже лучшие средневековые книги содержат исправления. Когда переписчик делал ошибку, он ждал, пока высохнут чернила, затем тщательно отскабливал их с пергамента, прежде чем написать несколько новых букв. Но как бы аккуратен он ни был, это действие оставляет следы на поверхности материала. Несколько лет назад было произведено исследование копий нескольких страниц рукописи, сделанных в чрезвычайно высоком разрешении и дающих куда больше деталей, чем видно невооруженным глазом, и тем не менее не нашлось признаков даже одного исправления.

Невозможно дать определенный ответ насчет манускрипта Войнича, пока не будет полной расшифровки. Перевод Стивена Бакса представляет интерес, но пока он не указал, на каком языке, по его мнению, написана рукопись, и не смог применить свою транслитерацию к тексту в целом.

А вот гипотеза о подделке, предложенная Гордоном Раггом, кажется привлекательной, но она может быть доказана, только если будут найдены подтверждающие свидетельства, относящиеся к периоду, когда была сделана подделка.

А пока перед нами очаровательная загадка, которая, несомненно, окажется столь же притягательной в последующую сотню лет, какой была в предыдущую.

ПОДДЕЛКА ЛИ МАНУСКРИИПТ ВОЙНИЧА?
Стивен Бакс, профессор прикладной лингвистик в Бедфордширском университете (Великобритания):
«Лично меня привлекли необычность письма и надежда расшифровать этот документ. Многие исследователи отвергли возможность того, что мы здесь имеем дело с естественным языком. Я тщательно изучил его, имея в виду всё то, что они говорят, и как лингвист считаю, что это вполне может быть естественный язык».

Гордон Рагг, старший преподаватель теории вычислительных машин в Килском
«Ключевое допущение, которое все делают, состоит в том, что сложные структуры не могут порождаться простым способом. В рукописи Войнича присутствуют сложные структуры, так что все думали, что она не может быть поддельной, раз уж эти структуры такие сложные... Но очень простые причины могут привести к очень сложным последствиям».

Сегодня мы обратимся к наиболее известному и неразгаданному тексту всех времён, средневековой книге наук, наполненной прекрасными иллюстрациями и странной мудростью: «Манускрипту Войнича». Никому не удалось пока прочесть единого слова этой книги…
Сразу перейдём к главному. «Рукопись Войнича» пока не разгадана. На сегодня совершенно нет намёка на автора «Манускрипта Войнича», на смысл текста и его назначение. Существует несколько теорий, но ни одного блестящего в своём открытии ответа. Путь научного открытия всегда захватывает и увлекает не только познанное, но и оставшееся загадкой.

Где-то в Европе начала 1400х годов, предположительно на севере Италии, кожу домашних животных превращали в пергамент. Вскорости после этого, предположительно два человека, взяв в руки перо и чернила, написали книгу в 38 тысяч слов, используя алфавит и язык, который не поддаётся идентификации. «Манускрипт Войнича» это не огромная книга, размерами 16 на 23 сантиметра и толщиной около 5 сантиметров. «Рукопись Войнича» имеет примерно 240 страниц, в зависимости как их подсчитывать. Некоторые из страниц разворачиваются в большие чертежи и диаграммы. Алфавит состоит из 23 – 40 символов, в зависимости от классификации. Некоторые из символов могут иметь декоративную версию или сдвоенную комбинацию.

«Манускрипт Войнича» содержит шесть разделов, в соответствии с типом иллюстраций:

  • В наибольшем, первом разделе из 130 страниц, находятся рисунки 113 растений и цветов, не поддающихся идентификации. Первый раздел «Манускрипта Войнича» получил название Ботанический.
  • 26 страниц второго раздела представляют Астрологические рисунки. Много циркулярных и концентрических диаграмм, а также некоторые знаки зодиака.
  • Третий раздел, Биологический, наполнен рисунками обнажённых женщин, резвящихся во множестве бассейнов со сложной системой водоснабжения.
  • Космологический, четвёртый раздел, представляет наиболее впечатляющие развороты страниц с циркулярными диаграммами космических объектов.
  • Пятый раздел, Биологический, имеет более ста набросков растений, корней, порошков, настоек и зелий неопределимого состава и назначения.
  • Завершающий и наиболее загадочный раздел «Манускрипта Войнича», названный Звёзды, содержит 23 страницы текста без иллюстраций. Каждый, непродолжительный параграф раздела маркирован звездой.

Некоторые из иллюстраций книги проявляют восточное влияние. Включая карту города с циркулярной планировкой, предположительно Багдад, центр знаний Востока.

Через несколько столетий, точно определить не удалось, «Манускрипта Войнича» получил обложку, к сожалению, без оформления. Ещё позднее, иллюстрации стали цветными, хотя сделано это было не очень аккуратно.В 16 столетии, «Манускрипта Войнича» принадлежит Английскому астрологу Джону Ди (John Dee), пронумеровавшему верхний угол каждой страницы. Джон Ди продал книгу Германскому императору Рудольфу Второму (Emperor Rudolph II of Germany) в убеждении, что она написана Роджером Бекон (Roger Bacon), жившему в 13 веке и широко признанному как автор научных методов. Далее книга принадлежала одному или двум владельцам, оставившим свои подписи, и в 1666 году была подарена студенту Афанасию Кирхер (Athanasius Kircher) в Риме. К подарку прилагалось письмо от Йоханес Маркус Марси (Johannes Marcus Marci), с надеждой на возможность расшифровки. Письмо Маркуса сохранилось вместе с книгой. До 1912 года похождения книги неизвестны, пока её не обнаружил продавец антиквариата Вильфред Войнич (Wilfrid Voynich). Книга находилась в колледже Иезуитов, Италия, на вилле Мондрагон (Villa Mondragone). Войнич представил книгу международному вниманию. Снова, поменяв несколько владельцев, книга была подарена библиотеке Йельского Университета (Yale University), где она и хранится под официальным именем MS 408.

Открытие «Манускрипта Войнича» породило множество гипотез о содержании книги. Многие верят, что запись представляет собою код. Все попытки расшифровки пока безуспешны. Некоторые утверждают, что книга написана на изобретенном языке, в отличие от языков, появившихся в результате эволюции. Есть мнения, что при написании «Манускрипта Войнича» использована Решётка Грилле (Cardan Grille), специальный трафарет, позволяющий читать только нужные символы. Но, пожалуй, самая популярная теория считает «Манускрипта Войнича» мистификацией любого периода, когда использовался пергамент и с любой целью: научной, финансовой выгодой или просто розыгрышем под выходные дни.

