Марсианская программа. Марсианская программа наса. Научные измерения, исследования и эксперименты

Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый рассказал о лунной и марсианской программах России и сообщил, что в 2022 году планируется полет к спутнику Марса Фобосу.

В октябре 2013 года в Институте космических исследований РАН прошел Четвертый Международный московский симпозиум по исследованиям Солнечной системы, на котором обсуждались научные космические программы России, Европы и США.

Космический аппарат проекта «ЭкзоМарс».

Технологический образец российского лунного посадочного зонда «Луна-25» («Луна-Глоб»).

Центром экспозиции НПО им. С.А. Лавочкина на Аэрокосмическом салоне МАКС-2013 стал лунный комплекс с имитацией поверхности Луны на фоне лунного пейзажа: макет посадочного аппарата «Луна-Ресурс» (масштаб 1:5) и орбитального аппарата «Луна-Ресурс» (масштаб

В первую очередь речь шла об изучении Луны и Марса — главных объектов научных программ мировых космических агентств. Обзор планируемых космических проектов России сделал директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный. Лунная и марсианская программы России состоят из нескольких проектов, включающих важный общий элемент - автоматическую доставку грунта.

Лунная программа России в ближайшее время предусматривает запуск пяти космических аппаратов, названия которых продолжают традицию советских «Лун»: от «Луны-25» до «Луны-29». В 2016 году будет запущена «Луна-25» («Луна-Глоб»), которую планируется посадить в южной полярной области Луны. Программа нацелена в первую очередь на изучение именно полярных регионов, где в грунте могут скрываться достаточно большие запасы летучих веществ, в том числе водяного льда, который в 2009 году открыл российский нейтронный телескоп ЛЕНД на борту аппарата Lunar Recoinnassance Orbiter (НАСА).

Затем в 2018 году к спутнику Земли отправится орбитальная станция «Луна-26» («Луна-Орбитер»), а ещё через год на полюс Луны будет отправлен второй посадочный аппарат «Луна-27» («Луна-Ресурс») с бурильной установкой. Планируется, что срок жизни аппаратов составит около года. Основная работа орбитального аппарата по изучению спутника и окололунного пространства пройдёт на низкой околокруговой орбите высотой порядка 200 км, после чего он будет уведен на более высокую орбиту (500-700 км), где начнётся эксперимент ЛОРД по изучению космических лучей. Возврат добытого грунта из полярной области станет задачей космического аппарата «Луна-28» в 2021 году. И, наконец, на 2023 год планируется запуск лунохода «Луна-29».

В настоящее время активно обсуждается возможное участие Европейского космического агентства в российской лунной программе. На конференции выступил директор научных программ ЕКА Альваро Хименес, подчеркнувший, что ЕКА заинтересовано в сотрудничестве с Россией в рамках лунной программы. В частности, европейцы предлагают поставить оборудование для «Луны-25», которое значительно улучшит точность посадки, и бурильную установку для станции «Луна-27». Кроме того, ЕКА предлагает также участие в предварительной характеристике места посадки, в анализе образцов и обеспечении связи с аппаратом. Проект полностью европейского лунного посадочного аппарата в 2012 году не получил финансирования, и ЕКА пришлось присоединяться к программам других агентств.

Лев Зелёный так сформулировал стратегические цели изучения и освоения Луны: «От Международной космической станции - к Международной лунной станции». Перспективы исследования Луны разнообразны: от лунной астрофизической обсерватории, которой не будет мешать атмосфера и которой не нужно топливо, чтобы поддерживать орбиту, до возможной добычи минералов, запасы которых на Земле ограничены..

Марсианская программа России включает, в первую очередь, полномасштабное участие в европейском проекте «ЭкзоМарс» («ExoMars»), который включает не только совместное проведение научных экспериментов, но и создание инфраструктуры, в частности, создание объединенного наземного комплекса приема данных и управления межпланетными миссиями. Проект предполагает запуск с помощью российских носителей «Протон» двух космических аппаратов в 2016 и 2018 годах. На последнем с помощью разрабатываемого в России десантного модуля будет доставлен марсоход ЕКА массой около 300 кг. Задачи марсохода - геологические исследования и поиск следов жизни в подповерхностном слое Марса около места посадки. Альваро Хименес отметил, что ЕКА нацелено на задачу возврата образца грунта с Марса.

