Интересные факты о журфаке мгу. МГУ: любопытные факты, история и мифы строительства. История Главного здания МГУ

Франциско Гойя являлся выдающимся художником XIX столетия, в его честь были названы не только улицы городов, но и целые корабли. Один из таких кораблей был выстроен в самом начале Второй мировой войны в столице Норвегии - Осло.

«Гойя» - транспортное военное судно, время спуска которого было назначено на 4 апреля 1940 года. После того, как немцы оккупировали большую часть Европы, корабль перешел в распоряжение вермахта и стал использоваться в качестве учебной цели для немецких подлодок, поскольку его впечатляющие характеристики более всего этому способствовали. Так, водоизмещение «Гойи» составляло более 5 тысяч тонн, длина корабля достигала 70 метров, ширина была свыше 17. При благоприятных погодных условиях «Гойя» была способна, работая на четырех двигателях, развить скорость до 18 узлов в час, что было по тому времени совсем немало.

Ближе к концу войны, когда немецкое командование уже не могло отрицать очевидный ее проигрыш, «Гойя» до этого участия в военных операциях не принимавший, поступил в распоряжение эвакуационного штаба, занимавшегося эвакуацией мирных жителей и военных из Данцигской бухты. За время нахождения в составе спасательного флота «Гойя» выполнил всего 5 рейсов, причем пятый оказался для него последним.

Норвежское грузовое судно «Гойя»

4 апреля 1945 года корабль стоял на погрузке в порту, причал постоянно обстреливался, ситуация была крайне опасной, но корабль продолжал принимать раненных, беженцев и солдат. Один из снарядов попал в «Гойю» не став, впрочем, причинной сильных разрушений, легко ранив нескольких матросов и самого капитана. Тем не менее, не смотря на обстрел, командование приняло решение в тот же день, не медля выйти в море. «Гойя», приняв на борт около 7 тысяч человек, в сопровождении парохода и двух тральщиков выдвинулся прочь от Данцигской бухты.

К большому сожалению, для немецких солдат и офицеров, у входа в бухту их уже поджидала советская подводная лодка Л-3 , командир которой имел четкий приказ уничтожать любые конвои, предпринимавшие попытки скрыться от наступающих войск Красной Армии. Скорость конвоя, а также постоянно менявшийся курс заставили капитана подводной лодки пуститься в длительное преследование, находясь при этом в надводном положении. В конце концов, ближе к полуночи этого же дня цель была достигнута – лодка выпустила несколько торпед по «Гойе» и все они достигли цели. Корабль вспыхнул словно спичка, и затонул спустя всего лишь 6 минут, предоставив в распоряжение морских хищников от 6 и до 7 тысяч тел.

Спасательным шлюпкам, посланным с тральщиков, удалось спасти чуть более 30-40 человек, все остальные бывшие на борту пассажиры погибли в мгновение ока, виной чему, как показало проведенное расследование, стало отсутствие у транспортного судна водонепроницаемых переборок, наличие которых обязательно для безопасной перевозки пассажиров.

Советская лодка повреждений не получила, капитан и его экипаж благополучно продолжили боевую службу до конца войны. За успешно проведенное торпедирование капитан Коновалов В.К. получил звание Героя Советского Союза, а также орден Ленина и Золотую Звезду.

Точное место гибели «Гойи» было установлено только спустя многие годы после окончания войны, имена же всех погибших остаются неизвестными до сих пор.

Подводная война как составная часть Второй мировой на всем своем протяжении отличалась небывалым трагизмом - едва ли не большим, чем тот, что сопровождал все происходившее на суше. Прежде всего вина за это лежит на немецких подводниках - «волках Деница». Понятно, что огульно обвинять в нарушении конвенций всех без исключения подводников нацистской Германии было бы неверно. Но так же неверно и забывать о том, что именно они развязали неограниченную подводную войну.

Платить по счетам пришлось не только немецким военным морякам, но всему народу Германии. Именно так - как трагическое следствие действий германских вооруженных сил - нужно рассматривать события, разыгравшиеся на Балтике в последние месяцы войны. В это время советские подводники одержали три крупнейшие победы в Великой Отечественной, и они же стали крупнейшими трагедиями для немецких кораблей той эпохи. 30 января подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 брутто-регистровых тонны (вместе с ним погибли, по официальным данным, 5 348 человек, по неофициальным, свыше 9 000). Через неполные две недели та же С-13 потопила лайнер «Штойбен» водоизмещением 14 690 брутто-регистровых тонн (число погибших, по разным данным, от 1 100 до 4 200 человек). А 16 апреля 1945 года подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» под командованием капитан-лейтенанта Владимира Коновалова потопила транспорт «Гойя» водоизмещением 5 230 брутто-регистровых тонн.