Предположительных авторов книги предостаточно. Роджер Бекон остаётся подозреваемым, но это мнение основано на мнении большинства предыдущих владельцев книги и не имеет подтверждений. Роджер Бекон не писал ничего на языке манускрипта Войнича, как мы знаем пока. Более того, он умер в 1294, за 100 лет до написания книги.Можно не сомневаться в датах, потому что сегодня известен возраст пергамента, чего Войнич и его предшественники не могли знать. Радиоуглеродный анализ пергамента 2011 года, был выполнен в Университете Арзоны, доктором Грег Ходжинс (Dr. Greg Hodgins) и привязал дату его изготовления к началу 1400 годов. Определение возраста чернил даётся намного хуже. Большинство чернил не содержат органики и не поддаются методу Радиоуглеродного анализа. Если же чернила и содержат органические компоненты, нет надёжной технологии отделения углерода чернил от углерода документа. Использованные пигменты сопоставимы с пигментами того времени, но это мог знать и опытный фальсификатор.

У нас есть возможность сделать несколько научных предположений. Пергамент, зачастую, отмывался и использовался неоднократно, это отличная возможность для современных мошенников создать документ древнейшего происхождения и визуально и по методу радиоуглеродного анализа. Но химический след на пергаменте остаётся в любом случае. Нам известно, что Манускрипт Войнича это первый и единственный текст на данных листах пергамента. Кроме того, пергамент всегда был хорошо востребован, и крайне маловероятно найти через века девственные листы, не использовавшиеся ранее, для идеальной подделки. Учитывая дарственное письмо Марси 1666 года, можно считать, что возраст книги соответствует возрасту её пергамента.

Посмотрим же на другие свойства Манускрипта Войнича.

Одно из них имеет огромное значение: Рукописная книга совершенно не имеет поправок. Нет также мест с более мелким текстом, который пытались втиснуть в страницу и завершить мысль. Всё это крайне маловероятно, будь книга рукописью в первой редакции. Ошибки и исправления в таком случае неизбежны. Как объяснить всё это? Есть несколько версий, две из которых наиболее правдоподобны.

Первая предполагает, что Манускрипт Войнича это копия другой книги. Возможно, написанной Роджером Бекон. Копировщик мог на основании оригинала тщательно планировать размещение текста на страницах и если работал аккуратно, обойтись без ошибок. Теория копирования не противоречит и тому, что книга от начала до конца написана одним или двумя людьми. Сам факт копии даёт мало, но приводит к желанию расшифровать документ, оставляя нас в недоумении: Зачем кто-то аккуратно копировал книгу, которая говорит ни о чём?

Вторая версия аккуратного вида Манускрипта Войнича подскажет больше: Текст не имеет смысла и состоит из знаков, которыми заполняли листы пергамента. Исправления не требуются. Сжатие текста для завершения мысли отпадает при отсутствии смысловой нагрузки.

Теория «полной бессмыслицы» Манускрипта Войнича имеет всего одно возражение: Если документ не имеет смысла, то это очень качественная бессмыслица, превышающая любительский уровень. Манускрипт Войнича неоднократно проанализирован разными компьютерными методами, разными исследователями и разными программами. Всё безуспешно. Текст метрически сравнивался с разными языками. Частота букв, длина слов очень близка к реальным языкам, но не соответствует ни одному. Всё это рассуждения, но автор представляет себе монаха или профессионального писаря, который работал день за днём, прекрасно понимая свою задачу придавать тексту подобие реального. Задача непроста для любителя, человека с улицы или профессионала в другой области. Если это тарабарщина, то Манускрипт Войнича содержит тарабарщину высшего качества.

Намёки на смысловую составляющую не исчерпаны. Сочетание слов и их применение в разных разделах выглядит так, как выглядел бы реальный текст на различные темы. Страницы одного раздела больше похожи между собой, чем страницы соседних разделов Манускрипта Войнича.

Интрига вокруг Рукописи Войнича нарастает.

Довольно известен анализ книги шифровальщиком ВМС США Прескотт Карриер (Prescott Currier), который обнаружил в 1970 два определённых «языка» книги. Говоря «языки», Карриер уточняет, что это могут быть два диалекта, два способа шифрования и называет их Войнич-А, Войнич-Б. Интересно, но Войнич-А и Войнич-Б написаны разным почерком, хотя представляют один алфавит или шифр. Каждая страница книги написана или на Войнич-А, или на Войнич-Б от начала до конца. Разделы Биология и Звёзды написаны на Войнич-Б, остальные разделы на Войнич-А. Исключение составляет первый и наибольший раздел: Ботанический, который содержит оба «языка». «Языки» не смешаны, книга состоит из так называемых «бифолио», в которые сгруппированы листы перед сшиванием всей книги. Так вот каждое «бифолио» несёт только один из двух «языков».

Среди гипотез о происхождении «Манускрипта Войнича» автор выбирает следующую:

Где то в начале 15 века, профессиональный алхимик, астроном или физик задумал создать нечто, подтверждающее его редкие и бесценные на рынке услуг знания с Востока. Этот человек привлёк монаха или писаря к изготовлению книги наполненной удивительными рисунками из разных областей знаний и текстами, которые никто не сможет прочитать. Всё это давало возможность толковать «Мудрость Востока» по усмотрению владельца книги, в зависимости от обстоятельств.

Монах имел в ассистентах писаря, они разработали алфавит и, придерживаясь схожести текста с существующими языками, написали убедительную бессмыслицу. Качество творения позволяло владельцу книги производить впечатление даже на своих коллег по ремеслу. Таким образом, «специалист» получил весомое в рыночных отношениях подтверждение, которое концептуально идентично мантии натуропата, диаграммам энергии йогов высшего уровня и купленным онлайн титулам «доктор» специалистами нетрадиционной медицины разных течений.

Это остаётся основной гипотезой происхождения «Манускрипта Войнича». Не фальсификация, а тщательно продуманная и отлично сработанная книга, наполненная ничем кроме полной бессмыслицы. Возможно, однажды «Манускрипт Войнича» откроет иное предназначение, но на сегодня эта гипотеза так же хороша, как и другие.

Перевод Владимир Максименко 2013

Рукопись Войнича (Voynich Manuscript) - таинственная книга, написанная около 500 лет назад неизвестным автором, на неизвестном , с использованием неизвестного .

