Нам свежесть слов и чувства простоту анализ. Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…. Осуждённые на расточение

Что такое дар поэта, как им следует распоряжаться и по силам ли нести этот крест, как нёс свой Иисус? Эти и другие вопросы заданы Анной Ахматовой между строк стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту», написанного в 1915 году.

Слова и чувства

В первых строках поэтесса, выступая в роли лирической героини, говорит, что поэту никак нельзя терять свежесть своего слова и простоту чувств. Для убеждения Ахматова сравнивает пиитов с живописцами, актёрами и женщиной. Что есть художник без зрения? Кто такой актёр без голоса, а женщина без красоты? Таков и поэт, который не может простыми словам показать читателю свой мир и погрузить его в грёзы четверостиший.


Или актеру - голос и движенье

Важнейшее оружие и щит поэта – это слово, но им надо владеть не только в рамках грамматики. С помощь слов поэт может вызвать слезу радости или огорчения, способен показать читателю свой мир, покорить сердце фантазией. Однако, передача мысли должна идти простыми словами, не надо строить громоздкие конструкции, в который читатель запутается и потеряет интерес к поэзии.

Осуждённые на расточение

Далее мы видим посыл к Библии, которая учит нас расточать, а не хранить, то есть, более отдавать, чем брать. Такова и роль поэта, который должен отдавать миру свой дар, не надеясь на похвалу и аплодисменты.

Дар творчества дан свыше, поэтому им надо делиться с тем, кто его не получил. Говоря простым языком – рок поэта служить людям и открывать им глаза мыслью ярких и свежих рифм.


Тебе дарованное небесами.

Нельзя что-то скрывать в себе, всё должно ложиться на бумагу и выноситься на золотом подносе людям. Поймут они написанное или нет – это другой вопрос, но хранить дар и его всходы внутри себя нельзя. Подобная «жадность» может привести к тому, что Бог дар заберёт и Лира покинет поэта.

Рок поэта

Последние четверостишие является продолжением предыдущего и описывает рок поэта. Он всегда будет один на 100% понимать своё творчество, но обязан нести свет поэзией, должен открывать глаза слепым и уши глухим. Поэт должен уподобиться Христу и раздавать людям надежду, за которую после и будет возведён на плаху людского суда.

Иди один и исцеляй слепых.

Ученики, лишённые божественного дара, будут в злорадстве глумиться и предавать (Иуда), а толпа, которой поэт не успел открыть глаза будет само равнодушие (вспомним прощение Варавва и осуждение Христа).

Ахматова сама поэтесса и знает, что пишет. Она еще не испытала на себе этого равнодушия и глумления, но ждать остаётся недолго. Вполне пророчески, так как в 30-е годы Ахматову не печатают и добывать себе хлеб насущный поэтесса вынуждена переводами.

Стихотворение открывает нам обязанности поэта по отношению к читателю и показывает, какую награду пиит получает в большинстве случаев. Глубокое с нотками грусти стихотворение, которое не оставит равнодушным почитателя Ахматовой.

Терять не то ль, что живописцу - зренье
Или актеру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить.

В стихотворных работах ранней лирики Анны Ахматовой была затронула самая актуальная и самая яркая тема – предназначение поэтов и суть поэзии. Детально и тщательно изучая творческие работы Александра Сергеевича Пушкина, Ахматова выразила свои мысли относительно поэзии и творчества.

В строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту… » поэтесса пытается высказать свое мнение и выразить свои мысли относительно поднятого вопроса.

Главная героиня стихотворения относит себя к так называемому братству. Об этом символизирует присутствие обобщенного местоимения «нам». Чего же боится поэтесса? Потерять свежеть рифмованного слова, которое доносит мысли поэта, а также не забыть о простоте чувств, с помощью которых необходимо выражать все увиденные и услышанные события. Именно эти умения превращают обычные стихотворные работы в настоящие литературные шедевры.

Анна Андреевна придерживается мысли о том, что литературный дар поэт получает свыше. И нельзя использовать его по собственной воле.

Анализируя творческие работы Пушкина, поэтесса приходит к своим собственным выводам. Она пишет о том, что поэт обязан служить народу. Такова его миссия! И об этом символизирует одна из строк стихотворения: «иди один и исцеляй слепых».

Последние строки стихотворной работы сопоставляют творца и толпу. Она весьма равнодушна, и в тяжкий час поэту совершенно неоткуда ждать помощи и поддержки. По мнению поэтессы, творческий талант – это не только дар с небес, благо Всевышнего. Это еще и непосильная ноша, которая требует от тебя ответственности и покорного служения народу. Поэты часто должны исполнять самопожертвование. А взамен получают лишь агрессивно настороженные высказывания и полнейшее непонимание.

«Нам свежесть слов и чувства простоту…» Анна Ахматова

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась скрупулезным его изучением. Связь с Пушкиным она почувствовала гораздо раньше. Не в последнюю очередь тому способствовало время, проведенное в Царском Селе.

С самого начала стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» лирическая героиня считает себя членом своеобразного братства – братства поэтов. Неслучайно в первой же строке употребляется местоимение «нам». Главный страх – потерять «свежесть слов и чувства простоту», то есть способность простыми, но в то же время точными и яркими словами передавать человеческие чувства. Без этого таланта не мыслится настоящий поэт. Без него лирические произведения – просто пустышки. По мысли Ахматовой, истинный дар дается при рождении, как женщине дается при рождении красота, живописцу – особенное зрение, актеру – «голос и движенье». Распоряжаться им по собственной воле нельзя. И здесь возникает этико-эстетический парадокс. С одной стороны поэтическое творчество подразумевает под собой накопление художником эмоций, чувств, впечатлений. С другой – согласно христианской морали, нужно «расточать», а не хранить. Ахматова следует за пушкинским «Пророком». В финале рассматриваемого текста она определяет основную миссию поэта – служение народу: «Иди и исцеляй слепых…». Александр Сергеевич же призывал пророка «глаголом жечь сердца людей». В последних строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» проявляется мотив противостояния художника и толпы, свойственный уже в большей степени творчеству Лермонтова, нежели Пушкина. «В тяжелый час сомненья» поэту неоткуда ждать помощи и поддержки. Он узнает только «учеников злорадное глумленье» да «равнодушие толпы».

Получается, талант – не только награда, данная творческому человеку небесами, но и тяжкая ноша, большая ответственность, предполагающая служение народу и высшим идеалам. При этом зачастую за самопожертвование художник не только не получает благодарности, но еще и сталкивается с агрессивным непониманием.