Урок на тему простое осложненное предложение. Конспект простое осложненное предложение. Задания к тексту

Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Простое осложненное предложение».

УМК по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы (под ред. Львовой С.И.)

Цель деятельности учителя:

1 . Систематизировать знания о простом осложнённом предложении;

2 .Закреплять умение различать простое, осложнённое предложения от сложного; умение находить их в тексте простое осложненное предложение, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . Закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения; повторить орфографию;

4 . Содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал; содействовать развитию речи

5. Формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.

6. Создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, обращениях, вводных словах и сравнительных оборотах; уметь составлять предложения с обращениями, вводными словами, однородными членами, сравнительными оборотами.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы обучения: создание проблемных ситуаций, работа в парах;

Формы обучения: игра, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимединый проектор

Наглядно-демонстративный материал: презентация к уроку.

Основные понятия: однородные члены, вводные слова, обращения, сравнительный оборот

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Орг.момент

Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята. Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. А для того, чтобы настроиться на плодотворную работу я прошу вас улыбнуться друг другу.

Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.

Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Вспомните, что больше нравилось Буратино - учиться или играть? И мы сейчас с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а также поможет определить тему нашего урока. Я буду задавать такие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»

Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных - две и более грамматических основ? (да)

Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение - это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

Скажите, на какие вопросы вам было трудно ответить? (про запятую в предложениях с ОЧП)

Отвечают на вопросы, вспоминают основные теоретические понятия, которые уже изучили. Сталкиваются с проблемой, когда нужно ставить запятую при ОЧП, когда не нужно.

Изучение нового материала

Пауза для отдыха

А сейчас давайте запишем несколько предложений, только не так, как это делал Буратино, окуная нос в чернильницу, а аккуратно, чтобы ваша тетрадь была чистой и опрятной. Диктует предложения:

На столе разбросаны красные , синие , зеленые карандаши.

Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

К несчастью , с утра погода испортилась.

Черные, как смола, тени легли на землю.

Как вы думаете, почему в этих предложениях необходимо поставить запятую? (они осложнены) Чем они осложнены?

Чтение параграфа 29 учебника (стр.156), просмотр слайда № 2

Предлагаю немного отдохнуть, расслабиться, закрыть глаза и послушать приятную музыку. На экране фотография моря. Слайд № 3

Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.

Записывают предложения под диктовку, анализируют постановку знаков препинания в предложениях.

Записывают тему урока.

Анализ примеров из параграфа, анализ слайда.

Отдыхают.

Закрепление нового материала

Предлагаю вам выполнить задания для самопроверки, для этого вы должны будете списать предложения, расставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Объясните, почему вы поставили в предложениях знаки препинания?

А теперь давайте сверимся с контрольным слайдом № 5, поможем друг другу в выполнении этой работы.

Выполняют письменную работу с предложениями на слайде № 4.

Тема: Простое осложненное предложение

Цель: повторить знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

Критерии успешности:

  1. Я знаю,что такое простое предложение.
  2. Я могу определить, какое предложение осложненное, а какое неосложненное;
  3. Я понимаю, какие предложения могут быть осложненными.
  4. Я могу привести примеры осложненных предложений.

Ход урока:

Психологический настрой.

Приветствие.

Минутка лингвистического открытия (словарная работа).

Я дарю вам сладкие лучики из солнца, лучики для настроения. Провожу деление на пары по лучикам(конфетам)

II Актуализация знаний

Запись на доске: (Задание выполняется, стоя у доски)

Слово-одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький) (высказывание размещено на экране)

Прочитайте высказывание М.Горького. Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?(беседа)

Назовите основу предложения.(один ученик)

Дайте синтаксическую характеристику(по одному признаку каждый ученик)

Чем осложнено?

Как вы думаете, почему я предложила вам начать работу именно с этого предложения? Как будет называться тема урока? (Простое осложненное предложение)

Какова цель урока? (научиться и повторить)

Провожу деление на пары через солнышко из конфет.

III Операционно-познавательный

Беседа.

Какие знания помогут нам быть успешными на уроке? Что необходимо знать,чтобы получить хорошие оценки?

Чем может осложняться простое предложение?