За всё время своей известности, рукопись Войнича пытались расшифровать, но без всякого успеха. Она стала , но совсем не исключено, что рукопись есть лишь , бессвязный набор знаков.

Книга названа в честь американского книготорговца русского происхождения (мужа известной писательницы ), который приобрёл её в году. Сейчас она хранится в Библиотеке редких книг Байнеке (Beinecke Rare Book And Manuscript Library) .

Описание

В книге около 240 страниц тонкого . На обложке нет никаких надписей или рисунков. Размеры страницы - 15 на 23 см, толщина книги - меньше 3 см. Пробелы в нумерации страниц (которая, видимо, моложе самой книги) указывают на то, что некоторые страницы были утеряны ко времени обретения книги Вилфридом Войничем. Текст написан птичьим пером, им же выполнены иллюстрации. Иллюстрации грубовато раскрашены цветными красками, возможно, уже после написания книги.

Иллюстрации

За исключением завершающей части книги, на всех страницах есть картинки. Судя по ним, в книге несколько разделов, разных по стилю и содержанию:

  • «Ботанический» . На каждой странице находится изображение одного растения (иногда двух) и несколько абзацев текста - манера, обычная для книг европейских травников того времени. Некоторые части этих рисунков - увеличенные и более четкие копии набросков из «фармацевтического» раздела.
  • «Астрономический» . Содержит круглые диаграммы, некоторые из них с луной, солнцем и звёздами, предположительно или содержания. Одна серия из 12 диаграмм изображает традиционные (две рыбы для , бык для , солдат с луком для и т. д.). Каждый символ окружен ровно тридцатью миниатюрными женскими фигурами, большинство из которых обнажены, каждая из них держит надписанную звезду. Последние две страницы этого раздела (Водолей и Козерог, или, условно говоря, - Январь и Февраль) были утеряны, а Овен и Телец разделены на четыре парные диаграммы с пятнадцатью звездами в каждой. Некоторые из этих диаграмм расположены на вложенных страницах.
  • «Биологический» . Плотный неразрывный текст, обтекающий изображения тел, главным образом обнаженных женщин, купающихся в прудах или протоках, соединенных скрупулёзно продуманным трубопроводом, некоторые «трубы» чётко принимают форму органов тела. У некоторых женщин на головах короны.
  • «Космологический» . Другие круговые диаграммы, но непонятного смысла. Эта секция также имеет вложенные страницы. Одно из таких вложений размером в шесть страниц содержит некое подобие карты или диаграммы с шестью «островами», соединенными «дамбами», с замками и, возможно, вулканом.
  • «Фармацевтический» . Множество подписанных рисунков частей растений с изображениями аптекарских сосудов на полях страниц. В этом разделе также есть несколько абзацев текста, возможно, с рецептами.
  • «Рецептный» . Раздел состоит из коротких абзацев, разделённых цветкообразными (или звездообразными) пометками.

Текст

Текст опредёленно написан слева направо, со слегка «рваным» правым полем. Длинные секции разделены на , иногда с отметкой начала абзаца на левом поле. В рукописи нет обычной . Почерк устойчив и чёток, как если бы алфавит был привычен писцу, и тот понимал, что́ пишет.

В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. из 20-30 букв рукописи можно написать весь текст. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге 1-2 раза.

Более широкие пробелы делят текст на примерно 35 тысяч «слов» различной длины. Похоже, что они подчиняются некоторым или правилам. Некоторые знаки должны появиться в каждом слове (как гласные в английском), некоторые знаки никогда не следуют за другими, некоторые могут удваиваться в слове (как два н в слове длинный ), некоторые нет.

Статистический анализ текста выявил его структуру, характерную для естественных языков. Например, повторяемость слов соответствует , а словарная энтропия (около десяти на слово) такая же, как у и языка. Некоторые слова появляются только в отдельных разделах книги, или только на нескольких страницах; некоторые слова повторяются во всём тексте. Повторов очень мало среди примерно сотни подписей к иллюстрациям. В «Ботаническом» разделе первое слово каждой страницы встречается только на этой странице и, возможно, является названием растения.

С другой стороны, язык рукописи Войнича кое в чём весьма непохож на существующие европейские языки. Например, в книге почти нет слов длиной более десяти «букв» и почти нет одно- и двубуквенных слов. Внутри слова буквы распределены также своеобразно: некоторые знаки появляются только в начале слова, другие только в конце, а некоторые всегда в середине - расположение, присущее (ср. также варианты буквы ), но не или алфавиту.

Текст выглядит более монотонным (в математическом смысле) по сравнению с текстом на европейском языке. Есть отдельные примеры, когда одно и тоже слово повторяется три раза подряд. Слова, различающиеся лишь одной буквой, также встречаются необычно часто. Весь рукописи Войнича меньше, чем должен быть «нормальный» набор слов обычной книги.

История

Дальнейшие 200 лет судьбы Рукописи неизвестны, но наиболее вероятно, что она хранилась вместе с остальной перепиской Кирхера в библиотеке Римской коллегии (ныне Григорианский университет). Книга, вероятно, там и оставалась, пока войска не захватили город в году и не присоединили к Итальянскому королевству. Новые итальянские власти решили конфисковать у большое количество имущества, в том числе и библиотеку. Согласно исследованиям Ксавьера Чеккальди (Xavier Ceccaldi) и других, перед этим множество книг из университетской библиотеки были спешно перенесены в отдельные библиотеки , имущество которых не конфисковывалось. Переписка Кирхера была среди этих книг, а также, очевидно, там была рукопись Войнича, так как до сих пор книга несет на себе Петруса Бекса (Petrus Beckx), в то время главы и университета.

Библиотека Бекса была перенесена на виллу Мондрагон во Фраскати (villa Borghese di Mondragone a Frascati) - большой дворец близ , приобретённый обществом иезуитов в .

Догадки об авторстве

Роджер Бэкон

Сопроводительное письмо Марци года гласит, что, согласно словам его умершего друга Рафаэля Мнишовски (Raphael Mnishovsky), книга в своё время была приобретена Императором (1552-1612) за 600 дукатов (несколько тысяч долларов на современные деньги). Согласно этому письму, Рудольф (или, возможно, Рафаэль) считал, что автор книги - знаменитый и разносторонне одарённый (1214-1294).