В результате этой атаки вместе с транспортом, который утонул через семь минут после попадания первой из двух торпед, погибли около 7 000 человек. В актуальном на сегодняшний день списке крупнейших морских катастроф гибель «Гойи» стоит на первом месте по числу погибших, почти в пять раз превосходя по этому показателю легендарный «Титаник». И в полтора раза - советский госпитальный корабль «Армения»: на борту этого судна, потопленного 7 ноября 1941 года фашистской авиацией, погибли около 5 000 человек, в подавляющем большинстве раненые и медработники.

Атака «Гойи» стала кульминационным моментом последнего, восьмого похода подлодки Л-3 «Фрунзевец» в годы Великой Отечественной войны. В него она отправилась 23 марта из финского порта Турку, где советские подводные лодки из состава бригады подлодок Краснознаменного Балтийского флота базировались с сентября 1944-го. К этому времени она считалась самой результативной среди советских субмарин по общему числу потопленных кораблей: к концу февраля 1945-го их счет у Л-3 перевалил за два десятка. Большинство из них были потоплены не торпедами, а выставленными минами: лодка была подводным минным заградителем. Тем не менее в счет шли все победы, и Л-3, на которой за время войны сменился второй командир (первый, капитан 3-го ранга Петр Грищенко, в конце февраля 1943-го ушел на повышение, передав командование своему помощнику Владимиру Коновалову, служившему на лодке с 1940 года), выбилась в лидеры по числу потопленных судов.

В восьмой поход лодка отправилась в район Данцигской бухты: операция немецкого флота «Ганнибал», целью которой была эвакуация немецких войск и беженцев из Восточной Пруссии и с оккупированных земель Польши, куда уже вошли войска Красной Армии, была в разгаре. Ее не смогли прервать даже такие катастрофические потери, как потопление С-13 транспортов «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». Несмотря на то, что обстоятельства их гибели указывали на опасность использования для эвакуации мирного населения судов в камуфлированной окраске, идущих в сопровождении боевых кораблей, транспорт «Гойя» вышел в пятый и последний поход в рамках операции «Ганнибал». И практически сразу попал в поле зрения Л-3, не первый день подстерегавшей суда на северных подходах к Данцигской бухте. Предыдущие попытки атаковать конвои, шедшие оттуда, не увенчались успехом, и потому, когда в вечерних сумерках показался транспорт «Гойя» в сопровождении двух сторожевиков, командир лодки отдал команду атаковать конвой. Лодка пошла вдогонку за целью в надводном положении, поскольку подводная скорость не позволяла ей догнать транспорт, и незадолго до полуночи выпустила по нему две торпеды с расстояния в 8 кабельтовых (чуть менее полутора километров). Через 70 секунд на борту лодки увидели два мощных взрыва: обе торпеды попали в цель. Через семь минут транспорт «Гойя», расколовшись в месте попадания торпед, пошел на дно. Спастись удалось в общей сложности 183 пассажирам и членам экипажа - их подобрали другие суда.

Советская субмарина ушла с места атаки беспрепятственно: шокированные трагедией, команды сторожевиков поспешили на помощь уцелевшим, а пяток глубинных бомб сбросили для острастки, вдалеке от Л-3. По пути на базу подлодка несколько раз атаковала вражеские конвои, но результата эти атаки не принесли. 25 апреля «Фрунзевец» вернулся на базу и больше в боевые походы не выходил. Через месяц после Победы, 8 июля 1945 года командиру лодки гвардии капитану 3-го ранга Владимиру Коновалову присвоили звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками». На Балтике, и за ее пределами хорошо понимали, что командир лодки заслужил это звание, но поскольку он командовал субмариной только с 1943 года, приняв под свою руку гвардейский корабль (звание присвоено лодке 1 марта того же года), главным фактором стало потопление «Гойи».