Затем в 2022 году Россия планирует вернуться к задаче исследования спутника Марса Фобоса, которая стояла перед проектом «Фобос-Грунт», закончившемся неудачей в 2012 году. Этот возврат символизирует и название нового проекта «Бумеранг». По словам Льва Зелёного, возврат грунта с Фобоса по-прежнему остаётся интересной научной задачей, которую пока не предполагается решить в программах других стран. «Мы планируем вновь вернуться к Фобосу в 2022 году. Эта миссия станет своеобразным трамплином перед реализацией других международных программ», – подчеркнул Зеленый. Ориентировочно на 2024 год запланирована миссия по возврату грунта с Марса.

На доставку грунта с Марса нацелена и марсианская программа США, которая в настоящее время включает запуск в ноябре 2013 года зонда MAVEN, предназначенного для изучения атмосферы Марса, в 2016 году посадочного аппарата InSight для исследования ядра планеты и в 2020 году нового марсохода. В НАСА уже объявлен сбор заявок на эксперименты для будущего марсохода Дальнейшие миссии пока находятся в состоянии планирования.

После запуска первого спутника СССР, не теряя времени, взялся за изучение космоса. Планы были грандиозны – уже в 1960 году к Марсу должны были отправиться беспилотные космические зонды серии «1М», получившие названия Марс-60A и 60B. За границей эти аппараты известны под названием «Marsnik» («Mars» + «sputnik»), так как планировался выход объектов на орбиту красной планеты, более того, предусматривался поиск следов существования жизни на Марсе . В планах экспедиции было изучение ионосферы и магнитосферы Марса, фотографирование его поверхности и исследование пространства, разделяющего Землю и Марс. К сожалению, из-за аварий при запуске эти планы не были реализованы.

Серия 2МВ

Продолжением советского исследования Марса космическими аппаратами стала серия «2МВ» («Марс-1», «62A», «62B»). Предусматривалась посадка на поверхность Марса аппарата «Марс-62A 2МВ-3», аппарат «Марс-62B 2МВ-4» должен был совершить облет вокруг красной планеты. Но они не были выведены на околоземную орбиту из-за крушений ракет-носителей.

Другая судьба ждала АМС «Марс-1 2МВ-4». Старт с земли прошел успешно, но из-за проблем с системой стабилизации аппарат потерял управление. Последний сеанс связи со станцией произошел 21 марта 1963 года на расстоянии примерно 106 миллионов километров от Земли, что для того времени было рекордом дальности космической связи.

  • |Космический аппарат Mars-1 во время тестирования на Земле
  • Самый мощный радиотехнический комплекс дальней космической связи до 1964 года

АMС «М-64» относилась к усовершенствованному второму поколению проекта. Старт состоялся 30 октября 1964 года. Из-за отказа в системе электропитания официально он был причислен к космическим аппаратам серии «Зонд»,которые были предназначены для освоения техники дальних полётов в космосе и исследования космического пространства.

Серия М-69

Третьим поколением марсианских исследователей стали аппараты серии («Марс-69A» и «69B»). Станции должны были исследовать четвертую планету Солнечной системы , находясь на марсианской орбите. Оба аппарата были утрачены при старте из-за аварий ракет-носителей «Протон».

Серия М-71

К аппаратам четвёртого поколения относилась серия «М-71». Она состояла из трех АМС, которые должны были обследовать Марс как с орбиты, так и с поверхности планеты. АМС «Марс-2» и «Марс-3» состояли из орбитального спутника и наземной станции, которая должна была осуществить мягкую посадку с помощью спускаемого аппарата.

  • Автоматическая межпланетная станция «Марс 2»
  • Фотография Марса, полученная с орбитального модуля АМС "Марс-3" 28 февраля 1972 года

Марсианская станция была укомплектована первым в истории марсоходом «ПрОП-М». От других планетоходов их отличала, прежде всего, система передвижения. Перемещение аппаратов по поверхности происходило при помощи двух «лыж», расположенных по бокам и немного приподнимающих аппарат. Такой способ передвижения был выбран из-за отсутствия сведений о марсианской поверхности. Команды от АМС марсоход должен был получать по кабелю, связывавшему его со станцией.

  • Марсоход ПрОП-М (Прибор оценки проходимости)

Запуск аппаратов «Марс-2» и «Марс-3» был произведен 19 и 28 мая 1971 года с космодрома Байконур, орбитальные аппараты функционировали более восьми месяцев и успешно реализовали большую часть предусмотренных исследований. Посадка аппарата «Марс-2» окончилась неудачей, а «Марс-3» осуществил мягкую посадку и вышел на связь, но передача радиосигнала длилась всего 14,5 секунд.