Хотя Марци писал, что он «воздерживается от суждения» (suspending his judgement) относительно заявления , но оно было воспринято достаточно серьезно , который скорее соглашался с ним. Его убежденность в этом сильно повлияла на большинство попыток дешифровки на протяжении последующих 80 лет. Однако исследователи, которые занимались манускриптом Войнича и знакомы с работами Бэконa, решительно отрицают такую возможность. Следует заметить также то, что Рафаэль умер в и сделка должна была произойти до отречения в году - по крайней мере за 55 лет до письма Марци.

Джон Ди

Предположение о том, что Роджер Бэкон являлся автором книги, привело Войничa к выводу, что единственный человек, который мог продать манускрипт Рудольфy - это (John Dee), математик и при дворе (Elizabeth I), известной также тем, что она имела большую библиотеку рукописей Бэкона. и его scrier (помощник-медиум, использующий для вызова духов хрустальный шар или другой отражающий предмет) Эдвард Келли связаны с Рудольфом II тем, что они несколько лет жили в Богемии, надеясь продать свои услуги императору. Однако Джон Ди дотошно вёл дневники и не упоминал продажу манускрипта Рудольфy, поэтому сделка эта кажется достаточно маловероятной. Так или иначе, если автор манускрипта не Роджер Бэкон, то и возможная связь истории манускрипта с Джоном Ди очень призрачна. С другой стороны, сам Ди мог написать книгу и распространить слухи о том, что это работа Бэкона, в надежде продать её.

Эдвард Келли

Вилфрид Войнич

Якоб Хорчицки

Фотостатическая репродукция первой страницы манускрипта, сделанная Войничем в период времени до 1921 года, демонстрирует несколько расплывчатых пятен - стертых надписей или подписей. С помощью химии текст может быть прочитан как «Jacobj"a Tepenece». Это может быть Якоб Хорчицки (Jakub Horcicky of Tepenec), по латыни - Якобус Синапиус (Jacobus Sinapius) - специалист по травяной медицине, который был личным врачом и смотрителем его ботанического сада. Войнич и многие другие исследователи заключили, что Якоб Хорчицки был владельцем манускрипта до Бареша, некоторые видели в этом подтверждение истории Рафаэля Мнишовски (см. выше). Другие предположили, что Якоб Хорчицки сам мог быть автором.

Однако надписи не соответствуют подписи Якоба Хорчицки, которая была найдена в документах, обнаруженных Яном Хуричем (Jan Hurich). Так что всё ещё возможно, что надпись на странице «f1r» была добавлена более поздним владельцем или библиотекарем и является всего лишь частным предположением об авторе книги.

Иоганн Маркус Марци

Иоганн Маркус Марци встретился с Кирхером когда он возглавлял делегацию в Рим в году. После этого в течение 27 лет они обменивались письмами на различные научные темы. Поездка Марци была частью его продолжительной борьбы на стороне светской школы университета в поддержку их независимости от , которые управляли соперничающим Колледжем св. Клементина в Праге (Clementinum college in Prague). Несмотря на эти усилия, два университета объединились в году под иезуитским контролем. Благодаря этому появились мнения о том, что политическая вражда с иезуитами заставила Марци подделать письма Бареша и, позже, манускрипт Войнича в попытке разоблачить и дискредитировать их «звезду» - .

Личность и знания Марци были адекватными этой задаче, а Кирхер, этот «Доктор Я-знаю-всё», который, как известно сейчас, «прославился» очевидными ошибками, а не гениальными свершениями, был легкой целью. Действительно, письмо Георга Бареша имеет определённое сходство с шуткой, который востоковед Андреа Мюллер (Andreas Muller) однажды сыграл над Атанасиусом Кирхером. Мюллер сфабриковал бессмысленный манускрипт и послал его Кирхеру с пометкой о том, что манускрипт попал к нему из . Он попросил у Кирхера перевод текста, и есть сведения, что Кирхер предоставил его немедленно.

Интересно заметить, что единственные подтверждения существования Георга Бареша - это три письма, посланные Кирхеру: одно послал сам Бареш в году, два других Марци (около года спустя). Также любопытно, что переписка между Марци и Атанасиусом Кирхером заканчивается в году, именно «сопроводительным письмом» манускрипта Войнича. Однако тайная неприязнь Марци к иезуитам - всего лишь гипотеза: правоверный , он сам учился на иезуита и незадолго до смерти в году был удостоен почетного членства в их ордене.

Рафаэль Мнишовски

Друг Марци, Рафаэль Мнишовски, который был предполагаемым источником истории о Роджере Бэконе, сам был криптографом (среди многих других занятий) и около года предположительно изобрел , который считал невзламываемым. Это привело к появлению теории о том, что он был автором манускрипта Войнича, который понадобился для практической демонстрации вышеназванного - и сделал бедного Бареша «подопытным кроликом». После того, как опубликовал свою книгу о расшифровке , Рафаэль Мнишовски, по этой теории, решил, что привести в замешательство хитроумным шифром Атанасиуса Кирхера было бы намного более лакомым трофеем, чем завести в тупик Бареша. Для этого он мог убедить Георга Бареша попросить помощи у иезуитов, то есть у Кирхера. Чтобы мотивировать Бареша это сделать, Рафаэль Мнишовски мог изобрести историю о таинственной зашифрованной книге Роджера Бэкона. Действительно, сомнения в истории Рафаэля в сопроводительном письме манускрипта Войнича могли означать, что Иоганн Маркус Марци заподозрил ложь. Однако нет явных доказательств этой теории.

Энтони Эскем

Доктор Леонелл Стронг (Dr. Leonell Strong), исследователь рака и криптограф-любитель, также пытался расшифровать манускрипт. Стронг считал, что разгадка манускрипта в «особенной двойной системе многочисленных . Стронг утверждал, что, согласно расшифрованному им тексту, манускрипт написан английским автором Энтони Эскемом (Anthony Ascham), работы которого включают книгу «Малый травник» (A Little Herbal), опубликованную в году. Хотя манускрипт Войнича и содержит разделы, похожие на травник, основной аргумент против этой теории тот, что неизвестно, где автор «Травника» мог бы приобрести такие литературные и криптографические знания.