В послевоенных исследованиях зарубежных специалистов, да и в отечественной исторической литературе последних двух десятилетий было модно называть гибель таких гигантов, как «Гойя», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», не иначе, как преступлениями советских подводников. При этом авторы подобных утверждений забывали, что потопленные суда нельзя было считать госпитальными или гражданскими. Все они шли в составе военных конвоев и имели на борту военнослужащих вермахта и кригсмарине, все имели военную камуфляжную окраску и бортовое зенитное вооружение и не имели нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе. Все три были законной целью для подводников любой страны антигитлеровской коалиции.

Нужно понимать, что с борта подводной лодки любое судно, если только оно не имеет заметных при любых условиях обозначений госпитального и не идет в одиночестве, выглядит как вражеский корабль и рассматривается как цель. О том, что на борту «Гойи», который до начала участия в операции «Ганнибал» служил мишенью для учебных торпед «волков Деница», находятся не только военные, но и беженцы, командир Л-3 мог только догадываться. Мог - но не был обязан. Рассмотрев крупный транспорт под конвоем двух сторожевиков, логичным образом он предположил, что судно военное и является законной целью.

… Сегодня рубка подлодки Л-3 занимает почетное место в экспозиции Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Сюда ее перевезли из Лиепаи, где она до начала 1990-х стояла у здания штаба 22-й бригады подводных лодок. Появилась она там в начале 1970-х, когда легендарный «Фрунзевец» закончил свою военную службу, пройдя все обычные для дизель-электрической подлодки стадии: действительная военная в качестве боевого корабля до 1953 года, потом - переклассификация в учебную и служба в этом качестве до 1956 года, затем - разоружение и служба в роли учебной станции по борьбе за живучесть и, наконец, исключение 15 февраля 1971 года из списков флота для разделки на металл.

Корабль на четыре года пережил своего знаменитого командира: Владимир Коновалов умер в 1967 году, дослужившись до звания контр-адмирала и поста замначальника кузницы кадров русских подводников - Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. И надо думать, его рассказы о военной службе и одержанных победах уверили в справедливости выбранной стези не один десяток курсантов-подводников.

73 года прошло с момента, когда грузовое судно Гойя килем коснулось дна океана. Все потому, что оно не выдержало торпедной атаки советской субмарины Л-3.

Источник: wikipedia.org

Изначально Гойя было грузовым судном, построенным на Akers Mekanika Verksted в Осло. Спущено на воду 4-го апреля в 1940-м. Но недолго оно плавало под флагом Норвегии. Его быстро конфисковали оккупанты из нацистской Германии. Сначала это была условная мишень для подготовки экипажей немецких субмарин. А потом Гойя помогала эвакуировать морем немецкие войска от наступающей Красной армии.

Судно совершило четыре похода, чем спасло жизни 19 785-ти солдатам. Пятый поход, происходивший в ночь с 15-го на 16-е апреля 1945-го, стал последним. Гойю торпедировала советская подводная лодка Л-3. Судно затонуло в Балтийском море, прихватив с собой на тот свет 6900 человек.


Источник: wikipedia.org

Гойя — судно №1 в списке кораблей, затонувших вместе с невероятным количеством людей. Какие еще огромные корабли затонули и сколько людей с ними пало — читай далее.

Дзюнъе-мару

Дзюнъе-мару — японское грузовое судно, потопленное тоже во времена Второй мировой. В 1944-м году британская подлодка Tradewind торпедировала гиганта, в результате чего погибло около 5 тысяч 620 человек.

Корабль был построен в 1913 году компанией Robert Duncan Co в Глазго. Имел водоизмещение 5065 тонн, длину 123 метра, ширину 16 метров и осадку 8,3 метра. Мощность силовой установки — 475 л.с. Мощно, но не помогло в бою против коварных британских торпед. Это вторая самая крупная морская катастрофа после потопления Гойи.


Источник: navsource.org

Тояма-мару

Еще одна морская звезда Японии — сухогрузное судно Тояма-мару , построенное в 1915-м году на заводе Russell & Company . Во время Второй мировой передано флоту для использования в военно-транспортных целях.

Но 29-го июня в 1944-м американская подводная лодка Sturgeon встретила Тояма-мару четверкой торпед. Стрелки оказались настолько метки, что они одновременно попали в среднюю часть трюма, машинное отделение и нос судна. От взрывов бензин вспыхнул и растекся по палубе, а потом и по воде. Результат — 5 тысяч 600 покойников.


