Что шепард привез на луну. Лунная афера США: американцы не были на Луне. Семейный портрет астронавта Дюка

Мы расскажем о том, кто и сколько раз совершал путешествие на Луну, каково там и есть ли перспективы у таких «полетов». И о том, были ли вообще эти полеты…

Луна играет очень важную роль в существовании нашей планеты, Солнце, конечно, ей не затмить, однако без Луны не факт, что вообще наша Земля была бы жива.

Пара слов о Луне.

Несмотря на споры о том, чем является Луна — спутником Земли или самостоятельной планетой ныне считается, что она спутник Земли.

«Луна́ - естественный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры, спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны - 384 467 км (0,002 57 а. е., ~ 30 диаметров Земли).

Луна является единственным астрономическим объектом вне Земли, на котором побывал человек».

Одна из самых распространенных версий возникновения Луны — она является обломками столкнувшегося с Землей небесного тела Тейа и земной мантии. «В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото-Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км). Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения».

Луна полна кратеров. Основные гипотезы их происхождения - вулканическая и метеоритная. Кратерам дают имена великих ученых, знаменитостей.

Изучать Луну стали еще до нашей эры, например, Гиппарх исследовал ее движение. Ближе к 20-му веку земляне основательнее подошли к вопросу освоения загадочного спутника Земли, но до по полетов в Космос было еще далеко. В 1902 году во Франции выходит первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа «Путешествие на Луну» (его можно посмотреть по ссылке внизу статьи, длительность 12 минут). Люди, тогда еще на наивному уровне, спрогнозировали полет на Луну, фантазировали, как это может быть.

Первыми осваивать просторы Луны именно воочию стали русские. В 1959 году на Луну отправились станции «Луна» (1-2-3).

«14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик».

В том же 59-м году станция «Луна-3» «добыла» первое фото обратной стороны Луны, пролетев над невидимой с Земли поверхностью.

«Луна-24» в 1976 году принесла на Землю грунт с поверхности Луны для важных исследований.

Список астронавтов США, побывавших на Луне (всего 12 человек)

Чарльз («Пит») Конрад, Алан Бин — 1969 (Аполлон-12)

Алан Шепард, Эдгар Митчелл — 1971 (Аполлон-14)

Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин 1971 (Аполлон-15)

Джон Янг, Чарльз Дьюк — 1972 (Аполлон-16)

Юджин Сернан, Харрисон Шмитт — 1972 (Аполлон-17)

«Аполлон-11»

Итак, ступить на Луну ногами, пусть и в скафандре, удалось в 1969 году американскому астронавту — Нилу Олдену Армстронгу. 20 июля 1969 года Армстронг совершил то, к чему человечество готовилось веками, тысячелетиями, сказав при этом: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Через 20 минут, когда Армстронг уже мирно прогуливался по кратерам Луны, к первому человеку, нарушившему мир Луны, присоединился Базз О́лдрин (американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА). Это второй человек, побывавший на Луне.

Эти двое астронавтов были частью команды «Аполлон-11».

«Аполло́н-11» (англ. Apollo 11) - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16-24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны.

Тогда выход на поверхность Луны Армстронга и его напарник Базза Олдрина длился целых 2 часа 31 минута 40 секунд.

«20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР».

Первым шагам людей на Луне посвящено много материалов: «Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени, или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года. Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг поставил на грунт и правую ногу, после чего доложил о своих первых впечатлениях. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх мыском. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь.

Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле».

На фото астронавты «Аполлон 11» во время высадки на Луну

«Аполлон 12»

Космический корабль «Аполлон 12», осуществивший запуск 14 ноября 1969 года и высадку на Луне — вторую очную встречу человека с лунной поверхностью, корабль вернулся на Землю 24 ноября 1969 года. Чарльз («Пит») Конрад и Алан Бин — астронавты, которые вторыми посетили Луну воочию.