Теории о содержании и предназначении

Общее впечатление, которое создают оставшиеся страницы манускрипта позволяют предположить, что он предназначался для того, чтобы служить или отдельными темами книги или более ранней медицины. Однако, сбивающие с толку детали иллюстраций питают множество теорий о происхождении книги, содержании её текста и цели, для которой она была написана. Далее несколько таких теорий:

Гербалистика

С большой долей уверенности можно сказать, что первая часть книги посвящена травам, но попытки сравнить их с реальными образцами трав и со стилизованными рисунками трав того времени в целом провалились. Только пара растений, анютины глазки и папоротник адиантум могут быть определены достаточно точно. Те рисунки из «ботанического» раздела, которые соответствуют наброскам из «фармацевтического» раздела, производят впечатление их точных копий, но с отсутствующими частями, которые дополнены неправдоподобными деталями. Действительно, многие растения кажутся составными: корни одних экземпляров сцеплены с листьями от других и с цветами от третьих.

Подсолнечники

Брамбо (Brumbaugh) считал, что одна из иллюстраций изображает . Если бы это было так, это могло помочь определить время написания манускрипта и открыть интригующие обстоятельства его происхождения. Однако сходство очень незначительное, особенно если сравнивать рисунок с настоящими дикими образцами, а так как его масштаб не определён, то изображенное растение может быть другим членом этого семейства, которое включает , и другие виды по всему миру.

Алхимия

Водоёмы и каналы в «биологическом» разделе могут означать связь с , что могло бы иметь значение, если бы книга содержала инструкции по приготовлению медицинских эликсиров и смесей. Однако, для алхимических книг того времени характерен графический язык, где процессы, материалы и компоненты изображались в виде особых картинок (орёл, лягушка, человек в могиле, пара в постели и т. д.) или стандартных текстовых символов (круг с крестом и т. д.). Ни один из них не может быть убедительно идентифицирован в манускрипте Войнича.

Алхимическая гербалистика

Серджио Торезелла (Sergio Toresella), эксперт по палеоботанике, отмечал, что манускрипт мог быть алхимической гербалистикой, которая на самом деле не имела ничего общего с алхимией, но была фальшивой книгой травника с выдуманными картинками, которую лекарь-шарлатан мог носить с собой, чтобы производить впечатление на клиентов. Предположительно, была небольшая загородная фабрика по производству таких книг где-то в северной Италии, как раз во времена предположительного написания манускрипта. Однако такие книги значительно отличаются от манускрипта Войнича и стилем и форматом, кроме того, все они были написаны на обычном языке.

Астрологическая ботаника

Микроскопы и телескопы

Круговой чертёж в «астрономическом» разделе изображает объект неправильной формы с четырьмя изогнутыми секторами, который некоторые интерпретируют как отображение , которое могло быть получено только с помощью . Другое изображение было интерпретировано как клетка живого организма, наблюдаемая через . Это позволяло предположить, что время происхождения манускрипта не , а более поздний период. Однако, сходство достаточно сомнительное, так как при ближайшем рассмотрении, центральная часть «галактики» больше похожа на бассейн.

Несколько авторов

Теории о языке манускрипта

Множество теорий было выдвинуто по поводу языка используемого манускриптом. Далее несколько из них:

Буквенный шифр

Согласно этой теории, манускрипт Войнича содержит осмысленный текст на каком-то европейском языке, который был намеренно переведен в нечитаемый вид отображением его в манускрипта с помощью какого-то кодирования - , который оперировал отдельными буквами.

Это было рабочей гипотезой для большинства попыток расшифровки на протяжении , в том числе для неофициальной группы Управления национальной безопасности США (National Security Agency, NSA) под руководством Уильяма Фридмена (William F. Friedman) в ранние гг. Простейшие , основанные на замене символов, могут быть исключены, так как их очень просто взломать. Поэтому усилия дешифровальщиков были направлены на полиалфавитные шифры, изобретенные Альберти в 1460-х гг. Этот класс включает известный шифр Виженера (Vigenere cipher), который мог быть усилен использованием несуществующих и/или аналогичных символов, перестановкой букв, ложными пробелами между словами и т. д. Некоторые исследователи предполагают, что гласные буквы были удалены перед кодированием. Было несколько заявлений о дешифровке на основании этих предположений, но они не получили широкого признания. В первую очередь потому, что предложенные алгоритмы расшифровки были основаны на стольких догадках, что с их помощью можно было бы извлечь осмысленную информацию из любой случайной последовательности символов.

Основной аргумент в пользу этой теории заключается в том, что использование странных символов европейским автором едва ли можно объяснить иначе, чем попыткой скрыть информацию. Действительно, разбирался в шифрах, а предположительный период создания манускрипта приблизительно совпадает с рождением как систематизированной науки. Против этой теории выступает наблюдение о том, что использование полиалфавитного шифра должно было уничтожить «естественные» статистические свойства, которые наблюдаются в тексте манускрипта Войнича, такие как . Также, хотя полиалфавитный шифр и был изобретён примерно в году, его разновидности стали популярны только в , что несколько позднее предполагаемого времени написания манускрипта.

Книга шифров

Согласно этой теории, слова в тексте манускрипта в действительности являются кодами, которые расшифровываются в особом словаре или книге шифров. Основной довод в пользу теории это то, что внутренняя структура и распределение длин слов сходны с используемыми в , которые были бы естественным выбором для этой цели в то время. Однако, кодирование, основанное на книгах шифров, удовлетворительно только при написании коротких сообщений, так как оно очень обременительно для письма и чтения.

Визуальный шифр

Джеймс Финн (James Finn) предположил в своей книге «Надежда Пандоры» (Pandora’s Hope) (2004), что манускрипт Войнича на самом деле визуально закодированный текст на . После того, как буквы в манускрипте были правильно транскрибированы на «Европейский алфавит Войнича» (ЕАВ, или EVA на английском), многие слова в манускрипте могут быть представлены как слова на иврите, которые повторяются с различными искажениями, чтобы ввести в заблуждение читателя. Например, слово AIN из манускрипта - это слово «глаз» на иврите, которое повторяется как искаженная версия в виде «aiin» или «aiiin», что производит впечатление нескольких разных слов, хотя на самом деле это одно и то же слово. Предполагается возможность использования и других методов визуального кодирования. Основной аргумент в пользу этой теории тот, что она может объяснить неудачные исходы других попыток декодирования, опиравшихся больше на математические методы дешифровки. Основной аргумент против этой точки зрения тот, что при таком подходе к природе шифра манускрипта, на плечи отдельно взятого дешифровщика ложится тяжёлое бремя различной интерпретации одного и того же текста из-за множества альтернативных возможностей визуальной кодировки.