Источник: svpproductions.com

Кап Аркона

Вторая мировая не щадила даже пароходы класса люкс. Один из таких — Кап Аркона. Корабль был назван в честь мыса Аркона, расположенного на острове Рюген.

Как умер: 3-го мая в 1945-м, перед капитуляцией Германии, пароход атаковали и потопили английские бомбардировщики. Результат: 5 тысяч 594 человека погибших (в основном узники концлагерей ).


Источник: navsource.org

Вильгельм Густлофф

На момент постройки, Вильгельм Густлофф был одним из крупнейших пассажирских кораблей. Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа . Спущен на воду 5-го мая в 1937-м. На церемонии присутствовал сам Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. До начала Второй Мировой Войны корабль использовался как плавучий дом отдыха и совершил 50 круизов у побережья Европы.

Но в сентябре 1939-го судно передали в распоряжение военно-морским силам. В итоге, Густлоффа превратили в плавучий госпиталь на 500 коек. С 1940-го переоборудован в надводную казарму и использовался как учебное судно 2-й дивизии подводного плавания в порту Готенхафен .

Но 30-го января в 1945-м Вильгельм затонул. Советская субмарина С-13 под командованием А. И. Маринеско торпедировала корабль, на чем его тяжелое бремя оборвалось. А с ним — и жизни 5-ти тысяч 348-ми человек. Хотя, есть источники, утверждающие, что потери могли превышать 9 тысяч человек, среди которых были 5 тысяч детей.


Источник: history.navy.mil

Армения

Советским кораблям тоже пришлось натерпеться во времена Второй мировой. Вот, например, пассажирско-грузовой теплоход Армения , потопленный 7-го ноября в 1941-м году. Построили его на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928-м году.

12 лет он служил Стране Советов , а на 13-й его разбомбила немецкая авиация вблизи побережья Крыма. Число погибших до сих пор не установлено. Но, по предварительным оценкам, это не меньше 5-ти тысяч человек.


Источник: odkrywca.pl

Рюсэй-мару

25-го февраля в 1944-м году еще один японский транспортный корабль нырнул под воду. Немаленький на то время Рюсэй-мару подвергся торпедированию американской субмарины Rasher . Результат: 4 998 человек и 4 861 тонна железа внезапно оказались на дне.


Источник: svpproductions.com

Донья Пас

В списке крупнейших морских катастроф есть и пассажирский паром, утонувший в мирное время. Это филиппинский Донья Пас , который 20-го декабря в 1987-м столкнулся с танкером Вектор.

Десять крупнейших побед советских моряков-подводников имеют довольно мрачный оттенок:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибли около 7 тыс. беженцев из Восточной Пруссии, курсантов и раненых военнослужащих);

3. «Генерал фон Штойбен» (9 февраля 1945, погибли 3608 раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

7. «Струма» (24 февраля 1942, погибли 768 беженцев из стран Юго-Восточной Европы в Палестину);

Как видно из списка, одиозный «Вильгельм Густлофф», споры о котором ведутся на протяжении десятков лет, был не первым и далеко не последним кораблем в истории величайших катастроф на море. В десятку помещаются ровно 10 мест, но список можно продолжать и далее: например, «почетное» 11 место занимает немецкий транспорт «Зонневейк» - 8 октября 1944 года торпедный залп с подлодки Щ-310 унес жизни 448 человек (преимущественно эвакуируемое население Восточной Пруссии). 12 место - транспорт «Геттинген» (потоплен 23 февраля 1945 года, снова несколько сотен погибших беженцев)…
Что и говорить, успехи просто ужасны. Как классифицировать эти «зверства советских подводников»? Это военные преступления или трагические ошибки, неизбежные на любой войне?

Вариантов ответов обычно несколько.

Второе мнение более тактично: погибшие были немцами? Так им и надо!

Конечно, у советского народа много поводов для смертельной обиды - в каждой семье есть родственник, павший на фронте или замученный в немецком плену. Но возникает вопрос: чем тогда «мы» будем отличаться от «них»? «Око за око - ослепит весь мир» (Махатма Ганди).

Третье, мазохистско-демократическое мнение звучит просто: Каемся! Каемся! Каемся! Советские моряки-подводники совершили непоправимую ошибку, и нет им прощения.