АМС «М-71C» не была оборудована спускаемым аппаратом и должна была стать искусственным спутником Марса. Старт ракеты-носителя «Протон-К» состоялся 10 мая 1971 г, АМС была выведена на орбиту искусственного спутника Земли. Но на полетную траекторию аппарат не перешел, что было вызвано ошибкой в программировании бортового компьютера. В результате, через два дня после старта, 12 мая 1971 года, связка АМС/разгонный блок вошла в плотные слои атмосферы и сгорела. В сообщении ТАСС проект фигурировал как спутник «Космос 419».

Серия М-73

Продолжили исследования аппараты серии «М-73», а именно четыре АМС, которые должны были изучить Марс как с орбиты, так и находясь на поверхности планеты.

Космические аппараты «Марс-4» и «Марс-5» должны были стать искусственными спутниками Марса и обеспечивать связь с наземными модулями, которые несли аппараты «Марс-6» и «Марс-7» .

Из-за неисправности в работе одной из бортовых систем «Марс-4» пролетел мимо Марса и продолжил движение по гелиоцентрической орбите.

АМС «Марс-5», в отличие от своего близнеца «Марс-4», успешно вышла на марсианскую орбиту, но из-за разгерметизации приборного отсека станция работала лишь около двух недель.

АМС «Марс-6» достигла Марса, но выполнила программу исследований лишь частично, спускаемый аппарат разбился при посадке в районе Эритрейского моря в южном полушарии Марса, успев передать во время снижения некоторые данные о составе атмосферы Марса , ее температуре и давлении.

АМС «Марс-7» также достигла Марса, но из-за неверной работы одной из бортовых систем спускаемый аппарат промахнулся и пролетел мимо Марса на расстоянии примерно 1400 км. В результате программа полета станции «Марс-7» не была реализована.

  • Автоматическая межпланетная станция «Марс-4»М-73С № 52
  • Автоматическая межпланетная станция М-73П №50

В 60-х годах прошлого века полет к Марсу был главной ближней целью советской космической программы. 23 июня 1960 года вышло постановление Правительства СССР, ставившего целью разработку межпланетного космического корабля. В 1962 году советскими конструкторами были разработаны 2 проекта полета на Марс тяжелого межпланетного корабля - с ядерным и химическим двигателями. В это же время генеральный конструктор С. П. Королёв поставил целью не просто полет на Марс, а задачу освоения Марса как ступени продвижения человечества в космос.

«Марс» - наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к планете Марс, начиная с 1962 года для подробного изучения планеты с орбиты и фотографирования поверхности. Всего было разработано десять серий автоматических межпланетных станций (АМС). Запуски аппаратов осуществлялись ракетами-носителями «Молния»* и «Протон»** с дополнительной 4-й ступенью.

Станции серии «Маринер» были разработаны в США и запускались НАСА в период с 1962 по 1973 года. Целью программы было исследование ближайших планет - Венеры, Марса и Меркурия. В течение программы было разработано 10 аппаратов. Станции этой серии работали в космосе от нескольких месяцев до нескольких лет. Все АМС были оборудованы солнечными батареями, различными научными приборами (для измерения магнитных полей, регистрации заряженных частиц) и фотокамерами. Запуски осуществлялись ракетами-носителями серии «Атлас».

Первые АМС создавались в пролетном варианте - они не подразумевали высадку на планету, а только дистанционные исследования. Более поздние аппараты имели в своем составе спускаемые аппараты с посадочными модулями.

Первые старты к красной планете были неудачными: 10 и 14 октября 1960 года советские станции «Марс-1» из-за аварий ракет-носителей не вышли на траекторию полета к Марсу. 24 октября 1962 года неисправность разгонного блока не позволила осуществить полет АМС «Марс-1С».

Первопроходцем стала советская автоматическая станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года. Вес станции составлял 893,5 кг, станция была оборудована комплексом научных приборов. Изучение Марса в СССР было продолжено в 1988 году программой «Фобос», а завершена программа «Марс» была в 1996 году неудачным запуском станции «Марс-8».