Микрография

После повторного открытия в 1912 году, одна из наиболее ранних попыток раскрыть секрет рукописи (и, несомненно, первая среди преждевременных заявлений о расшифровке) была сделана в году Уильямом Ньюболдом (William Newbold) известным специалистом по криптоанализу и профессором философии университета штата Пенсильвания (University of Pennsylvania), а также коллекционером старинных книг. Его теория состояла в том, что видимый текст бессмысленен, но каждый символ, из которых состоит текст, является набором крошечных черточек различимых только при увеличении. Эти черточки предположительно формировали второй уровень прочтения рукописи, который и содержал осмысленный текст. При этом Ньюболд опирался на древнегреческий способ скорописи, использовавший подобную систему условных обозначений. Ньюболд утверждал, что, исходя из этой предпосылки, он сумел расшифровать целый параграф, который доказывал авторство Бэкона и свидетельствовал о его выдающихся способностях ученого, в частности об использовании им сложного микроскопа за четыреста лет до .

Однако уже после смерти Ньюболда криптолог Джон Мэнли (John Manly) из Чикагского университета (University of Chicago) отметил серьезные недостатки в этой теории. Каждая черточка, содержащаяся в символах рукописи, допускала несколько интерпретаций при расшифровке без достоверного способа выявить среди них «верный» вариант. Метод Уильяма Ньюболда также требовал перестановки «букв» рукописи до тех пор, пока не получался осмысленный текст на латыни. Это приводило к выводу о том, что с помощью метода Ньюболда можно получить практически любой желаемый текст из рукописи Войнича. Мэнли доказывал, что эти черточки появились в результате растрескивания чернил при их высыхании на грубом пергаменте. В настоящее время теория Ньюболда практически не рассматривается при расшифровке рукописи.

Стеганография

Эта теория основана на предположении о том, что текст книги по большей части бессмысленен, но содержит информацию спрятанную в незаметных деталях, например, вторая буква каждого слова, количество букв в каждой строке и т. п. Техника кодирования, называемая очень стара и была описана еще Иоганном Тритимиусом (Johannes Trithemius) в . Некоторые исследователи предполагают, что обычный текст был пропущен через что-то вроде . Эту теорию сложно подтвердить или опровергнуть, так как стеготекст бывает трудно взломать без наличия каких-либо подсказок. Аргумент против этой теории может быть тот, что наличие текста на непонятном встает в противоречие с предназначением стеганографии - сокрытием самого существования какого-либо секретного послания.

Некоторые исследователи предполагают, что осмысленный текст мог быть закодирован в длине или форме отдельных росчерков пера. Действительно существуют экземпляры стеганографии того времени, которые используют начертание букв (курсивное или прямое начертание), чтобы скрыть информацию. Однако, после исследования текста манускрипта при высоком увеличении, росчерки пера кажутся достаточно естественными, и в значительной степени различия в начертании букв вызваны неровной поверхностью .

Экзотический естественный язык

Многоязычный текст

В книге «Разгадка манускрипта Войнича: литургический справочник для обряда эндура ереси , культ (Solution of the Voynich Manuscript: A liturgical Manual for the Endura Rite of the Cathari Heresy, the Cult of Isis) 1987 года, Лео Левитов (Leo Levitov) заявил, что незашифрованный текст манускрипта - это транскрипция «устного языка полиглота». Так он назвал «книжный язык, который мог бы быть понятен людям, не понимающим , если им прочитать, что на этом языке написано». Он предложил частичную расшифровку в форме смеси средневекового с множеством заимствованных и старых верхненемецких слов.

Согласно теории Левитова, ритуал эндура был не что иное, как совершённое с чьей-либо помощью : будто бы такой ритуал был принят у для людей, чья смерть близка (действительное существование этого ритуала находится под вопросом). Левитов разъяснял, что выдуманные растения на иллюстрациях манускрипта в действительности не отображали каких-либо представителей флоры, а были тайными символами религии катаров. Женщины в бассейнах совместно с причудливой системой каналов отображали сам ритуал самоубийства, который, он считал, связан с

Своеобразная внутренняя структура «слов» манускрипта Войнича привела Уильяма Фридмена (William F. Friedman) и Джона Тилтмена (John Tiltman), независимо друг от друга, к выводу, что незашифрованный текст мог быть написан на , в частности на особом «философском языке». В языках такого типа, организован согласно системы категорий, так, что общее значение слова может быть определено с помощью анализа последовательности букв. Например, в современном синтетическом языке (Ro), «bofo-» это категория цвета, и каждое слово начинающееся с bofo- будет названием цвета, так красный это bofoc, а желтый bofof. Очень приблизительно, это можно сравнить с системой книжной классификации, используемой многими библиотеками (по крайней мере на Западе), например, буква «Р» может отвечать за раздел языков и литературы, «РА» за греческий и латинский подраздел, «РС» за романские языки и т. п.

Эта концепция достаточно стара, как свидетельствует книга «Философский язык» года учёного Джона Уилкинса (John Wilkins). В большинстве известных примеров таких языков, категории также подразделяются с помощью добавления , следовательно, конкретный предмет может иметь множество связанных с ним слов с повторяющимся . Например, все названия растений начинаются с одних и тех же букв или слогов, также, например, все заболевания и т. п. Это свойство могло бы объяснить монотонность текста манускрипта. Однако, никто не был в состоянии достаточно убедительно объяснить значение того или иного суффикса или префикса в тексте манускрипта, и, более того, все известные образцы философских языков относятся к значительно более позднему периоду, .

Мистификация

Причудливые свойства текста манускрипта Войнича (такие как удвоенные и утроенные слова) и подозрительное содержание иллюстраций (фантастические растения, например) привели множество людей к заключению, что манускрипт в действительности может быть мистификацией.

Влияние на популярную культуру

Есть несколько примеров того, что манускрипт Войнича повлиял, по крайней мере косвенно, на некоторые образцы массовой культуры.

  • В творчестве есть некая зловещая книга . Несмотря на то, что Лавкрафт скорее всего не знал о существовании манускрипта Войнича, (Colin Wilson) опубликовал в 1969 году рассказ «Возвращение Лоигора», где персонаж открывает, что манускрипт Войнича - это незавершенный «Некрономикон».
  • Codex Seraphinianus - современное произведение искусства, созданное в стиле манускрипта Войнича.
  • Современный композитор Ханспетер Кибурц (Hanspeter Kyburz) написал небольшое музыкальное произведение, основанное на манускрипте Войнича, прочитав его часть как музыкальную партитуру.
  • Рисунки и , напоминающие манускрипт Войнича, можно наблюдать в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade).
  • Сюжет «Il Romanzo Di Nostradamus» Валерио Еванджелисти (Valerio Evangelisti) представляет манускрипт Войнича как сочинение адептов чёрной магии, с которой известный французский астролог боролся всю жизнь.
  • В компьютерной игре в стиле квест (Broken Sword III: The Sleeping Dragon) от DreamCatcher, текст манускрипта Войнича расшифровывает хакер, которого затем убивают нео , потому что манускрипт содержит информацию о местах на земле, которые имеют «геомантическую энергию».