Кто-то скажет, что истина всегда лежит посередине. Но это очень наивное и примитивное представление об истине! Она может быть сдвинута как в одну, так и в другую сторону, именно поэтому истину всегда так сложно найти.

200-метровый, десятипалубный лайнер "Вильгельм Густлофф"


Жизнь уже давно вынесла справедливый вердикт каждой из морских трагедий Второй мировой. Некоторые из обстоятельств можно поставить в вину подводникам, в некоторых случаях есть все основания возложить вину на самих пострадавших (не тех невинных жертв войны, кто, прижимая к груди детей, уходил в морскую пучину, а тех, кто предательски бездарно спланировал операцию по эвакуации беженцев). Безусловно, одно - все это ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Неизбежность. Страшные издержки любой войны.

А если так, то нужно рассматривать проблему в более широком смысле. Приведенный внизу список не являет своей целью «похвалить» советских подводников, равно как и «облить грязью» зарубежных моряков. Всего лишь статистические данные, прямо подтверждающие мой тезис о неизбежных трагедиях на любой войне.

Крупнейшие по числу жертв морские катастрофы Второй мировой:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибло 7000 раненых немецких военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

2. «Дзунъё-Мару» (18 сентября 1944, погибло 1500 американских, британских и голландских военнопленных и 4200 яванских рабочих в бамбуковых клетках. «Дзунъё-Мару» - страшный трофей британской подлодки «Трейдвинд»);

3. «Тояма-Мару» (29 июня 1944 года, ≈5,5 тыс. жертв. В тот раз «отличилась» демократичная американская субмарина «Стеджэн»);

4. «Кап Аркона» (3 мая 1945 года, среди погибших ≈5,5 тыс. узников концлагерей. В бою отличились Королевские ВВС Великобритании);

…немецкие суда «Генерал фон Штойбен», «Зальцбург», японский транспорт «Тайтё-Мару», болгарско-румыно-панамский шлюп «Струма», британский лайнер «Ланкастрия» (потоплен немецкой авиацией в 1940 году, число жертв превысило потери «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые) …

Госпитальное судно "Генерал фон Штойбен". Второй "трофей" Александра Маринеско


Ошибались все и всегда. Кто-нибудь ехидно заметит, что на первом месте по-прежнему стоит «Гойя», потопленный советской подлодкой Л-3. Что здесь можно возразить? Советские свершения были велики, советские ошибки были чудовищны. Иначе мы жить не умеем.

Список морских катастроф Второй мировой не является «истиной в последней инстанции». Единственное, что нам известно точно - названия кораблей и дата их потопления. Изредка - точные координаты места потопления. Все. Приведенные данные о количестве жертв разнятся от источника к источнику и, в лучшем случае, отражают официальные цифры, которые весьма далеки от реальности.
Так, некоторые исследователи, по числу жертв, ставят на первое место «Вильгельм Густлофф» - по воспоминаниям спасшихся, на его борту могло находиться более 10 тысяч человек, при этом, по разным данным, удалось спастись всего от 1,5 до 2,5 тысяч!

Величайшая из морских трагедий - потопление транспорта «Гойя» - вообще осталась за рамками официальной истории. Это легко объяснимо: в отличие от «Атаки века», в которой был потоплен десятипалубный красавец-лайнер «Вильгельм Густлофф», в случае с «Гойей», советская подлодка уничтожила обычный сухогруз, битком набитый людьми. Среди пассажиров - раненные военнослужащие, солдаты Вермахта, но основная часть - беженцы из Восточной Пруссии. Эскорт - 2 тральщика, еще один пароход и буксир. «Гойя» не являлась госпитальным судном и не несла соответствующей раскраски. Ночью, на выходе из Данцигской бухты, судно было торпедировано советской подлодкой Л-3 и спустя всего 7 минут затонуло.

Рубка подводной лодки Л-3, потопившей немецкий транспорт "Гойя". Экспозиция на Поклонной горе, Москва


Кто виноват? По сути - никто! Л-3 имела приказ топить немецкие корабли, покидающие Данциг. Никаких средств обнаружения, кроме примитивного перископа и гидроакустического поста у советских подводников не было. Определить с их помощью характер груза и назначения судна было невозможно. Есть в этой истории и немецкий просчет - эвакуировать тысячи людей на сухогрузе в военном камуфляже, зная о том, что пару месяцев назад, при аналогичных обстоятельствах, погибли «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен» - решение довольно сомнительное.