(Запись на доске производится учащимися):

1.Однородные члены предложения.

2Обособленные определения.

3.Вводные слова и вставные конструкции.

4.Обособленные обстоятельство, дополнение.

6. Обращения.

7. Уточняющие члены предложения.

Задания для пар (6 минут)

1 пара.

Выберите три позиции и проиллюстрируйте их своими примерами. Докажите, что эти предложения осложненные.

2 пара

Проиллюстрируйте все позиции, используя материал из любых источников. Докажите, что эти предложения осложненные.

3 пара

Подробно проиллюстрируйте вторую позицию. Докажите, что эти предложения осложненные.

Оценивание: «Две звезды и одно желание».

2. Для следующего задания нам понадобится обратиться к карточкам.

А как вы предлагаете выполнить это задание?

Для оценивания этой работы предлагаю разработать критерии оценивания.

(Научность. 2балла. Доказательность (факты) 1балл, логичность выступления 1балл, аккуратность выполнения 1балл.) Записать на постере и разместить на доске.

Задания выполняются на постере 15 мин.

Выступление. 5 мин.

Взаимооценивание с выставлением баллов по критериям.

IV Контрольно-оценочный.

1.Горячий стул. Оценивание- стратегия большой палец .

2.Задайте один толстый, один тонкий вопрос своему однокласснику.

Оценки: обсуждаются с учителем.

V Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Осенние зарисовки», используя только осложненные предложения.

VI Рефлексия: Достигли ли мы цели нашего урока? что повторили на уроке? Какое задание было выполнять легко, а с какими возникли трудности? Как вам пригодятся знания в жизни?

Приложение

Задание для пар:

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу.

2. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

5. О чем ты воешь ветер ночной? (Ф. Тютчев).

6.Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

7.М.Горький писал «Слово одежда всех фактов всех мыслей.»

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу.

2. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

5. О чем ты воешь ветер ночной? (Ф. Тютчев).

6.Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

7.М.Горький писал «Слово одежда всех фактов всех мыслей» .


Шилина Олеся Ивановна, ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж», преподаватель русского языка и литературы. Иркутская область, г. Братск.

Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 11 класс.

Место проведения: класс.