Аналогично и в США первые запуски «Маринеров» прошли аварийно. 22 июля 1962 года стартовала АМС «Маринер-1». Она была предназначена для исследования Венеры, но спустя 5 минут после старта из-за отклонения от курса ракета была уничтожена. 5 ноября 1964 года несброшенный обтекатель ракеты-носителя не позволил «Маринеру-3» раскрыть солнечные батареи и стартовать к Марсу.

Американская программа «Маринер» трансформировалась в 1971 году в новую программу изучения Марса - «Викинг».

В результате выполнения космических программ в 60-х и 70-х годах прошлого века люди узнали о своем соседе много подробностей. Оказалось, что Марс, как и Луна, покрыт кратерами. Были уточнены масса планеты и состав её атмосферы. Была измерена температура южной и северной полярных шапок. Получены данные о высоте пылевых облаков и слабом магнитном поле, а также цветные изображения Марса.

* Ракета-носитель «Молния» - четырехступенчатая ракета среднего класса. Входит в семейство ракет-носителей Р-7. Ракета была разработана в ОКБ-1 в 59-60 годах XX века. Ракета-носитель была предназначена для запуска межпланетных аппаратов к Венере и Марсу, затем - к Луне. Эксплуатация продолжалась вплоть до 2010 года. При стартовой массе в 305 т позволяла выводить в космос груз массой 2 т.

** Трехступенчатая ракета-носитель «Протон» относится к тяжелому классу ракет. Разработана под руководством академика В. Н. Челомея на базе двухступенчатого носителя УР-500. Отличается высокой надежностью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Первый старт состоялся в 1965 году. Последняя модернизация ракеты-носителя - «Протон-М» - применяется до сих пор. Стартовая масса - 700 т. Масса полезной нагрузки - 20 т.

Россия решила покорять дальний космос. Уже в следующем году отечественные специалисты организуют миссию на Марс для исследования планеты. В дальнейшем Россия постарается осуществить высадки на естественный спутник Земли – Луну, где ученые будут искать воду и другие необходимые для человека ресурсы. «360» выяснил, сможет ли человечество в ближайшие десятилетия создать поселения на других планетах солнечной системы.

Следующая новость

Россия в 2019 году запустит миссию на Марс, рассказал президент РФ Владимир Путин в одноименном фильме Андрея Кондрашова. По словам главы государства, для этого готовятся беспилотные и пилотируемые пуски.

«Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски — для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследование Марса. Первое — это совсем скоро — в 2019 году мы собираемся запустить в сторону Марса миссию», — отметил Владимир Путин.

В последние пару лет российские специалисты проводят усиленную подготовку к путешествию до Красной планеты. В 2016 году «Роскосмос» совместно Европейским космическим агентством организовал первый этап миссии «ЭкзоМарс» (ExoMars). Тогда российско-европейскому альянсу удалось отравить на планету ракету «Протон-М» с орбитальным аппаратом с TGO (Trace Gas Orbiter) и демонстративным десантным модулем «Скиапарелли» (Schiaparelli). Орбитальный аппарат в конце февраля завершил этап торможения об атмосферу и приступил к выполнению научных задач, в то время как посадочный модуль потерпел неудачу на спуске и разбился.

Второй этап программы по исследованию Марса намечен на начало 2020 года. В ходе миссии ученые планируют отправить российскую посадочную платформу и европейский марсоход. С учетом длительности полета эти аппараты должны прибыть к Красной планете примерно в марте 2021 года. На платформу установят 22 прибора, которые проведут видеофиксацию и возьмут грунт для анализа почв. Ориентировочная стоимость двух этапов «ЭкзоМарс» оценивалась в 1,3 миллиарда евро.

Эта программа поможет российским специалистам получить обновленные данные по событиям, которые происходят за пределами орбиты Земли, уверен военный эксперт Алексей Леонков.

Результаты миссии позволят понять, можно ли построить базы на Марсе, есть ли там ресурсы, и пригодна ли планета для жизни. Во времена СССР у нас летали автоматические станции на Марс, так что опыт имеется. Единственным препятствием для удачной миссии является создание ракет, способных доставлять аппараты за пределы околоземной орбиты в сторону дальнего космоса, но разработки в этом плане уже находятся на завершающей стадии

— Алексей Леонков.

Традиционные соперники России в освоении космоса — США — также развивают космическую программу. Накануне основатель компании SpaceX Илон Маск заявил , что его корабль для полета на Марс впервые поднимется в воздух в первой половине 2019 года. Спустя три года американцы собираются повторить миссию и отправить на Красную планету два грузовых космических корабля. Конечной целью SpaceX значится посадка семян для развертывания на Марсе человеческой колонии.