Не менее ужасные события произошли в Черном море 7 ноября 1941 года - немецкий торпедоносец Хе-111 потопил теплоход «Армения». На борту советского судна находился персонал и пациенты 23 эвакуируемых госпиталей, персонал лагеря «Артек», члены семей партийного руководства Крыма - тысячи гражданских лиц и военнослужащих. Таких трагедий морская история еще не знала: количество погибших в 5 раз превысило число жертв катастрофы «Титаника»! По официальным данным, из 5 тысяч человек, находивших на борту «Армении», удалось спастись лишь восьмерым. Современные историки склоняются к мнению, что официальные данные были в 1,5-2 раза занижены - «Армения» вполне может претендовать на «первое место» в списке самых ужасных морских катастроф. Точное место потопления теплохода неизвестно до сих пор.

«Армения», «Густлофф», «фон Штойбен» - с официальной точки зрения, все они являлись законными трофеями. Они не несли опознавательных знаков «госпитальных судов», зато несли зенитную артиллерию. На их борту были военные специалисты и солдаты. На борту «Вильгельма Густлоффа» находилось 918 курсантов 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision).

Историки и журналисты до сих пор спорят о количестве зениток на борту «фон Штойбена» или «Армении», не утихают диспуты по поводу «десятков подготовленных экипажей подлодок» на борту «Густлоффа». Но вывод кажется простым: Александру Маринеско, как и экипажу немецкого торпедоносца Хе-111, не было дела до таких мелочей. Они не видели никаких явных свидетельств «госпитального судна» - ни специальной белой окраски, ни трех красных крестов на борту. Они видели ЦЕЛЬ. Они имели приказ уничтожать вражеские корабли и суда - и свой долг они выполнили до конца. Лучше бы они этого не делали, но… кто мог знать! Как уже было сказано, у моряков и летчиков не было никаких средств для определения характера груза. Трагическое стечение обстоятельств, не более того.

Подводная лодка Щ-213, Черноморский флот. Одна из главных подозреваемых в потоплении шлюпа "Струма"


Советские моряки не были кровожадными убийцами - после потопления парусно-моторного шлюпа «Струма» командир подлодки Щ-213 лейтенант Дмитрий Денежко находился в подавленном состоянии. По воспоминаниям старшины Носова, Денежко ночи напролет изучал морские карты и сверял данные - пытался убедить себя, что это не его торпеда оборвала жизнь 768 еврейским беженцам. Примечательно, что останки «Струмы» в указанном месте обнаружены не были - существует определенная вероятность, что советские моряки в тот раз действительно были ни при чем - «Струма» подорвалась на минах…

Что касается случайного потопления японских «кораблей ада» - «Дзуньё-Мару» и «Тояма-Мару», то здесь все предельно ясно. Мерзавцы из японского Генштаба использовали обычные сухогрузы для перевозки тысяч военнопленных и населения с оккупированных территорий. Никаких мер безопасности не предпринималось. Людей часто везли в бамбуковых клетках, везли на верную смерть - строительство стратегических объектов на островах Тихого океана. Спецтранспорты ничем не отличались от обычных военных транспортных кораблей - неудивительно, что они периодически становились добычей для американских и британских подводников.

Японский транспорт Кинай-Мару перед потоплением


При аналогичных обстоятельствах советская подлодка М-118 потопила транспорт «Зальцбург», перевозивший из Одессы в Констанцу более 2 тысяч советских военнопленных. Вина за эти события целиком лежит на японских и немецких военных преступниках - тех, кто бездарно спланировал перевозку военнопленных и сделал все, чтобы погубить людей.

Иногда звучит вопрос: какой смысл в потоплении трех японских транспортов, перегруженных беженцами с Южного Сахалина, - трагедия произошла 22 августа 1945 года и унесла жизни почти 1700 человек. Советская подлодка Л-19 расстреляла торпедами «Тайтё-Мару» и «Шинке Мару» прямо в порту Румой на о. Хоккайдо. При том, что до официального окончания войны оставалось 10 дней, а уже с 20 августа шел процесс капитуляции японских войск. Зачем понадобилось бессмысленное кровопролитие? Ответ только один - такова кровавая суть войны. Искренне сочувствую японцам, но судить некого - подводный минный заградитель Л-19 не вернулся из боевого похода.