Цели: - повторить, обобщить и систематизировать знания об осложненном предложении;- развивать связную и грамотную речь учащихся через работу со словом и составление рассказов;- воспитывать бережное отношение к русскому языку.Тип урока: обобщение и систематизация знанийТехнология: игровая (игра-соревнование)Оборудование: документ-камера, карточки с заданиями и теоретическим материалом
Ход занятия I. Постановка целей и задач Класс делится на 2 команды. Каждая команда в течение занятия набирает баллы.II . Орфоэпическая разминка 1.Отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» - эпизод «Отдайте нам нашу посылку!»- Что можете сказать о речи героев? (Печкин неправильно произносит слова «документы» и «принести» ) (за правильный ответ 1 балл) 2.Чтение слов (по 1 чел. из подгруппы) (30 баллов (по количеству слов) минус количество ошибок): Документ, хозяева, средства, сироты, опека, афера, мусоропровод, обеспечение, банты, эксперты, танцовщица, столяр, туфля, поняла, положила, взяла, украинский, звонит, облегчить, щавель, торты, свёкла, оптовый, новорожденный, осужденный, красивее, сливовый, диспансер, жалюзи, коклюш. 3.Сочиняем сами:- Образец: сказка «Колобок» (см. приложение 1) - Задание: сочинить связный мини рассказ, употребив не менее 5 слов из данного списка (можно использовать и ранее изученные слова), зачитать.4. Итог: стихотворение «Ода русскому языку» (авторство приписывается Е.Веснику)III.Актуализация знаний Игра «Найди ошибку»Инструкция: используя теоретический материал (см. приложение 2 ), подготовить рассказ о простом осложненном предложении, включив в него 1-2 ошибки; 2-ая команда должна эти ошибки обнаружить и исправить. (начисляется по 1 баллу за каждую ошибку и за каждый правильный ответ) IV.Практическая работа 1.Игра «Снежный ком»Инструкция: я даю 1-ое предложение, команды по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтоб получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 сек, право ответа переходит к другой команде. (за каждое предложение 1 балл) Образец: Учитель: Летом на улице я встретила человека, ОДЕТОГО В ПАЛЬТО (прич. об.). 1 ученик: В пальто, КСТАТИ, зимнем (вводное слово). 2 ученик: В ЗИМНЕМ, НО ЦВЕТАСТОМ (однородные чл. ).3 ученик: Цветастом, КАК ЛЕТНИЙ ЛУГ (сравнит. оборот ).4 ученик: Луг, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ (прич. об.) и т.д. Предложение: Летом я люблю окрошку, приготовленную на квасе.2.Игра «Перевод с русского на русский» (см. приложение 3) Инструкция: 1.прочитать текст, обозначить в нем осложняющие компоненты;2.исправить в тексте речевые ошибки, дополнив его причастным и деепричастным оборотами.? – Какие осложняющие компоненты встретились в авторском тексте, а каких не было вообще? Почему? разговорной речи – вводные слова и обращения, передают речь обычного человека; в художественной речи – причастные и деепричастные обороты для украшения речи). Проверка: нагляднаядемонстрация результатов работы через документ-камеру. (по одному баллу за каждый верно найденный осложняющий компонент, за правильный ответ на вопрос; за исправленный текст в целом 1 балл) 3.Игра «Предметное лото» .Инструкция: У каждой команды карточка с номерами. Учитель вытягивает наугад «бочонок» с цифрой и задает соответствующий вопрос. Отвечает та команда, у которой на карточке есть такой номер. Ответы не выкрикиваются, капитан назначает отвечающего; при неправильном ответе право ответа переходит к другой команде. (по одному баллу за каждый правильный ответ) Вопросы: 1.Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?2. Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?3. Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?4.Можно ли утверждать, что в предложении «Он работал не покладая рук» сравнительный оборот не обособляется?5.Согласны ли вы с утверждением, что однородные члены предложения на письме разделяются запятыми?6. Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?7.Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?8.Какой осложняющий компонент в предложении «Артем Музыкин, студент 193К группы, уехал на конференцию»?9.Правда ли, что если главное слово является личным местоимением, то причастный оборот обособляетсявсегда?10. Согласны ли вы с утверждением, что предложение «Доехала хорошо, целую, крыша» осложнено однородными сказуемыми?11.Верите ли вы, что предложение с причастным оборотом «Он бежал от заведующего отделением, сверкая пятками» - это про А.Цупикова?12.Правда ли, что деепричастный и сравнительный обороты в предложении являются обстоятельством?V. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Жил-был новорождЁнный колобок. Ох, как баловАли его бабушка с дедушкой. Они заботились о Колобке, т.к. держали над ним опЕку.Июньским теплым днем надоело Колобку, как осуждЁнному, сидеть на окошке и он сбежал, прихватив с кУхонного стола трЮфелей на дорожку.Покатился он по тропинке в лес. Катится, катится, и вдруг из-за кустов выскочил заяц с щавЕлем во рту:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и покатился дальше.Катится, катится, жует себе трЮфели, а на встречу ему Волк.Волк красивый такой, с шАрфом на шее и в новых тУфлях:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и покатился дальше.Катится, катится, а на встречу ему Медведь.Медведь тоже красивый такой! В лапах у него лукошко из берЁсты, на голове шляпа из оптОвого магазина на краю опушки.Медведь заговорил с Колобком неожиданно с украИнским акцентом:– Колобок, Колобок, я тебе з,iм!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – пропел Колобок и покатился, оставив красивого Медведя позади.Катится, катится, доедает Колобок свои трЮфели, а навстречу ему танцОвщица лесная. Красивая такая – красИвее не встретишь, рыжая, с бАнтами:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и хотел уже покатиться дальше.Но! Лиса решила провернуть афЕру, принУдила Колобка спеть еще разок. ПоложИла его на кончик своего носа, дождалась, когда Колобок потеряет бдительность, и съела его.Мораль: Не доверяйте «красивым таким» в незнакомом лесу.