На фото астронавты «Аполлон 12» во время высадки на Луну

«Аполлон 14»

Запуск корабля, миссией которого было третье посещение Луны, был произведен 31 января 1971 года. Алан Шепард и Эдгар Митчелл третьими посетили Луну. Астронавты совершили два выхода на Луну, за время которых собрали несколько десятков образцов грунта, всего 23 кг образцов,привезли «лунные» деревья, семена, побывавшие багажом на Луне и после высаженные в лесах Америки.

На фото астронавты «Аполлон 14» во время высадки на Луну

«Аполлон 15»

«Аполло́н-15» (англ. Apollo 15) - девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов).

Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта. После полёта специалисты назвали образцы, доставленные этой экспедицией, «богатейшим уловом» всей программы, а миссию «Аполлона-15» - «одной из самых блистательных с научной точки зрения».

На фото астронавты «Аполлон 15» во время высадки на Луну

«Аполлон 16»

Десятый пилотируемый полет в рамках программы «Аполлон», в пятый раз привез людей на Луну, дата — 16-27 апреля 1972 года, полет длился чуть более 10 дней.

«Первая посадка в горной местности, на плоскогорье неподалёку от кратера Декарт. Это была вторая, после «Аполлона-15», Джей-миссия (англ. J-mission) с акцентом на научные исследования. В распоряжении астронавтов (как и у экипажа предыдущей экспедиции) был лунный автомобиль, «Лунный Ровер № 2»».

На фото астронавты «Аполлон 16» во время высадки на Луну

«Аполлон 17»

Это был заключающий полет в рамках программы «Аполлон», шестая и последняя высадка людей на Луну, третья научная миссия — 7 декабря 1972 — 19 декабря 1972 года.

Астронавты совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.

На фото астронавты «Аполлон 17» во время высадки на Луну

Чуть более чем за три года американцы совершили 6 высадок на Луне, 12 человек при этом ступили на лунную поверхность.

Последние миссии были особо продуктивными в научном плане: были получены образцы грунта, в том числе с глубокой пробой с использованием бурящих инструментов, астронавты «разъезжали» по Луне специальном ровере, совершали несколько выходов за один полет, гуляли, оставляли на память разные предметы, возможно для иноземных наций.

Однако полеты на Луну резко закончились в 1972 году, с тех пор поверхности спутника Земли касались лишь искусственные аппараты. Почему сейчас нет попыток полететь на Луну не ясно, ведь космонавтика достигла гораздо больших высот чем в 1970-х.

Отступление. Упомянутое ранее в цитатах выражение — «лунная гонка» — это архиважное действо, которое можно перевести на философски-политический уровень.

Как вы думаете, Земля — это просто планета, с некими участками домов, лесов, где суетятся люди, желая отвоевать себе кусок побольше? А Луна — это абстрактный загадочный нимб, освещающий нашу Землю по ночам и о полетах, на которую можно мечтать, когда хочется несбыточного? Все в этом мире (и не только в этом, и не только в этой Вселенной — возможно), что Земля, что Луна — объекты самоутверждения государств, и это прежде всего.

Настолько людей пронизали низменные инстинкты — жажда власти, жадность, тщеславие и т.д. Вот поэтому в гонке, кто полетит первым на Луну, кто добудет больше нефти на Земле, кто построит самый крутой небоскреб — остервенело участвуют все, реально лишь пара государств. В лунной гонке боролись два государства, два особенных государства — США и СССР.

Есть другая сторона этой гонки — ничто так не приближается к прогрессу как соперничество, конфликт, желание самоутверждения. И неизвестно, где бы мы были с освоением Луны, если бы не задетые самолюбия государств. Но прогресс в данном случае идет по головам… трупам.. и дает пример всему человечеству, как надо добиваться своих целей.