Книги

Текст статьи основан на переводе англоязычной страницы Википедии о манускрипте Войнича, а также на материалах журнала Компьютерра №1-2 (573-574), 2005.

Рукопись Войнича, или Манускрипт Войнича — иллюстрированный кодекс, написанный в XV веке неизвестным автором на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита.

По результатам радиоуглеродного анализа четырёх фрагментов манускрипта химик и археометрист Аризонского университета Грег Ходжинс установил, что пергамент для манускрипта был выделан между 1404 и 1438 годами в эпоху раннего Возрождения. В рукописи находится только одно реалистическое изображение города с крепостной стеной с зубцами типа «ласточкин хвост». В начале XV века такие зубцы в основном встречались в Северной Италии (позже они стали более распространёнными).

Рукопись интенсивно изучалась любителями криптографии и профессионалами криптоанализа, в том числе британскими и американскими криптоаналитиками Второй мировой войны. Ни всю рукопись, ни даже её часть расшифровать не удалось. Ряд неудач превратил манускрипт в известный предмет криптологии. На сегодняшний день существует множество предположений о содержании, назначении и авторстве рукописи. По одним предположениям, она написана на неизвестном искусственном языке либо на одном из европейских языков, зашифрованном неизвестным методом. Существуют также предположения об использовании одного из восточно-азиатских языков с помощью изобретённого автором алфавита и о том, что рукопись является фальсификацией. Ни одно из предположений не получило однозначного подтверждения и признания в научном сообществе.


Никогда он не видел ничего подобного. А ведь он, Уилфрид Войнич, антиквар и букинист, перевидал на своем веку немало древних рукописей, свитков и фолиантов. Все двести тридцать пять страниц книги, лежавшей перед ним, были заполнены написанным от руки текстом и неряшливыми рисунками, астрологических диаграмм, неизвестных растений и обнаженных женщин.

Одних иллюстраций оказалось бы достаточно, чтобы удивить опытного библиофила. Но они не шли ни в какое сравнение с текстом. Книга явно была зашифрована или написана на неизвестном языке...

Странный язык.

Текст опредёленно написан слева направо, со слегка «рваным» правым полем. Длинные секции разделены на параграфы, иногда с отметкой начала абзаца на левом поле. В рукописи нет обычной пунктуации. Почерк устойчив и чёток, как если бы алфавит был привычен писцу, и тот понимал, что́ пишет.

В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Алфавитом из 20—30 букв рукописи можно написать весь текст. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге 1-2 раза.

Более широкие пробелы делят текст на примерно 35 тысяч «слов» различной длины. Похоже, что они подчиняются некоторым фонетическим или орфографическим правилам. Некоторые знаки должны появиться в каждом слове (как гласные в английском), некоторые знаки никогда не следуют за другими, некоторые могут удваиваться в слове (как два Н в слове длинный), некоторые нет.

Статистический анализ текста выявил его структуру, характерную для естественных языков. Например, повторяемость слов соответствует закону Ципфа, а словарная энтропия (около десяти бит на слово) такая же, как у латинского и английского языка. Некоторые слова появляются только в отдельных разделах книги, или только на нескольких страницах; некоторые слова повторяются во всём тексте. Повторов очень мало среди примерно сотни подписей к иллюстрациям. В «Ботаническом» разделе первое слово каждой страницы встречается только на этой странице и, возможно, является названием растения.

С другой стороны, язык рукописи Войнича кое в чём весьма непохож на существующие европейские языки. Например, в книге почти нет слов длиной более десяти «букв» и почти нет одно- и двубуквенных слов. Внутри слова буквы распределены также своеобразно: некоторые знаки появляются только в начале слова, другие только в конце, а некоторые всегда в середине — расположение, присущее арабскому письму (ср. также варианты греческой буквы сигма), но не латинскому или кириллическому алфавиту. Текст выглядит более монотонным (в математическом смысле) по сравнению с текстом на европейском языке. Есть отдельные примеры, когда одно и то же слово повторяется три раза подряд. Слова, различающиеся лишь одной буквой, также встречаются необычно часто. Весь «лексикон» рукописи Войнича меньше, чем должен быть «нормальный» набор слов обычной книги.

История книги

Вильфрид Войнич занялся антикварным делом, открыл свою лавку и принялся колесить по миру в поисках раритетных изданий. В 1912 году судьба привела его к загадочной книге. Показательно, что Вилфрид до самой смерти не признался, у кого именно он купил эту рукопись. Официальной признается версия, что антиквар приобрел манускрипт вместе с ещё 29 книгами у Римской коллегии, которая нуждалась в средствах и потому устроила «распродажу».

Химик и археометрист Аризонского университета Грег Ходжинс по результатам радиоуглеродного анализа образцов рукописи установил, что пергамент манускрипта был выделан 1404 и 1438 годами. Анализ чернил рукописи, выполненный в Чикаго, показал их химический и минеральный состав (в цветных красках и чернилах использовались красящие минералы), соответствующие широкому периоду средневековья. Датирование по чернилам не проводилось, поскольку по основному составу это неорганические материалы. Галловые чернила, которыми написан основной текст, повсеместно производились по схожим рецептам и применялись начиная от раннего средневековья до конца 19-века. Таким образом, датировка пергамента позволила установить лишь возможный наиболее ранний период написания манускрипта. Йельская библиотека, выступившая заказчиком обоих исследований, указывает период создания манускрипта как 1401 - 1599гг.

Согласно письму Атанасиусу Кирхеру 1666 года, которым Иоганн Марци сопроводил рукопись, книга принадлежала императору Священной Римской империи Рудольфу II (1552—1612). Существует недоказанное предположение (не обнаружено никаких фактических свидетельств), что император заплатил за рукопись 600 дукатов (около двух килограммов золота). Книга была передана Якобу Хорчицки(ум. 1622), садовнику императора.