Царук Н., группа 11 Н.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Теоретический материал по теме:

«Осложненное простое предложение»


Осложняющий элемент П – это другое наименование предмета или лица, выраженное именем существительным, которое указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение может быть:а) одиночным: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков)б) распространенным (состоящим из существительного с зависимым словом или словами): Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе. (приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин) Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. Вводным словам присуща интонация вводности , выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.Вводные слова представляют собой слово или словосочетание (кажется, вероятно, конечно, во-первых, однако, итак, таким образом, другими словами, по правде сказать и др.);Вводные конструкции не являются членами предложения и их можно убрать из предложения, не нарушив его целостности, сравните: Эта безлунная ночь, казалось , была так же великолепна. - Эта безлунная ночь была так же великолепна.Вводные конструкции на письме всегда обособляются, то есть выделяются одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения) и двумя запятыми (если стоят в середине предложения). Например: К моему огорчению , он не прислушался к разумному совету. Он не прислушался к разумному совету, к моему огрочению . Он, к моему огорчению , не прислушался к разумному совету.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игра «Перевод с русского на русский». Вариант 1.

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ (отрывок)

Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой. Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали. Главная причина - народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерётся грубо, как в тумане. Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастёт. А приходит, например, одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера на кухню и разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьёт и компрессы ставит.

(По М.Зощенко)

Игра «Перевод с русского на русский». Вариант 2.

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ (отрывок)

Хочет она чистить, берёт в левую руку ёжик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ёжик, посмотрела, чего взято, и отвечает: - Ёжик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте. Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: - Пожалуйста, - отвечает, -подавитесь, Дарья Петровна, своим ёжиком. Мне, - говорит, - до вашего ёжика дотронуться противно, не то что его в руку взять. Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина. Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск. Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ёжик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный.

Цель урока: закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов.

Задачи:

  • сформировать умение обобщать, делать выводы,
  • находить однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сравнительные обороты, правильно ставить знаки препинания между ними,
  • развитие речевых способностей, творческого мышления, внимания, памяти, воображения,
  • развитие мотивации учебной деятельности;
  • развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся
  • воспитание коммуникативности, совместной работы и сотрудничества;
  • воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Тип урока - урок-путешествие.

Форма урока - на основе игровой технологии (с помощью сказки) и с применением компьютерной презентации.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции, грамотно излагать мысли.

Оборудование: компьютерная презентация

Технологии: компьютер, мультимедийный проектор.

  • формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом;
  • показать, что однородные члены и обобщающие слова - понятия разных объектов (видовые и родовые, часть и целое);
  • указать на определенное интонационное оформление обобщающих слов.
  • отрабатывать умение опознавать по значению, интонации, грамматической особенности (не член предложения) обращения;
  • правильно оформлять на письме обращения.

Ход урока

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

1. Работа с теорией (устное высказывание)

Учитель. Ребята! Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. На этом уроке мы повторим такие понятия, как однородные члены предложения, обобщающее слово. Научимся расставлять знаки препинания при однородных членах. Мои маленькие Буратино, используя схему на с.57 (слайд3), расскажите о том, какими синтаксическими конструкциями может быть осложнено простое предложение. Какая информация является для вас новой? (СЛАЙД 3)

Ученики. Отвечают по схеме

2. Работа с учебником (выполнение упр.131) (СЛАЙД 4)

  1. Вот солдаты идут по степи опаленной, тихо песни поют про березку да клены. (С.Львов) (Од.)
  2. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.Пушкин)(Об.)
  3. Бьется в тесном печурке огонь на поленьях Береза, осина, да ель, да сосна, а слева долина, как скатерть равна, (Н.Некрасов)(Од.)
  4. смола, как слеза.(А.Сурков)(С.)
  5. Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов) (Об.)
  6. И кудри их белы, как снег над главою кургана. (А.Пушкин)(С.)
  7. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)(В)

3. Взаимопроверка (выполнение упр.131, предл. №5-7) (СЛАЙД 5)

Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов) (Об.)

И кудри их белы, как снег над главою кургана. (А.Пушкин)(С.)

К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)(В)

4. Работа с заранее записанным на доске текстом

Вам даны предложения. Прочитайте их с разной интонацией. Изменятся ли знаки препинания и почему?

В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно полки посуду.

В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё: окно, полки, посуду.