Говорить о пилотируемых полетах на Марс в текущих условиях преждевременно, подчеркнул в беседе с «360» заведующий отделом исследований Луны и планет государственного астрономического института П. К. Штернберга Владислав Шевченко.

Реализация пилотируемых полетов на Марс упирается не только в технические сложности, но и в условия полета. Дело в том, на трассе перелета человек будет испытывать галактическую радиацию. По своей мощности она не сравнима с солнечной, поэтому оказывает смертельное воздействие на космонавта. Для того чтобы доставить человека живым на Марс, необходимо сократить время полета за счет нового поколения двигателей

— Владимир Шевченко.

Автостопом до Луны


Фото:Pixabay

Президент России также сообщил о дальнейших планах освоения Луны. «Наши специалисты постараются сделать высадки на полюса (Луны — ред. „360“), потому что есть основание полагать, что там может быть вода. Там есть чем заниматься. Оттуда могут быть начаты исследования других планет, далекого космоса», — пояснил глава государства.

Российская лунная программа предполагает отправку до 2025 года трех автоматических станций. Первая станция под кодовым названием «Луна-25» уже в 2019 году должна будет совершить посадку на южном полюсе естественного спутника Земли. Ее главной задачей значится поиск на поверхности Луны водяного льда.

Согласно программе, в 2021 году к Луне уже отправится орбитальный аппарат «Луна-26» . На следующий год российские специалисты пустят посадочный аппарат «Луна-27» , который должен пробурить грунт на глубину до двух метров и исследовать его состав. После этого планируются пилотируемые миссии. При этом высадиться на Луне россияне смогут только к 2030 года, отметил Владимир Шевченко. «В данный момент российская корпорация „Энергия“ работает над новым пилотированным аппаратом „Федерация“, который будет нацелен на доставку экипажей и оборудования на МКС, а затем возьмет на себя полеты до Луны», — отметил ученый.

Полеты на Луну и на Марс идентичны по своей сложности — космонавты испытывают примерно аналогичные перегрузки, рассказал «360» летчик-космонавт Александр Лазуткин. «В России уже создали технологии и условия, позволяющие человеку в течение длительного периода времени жить внутри станции в космосе. Ученые также разобрались, как факторы полета в дальний космос влияют на здоровье человека. Поэтому остается только доработать текущие программы по Луне и Марсу, заручиться поддержкой государства и организовать в миссии», — резюмировал космонавт.

Следующая новость

Успехи российских ядерщиков позволяет с большой долей уверенности о приближении качественно нового этапа развития космонавтики. Этот этап подразумевает прежде всего пилотируемые полеты в дальний космос. Пилотируемый полет на Марс уже не является фантастикой, но перешел в плоскость технических задач, которые на сегодняшний день, хотя и являются очень сложными, но вполне выполнимыми. Если говорить о целесообразности такого полета, то одной из важнейших стратегических задач видится освоение Марса и его преобразование в среду, пригодную для проживания человека. Эта задача очень сложна, но выполнима в течении нескольких поколений людей. Многие ученые очень серьезно относятся к данному вопросу, понимая, что среда обитания на Земле постоянно ухудшается. Человеку необходимо думать о спасении Земли, а также о “спасательной шлюпке” в образе планеты Марс.

Миссия на Марс

Что касается ближайшей перспективы, то серьезным шагом в вопросе миссии на Марс, является отправка первой пилотируемой экспедиции, которая и должна будет сделать первые шаги в освоении “красной планеты”. Основными разработчиками программ по миссии на Марс являются Россия и США. Каждая из этих стран в состоянии самостоятельно осуществить запуск пилотируемого корабля на Красную планету, однако объединение усилий в этом направлении принесло бы многократную отдачу. Этот проект был бы реализован с применением наиболее сильных сторон каждой стороны. В данной статье разговор идет о российской концепции проекта пилотируемого полета на Марс.