Что мы получили с выходом в Космос? Ученые отметят много научных достижений, полученных благодаря полету человека в Космос и на Луну, достижений безумно нужных для освоения и небесных и земных просторов. Но я думаю есть одно очень важное достижение, помимо материального, — мы стали меньше боятся неизвестности. Ведь люди веками жили в небытии по поводу того, что есть Космос и эта круглая тарелка, освещая ночь. Люди знают не только количество планет в нашей Галактике, но и было получено фото небесных тел, взяты образцы грунта, вокруг Земли летают искусственные спутники и т.д. Мир продвинулся, однако вот государствам больше важно было не уменьшение страха перед размерами и наполнением Вселенной, а кто первым флаг поставит на Луне.

Да, кстати, есть мнение, что высадка людей во время экспедиций «Аполлон» — фальсификация.

«Лу́нный за́говор» - теория заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969-1972) высадка людей на Луну не производилась, а фотографии, киносъёмки и другие документальные материалы лунных экспедиций были сфальсифицированы правительством США.

Если полетов на Луну не было (в ссылках под статьей видео с документальными фильмами о том как нас могли обмануть, тонкости, подробности, технология), то зачем же тогда все это нужно было Америке? Дело понятное - Америка любыми способами хотела быть впереди… И потом на программу «Аполлон» было положено столько материальных ресурсов, что стыдно было подвести весь мир и не полететь на Луну. Весь маскарад тщательно продумывался, хорошо игрался, все причастные подписывали документы о неразглашении…

Если действительно американцы не были на Луне - значит, все впереди, и перспектив масса.

Тогда фильм 1902 года «Путешествие на Луну» прав: полет на Луну для мира большая фантазия. Мы как сто лет назад фантазировали, так и сегодня… Просто американцы сыграли чуть правдоподобнее чем французы.

Мы все-таки привыкли думать, что человек на Луне был. По сути ничего особо не поменяется для большинства из нас если мы узнаем правду, что ступал ли человек ногой на Луну или нет. Поэтому можно верить в любую правду.

А как вы считаете, был человек на Луне или все-таки нет?

20 июля 1969 года астронавты Армстронг и Олдрин прилунились в Море Спокойствия, вышли из корабля и провели на лунной поверхности около двух часов. Они установили флаг США, научные приборы, собрали 20 килограммов образцов лунного грунта.

20 июля 1969 года астронавты Армстронг и Олдрин прилунились в Море Спокойствия, вышли из корабля и провели на лунной поверхности около двух часов. Они установили флаг США, научные приборы, собрали 20 килограммов образцов лунного грунта и сделали свыше сотни фотоснимков. В последующие три года на Луне побывало еще пять экспедиций.

Об «Аполлонах» напечатано множество статей и книг, одну из лучших — «Правда о программе Apollo» — написал журналист «Комсомолки» Ярослав Голованов. Но о многом в этой программе либо не писали вообще, либо писали очень мало. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых малоизвестных эпизодах, которые произошли во время полетов на Луну.

Чистота в корабле — прежде всего!

Самую первую фотографию, сделанную на Луне, практически не публиковали. Астронавты, открыв люк корабля, прежде всего выбросили из него накопившийся мусор, и он-то и украшает передний план этого снимка.

Конечно, не очень-то красиво начинать освоение нового мира с загрязнения его бытовыми отходами. Но астронавтов, наверно, можно извинить: мусорного контейнера поблизости, скорее всего, не оказалось, а весь мусор упакован в аккуратно завязанный мешок.

Где Армстронг?

На фотографиях, сделанных на Луне астронавтами «Аполлона-11», в кадре — только Олдрин: Олдрин спускается из корабля по лестнице, Олдрин стоит на лунной поверхности, отдает честь флагу, несет и устанавливает научные приборы, берет пробы грунта… А где же Армстронг?

Дело в том, что в НАСА решили, что астронавтам первой экспедиции будет достаточно одной фотокамеры на двоих, и большую часть снимков сделал именно Армстронг. Иногда он, правда, передавал камеру Олдрину, но тот не удосужился сделать хороший фотопортрет своего командира. Армстронг попал в кадр один раз, и то, похоже, случайно: он снят издали и со спины.