Следующим и точно подтверждённым владельцем книги был Георг Бареш (1585—1662), алхимик из Праги. Бареш, по-видимому, был так же, как современные учёные, озадачен тайной книги, которая «бесполезно занимает место в его библиотеке». Узнав, что Атанасиус Кирхер, известный иезуитский учёный из Римской Коллегии, опубликовал коптский словарь и расшифровал (как тогда считалось) египетские иероглифы, он скопировал часть рукописи и послал этот образец Кирхеру в Рим (дважды), прося помочь расшифровать его. Письмо Бареша 1639 года Кирхеру, обнаруженное уже в наше время Рене Цандбергеном, — самое раннее известное упоминание о рукописи.

После смерти Бареша книга перешла его другу — Иоганну Маркусу Марци, ректору Пражского университета. Марци предположительно отослал её Кирхеру, своему давнему другу. Сопроводительное письмо Марци 1666 года было при рукописи, когда её приобрёл Войнич в 1912 году.

Дальнейшие 200 лет судьбы рукописи неизвестны, но наиболее вероятно, что она хранилась вместе с остальной перепиской Кирхера в библиотеке Римской коллегии (ныне Папский Григорианский университет). Книга, вероятно, там и оставалась, пока войска Виктора Эммануила II не захватили город в 1870 году и не присоединили Папскую область к Итальянскому королевству. Новые итальянские власти решили конфисковать у Церкви большое количество имущества, в том числе и библиотеку.

Библиотека Бекса была перенесена на виллу Мондрагоне во Фраскати — большой дворец близ Рима, приобретённый обществом иезуитов в 1866 году и ставший частью иезуитского колледжа Гислиери.

В 1912 году Римская коллегия нуждалась в средствах и решила в строжайшей тайне продать часть своей собственности. Разбирая на вилле Мондрагоне сундуки с книгами из собрания Кирхера, Вильфрид Войнич наткнулся на загадочный манускрипт. Всего он приобрёл у иезуитов тридцать рукописей, в том числе и эту книгу. После приобретения книги Войнич разослал её копии нескольким специалистам для расшифровки. В 1961 году, через год после смерти его жены, Этель Лилиан Войнич, книга была продана её наследницей Энн Нилл другому книготорговцу Хансу Краусу. Не найдя покупателя, в 1969 году Краус преподнёс манускрипт в дар библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета.

Фальшивка?

Мысль о том, что манускрипт - искусная фальшивка нового времени, была одной из первых, которые приходили в голову всем, кто пытался эту книгу расшифровать. Уж слишком «тарабарский» язык в этом фолианте. Однако против такого заключения говорят следующие факты. Во-первых, проведенный Грегом Ходжинсом в Аризонском университете углеродный анализ показал, что рукопись была изготовлена между 1404 и 1438 годами. Во-вторых, текст в книге структурирован, анализ чернил показал, что переписчик знал, о чем писал (буквы писались быстро, 4 секунды на слово). Лингвистический анализ показывает наличие структур, характерных для известных языковых систем. Наконец, манускрипт написан на пергаменте, тогда как в XV веке уже использовали бумагу. Создавать такую дорогую фальшивку?

Восточная гипотеза

Французский филолог Жак Ги, один из тех, кто пытается разгадать тайну манускрипта, провел анализ текста книги и пришел к парадоксальному выводу, что структура языка похожа на китайский и вьетнамский языки. Таким образом родилась теория о восточном происхождении манускрипта. В пользу своей гипотезы Ги также приводит такой аргумент, что некоторые растения, изображенные в книге, произрастали во время написания только в Китае. Например, женьшень. Однако никто из восточноазиатских ученых так и не смог убедительно сказать, на каком именно диалекте написан текст.

Гипотеза редактуры

Рене Цандберген из Европейского космического агенства и вовсе считает, что манускрипт неоднократно правился. И мы имеем дело не с одним текстом, а с несколькими. Косвенно эту гипотезу подтверждает компьютерный анализ пергаментных листов, который показал, что да - текст ретушировался. Однако восстановить первоначальный текст и отделить его от более поздних наслоений пока не получилось.

Гипотеза шифрования

Некоторые ученые считают, что «Манускрипт Войнича» - это шифр. Так считал, например, Уильям Ньюболд, который одним из первых занимался расшифровкой текста книги. Он считался одним из лучших криптологов своего времени. Ученый считал, что манускрипт написан на зашифрованной латыни, ключ к которой заключен в надписи на последней странице «Michiton oladabas multos te tccr cerc portas». Если убрать оттуда «лишние» символы, а буквы «o» заменить на «a» то выйдет надпись Michi dabas multas portas. («Ты дал мне много дверей»). Доктор Гордон Рагг из Университета Кили также уверен, что текст книги - шифровка, написанная при помощи решетки Кардано. По его мнению, автор манускрипта вписывал в ячейки латинские буквы, а пробелы заполнял придуманными буквами.

Загадка в загадке

Манускрипт Войнича - это загадка в загадке. Пока что никому не удалось объяснить, на каком он написан языке, неизвестно, что изображают рисунки этой книги. Неясно и авторство. В разное время его приписывали и Роджеру Бэкону, и Джону Ди, и другим алхимикам, но никаких конкретных доказательств ни одной из этих версий также до сих пор не существует. Из предполагаемых версий происхождения манускрипта хотим отметить ещё две. Американский криптолог Джон Стейко считает, что текст написан на языке Киевской Руси, без использования гласных. Ученый уверен, что манускрипт представляет собой переписку таинственного правителя Киевской Руси по имени Ора с хазарским властелином по имени Маня Коза.В подтверждение этой версии, можно сказать о том, что в манускрипте изображены стены города с зубцами формы «ласточкин хвост». Такие в XV веке были только в Северной Италии и... московском Кремле. По ещё одной версии манускрипт имеет ацтекское происхождение. Эту гипотезу выдвинули в начале этого года ученые Артур Такер и Рексфорд Талберт. Они начали изучение манускрипта с рисунков и признали за многими из растений эндемиков Южной Америки. Исследователи выдвинули версию, что текст написан на одном из многочисленных вымерших диалектов ацтекского языка, нуатля, а написал его в XV веке представитель ацтекской элиты, бывавший в Европе.

Как мы видим, уже не один десяток лет лучшие умы бьются над этой загадкой. Много версий, много гипотез все же не дают нам ответа на главные вопросы: Кем, на каком языке, и главное для чего была созданна эта книга?