Разрабатываемая РКК "Энергия" концепция развития космической деятельности на Марсе в период до 2040 года предусматривает, в частности, создание пилотируемого межпланетного экспедиционного комплекса (МЭК) уже на околоземной орбите. Об этом сообщил руководитель РКК "Энергия" Виталий Лопота. По его словам, модули данного комплекса будут доставляться с Земли ракетами-носителями и автоматически собираться на околоземной орбите. Участие космонавтов в сборке комплекса и его оснащении в открытом космосе будет предельно минимизировано, чтобы не подвергать их повышенному риску и не затрачивать лишние средства. Большая часть работ будет выполнена с применением робототехники. Виталий Лопота отметил, что наиболее рационально в перспективной программе развития космической деятельности на Марсе применять ракеты-носители двух типов: среднего и сверхтяжелого классов. Суммарная стартовая масса МЭК при использовании ядерной энергоустановки составит порядка 500 тонн. Он также рассказал, что в соответствии с концепцией российской марсианской программы в состав комплекса будут входить следующие элементы: многоразовый межорбитальный буксир с ядерной энергоустановкой; межпланетный корабль; складской модуль; пилотируемый марсианский взлетно-посадочный комплекс; пилотируемый корабль для доставки с Земли на МЭК экипажа и возвращения его с межпланетного экспедиционного комплекса на Землю; кислородно-водородный разгонный блок для сообщения межпланетному кораблю необходимой скорости. Кроме того, глава РКК "Энергия" заявил, что концепция пилотируемого полета на Марс предусматривает поэтапное создание и эксплуатацию марсианской космической инфраструктуры. В нее войдут автоматические элементы связи, навигации и мониторинга, которые будут размещены на околомарсианской орбите и поверхности Марса, марсианская база первого этапа с пилотируемым и транспортным марсоходами, марсианская орбитальная станция.

Космический корабль нового поколения

Следует отметить, что на пути к пилотируемому полету на Марс Российская сторона предприняла ряд шагов. Одним из них является 500-дневный эксперимент по имитации пребывания на Красной планете. Важным фактором является проектирование космического корабля нового поколения, а также разработка ядерного реактора для космического корабля. К 2022 году корабль должен быть готов к первым полетам. Также активно идут ведутся работы по созданию модуля с ядерной энергетической установкой и электрореактивными двигателями (ЭРД). Учитывая успешное испытание российской крылатой ракеты с ядерным двигателем , нет сомнений в скорой реализации данного проекта.

Плазменный двигатель

В случае успешной реализации проекта, станет возможен пилотируемый полет на Марс за приемлемые сроки. Скорость подобного аппарата позволит достичь цели за месяц, что в 20 раз превышает современные скорости космических аппаратов. Но для пилотируемого полета на Марс потребуется энергетическая установка мощностью не менее 1 МВт. В плане ядерного реактора, - здесь все движется по плану, а вот с электрореактивными двигателями сложнее. Существующие сегодня ионные двигатели, на которые делается ставка, слишком маломощны, вероятно придется использовать другие типы ЭРД: например, плазменные , по которым Россия имеет хорошие наработки и более убедительные результаты. Одним словом, для создания ЭРД мегаваттного класса требуется еще долгая работа, но нет сомнения, что все проблемы при наличии доброй воли будут решены.

Статья "Космическая миссия поколений XXI века", журнал "Полет".

Клипер – российский многоразовый космический корабль

Влюбленный в приведение

Аномальная зона Бурятии

История тамплиеров - загадки прошлого

Автостопом по России

Обыватели и люди, не имеющие отношения к путешествиям, часто считают, что автостоп как способ передвижения – это ненадежное, подозрительное и представляющее...

Ремонт детской комнаты - создание комфортных условий

Большинство родителей стараются создать своему ребенку самые комфортные условия развития. Дети - это наше настоящее и будущее. Именно поэтому...

Достопримечательности Нижнего Новгорода

Нижний Новгород — пятый по численности населения город России, важнейший транспортный узел и крупнейший центр речного круизного туризма в стране. ...

Китайская мудрость

Тонкой мудростью своей духовной культуры, насчитывающей многие века, надолго запомнится своим посетителям Китай. В мире не существует другой такой...

Достопримечательности Ханоя


Уникальный коктейль культур Запада и Востока, нечто очень необычное и экзотическое – это город Ханой. Столица Вьетнама имеет многовековую культуру и...

Уйгурский каганат

В 742 году уйгуры подняли восстание, закончившееся уничтожением Второго Тюркского каганата. На его месте уйгуры создали своё государство, известное...

Остров Кокос. Тайна сокровищ Моргана

Остров Кокос — это затерянный в Тихом океане остров вулканиче-ского происхождения — расположен в 500километрах от Коста-Рики и входит...