В дальнейшем в НАСА не скупились и выдавали каждому астронавту персональную фотокамеру.

На Луне нет американского флага!

Фотография Олдрина, отдающего честь американскому флагу, публиковалась много раз. Но при этом не сообщалось, что этот флаг давно уже не стоит на Луне. Он был установлен слишком близко к кораблю и воткнут в грунт руками, и в момент старта газовая струя ракетного двигателя повалила его на грунт. Армстронг и Олдрин заметили, что флаг упал, но решили промолчать: они рассказали об этом лишь несколько лет назад.

За сорок лет вряд ли что осталось от нейлонового полотнища, лежащего на грунте, который днем прогревается до сотни с лишним градусов.

В следующих экспедициях флаги устанавливали более капитально: подальше от корабля, а основание забивали в грунт молотком, поэтому эти флаги выстояли (это видно на кинокадрах, сделанных в иллюминатор во время взлета). Но не исключено, что за прошедшее с тех пор время их ткань под действием солнечного ультрафиолета превратилась в лохмотья.

Самый полезный инструмент

Алан Бин, пилот лунного модуля «Аполлона-12», открыл, что самый полезный инструмент на Луне — молоток. Он пользовался им не только по прямому назначению (забивал в грунт основание флага и откалывал куски камней для геологических образцов), но и буквально спас с его помощью всю научную программу экспедиции. Для работы научной аппаратуры, которую астронавты оставили на Луне, требовалось установить в электрический генератор стержень из радиоактивного плутония. Этот стержень никак не желал покидать контейнер, в котором он находился во время перелета к Луне, но, пустив в ход молоток, Бин все-таки добился своего. Бин также воспользовался молотком для починки сгоревшей телекамеры (впрочем, на этот раз без особого успеха).

Когда прищло время старта с Луны, Бин не выбросил молоток, как требовалось по инструкции, а взял его с собой. Этот молоток и поныне служит своему владельцу: после возвращения с Луны Бин стал художником, и с помощью его и специальных штампов он придает фактуру загрунтованным полотнам своих картин.

Неудавшийся фотозамысел

Конрад и Бин, астронавты «Аполлона-12», решили сделать групповой фотопортрет на Луне. Незадолго до отлета они зашли в фотомагазин, купили автоспуск для фотокамеры и сумели пронести его в корабль. Но хитроумный план дал осечку. Перед выходом на поверхность астронавты положили автоспуск в контейнер для образцов и инструментов и, когда настало время для задуманного, не смогли его там найти: в контейнере под черным лунным небом царила непроглядная тьма, нащупать маленький автоспуск в толстых перчатках скафандра не удалось, а высыпать содержимое контейнера на грунт астронавты не рискнули из боязни потерять какой-нибудь из собранных и задокументированных геологических образцов. Автоспуск нашелся лишь в корабле, когда Конрад и Бин пересыпали содержимое контейнера в специальный ящик.

Этот сюжет Бин положил в основу одной из своих картин: «Потрясающий снимок, который мы так и не сделали». На ней изображены два астронавта, которые, раскинув руки, позируют перед фотокамерой, прилаженной на контейнере.

500 долларов за одну фразу

Перед стартом «Аполлона-12» его командир Чарльз Конрад беседовал с итальянской журналисткой Орианой Фалаччи. Та утверждала, что торжественные фразы про «маленький шал и большой скачок» придумывают и заставляют произносить астронавтов профессиональные специалисты по рекламе. Конрад решительно возражал: мол, что хотим, то и говорим. В конце концов они заключили пари на 500 долларов, что Конрад, ступив на Луну, скажет что-то такое, что явно не было навязано ему со стороны. И низкорослый Конрад, перешагнув через бортик посадочной опоры, сказал: «Опа! Ну, может, для Нейла это был и маленький шаг, но для меня — большой!»

Правда, выигранные 500 долларов Конрад так и не получил. Он погиб в 1999 году, разбившись на мотоцикле. Несколько лет назад умерла и Ориана.

