С чем взаимодействуют основания. Основания: классификация и химические свойства. Группа соединений - оксиды
Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.
Что включает в себя схема предложения
Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.
Что же должно быть указано при составлении схемы?
- Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
- Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
- Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.
Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.
Чем осложняется предложение
Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.
- Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
- Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
- (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
- Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].
Простое предложение
Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".
Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.
Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.
[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.
Сложносочиненное предложение
Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:
Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".
Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").
Сложноподчиненное предложение
Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:
- Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
- Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
- Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.
Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".
Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).
Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".
В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].
Прямая речь в конце предложения
Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.
В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.
Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».
Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».
Прямая речь в середине предложения
Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:
Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.
[А: [«П.Р.!»] - а].
Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.
Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.
Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].
Прямая речь в начале предложения
Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:
«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.
«[П.Р.]», - [а].
Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:
«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].
«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].
Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
а) получение оснований .
1) Общим методом получения оснований является реакция обмена, с помощью которой могут быть получены как нерастворимые, так и растворимые основания:
CuSO 4 + 2 КОН = Сu(ОН) 2 + K 2 SO 4 ,
К 2 СО 3 + Ва(ОН) 2 = 2КОН + ВаСО 3 .
При получении этим методом растворимых оснований в осадок выпадает нерастворимая соль.
2) Щелочи могут быть также получены взаимодействием щелочных и щелочноземельных металлов или их оксидов с водой:
2Li + 2Н 2 О = 2LiOH + H 2 ,
SrO + H 2 O = Sr(OH) 2 .
3) Щелочи в технике обычно получают электролизом водных растворов хлоридов:
б) химические свойства оснований .
1) Наиболее характерной реакцией оснований является их взаимодействие с кислотами - реакция нейтрализации. В нее вступают как щелочи, так и нерастворимые основания:
NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O,
Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 = СuSО 4 + 2 H 2 O .
2) Выше было показано, как щелочи взаимодействуют с кислотными и амфотерными оксидами.
3) При взаимодействии щелочей с растворимыми солями образуется новая соль и новое основание. Такая реакция идет до конца только в том случае, когда хотя бы одно из полученных веществ выпадает в осадок.
FeCl 3 + 3 KOH = Fe(OH) 3 + 3 KCl
4) При нагревании большинство оснований, за исключением гидроксидов щелочных металлов, разлагаются на соответствующий оксид и воду:
2 Fе(ОН) 3 = Fе 2 О 3 + 3 Н 2 О,
Са(ОН) 2 = СаО + Н 2 О.
КИСЛОТЫ – сложные вещества, молекулы которых состоят из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. Состав кислот может быть выражен общей формулой Н х А, где А – кислотный остаток. Атомы водорода в кислотах способны замещаться или обмениваться на атомы металлов, при этом образуются соли.
Если кислота содержит один такой атом водорода, то это одноосновная кислота (HCl - соляная, HNO 3 - азотная, HСlO - хлорноватистая, CH 3 COOH - уксусная); два атома водорода - двухосновные кислоты: H 2 SO 4 – серная, H 2 S - сероводородная; три атома водорода - трехосновные: H 3 PO 4 – ортофосфорная, H 3 AsO 4 – ортомышьяковая.
В зависимости от состава кислотного остатка кислоты подразделяют на бескислородные (H 2 S, HBr, HI) и кислородсодержащие (H 3 PO 4 , H 2 SO 3 , H 2 CrO 4). В молекулах кислородсодержащих кислот атомы водорода связаны через кислород с центральным атомом: Н – О – Э. Названия бескислородных кислот образуются из корня русского названия неметалла, соединительной гласной -о - и слова «водородная» (H 2 S – сероводородная). Названия кислородсодержащим кислотам дают так: если неметалл (реже металл), входящий в состав кислотного остатка, находится в высшей степени окисления, то к корню русского названия элемента добавляют суффиксы -н- , -ев-, или -ов- и далее окончание -ая- (H 2 SO 4 – серная, H 2 CrO 4 - хромовая). Если степень окисления центрального атома ниже, то используется суффикс -ист- (H 2 SO 3 – сернистая). Если неметалл образует ряд кислот, используют и другие суффиксы (HClO – хлорноватист ая, HClO 2 – хлорист ая, HClO 3 – хлорноват ая, HClO 4 – хлорн ая).