В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно, полки, посуду.

5. Индивидуальная работа у доски

3 человека у доски выполните все виды разбора слова "паутина"

(фонетический, морфемный, морфологический).

Проведите синтаксический разбор первого предложения. Постройте схему этого предложения.

6. Самостоятельная работа (упр.133 задание 2), работа со словарем

Предложения с обращением

"Буратино, продолжим урок!"- сказала Мальвина. Девочка с голубыми волосами обратилась к непоседе-мальчику, а он продолжал бездельничать. Но мы с вами любознательные и поэтому постараемся научиться опознавать по значению, интонации, грамматической особенности (не член предложения) обращения. Узнаем, как же правильно оформлять на письме обращения.

Кому из персонажей нашей сказки принадлежат следующие слова (четверостишье заранее записано на доске или экране без знаков препинания):

Юный друг всегда будь юным
Ты взрослеть не торопись.
Будь весёлым дерзким шумным
Драться надо - так дерись.
(Черепахе Тортилле)

Расставьте знаки препинания. Чем осложнено данное предложение?

Что такое обращение?

А кому говорила эти слова мудрая черепаха? (Буратино)

Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация)

7 . Работа с учебником (выполнение упр.136) (СЛАЙД 8)

Обращение в начале предложения

  • Буратино , перестань паясничать!
  • Обращение в середине предложения
  • Перестань, Буратино , паясничать!
  • Обращение в конце предложения
  • Перестань паясничать, Буратино !

8. Обрати внимание! (СЛАЙД 9)(учащиеся см. стр. 60)

Как следует обращаться друг к другу в зависимости от речевой ситуации

1. Воспитанный человек не употребляет при обращении слова с суффиксом - к (а) (Васька, Лариска)

2.Нельзя употреблять в роли обращения местоимение ты, вы (Эй, ты!)

3. В официальной обстановке невежливо обращаться к кому-то, называя его просто по фамилии. В этом случае при фамилии употребляются общепринятые слова. (Господин Иванов!)

4. К старшим по возрасту принято обращаться по имени и отчеству: Ирина Николаевна, Наталья Витальевна.

9 . Объяснительный диктант (СЛАЙД 10,11)

Сяд..м рядком да п..говорим ла..ком.

Распахни мне об(ъ, ь)ятья твои густолистый развесистый лес!

К м..ему уд..влению мальчик (не) спал.

Моя душа я помню с детских лет ч..десного искала.

Ночью п..лил дождь.

Проведите синтаксический разбор третьего предложения. Постройте схему этого предложения.

10. Самостоятельная работа (СЛАЙД 12)

Придумайте и запишите своё предложение с обращением.

11. Подведение итогов урока.

Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Расскажите, что интересного на уроке вы узнали об однородных членах предложения.

Что такое обращение? (О. помогают людям устанавливать контакт между собой, понимать друг друга)

Назовите признаки обращения. (Обращения могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. Они выделяются запятыми. Обращения не являются членами предложения.)

12. Домашнее задание упр. 134, 139.

Цель:

Познакомить обучающихся с понятиями «простые и сложные предложения»; научить распознавать простые и сложные предложения, определять их основные признаки, строить простые и сложные предложения; развивать речь, фонематический слух, память, внимание;

Воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Учитель: Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное - верьте в себя, и все у вас будет хорошо!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

улыбки подарим гостям,

к уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

II . Проверка выполнения домашнего задания.

III . Актуализация опорных знаний.

Лингвистический диктант. (Слайд 1)

Раздел лингвистики, изучающий звуки речи - фонетика.

Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения - орфоэпия.

Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами - графика.

Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова - лексика.

Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.

Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка - культура речи.

Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? Синтаксис.

Проверка:

Фонетика, орфоэпия, графика, лексика, орфография, культура речи, синтаксис (Слайд 2)

Что обозначает последнее слово? (Синтаксис)

Назовите самую маленькую синтаксическую единицу.

Что же такое словосочетание?