Но самым ужасным было потопление лайнера «Кап Аркона». 3 мая 1945 года судно, перегруженное тысячами узников концлагерей, было уничтожено доблестной британской авиацией в порту Любека. Согласно рапортам летчиков, они отчетливо видели белые флаги на мачтах «Кап Аркона» и живую массу людей в полосатых лагерных робах, в отчаянии мечущихся по палубе, но … продолжали хладнокровно расстреливать пылающий корабль. Почему? У них был приказ уничтожать корабли в гавани Любека. Они привыкли стрелять по врагу. Бездушный механизм войны было не остановить.

Памятник жертвам трагедии "Кап Аркона"


Вывод из всей этой истории прост: трагические стечения обстоятельств случались повсюду, но военно-морской истории других стран подобные случаи маскируются на фоне многочисленных ярких побед.
Немцы предпочитают не вспоминать ужасы «Армении» и «Ланкастрии», героические страницы истории Кригсмарине связаны с совершенно другими событиями - рейдом на Скапа-Флоу, потоплением линкоров «Худ», «Бархэм» и «Рома», уничтожением британских авианосцев «Корейджес», «Игл» и «Арк Ройал»… Трагические ошибки ВМС США теряются на фоне ночных артиллерийских дуэлей, потопления «Ямато», суперавианосца «Синано» или «Тайхо». В активе у британских моряков - потопление «Бисмарка», «Шарнхорста», атака ВМБ Таранто, уничтожения тяжелых итальянских крейсеров, выигранная «Битва за Атлантику».

Увы, ВМФ СССР стал заложником собственной пропаганды - выбрав потопление лайнера «Вильгельм Густлофф» в качестве «Атаки века», политтехнологи, сами того не ведая, открыли «ящик пандоры». Спору нет, ночная торпедная атака Маринеско с технической стороны достойна всяческих похвал. Но, при всей своей сложности, она на военный подвиг не тянет. Не в чем упрекнуть храброго моряка, но и восхищаться здесь тоже не чем. Все лишь трагическое стечение обстоятельств.

Более 60 лет назад - 1 сентября 1953 года - свои двери для студентов впервые открыл новый корпус Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова - легендарная высотка на Воробьевых горах. Это здание стало символом одного из старейших университетов страны и родным домом для многих поколений студентов. Построена была знаменитая высотка МГУ в рекордные для XX века сроки - всего за пять лет.

История Главного здания МГУ

По предложению генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина в январе 1947 года Совет министров СССР принял решение о строительстве в Москве восьми высотных зданий, одним из которых стал главный корпус МГУ на Ленинских (ныне Воробьевых. - Ред.) горах.

Проектирование высотки Московского государственного университета было возложено на архитектора Бориса Иофана (1891 - 1976), который до этого выполнил ряд крупных правительственных заказов. Он предложил композицию здания в виде пяти строений с высотной центральной частью и четырьмя симметрично расположенными более низкими боковыми объемами, увенчанными башенками - пинаклями.

Наверху высотной части здания Б. Иофан сначала предполагал установить скульптуру М.В. Ломоносова, но впоследствии предусмотрел завершение здания шпилем с пятиконечной звездой, как на остальных сталинских высотках.

Архитектор хотел запроектировать высотку на бровке Ленинских гор, однако геологи высказали опасение, что при таком расположении огромного сооружения не удастся обеспечить устойчивость его основания. Это могло привести к катастрофе, так как данный район опасен с точки зрения возникновения оползней. Б. Иофан был не согласен с мнением геологов, что привело к задержке проектирования и строительства здания. В результате эти разногласия послужили причиной отставки Б. Иофана.

В дальнейшем работы по проектированию высотки вела группа архитекторов во главе с архитектором Львом Рудневым (1885 - 1956). Он перенес здание на 800 метров вглубь территории, а на месте, выбранном Б. Иофаном, создал смотровую площадку.

Фундамент и каркас Главного здания МГУ разрабатывал создатель Останкинской телебашни инженер Николай Никитин (1907 - 1973). Предложенные им принципиально новые технические решения позволили построить в сложных грунтовых условиях здание переменной высоты.

Скульптурным оформлением фасадов занималась мастерская Веры Мухиной. Шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из желтого стекла и алюминия, что создает эффект позолоты.