С
точки зрения теории электролитической
диссоциации, кислоты – электролиты,
диссоциирующие в водном растворе с
образованием в качестве катионов только
ионов водорода:
Н х А хН + +А х-
Наличием Н + -ионов обусловлено изменение окраски индикаторов в растворах кислот: лакмус (красный), метилоранж (розовый).
Получение и свойства кислот
а) получение кислот .
1) Бескислородные кислоты могут быть получены при непосредственном соединении неметаллов с водородом и последующим растворением соответствующих газов в воде:
2) Кислородсодержащие кислоты нередко могут быть получены при взаимодействии кислотных оксидов с водой.
3) Как бескислородные, так и кислородсодержащие кислоты можно получить по реакциям обмена между солями и другими кислотами:
ВаВr 2 + H 2 SO 4 = ВаSО 4 + 2 HBr ,
CuSO 4 + H 2 S = H 2 SO 4 + CuS ,
FeS+ H 2 SO 4 (paзб.) = H 2 S + FeSO 4 ,
NaCl (тв.)+ Н 2 SO 4 (конц.) = HCl + NaHSO 4 ,
AgNO 3 + HCl = AgCl + HNO 3 ,
4) В ряде случаев для получения кислот могут быть использованы окислительно-восстановительные реакции:
3Р + 5НNО 3 + 2Н 2 О = 3Н 3 РO 4 + 5NO
б) химические свойства кислот .
1) Кислоты взаимодействуют с основаниями и амфотерными гидроксидами. При этом практически нерастворимые кислоты (H 2 SiO 3 , H 3 BO 3) могут реагировать только с растворимыми щелочами.
H 2 SiO 3 +2NaOH=Na 2 SiO 3 +2H 2 O
2) Взаимодействие кислот с основными и амфотерными оксидами рассмотрено выше.
3) Взаимодействие кислот с солями – это обменная реакция с образованием соли и воды. Эта реакция идет до конца, если продуктом реакции является нерастворимое или летучее вещество, либо слабый электролит.
Ni 2 SiO 3 +2HCl=2NaCl+H 2 SiO 3
Na 2 CO 3 +H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +H 2 O+CO 2
4) Взаимодействие кислот с металлами – окислительно-восстановительный процесс. Восстановитель – металл, окислитель – ионы водорода (кислоты-неокислители: HCl, HBr, HI, H 2 SO 4(разбавл), H 3 PO 4) или анион кислотного остатка (кислоты-окислители: H 2 SO 4(конц) , HNO 3(конц и разб)). Продуктами реакции взаимодействия кислот-неокислителей с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, являются соль и газообразный водород:
Zn+H 2 SO 4(разб) =ZnSO 4 +H 2
Zn+2HCl=ZnCl 2 +H 2
Кислоты окислители взаимодействуют почти со всеми металлами, включая и малоактивные (Cu, Hg, Ag), при этом образуются продукты восстановления аниона кислоты, соль и вода:
Сu + 2Н 2 SO 4 (конц.) = CuSO 4 + SO 2 + 2 Н 2 O,
Рb + 4НNО 3(конц) = Pb(NO 3) 2 +2NO 2 + 2Н 2 O
АМФОТЕРНЫЕ ГИДРОКСИДЫ проявляют кислотно-основную двойственность: с кислотами они реагируют как основания:
2Cr(OH) 3 + 3H 2 SO 4 = Cr 2 (SO 4) 3 + 6H 2 O,
а с основаниями – как кислоты:
Cr(OH) 3 + NaOH = Na (реакция протекает в растворе щелочи);
Сr(OH) 3 +NaOH =NaCrO 2 +2H 2 O (реакция протекает между твердыми веществами при сплавлении).