Ну, а девушки? А девушки — потом!

К рукавам скафандров астронавтов были пришиты списки запланированных задач — небольшие книжечки с листами из плотного картона на спиральной пружине.

Порой, желая пошутить над астронавтами, их товарищи вставляли в эти книжечки дополнительные странички, на которых помещали смешные рисунки или приклеивали фотографии девушек из «Плейбоя».

Корабли в полете не меняют

В полете «Аполлона-13» произошла катастрофа: на пути к Луне в сервисном модуле произошел взрыв кислородного резервуара, и корабль потерял весь кислород. К счастью, пристыкованный к основному кораблю лунный модуль остался в исправности, и с помощью его двигателя астронавтам удалось скорректировать траекторию и вернуться на Землю. В жесточайшем режиме экономии расходовались кислород, вода и энергия лунного модуля, и его ресурсов все-таки хватило на обратный путь.

Перед посадкой на Землю астронавты сбросили поврежденный взрывом сервисный модуль. Командир корабля Джим Ловелл, потрясенный увиденным, сообщил: «У корабля отсутствует целый бок!» С Земли ответили: «Джим, если ты не будешь заботиться о своем корабле лучше, чем о том модуле — мы не сможем дать тебе другой».

Этого уже никто не узнает

В программе бортового компьютера «Аполлона-14» была допущена ошибка, которую обнаружили, когда корабль был уже на пути к Луне. Из-за нее компьютер должен был при спуске на Луну прервать его и включить программу аварийного возвращения на орбиту. В НАСА срочно разработали способ нейтрализации этой ошибки и передали на борт команды, которые астронавты ввели в компьютер. Но, как порой случается, при исправлении одной ошибки в программе была допущена другая, и из-за нее посадочный радиолокатор перестал выдавать данные о высоте и скорости полета. Инструкция предписывала в этой ситуации прервать посадку и возвращаться на орбиту, но командир корабля Алан Шепард упрямо вел корабль на снижение. К счастью, блокировка радара действовала только до определенной высоты, перед посадкой его работа возобновилась, и «Аполлон-14» успешно сел.

После посадки Эдгар Митчелл, второй член экипажа, спросил Шепарда: «Алан, а если бы радар так и не заработал — решился бы ты на посадку?» Шепард рассмеялся и ответил: «А вот этого ты никогда не узнаешь!» Теперь это останется тайной навсегда — Шепард умер от лейкемии в 1998 г.

На Луне тоже можно заблудиться

Астронавты «Аполлона-14» Шепард и Митчелл должны были совершить пеший поход к 300-метровому кратеру Коун, который находился примерно в полутора километрах от места посадки. Но навигационные средства, с которым их отправили в это путешествие, можно смело назвать примитивными: направление движения они определяли по солнцу, а пройденное расстояние определяли, сравнивая видимый размер своего корабля с поднятым большим пальцем вытянутой руки. (К сожалению, у Луны нет магнитного поля, поэтому компас на ней не будет работать.)
Кроме того, им пришлось везти тележку на двух надувных колесах для геологических образцов и инструментов. Не слишком удивительно, что к кратеру им так и не удалось выйти. После безуспешных его поисков с Земли передали приказ: собрать коллекцию образцов и возвращаться назад.

Как близко Шепарду и Митчеллу удалось подойти к кратеру, до сих пор точно неизвестно. По одному из предположений, они прошли буквально в нескольких десятках метров от его края, но не увидели кратер из-за окружающих его холмов. Возможно, ответ на этот вопрос мы узнаем с помощью фотографий, которые передаст американский зонд LRO, осуществляющий сейчас фотосъемки поверхности Луны с высоким разрешением.

Олимпиада со смертельными видами спорта

Командир «Аполлона-14» Алан Шепард взял на Луну пару мячей для гольфа и, когда все запланированные задачи на поверхности были выполнены, нанес по ним удары длинной рукояткой от одного из инструментов. Этим он заложил традицию отмечать окончание работ на Луне какой-нибудь заранее подготовленной шуткой.