Закрепление знаний о словосочетании

Ребята из другой школы, тоже пятиклассники, выполняя задание своего учителя, выписать из предложения Вчерашний снегопад засыпал в лесу звериные тропинки. (Слайд 3) все словосочетания, выписали следующее:

вчерашний снегопад, снегопад засыпал, засыпал в лесу, в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

Внимательно изучите запись и ответьте на вопрос: Правильно ребята выполнили задание или что-то забыли? (грамматическая основа, слово с предлогом не могут быть словосочетанием)

Какие ещё слова не являются словосочетанием. (однородные члены предложения)

(Слайд 4) Запишите словосочетания в тетрадь, разберите их с подробным объяснением.

вчерашний снегопад, засыпал в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

Упражнение «Узнай слово» (Слайд 5)

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ
  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ
  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ
  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Ответ: предложение.

В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (Синтаксис).

Грамматическая сказка (Слайд 6)

А сейчас послушайте сказку:

Жили-были Король и Королева. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола.

О ком говорится в сказке? (О подлежащем и сказуемом)

Что такое подлежащее и сказуемое?

Словарная работа (Слайд 7)

В тексте сказки вам встретились незнакомые слова. Давайте познакомимся с их значением.

Камзол - старинная короткая мужская одежда, сшитая в талию, обычно без рукавов, впоследствии замененная жилетом.

Мантия - широкая и длинная одежда в виде плаща. Королевская мантия.

Упражнение в нахождении грамматической основы предложения

Найдите грамматическую основу в предложении и выпишите её в тетрадь, составьте схему предложения..
На землю падают крупные снежинки. (Слайды 8, 9)

Падают снежинки

Подготовка к изучению темы урока (Слайды 10)

Прочитайте предложения.

Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Почему?

Решите орфографические задачи.

Распределите предложения на две группы.

Снег покрыл землю, и наступила настоящая з..ма. Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Завывает в поле х..л..дный ветер, гуляет в..юга. Осень уступила.

Затруднение? (Слайд 11). Почему такое задание вызвало у вас затруднение? (Не хватает знаний)

Коллективная работа

Тогда давайте порассуждаем. Посчитайте количество грамматических основ в каждом предложении. (Слайд 12)

Запись темы урока в тетрадь

Тема: Виды предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные предложения. (Слайд 13)

Постановка учебных задач урока. (Слайд 13)

1) Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте следующие опорные слова 1) познакомиться с... и...;
2) учиться различать... и...;
3) учиться ставить...

4) Правильно, ребята. Мы познакомимся с простыми и сложными предложениями; будем учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы работаем по теме «Синтаксис», то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем на своих уроках.

(Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка - опустить руки вниз.)

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, суффикс, предложение, обращение, буква, подлежащее, существительное, точка.

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала в учебнике, с. 129. (Слайд 14)

Беседа по вопросам (Слайд 15)

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются сложными?

Чем различаются бессоюзные и союзные сложные предложения.

Попробуйте по памяти перечислить союзы и специальные слова, которые используются для связи частей сложного предложения.

Выполнение тренировочных упражнений:

1) Что объединяет записанные на экране предложения? (Слайд 16)

Выпал снег.

Ребята радуются зимнему снегу.

(Предложения простые)

2) Работа в парах: сложить из карточек предложения

3) Проверка:

Какие предложения у вас получились? Прочитайте их.

Какие они по количеству грамматических основ в них.

Запишите одно из них под диктовку на доске и в тетради, подчеркните грамматические основы.

Небо медленно заволокли тучи, и снег повалил густыми хлопьями.

4) Составить по картинке простое предложение. Записать его в тетрадь. (Слайд 17)

1) Снег сверкает и искрится.

2) Реку тронул первый лед.

3) На ветках деревьев лежит пушистый снег.

4) Природа застыла в ожидании морозов.

5) Заснеженные деревья отражаются в воде.

Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что понравилось на уроке?

Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?

Какой темой были объединены все предложения на сегодняшнем уроке?

Ребята, вы любите зиму? А за что?

Зима не только красивое и весёлое время года, но и суровое. Как вы думаете, почему? Кому приходится трудно зимой?

Домашнее задание: теоретический материал, с. 129, упр. № 287 (Слайд 18)

На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то вторую полоску - в зелёный, если ничего не понятно, то последнюю полоску - в синий.

Чтобы скачать материал или !