С сильными кислотами и основаниями амфотерные гидроксиды образуют соли.
Как и другие нерастворимые гидроксиды, амфотерные гидроксиды разлагаются при нагревании на оксид и воду:
Be(OH) 2 = BeO+H 2 O.
СОЛИ – ионные соединения, состоящие из катионов металлов (или аммония) и анионов кислотных остатков. Любую соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. В зависимости от того, в каком соотношении взяты кислота и основание, получаются соли: средние (ZnSO 4 , MgCl 2) – продукт полной нейтрализации основания кислотой, кислые (NaHCO 3 , KH 2 PO 4) – при избытке кислоты, основные (CuOHCl, AlOHSO 4) – при избытке основания.
Названия солей по международной номенклатуре образуют из двух слов: названия аниона кислоты в именительном падеже и катиона металла в родительном с указанием степени его окисления, если она переменная, римской цифрой в скобках. Например: Cr 2 (SO 4) 3 – сульфат хрома (III), AlCl 3 – хлорид алюминия. Названия кислых солей образуют добавлением слова гидро- или дигидро- (в зависимости от числа атомов водорода в гидроанионе): Ca(HCO 3) 2 – гидрокарбонат кальция, NaH 2 PO 4 - дигидрофосфат натрия. Названия основных солей образуют добавлением слова гидроксо- или дигидроксо- : (AlOH)Cl 2 – гидроксохлорид алюминия, 2 SO 4 - дигидроксосульфат хрома(III).
Получение и свойства солей
а) химические свойства солей .
1) Взаимодействие солей с металлами – окислительно-восстановительный процесс. При этом металл, стоящий левее в электрохимическом ряду напряжений, вытесняет последующие из растворов их солей:
Zn+CuSO 4 =ZnSO 4 +Cu
Щелочные и щелочноземельные металлы не используют для восстановления других металлов из водных растворов их солей, поскольку они взаимодействуют с водой, вытесняя водород:
2Na+2H 2 O=H 2 +2NaOH.
2) Взаимодействие солей с кислотами и щелочами было рассмотрено выше.
3) Взаимодействие солей между собой в растворе протекают необратимо лишь в том случае, если один из продуктов – малорастворимое вещество:
BaCl 2 +Na 2 SO 4 =BaSO 4 +2NaCl.
4) Гидролиз солей - обменное разложение некоторых солей водой. Гидролиз солей будет подробно рассмотрен в теме «электролитическая диссоциация».
б) способы получения солей .
В лабораторной практике обычно используют следующие способы получения солей, основанные на химических свойствах различных классов соединений и простых веществ:
1) Взаимодействие металлов с неметаллами:
Cu+Cl 2 =CuCl 2 ,
2) Взаимодействие металлов с растворами солей:
Fe+CuCl 2 =FeCl 2 +Cu.
3) Взаимодействие металлов с кислотами:
Fe+2HCl=FeCl 2 +H 2 .
4) Взаимодействие кислот с основаниями и амфотерными гидроксидами:
3HCl+Al(OH) 3 =AlCl 3 +3H 2 O.
5) Взаимодействие кислот с основными и амфотерными оксидами:
2HNO 3 +CuO=Cu(NO 3) 2 +2H 2 O.
6) Взаимодействие кислот с солями:
HCl+AgNO 3 =AgCl+HNO 3 .
7) Взаимодействие щелочей с солями в растворе:
3KOH+FeCl 3 =Fe(OH) 3 +3KCl.
8) Взаимодействие двух солей в растворе:
NaCl+AgNO 3 =NaNO 3 +AgCl.
9) Взаимодействие щелочей с кислотными и амфотерными оксидами:
Ca(OH) 2 +CO 2 =CaCO 3 +H 2 O.
10) Взаимодействие оксидов различного характера друг с другом:
CaO+CO 2 =CaCO 3 .
Соли встречаются в природе в виде минералов и горных пород, в растворенном состоянии в воде океанов и морей.