Командир «Аполлона-15» Дэвид Скотт привез с собой птичье перо и, сказав, что он хочет проверить утверждение Галилея о том, что без сопротивления воздуха все тела падали бы с одинаковой скоростью, выпустил из рук это перо и молоток, и когда они упали на грунт одновременно, удовлетворенно отметил: «Похоже, Галилей был прав!»

Астронавту «Аполлона-16» Чарльзу Дьюку заключительная шутка едва не стоила жизни. В конце пребывания на луне Янг и Дьюк объявили, что они устраивают Лунные Олимпийские игры в честь проходившей в том году Мюнхенской олимпиады. Сначала астронавты состязались в метании копья (длинной трубки), потом Дьюк объявил, что будет прыгать в высоту — и прыгнул, но из-за тяжелого ранца на спине не сумел сохранить равновесие и упал с высоты больше метра ранцем на грунт. Позже он рассказал, что во время падения испытал смертельный страх: серьезное повреждение находившейся в ранце системы жизнеобеспечения вполне могло бы стать для него смертельным. Но все обошлось благополучно: ранец уцелел, а командир ограничился неодобрительным замечанием: «Чарли, не слишком-то это было умно с твоей стороны».

Лунные авторемонтники

Двум последним экспедициям не повезло: по неосторожности их участники сломали тонкие пластмассовые крылья над колесами роверов (небольших двухместных электромобилей, на которых они ездили за геологическими образцами).
Астронавты «Аполлона-17» решили самостоятельно отремонтировать свое транспортное средство: с помощью клейкой ленты они склеили несколько листов из запасного комплекта карт, напечатанных на картоне, в большой лист, и прикрепили свою самоделку к оставшейся части крыла небольшими струбцинками от переносных светильников из корабля.

Результатами своей работы ремонтники остались довольны: на ходу их перестало обильно посыпать лунной пылью.

Честь высадки на Луну принадлежит американским астронавтам. Говоря об этом событии, обычно вспоминают Нейла Армстронга – человека, который первым ступил на поверхность Луны и произнес историческую фразу о «маленьком шаге для человека и огромном скачке для всего человечества».

Но за первым полетом людей на Луну последовал второй, третий. Всего было совершено шесть таких экспедиций, и каждая из них по-своему примечательна.

Астронавт Алан Шепард

Американский астронавт Алан Шепард – человек с удивительной судьбой. У него был шанс стать первым человеком в космосе.
В конце 50-х гг. 20 века было очевидно отставание США от СССР в области освоения космоса. Это имело не только военное значение. Было ясно, что отправка человека в космос в Советском Союзе – дело ближайшего времени. «С точки зрения пропаганды один человек в космосе стоит дюжины баллистических ракет», – писала газета «Нью-Йорк геральд трибюн».

В США делалось все для того, чтобы первым человеком в космосе стал гражданин этой страны. В 1959 г. для участия в специальной программе под названием «Меркурий» отобрали семь высококлассных , и среди них был летчик-испытатель, офицер ВМС Алан Шепард.

Среди участников программы «Меркурий» А.Шепард был лучшим, именно он 5 мая 1961 г. отправился в космос на космическом корабле-капсуле «Меркурий-Редстоун-3». Первым человеком в космосе он не стал – его опередил советский космонавт Ю.Гагарин, но он стал первым астронавтом в США.

Полет на Луну

После такого блистательного начала космической карьеры дальнейшая судьба А.Шепарда была весьма драматична. Следующий полет, в котором он должен был принять участие в 1963 г., был отменен, а год спустя астронавту пришлось отказаться от полетов из-за серьезной болезни.

Перенеся операцию, А.Шепард смог вернуться к работе лишь в конце 60-х гг., но вскоре последовал новый «звездный час»: в 1971 г. А.Шепард возглавил третий полет на Луну. Никто из его товарищей по программе «Меркурий» не удостоился такой чести.