Мало кто знает, что Вера Мухина обращалась к наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии с предложением установить ее скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием университета, однако получила отказ.

Планировка здания

В главном секторе «А» были размещены геологический, механико-математический и географический факультеты, ректорат, администрация, научная библиотека, Музей землеведения, актовый зал на 1500 человек и Дворец культуры МГУ с большим залом (на 640 мест).

В боковых секторах запроектировали жилую зону - квартиры профессорско-преподавательского состава, общежития для студентов и аспирантов. Как и в других высотках, в здании должны были разместиться кинотеатр, почтовое отделение, телеграф, столовые, магазины, парикмахерская, предприятия бытового обслуживания, поликлиника и спортивный центр с 25-метровым бассейном.

19-этажное здание секторов «Б» и «В» главного корпуса МГУ согласно проекту имеет подвал, цокольный и технический этажи. Жилые комнаты студентов и аспирантов занимают этажи со 2-го по 18-й, общее количество проживающих - до 2000 человек. На каждом этаже были размещены кухонные помещения с газовыми плитами.

Эта планировка здания сохранилась до сих пор.

Строительство

6 марта 1951 года Иосиф Сталин лично визирует архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение территорий, прилегающих к будущему зданию МГУ. Технический проект, генеральную смету на строительство комплекса МГУ, этажность и высоту шпиля утверждает также сам генералиссимус.

На момент начала стройки Главное здание МГУ было самим высоким зданием в Европе.

На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. До строительства «Триумф-Паласа» здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве.

Курировал возведение высотки нарком внутренних дел Лаврентий Берия.

Земляные работы начались в 1948 году, а церемония заложения первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. На строительство были переброшены военно-строительные части с объектов атомной промышленности. Три крупнейших здания факультетов - физфак, химфак и биофак - строятся силами нескольких тысяч заключенных.

После четырех лет ударного строительства, 1 сентября 1953 года, Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова было открыто.

С момента строительства здание неоднократно ремонтировалось. Восстановительные работы на отдельных объектах комплекса проводятся и сейчас. Например, в 2014 году будут отреставрированы памятники ученым на Воробьевых горах.

Все скульптуры отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. В частности, это монументы основателю теории химического строения А.М. Бутлерову, создателю таблицы химических элементов Д.И. Менделееву, основателю Московского университета М.В. Ломоносову, создателю первой в России научной физической школы П.Н. Лебедеву и организатору первой русской учебно-исследовательской физической лаборатории А.Г. Столетову.

Памятники были установлены на территории университета 60 лет назад: скульптура Ломоносова - перед главным зданием университета, монументы Бутлерова и Менделеева - возле здания химического факультета, Лебедева и Столетова - возле помещений физического факультета. Скульптуры Менделеева и Ломоносова отлиты из бронзы, а фигуры Бутлерова, Лебедева и Столетова - из чугуна.

Развитие Московского университета

Сегодня МГУ включает в себя 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и шесть филиалов (в том числе пять зарубежных). В университете обучается около 35 тысяч студентов, пять тысяч аспирантов, докторантов, соискателей и десять тысяч слушателей подготовительных отделений, в общей сложности около 50 тысяч человек.

На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают четыре тысячи профессоров и преподавателей, около пяти тысяч научных сотрудников.

Вспомогательный и обслуживающий персонал насчитывает примерно 15 тысяч человек.

Безусловно, для динамично растущего университета нужна новая современная база. В связи с этим прорабатывается возможность создания научно-технологической долины «Воробьевы горы» на площади около 100 га. Планируется, что строительство будет завершено к 2018 году.

Курировать разработку концепции будет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В настоящее время в МГУ уже создана группа из 80 человек, которая занимается разработкой идеи.

Основная цель создания долины - возможность научных фундаментальных исследований лабораториями МГУ и приглашение к сотрудничеству высокотехнологичных корпораций - в первую очередь нефтяной, газовой отраслей, а также разработчиков социальных, информационных и медико-биологических технологий. Это будет современный городок, где вместе должны сойтись фундаментальная наука и высокие технологии.

Вместе с тем в начале 2014 года инвестор уже приступил к строительству школы-интерната для одаренных детей на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского. Ввод в эксплуатацию объекта планируется к 30 июня 2016 года. Там же в ближайшее время начнется возведение двух корпусов общежития.