Нерастворимое основание: гидроксид меди
Основания - называют электролиты, в растворах которых отсутствуют анионы, кроме гидроксид-ионов (анионы - это ионы, которые имеют отрицательный заряд, в данном случае - это ионы OH -). Названия оснований состоят из трёх частей: слова гидроксид , к которому добавляют название металла (в родительном падеже). Например, гидроксид меди (Cu(OH) 2). Для некоторых оснований могут используются старые названия, например гидроксид натрия (NaOH) - натриевая щелочь .
Едкий натр , гидроксид натрия , натриевая щелочь , каустическая сода - всё это одно и тоже вещество, химическая формула которого NaOH. Безводный гидроксид натрия - это белое кристаллическое вещество. Раствор - прозрачная жидкость, на вид ничем не отличимая от воды. При использовании будьте осторожны! Едкий натр сильно обжигает кожу!
В основу классификации оснований положена их способность растворяться в воде. От растворимости в воде зависят некоторые свойства оснований. Так, основания , растворимые в воде, называют щелочью . К ним относятся гидроксиды натрия (NaOH), гидроксид калия (KOH), лития (LiOH), иногда к их числу прибавляют и гидроксид кальция (Ca(OH) 2)), хотя на самом деле - это малорастворимое вещество белого цвета (гашенная известь).
Получение оснований
Получение оснований
и щелочей
может производиться различными способами. Для получения щелочи
можно использовать химическое взаимодействие металла с водой.
Такие реакции протекают с очень большим выделением тепла, вплоть до воспламенения (воспламенение происходит по причине выделения водорода в процессе реакции).
2Na + 2H 2 O → 2NaOH + H 2
Негашенная известь - CaOCaO + H 2 O → Ca(OH) 2
Но в промышленности эти методы не нашли практического значения, конечно кроме получения гидроксида кальция Ca(OH) 2 . Получение гидроксида натрия и гидроксида калия связано с использованием электрического тока. При электролизе водного раствора хлорида натрия или калия на катоде выделяются водород, а на аноде - хлор , при этом в растворе, где происходит электролиз, накапливается щелочь !
KCl + 2H 2 O →2KOH + H 2 + Cl 2 (эта реакция проходит при пропускании электрического тока через раствор).
Нерастворимые основания осаждают щелочами из растворов соответствующих солей.
CuSO 4 + 2NaOH → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4
Свойства оснований
Щелочи устойчивы к нагреванию. Гидроксид натрия можно расплавить и расплав довести до кипения, при этом он разлагаться не будет. Щелочи легко вступают в реакцию с кислотами, в результате которого образуется соль и вода. Эта реакция ещё носит название - реакция нейтрализации
KOH + HCl → KCl + H 2 O
Щёлочи взаимодействуют с кислотными оксидами, в результате которой образуется соль и вода.
2NaOH + CO 2 → Na 2 CO 3 + H 2 O
Нерастворимые основания , в отличии от щелочей, термически не стойкие вещества. Некоторые из них, например, гидроксид меди , разлагаются при нагревании,
Cu(OH) 2 + CuO → H 2 O
другие - даже при комнатной температуре (например, гидроксид серебра - AgOH).
Нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами, реакция происходит лишь в том случае, если соль, которая образуется при реакции, растворяется в воде.
Cu(OH) 2 + 2HCl → CuCl 2 + 2H 2 O
Растворение щелочного металла в воде с изменение цвета индикатора на ярко-красныйЩелочные металлы - такие металлы, которые при взаимодействии с водой образуют щелочь . К типичному представителю щелочных металлов относится натрий Na. Натрий легче воды, поэтому его химическая реакция с водой происходит на её поверхности. Активно растворяясь в воде, натрий вытесняет из неё водород, при этом образуя натриевую щелочь (или гидроксид натрия) - едкий натр NaOH. Реакция протекает следующим образом:
2Na + 2H 2 O → 2NaOH + H 2
Подобным образом ведут себя все щелочные металлы. Если перед началом реакцией в воду добавить индикатор фенолфталеин, а затем опустить в воду кусочек натрия, то натрий будет скользить по воде, оставляя за собой ярко розовый след образовавшейся щелочи (щелочь окрашивает фенолфталеин в розовый цвет)
Гидроксид железа
Гидроксид железа является основанием. Железо, в зависимости от степени его окисления, образует два разных основания: гидроксид железа, где железо может иметь валентности (II) - Fe(OH) 2 и (III) - Fe(OH) 3 . Как и основания, образованные большинством металлов, оба основания железа не растворимы в воде.