Этот полет примечателен тем, что А.Шепард на Луне… играл в гольф. Астронавт привез на Луну три мяча и клюшку для гольфа. Первые два удара оказались не очень удачными, но третий был точным и сильным: мяч отлетел на 200 м. На Земле послать мяч на расстояние невозможно, но на Луне сила тяжести слабее.

Исторический момент лунной игры в гольф был снят на камеру. Запись не отличается высоким качеством, но о ней спорят до сих пор. Кто-то видит в ней подтверждение полетов на Луну, а кто-то находит доказательства фальсификации американской лунной программы.

С тех пор, как идея полетов в космос приобрела реальные очертания, мечтой человечества стало достижение иных планет. Осуществление этой задачи оказалось делом сложным, но первый шаг был сделан – людям удалось высадиться на Луну, ближайшее к Земле космическое тело.

Честь высадки на Луну принадлежит американским астронавтам. Говоря об этом событии, обычно вспоминают Нейла Армстронга – человека, который первым ступил на поверхность Луны и произнес историческую фразу о «маленьком шаге для человека и огромном скачке для всего человечества».

Но за первым полетом людей на Луну последовал второй, третий. Всего было совершено шесть таких экспедиций, и каждая из них по-своему примечательна.

Астронавт Алан Шепард

Американский астронавт Алан Шепард – человек с удивительной судьбой. У него был шанс стать первым человеком в космосе.
В конце 50-х гг. 20 века было очевидно отставание США от СССР в области освоения космоса. Это имело не только военное значение. Было ясно, что отправка человека в космос в Советском Союзе – дело ближайшего времени. «С точки зрения пропаганды один человек в космосе стоит дюжины баллистических ракет», – писала газета «Нью-Йорк геральд трибюн».

В США делалось все для того, чтобы первым человеком в космосе стал гражданин этой страны. В 1959 г. для участия в специальной программе под названием «Меркурий» отобрали семь высококлассных летчиков, и среди них был летчик-испытатель, офицер ВМС Алан Шепард.

Среди участников программы «Меркурий» А.Шепард был лучшим, именно он 5 мая 1961 г. отправился в космос на космическом корабле-капсуле «Меркурий-Редстоун-3». Первым человеком в космосе он не стал – его опередил советский космонавт Ю.Гагарин, но он стал первым астронавтом в США.

Полет на Луну

После такого блистательного начала космической карьеры дальнейшая судьба А.Шепарда была весьма драматична. Следующий полет, в котором он должен был принять участие в 1963 г., был отменен, а год спустя астронавту пришлось отказаться от полетов из-за серьезной болезни.

Перенеся операцию, А.Шепард смог вернуться к работе лишь в конце 60-х гг., но вскоре последовал новый «звездный час»: в 1971 г. А.Шепард возглавил третий полет на Луну. Никто из его товарищей по программе «Меркурий» не удостоился такой чести.

Этот полет примечателен тем, что А.Шепард на Луне… играл в гольф. Астронавт привез на Луну три мяча и клюшку для гольфа. Первые два удара оказались не очень удачными, но третий был точным и сильным: мяч отлетел на 200 м. На Земле послать мяч на такое расстояние невозможно, но на Луне сила тяжести слабее.

Исторический момент лунной игры в гольф был снят на камеру. Запись не отличается высоким качеством, но о ней спорят до сих пор. Кто-то видит в ней подтверждение подлинности полетов на Луну, а кто-то находит доказательства фальсификации американской лунной программы.

Алан Бартлетт Шепард-младший появился на свет в маленьком городке Дерри штата Нью-Хэмпшир, 18 ноября 1923 года в семье полковника армии, вышедшего на пенсию Алана Б. Шепарда и Рензы Эмерсон. Его отец на момент рождения сына работал в Национальном банке Дерри, принадлежащем дедушке. Некоторые из его предков были одними из первых европейцев, прибывших в Новый Свет на торговом судно «Мэйфлауэр», чтобы оказывать помощь в становлении Плимутской колонии.