Гидроксид железа (II) - белое студенистое вещество (осадок в растворе), которое обладает сильными восстановительными свойствами. К тому же, гидроксид железа (II) очень не стойкий. Если к раствору гидроксида железа (II) добавить немного щёлочи, то выпадет зелёный осадок, который достаточно быстро темнеет о превращается в бурый осадок железа (III).
Гидроксид железа (III) имеет амфотерные свойства, но кислотные свойства у него выражены значительно слабее. Получить гидроксид железа (III) можно в результате химической реакции обмена между солью железа и щёлочью. Например
Fe 2 (SO 4) 3 + 6 NaOH → 3 Na 2 SO 4 +2 Fe(OH) 3
Основания (гидроксиды) – сложные вещества, молекулы которых в своём составе имеют одну или несколько гидрокси-групп OH. Чаще всего основания состоят из атома металла и группы OH. Например, NaOH – гидроксид натрия, Ca(OH) 2 – гидроксид кальция и др.
Существует основание – гидроксид аммония, в котором гидрокси-группа присоединена не к металлу, а к иону NH 4 + (катиону аммония). Гидроксид аммония образуется при растворении аммиака в воде (реакции присоединения воды к аммиаку):
NH 3 + H 2 O = NH 4 OH (гидроксид аммония).
Валентность гирокси-группы – 1. Число гидроксильных групп в молекуле основания зависит от валентности металла и равно ей. Например, NaOH, LiOH, Al (OH) 3 , Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3 и т.д.
Все основания – твёрдые вещества, которые имеют различную окраску. Некоторые основания хорошо растворимы в воде (NaOH, KOH и др.). Однако большинство из них в воде не растворяются.
Растворимые в воде основания называются щелочами. Растворы щелочей «мыльные», скользкие на ощупь и довольно едкие. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов (KOH, LiOH, RbOH, NaOH, CsOH, Ca(OH) 2 , Sr(OH) 2 , Ba(OH) 2 и др.). Остальные являются нерастворимыми.
Нерастворимые основания – это амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью ведут себя, как кислоты.
Разные основания отличаются разной способностью отщеплять гидрокси-группы, поэтому признаку они делятся на сильные и слабые основания.
Сильные основания в водных растворах легко отдают свои гидрокси-группы, а слабые – нет.
Химические свойства оснований
Химические свойства оснований характеризуются отношением их к кислотам, ангидридам кислот и солям.
1. Действуют на индикаторы . Индикаторы меняют свою окраску в зависимости от взаимодействия с разными химическими веществами. В нейтральных растворах – они имеют одну окраску, в растворах кислот – другую. При взаимодействии с основаниями они меняют свою окраску: индикатор метиловый оранжевый окрашивается в жёлтый цвет, индикатор лакмус – в синий цвет, а фенолфталеин становится цвета фуксии.
2. Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды:
2NaOH + SiO 2 → Na 2 SiO 3 + H 2 O.
3. Вступают в реакцию с кислотами, образуя соль и воду. Реакция взаимодействия основания с кислотой называется реакцией нейтрализации, так как после её окончания среда становится нейтральной:
2KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2H 2 O.
4. Реагируют с солями, образуя новые соль и основание:
2NaOH + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4.
5. Способны при нагревании разлагаться на воду и основной оксид:
Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O.
Остались вопросы? Хотите знать больше об основаниях?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.