Детство Алана Шепарда

Начальную школу Адамса парень закончил досрочно, пройдя шесть классов за пять лет. Перейдя в среднюю школу, благодаря усердию, он перескочил через 8 класс. В 1936 году он поступил в академию Пинкертона – частное учебное заведение, где учился его отец, и где его дед был попечителем. В конечном итоге двенадцатилетний курс он усвоил в общей сложности за 9 лет.

Унаследовав семейное трудолюбие Алан с детства не гнушался работы. Он брался за всякую работу в местном авиационном ангаре, включая бумажную. Наградой за это служили бесплатные полеты. В раннем детстве он очень любил самолеты. Перелет Чарльза Линдберга через Атлантику, вдохновил его на всю жизнь. Находясь под впечатлением Алан создал авиамодельный клуб, а рождественским подарком на новый 1938 год был полет на борту Дугласа. На следующий год парень уже ездил на велосипеде на территорию Манчестерского регионального аэропорта, где, выполняя несложные задания, в награду поднимался в небо или изучал азы пилотирования.

Служба в военно-морском флоте

Окончив академию в 1940 году, в разгар Второй мировой войны, парень захотел присоединиться к ВМС страны. Он с легкостью преодолел вступительный экзамен в военно-морскую академию в Аннаполисе в 1940 году, но его юный шестнадцатилетний возраст не позволил приступить к выполнению боевых заданий. Алана определили в подготовительную школу. В связи с войной, обычный четырехгодичный курс был сокращен до года. В июне 1944 года он получил кратковременное командирование на морскую станцию в Джексонвилле. Его направили на эсминец «Когсвелл», на борту которого он участвовал в тихоокеанских операциях. После войны он прошел подготовку на пилота, став одним из самых опытных летчиков-испытателей страны.

В 1950 году Шепард учился в пилотной школе ВМС США в Патуксент-Ривер. После окончания учебы он принимал участие в испытаниях по действию системы дозаправки в небе. Он проводил испытания одних из самых известных самолетов, таких как F4D Skyray, F2H3 Banshee и F5D Skylancer. Он рисковал и заработал репутацию бесстрашного пилота.

Аэрокосмическая карьера

После запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, американское правительство взялось за попытку подтвердить свое технологическое превосходство. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр включился в космическую гонку, в ходе которой было создано управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Одним из проектов агентства стал проект «Меркурий», подразумевающий вывод человека на орбиту Земли, его возвращение и оценку возможностей. Были набраны 110 кандидатов из числа лучших военных летчиков. В 1959 году Шепарда пригласили в качестве члена программы. Он совершил короткий пятнадцатиминутный суборбитальный полет 5 мая 1961 года.

Спустя три года врачи диагностировали у Алана болезнь Меньера. Он продолжал служить в НАСА в шестидесятых годах в качестве начальника отделения астронавтов, в основном контролируя экипажи космонавтов и разрабатывая новые тренировочные программы. Стараниями хирургов здоровье астронавта полностью восстановилось. Он вернулся в космос в 1971 году командиром миссии Аполлон 14. Эта миссия включала в себя пилотируемую посадку на Луну. Команда провела тридцать три часа на лунной поверхности и собрала образцы грунта. За время миссии капитаны Митчелл и Шепард были задействованы в двух лунных прогулках, продолжительностью чуть более четырех часов каждая. Он продолжил обязанности начальника управления астронавтов до ухода на пенсию в 1974 году.

Личная жизнь героя Америки сложилась благодаря женитьбе на Луизе Брюэр. Церемония бракосочетания состоялась 3 марта 1945 года в Лютеранской церкви Св. Стефана в Уилмингтоне. У них родились две дочери: Лаура и Джулия, а после смерти сестры Луизы они приняли в семью свою пятилетнюю племянницу Джудит Уильямс. Алан Шепард скончался 21 июля 1998 года в Монтерее от лейкемии.